Jump to content

Хороший

(Перенаправлено с Моаиса )

Моаи, обращенные вглубь суши, в Аху Тонгарики , восстановлен чилийским археологом Клаудио Кристино в 1990-х годах.

Моаи или моаи ( / ˈm oʊ.aɪ / МОН – глаз ; Испанский : moái ; Рапа-Нуи : моаи , букв. «статуя») — монолитные человеческие фигуры, вырезанные народом Рапа-Нуи на Рапа-Нуи (острове Пасхи) в восточной Полинезии между 1250 и 1500 годами. [ 1 ] [ 2 ] Почти половина до сих пор находится в Рано Рараку , главном карьере моаи, но сотни были перевезены оттуда и установлены на каменных платформах, называемых аху, по периметру острова. Почти все моаи имеют чрезмерно большие головы, составляющие три восьмых размера всей статуи. У них также нет ног. Моаи — это главным образом живые лица ( аринга ора ) обожествленных предков ( аринга ора ата тепуна ). [ 3 ]

Статуи все еще смотрели вглубь страны, на земли своих кланов, когда европейцы впервые посетили остров в 1722 году , но все они пали во второй половине XIX века. [ 4 ] Моаи были свергнуты в конце 18 и начале 19 веков, возможно, в результате контактов с европейцами или межплеменных войн . [ 5 ]

Изготовление и транспортировка более 900 статуй. [ 6 ] [ 7 ] считается выдающимся творческим и физическим подвигом. [ 8 ] Самый высокий из возведенных моаи, названный Паро , имел высоту почти 10 метров (33 фута) и весил 82 тонны (81 длинная тонна; 90 коротких тонн). [ 9 ] [ 10 ] Самым тяжелым моаи, возведенным в Аху Тонгарики , был более короткий, но приземистый моаи весом 86 тонн (85 длинных тонн; 95 коротких тонн). Одна незаконченная скульптура, если она будет завершена, будет иметь высоту примерно 21 м (69 футов) и вес около 145–165 тонн (143–162 длинных тонны; 160–182 коротких тонны). [ 11 ] По состоянию на 2023 год статуи все еще обнаруживаются. . [ 12 ]

Описание

[ редактировать ]
Моаи, расположенный на склоне холма в Рано Рараку.

Моаи представляют собой монолитные статуи, а их минималистский стиль отражает формы, встречающиеся по всей Полинезии . Моаи вырезаны из вулканического туфа (застывшего пепла ). Человеческие фигуры сначала обрисовывались в каменной стене, а затем вырезались, пока не оставалось только изображение. [ 13 ] Чрезмерно большие головы (соотношение головы и туловища три к пяти, скульптурная черта, согласующаяся с полинезийской верой в святость головы вождя) имеют густые брови и удлиненные носы с характерной формой рыболовного крючка. курчавость ноздрей. Губы вытянуты в тонкий пух. Как и нос, уши удлиненные и продолговатые по форме. Линии челюсти выделяются на фоне укороченной шеи. Туловища тяжелые, иногда ключицы тоже тонко очерчены камнем. Руки вырезаны барельефом и опираются на тело в различных положениях, кисти и длинные тонкие пальцы лежат вдоль гребней бедер, встречаются у хами (набедренной повязки), при этом большие пальцы иногда направлены к пупку. Как правило, анатомические особенности спины не детализированы, но иногда на ягодицах и пояснице присутствуют кольца и пояса. За исключением одного коленопреклоненного моаи, у статуй нет четко видимых ног.

Карьер Моаи в Рано Рараку

Хотя моаи — это статуи, состоящие целиком из тела, [ 14 ] в популярной литературе их часто называют «головами острова Пасхи». Частично это связано с непропорциональным размером голов большинства моаи, а частично с тем, что многие изображения острова, показывающие вертикальные моаи, представляют собой статуи на склонах Рано Рараку , многие из которых закопаны по плечи, что привело к популярное заблуждение, что у них нет тел. [ 15 ] [ 16 ] Некоторые из «голов» в Рано Рараку были раскопаны, на их телах были замечены отметины, которые были защищены от эрозии во время их захоронения. [ нужна ссылка ]

Средняя высота моаи составляет около 4 м (13 футов), а средняя ширина у основания около 1,6 м (5,2 фута). Эти массивные творения обычно весят около 12,5 тонн (13,8 тонны) каждое.

Все моаи из более чем 900, известных на сегодняшний день, кроме 53, были вырезаны из туфа (спрессованного вулканического пепла) из Рано Рараку , где 394 моаи в различной степени завершенности все еще видны сегодня. Есть также 13 моаи, вырезанных из базальта , 22 из трахита и 17 из хрупкого красного шлака . [ 17 ] По окончании резьбы строители натирали статую пемзой .

Характеристики

[ редактировать ]
Восстановленный моаи из туфа в Аху Тахай с восстановленным пукао и копиями глаз.

