Jump to content

Тлалтекутли

(Перенаправлено с Тлалтекутли )
Тлалтекутли
Земной монстр/бог земли [ 1 ]
Монолит Тлалтекутли обнаружен в Мехико в 2006 году (1502 г. н. э.).
Обитель Тлалтикпак [ 1 ]
Символ Земля [ 1 ]
Пол Женский [ 1 ]
Область Мезоамерика
Этническая группа Ацтеки (Науа)
Генеалогия
Родители Создано Тескатлипока [ 3 ] (Кодекс Зумаррага)
Братья и сестры Никто
Супруга Тлальциуатль как женская форма (Кодекс Зумаррага) [ 1 ]
Дети • С Тальсиуатлем: Коатликуэ , Чимальма , Сочитликуэ (Кодекс Риос) [ 2 ]
Голова Тлатлекутли изображена откинутой назад со змеиным языком и жертвенным ножом в зубах.
Аннотации с подробным описанием иконографии монолита Тлалтекутли (находится в Музее мэра Темпло в Мехико, Мексика)

Тлалтекутли ( классический науатль Тлалтеуктли , Произношение на науатле: [t͡ɬaːl.teːkʷ.t͡ɬi] ) — доколумбовое мезоамериканское божество, которому поклонялись в первую очередь жители Мексики ( ацтеков ). Расчлененное тело Тлалтекутли, которое иногда называют «земным монстром», было основой мира в ацтекской истории создания пятого и последнего космоса. [ 4 ] На резьбе Тлалтекутли часто изображают как антропоморфное существо с растопыренными руками и ногами. Считавшаяся источником всего живого, она должна была насыщаться человеческими жертвоприношениями, которые обеспечивали бы дальнейший порядок в мире.

По словам источника, [ который? ] при создании Земли боги не уставали восхищаться жидким миром, ни колебаниями, ни движениями, поэтому Тескатлипока и Кетцалькоатль посчитали, что вновь созданный мир должен быть обитаем. И для этого они заставили Тлальчиуатль, «Госпожу земли», спуститься с небес, а Тлалтекутли, «Господин земли», стал ее супругом. [ 1 ] Тескатлипока и Кетцалькоатль создают Землю из тела Сипактли , гигантского аллигатора/крокодила, самостоятельно созданного в Омейокане.

Тлалтекутли известен из нескольких рукописей, написанных после завоевания, в которых исследовались мифология и системы верований Мексики , таких как « История механики» , [ 5 ] Флорентийский кодекс и Кодекс Бодли , составленные в шестнадцатом веке. [ 6 ]

Представления в искусстве

[ редактировать ]
Изображение Тлалтекутли в Кодексе Борбоникус (ок. 1520 г.) с кремневым ножом между зубами.

Тлалтекутли обычно изображают в виде сидящего на корточках жабоподобного существа с массивными когтями, разинутой пастью и крокодиловой кожей, которая символизирует поверхность земли. На резных изображениях ее рот часто изображается с текущей из него рекой крови или кремневым ножом между зубами, что является отсылкой к человеческой крови, которой она жаждала. Ее локти и колени часто украшены человеческими черепами, а иногда она появляется с множеством ртов, полных острых зубов по всему телу. На некоторых изображениях она носит юбку из человеческих костей и звездную кайму, символ ее первобытной жертвы. [ 7 ]

Многие скульптуры Тлалтекутли предназначались только для богов и не предназначались для просмотра людьми. Ее часто вырезали на нижней части скульптур, где они соприкасались с землей, или на нижней стороне каменных ящиков, называемых куаухшикали («орлиный ящик»), в которых хранились жертвенные сердца, к которым она была так неравнодушна. Ссылаясь на ее мифологическую функцию поддержки земли, Тлалтекутли иногда вырезали на краеугольных камнях храмов, таких как платформа пирамиды в Эль-Тахине . [ 8 ]

Важность Тлалтекутли в пантеоне Мексики подтверждается ее включением в основные произведения искусства. Изображения богини можно найти на каждой стороне Коронационного камня ацтекского правителя Моктесумы II 1503 года н.э. рядом с глифами огня и воды — традиционными символами войны. Историк Мэри Миллер даже предполагает, что Тлалтекутли может быть лицом в центре знаменитого камня ацтекского календаря (Пьедра дель Соль), где она символизирует конец пятого и последнего ацтекского космоса. [ 7 ]

Тлалтекутли появляется в ацтекском календаре как второй из 13 дней божества, а ее символ даты — 1 Кролик.

