HAL HF-24 Марут
HF-24 Марут | |
---|---|
![]() | |
Роль | Истребитель-бомбардировщик |
Национальное происхождение | Индия |
Производитель | Хиндустан Аэронаутикс Лимитед |
Дизайнер | Курт Танк |
Первый полет | 17 июня 1961 г. |
Введение | 1 апреля 1967 г. |
Ушедший на пенсию | 1990 |
Основной пользователь | Индийские ВВС |
Количество построенных | 147 [ 1 ] |
HAL HF-24 Marut (« Дух бури ») — индийский реактивный истребитель , разработанный и производившийся компанией Hindustan Aeronautics Limited (HAL) в 1960-х и начале 70-х годов. Marut был спроектирован немецким авиационным инженером Куртом Танком , а инженером проекта был Джордж Уильям Бенджамин. Самолет стал первым реактивным истребителем индийской разработки. 17 июня 1961 года этот тип совершил свой первый полет ; 1 апреля 1967 года первый серийный Marut был официально передан ВВС Индии.
Хотя Marut задумывался как сверхзвуковой , самолет-перехватчик ему никогда не удавалось превысить скорость в 1 Мах . Это ограничение было в основном связано с используемыми двигателями, которые, в свою очередь, были ограничены различными политическими и экономическими факторами; многочисленные попытки разработать улучшенные двигатели или найти альтернативные силовые установки оказались безрезультатными.
Стоимость Marut и отсутствие возможностей по сравнению с современными самолетами часто подвергались критике. Тем не менее, «Марут» относительно хорошо показал себя в бою, прежде всего как истребитель-бомбардировщик в роли штурмовика. Наиболее заметно участие в битве при Лонгевале во время индо-пакистанской войны 1971 года .
Всего было произведено 147 Maruts, ВВС Индии единственным эксплуатантом которых были (IAF). К 1982 году Marut становился все более устаревшим, и в конце 1980-х годов его постепенно сняли с производства.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]В 1950-х годах компания Hindustan Aircraft Limited (HAL) разработала и произвела несколько типов учебно-тренировочных самолетов, таких как HAL HT-2 . Однако некоторые элементы внутри фирмы стремились освоить новую на тот момент сферу сверхзвуковых истребителей. [ 2 ] Примерно в то же время индийское правительство разрабатывало новые требования к летному составу для боевого самолета, способного развивать скорость 2 Маха, для оснащения ВВС Индии (IAF). [ 3 ] Однако, поскольку у HAL не было необходимого опыта как в разработке, так и в производстве боевых истребителей на передовой, было ясно, что внешнее руководство будет неоценимо; эту помощь олицетворял Курт Танк . [ нужна ссылка ]
В 1956 году HAL официально начала проектирование сверхзвукового истребителя. [ 4 ] [ 2 ] Индийское правительство во главе с Джавахарлалом Неру санкционировало разработку самолета, заявив, что это поможет развитию современной авиационной промышленности в Индии. [ 5 ] На первом этапе проекта была разработана планер, пригодный для передвижения на сверхзвуковых скоростях и способный эффективно выполнять боевые задачи в качестве истребителя, а на втором этапе была разработана отечественная разработка и производство двигателя, способного приводить в движение самолет. [ 4 ] Вначале было явное стремление удовлетворить требования ВВС к боеспособному истребителю-бомбардировщику; такие атрибуты, как двухмоторная конфигурация и скорость от 1,4 до 1,5 Маха, были быстро подчеркнуты. [ 4 ]
В ходе разработки компания HAL спроектировала и построила полномасштабный двухместный деревянный планер, который будет служить летающим демонстратором. Этот самолет, получивший обозначение HAL X-241 , копировал серийный самолет с точки зрения размеров, конфигурации управления и аэродинамических секций. Колесные тормоза, пневматические тормоза, закрылки и убирающееся шасси приводились в действие с помощью сжатого газа, причем на борту имелось достаточное количество газа для многократного срабатывания за полет. [ 6 ] 3 апреля 1959 года X-241 впервые поднялся в воздух после того, как его отбуксировал в воздух самолет Douglas Dakota Mk.IV ( BJ 449 ). Всего было выполнено 86 полетов, прежде чем X-241 получил значительные повреждения в результате приземления, когда носовая часть шасси не выдвинулась. [ 6 ] [ 7 ]
24 июня 1961 года прототип Марут совершил свой первый полет с двигателем. [ 3 ] [ 7 ] Он был оснащен теми же Bristol Siddeley Orpheus 703 турбореактивными двигателями британского производства , которые были установлены на планерах Folland Gnat , которые уже производились по лицензии компанией HAL. Хотя Marut был спроектирован на основе значительно более мощных двигателей, Orpheus 703 без подогрева был подходящей силовой установкой для целей испытаний. Это означало, что Marut едва мог развивать скорость в 1 Мах, хотя изначально считалось необходимой максимальная скорость в 2 Маха. [ 3 ] [ 8 ] Прежде чем были получены подходящие двигатели с дожиганием, индийское правительство решило заказать 16 предсерийных и 60 серийных автомобилей Marut. [ 7 ] на базе Orpheus 703.