Статуи острова Пасхи известны своими большими, широкими носами и большими подбородками, а также прямоугольными ушами и глубокими разрезами глаз. Их тела обычно сидят на корточках , руки лежат в разных положениях, ноги у них отсутствуют. Большинство аху расположены вдоль побережья и обращены вглубь страны, в сторону общины. Есть некоторые внутренние аху, такие как Аху Акиви . Эти моаи обращены к поселению, но, учитывая небольшой размер острова, они также обращены к побережью. [ 11 ]

В 1979 году Серхио Рапу Хаоа и группа археологов обнаружили, что полусферические или глубокие эллиптические глазницы предназначены для хранения коралловых глаз с зрачками из черного обсидиана или красного шлака. [ 18 ] Открытие было сделано путем сбора и повторной сборки разбитых фрагментов белого коралла, найденных в различных местах. Впоследствии ранее не классифицированные находки в музее острова Пасхи были повторно исследованы и отнесены к категории фрагментов глаз. Считается, что моаи с вырезанными глазницами, вероятно, были отнесены к аху и церемониальным местам, что позволяет предположить, что выборочная иерархия Рапа Нуи приписывалась дизайну моаи до его упадка с появлением религии, вращающейся вокруг тангата ману .

Символизм

[ редактировать ]

Многие археологи предполагают, что «[эти] статуи, таким образом, были символами власти и власти, как религиозной, так и политической. Однако они были не только символами. Для людей, которые их воздвигали и использовали, они были настоящими хранилищами священного духа. В древних полинезийских религиях деревянные предметы, правильно изготовленные и ритуально подготовленные, считались заряженными магической духовной сущностью, называемой маной». [ 19 ]

Археологи полагают, что статуи были изображением предков древних полинезийцев. Статуи моаи обращены от океана к деревням, как будто наблюдая за людьми. Исключением являются семь Аху Акиви, обращенные к морю, чтобы помочь путешественникам найти остров. Существует легенда, согласно которой семь человек ждали прибытия своего короля. [ 20 ] Исследование, проведенное в 2019 году, пришло к выводу, что древние люди считали, что добыча моаи может быть связана с улучшением плодородия почвы и, следовательно, с критически важными запасами продовольствия. [ 21 ]

Пукао и головные уборы

[ редактировать ]

У более поздних моаи были пукао на головах , которые символизировали пучок вождей. По местной традиции, мана сохранялась в волосах. Пукао были вырезаны из красного шлака, очень легкого камня, добытого в карьере Пуна-Пау . Сам красный цвет считается священным цветом в Полинезии. Добавленное пукао предполагает дополнительный статус моаи. [ 22 ]

Маркировка

[ редактировать ]
Петроглифы на спине раскопанного моаи.

При первой резьбе поверхность моаи была гладко отполирована путем натирания пемзой. Однако легко обрабатываемый туф, из которого было вырезано большинство моаи, легко разрушается, так что лучшее место, чтобы увидеть детали поверхности, - это несколько моаи, вырезанных из базальта, или на фотографиях и других археологических записях поверхностей моаи, защищенных захоронениями. [ нужна ссылка ]

У тех моаи, которые менее разрушены, обычно на спине и позах вырезаны рисунки. Экспедиция Рутледжа 1914 года установила культурную связь. [ 23 ] между этими рисунками и традиционной татуировкой острова, которая была подавлена ​​миссионерами полвека назад. До современного анализа ДНК островитян и их предков это было ключевым научным доказательством того, что моаи были вырезаны рапа-нуи, а не отдельной группой из Южной Америки . [ нужна ссылка ]

По крайней мере, некоторые моаи были нарисованы. Один моаи из коллекции Метрополитен-музея был украшен красноватым пигментом. [ 24 ] Хоа Хакананайа был украшен темно-бордовой и белой краской до 1868 года, когда его убрали с острова. [ 25 ] [ 26 ] Сейчас он хранится в Британском музее в Лондоне, но были выдвинуты требования вернуть его на Рапа-Нуи. [ 27 ]

Карта острова Пасхи с использованием моаи для обозначения местонахождения различных аху.

Статуи были вырезаны полинезийскими колонизаторами острова, в основном между 1250 и 1500 годами. [ 1 ] Помимо изображения умерших предков , моаи, когда они были воздвигнуты на аху, могли также рассматриваться как воплощение могущественных ныне живущих или бывших вождей и важных символов статуса рода. Каждый моаи представлял собой статус: «Чем больше статуя, установленная на аху, тем больше маны было у вождя, заказавшего ее». [ 22 ] Соревнование за самую грандиозную статую когда-либо было широко распространено в культуре жителей острова Пасхи. Доказательством служат моаи разных размеров. [ 22 ]

Готовые статуи переносили в аху, в основном на побережье, а затем устанавливали, иногда с пукао, цилиндрами из красного камня, на головах. Изготовление и транспортировка Моаи, должно быть, отнимала очень много времени; Мало того, что фактическое вырезание каждой статуи требовало усилий и ресурсов, но готовое изделие затем доставлялось в окончательное место и устанавливалось.

