ХАЛ Друв
Дхрув | |
---|---|
![]() Дхрув Mk.I с демонстрационной командой Саранга | |
Общая информация | |
Тип | Универсальный вертолет |
Национальное происхождение | Индия |
Производитель | Хиндустан Аэронаутикс Лимитед |
Дизайнер | Центр исследований и проектирования роторного крыла [ 1 ] |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Индийская армия |
Количество построенных | 400+ (январь 2024 г.) [ 2 ] |
История | |
Изготовлено | 1992 – настоящее время |
Дата введения | март 2002 г. [ 3 ] |
Первый полет | 20 августа 1992 г. [ 4 ] |
Варианты | Хэл Рудра |
Развитый в | Хэл Прачанд Легкий многоцелевой вертолет HAL |
HAL Dhruv — многоцелевой вертолет, спроектированный и разработанный компанией Hindustan Aeronautics Limited (HAL) в ноябре 1984 года. Первый полет вертолет совершил в 1992 году; его разработка была отложена из-за множества факторов, включая требования индийской армии о внесении изменений в конструкцию, бюджетные ограничения и санкции, наложенные на Индию после ядерных испытаний «Похран-II» в 1998 году . Название происходит от санскритского слова dhruv , что означает непоколебимый или твердый. [ 5 ]
Dhruv поступил на вооружение в 2002 году. Он предназначен для удовлетворения потребностей как военных, так и гражданских эксплуатантов, при этом военные варианты вертолета разрабатываются для Вооруженных сил Индии , а также вариант для гражданского/коммерческого использования. Военные версии, находящиеся в производстве, включают транспортный, коммунальный, разведывательный и медицинский эвакуационный варианты.
По состоянию на январь 2024 года для внутреннего и внешнего рынков было произведено более 400 самолетов Dhruv, налет которых составил более 340 000 часов. [ 2 ] [ 6 ]
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]
Программа Advanced Light Helicopter (ALH) для отечественного 5-тонного многоцелевого вертолета была инициирована в мае 1979 года ВВС Индии и ВВС ВМС Индии . [ 7 ] В 1984 году компания HAL получила от правительства Индии контракт на разработку вертолета; [ 7 ] [ 8 ] В июле 1984 года с немецкой компанией Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB) был заключен контракт в качестве консультанта по проектированию и партнера по программе. [ 9 ] [ 10 ] Хотя первоначально полет планировался в 1989 году, первый прототип ALH (Z-3182) совершил свой первый полет 20 августа 1992 года в Бангалоре тогдашнего вице-президента Индии К. Р. Нараянана . в присутствии [ 11 ] За ним последовал второй прототип (Z-3183) 18 апреля 1993 года, версия для армии/ВВС (Z-3268) и морской прототип (IN.901) с двигателями Allied Signal CTS800 и убирающейся трехколесной ходовой частью. [ 12 ] Проблемы развития возникли из-за изменения военных требований и нехватки финансирования после индийского экономического кризиса 1991 года . [ 7 ]
Военно-морские испытания на борту INS Viraat и других кораблей начались в марте 1998 года, и примерно в то же время была начата программа снижения веса. [ 13 ] Однако дальнейшие задержки в разработке были вызваны введением санкций против Индии после ряда ядерных испытаний «Похран-II» в 1998 году и продолжающегося отказа Индии подписать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний . В результате на предполагаемый двигатель для вертолета LHTEC T800 было наложено эмбарго . [ 13 ] [ 14 ] 333-2B2 Turbomeca ; TM В качестве замены был выбран турбовальный двигатель кроме того, Turbomeca согласилась совместно с HAL разработать более мощный двигатель, первоначально известный как Ardiden . [ 15 ] Turbomeca также участвовала в разработке вертолета; стресс-анализ и исследования динамики ротора проводились во Франции. [ 16 ] Первый полет Дхрува с новым вариантом двигателя, названным Шакти , состоялся 16 августа 2007 года. [ 17 ] [ 18 ]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]HAL Rudra , ранее известный как Dhruv-WSI ( Интегрированные системы вооружения ), представляет собой ударный вариант, разработанный для индийской армии. [ 19 ] Разработка была санкционирована в декабре 1998 года. [ 20 ] а прототип впервые поднялся в воздух 16 августа 2007 года; он будет вооружен противотанковыми и зенитными ракетами, а также 20-мм башенной пушкой. [ 21 ] должен быть способен выполнять функции боевой воздушной поддержки (CAS) и противолодочной борьбы (ASW). Dhruv-WSI также [ 22 ] Помимо Dhruv-WSI, HAL также разрабатывает легкий боевой вертолет (LCH) на базе Dhruv для Вооруженных сил Индии. Он оснащен укороченными крыльями для перевозки до восьми противотанковых ракет, четырех ракет класса «воздух-воздух» или четырех контейнеров с ракетами калибра 70 или 68 мм. LCH также будет иметь FLIR ( переднюю инфракрасную камеру ), камеру CCD ( устройство с зарядовой связью ) и систему обнаружения целей с лазерным дальномером и тепловизионным зрением. [ 23 ]

В 2005 году после аварийной посадки самолета «Дхрув» весь флот был остановлен, когда выяснилось, что это было вызвано чрезмерной вибрацией рулевого винта. После модернизации, включавшей новые материалы в дополнение к изменениям в методологии проектирования, Dhruv прошел ресертификацию и вернулся в строй вскоре после марта 2006 года. [ 24 ] [ 25 ] В апреле 2007 года в отчете, опубликованном Индийским комитетом обороны, Дхрув был отмечен как одна из четырех «приоритетных областей», имеющих высокий экспортный потенциал. [ 26 ] В январе 2011 года HAL и ее партнер Israel Aerospace Industries (IAI) объявили, что они совместно разрабатывают Dhruv для работы в качестве беспилотного морского вертолета, заявив об интересе клиентов к такой функции. [ 27 ]
Первые пять серийных Dhruv Mk III, оснащенных более мощным двигателем Shakti-1H, были доставлены в базирующуюся в Лехе 205-ю авиационную эскадрилью 7 февраля 2011 года во время церемонии в вертолетном подразделении HAL. [ 28 ] Индии В июле 2011 года Главное управление гражданской авиации сертифицировало симулятор Dhruv, разработанный HAL и канадским разработчиком CAE Inc ; симулятор легко модифицируется для имитации различных вариантов Dhruv и других вертолетов, таких как Eurocopter Dauphin . [ 29 ] Лаборатория оборонной биоинженерии и электромедицины (DEBEL) разрабатывает кислородную систему жизнеобеспечения для улучшения высотных характеристик вертолета, и по состоянию на август 2010 года ВВС заказали разработку этой системы для Dhruv. [ 30 ]
В феврале 2012 года HAL сообщила, что индийская армия заказала еще 159 машин. [ 31 ] Помимо получения 16 Dhruv Mk III, береговая охрана Индии выпустила письмо о намерениях (LoI) на девять дополнительных единиц. [ 32 ]
Дизайн
[ редактировать ]
HAL Dhruv имеет традиционную конструкцию; около 29 процентов его пустого веса (составляющего 60 процентов площади поверхности планера) составляют композиционные материалы. [ 33 ] Сообщается, что уникальный композит из углеродного волокна, разработанный HAL, снизил вес вертолета на 50 процентов. [ 34 ] Высокая хвостовая балка обеспечивает легкий доступ к задним дверям. Два турбовала Turbomeca TM333-2B2 мощностью 1000 л.с. установлены над кабиной и приводят в движение четырехлопастной композитный несущий винт. Главный ротор можно сложить вручную; лопасти установлены между пластинами, армированными углеродным волокном, головка ротора изготовлена из волокнистых эластомеров. [ 9 ] В феврале 2004 года американская вертолетная компания Lord Corporation получила контракт на разработку системы активного контроля вибрации (AVCS), которая отслеживает условия на борту и нейтрализует вибрации фюзеляжа. [ 35 ]
Кабина фюзеляжа изготовлена из кевлара и углеродного волокна ; он также оснащен зонами деформации и устойчивыми к ударам сиденьями. Самолет оснащен четырехосной автоматической системой управления полетом SFIM Inc. Системы авионики включают радиосвязь HF/UHF, распознавание IFF , доплеровскую навигацию и радиовысотомер; метеорологический радар и навигационная система Omega были опциями для военно-морского варианта. [ 36 ] IAI также разработала системы наведения и комплекс радиоэлектронной борьбы для Dhruv, а также авионику для круглосуточного наблюдения за полетами. [ 27 ] Утверждение HAL о том, что друв является коренным народом, было оспорено 5h3 Контролером и Генеральным аудитором Индии , который сообщил, что по состоянию на август 2010 года вертолет был: «...при предусмотренном уровне коренного населения в 50% (к 2008 году), 90% стоимость материалов, используемых в каждом ALH, по-прежнему импортируется от иностранных поставщиков». [ 37 ]

