Тон сандхи
Изменение и чередование звуков |
---|
Фортицион |
Диссимиляция |
Тон-сандхи — это фонологическое изменение, происходящее в тональных языках. Он включает в себя изменения тонов, присвоенных отдельным словам или морфемам, в зависимости от произношения соседних слов или морфем. Это изменение обычно упрощает двунаправленный тональный сигнал до однонаправленного. Тон сандхи — это тип сандхи , который относится к слиянию изменений и происходит от санскритского слова, означающего «соединение».
Языки с тоном сандхи
[ редактировать ]Тон-сандхи встречается в той или иной степени почти во всех тональных языках , проявляясь по-разному. [1] Тональные языки, характеризующиеся использованием высоты звука для воздействия на смысл, появляются во всем мире, особенно в нигерско-конголезской языковой семье Африки и сино-тибетской языковой семье Восточной Азии. [2] а также другие восточноазиатские языки, такие как кра-дай и папуасские языки . Тональные языки также встречаются во многих отомангских и других языках Центральной Америки. [2] а также в некоторых частях Северной Америки (например, Атабаск в Британской Колумбии, Канада), [3] и Европа. [2]
Многие тональные языки Северной Америки и Африки претерпевают «синтагматическое смещение», поскольку один тон заменяется другим в том случае, если новый тон присутствует где-то в соседних тонах. Обычно эти процессы ассимиляции происходят слева направо. Например, в некоторых языках Западной Африки безударный слог принимает тон ближайшего тона слева от него. [4] Однако в Восточной и Юго-Восточной Азии «парадигматическая замена» является более распространенной формой тона сандхи, поскольку один тон меняется на другой в определенной среде, независимо от того, присутствует ли новый тон уже в окружающих словах или морфемах . [1]
Китайский язык
[ редактировать ]Во многих языках, на которых говорят в Китае, есть тон сандхи; некоторые из них довольно сложны. [2] Южный Мин (Миннан), включающий в себя хоккиенский , тайваньский и теочью , имеет сложную систему, в которой в большинстве случаев каждый слог переходит в другой тон, а в какой тон он превращается иногда, зависит от конечной согласной слога, который его несет. .
Возьмем, к примеру, тайваньские разновидности хоккиена , которые имеют два тона (под номерами 4 и 8 на диаграмме выше), которые встречаются в проверочных слогах (оканчивающихся на стоп-согласную ), и пять тонем в слогах, которые не заканчиваются на стоп. В тайваньском языке в фонологической фразе все ее слоги ненейтрального тона, за исключением последнего, подвергаются тону сандхи. Среди непроверенных слогов первый тон становится 7, 7 — 3, 3 — 2, а 2 — 1. Тон 5 становится 7 или 3, в зависимости от диалекта. Остановленные слоги, оканчивающиеся на ⟨-p⟩ , ⟨-t⟩ или ⟨-k⟩, принимают противоположный тон (фонетически высокий тон становится низким, а низкий тон становится высоким), тогда как слоги, оканчивающиеся гортанной остановкой (записываются как ⟨ -h⟩ в Pe̍h-ōe-jī) опускают последнюю согласную и становятся тоном 2 или 3.
Тон сандхи в синитских языках можно разделить на лево-доминантную или право-доминантную систему, в зависимости от того, сохраняет ли свой тон самый левый или самый правый элемент. В языке праводоминантной системы самый правый слог слова сохраняет тон цитирования. [а] . Все остальные слоги слова должны принять форму сандхи. Мандаринский тон 3 сандхи и тайваньский тон хоккиен сандхи доминируют справа. В леводоминантной системе самый левый тон имеет тенденцию распространяться вправо. [6] [7] [8] Шанхайский язык является примером системы с доминированием левых. [9]
Хмонг
[ редактировать ]Семь или восемь тонов хмонг демонстрируют несколько примеров тонов сандхи. Фактически спорное различие между седьмым и восьмым тонами касается самого вопроса о тонах сандхи (между гортанным смыканием (-m) и низким восходящим (-d) тонами). Высокие и высокие нисходящие тона (отмеченные -b и -j в орфографии RPA соответственно) вызывают сандхи в последующих словах, несущих определенные тона. Частый пример можно встретить в сочетании для нумерации объектов (порядковый номер + классификатор + существительное): ib (один) + tus (классификатор) + dev (собака) > ib tu g dev (обратите внимание на изменение тона классификатора с -s до -г).
Тон сандхи в сравнении с морфологическим изменением тона
[ редактировать ]Тон сандхи является обязательным, пока соблюдаются условия окружающей среды, которые его вызывают. Его не следует путать с изменениями тона, вызванными деривационной или флективной морфологией . Например, в кантонском диалекте есть деривационный процесс, известный как измененный тон , который применяется только в определенных семантических областях: слово tong4 ( /tʰɔːŋ˨˩/ ; 糖 ) означает «сахар», тогда как производное слово tong2 ( /tʰɔːŋ˧˥/ ; также пишется 糖 ) означает «конфета». Такое изменение не вызвано фонологической средой тона и поэтому не является примером сандхи.