Неполный моаи в карьере Рано Рараку.

Карьеры в Рано Рараку, судя по всему, были внезапно заброшены: за пределами каменоломни осталось множество каменных орудий и множество готовых моаи, ожидающих транспортировки, а на месте осталось почти столько же незавершенных статуй , сколько было установлено на аху. В девятнадцатом веке это привело к предположению, что остров был остатком затонувшего континента и что большинство завершенных моаи находились под водой. Эта идея уже давно развенчана, и сейчас принято считать, что:

  • Некоторые статуи были высечены на камнях и никогда не предназначались для завершения.
  • Некоторые из них были неполными, потому что при обнаружении включений резчики отказывались от частичной статуи и начинали новую. [ 28 ] Туф представляет собой мягкую породу с редкими включениями в нее комков гораздо более твердой породы.
  • Некоторые завершенные статуи в Рано Рараку были размещены там навсегда, а не временно припаркованы в ожидании удаления. [ 29 ]
  • Некоторые из них действительно были незавершенными, когда эпоха строительства статуй подошла к концу.

Точно неизвестно, какая группа общин отвечала за вырезание статуй. Устные традиции предполагают, что моаи были вырезаны либо выдающимся классом профессиональных резчиков, сравнимых по статусу с высокопоставленными членами других полинезийских ремесленных гильдий, либо, альтернативно, членами каждого клана. Устные предания показывают, что карьер Рано Рараку был разделен на разные территории для каждого клана.

Транспорт

[ редактировать ]

Поскольку к моменту первого посещения острова европейцами на острове практически не было деревьев, перемещение статуй долгое время оставалось загадкой. Изучение ископаемых следов пыльцы и древесного угля, обнаруженных в кернах отложений, собранных в трех основных кратерных озерах острова, позволяет предположить, что леса, которые первоначально покрывали остров, постепенно вырубались между 800 и 1200 годами нашей эры (поскольку остров был колонизирован поселенцами из восточной Полинезии), а затем снова за десятилетия или столетия до 1700 года. [ 30 ]

Аху Акиви , самый дальний из всех аху.

Точно неизвестно, как моаи были перемещены по острову, однако существует множество исследований и теорий, обсуждающих эту тему. Ранее исследователи предполагали, что для этого процесса требовалась человеческая энергия, веревки и, возможно, деревянные сани (сани) или катки, а также выровненные дорожки по всему острову («дороги острова Пасхи»). Другая теория предполагает, что моаи ставили на бревна и катили к месту назначения. [ 31 ] Если эта теория верна, для перемещения моаи потребуется 50–150 человек. [ нужна ссылка ] Самое последнее исследование на основании данных археологических раскопок показывает, что статуи были обвязаны веревками с двух сторон и заставлены «ходить», наклоняя их из стороны в сторону и вытягивая вперед в вертикальном направлении. [ 4 ] [ 7 ] [ 32 ] [ 33 ]

Устные истории рассказывают, как различные туземцы использовали божественную силу, чтобы приказывать статуям идти. В самых ранних источниках говорится, что король по имени Туу Ку Иху перемещал их с помощью бога Макемаке , а более поздние истории рассказывают о женщине, которая жила одна на горе и приказывала им по своей воле. Ученые в настоящее время поддерживают теорию о том, что основной метод заключался в том, что моаи «гуляли» вертикально (некоторые полагают, что путем раскачивания), поскольку их укладывание ничком на сани (метод, который использовали жители острова Пасхи для перемещения камней в 1860-х годах) По оценкам, для перемещения самого большого моаи, который был успешно возведен, потребовалось около 1500 человек. В 1998 году Джо Энн Ван Тилбург предположила, что менее половины из них смогут сделать это, поставив сани на смазанные ролики. В 1999 году она руководила экспериментом по перемещению девятитонного моаи. Реплику погрузили на сани, построенные в форме А- образной рамы, которые были помещены на ролики, и 60 человек потянули за несколько веревок в двух попытках отбуксировать моаи. Первая попытка не удалась: ролики заклинило. Вторая попытка увенчалась успехом: гусеницы застряли в земле. Это было на ровной местности и использовалось эвкалиптовое дерево, а не местные пальмы. [ 34 ]