В сентябре 2010 года сообщалось, что интегрированная динамическая система (IDS) Dhruv, которая объединяет несколько ключевых функций управления несущими винтами в единый модуль, передающий мощность двигателя на несущие винты, [ 9 ] страдал от чрезмерного износа, требующего частой замены; как следствие, крейсерская скорость была ограничена до 250 км/ч, а также были снижены высотные характеристики. HAL заключила контракт с итальянской аэрокосмической фирмой Avio на консультационные цели, и впоследствии они воспроизвели производство IDS в Италии, чтобы изолировать проблему с ранними испытаниями Dhruv, которые впоследствии подверглись критике как «спешные». [ 38 ] В июне 2011 года HAL сообщила, что проблема была решена и не присутствует в Dhruv Mk III; Для улучшения IDS был внесен ряд изменений как в конструкцию, так и в производство. Программа модернизации Mk I и Mk II была завершена к июню 2011 года. [ 39 ]
ALH Mk-III с новыми двигателями Shakti-1H имеет очень хорошие высотные характеристики, работая на высотах более 6 км. Он рассчитан на 14 полностью экипированных военнослужащих. DGCA похвалил его ударопрочную конструкцию, поскольку в нескольких авариях не обошлось без человеческих жертв. [ 40 ]
Операционная история
[ редактировать ]Индийский сервис
[ редактировать ]
Поставки Dhruv начались в январе 2002 года, через девять лет после первого полета прототипа и почти через восемнадцать лет после начала программы. [ 12 ] была Береговая охрана Индии первой службой, которая эксплуатировала Дхрув; за этим последовали индийская армия , индийский флот , индийские ВВС и силы пограничной безопасности . К 2007 году индийским вооруженным силам было поставлено 75 Dhruv, а по состоянию на 2008 год планировалось производить 40 вертолетов ежегодно. [ 41 ] Индии выступает на четырех вертолетах «Дхрув». ВВС «Саранг» Пилотажная группа [ 42 ] В 2007 году индийская армия разместила еще один заказ на 166 вертолетов. [ 43 ] [ 44 ] Индия может заказать до 12 самолетов Dhruv, оснащенных бортовым оборудованием для оказания неотложной медицинской помощи, для использования медицинскими службами вооруженных сил в целях медицинской эвакуации . [ 45 ]
Dhruv способен летать на больших высотах, поскольку армия требовала, чтобы вертолет мог работать в регионах ледника Сиачен и Кашмира . В сентябре 2007 года после шести месяцев испытаний Dhruv Mk.3 был допущен к высотным полетам в секторе Сиачен. [ 46 ] [ 47 ] В октябре 2007 года Dhruv Mk.3 поднялся на высоту 27 500 футов (8 400 м) над уровнем моря в Сиачене. [ 48 ] В отчете индийской армии за 2009 год характеристики Dhruv подверглись критике, заявив: «ALH не мог летать на высоту более 5000 метров, хотя армейские требования предусматривали способность летать на высоту до 6500 метров»; в этом обвиняют двигатель TM333. Как следствие, армии пришлось продолжать полагаться на старые вертолеты Cheetah/Cheetal, чтобы восполнить нехватку. [ 49 ] Более мощный двигатель Shakti-1H с тех пор был установлен на Dhruv Mk.3; в ходе одного испытания он доставил на пост Сонам груз массой 600 кг, тогда как армия требовала 200 кг. [ 50 ] Индийская армия получила первую партию Dhruv Mk.3 во время выставки Aero India 2011. [ 51 ]


В октябре 2008 года министр обороны А.К. Энтони объявил, что ВМС Индии будут использовать Dhruv в качестве служебного корабля. Предложенный вариант противолодочной обороны (ПЛО) был признан непригодным ВМФ, который, как сообщается, был недоволен характеристиками складных лопастей и показателями технического обслуживания. [ 52 ] [ 53 ] В 2015 году HAL изменила конструкцию складного ротора, чтобы можно было перевозить Dhruv на борту легких фрегатов; Эту модификацию получат несколько вертолетов ВМС Индии. [ 54 ] Военно-морской флот рассматривал возможность использования корабля «Дхрув» для морского наблюдения и поисково-спасательных операций. [ 55 ] а в 2008 году высокопоставленный представитель ВМФ заявил: «ALH предстоит пройти долгий путь, прежде чем программа станет достаточно зрелой, чтобы она могла выполнять основные военно-морские функции, такие как поиск и спасение (SAR) и функции связи». [ 56 ] Сообщается, что в 2013 году ВМС Индии проявили интерес к HAL Rudra , вооруженной версии Dhruv. [ 57 ] 12 ноября 2013 года ВМС Индии ввели в строй свою первую эскадрилью Дхрув ( INAS 322 , Guardians); Вице-адмирал Синха заявил, что «В ВМФ вертолеты Dhruv превратились в усовершенствованный поисково-спасательный вертолет (SAR), который также используется для таких задач, как вертолетные операции и вооруженное патрулирование с приборами ночного видения». [ 58 ]
Варианты Civil Dhruv производятся для транспортных, спасательных, полицейских, морских операций, санитарной авиации и других целей. [ 59 ] Национальное управление по борьбе со стихийными бедствиями (NDMA) разместило заказ на 12 вертолетов Dhruv, оснащенных полным медицинским оборудованием, включая аппараты искусственной вентиляции легких и две носилки. [ 60 ] В 2008 году было объявлено, что Министерство внутренних дел Индии заказало шесть Дхрувов. [ 61 ] Корпорация нефти и природного газа будет использовать «Дхрув» для морских операций. Правительства нескольких индийских штатов будут использовать Dhruvs для полицейских и транспортных задач. [ 45 ] В марте 2011 года Главное управление гражданской авиации Индии опубликовало предлагаемую директиву по летной годности, в которой всем гражданским операторам Dhruv предлагается временно заземлить свои самолеты из-за трещин, потенциально образующихся в хвостовой части, и рекомендовано укрепить пострадавшие участки. [ 62 ] [ 63 ]

После землетрясения в Сиккиме в 2011 году четверо Дхрув провели спасательные операции. [ 64 ] В октябре 2011 года региональное правительство Джаркханда обратилось с просьбой о предоставлении вертолетов Ми-17 , поскольку эксплуатация их «Дхрувов» была нарушена из-за длительных задержек технического обслуживания и крупной аварии. [ 65 ] [ 66 ] В октябре 2011 года The Telegraph сообщила, что серия аварий вертолетов, в том числе Dhruv, предположительно была вызвана некачественными работами по техническому обслуживанию, выполняемыми Pawan Hans Helicopters Ltd. [ 67 ] В феврале 2012 года Министерство внутренних дел сообщило, что производство Dhruv по-прежнему приостановлено, а вместо него сдаются в аренду другие вертолеты, такие как Ми-17 , и что в долгосрочной перспективе парк Dhruv подлежит замене. [ 68 ]

Шесть армейских «Дхрувов» и 18 «Дхрувов» ВВС использовались во время спасательных операций после наводнения в Северной Индии в 2013 году . Получили высокую оценку их компактные размеры, маневренность, способность поднимать до 16 человек на высоту 10 000 футов и эвакуировать застрявших людей из труднодоступных регионов. [ 69 ] [ 70 ] [ 71 ] «Дхрув» мог перевозить с высотных вертолетных площадок больше людей, чем более тяжелый Ми-17 , и приземляться там, где более легкий « Белл 407» не мог. Общий налет во время операций «Рахат» и «Сурья Хоуп» составил 630 часов, из которых 550 часов было посвящено поисково-спасательным операциям. [ 69 ] [ 72 ]
В январе 2014 года Геологическая служба Индии (GSI) ввела в эксплуатацию Dhruv, оснащенный вертолетной системой геофизических исследований (HGSS). стоимостью фунтов стерлингов (8 миллионов долларов США) может проводить магнитные, спектрометрические и гравитационные исследования. 63 крора HGSS [ 73 ] [ 74 ] [ 75 ] В марте 2017 года HAL получила заказ на 32 Dhruv для ВМС и Береговой охраны Индии . За этим последовал заказ на 41 вертолет для индийской армии и ВМС Индии . [ 76 ] В мае 2018 года компания Israel Aerospace Industries получила контракт на модернизацию кабин 150 вертолетов Dhruv в дополнение к 50 контрактам, заключенным ранее. [ 77 ]

5 февраля 2021 года ВМС Индии написали в Твиттере, что вместе с Береговой охраной Индии они получили усовершенствованный легкий вертолет MK III (MR). [ 78 ] В феврале 2021 года HAL объявила, что спустила со своей производственной линии в Бангалоре 300-й легкий вертолет Advance.
