Беркуты в человеческой культуре

Часть серии о |
Беркут |
---|
![]() |
Человечество было очаровано беркутом еще в начале письменной истории. Большинство ранних зарегистрированных культур относились к беркуту с почтением. Только после промышленной революции , когда спортивная охота получила широкое распространение, а коммерческое животноводство стало распространенным явлением во всем мире, люди начали широко рассматривать беркутов как угрозу их средствам существования. В этот период также появилось огнестрельное оружие и промышленные яды, которые позволили людям легко убивать уклончивых и сильных птиц. Ниже приведены различные репортажи о значении орлов, многие из которых, вероятно, относятся к беркутам, в ранних культурах и старых религиях, а также к национальным и военным знакам отличия.
Древняя мифология
[ редактировать ]Древнеегипетский бог солнца Гор изображался с головой сокола и был важен как божество, олицетворяющее фараона . Гор также играл важную роль, олицетворяя воскресение , будучи сыном своего мумифицированного отца Осириса и матери Исиды . Греки и римляне считали, что Зевс и Юпитер соответственно представлены орлом.
Соколиная охота
[ редактировать ]
Беркутов можно обучить, чтобы они стали высокоэффективными птицами для соколиной охоты , хотя их размер, сила и агрессивность требуют осторожного обращения, чтобы снизить риск травмирования сокольничего. [1] Они использовались в этой практике, по крайней мере, со времен Средневековья. Сообщается, что в Азии их использовали в группах для охоты на таких животных, как олени, антилопы и волки. В то же время в Европе их использование для соколиной охоты обычно предназначалось только для императоров и королей , поэтому общие названия беркута на различных европейских языках примерно переводятся как «королевский орел». [2] В Соединенных Штатах сокольники редко используют беркутов, поскольку столь же агрессивный железистый ястреб более доступен и обеспечивает аналогичный опыт охоты с большинством тех же видов дичи с меньшим риском травмирования сокольника. [3] Чаще всего американские сокольники взаимодействуют с беркутами, пытаясь избежать их, чтобы уменьшить нападения беркутов на своих дрессированных птиц. [4] Очень атлетичный беркут примерно так же быстр, как и крупные соколы, вполне готов атаковать более мелких хищников, когда есть возможность, и часто способен сбить сокола или ястреба. Следовательно, опытные сокольники не будут запускать своих птиц, если будут замечены беркуты, и обычно предпочитают летать позже в тот же день, когда беркуты обычно уже накормились.
Культура, в которой сегодня широко распространена соколиная охота с беркутами, распространена среди кыргызов, живущих в горах Тянь-Шаня на юго-востоке Казахстана и Кыргызстана . [5] Эта практика также широко распространена в культурном отношении в западной Монголии и Синьцзяне . [6] [7] насчитывается около 250 активных охотников на орлов , а в Казахстане – 50. В провинции Баян-Улгий Монголии [8] [9] В этих культурах беркут считается очень ценным рабочим животным , которое будет использоваться в течение 15 и более лет. Сокольники носят свою птицу на правой руке в перчатке, обычно с деревянной скобой, выдерживающей ее значительный вес. В горах Тянь-Шаня соколиная охота чаще всего происходит поздней осенью и началом зимы. За этот сезон один орел может поймать от 30 до 50 лисиц. [10]
Считается, что взрослые волки не являются жизнеспособной добычей диких беркутов; они слишком опасны из-за своих больших размеров и большого мощного укуса. [11] Несмотря на это, сокольники иногда используют беркутов для охоты на волков. Степной волк ( Canis lupus Campestris ), относительно небольшая раса волков весом около 35 кг (77 фунтов), является основным волком, на которого, как сообщается, охотятся беркуты во время соколиной охоты. [10] Есть записи о том, что некоторые опытные беркуты успешно убивают малолетних и даже взрослых волков. [12] Однако даже хорошо обученный беркут рискует получить травму, поэтому большинство сокольников не рискуют бросить взрослого орла на взрослого волка. [13] Некоторые волки оказываются особенно сложной добычей: есть история об одном волке, который был ранен 11 орлами подряд, но препятствовал их попыткам, убивая каждого, пока, наконец, не был уничтожен благодаря усилиям двенадцатого орла. [12]
Геральдика и миф
[ редактировать ]