Знак, указывающий на охраняемый статус моаи

В 1986 году Павел Павел , Тур Хейердал и музей Кон-Тики экспериментировали с пятитонным и девятитонным моаи. Обернув веревку вокруг головы статуи и еще одну вокруг основания, используя восемь рабочих для меньшей статуи и 16 для большей, они «провели» моаи вперед, поворачивая и раскачивая его из стороны в сторону; однако эксперимент был завершен досрочно из-за повреждения оснований статуи сколами. Несмотря на раннее завершение эксперимента, Тур Хейердал подсчитал, что этот метод для 20-тонной статуи над местностью острова Пасхи позволит проехать 320 футов (100 м) в день. Другие ученые пришли к выводу, что моаи, вероятно, перемещались не так, поскольку сообщалось о повреждении основания, вызванном «шаркающим» движением. [ 34 ] [ 35 ]

Примерно в то же время археолог Чарльз Лав экспериментировал с 10-тонной копией. Его первый эксперимент показал, что раскачивание статуи, чтобы она могла идти, было слишком неустойчивым на расстоянии более нескольких сотен ярдов. Затем он обнаружил, что, поставив статую вертикально на две полозья на бревенчатых катках, 25 человек смогли переместить статую на 150 футов (46 м) за две минуты. В 2003 году дальнейшие исследования показали, что этот метод может объяснить предположительно регулярно расположенные ямы для столбов (его исследование по этому утверждению еще не опубликовано), в которых статуи перемещались по неровной земле. Он предположил, что в отверстиях по обе стороны от тропы находились вертикальные столбы, так что, когда статуя проходила между ними, они использовались в качестве консолей для шестов, чтобы помочь поднять статую вверх по склону без необходимости, чтобы дополнительные люди тянули за веревки, и аналогично замедлите его на спуске. При необходимости столбы также могут действовать как тормоз. [ 36 ]

Основываясь на детальных исследованиях статуй, найденных вдоль доисторических дорог, археологи Терри Хант и Карл Липо показали, что характер разрушения, форма и положение статуй соответствуют гипотезе вертикального транспорта. [ 4 ] Хант и Липо утверждают, что, когда статуи были вырезаны в карьере, скульпторы оставили их основания широкими и изогнутыми по переднему краю. Они показали, что статуи вдоль дороги имеют центр масс, который заставляет статую наклоняться вперед. Когда статуя наклоняется вперед, она раскачивается в сторону по изогнутому переднему краю и делает шаг. Видны крупные чешуйки, отколовшиеся по бокам оснований. Они утверждают, что после того, как статую провезли по дороге и установили в ландшафте, широкое изогнутое основание было вырезано. [ 37 ]

Недавние экспериментальные исследования доказали, что вполне возможно, что моаи буквально передвигались от карьеров до конечного положения с помощью хитроумного использования веревок. Команды рабочих раскачивали моаи вперед и назад, создавая движение при ходьбе и удерживая моаи в вертикальном положении. [ 32 ] [ 38 ] Если это правда, то можно сделать вывод, что упавшие дорожные моаи возникли в результате того, что команды балансировщиков не смогли удержать статую в вертикальном положении, и, по-видимому, было невозможно снова поднять статуи после опрокидывания. [ 39 ] Однако дискуссия продолжается. [ 40 ]

Культ человека-птицы

[ редактировать ]

Первоначально у жителей острова Пасхи был верховный вождь или единственный лидер. [ нужна ссылка ] С годами уровень власти менялся от единоличных вождей до класса воинов, известного как мататоа. фигура Символом мататоа была териантропическая полуптицы-получеловека; Особый характер связывал священное место Оронго . Новый культ спровоцировал битвы племен из-за поклонения предкам. Создание моаи было одним из способов почтения островитянами своих предков; Есть свидетельства того, что в период расцвета культа человека-птицы строительство моаи прекратилось.

Петроглиф человека-птицы с яйцом в руке.

«Одной из самых захватывающих достопримечательностей Оронго являются сотни петроглифов, на которых вырезаны изображения человека-птицы и Макемаке. Вырезанные из твердого базальта, они выдержали века суровой погоды. Было высказано предположение, что изображения изображают победителей конкурса людей-птиц. Более 480 петроглифов-птиц. были найдены на острове, в основном вокруг Оронго». [ 41 ] Оронго, место культовых празднеств, представлял собой опасный ландшафт, который состоял из «узкого хребта между обрывом в океан высотой 1000 футов (300 м) с одной стороны и глубоким кратером с другой». Мата Нгарау, считающийся священным местом Оронго, был местом, где жрецы-птицы молились и пели за успешную охоту за яйцами. «Целью конкурса людей-птиц было добыть первое в сезоне яйцо с прибрежного островка Моту Нуи. Участники спустились с отвесных скал Оронго и поплыли к Моту Нуи, где ждали прилета птиц. Добыв яйцо, участник поплыл обратно и подарил его своему спонсору, который затем был объявлен в этом году орнитологом, что является важной статусной должностью». [ 42 ]

Моаи Кавакава

[ редактировать ]

Эти фигурки намного меньше, чем более известные каменные моаи. Они сделаны из дерева и имеют небольшой, тонкий вид, что придает им печальный вид. Считается, что эти фигурки были сделаны после того, как цивилизация на Рапа-Нуи начала разрушаться, поэтому они кажутся более истощенными. [ 43 ]

1722–1868 гг. Свержение моаи.