Зарубежные продажи
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Dhruv стал первой крупной индийской системой вооружения, которая обеспечила крупные зарубежные продажи. В 2004 году HAL заявила, что надеется продать 120 Dhruv в течение следующих восьми лет. [ 79 ] и демонстрировал Дхрув на авиашоу, в том числе в Фарнборо и Париже, для продвижения Дхрува на рынке. [ 80 ] HAL вступила в партнерство с Israel Aircraft Industries (IAI) для разработки и продвижения Dhruv. IAI также помогла разработать новую авионику и стеклянную кабину для новых вариантов Dhruv. [ 81 ]
Имея цену за единицу продукции как минимум на 15 процентов ниже, чем у конкурентов, Dhruv вызвал интерес во многих странах, в основном в Латинской Америке, Африке, Западной Азии, Юго-Восточной Азии и странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Военно-воздушные силы примерно 35 стран направили запросы, а также запросы на проведение демонстраций. [ 82 ] Также планируется сертификация полетов для Европы и Северной Америки, чтобы выйти на большой гражданский рынок этой страны. [ 83 ]
Интерес
[ редактировать ]В годовом отчете HAL за 2020–2021 годы указано, что береговая охрана Филиппин заинтересована в потенциальной покупке 7 Dhruvs через индийский кредит. [ 84 ] Сообщается, что PCG присматривается к Dhruv ALH. [ 85 ] [ 86 ] Были случаи, когда возможности Дхрува были продемонстрированы Филиппинам. Первый случай произошел, когда руководитель PCG посетил береговой охраны Индии объект в Гоа в 2023 году и принял участие в «демонстрационном полете для клиентов», а второй – когда флотилия из трех кораблей (включая INS Delhi , INS Shakti и INS Kiltan ) посетила Манилу , Филиппины, в мае 2024 года. . [ 87 ]
В 2022 году Египет заявил, что заинтересован в приобретении ALH. [ 88 ]
Министерство обороны Аргентины подписало письмо о намерениях (LOI) на закупку Dhruv для Вооруженных сил Аргентинской Республики 20 июля 2023 года. [ 89 ] [ 90 ]
Южная Америка
[ редактировать ]
HAL получила заказ от ВВС Эквадора (EAF) на семь Dhruv, несмотря на сильную конкуренцию со стороны Elbit , Eurocopter и Казани . Предложение HAL в размере 50,7 млн долларов США было примерно на 32 процента ниже второго по величине предложения Elbit. [ 91 ] Пять вертолетов были поставлены в феврале 2009 года во время выставки Aero India 2009. [ 92 ] как эквадорская армия , так и эквадорский флот . С тех пор интерес к Дхрувам проявили [ 93 ] «Дхрув» участвовал в поисково-спасательных, транспортных и медицинских операциях на севере страны. [ 94 ]
Сообщается, что после крушения одного из Dhruv в октябре 2009 года Эквадор рассматривал возможность возврата своих шести вертолетов HAL на фоне заявлений о их непригодности к эксплуатации; [ 95 ] Командующий ЭВС генл. Родриго Бохоркес заявил: «Если это серьезная проблема, которую невозможно легко решить, нам придется вернуть [Дхрув]». HAL помогла в расследовании крушения, которое установило, что причиной стала ошибка пилота. [ 96 ] В феврале 2011 года сообщалось, что EAF удовлетворена работой Dhruv и рассматривает возможность дальнейших заказов. [ 97 ] По сообщениям, к октябрю 2015 года в общей сложности четыре эквадорских Dhruv разбились из-за механического оборудования, и Эквадор остановил этот тип. [ 98 ] В октябре 2015 года Эквадор расторг контракт и вывел из эксплуатации уцелевшие вертолеты, сославшись на непоставку запчастей и высокую аварийность. [ 99 ] В 2016 году министр обороны Эквадора Рикардо Патиньо объявил, что оставшиеся на хранении на авиабазе Гуаякиль вертолеты HAL Dhruv ВВС Эквадора выставлены на продажу и что ВВС ищут потенциальных покупателей. [ 100 ] Правительство Эквадора в одностороннем порядке расторгло контракт с HAL, сославшись на проблемы безопасности вертолетов. [ 101 ] Представитель HAL заявил, что, хотя техническое обслуживание должно было проводиться EAF из-за истечения гарантийного срока, компания была готова помочь им убедиться, что Dhruvs находятся в рабочем состоянии. [ 102 ] Кито отказался от дальнейшей помощи. [ 102 ]
Dhruv участвовал в чилийском тендере на поставку восьми-десяти двухмоторных вертолетов, проведя серию оценочных полетов для демонстрации возможностей своей авионики и летных характеристик; однако он проиграл Bell 412 , [ 103 ] [ 104 ] хотя в средствах массовой информации были обвинения в несправедливом давлении со стороны правительства США в пользу Белла. [ 82 ] [ 105 ]
В июне 2008 года правительство Перу заказало два самолета скорой помощи Dhruvs для использования перуанскими службами здравоохранения. [ 106 ] Сообщается, что HAL вела переговоры с Боливией о пяти Дхрувах; а с Венесуэлой – до семи. [ 107 ]
Другие
[ редактировать ]
Гражданский Dhruv был сдан в аренду Министерству обороны Израиля в 2004 году; IAI также использовала Dhruv Министерства обороны в целях маркетинга и связей с общественностью. [ 34 ] [ 108 ] [ 109 ] В июле 2006 года командующий ВВС Индии Шашиндра Пал Тьяги заявил, что Индия закупит до 80 вертолетов Ми-17 , если Россия, в свою очередь, купит взамен вертолеты Dhruv. [ 110 ]
разместил первый зарубежный заказ на Дхрув В начале 2004 года Непал на два экземпляра. [ 111 ] В ноябре 2014 года Индия подарила Непалу еще один Дхрув в рамках стратегического пакта. [ 112 ]
Сообщается, что в августе 2008 года была заключена сделка с Турцией на три вертолета Dhruv на сумму 20 миллионов долларов США , при этом планируется закупить до 17 вертолетов для использования в качестве медицинской помощи. [ 107 ] [ 113 ] Дхрув также был предложен Малайзии. [ 114 ] в то время как его также оценивает индонезийская армия. [ 115 ]
В 2007 году Amnesty International заявила, что располагает доказательствами того, что Индия планировала передать два Dhruv в Бирму , и указала на использование компонентов европейского производства как на возможное нарушение эмбарго Европейского Союза (ЕС) на поставки оружия в эту страну. [ 116 ] [ 117 ] [ 118 ] Индийское правительство оспорило утверждения Amnesty и отрицало какие-либо правонарушения. [ 119 ]
друв В апреле 2010 года ВМС Индии подарили Силам национальной обороны Мальдивских островов для проведения поисково-спасательных операций и медицинской эвакуации. [ 120 ] а второй Mk.III, оснащенный метеорологическим радаром, был передан в дар в декабре 2013 года. Первый вертолет базируется на атолле Адду , а второй - на Ханимааду . [ 121 ]

Варианты
[ редактировать ]Военные варианты
[ редактировать ]- Мк.1
- Начальная конфигурация с обычной кабиной с механическими приборами и турбовальными двигателями Turbomeca TM 333-2B2. Всего индийским военным было поставлено 56 единиц. [ 122 ] Производство началось в 2001 году. [ 123 ]
- Мк.2
- Похож на Mk.1, за исключением более новой стеклянной кабины HAL-IAI . Всего индийским военным было поставлено 20 таких машин. [ 122 ] Производство началось в 2007 году. [ 123 ]
- Мк.3