Беркут — самое распространенное национальное животное в мире. Пять стран — Албания , Германия , Австрия , Мексика и Казахстан — сделали его национальным животным. Это также распространенный мотив в национальных символах стран, которые официально не сделали его национальным животным или национальной птицей. Причины этого разные, но среди народов, использующих беркута в качестве государственного символа, существуют две четкие традиции, которые помогают объяснить его современное использование. Среди европейских стран беркут был образцом аквилы , самого выдающегося символа римских легионов и в целом римской цивилизации , оказавшей такое мощное влияние на западную культуру ; более того, некоторые классические римские традиции были продолжены Восточной Римской империей на юге и востоке Европы и Священной Римской империей в Центральной и Западной Европе, передав использование беркута нескольким современным государствам. Эта ассоциация беркута с Римом также привела к принятию подобных символов в других странах; например, принятие родственных и физически подобных Белоголовый орлан как национальная птица Соединенных Штатов был вдохновлен концепцией Соединенных Штатов как современной реинкарнацией Римской республики , тема, которая повторяется и в других элементах (включая преобладание неоклассической архитектуры в американских общественных зданиях и использование римской терминологии – например, название верхней палаты Конгресса Сенатом – чтобы вернуться к римской модели). Адольф Гитлер регулярно использовал беркута в качестве символа нацистской партии , включая большие памятники или статуи на зданиях и мостах, а также булавки, которые носили на лацканах нацистских офицеров. В данном случае орел использовался для разжигания национализма, поскольку он был давним символом ( Hoheitszeichen ) Германской империи, на протяжении веков использовавшимся для герба Пруссии и Священной Римской империи . [10] [14]
Другую обширную традицию использования беркута можно найти в арабском мире , где орел исторически является символом власти в арабской поэзии и, согласно легенде, был личной эмблемой Саладина . Конкретное изображение беркута, по легенде считающееся изображением Саладина, было принято арабским националистическим движением и в настоящее время появляется на гербах Египта , Ирака и Палестины ; ранее он появлялся на гербе Народно -Демократической Республики Йемен (1967–1990 годы) и на гербе Ливийской Арабской Республики (1970–1972 годы). На нынешней эмблеме Йемена изображен беркут, но это не герб Саладина .
Религия
[ редактировать ]
Орлы часто упоминаются в Библии , хотя иногда их смешивают с птицами-падальщиками, и их виды не идентифицируются конкретно. Поскольку это самый распространенный орел на Ближнем Востоке и в Евразии, многие упомянутые упоминания, безусловно, относятся к беркуту. Использование орлов в Торе и Ветхом Завете в целом кажется более интенсивным, чем в Новом Завете . В библейские времена орлов и других мясоедных птиц запрещалось употреблять в пищу, поскольку их рацион считался нечистым. [15] Однако в Библии орлы упоминаются как вызывающие восхищение за их быстроту. [16] огромная физическая сила [17] и их, казалось бы, бесконечная выносливость. [18] Орлы — одно из четырех измерений творения. [19] как посланник Божий, [20] и опытный хищник. [21] Орлы также широко распространены в Библии в символическом смысле. [10] Например, из-за воспринимаемого высокого уровня родительской заботы орлы ассоциировались с защитой и даже ассоциировались с Богом, выводящим израильтян из Египта. [22] Однако библейское слово «орел» также используется для обозначения черного стервятника . [23] и вполне вероятно, что это действительно является темой большинства этих стихов.
Во многих евразийских культурах и верованиях орлы также широко представлены. В эллинистической религии беркут является фирменной птицей бога Зевса , эта связь наиболее заметна в мифе о Ганимеде , где бог принял форму беркута, чтобы похитить мальчика, а также орлоподобного даймона Этоса. Диос. [24] По крайней мере, несколько источников также связывают его с Гелиосом . В скандинавской мифологии беркут сидит на вершине Иггдрасиля , огромного ясеня, протянувшегося через всю вселенную. Белка Рацатоск несет послания и оскорбления между орлом на кроне и змеей, грызущей корни деревьев. [25] Во многих культурах орлы рассматривались как связующее звено между земным человечеством и небесными божествами. [26] Орлы занимали особое место в римской культуре . На многих знаменах, монетах и знаках отличия Рима изображены орлы. В римской религии орел был одновременно символом и посланником римского бога неба Юпитера . Когда умирал император , его тело сжигали в погребальном костре , а над его прахом выпускали орла, чтобы унести его душу на небеса.
