Тлалтекутли
Тлалтекутли | |
---|---|
Земной монстр/бог земли [ 1 ] | |
Обитель | Тлалтикпак [ 1 ] |
Символ | Земля [ 1 ] |
Пол | Женский [ 1 ] |
Область | Мезоамерика |
Этническая группа | Ацтеки (Науа) |
Генеалогия | |
Родители | Создано Тескатлипока [ 3 ] (Кодекс Зумаррага) |
Братья и сестры | Никто |
Супруга | Тлальциуатль как женская форма (Кодекс Зумаррага) [ 1 ] |
Дети | • С Тальсиуатлем: Коатликуэ , Чимальма , Сочитликуэ (Кодекс Риос) [ 2 ] |
Тлалтекутли ( классический науатль Тлалтеуктли , Произношение на науатле: [t͡ɬaːl.teːkʷ.t͡ɬi] ) — доколумбовое мезоамериканское божество, которому поклонялись в первую очередь жители Мексики ( ацтеков ). Расчлененное тело Тлалтекутли, которое иногда называют «земным монстром», было основой мира в ацтекской истории создания пятого и последнего космоса. [ 4 ] На резьбе Тлалтекутли часто изображают как антропоморфное существо с растопыренными руками и ногами. Считавшаяся источником всего живого, она должна была насыщаться человеческими жертвоприношениями, которые обеспечивали бы дальнейший порядок в мире.
По словам источника, [ который? ] при создании Земли боги не уставали восхищаться жидким миром, ни колебаниями, ни движениями, поэтому Тескатлипока и Кетцалькоатль посчитали, что вновь созданный мир должен быть обитаем. И для этого они заставили Тлальчиуатль, «Госпожу земли», спуститься с небес, а Тлалтекутли, «Господин земли», стал ее супругом. [ 1 ] Тескатлипока и Кетцалькоатль создают Землю из тела Сипактли , гигантского аллигатора/крокодила, самостоятельно созданного в Омейокане.
Тлалтекутли известен из нескольких рукописей, написанных после завоевания, в которых исследовались мифология и системы верований Мексики , таких как « История механики» , [ 5 ] Флорентийский кодекс и Кодекс Бодли , составленные в шестнадцатом веке. [ 6 ]
Представления в искусстве
[ редактировать ]Тлалтекутли обычно изображают в виде сидящего на корточках жабоподобного существа с массивными когтями, разинутой пастью и крокодиловой кожей, которая символизирует поверхность земли. На резных изображениях ее рот часто изображается с текущей из него рекой крови или кремневым ножом между зубами, что является отсылкой к человеческой крови, которой она жаждала. Ее локти и колени часто украшены человеческими черепами, а иногда она появляется с множеством ртов, полных острых зубов по всему телу. На некоторых изображениях она носит юбку из человеческих костей и звездную кайму, символ ее первобытной жертвы. [ 7 ]
Многие скульптуры Тлалтекутли предназначались только для богов и не предназначались для просмотра людьми. Ее часто вырезали на нижней части скульптур, где они соприкасались с землей, или на нижней стороне каменных ящиков, называемых куаухшикали («орлиный ящик»), в которых хранились жертвенные сердца, к которым она была так неравнодушна. Ссылаясь на ее мифологическую функцию поддержки земли, Тлалтекутли иногда вырезали на краеугольных камнях храмов, таких как платформа пирамиды в Эль-Тахине . [ 8 ]
Важность Тлалтекутли в пантеоне Мексики подтверждается ее включением в основные произведения искусства. Изображения богини можно найти на каждой стороне Коронационного камня ацтекского правителя Моктесумы II 1503 года н.э. рядом с глифами огня и воды — традиционными символами войны. Историк Мэри Миллер даже предполагает, что Тлалтекутли может быть лицом в центре знаменитого камня ацтекского календаря (Пьедра дель Соль), где она символизирует конец пятого и последнего ацтекского космоса. [ 7 ]
Тлалтекутли появляется в ацтекском календаре как второй из 13 дней божества, а ее символ даты — 1 Кролик.
Повествование о создании
[ редактировать ]По словам Альфонсо Касо, [ 9 ] богов земли было четыре — Тлалтекутли, Коатликуэ , Сиуакоатль и Тлазолтеотль .
В истории создания Мексики Тлалтекутли описывается как морское чудовище (иногда называемое Чипактли ), обитавшее в океане после четвертого Великого потопа . Она была воплощением хаоса, бушевавшего до творения. [ 7 ] Однажды боги Кетцалькоатль и Тескатлипока спустились с небес в образе змей и нашли чудовищного Тлалтекутли ( Чипактли ), сидящего на вершине океана с гигантскими клыками, крокодиловой кожей и скрежетающими зубами, призывающими плоть, чтобы полакомиться. Два бога решили, что пятый космос не сможет процветать, если по миру бродит такое ужасное существо, и поэтому они решили уничтожить ее. Чтобы привлечь ее, Тескатлипока использовал свою ногу как приманку, и Тлалтекутли съел ее. В последовавшем бою Тескатлипока потерял ногу, а Тлалтекутли лишилась нижней челюсти, лишив ее способности погружаться под поверхность воды. После долгой борьбы Тескатлипоке и Кетцалькоатлю удалось разорвать ее тело на две части — из верхней половины появилось небо, а из нижней — земля. [ 5 ] Однако она осталась жива и потребовала человеческую кровь в качестве компенсации за свою жертву.
