Жизненные навыки
Жизненные навыки – это способности к адаптивному и позитивному поведению, которые позволяют людям эффективно справляться с требованиями и проблемами жизни. [ 1 ] Это понятие также называют психосоциальной компетентностью. [ 2 ] Предмет сильно варьируется в зависимости от социальных норм и ожиданий сообщества, но навыки, которые способствуют благополучию и помогают людям стать активными и продуктивными членами своего сообщества, считаются жизненными навыками.
Перечисление и категоризация
[ редактировать ]Управление оценки ЮНИСЕФ предполагает, что «окончательного списка» психосоциальных навыков не существует; [ 3 ] тем не менее ЮНИСЕФ перечисляет психосоциальные и межличностные навыки, которые, как правило, ориентированы на благополучие и важны наряду с навыками грамотности и счета . Поскольку оно меняет свое значение от культуры к культуре и жизненным позициям, оно считается понятием, имеющим эластичный характер. Однако ЮНИСЕФ признает социальные и эмоциональные жизненные навыки, определенные Сотрудничеством по академическому, социальному и эмоциональному обучению (CASEL). [ 4 ] Жизненные навыки являются продуктом синтеза: многие навыки развиваются одновременно посредством практики, например юмор , который позволяет человеку чувствовать контроль над ситуацией и делать ее более управляемой в перспективе. Это позволяет человеку освободиться от страхов, гнева и стресса и достичь качественной жизни. [ 5 ]
Например, принятие решений часто предполагает критическое мышление («Какие у меня есть варианты?») и разъяснение ценностей («Что для меня важно?»), («Что я отношусь к этому ?»). В конечном счете, взаимодействие между навыками – это то, что приводит к мощным поведенческим результатам, особенно там, где этот подход поддерживается другими стратегиями. [ 6 ]
Жизненные навыки могут варьироваться от финансовой грамотности , [ 7 ] от профилактики злоупотребления психоактивными веществами до терапевтических методов борьбы с инвалидностью, такой как аутизм .
Основные навыки
[ редактировать ]Всемирная организация здравоохранения в 1999 году определила следующие основные межкультурные области жизненных навыков: [ 8 ] [ 9 ]
- принятие решений и решение проблем ;
- творческое мышление ( см. также: латеральное мышление ) и критическое мышление ;
- коммуникативные и межличностные навыки ;
- самосознание и эмпатия ;
- напористость и невозмутимость ; и
- устойчивость и способность справляться с эмоциями и справляться со стрессом .
ЮНИСЕФ перечислил аналогичные навыки и связанные категории в своем отчете за 2012 год. [ 3 ]
Учебная программа по жизненным навыкам, разработанная для K-12, часто уделяет особое внимание коммуникативным и практическим навыкам, необходимым для успешной независимой жизни, а также для учащихся с нарушениями развития / специального образования, обучающихся по индивидуальной программе обучения (IEP). [ 10 ]
На основе списка ВОЗ при поддержке ЮНФПА проводятся различные курсы. В Мадхья-Прадеше, Индия, программа реализуется совместно с правительством по обучению этому в государственных школах. [ 11 ]
Навыки для работы и жизни
[ редактировать ]Навыки для работы и жизни, известные как профессионально-техническое образование и обучение (ТПОП), включают в себя образование, профессиональную подготовку и развитие навыков, касающихся широкого спектра профессиональных областей, производства, услуг и средств к существованию. ТПО, как часть непрерывного обучения , может осуществляться на среднем , послесреднем и высшем уровне и включает в себя обучение на рабочем месте, непрерывное обучение и профессиональное развитие , которые могут привести к получению квалификации. ТПОП также включает в себя широкий спектр возможностей развития навыков, адаптированных к национальному и местному контексту. Обучение обучению и развитие навыков грамотности и счета, сквозных навыков и гражданских навыков являются неотъемлемыми компонентами ТПОП. [ 12 ]
Воспитание детей: место воспитания жизненных навыков
[ редактировать ]Жизненным навыкам часто обучают в сфере воспитания детей либо косвенно, через наблюдение и опыт ребенка, либо напрямую с целью обучения определенному навыку. Само воспитание детей можно рассматривать как набор жизненных навыков, которым можно научить или которые являются естественными для человека. [ 13 ] Обучение человека навыкам ведения беременности и воспитания детей может также совпадать с развитием дополнительных жизненных навыков у ребенка и дать родителям возможность направлять своих детей во взрослую жизнь.