Орлы играют небольшую роль в кельтской мифологии . [27] Говорят, что орел — самая старая из птиц и форма, которую может принимать божество или другая мифологическая фигура. [28] В валлийской сказке о Ллеу Ллау Гиффесе главный герой избегает смерти от рук охотника, приняв облик орла и убив напавшего на него охотника. [28]
В Северной Америке
[ редактировать ]
В древней Северной Америке орлы были более заметными, чем в Евразии. Орел до сих пор считается священной птицей во многих культурах коренных американцев . В частности, перья занимают центральное место во многих религиозных и духовных церемониях. Будучи наиболее выдающимися среди культур равнин , орлы также считаются священными в духовных путях ряда коренных американцев в Соединенных Штатах и коренных народов Канады, а также среди некоторых народов Мезоамерики .
Перья часто носят на головных уборах коренных американцев , их сравнивают с Библией и крестом . христианским [ нужна ссылка ] Некоторые народы используют орлиные перья при изготовлении молитвенных палочек, врачебных погремушек и трубок для священных лекарств. По словам Томаса Э. Мейлса: «В сознании равнинного воина XVIII и XIX веков самец беркута летал над всеми существами мира и видел все. Ничто не могло сравниться с его храбростью и быстротой, а его когти обладали силой руки великана. Орел был очень святым». [29] Хвостовые перья молодых беркутов используются в некоторых церемониях, а также в знак чествования выдающихся достижений и качеств, таких как исключительное лидерство и храбрость. [29] В некоторых общинах сиу есть «танец орла», где танцоры имитируют движения летящего орла под аккомпанемент традиционной песни орлов. Исторически сложилось так, что равнинным воинам не разрешалось использовать оружие при ловле орлов ради перьев. Самый распространенный метод ловли беркутов - это установка ловушки, состоящей из брезента земляного цвета с мертвым кроликом, над ямой, в которой находится присевший воин. Когда орел приземляется на брезент, воин хватает орла за верхнюю часть ног, чтобы втянуть его и убить. Охотник может просто взять несколько перьев и отпустить птицу на свободу. Если воину не удается правильно схватить орла, это иногда приводит к серьезным травмам человека. [29] У народа хопи одного из двух птенцов орла (поймать одного строго запрещено, если в гнезде нет двух птенцов) можно поймать и вырастить с большой осторожностью, пока он не достигнет возраста, когда можно будет брать перья. [30]
США Действующий закон об орлиных перьях (50 CFR 22) предусматривает, что только лица подтверждаемого индейского происхождения, входящие в признанное на федеральном уровне племя, имеют законное право получать орлиные перья для религиозного или духовного использования. Таким образом, могут быть гарантированы поставки материалов с орлами для традиционного церемониального использования, а церемониальные предметы с орлами могут передаваться их традиционными владельцами в качестве семейных реликвий без ограничений, которые обычно применяются. Эти исключения не узаконивают коммерческую торговлю беркутами, их перьями или частями тела. [31]
В религии ацтеков орлы связаны с богом Уицилопочтли . Воины-орлы были одним из двух основных ведущих военных спецназовцев ацтекских армий.
Почтовые марки
[ редактировать ]Беркут является восьмой по распространенности птицей, изображенной на почтовых марках: 155 марок выпущены 71 организацией-эмитентом марок. [32] [33]
Другое использование
[ редактировать ]Дж. Р. Р. Толкин использовал изображение неполовозрелого беркута из работы Т. А. Кауарда 1919 года «Птицы Британских островов и их яйца» для иллюстрации, изображающей Бэггинса , просыпающегося рядом с Гвайхиром , гигантским орлом Средиземья Бильбо . [34]
Американский производитель самолетов Cessna производил серию самолетов Model 421 в период с конца 1960-х по середину 1980-х годов, назвав этот тип «Золотым орлом».
Перед каждой футбольной игрой в Обернском университете по традиции по стадиону летает беркут, несмотря на то, что официальное спортивное название школы — « Тигры» . [35] Кентский государственный университет , получивший название « Золотые вспышки» , в конечном итоге усовершенствовал это прозвище, чтобы оно относилось к беркуту. [36]
Golden Eagle Syrup Американская компания по производству сиропов использует в качестве логотипа беркута. [37]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Холлинсхед, Мартин (1995). Хокинг с беркутами . Суррей, Британская Колумбия: Дом Хэнкок. ISBN 0-88839-343-1 .
- ^ Уорхол, Том; Райтер, Крис (2003). Орлы . Маршалл Кавендиш. стр. 18–19. ISBN 0-7614-1578-5 .
- ^ Биб, Фрэнк (1984). Руководство по соколиной охоте . Хэнкок Хаус. ISBN 978-0-88839-978-6 .