- Усовершенствованная версия, оснащенная двигателями Шакти-1Н, новым комплексом радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и системами предупреждения, автоматическими дозаторами соломы и факелов, а также улучшенной системой контроля вибрации. [ 124 ] Первая партия была принята на вооружение в 2012 году. [ 125 ]
- Береговая охрана Mk.3
По своим характеристикам он аналогичен Mk.3, однако имеет дополнительное оборудование, такое как горный пулемет в кабине, поисковый прожектор высокой интенсивности и громкий звуковой сигнал. Вооружен 12,7-мм пулеметом. [ 126 ]
- Мк. 3 Navy/Mk.3 MR (морская разведка)
Имеет дополнительное оборудование, такое как современный обзорный радар и электрооптическое оборудование для проведения морской разведки, а также поисково-спасательных операций на большие расстояния, пулемет и возможность установки как минимум двух противолодочных торпед. [ 127 ]
- Мк.4
- Также известен как Dhruv-WSI (Интегрированная система вооружения) или HAL Rudra. [ 128 ] [ 129 ]
- Коммунальные вертолеты-Морские
Это корабельная версия ALH Dhruv с колесами. Эта колесная версия Dhruv имеет сегментированные лопасти несущего винта (MRB) и головку несущего винта (MRH) в конфигурации с предконусом. Совершил первый полет 30 июня 2022 года. [ 130 ] [ 131 ] [ 132 ]
Гражданские варианты
[ редактировать ]- Дхрув (К)
- Также известный как ALH-Civil, 12-местный вертолет с двигателем Turbomeca TM333-2B2 и убирающимся шасси, сертификат типа выдан 31 октября 2003 года. [ 133 ]
- Дхрув (CFW)
- 12-местный колесный вертолет с двигателем Turbomeca TM333-2B2, сертификат типа выдан 20 апреля 2005 г. [ 133 ]
- Дхрув (CS)
- 12-местный вертолет с двигателем Turbomeca TM333-2B2 и полозьями, сертификат типа выдан 30 июля 2004 г. [ 133 ]
- Гаруда Васудха
- Dhruv, оснащенный вертолетной геофизической съемочной системой (HGSS) от Pico Envirotec Inc, Канада. [ 73 ] [ 134 ]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]Правительство Индии сообщило парламенту 8 марта 2016 года, что с тех пор, как компания Hindustan Aeronautics Limited начала их производство в 2002 году, произошло несколько аварий с участием вертолетов Dhruv Helicopters (ALH). «Из 16 происшествий 12 произошли из-за человеческих ошибок и факторов окружающей среды, а также остальные четыре произошли по техническим причинам», — сообщил индийскому парламенту государственный министр обороны Рао Индерджит Сингх. [ 101 ]
- 8 августа 2021 года вертолет HAL Dhruv индийской армии упал в воду возле плотины Ранджит Сагар . [ 135 ] [ 136 ] [ 137 ]
- 25 января 2021 года вертолет Друв индийской армии разбился в Катуа округа Лаханпуре в Джамму и Кашмире, в результате чего погиб один из пилотов. [ 138 ] [ 139 ]
- 8 марта 2023 года военно-морской вариант MK III совершил аварийную посадку на воду у побережья Мумбаи, что побудило военно-морской флот приостановить полет самолета до дальнейшего расследования. Все три члена экипажа были спасены. [ 140 ] [ 141 ]
- 26 марта 2023 года вертолет ALH Dhruv Mark 3 береговой охраны Индии разбился вскоре после взлета с высоты 25 футов недалеко от главной взлетно-посадочной полосы в аэропорту Кочи. Трое военнослужащих береговой охраны Индии, находившиеся на борту, выжили и получили легкие травмы. [ 142 ] [ 143 ]
Алюминиевые тяги управления гидроусилителем, которые стали основной причиной недавних аварий, заменяются стальными. По имеющимся данным, во всем парке вертолетов заменена коллективная тяга управления, в то время как замена двух других тяг (боковой и продольной) в парке ALH находится в стадии реализации, и ее планируется завершить к концу июня 2024 года. [ 144 ] [ 145 ]
- 2 сентября 2024 года самолет индийской береговой охраны Dhruv Mk 3 (CG 863) из 835-й эскадрильи совершил вынужденную посадку в Аравийском море ночью, когда он был задействован для медицинской эвакуации серьезно раненого экипажа на борту моторного танкера Hari под индийским флагом. Лила примерно в 45 км от Порбандара . Вертолет был запущен около 23:00 по восточному стандартному времени и совершил аварийную посадку в 23:15 при подходе к танкеру. Однако впоследствии раненый экипаж был спасен кораблем ICG. Из 2-х пилотов и 2-х водолазов вертолета один водолаз был спасен поисково-спасательной командой, пока продолжались поиски остальных. Обломки также были обнаружены, когда ICG задействовала четыре корабля и два самолета для поиска и спасения. В состав флота также вошли 2 специализированных корабля и водолазные корабли. Это был тот же вертолет, который спас 67 человек во время недавнего циклона в Гуджарате. [ 146 ] Позже были обнаружены тела двух пропавших без вести сотрудников. В связи с этим инцидентом ICG остановила флот Друва для проверки. [ 147 ] По состоянию на 6 сентября продолжаются поиски капитана и процесс спасения вертолета. Средняя глубина поисково-спасательных работ составляет 55 метров. [ 148 ]
Операторы
[ редактировать ]
Военные операторы
[ редактировать ]

- Индийские ВВС : 95 [ 149 ]
- Индийский армейский авиационный корпус : 76 [ 150 ] [ 151 ] (еще 19 под заказ) [ 152 ]
- ВМС Индии : 24 [ 149 ]
- Береговая охрана Индии : 20 (4 Mk1; 16 Mk3) [ 153 ] [ 154 ] (9 под заказ) [ 152 ] 16 по состоянию на сентябрь 2024 г. [ 147 ]
- Силы пограничной безопасности : 6 [ 155 ]
- Минобороны - 1 сдан в аренду (2007 г.) [ 156 ]
- Силы национальной обороны : 2 на вооружении [ 157 ] [ 158 ]
- Полиция Маврикия - 3 в эксплуатации [ 159 ]
- Воздушная служба непальской армии : 1 в строю [ 160 ]
Бывшие военные операторы
[ редактировать ]- Эквадорские ВВС [ 149 ] (бывший оператор) выведен из эксплуатации в 2015 году. [ 161 ] [ 162 ]
Гражданские операторы
[ редактировать ]
- Министерство внутренних дел [ 61 ]
- Корпорация нефти и природного газа [ 163 ]
- Правительство штата Чхаттисгарх [ 163 ]
- Правительство штата Джаркханд [ 164 ]
- Правительство штата Карнатака [ 164 ]
- Геологическая служба Индии : 1 Гаруда Васудхи вариант [ 134 ] [ 75 ]
- Турецкие службы здравоохранения: 3 [ 113 ]
- Перуанские службы здравоохранения: 2 [ 106 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft [ 165 ] [ 166 ]
Общие характеристики
- Экипаж: два пилота.
- Вместимость: 12 военнослужащих или 14 пассажиров.
- Длина: 15,87 м (52 фута 1 дюйм)
- Ширина: 3,15 м (10 футов 4 дюйма)
- Высота: 4,98 м (16 футов 4 дюйма) с полозковым шасси.
- Полная масса: 4445 кг (9800 фунтов) для Mk III с колесами.
- Максимальный взлетный вес: 5800 кг (12787 фунтов) для Mk III с полозьями.
- Запас топлива: 1055 кг (2326 фунтов)
- Полезная нагрузка: 1500 кг (3300 фунтов) на подвеске (Mk II)
- Полезная нагрузка: 1000 кг (2200 фунтов) на подвеске (Mk III)
- Силовая установка: 2 Turbomeca TM 333 -2B2 турбовальных двигателя мощностью 807 кВт (1082 л.с.) каждый (Mk I и II).
- Силовая установка: 2 турбовальных двигателя HAL/Turbomeca Shakti -1H мощностью 1068 кВт (1432 л.с.) каждый (Mk III и IV).
- Диаметр несущего винта: 13,2 м (43 фута 4 дюйма)
- Площадь несущего винта: 136,85 м. 2 (1473,0 кв. футов)
Производительность
- Крейсерская скорость: 250 км/ч (155 миль в час, 135 узлов) для Mk III.
