Блом+Фосс
Тип компании | Дочерняя компания ( КГ ) |
---|---|
Промышленность | Судостроение [ 1 ] |
Предшественник | ХК Штюлькен Зон |
Основан | 1877 |
Основатели | Герман Блом Эрнст Восс |
Штаб-квартира | , Германия |
Обслуживаемая территория | По всему миру |
Ключевые люди | Клаус Боргшульте, Тим Вагнер, Дирк Мальговски, Лена Штребеле [ 2 ] |
Продукты | Корабли и яхты |
Услуги | Ремонт, переоборудование и новое строительство |
Количество сотрудников | 447 (2021) [ 3 ] [ 4 ] |
Родитель | Люрссен |
Веб-сайт | blohmvoss.com |
Blohm+Voss ( B+V ), также исторически обозначаемая как Blohm & Voss , Blohm und Voss и т. д., — немецкая судостроительная и инжиниринговая компания. Основанная в Гамбурге в 1877 году для специализации на кораблях со стальным корпусом, ее самым известным продуктом стал времен Второй мировой войны линкор «Бисмарк» . В 1930-х годах его владельцы основали авиастроительную компанию Hamburger Flugzeugbau , которая незадолго до начала Второй мировой войны приняла название своей материнской компании. После трудного периода после войны B+V была возрождена, сменив владельцев среди нескольких владельцев, таких как Thyssen Group и Star Capital. В 2016 году она стала дочерней компанией Lürssen и продолжает поставлять продукцию как на военный, так и на гражданский рынки. Он обслуживает два направления: новое строительство военных кораблей под брендом NVL BV & Co. KG, а также новое строительство и переоборудование мегаяхт . [ 1 ] Компания работает, строя корабли и другую крупную технику почти непрерывно в течение 147 лет.
История
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Компания Blohm & Voss была основана 5 апреля 1877 года Германом Бломом и Эрнстом Фоссом (или Фоссом) как полное товарищество для строительства судов со стальным корпусом. Она основала верфь на острове Кухвердер , недалеко от Вольного и ганзейского города Гамбурга , площадью 15 000 м2. 2 (160 000 кв. футов) с береговой линией 250 м (820 футов) и тремя стапелями, два из которых подходят для судов длиной до 100 м (330 футов). До 1955 года название компании обозначалось амперсандом как B&V.
В судостроении в то время доминировали британцы, и даже немецкие заказчики предпочитали покупать у них. Первоначально бизнес ограничивался ремонтом судов, хотя B&V удалось построить, а затем продать трехмачтовый барк National . В конце концов поступил первый заказ на постройку небольшого грузового парохода «Бург» , и бизнес пошел в гору. К 1882 году компания завоевала репутацию производителя качества и пунктуальности и процветала. [ 5 ]
Первоначально их продукцией были парусные суда со стальным корпусом, предназначенные для дальних морских путешествий. В то время пароходы имели относительно небольшой запас хода, в то время как многие преимущества стальной конструкции по-прежнему распространялись как на парусные корабли, так и на паровые. Компания построила свой первый пароход в 1900 году, продолжая строить парусные суда до конца 1930-х годов. [ 6 ]
Нацистская эпоха, 1933–1945 гг.
[ редактировать ]Когда Герман Блом умер, его сыновья Рудольф Блом и Вальтер Блом взяли на себя управление. Эрнст Восс вскоре ушел. К этому времени компания переживала финансовый кризис, поэтому братья Блом переключились на авиастроение, открыв Hamburger Flugzeugbau (см. ниже). летом 1933 года [ 7 ]
С приходом к власти нацистской партии в 1933 году Германия начала перевооружение, и обе компании стали все активнее участвовать в этой программе. Верфь строила как гражданские суда, так и военные корабли для правительства, в том числе линкор «Бисмарк» производство подводных лодок , а затем начала массовое .
был создан подлагерь концлагеря Нойенгамме В 1944 году на верфи компании в Гамбург-Штайнвердере . [ 8 ] Он поставлял в компанию рабочую силу с июля 1944 года по апрель 1945 года. В отчете от 29 августа говорится:
500 женщин-иностранок, узниц концлагерей, политических и уголовных. Прилегающий казарменный лагерь, 11 охранников, колючая проволока длиной 17 000 м, 380 Вольт, растяжка. . . . Немецких бригадиров следует заменить заключенными, поскольку надзиратели занимают более жесткую позицию. Качество работы очень удовлетворительное. Производительность выше, чем у того же количества немецких рабочих, потому что рабочее время длиннее, а количество прогулов меньше. . . . Господа считают, что условия звучат жестче, чем есть на самом деле. [ 9 ]
Рудольф Блом присутствовал во время этого визита. [ 9 ]
На месте лагеря установлен мемориал, а компания продолжает выплачивать нераскрытую сумму в Фонд компенсации подневольным работникам . [ 10 ] Штайнвердер сильно пострадал во время бомбардировки Гамбурга во время Второй мировой войны, и по ее окончании судостроение было запрещено. [ 11 ]
Гамбургское авиастроение
[ редактировать ]В 1933 году компания Blohm & Voss переживала финансовый кризис из-за нехватки работы. Ее владельцы, братья Рудольф и Вальтер Блом, решили диверсифицировать производство самолетов, полагая, что вскоре появится рынок цельнометаллических летающих лодок дальнего действия , особенно с немецкой государственной авиакомпанией Deutsche Luft Hansa . Они также считали, что их опыт работы с цельнометаллическими морскими конструкциями окажется преимуществом. Тем летом они сформировали Hamburger Flugzeugbau. [ 12 ] [ 7 ]
Большая часть самолетов, построенных HFB/B&V, на самом деле будет представлять собой конструкции и основные узлы других компаний, законтрактованные по лицензии, включая десятки тысяч самолетов для Dornier , Heinkel , Junkers и Messerschmitt . [ 7 ] Помимо массового производства, компания также имела собственное конструкторское бюро и мастерские, которые продолжали разрабатывать и производить новые типы на протяжении всего существования компании. Первые выпущенные ею самолеты имели официальный код компании RLM «Ха».