Другие боги были разгневаны, узнав об обращении с Тлалтекутли, и постановили, что различные части ее расчлененного тела станут чертами нового мира. Ее кожа превратилась в травы и маленькие цветы, ее волосы — в деревья и травы, ее глаза — в источники и колодцы, ее нос — в холмы и долины, ее плечи — в горы, а ее рот — в пещеры и реки. [ 5 ]
Согласно источнику, все божества земли — женщины, за исключением Тескатлипоки, который есть Тепейоллотль , «сердце холма», и Тлалтекутли, «господин земли», последний образован центром тела. Чипактли . , которому он обязан своим другим именем, Тлалтикпаке, «повелитель мира» Тлалтекутли встречает Коатликуэ как супругу как пожирателя, а Коатликуэ как того, кто непрерывно рождает новых существ, людей и животных. [ 10 ]
Обряды и ритуалы
[ редактировать ]Поскольку тело Тлалтекутли было преобразовано в географические объекты, мексика приписывала странные звуки, доносившиеся из земли, либо крикам Тлалтекутли в ее расчлененной агонии, либо ее призывам к человеческой крови, чтобы накормить ее. В качестве источника жизни считалось необходимым умилостивить Тлалтекутли кровавыми жертвоприношениями, особенно человеческими сердцами. Ацтеки верили, что ненасытный аппетит Тлатлекутли необходимо удовлетворить, иначе богиня перестанет питать землю и урожай погибнет. [ 11 ]
Мексиканцы верят, что Тлалтекутли проглатывает солнце между своими массивными челюстями в сумерках и изрыгает его на рассвете следующего дня. Страх, что этот цикл может быть прерван, как во время солнечных затмений, часто был причиной беспокойства и увеличения ритуальных жертвоприношений. [ 12 ] Связь Тлалтекутли с солнцем гарантировала, что она была включена в молитвы, возносимые Тескатлипоке перед военными кампаниями ацтеков. [ 12 ]
Наконец, из-за связи Тлатлекутли с рождаемостью акушерки обращались к ней за помощью во время трудных родов, когда «младенец-воин» угрожал убить мать во время родов. [ 7 ]
Гендерные дебаты
[ редактировать ]Один из крупнейших современных споров вокруг Тлалтекутли касается пола божества. На английском языке «тлал-» переводится как «земля», а «текутли» обычно переводится как «господин». Однако слово «теуктли» (как и большинство слов на науатле) не имеет пола, несмотря на то, что обычно оно используется для описания мужчин или богов-мужчин. Есть заметные исключения, например, богини Иламатекутли и Чалмекатекутли. [ 13 ] В «Уэуэтлахтолли», собранном Орасио Карочи в начале 17 века (известном как «Диалоги Бэнкрофта »), ясно, что «теуктли» не означает «лорд» или «сеньор». Это всего лишь приближения к бесполому названию на науатле. Лучшим переводом будет «уважаемый человек» или «благородный». Фактически, в «Диалогах Бэнкрофта» к пожилым женщинам несколько раз обращаются как «notēcuiyo» или «моя благородная». [ 14 ]
Хотя имя Тлалтекутли можно интерпретировать как мужское, божество чаще всего изображается с женскими характеристиками и одеждой. По словам Миллера, «Тлалтекутли буквально означает «Повелитель Земли», но большинство ацтекских изображений явно изображают это существо как женщину, и, несмотря на ожидаемый мужской пол имени, некоторые источники называют Тлалтекутли богиней. [Она] обычно в хокере , для родов или приседание с запрокинутой назад головой и открытым ртом из кремневых лезвий». [ 7 ]
Другие ученые, такие как Альфонсо Касо , интерпретируют эту позу как мужчину-тлалтекутли, приседающего под землей с широко открытой пастью, ожидающего возможности сожрать мертвых. [ 9 ] Хотя Тлалтекутли обычно изображают женщиной, некоторые изображения явно мужские (хотя иногда эти различия могут возникать в результате гендерного процесса в испанском языке). [ 15 ] Х.Б. Николсон пишет: «Большинство имеющихся данных свидетельствуют о том, что... земное чудовище в позе мамазутикака было задумано как женщина и изображено в костюме, соответствующем этому полу. Мужской аспект этого божества также был признан и иногда изображался в соответствующая одежда, но, очевидно, была совершенно подчинена более фундаментальной и распространенной женской концепции». [ 16 ]
Эта двусмысленность побудила некоторых ученых утверждать, что Тлалтекутли, возможно, обладал двойным полом, как и некоторые другие первобытные божества Мезоамерики. Например, во Флорентийском кодексе Бернардино Саагуна Тлалтекутли упоминается как in tonan in tota — «наша мать, наш отец», — а божество описывается как бог и богиня. [ 11 ] Археолог Леонардо Лопес Лухан предполагает, что вместо того, чтобы сигнализировать о гермафродитизме или андрогинности, эти различные воплощения являются свидетельством важности божества в пантеоне Мексики. [ 13 ]
Монолит
[ редактировать ]В 2006 году массивный монолит Тлалтекутли был обнаружен при раскопках в Темпло Майор в Теночтитлане (современный Мехико ). [ 17 ] Размеры скульптуры составляют примерно 13,1 х 11,8 футов (4 х 3,6 метра) и весят почти 12 тонн, что делает ее одним из крупнейших когда-либо обнаруженных ацтекских монолитов — даже больше, чем Календарный камень . Скульптура, вырезанная из блока розового андезита, представляет богиню в ее типичной сидячей позе и ярко окрашена в красный, белый, черный и синий цвета. Камень был найден археологами разбитым на 4 части. В собранном виде можно увидеть череп и кости Тлалтекутли, а также реку крови, текущую из ее рта.