ВВС не хотели использовать истребители, характеристики которых в лучшем случае были незначительно лучше, чем у существующего парка самолетов Hawker Hunter, построенных в Великобритании . Из-за недостаточной мощности Orpheus 703 Marut был технически устаревшим к моменту завершения производства первого серийного самолета в 1964 году. [ 3 ] [ 9 ]
1 апреля 1967 года первый серийный Marut был официально принят IAF. [ 7 ] Из запланированных 214 самолетов было построено всего 147 самолетов, в том числе 18 двухместных учебно-тренировочных. [ 3 ]
После первых испытаний ядерного оружия , проведенных Индией в 1974 году, негативное международное общественное мнение ухудшило шансы HAL на получение лучших двигателей для Marut; даже запчастей для существующих двигателей Orpheus стало не хватать. Эта ситуация стала одной из основных причин ранней гибели самолета.
Прекращение действия и критика
[ редактировать ]Marut описывался как «по сути, очень затяжная неисправность», а недостатки самолета считались обусловленными множеством факторов. [ 10 ] Среди них были трудности с поиском подходящего двигателя, что было главным образом политическим вопросом; хотя с Соединенным Королевством и Бристолем Сиддели были успешно заключены договоренности о том, чтобы HAL производила Orpheus внутри страны, это подходило только в качестве временной меры, поскольку у него не было мощности, позволяющей Marut достичь сверхзвуковой скорости. [ 11 ] Правительство Индии отклонило предложение Rolls-Royce о финансировании дальнейшей разработки Orpheus, которая была специально направлена на создание более подходящего двигателя для Marut. [ 11 ] [ 3 ]
Другие предполагаемые альтернативные двигатели, которые могли быть получены из Советского Союза, Египта или других европейских стран, не привели ни к чему существенному. [ 3 ] [ 12 ] Научно-исследовательский институт газовых турбин также реализовал собственную программу разработки по совершенствованию «Орфея» без внешней помощи, которая перешла к этапу испытаний с некоторыми положительными результатами, но оказалась несовместимой с «Марутом». [ 13 ] Поскольку особенности конкретного планера обычно во многом зависят от используемого двигателя, невозможность улучшить силовую установку Marut ухудшила его характеристики. [ 12 ] Несмотря на эксперименты с различными двигателями, «Марут» так и не смог достичь сверхзвуковой скорости, что считалось серьезной неудачей. [ 4 ] IAF ожидали, что Marut будет оснащен значительно более совершенным двигателем. [ 13 ] [ 14 ]
На реализацию проекта негативно повлияло отсутствие руководства и управления со стороны Министерства обороны Индии . [ 12 ] Утверждается, что отсутствие координации между военными, политиками и промышленностью было типичным на протяжении всего периода реализации программы, в результате чего многие вопросы оставались на усмотрение промышленности без каких-либо указаний. В частности, правительство никогда не санкционировало создание группы разработчиков двигателей, а также не проводилось оценок способности HAL проводить реверс-инжиниринг или применять технологии из других проектов, таких как работа, выполненная для Folland Gnat. [ 15 ] Утверждается, что HAL изо всех сил пыталась убедить ВВС и Минобороны в том, что конструкция Marut приемлема; большое внимание было уделено недопустимо высокому уровню сопротивления трассы [ нужны разъяснения ] произведенный планер, а также недовольство скоростью и маневренностью Marut, которые на момент появления самолета не соответствовали спецификациям IAF. [ 12 ]
Танк оказал большое влияние на проект и соответственно на его недостатки. Во время работы над Marut его критиковали за жесткую позицию по аспектам конструкции. [ 16 ] и он, как правило, не был заинтересован в лоббировании у индийского правительства финансирования для доработки конструкции. Кроме того, однако, как утверждается, представители ВВС пренебрежительно относились к Танку и его способностям и редко координировали свои действия с ним по вопросам, связанным с самолетом, что, в свою очередь, усугубляло проблемы с летными характеристиками этого типа. [ 15 ] Критике подвергся и уровень передачи технологий между Германией и Индией по проекту. [ 17 ]
Ограничения в индийской аэрокосмической промышленности, которой в то время не хватало инфраструктуры и научной базы для успешного производства эффективных отечественных боевых самолетов, [ 5 ] заставили сильно полагаться на иностранные технологии и импортные компоненты. [ 2 ] Готовность HAL реализовать чрезмерно амбициозные оборонные проекты также может быть частично ответственна за результат проекта. [ 2 ] Marut не только сильно зависел от иностранных материалов, но и производство этого типа в Индии обходилось дороже, чем импорт готовых самолетов. [ 3 ] Уровень местных компонентов со временем увеличился и, как сообщается, достиг 70 процентов к декабрю 1973 года. [ 7 ] Выделение ограниченных ресурсов для производства компонентов, которые можно было легко импортировать, представляло для Индии высокий уровень альтернативных издержек . [ 5 ]