[ редактировать ]
Перевернутый моаи

Спустя годы после прибытия в 1722 году Якоба Роггевена все моаи, воздвигнутые на аху, были снесены; о некоторых последних стоящих статуях сообщил в 1838 году Абель Обер дю Пти-Туар , но к 1868 году ни одной не осталось, [ 44 ] кроме частично погребенных на внешних склонах Рано Рараку.

Устные истории включают рассказ о том, как клан столкнул ночью одинокий моаи, но другие рассказывают о «сотрясении земли», и есть признаки того, что по крайней мере некоторые из них упали из-за землетрясений. [ 45 ] Некоторые из моаи падали вперед так, что их лица были скрыты, и часто падали так, что у них ломались шеи; другие упали со своих платформ. [ 45 ] Сегодня около 50 моаи были восстановлены в своих аху или в других музеях. [ 46 ]

Народ Рапа-Нуи был опустошен набегами работорговцев, посетивших остров в 1862 году. В течение года люди, оставшиеся на острове, были больны или ранены и им не хватало руководства. У выживших после набегов рабов появилась новая компания миссионеров, которые обратили оставшееся население в христианство. Коренные жители острова Пасхи начали ассимилироваться , поскольку их татуировки и раскраска тела были запрещены новыми христианскими запретами, и они были подвергнуты изгнанию с части своих родных земель и вынуждены были проживать на гораздо меньшей части острова . остальное использовалось перуанцами для ведения сельского хозяйства.

Удаление моаи с острова Пасхи

[ редактировать ]
Оригинальные моаи в Лувре , Париж.

Десять или более моаи были вывезены с острова Пасхи и перевезены в разные места по всему миру, включая те, которые сегодня выставлены в Лувре в Париже и Британском музее в Лондоне .

Реплики и слепки

[ редактировать ]

В нескольких других местах выставлены копии (слепки) моаи, в том числе в Музее естественной истории округа Лос-Анджелес ; Оклендский музей ; [ 47 ] Американский музей естественной истории ; [ 48 ] и кампус Американского университета . [ 49 ]

Сохранение и реставрация

[ редактировать ]
Ранний европейский рисунок моаи в нижней половине испанской карты острова Пасхи 1770 года ; оригинальные рукописные карты испанской экспедиции находятся в Военно-морском музее Мадрида и в коллекции Джека Долтона , США.

С 1955 по 1978 год американский археолог Уильям Маллой провел обширное исследование производства, транспортировки и возведения монументальных скульптур острова Пасхи . Проекты Маллоя в Рапа-Нуи включают исследование комплекса Акиви-Вайтека и физическую реставрацию Аху Акиви (1960); исследование и реставрация Аху Ко Те Рику и Аху Вай Ури и церемониального комплекса Тахай (1970 г.); исследование и восстановление двух аху в Ханга Киоэ (1972 г.); исследование и восстановление церемониальной деревни Оронго (1974 г.) и многочисленные другие археологические исследования по всему острову.

и Национальный парк Рапа-Нуи моаи были включены в конвенцию ООН 1972 года об охране мирового культурного и природного наследия. [ нужна ссылка ] и, следовательно, в списке ЮНЕСКО объектов всемирного наследия 1995 года . [ 50 ]

Статуи на протяжении многих лет были нанесены на карту несколькими группами, в том числе усилиями отца Себастьяна Энглерта и чилийских исследователей. [ 51 ] [ 52 ] EISP (Проект статуи острова Пасхи) провел исследование и документацию многих моаи на Рапа-Нуи и артефактов, хранящихся в зарубежных музеях. Цель проекта — понять первоначальное использование, контекст и значение фигур, а результаты предоставить семьям Рапа-Нуи и государственным учреждениям острова, которые несут ответственность за сохранение и сохранение моаи. Другие исследования включают работу Бриттона Шепардсона , [ 53 ] Терри Л. Хант и Карл П. Липо . [ 54 ]

В 2008 году финский турист отколол кусок уха моаи. Туриста оштрафовали на 17 тысяч долларов в качестве компенсации за ущерб и запретили въезд на остров на три года. [ 55 ] [ 56 ]

В 2020 году незанятый грузовик врезался в моаи, разрушив статую и причинив «неисчислимый ущерб». [ 57 ]

В 2022 году неизвестное количество моаи в Рано Рараку было повреждено лесным пожаром, охватившим территорию от 150 до 250 акров. Мэр Рапа-Нуи Педро Эдмундс Паоа заявил, что пожар начался намеренно. Другие власти считают, что ущерб, нанесенный некоторым из пострадавших статуй, «непоправимый». [ 58 ] [ 59 ]