- Никогда не превышайте скорость : 291 км/ч (181 миль в час, 157 узлов) для Mk III.
- Дальность: 630 км (390 миль, 340 миль) для Mk III
- Автономность: 3 часа 42 минуты для Mk III.
- Практический потолок: 6100 м (20 000 футов) [ 167 ]
- пределы г: 3,5
- Скорость набора высоты: 10,33 м/с (2033 фута/мин)
- Нагрузка на диск: 40,19 кг/м 2 (8,23 фунта/кв. фута)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Рудра
- Прачанда
- ХАЛ ЛУХ
- Вертолет средней грузоподъемности HAL
- Аэрокосмический Алуэтт III (HAL Chetak)
- Aérospatiale SA 315B Лама (HAL Cheetah)
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Агуста Вестленд AW169
- Белл 412
- Белл 429
- Еврокоптер EC145
- Казань Сотрудник
- КАЙ ЛЧ
- КАЙ ЛА
- МД Вертолеты МД Эксплорер
- Сикорский С-76
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ «Вращающееся крыло» . Хиндустан Аэронавтикс Лимитед. Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 9 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Филип, Снехеш Алекс (22 октября 2022 г.). «С 2002 года построено более 400 местных вертолетов Dhruv и его вариантов, но как минимум 23 разбились» . Печать . Проверено 21 марта 2024 г.
- ^ Джексон, Пол; Мансон, Кеннет; Пикок, Линдси (2004). Самолеты всего мира Джейн (95-е изд.). Колсдон: Джейн. ISBN 0-71062614-2 .
- ^ «Оборудование: Друв» . Индийская армия. Архивировано из оригинала 21 октября 2014 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса - ध» . sanskrit.inria.fr . Архивировано из оригинала 21 сентября 2021 года . Проверено 18 марта 2021 г.
- ^ Тапар, Вишал (19 января 2022 г.). «HAL подписывает контракт на экспорт вертолета Dhruv на Маврикий» . Бизнес-стандарт. Архивировано из оригинала 20 января 2022 года . Проверено 20 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Хиршберг 2011, с. 49.
- ^ Датта 2008, с. 12.
- ^ Jump up to: а б с Джексон 2003, с. 185.
- ^ Хан 2004, с. 248.
- ^ Кан 2004, стр. 248–249.
- ^ Jump up to: а б Джексон, с. 184.
- ^ Jump up to: а б «ХАЛ Дхрув (Индия), Самолеты – Винтокрылые – Гражданские/военные» . Джейн. 13 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 3 мая 2012 г.
- ^ «Дхрув на крыльях в Париже» . Деловая линия . 5 июля 2005 г. Архивировано из оригинала 22 сентября 2012 г. Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Aero India – HAL планирует заключить морской контракт» . Рейс Интернешнл . 15 февраля 2005 г.
- ^ Постоянный комитет обороны 2007, с. 24.
- ^ «Дхрувы с двигателем и оружием Шакти совершают первый полет» . ХЭЛ. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Проверено 31 августа 2010 г.
- ^ Шарма, Рави (19 июля 2007 г.). «ALH с двигателем Шакти полетит 1 августа» . Индус . Ченнаи, Индия. Архивировано из оригинала 19 октября 2011 года . Проверено 31 августа 2010 г.
- ^ «Армия скоро получит отечественный вооруженный вертолет Advanced Light Helicopter «Rudra » . Таймс оф Индия . 5 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 9 октября 2017 г.
- ^ Постоянный комитет обороны 2007, с. 45.
- ^ «Вооруженная версия Дхрува совершает первый полет» . Индус . Ченнаи, Индия. 17 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2012 г.
- ^ Постоянный комитет обороны 2007, стр. 24–25.
- ^ «Боевой вертолет коренных народов поднимается в небо» . Таймс оф Индия . 24 мая 2010 г. Архивировано из оригинала 11 апреля 2016 г. Проверено 22 августа 2011 г.
- ^ «Вертолет IAF Dhruv совершил аварийную посадку в Джайсалмере» . Индус . Ченнаи, Индия. 27 февраля 2010 г. Архивировано из оригинала 2 ноября 2012 г.
- ^ «Дхрув скоро возобновит работу» . Перспективы Индии . 10 марта 2006 г. Архивировано из оригинала 30 января 2013 г.
- ^ Постоянный комитет обороны 2007, с. 71.
- ^ Jump up to: а б Эгози, Арье (6 января 2011 г.). «IAI поможет Индии разработать беспилотный друв» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 12 августа 2011 года.
- ^ Шукла, Аджай (7 марта 2011 г.). «В Сиачене Дхрув оказывается победителем мира» . Бизнес-стандарт . Архивировано из оригинала 6 августа 2011 года . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ Уолдрон, Грег (12 июля 2011 г.). «Индия сертифицирует первый симулятор Дхрува» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 11 августа 2011 года.
- ^ Криснан М., Ананта (13 августа 2010 г.). «Индия разрабатывает кислородную систему для высотных полетов на вертолетах» . Авиационная неделя . [ мертвая ссылка ]
- ^ «HAL производит 159 друвов для индийской армии» . Бизнес-стандарт . 1 февраля 2012 г. Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 г.
- ^ «HAL поставляет 16 вертолетов ALH Mk-III Береговой охране Индии и получает письмо о намерениях еще на 9 вертолетов» . Индийский экспресс . 15 ноября 2022 года. Архивировано из оригинала 16 ноября 2022 года . Проверено 16 ноября 2022 г.
- ^ Тейлор 1998, с. 298.
- ^ Jump up to: а б Датта 2008, с. 14.
- ^ «Лорд выигрывает сделку по активному контролю вибрации Dhruv» . Рейс Интернешнл . № 3–9 февраля 2004 г. с. 27. Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 года.
- ^ «Оборудование: Друв» . Индийская армия . Проверено 24 августа 2011 г.
- ^ «Коренные жители? Усовершенствованные легкие вертолеты Dhruv на 90% иностранные » . Таймс оф Индия . 6 августа 2010 года. Архивировано из оригинала 7 июля 2012 года . Проверено 24 августа 2011 г.
- ^ Шукла, Аджай (13 сентября 2010 г.). « Индийский» вертолет Dhruv получил итальянский облик» . Бизнес-стандарт . Архивировано из оригинала 17 апреля 2018 года . Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ Гоопту, Бисваруп (1 июня 2011 г.). «Hindustan Aeronautics отмечает всплеск заказов на легкие боевые вертолеты» . Экономические времена . Архивировано из оригинала 17 апреля 2018 года . Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ Капитан группы (в отставке) Хари Наир (2013). «Уроки, извлеченные из проекта ALH» (PDF) . Аэро Индия. Архивировано (PDF) из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 15 июля 2013 г. Альтернативная копия. Архивировано 13 июля 2013 года в Wayback Machine .
- ^ «Перу и Эквадор размещают заказы на вертолеты HAL Dhruv ALH» . Защита Индии. 29 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2011 г. Проверено 1 августа 2011 г.
- ^ «Показ вертолетов Dhruv на авиасалоне в Фарнборо» . Экономические времена . 14 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 23 мая 2012 г. . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ Шукла, Аджай (9 сентября 2008 г.). «Легкий боевой вертолет скоро полетит: Новые вертолеты Индии: Часть II» . Бизнес-стандарт . Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ «Дхрув HAL получает одобрение CCS» . Индус . Ченнаи, Индия. 23 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 7 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Мишра, Бибху Ранджан; Бозе, Правин (17 августа 2007 г.). «HAL, вероятно, получит заказ на санитарную авиацию на сумму 420 крор рупий» . Бизнес-стандарт . Архивировано из оригинала 14 октября 2012 года . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ «Вертолет Dhruv готовится к полету в Сиачене». Архивировано 5 декабря 2007 г. в Wayback Machine , NDTV , 3 сентября 2007 г.
- ^ «Дхрув проходит испытания, чтобы взлететь высоко в Сиачене». Архивировано 30 июня 2012 года в archive.today , The Times of India , 20 февраля 2007 года. Проверено 8 октября 2007 года.
- ^ «Пилоты ALH в Бангалоре летают высоко». Архивировано 30 июня 2012 г. в archive.today , The Times of India , 8 октября 2007 г.
- ^ Рао, Радхакришна (15 июля 2009 г.). «В индийском отчете критикуются характеристики вертолета Dhruv компании HAL» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 18 июля 2009 года.