Повествование о создании

[ редактировать ]

По словам Альфонсо Касо, [ 9 ] богов земли было четыре — Тлалтекутли, Коатликуэ , Сиуакоатль и Тлазолтеотль .

В истории создания Мексики Тлалтекутли описывается как морское чудовище (иногда называемое Чипактли ), обитавшее в океане после четвертого Великого потопа . Она была воплощением хаоса, бушевавшего до творения. [ 7 ] Однажды боги Кетцалькоатль и Тескатлипока спустились с небес в образе змей и нашли чудовищного Тлалтекутли ( Чипактли ), сидящего на вершине океана с гигантскими клыками, крокодиловой кожей и скрежетающими зубами, призывающими плоть, чтобы полакомиться. Два бога решили, что пятый космос не сможет процветать, если по миру бродит такое ужасное существо, и поэтому они решили уничтожить ее. Чтобы привлечь ее, Тескатлипока использовал свою ногу как приманку, и Тлалтекутли съел ее. В последовавшем бою Тескатлипока потерял ногу, а Тлалтекутли лишилась нижней челюсти, лишив ее способности погружаться под поверхность воды. После долгой борьбы Тескатлипоке и Кетцалькоатлю удалось разорвать ее тело на две части — из верхней половины появилось небо, а из нижней — земля. [ 5 ] Однако она осталась жива и потребовала человеческую кровь в качестве компенсации за свою жертву.

Другие боги были разгневаны, узнав об обращении с Тлалтекутли, и постановили, что различные части ее расчлененного тела станут чертами нового мира. Ее кожа превратилась в травы и маленькие цветы, ее волосы — в деревья и травы, ее глаза — в источники и колодцы, ее нос — в холмы и долины, ее плечи — в горы, а ее рот — в пещеры и реки. [ 5 ]

Согласно источнику, все божества земли — женщины, за исключением Тескатлипоки, который есть Тепейоллотль , «сердце холма», и Тлалтекутли, «господин земли», последний образован центром тела. Чипактли . , которому он обязан своим другим именем, Тлалтикпаке, «повелитель мира» Тлалтекутли встречает Коатликуэ как супругу как пожирателя, а Коатликуэ как того, кто непрерывно рождает новых существ, людей и животных. [ 10 ]

Обряды и ритуалы

[ редактировать ]

Поскольку тело Тлалтекутли было преобразовано в географические объекты, мексика приписывала странные звуки, доносившиеся из земли, либо крикам Тлалтекутли в ее расчлененной агонии, либо ее призывам к человеческой крови, чтобы накормить ее. В качестве источника жизни считалось необходимым умилостивить Тлалтекутли кровавыми жертвоприношениями, особенно человеческими сердцами. Ацтеки верили, что ненасытный аппетит Тлатлекутли необходимо удовлетворить, иначе богиня перестанет питать землю и урожай погибнет. [ 11 ]

Мексиканцы верят, что Тлалтекутли проглатывает солнце между своими массивными челюстями в сумерках и изрыгает его на рассвете следующего дня. Страх, что этот цикл может быть прерван, как во время солнечных затмений, часто был причиной беспокойства и увеличения ритуальных жертвоприношений. [ 12 ] Связь Тлалтекутли с солнцем гарантировала, что она была включена в молитвы, возносимые Тескатлипоке перед военными кампаниями ацтеков. [ 12 ]

Наконец, из-за связи Тлатлекутли с рождаемостью акушерки обращались к ней за помощью во время трудных родов, когда «младенец-воин» угрожал убить мать во время родов. [ 7 ]

Гендерные дебаты

[ редактировать ]
Мужской антропоморфизм Тлалтекутли, найденный в Теночтитлане (около 1500 г.), в мужской набедренной повязке макстлатля и лицевой маске Тлалока.