Символ Юникода

[ редактировать ]

«мояи» В 2010 году моаи был включен как смайлик (🗿) в Юникод версии 6.0 под кодовой точкой U+1F5FF как «Японская каменная статуя, похожая на Моаи на острове Пасхи». [ 60 ]

Официальное название смайлика в Юникоде пишется «мояи», поскольку на самом деле смайлик изображает мояи статую возле станции Сибуя в Токио . [ 61 ] Статуя была подарком жителей Ниидзимы (острова в 163 километрах (101 милях) от Токио, но административно являющимся частью города), вдохновленным моаи острова Пасхи. Название статуи произошло от сочетания слова «моаи» и диалектного японского слова «мояи» ( 催合い ), означающего «помощь друг другу» .

Поскольку Unicode принял собственные эмодзи, первоначально использовавшиеся японскими операторами мобильной связи в 1990-х годах, [ 62 ] Различные компании использовали противоречивые рисунки для этого смайлика с собственными изображениями смайликов, изображающими либо моаи, либо статую мояи . [ 63 ] Смайлики Google и Microsoft изначально напоминали статую мояи в Токио; однако позже смайлики были изменены, чтобы напоминать моаи. [ 63 ]

Несмотря на свое прямое назначение, смайлики обычно используются в интернет-культуре для обозначения невозмутимого выражения лица или для передачи того, что что-то говорится в особенно сухой, ироничной или саркастической манере. [ 64 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Стивен Р. Фишер. Остров на краю света. Реакционные книги 2005 г. ISBN   1-86189-282-9
  2. ^ Остров на краю света. Реакционные книги 2005 г. ISBN   1-86189-282-9
  3. ^ Ван Тилбург, Джо Энн. «Проект статуи острова Пасхи» . Eisp.org. Архивировано из оригинала 7 июля 2010 года . Проверено 10 марта 2014 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Хант, Терри; Липо, Карл (2012). Ходячие статуи: разгадка тайны острова Пасхи . Свободная пресса. ISBN  978-1-4391-5031-3 .
  5. ^ Свернуть: Как общества решают потерпеть неудачу или добиться успеха, Джаред Даймонд
  6. ^ «Проект статуи острова Пасхи» . Архивировано из оригинала 9 января 2019 года . Проверено 9 января 2019 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Липо, Карл П.; Хант, Терри Л.; Хаоа, Серхио Рапу (2013). «Ходячие» мегалитические статуи (Моаи) острова Пасхи». Дж. Археол. Наука . 40 (6): 2859. Бибкод : 2013JArSc..40.2859L . дои : 10.1016/j.jas.2012.09.029 .
  8. ^ Центр всемирного наследия ЮНЕСКО (29 мая 2009 г.). «Национальный парк Рапа-Нуи» . Whc.unesco.org. Архивировано из оригинала 26 марта 2014 года . Проверено 10 марта 2014 г.
  9. ^ Янг, Эмма (26 июля 2006 г.). «Остров Пасхи: монументальный крах?» . Newscientist.com. стр. 30–34. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 10 марта 2014 г.
  10. ^ Ван Тилбург, Джо Энн (5 мая 2009 г.). «Цифровая реконструкция Моаи Паро» . Проект статуи острова Пасхи (eisp.org). Архивировано из оригинала 30 августа 2017 года . Проверено 12 июня 2017 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б «NOVA Online | Тайны острова Пасхи | Каменные великаны» . Pbs.org. Архивировано из оригинала 23 мая 2013 года . Проверено 9 июня 2013 г.
  12. ^ «Новая статуя моаи с острова Пасхи обнаружена в кратере вулкана» . Хранитель . 1 марта 2023 г. Проверено 4 марта 2023 г.
  13. ^ «Что такое Моаи?» . Thinkquest (снято с производства). Архивировано из оригинала 25 июля 2013 года . Проверено 6 октября 2018 г.
  14. ^ Касконе, Сара (1 мая 2015 г.). «По-видимому, у голов острова Пасхи есть тела» . Новости Артнета . Архивировано из оригинала 2 декабря 2021 года . Проверено 2 декабря 2021 г.
  15. ^ Миккельсон, Дэвид (14 мая 2012 г.). «Есть ли у голов с острова Пасхи тела?» . Сноупс . Проверено 25 июня 2024 г.
  16. ^ Солли, Мейлан (8 апреля 2019 г.). «Норвегия вернет тысячи артефактов, вывезенных с острова Пасхи» . Смитсоновский институт . Проверено 25 июня 2024 г.
  17. ^ Ван Тилбург, Джо Энн (1994). Остров Пасхи: археология, экология и культура . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института. п. 24. ISBN  978-0714125046 . Проверено 30 мая 2021 г.