Сообщается, что ВВС США не проявили особого доверия или интереса к отечественным истребительным технологиям, открыто выразив свое предпочтение построенному во Франции Dassault Ouragan в качестве альтернативы. [ 15 ] К моменту начала серийного производства Marut ВВС уже закупили истребители иностранного производства, такие как Hawker Hunter и Су-7 . [ 13 ] Вслед за Marut компания HAL приступила к производству по лицензии большего количества как европейских, так и советских боевых самолетов , таких как SEPECAT Jaguar , МиГ-21 Микояна-Гуревича и МиГ-27 Микояна . [ 18 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Marut использовался в бою в качестве штурмовика, где его функции безопасности, такие как ручное управление при выходе из строя гидравлических систем, а также сдвоенные двигатели, повышали живучесть. По словам автора авиации Пушпиндара Сингха, «Марут» имел отличные летные характеристики на малых высотах, но его маневренность ухудшалась из-за недостаточной мощности двигателя; Проблемы с обслуживанием также привели к проблемам в эксплуатации этого типа. [ 7 ]
В 1967 году одиночный двигатель Marut использовался в качестве испытательного стенда для двигателя Brandner E-300 собственной разработки в Египте . [ 19 ] Индийская команда была отозвана в июле 1969 года, а базирующаяся в Египте Марут была оставлена. [ 7 ]
Учитывая ограниченное количество подразделений Марута, большинство эскадрилий Марута на протяжении всего своего существования были значительно избыточными. По словам Брайана де Магрея, при пиковой численности 10-й эскадрильи в ее распоряжении было 32 Marut, хотя в эскадрилье, вероятно, не было более 16 единиц. Эскадрильи Marut участвовали в войне 1971 года, и ни одна из них не погибла в воздухе. в воздушном бою, хотя трое были потеряны в результате наземного огня и один был уничтожен на земле. Трое пилотов Марута были удостоены награды Вир Чакра . [ 20 ] [ 21 ]
Маруты постоянно оказывались под сильным и сосредоточенным огнем с земли во время своих атак на малых высотах. По крайней мере, трижды Марутс возвращался на свою базу после того, как один двигатель был потерян в результате пожара с земли. На одном из них «Марут» вернулся на базу без сопровождения на одном двигателе, находясь примерно в 150 милях (240 км) внутри враждебной территории. В другом случае пилот, пролетая на своем Marut сквозь обломки, взлетевшие в воздух, когда он обстреливал колонну, почувствовал сильный удар по задней части фюзеляжа самолета, сразу же загорелись сигнальные огни повреждения двигателя, и один двигатель заглох. К счастью, Marut достиг безопасной и разумной скорости восстановления на одном двигателе. Следовательно, пилоту не составило труда доставить свой искалеченный истребитель обратно на базу. Еще одним фактором безопасности был автоматический переход к ручному управлению в случае отказа гидравлической системы управления полетом, и было несколько случаев, когда Maruts возвращался из боевого вылета вручную. «Марут» имел хорошие показатели живучести в воздушном пространстве противника. [ 22 ]
Во время индо-пакистанской войны 1971 года несколько самолетов Maruts и Hawker Hunter использовались для оказания непосредственной поддержки индийскому пограничному посту в решающей битве при Лонгевале утром 5 декабря 1971 года. В результате воздушной атаки было уничтожено большое количество танков, развернутых пакистанскими сухопутными войсками. [ 23 ] За две недели войны «Маруты» совершили более 300 боевых вылетов. [ 7 ]
Согласно индийским сообщениям, было зарегистрировано одно воздушное убийство, совершенное Марутом. 7 декабря 1971 года командир эскадрильи К.К. Бакши из 220-й эскадрильи сбил самолет PAF F-86 Sabre (как сообщается, пилотировал летный офицер Хамид Ходжа из 15-й эскадрильи ВВС Пакистана ), однако, согласно пакистанским сообщениям, F У самолета -86F Sabre (серийный номер 4030) загорелся двигатель индийским Hawker Hunter во время погони за . Хушалгарх. [ 24 ] [ 25 ]

К 1982 году ВВС предлагали поэтапно вывести из эксплуатации флот Marut на том основании, что этот тип «больше не жизнеспособен». [ 7 ] Сторонники, такие как коммодор авиации Джасджит Сингх, отметили, что этот тип хорошо показал себя в боях 1971 года и имел более высокие показатели безопасности по сравнению с другими самолетами ВВС, такими как Gnat. На момент обсуждения вывода из эксплуатации Marut налет некоторых самолетов составлял менее 100 часов. [ 7 ]
Варианты
[ редактировать ]- ХАЛ Х-241
- Полномасштабный исследовательский планер, копирующий предлагаемый серийный самолет, с идентичными размерами, схемой управления и аэродинамическими секциями. [ 6 ]
- Марут Мк.1
- Одноместный штурмовик.