- ^ Дикинсон, Рэйчел (2009). Сокольничий на краю . Хоутон Миффлин-Харкорт. ISBN 978-0-618-80623-2 .
- ^ Миллер Манди, А. (февраль 1996 г.). Ехать по следу орла . Поле.
- ^ Дементьев, Полет к орлу в Туркестане . Птица РФО 1936г.
- ^ Ладлоу, Ф.; Киннер, НБ (2008). «XLII.- Вклад в орнитологию Китайского Туркестана.- Часть III». Ибис . 75 (4): 658–694. дои : 10.1111/j.1474-919X.1933.tb03358.x .
- ↑ Абадилла, Эмми (25 марта 2012 г.) Монголия: Охота с беркутами . mb.com.ph
- ^ «Казахстанские охотники на орлов взлетают вверх, в то время как другие хищники становятся жертвами черного рынка» . CNN . 25 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уотсон, Джефф (2010). Золотой Орел . А&С Черный. ISBN 978-1-4081-1420-9 .
- ^ Браун, Л. (1976). Орлы мира . Дэвид и Чарльз. ISBN 0360003184 .
- ^ Перейти обратно: а б Нэйш, Дэррин (1996). «Использование орла, чтобы поймать и убить волка» . Бюллетень Общества дикой природы . 24 . Зоология четвероногих: 468–470 . Проверено 7 мая 2013 г.
- ^ Николай Рудь. «Золотой орел» . Журнал «Натуралист» . Проверено 6 мая 2013 г.
- ^ Джефф Уолден. «Нацистские орлы» . Третий Рейх в руинах . Проверено 12 июня 2013 г.
- ^ Левит 11:13, Второзаконие 14:12.
- ^ 2 Книга Царств 1:23; Иеремия 4:13.
- ^ Откровения 8:13.
- ^ Исайя, 40:31.
- ^ Откровения 4:7
- ^ Откровения 8:13
- ^ Второзаконие 28:49; Иов 39: 27–28.
- ^ Второзаконие 32: 11–12; Иов 39: 27–28.
- ^ http://www.friendsofsabbath.org/Further_Research/e-books/Dictionary-of-Deities-and-Demons-in-the-Bible.pdf [ пустой URL PDF ]
- ^ «ОРЕЛ ЗЕВСА (Aetos Dios) — Гигантский орел греческой мифологии» . www.theoi.com . Проверено 12 ноября 2019 г.
- ^ Доти, WG (Ред.). 2002. The Times: Мировая мифология . Times Books, Лондон.
- ^ Армстронг, Э.А. (1958). Фольклор птиц . Коллинз, Лондон.
- ^ МакКиллоп, Дж. (1998). Оксфордский словарь кельтских мифов и легенд . Издательство Оксфордского университета, Оксфорд и Нью-Йорк.
- ^ Перейти обратно: а б Грин, М. (1992). Животные в кельтской жизни и мифах . Рутледж, Лондон и Нью-Йорк.
- ^ Перейти обратно: а б с Почта, TE (1991). Мистические воины равнин . Mallard Press, Ломбард, Иллинойс.
- ^ Фьюкс, WJ (1900). «Права собственности среди хопи» . Американский антрополог . 2 (4): 690–707. дои : 10.1525/aa.1900.2.4.02a00070 . JSTOR 659316 .
- ^ USDCDN (1986), USFWS -SR (2001), USFWS-OLE (2004a,b), e-CFR (2008)
- ^ Шарнинг, Кьелл. «Статистика птичьих марок» . Тематические птицы на марках . Birdtheme.org . Проверено 17 января 2011 г.
- ^ Шарнинг, Кьелл. «Марки с изображением беркута Aquila chrysaetos » . Тематические птицы на марках . Проверено 17 января 2011 г.
- ^ Хаммонд, Уэйн Г.; Череп, Кристина (1995). Дж. Р. Р. Толкиен Художник и иллюстратор . Хаммерсмит, Лондон: HarperCollins. стр. 120–21. ISBN 0-261-10322-9 .
- ^ «Полет над полем: традиция Оберна перед игрой продолжить с Спиритом и новым беркутом, Ауреа» . 25 июля 2019 г.
- ^ «Что такое Флэш? История талисмана КГУ» .
- ^ Шивер, Джошуа. «Сироп «Золотой орел» . Энциклопедия Алабамы . Гуманитарный альянс Алабамы . Проверено 28 ноября 2021 г.