  18. ^ Форд, Ник (15 декабря 2013 г.). «Взгляды на происхождение и назначение статуй острова Пасхи» . Архивировано из оригинала 30 июня 2014 года.
  19. ^ «Остров Пасхи» . Священные места: Всемирный путеводитель по паломничеству . Архивировано из оригинала 13 февраля 2021 года . Проверено 7 февраля 2021 г.
  20. ^ «Тайна статуй острова Пасхи». Красные ледяные творения. Нп, 27 октября 2011 г. Интернет. 30 октября 2013 г.
  21. ^ Сара С. Шервуд; Джо Энн Ван Тилбург; Кейси Р. Барьер; Марк Хоррокс; Ричард К. Данн; Хосе Мигель Рамирес-Алиага (2019). «Новые раскопки в карьере статуй на острове Пасхи: плодородие почвы, формирование памятников и хронология». Журнал археологической науки . 111 : 104994. Бибкод : 2019JArSc.111j4994S . дои : 10.1016/j.jas.2019.104994 . S2CID   210318823 .
  22. ^ Перейти обратно: а б с «Взлет и падение культуры острова Пасхи. Стражи в камне» . Фонд Брэдшоу. 2011. Архивировано из оригинала 28 сентября 2018 года . Проверено 6 октября 2018 г.
  23. ^ Рутледж 1919 , с. 220.
  24. ^ Кьельгрен, Э.; Ван Тилбург, Дж.А.; Кэпплер, А.Л. (2001). Великолепная изоляция: искусство острова Пасхи . Метрополитен-музей. стр. 58. ИСБН  978-1-58839-011-0 . Архивировано из оригинала 14 января 2022 года . Проверено 14 января 2022 г.
  25. ^ Хорли, П; Ли, Дж. (2008). «Наскальное искусство священного участка Мата Нгарау, Оронго». Журнал Рапа-Нуи . 22 (2): 112–14.
  26. ^ Питтс 2014 , стр. 39–48.
  27. ^ «Губернатор острова Пасхи умоляет Британский музей вернуть Моаи: «У вас есть наша душа» » . Хранитель . 20 ноября 2018 года . Проверено 17 марта 2020 г.
  28. ^ Рутледж 1919 , с. 181.
  29. ^ Рутледж 1919 , с. 186.
  30. ^ «Исследование с участием UdeC опровергает теорию экоцида на острове Пасхи: деревья были вырублены из-за засухи» . Новости UdeC (на испанском языке). 26 апреля 2023 г. . Проверено 27 марта 2024 г.
  31. Человеческие фигуры сначала обрисовывались в каменной стене, а затем удалялись, пока не оставалось только изображение.[6]
  32. ^ Перейти обратно: а б Блох, Ханна (июль 2012 г.). «Остров Пасхи: Загадка движущихся статуй» . Нэшнл Географик . 222 (1). Национальное географическое общество: 30–49. Архивировано из оригинала 29 мая 2013 года . Проверено 3 июня 2013 г.
  33. Неразгаданные тайны: Тайна острова Пасхи. Архивировано 21 ноября 2016 года в Wayback Machine. Тест ходьбы по статуям.
  34. ^ Перейти обратно: а б Исторический канал «Мега Движители: Древние загадочные ходы»
  35. ^ Остров Пасхи – тайна раскрыта . Тур Хейердал 1989 г.
  36. ^ Фленли, Джон (2003). Загадки острова Пасхи: Остров на краю . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-280340-5 .
  37. ^ Терри Хант, Карл Липо. «Статуи шли – что на самом деле произошло на острове Пасхи – долгое время» . Архивировано из оригинала 15 февраля 2017 года . Проверено 25 марта 2017 г.
  38. ^ Тайна острова Пасхи (теледокументальный фильм). NOVA и National Geographic Television . Проверено 10 ноября 2012 г.
  39. ^ «Статуи острова Пасхи могли «зайти» на свое место» . Проводной . Архивировано из оригинала 30 мая 2013 года . Проверено 10 марта 2017 г.
  40. ^ Гоуз, Тиа (7 июня 2013 г.). «Ходячие каменные головы с острова Пасхи вызывают споры» . ЖиваяНаука . Архивировано из оригинала 23 ноября 2020 года . Проверено 30 августа 2013 г.
  41. ^ «Таинственные места: исследуйте священные места и древние цивилизации». Таинственные места: исследуйте священные места и древние цивилизации. Нп и Интернет. 29 октября 2013 г.
  42. ^ «Остров Пасхи – статуи Моаи и наскальные рисунки Рапа-Нуи». Мотив «Птица-человек» с острова Пасхи. Нп, 29 октября 2013 г.
  43. ^ Ф. Формент; Д. Хюйге; Х. Валладас (2001). «Определение возраста деревянной скульптуры Рапануи (остров Пасхи) с помощью AMS 14C: моаи кавакава ET 48,63 из Брюсселя» . Античность . 75 (289): 529–32. дои : 10.1017/S0003598X00088748 . S2CID   163659013 . Архивировано из оригинала 13 января 2022 года . Проверено 29 октября 2013 г.