Один из крупнейших современных споров вокруг Тлалтекутли касается пола божества. На английском языке «тлал-» переводится как «земля», а «текутли» обычно переводится как «господин». Однако слово «теуктли» (как и большинство слов на науатле) не имеет пола, несмотря на то, что обычно оно используется для описания мужчин или богов-мужчин. Есть заметные исключения, например, богини Иламатекутли и Чалмекатекутли. [ 13 ] В «Уэуэтлахтолли», собранном Орасио Карочи в начале 17 века (известном как «Диалоги Бэнкрофта »), ясно, что «теуктли» не означает «лорд» или «сеньор». Это всего лишь приближения к бесполому названию на науатле. Лучшим переводом будет «уважаемый человек» или «благородный». Фактически, в «Диалогах Бэнкрофта» к пожилым женщинам несколько раз обращаются как «notēcuiyo» или «моя благородная». [ 14 ]

Хотя имя Тлалтекутли можно интерпретировать как мужское, божество чаще всего изображается с женскими характеристиками и одеждой. По словам Миллера, «Тлалтекутли буквально означает «Повелитель Земли», но большинство ацтекских изображений явно изображают это существо как женщину, и, несмотря на ожидаемый мужской пол имени, некоторые источники называют Тлалтекутли богиней. [Она] обычно в хокере , для родов или приседание с запрокинутой назад головой и открытым ртом из кремневых лезвий». [ 7 ]

Другие ученые, такие как Альфонсо Касо , интерпретируют эту позу как мужчину-тлалтекутли, приседающего под землей с широко открытой пастью, ожидающего возможности сожрать мертвых. [ 9 ] Хотя Тлалтекутли обычно изображают женщиной, некоторые изображения явно мужские (хотя иногда эти различия могут возникать в результате гендерного процесса в испанском языке). [ 15 ] Х.Б. Николсон пишет: «Большинство имеющихся данных свидетельствуют о том, что... земное чудовище в позе мамазутикака было задумано как женщина и изображено в костюме, соответствующем этому полу. Мужской аспект этого божества также был признан и иногда изображался в соответствующая одежда, но, очевидно, была совершенно подчинена более фундаментальной и распространенной женской концепции». [ 16 ]

Женский антропоморфизм Тлалтекутли в Кодексе Тудела (ок. 1540 г.), в женской уипиль . тунике

Эта двусмысленность побудила некоторых ученых утверждать, что Тлалтекутли, возможно, обладал двойным полом, как и некоторые другие первобытные божества Мезоамерики. Например, во Флорентийском кодексе Бернардино Саагуна Тлалтекутли упоминается как in tonan in tota — «наша мать, наш отец», — а божество описывается как бог и богиня. [ 11 ] Археолог Леонардо Лопес Лухан предполагает, что вместо того, чтобы сигнализировать о гермафродитизме или андрогинности, эти различные воплощения являются свидетельством важности божества в пантеоне Мексики. [ 13 ]

Монолит Талтекутли на выставке в Музее Темпло Майор

В 2006 году массивный монолит Тлалтекутли был обнаружен при раскопках в Темпло Майор в Теночтитлане (современный Мехико ). [ 17 ] Размеры скульптуры составляют примерно 13,1 х 11,8 футов (4 х 3,6 метра) и весят почти 12 тонн, что делает ее одним из крупнейших когда-либо обнаруженных ацтекских монолитов — даже больше, чем Календарный камень . Скульптура, вырезанная из блока розового андезита, представляет богиню в ее типичной сидячей позе и ярко окрашена в красный, белый, черный и синий цвета. Камень был найден археологами разбитым на 4 части. В собранном виде можно увидеть череп и кости Тлалтекутли, а также реку крови, текущую из ее рта.