Примеры
[ редактировать ]Мандаринский китайский
[ редактировать ]Стандартный китайский (стандартный мандаринский диалект) включает несколько правил тонального сандхи:
- При наличии двух 3-х тонов подряд первый становится 2-м тоном. Например, 你好 ( nϐ + hώo > ní hώo ) [2] [10]
- Нейтральный тон произносится на разной высоте в зависимости от того, за каким тоном он следует.
- 不 ( bù ) — 4-й тон, за исключением случаев, когда за ним следует еще один 4-й тон, когда он становится 2-м тоном. Например, 不是 ( бу + ши > бу ши )
- 一 ( yī ) — это первый тон, когда он представляет собой порядковый номер «первый». Примеры: 第一个 ( дийге ). Он меняется, когда представляет кардинальное число «1», по образцу 2-го тона, за которым следует 4-й тон, и 4-го тона, если за ним следует любой другой тон. Примеры: (для перехода на 2-й тон перед 4-м тоном) 一次 ( yī + cì > yí cì ), 一半 ( yī + bàn > yí bàn ), 一會兒 ; 一会儿 ( yī + huìr > yí huìr ); (для перехода на 4-й тон перед другим тоном) 一般 ( yī + бан > йи бан ), 一毛 ( йи + мао > йи мао ).
Яцачи Сапотек
[ редактировать ]Яцачи-сапотек , ото-мангский язык, на котором говорят в Мексике, имеет три тона: высокий, средний и низкий. Три тона, наряду с отдельными классификациями по категориям морфем, вносят свой вклад в несколько более сложную систему тонов сандхи, чем в мандаринском языке . Есть два основных правила тон-сандхи Яцачи Сапотек, которые применяются в следующем порядке:
- (Это правило применимо только к морфемам класса B.) Низкий тон изменится на средний тон, если он предшествует высокому или среднему тону: /yèn najō/ → yēn najō «шея, которую мы говорим»
- Средний тон изменится на высокий, если он идет после низкого или среднего тона, и встречается в конце морфемы, не предшествующей паузе: /ẓīs gōlī/ → ẓís gōlī «старая палка» [11]
Микстек Миллс
[ редактировать ]Molinos Mixtec , еще один отомангский язык, имеет гораздо более сложную систему тонов сандхи. В языке три тона (высокий, средний или низкий, или 1, 2 или 3 соответственно), и все корни двусложные, что означает, что существует девять возможных комбинаций тонов для корня или «дуплета». Комбинации тонов здесь выражаются двузначным числом (высокий-низкий обозначается как 13). Куплеты также подразделяются на класс A или B, а также на глаголы и неглаголы. Ряд конкретных правил, зависящих от этих трех факторов, определяет изменение тона. Ниже приводится один из примеров правила: [12]
«Базовый 31 становится 11 при следовании за любым куплетом класса B, но не меняется после класса A (за исключением того, что после 32 (B') он необязательно остается 31»
ža²ʔa² (класс B) «чили» + ži³či¹ (класс A) «сухой» > ža²ʔa²ži¹či¹ «сухой перец чили» [12]
Воля
[ редактировать ]Акан , нигерско-конголезский язык, на котором говорят в Гане , имеет два тона: высокий и низкий. Низкий тон установлен по умолчанию. [13] В Акане тоны на границах морфем ассимилируются друг с другом посредством тона сандхи, при этом первый тон второй морфемы меняется, чтобы соответствовать конечному тону первой морфемы.
Например:
- петушок + петушок > петушок «петушок»
- Ϲsóró + m̀má > Ϲsóróḿmá "звезда (звезды)" [14]
Мотивации
[ редактировать ]Тон-сандхи, особенно в случае тайваньского тонового круга Хоккиен, часто не имеет интуитивно понятных фонетических объяснений. В частности, правила сандхи могут быть нацелены на классы телефонов, которые ранее не были идентифицированы как естественные, условия обработки могут быть непересекающимися или замены тонов могут происходить без какой-либо причины. Это происходит потому, что волны изменения звука скрыли первоначальную фонетическую мотивацию правила сандхи. Однако в случае китайских разновидностей среднекитайские тона могут использоваться в качестве естественных классов для правил тонов сандхи в современных вариантах, показывая, что для понимания тонов сандхи необходимо учитывать диахроническую информацию. [15] Однако для конкретных разновидностей выявлены фонетические мотивы. [16] Фонетическая неестественность многих процессов тонального сандхи затруднила фонологам выражение таких процессов с помощью правил или ограничений. [17]
Фонологически тон сандхи часто представляет собой процесс ассимиляции или диссимиляции .Мандаринский тон 3 сандхи, описанный выше, является примером эффекта обязательного принципа контура, поскольку он включает в себя два слога тона 3, расположенных рядом друг с другом. Первый из двух тонов 3 становится тоном 2, отделяясь от другого слога. [18]
Транскрипция
[ редактировать ]Синологи иногда используют перевернутые буквы тона Чао для обозначения сандхи, с левыми буквами IPA слева для основного тона и перевернутыми правыми буквами справа для реализованного тона. Например, приведенный выше пример мандаринского языка nϐ [ni˨˩˦] + hώo [xaʊ˨˩˦] > ní hǎo [ni˧˥xaʊ˨˩˦] будет выглядеть следующим образом:
- [ni˨˩˦꜔꜒xaʊ˨˩˦]
Отдельные компоненты Юникода перевернутых тональных букв: ⟨ ꜒ ꜓ ꜔ ꜕ ꜖ ⟩.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Гандур, Джексон Т. (1978). «Восприятие тона». В Фромкине, Виктория А. (ред.). Тон: лингвистический обзор . Нью-Йорк: Academic Press Inc., стр. 41–72. ISBN 978-0122673504 .