Хотя большинство изображений Тлалтекутли располагались лицевой стороной вниз, этот монолит был найден лицевой стороной вверх. В ее правом нижнем когте зажат глиф года, обозначающий 10 кроликов (1502 г. н.э.). одного из самых грозных правителей империи, Ауисотля . Лопес Лухан отметил, что, согласно сохранившимся кодексам, 1502 год был годом похорон [ 18 ] Чуть ниже этого памятника было обнаружено «Подношение 126» — огромное дарственное хранилище, содержащее 12 тысяч предметов.
После нескольких лет раскопок и реставрации монолит можно увидеть на выставке в Музее мэра Темпло в Мехико.
См. также
[ редактировать ]- Тиамат - подобная фигура в месопотамской мифологии.
- Имир – подобная фигура в скандинавской мифологии.
- Пангу - подобная фигура в китайской мифологии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Отилия Меза (1981). Волшебный мир богов Анауака (на испанском языке). Издательство Вселенная. стр. 69, 70. ISBN 968-35-0093-5 .
- ^ Сьюзан Д. Гиллеспи (1989). Короли ацтеков: построение правительства в истории Мексики (на испанском языке). Редакторы XXI века. п. 192. ИСБН 968-23-1874-2 .
- ^ Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (на испанском языке). Издательство Порруа. п. 351. ИСБН 970-07-3149-9 .
- ^ «Тлалтекутли» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 7 октября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Тевет, Андрей (ок. 1540). «IX». История Мексики (на французском языке). пп. 31–34.
- ^ «Кодекс Бодли». в. 1500.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Миллер, Мэри Эллен и Карл Таубе (1993). Боги и символы древней Мексики и майя: иллюстрированный словарь мезоамериканской религии . Лондон: Темза и Гудзон.
- ^ «Мать-Земля для ацтеков была ужасающим и требовательным монстром» . МысльКо . Проверено 8 октября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Касо, Альфонсо (пятое издание, 1978 г.) Ацтеки: Люди Солнца Норман: Университет Оклахомы Пресс. ISBN 0-8061-0414-7 стр. 52-56 ОСЛК 58-11603
- ^ Адела Фернандес (1992). Доиспанские боги Мексики (на испанском языке). Издательство Панорама. п. 114. ИСБН 968-38-0306-7 .
- ^ Перейти обратно: а б де Саагун, Бернардино (1590). «Книга 6». Флорентийский кодекс . п. 13.
- ^ Перейти обратно: а б де Саагун, Бернардино (1590). «Книга 6». Флорентийский кодекс .
- ^ Перейти обратно: а б Лопес Лухан, Леонардо (2010). Тлалтекутли . Мехико: Sextile Editores. п. 101.
- ^ Картуннен, Фрэнсис (1987). Искусство речи науатля: Диалоги Бэнкрофта . Беркли: Публикации Латиноамериканского центра Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
- ^ Хендерсон, Люсия (2007). Продюсер фильма «Живые, пожиратели мертвых: раскрытие Тлалтекутли, двуликой ацтекской земли» . Археопресс. п. 5.
- ^ Николсон, HB (1967). «Фрагмент ацтекского рельефа с изображением земного монстра». Журнал общества американистов . 56 : 81–94. дои : 10.3406/jsa.1967.2272 .
- ↑ Стефан Ловгрен, «Храм ацтеков найден в Мехико», National Geographic News , 5 октября 2006 г.
- ^ Лопес Лухан, Леондардо (2010). Тлалтекутли . Мехико: Sextile Editores.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Землей , на Викискладе?