- ^ Шукла, Аджай (7 марта 2011 г.). «В Сиачене Дхрув оказывается победителем мира» . Бизнес-стандарт . Архивировано из оригинала 6 августа 2011 года.
- ^ «Усовершенствованный легкий вертолет Dhruv (ALH) – армейские технологии» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 6 февраля 2015 г.
- ^ Говиндасами, Шива (13 ноября 2007 г.). «Индийский военно-морской флот открывает потребность в многоцелевых вертолетах» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 29 июня 2008 года.
- ^ «Военно-морской флот не отверг Дхрува: министр обороны» . Zeenews.com. 22 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2012 г. . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ «Индийский военно-морской вертолет ALH Dhruv получает складные несущие винты» . DefenseWorld.net . Архивировано из оригинала 6 сентября 2016 года . Проверено 25 июля 2016 г.
- ^ Сакхуджа 2011, с. 106.
- ^ «Военно-морской флот планирует отказаться от вертолетов Dhruv» . Индостан Таймс . 12 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 22 октября 2012 г.
- ^ С. Анандан (11 февраля 2013 г.). «Военно-морской флот заинтересован в вооружении Дхрува» . Индус . Архивировано из оригинала 20 мая 2014 года . Проверено 6 февраля 2015 г.
- ^ «Эскадрилья ALH усиливает огневую мощь ВМФ» . Новый Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 28 декабря 2014 года . Проверено 6 февраля 2015 г.
- ^ «Наша продукция» . Вертолетная дивизия Бангалора . ХЭЛ. Архивировано из оригинала 14 октября 2008 года . Проверено 31 августа 2010 г.
- ^ «NDMA получит 12 ALH» . Декан Вестник . 20 января 2007 года. Архивировано из оригинала 4 октября 2012 года . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Пабби, Ману (10 августа 2008 г.). «Индия получила контракт на вертолет на 20 миллионов долларов» . Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 19 октября 2016 года . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ «Предлагаемая директива по летной годности» . Главное управление гражданской авиации. 22 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 8 марта 2014 г. Проверено 28 июня 2019 г.
- ^ Криснан М., Ананта (24 марта 2011 г.). «Главное управление гражданской авиации Индии хочет, чтобы были проверены все гражданские варианты Dhruv» . Авиационная неделя . [ мертвая ссылка ]
- ^ «Землетрясение в Сиккиме: более 5000 военнослужащих и 9 вертолетов отправлены в пострадавшие от землетрясения районы» . Экономические времена . 19 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 2 октября 2017 г.
- ^ Гупта, Амит (22 октября 2011 г.). «Государственный вертолет выведен из строя, пилоты простаивают – на 9-месячном перерыве на техническое обслуживание» . Калькутта, Индия: Телеграф Индии. Архивировано из оригинала 25 октября 2011 года.
- ^ «SOS Центру Ми-17» . Индийский телеграф . Калькутта, Индия. 19 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г.
- ^ Дхолабхай, Нишит (20 октября 2011 г.). «Слепой взгляд на оператора вертолета — вертолеты, управляемые Паваном Хансом, попали в шесть аварий в этом году» . Индийский телеграф . Калькутта, Индия. Архивировано из оригинала 24 октября 2011 года.
- ^ «MHA планирует приобрести вертолеты в аренду с обслуживанием, поскольку флот Dhruv остановлен» . Индостан Таймс . 1 февраля 2012 г. Архивировано из оригинала 1 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Счастливые часы в HAL в связи с оперой Дхрува Чар Дхам» . Новый Индийский экспресс . 17 июля 2013 года. Архивировано из оригинала 13 декабря 2013 года . Проверено 17 июля 2013 г.
- ^ Кумар, Винай (20 июня 2013 г.). «Вертолеты Дхрув летают высоко в Уттаракханде» . Индус . Ченнаи, Индия. Архивировано из оригинала 27 июня 2013 года . Проверено 5 июля 2013 г.
- ^ «Как смелые, неутомимые пилоты боролись за то, чтобы дать Уттаракханду укрытие в небе» . НДТВ . 4 июля 2013 года. Архивировано из оригинала 7 июля 2013 года . Проверено 5 июля 2013 г.
- ^ Дутта, Суджан; Дхолабхай, Нишит (14 июля 2013 г.). «Дхрув работает, но сомневающиеся упорствуют. Коптер хорошо себя чувствует на холмах» . Телеграф . Калькутта, Индия. Архивировано из оригинала 18 июля 2013 года . Проверено 15 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Усовершенствованный легкий вертолет «Гаруда Васудха», посвящённый нации» . Бизнес-стандарт . 23 января 2014 года. Архивировано из оригинала 27 января 2014 года . Проверено 23 января 2014 г.
- ^ «Гаруда Васудха для обнаружения глубокозалегающих месторождений полезных ископаемых в стране» . Декан Вестник . 23 января 2014 года. Архивировано из оригинала 26 января 2014 года . Проверено 23 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Вертолет HAL улучшит поиск полезных ископаемых GSI» . Индус . Ченнаи, Индия. 23 января 2014 г. Архивировано из оригинала 30 января 2014 г. . Проверено 23 января 2014 г.
- ^ «Пресс-релизы» . www.hal-india.com . Архивировано из оригинала 4 сентября 2017 года . Проверено 4 сентября 2017 г.
- ^ Эгози, Арье (1 мая 2018 г.). «Индия расширяет модернизацию кабины Dhruv» . Flightglobal.com . Архивировано из оригинала 12 июня 2018 года . Проверено 9 июня 2018 г.
- ^ «Военно-морской флот и береговая охрана Индии получили новый усовершенствованный легкий вертолет Mk III» . 7 февраля 2021 года. Архивировано из оригинала 8 февраля 2021 года . Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ Уннитан, Сандип (14 февраля 2004 г.). «Получение повышения» . Индия сегодня . Архивировано из оригинала 22 августа 2011 года . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ Сингх, Джангвир (17 июня 2005 г.). «Друв, IJT привлекает покупателей в Париже» . Трибуна . Архивировано из оригинала 11 июня 2011 года . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ Сингх 2008, с. 536.
- ^ Jump up to: а б Сиддики, Хума (15 июля 2008 г.). «HAL на поездке на Дхруве в Латинской Америке» . Финансовый экспресс . Архивировано из оригинала 16 июля 2014 года . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ Шукла, Аджай (24 марта 2011 г.). «DRDO ищет возможности для производства Tejas за пределами HAL» . Бизнес-стандарт . Архивировано из оригинала 23 декабря 2011 года . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . hal-india.co.in . Архивировано из оригинала (PDF) 6 сентября 2021 года . Проверено 15 января 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Франко Хосе К. Баронья (28 августа 2023 г.). «Береговая охрана PH присматривается к индийской военной технике» . Манила Таймс. Архивировано из оригинала 29 августа 2023 года . Проверено 29 августа 2023 г.
- ^ Рэй, Калян (15 февраля 2023 г.). «HAL планирует продать Tejas LCA Аргентине и Египту, но теряет контракт с Малайзией» . Декан Вестник . Архивировано из оригинала 11 сентября 2023 года . Проверено 11 сентября 2023 г.
- ^ Шарма, Риту (22 мая 2024 г.). «Назревает оборонное соглашение: Филиппины проявляют интерес к индийскому усовершенствованному легкому вертолету, когда военные корабли ВМС пришвартованы в Маниле» . Последние новости Азии, Ближнего Востока, Евразии, Индии . Проверено 22 мая 2024 г.
- ^ Пери, Динакар (22 октября 2022 г.). «HAL получает запросы на вертолеты из разных стран: CMD» . Индус . ISSN 0971-751X . Архивировано из оригинала 16 февраля 2023 года . Проверено 29 августа 2023 г.
- ^ «Индия: Тайана посетила объекты компании HAL и подписала письмо о намерениях содействовать поставке вертолетов в вооруженные силы» . Министерство обороны (пресс-релиз) (на испанском языке). 20 июля 2023 года. Архивировано из оригинала 20 июля 2023 года . Проверено 20 июля 2023 г.
- ^ «HAL и Министерство обороны Аргентины подписывают соглашение о намерениях на легкие и средние вертолеты общего назначения» . Индус . 20 июля 2023 года. Архивировано из оригинала 24 августа 2023 года . Проверено 24 августа 2023 г.
- ^ «Заказ сумок HAL из Эквадора» . Пиб.ник.ин. Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года . Проверено 31 августа 2010 г.