- ^ Jump up to: а б с д и Ага, Мойра (2002). Тон . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 9780521774451 .
- ^ Пайк, Юнис В. (1986). «Контрасты тонов в центральном несущем (атапасском)». Международный журнал американской лингвистики . 52 (4): 411–418. дои : 10.1086/466032 . S2CID 144303196 .
- ^ Ван, Уильям С.Ю. (1967). «Фонологические особенности тона». Международный журнал американской лингвистики . 33 (2): 93–105. дои : 10.1086/464946 . JSTOR 1263953 . S2CID 144701899 .
- ^ Чен, Мэтью Ю. (2000). Тон Сандхи: закономерности в китайских диалектах . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-511-04053-9 . OCLC 56212035 .
- ^ Чжан, Цзе (23 ноября 2007 г.). «Направленная асимметрия в китайских системах тонов сандхи» . Журнал восточноазиатской лингвистики . 16 (4): 259–302. дои : 10.1007/s10831-007-9016-2 . ISSN 0925-8558 . S2CID 2850414 .
- ^ Роуз, Фил (март 2016 г.). «Сложности тональной реализации в праводоминантном китайском диалекте У - двусложный тон сандхи в говорящей форме Вэньчэн» . Журнал лингвистического общества Юго-Восточной Азии . 9 : 48–80. ISSN 1836-6821 .
- ^ Юэ-Хасимото, Энн О. (1987). «Тон Сандхи в китайских диалектах». В Обществе китайского языка Гонконга; Ма, М.; Чан, Ю.Н.; Ли, К.С. (ред.). Тома мемориала Ван Ли: том на английском языке . Объединенная издательская компания, Гонконг. стр. 445–474. hdl : 10722/167241 . ISBN 978-962-04-0339-2 .
- ^ Чжу, Сяонун Шон (2006). Грамматика Шанхая У. Исследования LINCOM по азиатской лингвистике. Мюнхен: LINCOM EUROPA. ISBN 978-3-89586-900-6 .
- ^ Чен, Мэтью (2004). Тон Сандхи: закономерности в китайских диалектах . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0521652723 .
- ^ Шу, Рассел Г. (1978). «Правила тона». В Фромкине, Виктория А. (ред.). Тон: лингвистический обзор . Нью-Йорк: Academic Press Inc., стр. 221–254. ISBN 978-0122673504 .
- ^ Jump up to: а б Хантер, Джорджия Г.; Пайк, Юнис В. (2009). «Фонология и тон сандхи Молиноса Микстека». Лингвистика . 7 (47): 24–40. дои : 10.1515/линг.1969.7.47.24 . S2CID 145642473 .
- ^ Абака, Эммануэль Николас (2005). «Правила тона в Акане» . Журнал западноафриканских языков . 32 (1): 109–134 . Проверено 14 апреля 2013 г.
- ^ Марфо, Чарльз Офосу (2004). «О тонах и сегментных процессах во фразовых словах Акана: Просодический рассказ» . Лингвистик Онлайн . 18 (1): 93–110. дои : 10.13092/lo.18.768 . ISSN 1615-3014 . Проверено 14 апреля 2013 г.
- ^ Чен, Мэтью Ю. (2000). Тон Сандхи: закономерности в китайских диалектах . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-511-04053-9 . OCLC 56212035 .
- ^ Роуз, Фил (1 января 1990 г.). «Акустика и фонология сложного тона Сандхи» . Фонетика . 47 (1–2): 1–35. дои : 10.1159/000261850 . ISSN 1423-0321 . S2CID 144515303 .
- ^ Чжан, Цзе (30 января 2014 г.). «Тон Сандхи» . Оксфордские библиографии . дои : 10.1093/обо/9780199772810-0160 .
- ^ Ага, Мойра (1 февраля 2007 г.). «Тон» . В Лейси, Поль де (ред.). Кембриджский справочник по фонологии (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 229–252. дои : 10.1017/cbo9780511486371.011 . ISBN 978-0-511-48637-1 .