- Марут Мк.1А
- Третий предсерийный самолет был оснащен форсажным двигателем Bristol Siddeley Orpheus 703 с наддувом 18% и тягой 5720 фунтов силы (25,44 кН). [ 26 ]
- Марут Мк.1 BX
- Одиночный Mk.1, переоборудованный в летающий испытательный стенд для турбореактивного двигателя Brandner E-300 . [ 26 ]
- Марут Мк.1Т
- Двухместный учебный вариант. [ 26 ]
- Марут Мк.1Р
- Два HF-24 оснащены двумя форсажными двигателями Bristol Siddeley Orpheus 703 с наддувом 18% и тягой 5720 фунтов силы (25,44 кН). [ 26 ]
- Марут Мк.2
- Проектируемая версия Rolls-Royce Turbomeca Adour с двигателем. [ 26 ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]- Индийские ВВС
- № 10-я эскадрилья IAF
- № 31-я эскадрилья IAF
- 220-я эскадрилья IAF - последняя часть этого типа, списана в середине 1990 г. [ 27 ]
Выживший самолет
[ редактировать ]
Есть несколько выживших Марутов, открытых для всеобщего обозрения: [ 28 ] [ ненадежный источник? ]
- Промышленный и технологический музей Висвесварая , Бангалор.
- Музей HAL, Бангалор
- Парк Камла Неру , Пуна.
- Научный центр Неру, Мумбаи .
- Периярский научно-технический центр, Ченнаи
- ASTE (Учреждение по испытаниям самолетов и систем), Бангалор
- Академия ВВС, Дандигул
- Немецкий музей Flugwerft Schleissheim теперь экспонируется в Музее авиации и техники Вернигероде.
- Музей ВВС Индии, Палам
Технические характеристики (Марут Мк.1)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1976–77 гг. [ 29 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 15,87 м (52 фута 1 дюйм)
- Размах крыльев: 9,00 м (29 футов 6 дюймов)
- Высота: 3,60 м (11 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 28,00 м 2 (301,4 кв. футов)
- Соотношение сторон : 2,90:1
- Вес пустого: 6195 кг (13658 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 10 908 кг (24 048 фунтов)
- Запас топлива: 2491 л (658 галлонов США; 548 имп галлонов) полезного внутреннего топлива
- Силовая установка: 2 Bristol Siddeley Orpheus Mk 703 турбореактивных двигателя с тягой 21,6 кН (4900 фунтов силы) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 1112 км/ч (691 миль в час, 600 узлов) на уровне моря.
- Максимальная скорость: 0,93 Маха.
- Скорость сваливания: 248 км/ч (154 миль в час, 134 узла) (закрылки и шасси опущены)
- Боевая дальность: 396 км (246 миль, 214 миль) [ 1 ]
- Скорость набора высоты: 22,5 м/с (4444 фута/мин) [ нужна ссылка ]
- Время набора высоты: от 9 минут 20 секунд до высоты 12 000 м (40 000 футов).
Вооружение
- Орудия: 4 × 30-мм (1,18 дюйма) пушки ADEN с боезапасом 120 выстрелов.
- Ракеты: выдвижной пакет Matra из 50 ракет размером 2,68 дюйма (68 мм).
- Бомбы: до 4000 фунтов (1800 кг) на четырех пилонах крыла.
См. также
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
![]() |
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дональд 1997, с. 523.