- ^ Шукла, Аджай (9 февраля 2009 г.). «HAL передаст первые экспортные Dhruv» . Бизнес-стандарт . Архивировано из оригинала 16 марта 2010 года . Проверено 31 августа 2010 г.
- ^ «Эквадор размещает заказы на вертолеты HAL Dhruv ALH» . Индийская защита. Архивировано из оригинала 10 ноября 2011 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ «Ла ФАЭ защищает вертолеты Друва» . Элкомерсио.com. 29 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 15 октября 2011 г.
- ^ «Эквадор вернет 6 индийских вертолетов Dhruv» . Новости OneIndia. 30 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 13 октября 2012 г.
- ^ «Расследование обнаружило, что ошибка пилота привела к крушению самолета Dhruv в Эквадоре» . Индус . Ченнаи, Индия. 15 декабря 2009 г. Архивировано из оригинала 2 ноября 2012 г.
- ^ Шукла, Аджай (4 февраля 2011 г.). «HAL планирует угостить Aero India» . Бизнес-стандарт . Архивировано из оригинала 5 февраля 2011 года.
- ^ «Эквадор останавливает флот вертолетов Dhruv после несчастных случаев и расторгает контракт с HAL». Архивировано 17 октября 2015 г. в Wayback Machine Deccan Herald , 16 октября 2015 г.
- ^ «Эквадор разрывает контракт с HAL на вертолеты Dhruv после четырех аварий» . Таймс оф Индия . 16 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 6 февраля 2016 г.
- ^ Ривас, Сантьяго (21 октября 2016 г.). «ВВС Эквадора продают оставшиеся вертолеты Dhruv» . IHS Jane’s 360 . Буэнос-Айрес, Аргентина . Проверено 22 октября 2016 г. .
- ^ Jump up to: а б Пери, Динакар (8 марта 2016 г.). «16 происшествий с участием вертолетов Dhruv с 2002 года» . Индус . ISSN 0971-751X . Архивировано из оригинала 13 июня 2020 года . Проверено 4 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Повторяющиеся происшествия и проблемы с надежностью: табель успеваемости по усовершенствованным легким вертолетам армии» . Архивировано из оригинала 29 августа 2023 года . Проверено 29 августа 2023 г.
- ^ «Чили подписывает контракт с Bell на 412» . Далласский деловой журнал . 12 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 3 ноября 2012 г.
- ^ «Индийские усовершенствованные легкие вертолеты Dhruv продемонстрированы подразделениям ВВС, армии и военно-морской авиации Чили» . Израильская аэрокосмическая промышленность. 25 июля 2004 г. Архивировано из оригинала 23 марта 2012 г.
- ^ «Давление США лишило компанию Hindustan Aeronautics заказа на вертолеты» . Индия Таймс . 4 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 30 марта 2012 г. . Проверено 31 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Бозе, Правин и Рави Менон (24 июня 2008 г.). «HAL получила заказ на вертолет из Перу» . Бизнес-стандарт . Архивировано из оригинала 14 октября 2012 года . Проверено 26 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «HAL на переговорах со странами Южной Америки» . Бизнес-стандарт . 16 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 17 декабря 2009 г. . Проверено 31 августа 2010 г.
- ^ О'Салливан, Арье (26 мая 2005 г.). «Министерство обороны арендует вертолет индийского производства для перевозки VIP-персон» . «Джерузалем Пост» . Архивировано из оригинала 31 января 2013 года.
- ^ Синха, Ракеша (18 декабря 2004 г.). «Дхрув расправит крылья израильскому флоту в январе этого года» . Индийский экспресс .
- ^ Грицкова, Александра (11 июля 2006 г.). «Военное сотрудничество: российский Ми-17 приземлится в Индии» . Коммерсантъ. Архивировано из оригинала 30 марта 2012 года.
- ^ Индия продаст Непалу 2 усовершенствованных легких вертолета. Информационное агентство Исламской Республики , 11 февраля 2004 г.
- ^ «Моди проводит стратегические переговоры с Непалом, дарит саженец Бодхи и вертолет» . 25 ноября 2014 года. Архивировано из оригинала 29 декабря 2014 года . Проверено 6 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Пабби, Ману. «Индия получила контракт на вертолет на 20 миллионов долларов». Архивировано 18 января 2011 года в Wayback Machine . Индийский экспресс . (онлайн-издание). 10 августа 2008 г. Проверено 30 августа 2008 г.
- ^ «HAL надеется увидеть вертолеты Dhruv в списке покупок Малайзии» . Деловая линия . 24 декабря 2004 г. Архивировано из оригинала 10 августа 2011 г. Проверено 31 августа 2010 г.
- ^ «Самолет HAL будет летать в небе Эквадора» . Сифи . 11 февраля 2009 г. Архивировано из оригинала 14 февраля 2009 г. Проверено 31 августа 2010 г.
- ^ «Угроза эмбарго ЕС-Бирма». Архивировано 11 апреля 2011 года в Wayback Machine , BBC News , 16 июля 2007 года. Проверено 8 октября 2007 года.
- ^ «Индийские вертолеты для Мьянмы: насмешка над эмбарго ЕС на поставки оружия?». Архивировано 19 октября 2012 года в Wayback Machine Amnesty International , 16 июля 2007 года.
- ^ «Письмо Президенту Совета Министров ЕС» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 октября 2007 года.
- ^ Тайбэй Таймс , стр. 5, 17 июля 2007 г. Цитата: Источник в правительстве, попросивший не называть его имени, отрицал какие-либо правонарушения и заявил, что Индия «не придает большого доверия сообщениям Amnesty International. Индия действительно оказывает поддержку Мьянме в оборонной технике, но это оборудование не носит наступательного характера. ... а не передовые технологии», - сказал источник, утверждая, что Мьянма помогает в битве против повстанцев на северо-востоке Индии. Другой индийский чиновник, который также говорил на условиях анонимности, заявил, что данная технология предназначена только для связи, а не для наступательных операций.
- ^ «ХАЛ Дру на Мальдивы» . airforcenews.ru. Архивировано из оригинала 31 марта 2012 года . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ Анандан, С. (15 декабря 2013 г.). «Индия передает в дар Мальдивам второй военно-морской усовершенствованный легкий вертолет» . индус . Архивировано из оригинала 15 декабря 2013 года . Проверено 3 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Хиршберг 2011, с. 50.
- ^ Jump up to: а б «Дхрув – усовершенствованный легкий вертолет (ALH)» . Страж ВПЛ. Архивировано из оригинала 14 июня 2013 года . Проверено 15 июня 2013 г.
- ^ «HAL поставит больше вертолетов Dhruv Mk.3» . Авиационная неделя. 7 марта 2011 года . Проверено 6 сентября 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Dhruv MkIII принят в ВВС Индии» . Защита сейчас. 9 февраля 2012 г. Архивировано из оригинала 12 февраля 2012 г.
- ^ « Защита Атманирбхара расширяется по мере того, как береговая охрана поручает изготовленные в Индии вертолеты ALH Dhruv Mark III» . Индостан Таймс . 28 июня 2022 года. Архивировано из оригинала 30 июля 2023 года . Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ «ВМС Индии принимают на вооружение три вертолета ALH MK III» . 9 июня 2021 года. Архивировано из оригинала 28 марта 2023 года.
- ^ «ОБЗОР ГОДА – DRDO 2010 ГОДА» . Бюро пресс-информации . Архивировано из оригинала 15 декабря 2012 года . Проверено 31 июля 2012 г.
- ^ Хиршберг 2011, с. 51.
- ^ «Девичий полет ALH-Dhruv (Колесная версия)» . www.spsnavalforces.com . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ Шарма, Шину (15 апреля 2022 г.). «ВМС Индии работают с HAL над разработкой вертолетов 50 UH (Marine) для нужд военных кораблей» . Новости индийского телевидения . Архивировано из оригинала 24 августа 2023 года . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ «Совет по оборонным закупкам одобряет предложения на сумму 70 500 крор рупий для Вооруженных сил и береговой охраны Индии по категории «Покупать» (Indian-IDDM)» . pib.gov.in. Архивировано из оригинала 13 августа 2023 года . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Лист данных сертификата типа DGCA № 5-8/96-RD. Архивировано 4 марта 2016 г. на Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б «Индия присоединяется к элитному клубу, обладающему возможностями вертолетной георазведки» . Таймс оф Индия . 23 января 2014 г. ISSN 0971-8257 . Проверено 13 марта 2024 г.