Многие программы жизненных навыков предлагаются, когда традиционные семейные структуры и здоровые отношения разрушены, будь то из-за ошибок родителей, развода, психологических расстройств или проблем с детьми (например, злоупотребления психоактивными веществами или другого рискованного поведения). Например, Международная организация труда обучает жизненным навыкам бывших работающих детей и детей из групп риска и оправиться от них в Индонезии, чтобы помочь им избежать наихудших форм жестокого обращения с детьми . [ 14 ]
Модели: предотвращение поведения или позитивное развитие
[ редактировать ]Хотя некоторые программы жизненных навыков направлены на обучение предотвращению определенного поведения, они могут быть относительно неэффективными. На основании своих исследований Бюро по работе с семьей и молодежью, [ 15 ] подразделение Министерства здравоохранения и социальных служб США пропагандирует теорию позитивного развития молодежи (PYD) как замену менее эффективных профилактических программ. PYD фокусируется на сильных сторонах человека, в отличие от старых дряхлых моделей, которые имеют тенденцию сосредотачиваться на «потенциальных» слабостях, которые еще предстоит проявить. «...обучение жизненным навыкам оказалось эффективной стратегией психосоциального вмешательства для содействия позитивному социальному и психическому здоровью подростков, которая играет важную роль во всех аспектах, таких как усиление стратегий преодоления трудностей и развитие уверенности в себе и эмоционального интеллекта... " [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]- Отношение
- Эмоциональный интеллект
- Эмоциональная грамотность
- Эмоциональная саморегуляция
- Гелотология
- Теория надежды
- непостоянство
- Доброта
- Сочувствие
- Образование, основанное на жизненных навыках
- Моральное развитие
- Навыки работы с людьми
- Личные границы
- Позитивная психология
- ЛИНЕЙКА
- Социальный интеллект
- Социальные навыки
- Мягкие навыки
- Навыки обучения
- Теория множественного интеллекта
- Профессиональные навыки
Источники
[ редактировать ] В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC BY-SA 3.0 IGO. Текст взят из «Пути прогресса: связь технического и профессионального образования и обучения с послесредним образованием» , ЮНЕСКО, ЮНЕСКО. ЮНЕСКО.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]

- Навыки работы с людьми и самоуправление (бесплатное онлайн-руководство) , Альянсы за психосоциальные улучшения в жизни: коммуникационные связи (APAL-CC)
- Раскрытие своего потенциала: личное и профессиональное развитие, 4-е издание
- Эндрю Дж. Дубрин (2016). Человеческие отношения для карьеры и личного успеха: концепции, приложения и навыки . Пирсон Образование. ISBN 978-0-13-413171-9 .
- Жизненные навыки: курс прикладного решения проблем. , Саскачеван NewStart Inc., Первая авеню и Ривер-стрит Ист, Принс-Альберт, Саскачеван, Канада.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Обучение жизненным навыкам детей и подростков в школах (Отчет). Всемирная организация здравоохранения . hdl : 10665/63552 . Проверено 29 декабря 2020 г. .
- ^ Бест Томас, Исследование стресса и его корреляции с семейной средой. Получено с сайта ResearchGate .
- ^ Jump up to: а б «Глобальная оценка программ обучения жизненным навыкам» . unicef.org (отчет об оценке). Нью-Йорк: Детский фонд ООН. 17 ноября 2016 г. стр. 8–9 . Проверено 29 декабря 2020 г. .
- ^ «Навыки и компетенции – CASEL» . Архивировано из оригинала 13 мая 2011 года . Проверено 10 июня 2018 г.
- ^ «Занимайтесь Хася йогой» .
- ^ «ЮНИСЕФ – Результаты поиска» . unicef.org . Проверено 20 октября 2015 г.
- ^ США финансирует жизненные навыки. Архивировано 17 марта 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «Партнеры в обучении жизненным навыкам: выводы межучрежденческого совещания Организации Объединенных Наций» (PDF) . Всемирная организация здравоохранения . 1999. Архивировано из оригинала (PDF) 20 сентября 2018 г. Проверено 15 июля 2018 г.
- ^ ВОЗ 1993 , с. 14 : принятие решений - решение проблем, творческое мышление - критическое мышление, общение - межличностные отношения, самосознание - эмпатия, преодоление - эмоции и стрессоры.
- ^ «Пьюджет-Саунд ESD – превосходство и равенство в образовании | Руководство по учебной программе по жизненным навыкам для Pre-K-12» . psesd.org . Проверено 20 октября 2015 г.
- ^ Образование жизненных навыков (LSE)
- ^ ЮНЕСКО (2018). Пути развития: соединение технического и профессионального образования и обучения с послесредним образованием . ЮНЕСКО. ISBN 978-92-3-100290-8 .
- ^ Принц, Рон (2009). «Поведенческий тренинг для родителей». Энциклопедия человеческих отношений . дои : 10.4135/9781412958479.n53 . ISBN 9781412958462 .
- ^ Улучшение профессиональных и жизненных навыков бывших детей-работников и детей из группы риска в возрасте от 15 до 17 лет. Архивировано 26 сентября 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «Главная страница | Бюро по работе с семьей и молодежью | Управление по делам детей и семьи» . acf.hhs.gov . Проверено 20 октября 2015 г.
- ^ Праджапати, Равиндра (2017). «Значение образования жизненных навыков» (PDF) . Современные проблемы исследований в области образования . 10 :4 – через Институт Клют.
Всемирная организация здравоохранения. Отдел психического здоровья (1993), Обучение жизненным навыкам детей и подростков в школах , hdl : 10665/63552 , Wikidata Q114785254 , получено 21 октября 2022 г.