  44. ^ Дж. Линтон Палмер (1870). «Посещение острова Пасхи, или Рапа-Нуи, в 1868 году» . Журнал Королевского географического общества . 40 : 167–81. дои : 10.2307/1798641 . JSTOR   1798641 . Архивировано из оригинала 12 декабря 2019 года . Проверено 30 июня 2019 г.
  45. ^ Перейти обратно: а б Эдмундо Эдвардс; Рауль Маркетти; Леопольдо Доминикетти; Оскар Гонсалес-Ферран (1996). «Когда земля задрожала, статуи упали». Журнал Рапа-Нуи . Том. 10, нет. 1. стр. 1–15.
  46. ^ Терри Л. Хант и Карл П. Липо (2011). Ходячие статуи: разгадка тайны острова Пасхи . Свободная пресса.
  47. ^ «Оклендский музей — копия Моаи» . Архивировано из оригинала 3 октября 2021 года . Проверено 3 октября 2021 г.
  48. ^ «Американский музей естественной истории – слепок Моаи» . Архивировано из оригинала 5 октября 2021 года . Проверено 3 октября 2021 г.
  49. ^ «Добро пожаловать в Американский университет, Вашингтон, округ Колумбия, США» . Архивировано из оригинала 26 августа 2012 года . Проверено 3 октября 2021 г.
  50. ^ «Национальный парк Рапа-Нуи» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 21 января 2022 г.
  51. ^ Кристино Ф., К., П. Варгас К. и Р. Изауриета С. (1981). Археологический атлас острова Пасхи . Сантьяго: Факультет архитектуры и городского планирования Исследовательского института Чилийского университета. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  52. ^ Рикельме, С., Ф., Р.И. Сан-Хуан, И.Р. Кусснер, Л.Г. Нуаларт и П.В. Казанова (1991). Теория пропорций. Процессы формообразования и реализации в мегалитической скульптуре острова Пасхи. Система измерений в дизайне острова Пасхи . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  53. ^ Бриттон Шепардсон (2010). «База данных Моаи – Рапа-Нуи» . Архивировано из оригинала 13 сентября 2012 года . Проверено 22 июля 2011 г.
  54. ^ Карл Липо и Терри Хант (2011). «База данных Рапа-Нуи» . Архивировано из оригинала 11 мая 2012 года . Проверено 17 апреля 2012 г.
  55. ^ «Остров Пасхи оштрафовал щипца» . Новости Би-би-си . 9 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 12 января 2009 г. Проверено 21 сентября 2008 г.
  56. ^ «Турист отколол мочку уха от древней статуи на острове Пасхи» . Глобус и почта . 9 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 13 апреля 2008 г. Проверено 21 сентября 2008 г.
  57. ^ «Грузовик врезался в статую острова Пасхи» . Нью-Йорк Таймс . 6 марта 2020 г. Архивировано из оригинала 24 марта 2020 г. Проверено 24 марта 2020 г.
  58. ^ «Остров Пасхи: Священные статуи, поврежденные лесным пожаром» . Новости Би-би-си . 7 октября 2022 г. Проверено 7 октября 2022 г.
  59. ^ Эрнандес, Джо (7 октября 2022 г.). «Знаменитые статуи острова Пасхи пострадали в результате пожара, - заявляют власти» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 9 октября 2022 г.
  60. ^ «Стандарт Юникод, 13.0 – Разные символы и пиктограммы» (PDF) . Юникод. п. 16. Архивировано (PDF) из оригинала 6 декабря 2020 года . Проверено 19 января 2021 г.
  61. ^ «Статуя Мояи (Сибуя) – все, что вам нужно знать перед поездкой (с фотографиями)» . TripAdvisor . Архивировано из оригинала 11 ноября 2019 года . Проверено 11 ноября 2019 г.
  62. ^ «Список эмодзи EZweb [Тип D]» (PDF) . KDDI au Техническая информация , стр. 10. Архивировано (PDF) из оригинала 16 апреля 2021 г .. Проверено 19 января 2021 г.
  63. ^ Перейти обратно: а б «🗿 Мойай Эмодзи» . Архивировано из оригинала 6 декабря 2019 года . Проверено 9 мая 2017 г.
  64. ^ Крилли, Эйлинор. «Поколение Z приняло 🗿 в качестве своего последнего эмодзи реакции, но что это значит?» . Триллмаг . Проверено 12 сентября 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 440365925197086a15b581ce3c7c3c17__1722273660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/44/17/440365925197086a15b581ce3c7c3c17.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Moai - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)