- ^ «Шлемы, идентификационная карта найдены на месте крушения армейского вертолета, пилоты пропали» . Индостан Таймс . 3 августа 2021 года. Архивировано из оригинала 4 августа 2021 года . Проверено 4 августа 2021 г.
- ^ Рантер, Харро. «Инцидент HAL Dhruv, 3 августа 2021 г.» . Aviation-safety.net . Архивировано из оригинала 4 августа 2021 года . Проверено 4 августа 2021 г.
- ^ «Армейский вертолет разбился возле плотины Ранджит Сагар в Патханкоте, продолжаются спасательные операции» . Новости18 . 3 августа 2021 года. Архивировано из оригинала 11 сентября 2023 года . Проверено 11 сентября 2023 г.
- ^ «Один пилот погиб, еще один серьезно ранен в результате крушения армейского вертолета в JK» . Индостан Таймс . 25 января 2021 года. Архивировано из оригинала 25 января 2021 года . Проверено 4 августа 2021 г.
- ^ Бхат, Сунил (25 января 2021 г.). «Вертолет индийской армии разбился в районе Катуа J&K, один пилот погиб, еще один находится в критическом состоянии» . Индия сегодня . Архивировано из оригинала 11 сентября 2023 года . Проверено 4 августа 2021 г.
- ^ «Трое человек спасены во время аварийной посадки вертолета ВМС в Мумбаи» . rediff.com . Архивировано из оригинала 30 июля 2023 года.
- ^ Перспективы Индии [ мертвая ссылка ]
- ^ «Вертолет индийской береговой охраны ALH Dhruv разбился на взлетно-посадочной полосе аэропорта Кочи, о жертвах не сообщается; появилось видео» . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 26 марта 2023 г.
- ^ «Вертолет ALH Dhruv береговой охраны разбился возле аэропорта Кочи, взлетно-посадочная полоса закрыта» . Зи Новости . 26 марта 2023 года. Архивировано из оригинала 24 августа 2023 года . Проверено 24 августа 2023 г.
- ^ «Индийский вертолет Dhruv нуждается в критическом повышении безопасности: Панель» . Индостан Таймс . 9 мая 2023 года. Архивировано из оригинала 28 июня 2023 года . Проверено 11 сентября 2023 г.
- ^ Сингх, Рахул (4 июня 2024 г.). «К концу месяца весь флот Дхрув получит ключевое повышение безопасности» . Индостан Таймс . Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ «Береговая охрана ALH бросилась в Аравийское море, трое пропали без вести» . Индостан Таймс . 3 сентября 2024 г. Проверено 4 сентября 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Двое погибших, один пропал без вести после крушения вертолета береговой охраны в Аравийском море» . Индостан Таймс . 4 сентября 2024 г. Проверено 4 сентября 2024 г.
- ^ «Индийская береговая охрана и военно-морские силы активизируют поиск капитана вертолета» . Вион . 5 сентября 2024 г. Проверено 6 сентября 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Хойл, Крейг (2023). «ВВС мира 2024» . FlightGlobal . Проверено 27 декабря 2023 г.
- ^ «Глава армии говорит, что LCH хорош для большой высоты; армия закупит 95 из них» . Финансовый экспресс . 15 февраля 2023 г. Проверено 16 февраля 2024 г.
- ^ Команда редакции IADN (25 мая 2024 г.). «HAL поставит вертолеты Dhruv армии в течение двух недель с момента подписания контракта – IADN» . - ИАДН . Проверено 26 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Министерство обороны подписывает контракты на сумму 8073 крора с HAL на приобретение 34 усовершенствованных легких вертолетов (ALH) Dhruv Mk III для индийской армии и индийской береговой охраны» . pib.gov.in. Проверено 15 марта 2024 г.
- ^ «Армия освобождает флот вертолетов «Дхрув» от остановок для полета, но действуют определенные условия» . NDTV.com . Проверено 13 августа 2023 г.
- ^ «Эскадрилья усовершенствованных легких вертолетов Mk-III береговой охраны Индии, 840-я эскадрилья (CG), введенная в эксплуатацию в Ченнаи» . www.pib.gov.in. Проверено 13 августа 2023 г.
- ^ «ЧФ получит 360 крор рупий за создание 29 новых батальонов» . Livemint.com. 20 мая 2009 года. Архивировано из оригинала 6 июня 2009 года . Проверено 31 августа 2010 г.
- ^ «Министерство обороны Израиля вводит в должность Дхрува» . Таймс оф Индия . indiatimes.com. 3 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 7 ноября 2015 г. . Проверено 3 сентября 2014 г.
- ^ синдикация (8 февраля 2024 г.). «Индийские войска на Мальдивах будут заменены «компетентным индийским техническим персоналом»: MEA» . Новый Индийский экспресс . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ «Работники HAL могут заменить военных на Мальдивах» . Таймс оф Индия . 9 февраля 2024 г. ISSN 0971-8257 . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ «Полиция оснащает новый вертолет» . Архивировано из оригинала 15 марта 2023 года . Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ «ВВС мира 2014» (PDF) . Flightglobal Insight. 2014. Архивировано (PDF) из оригинала 25 декабря 2013 года . Проверено 5 сентября 2014 г.
- ^ «Эквадор разрывает контракт с HAL на вертолеты Dhruv после четырех аварий» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 6 февраля 2016 года . Проверено 31 января 2016 г.
- ^ «Эквадор расторгает сделку с HAL по поводу аварийного самолета Dhruv» . Таймс оф Индия . 17 октября 2015 года. Архивировано из оригинала 7 февраля 2016 года . Проверено 31 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «HAL dhruv получает одобрение CCS» . Индус . Ченнаи, Индия. 23 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 7 ноября 2012 г. Проверено 12 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «HAL доставляет Дхрува в Джаркханд» . Индус . Ченнаи, Индия. 3 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2012 г. . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ Джексон, Пол; Пикок, Линдси; Бушелл, Сьюзен; Уиллис, Дэвид; Винчестер, Джим, ред. (2016–2017). "Индия". IHS Jane's All the World's Aircraft: разработка и производство . Моулсон. стр. 307–308. ISBN 978-0710631770 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «NAVY-DHRUV SPAT: Давайте прекратим драться, говорит летчик-испытатель HAL» . LiveFist. 11 июня 2020 года. Архивировано из оригинала 11 июня 2020 года . Проверено 11 июня 2020 г.
- ^ Лутра, Гульшан; Рай, Ранджит (сентябрь 2011 г.). «IAF: ALH достигает высоты 20 000 футов, а Читал - 23 000» . Индия Стратегическая . Архивировано из оригинала 7 октября 2011 года . Проверено 6 октября 2011 г.
- Библиография
- Кроуфорд, Стив (2003). Военные вертолеты двадцать первого века: боевые корабли сегодня . Зенит Отпечаток. ISBN 0-7603-1504-3 .
- Датта, Сайкат (14 июля 2008 г.). Сено после долгого зависания . Том. 48. Публикация Outlook. стр. 12–13.
- Хиршберг, Майк (весна 2011 г.). «От Четака до Дхрува: история вертолетов HAL» (PDF) . ВертиФлайт. стр. 46–52. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Джексон, Пол (2003). Jane's All the World's Aircraft 2003–2004 . Колсдон, Великобритания: Информационная группа Джейн. ISBN 0-7106-2537-5 .
- Кан, JA (2004). Воздушная мощь и вызовы IAF . Издательство АПХ. ISBN 81-7648-593-4 .
- Сахуджа, Виджай (2011). Азиатская морская держава в XXI веке: стратегические сделки с Китаем, Индией и Юго-Восточной Азией . Институт исследований Юго-Восточной Азии. ISBN 978-981-4311-09-0 .
- Постоянный комитет по обороне (апрель 2007 г.). «Углубленное исследование и критический обзор Hindustan Aeronautics Limited (HAL)» (PDF) . Министерство обороны. Архивировано (PDF) из оригинала 9 августа 2007 года . Проверено 28 июля 2007 г.
- Сингх, Ашок Кумар (2008). Наука и технологии для государственной службы . Тата МакГроу-Хилл Образование. ISBN 978-0-07-065548-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Официальный сайт» . Архивировано из оригинала 28 ноября 2019 года . Проверено 5 октября 2018 г.
- Ютуб