Хотя большинство изображений Тлалтекутли располагались лицевой стороной вниз, этот монолит был найден лицевой стороной вверх. В ее правом нижнем когте зажат глиф года, обозначающий 10 кроликов (1502 г. н.э.). одного из самых грозных правителей империи, Ауисотля . Лопес Лухан отметил, что, согласно сохранившимся кодексам, 1502 год был годом похорон [ 18 ] Чуть ниже этого памятника было обнаружено «Подношение 126» — огромное дарственное хранилище, содержащее 12 тысяч предметов.

После нескольких лет раскопок и реставрации монолит можно увидеть на выставке в Музее мэра Темпло в Мехико.

См. также

[ редактировать ]
  • Тиамат - подобная фигура в месопотамской мифологии.
  • Имир – подобная фигура в скандинавской мифологии.
  • Пангу - подобная фигура в китайской мифологии.
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Отилия Меза (1981). Волшебный мир богов Анауака (на испанском языке). Издательство Вселенная. стр. 69, 70. ISBN  968-35-0093-5 .
  2. ^ Сьюзан Д. Гиллеспи (1989). Короли ацтеков: построение правительства в истории Мексики (на испанском языке). Редакторы XXI века. п. 192. ИСБН  968-23-1874-2 .
  3. ^ Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (на испанском языке). Издательство Порруа. п. 351. ИСБН  970-07-3149-9 .
  4. ^ «Тлалтекутли» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 7 октября 2018 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Тевет, Андрей (ок. 1540). «IX». История Мексики (на французском языке). пп. 31–34.
  6. ^ «Кодекс Бодли». в. 1500.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Миллер, Мэри Эллен и Карл Таубе (1993). Боги и символы древней Мексики и майя: иллюстрированный словарь мезоамериканской религии . Лондон: Темза и Гудзон.
  8. ^ «Мать-Земля для ацтеков была ужасающим и требовательным монстром» . МысльКо . Проверено 8 октября 2018 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Касо, Альфонсо (пятое издание, 1978 г.) Ацтеки: Люди Солнца Норман: Университет Оклахомы Пресс. ISBN   0-8061-0414-7 стр. 52-56 ОСЛК 58-11603
  10. ^ Адела Фернандес (1992). Доиспанские боги Мексики (на испанском языке). Издательство Панорама. п. 114. ИСБН  968-38-0306-7 .
  11. ^ Перейти обратно: а б де Саагун, Бернардино (1590). «Книга 6». Флорентийский кодекс . п. 13.
  12. ^ Перейти обратно: а б де Саагун, Бернардино (1590). «Книга 6». Флорентийский кодекс .
  13. ^ Перейти обратно: а б Лопес Лухан, Леонардо (2010). Тлалтекутли . Мехико: Sextile Editores. п. 101.
  14. ^ Картуннен, Фрэнсис (1987). Искусство речи науатля: Диалоги Бэнкрофта . Беркли: Публикации Латиноамериканского центра Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
  15. ^ Хендерсон, Люсия (2007). Продюсер фильма «Живые, пожиратели мертвых: раскрытие Тлалтекутли, двуликой ацтекской земли» . Археопресс. п. 5.
  16. ^ Николсон, HB (1967). «Фрагмент ацтекского рельефа с изображением земного монстра». Журнал общества американистов . 56 : 81–94. дои : 10.3406/jsa.1967.2272 .
  17. Стефан Ловгрен, «Храм ацтеков найден в Мехико», National Geographic News , 5 октября 2006 г.
  18. ^ Лопес Лухан, Леондардо (2010). Тлалтекутли . Мехико: Sextile Editores.
[ редактировать ]
  • СМИ, связанные с Землей , на Викискладе?
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3428a07e5b09b4cc3a1c4570b50f3ae2__1720305120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/e2/3428a07e5b09b4cc3a1c4570b50f3ae2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tlaltecuhtli - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)