- ^ Jump up to: а б с д Сатиш 2015, с. 480.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гупта 1997, с. 34.
- ^ Jump up to: а б с д Смит 1994, с. 160.
- ^ Jump up to: а б с Раджагопалан 2014, с. 116.
- ^ Jump up to: а б с Бхаргава, Капил, капитан-лейтенант. (в отставке). «Прототип планера HF-24 Марута» . bharat-rakshak.com . Архивировано из оригинала 7 апреля 2015 года . Проверено 10 июня 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Сингх, Сушант; «Tejas — не первый отечественный истребитель Индии, это будет HF-24 Marut». Таймс оф Индия , 1 июля 2016 г.
- ^ «ХФ-24 Марут» . Федерация американских ученых.
- ^ Арнетт 1997, стр. 120–121.
- ^ Смит 1994, стр. 160–162.
- ^ Jump up to: а б Смит 1994, стр. 160–161.
- ^ Jump up to: а б с д Смит 1994, с. 161.
- ^ Jump up to: а б с Арнетт 1997, с. 120.
- ^ Томас 2014, с. 260.
- ^ Jump up to: а б с Смит 1994, с. 162.
- ^ Смит 1994, стр. 160, 162.
- ^ Арнетт 1997, стр. 119–120.
- ^ Раджагопалан 2014, с. 138.
- ^ Тейлор 1969, с. 671.
- ^ «Индийский шторм Курта Танка» . 9 января 2019 г.
- ^ «Разочаровывающий индийский реактивный истребитель Marut зарекомендовал себя в бою» . 13 августа 2017 г.
- ^ «Марут» , IAF , Бхарат Ракшак, заархивировано из оригинала 28 июля 2013 г. , получено 11 сентября 2004 г.
- ^ Нордин 2002, с. 81.
- ^ «Полли Марут» , IAF , Бхарат Ракшак, заархивировано из оригинала 28 января 2008 г. , получено 25 августа 2014 г.
- ^ «Потери самолетов ВВС (Война 1971 года)» . PakDef.info. Архивировано из оригинала 12 июля 2012 года . Проверено 27 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ЧАТТЕРДЖИ, К. «ИНДУСТАНСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ HF-24 MARUT ЧАСТЬ I: СОЗДАНИЕ ИНДИЙСКОГО РЕАКТИВНОГО ИСТРЕБИТЕЛЯ» . www.bharat-rakshak.com . Архивировано из оригинала 28 июля 2013 года . Проверено 10 июня 2014 г.
- ^ Bharat-Rakshak.com, HINDUSTAN FIGHTER HF-24 MARUT. Архивировано 28 июля 2013 г. на Wayback Machine , по состоянию на июль 2009 г.
- ^ «Маруты на выставке – от возвышенного до смешного» . marutfans.wordpress.com . 20 сентября 2010 г. Проверено 10 июня 2014 г.
- ^ Тейлор 1976, стр. 79–80.
Библиография
[ редактировать ]- Арнетт, Эрик Х. Военный потенциал и риск войны: Китай, Индия, Пакистан и Иран . Издательство Оксфордского университета, 1997. ISBN 0-19829-281-3 .
- «Марута: индийский Hindustan HF-24 присоединяется к IAF» . Flight International , 2 июля 1964 г., Vol. 86, № 2886. С. 16–17.
- Дональд, Дэвид (редактор). Энциклопедия мировых самолетов . Лондон: Аэрокосмическая промышленность, 1997. ISBN 1-85605-375-X .
- Гупта, Амит. Создание арсенала: эволюция региональных силовых структур . Издательская группа Гринвуд, 1997. ISBN 0-27595-787-X .
- Кумар, Сатиш. Национальная безопасность Индии: Ежегодный обзор, 2013 год . Рутледж, 2015. ISBN 1-31732-461-7 .
- Нордин, Лон О. Воздушная война в эпоху ракет . Издательство Смитсоновского института, 2002. ISBN 0-198-29168-X .
- Раджагопалан, Сварна. Безопасность и Южная Азия: идеи, институты и инициативы . Рутледж, 2014. ISBN 1-31780-948-3 .
- Смит, Крис. Специальный арсенал Индии: направление или дрейф в оборонной политике? Издательство Оксфордского университета, 1994. ISBN 0-19829-168-X .
- Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1969–70 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1969.
- Тейлор, Джон В.Р. (редактор). Самолеты всего мира Джейн, 1976–77 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1976, ISBN 0-354-00538-3 .
- Томас, Раджу Г.К. Политика безопасности Индии . Издательство Принстонского университета, 2014. ISBN 1-40085-819-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]