Самолеты, производимые Hamburger Flugzeugbau, по-прежнему часто ассоциировались с Blohm & Voss, и это вызывало путаницу, поэтому в сентябре 1937 года Hamburger Flugzeugbau был переименован в Abteilung Flugzeugbau der Schiffswerft Blohm & Voss , а RLM изменила код компании на «BV». [ 13 ]
Наиболее значимыми его разработками были летающие лодки , в основном использовавшиеся Люфтваффе для морского патрулирования и разведки. Самым многочисленным был BV 138 Seedrache (названный как Ha 138), двухбалочный тримотор , тогда как BV 222 Wiking был намного крупнее. Самым крупным из них был прототип BV 238 , самый большой самолет, построенный силами Оси . Другие известные типы включают асимметричный BV 141 , который был построен в умеренном количестве, но не поступил в производство.
В конце войны производство самолетов было остановлено. Hamburger Flugzeugbau GmBH (HFB) вновь появилась в 1956 году, все еще находясь в собственности Walther Blohm, но больше не связанной с B+V. Он вновь открыл бывший авиазавод B+V в Финкенвердере , после чего претерпел различные дальнейшие изменения собственника и названия компании. [ 14 ] в конечном итоге став частью Airbus .
Послевоенный
[ редактировать ]После Второй мировой войны британцы продолжили сносить верфи Штайнвердера. B&V, не имея возможности возобновить судостроительные работы, практически прекратила свое существование на несколько лет.
В 1950 году B&V создала новую дочернюю компанию Steinwerder Industrie AG для производства оборудования и котлов на этом месте. Состояние верфи начало восстанавливаться в 1952 году, когда новой компании было разрешено возобновить судоремонтные работы, а город Гамбург впоследствии гарантировал ей кредит. К 1953 году около 900 рабочих вернулись на работу. [ 11 ] Позже снова будет разрешено строительство новых кораблей; Первым кораблем, построенным в 1955 году, был Wappen von Hamburg. В этот период возрождения требуемый уровень инвестиций означал, что B&V вышла из частных рук и стала публичной компанией, 50% которой принадлежало Phoenix-Rheinrohr AG, которая вскоре сама стала объединилась в группу Thyssen . [ 15 ] Несмотря на это, B&V никогда не вернёт свои прежние размеры. В 1966 году она приобрела соседнюю судостроительную компанию HC Stülcken Sohn . [ 16 ]
В послевоенные годы B+V строила нефтяные вышки и развивала рынок для другой морской продукции, такой как суда обеспечения и трубопроводы. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Компания также построила суда для многочисленных коммерческих клиентов, в том числе роскошные яхты. Eclipse , построенная для российского миллиардера Романа Абрамовича , имеет длину 162 метра (531 фут 6 дюймов), что делает ее второй по длине частной яхтой в мире. B+V по-прежнему управляет сухим доком Elbe 17 в Гамбурге. Полупогружная буровая установка «Крис Ченери» была построена в 1974 году для компании The Offshore Co. из Хьюстона, США. Когда в 1999 году Thyssen AG и Krupp объединились, B+V стала дочерней компанией ThyssenKrupp Marine Systems.
В декабре 2001 года компании Blohm+Voss, Nordseewerke и Friedrich Lurssen Werft получили контракт на постройку первых пяти фрегатов K130 MEKO . Первый из них, Braunschweig , был построен на верфи Blohm+Voss, спущен на воду в апреле 2006 года и введен в эксплуатацию в апреле 2008 года. [ 20 ] Ряд проблем с оборудованием связан с задержкой ввода в эксплуатацию, а последний был введен в эксплуатацию в 2013 году. [ 21 ] [ 22 ]
В 2011 году ThyssenKrupp договорилась о продаже подразделения гражданского судостроения Blohm+Voss британской инвестиционной компании STAR Capital Partners. [ 23 ] [ 24 ] Военная дивизия осталась в составе ThyssenKrupp. [ 25 ]
В октябре 2016 года регулирующие органы получили разрешение Lürssen на приобретение Blohm+Voss у STAR Capital Partners. [ 26 ] [ 27 ] В апреле 2017 года компания уволила 300 сотрудников, из которых было 1000. [ 28 ]
В сентябре 2017 года ВМС Германии заказали строительство пяти корветов K130 консорциуму северогерманских верфей, включая ThyssenKrupp Marine Systems, Blohm+Voss и German Naval Yards в Киле . Группа Lürssen , которая будет основным подрядчиком по производству судов, распределила свою работу между двумя площадками в Вольгасте и B+V в Гамбурге, чтобы построить только два: F265 в 2021 году и F266 в 2022 году. Стоимость контракта составила около 2 миллиарда евро. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]
25 июля 2019 года Петер Люрсен инвестировал в Yard 20 миллионов евро. Док 10 был покрыт крышей длиной 200 метров и высотой 50 метров, стоимость которого составила 13 миллионов евро. [ 39 ] Монтаж стальной колонны над стенами дока начался в октябре 2020 года. 29 апреля 2021 года проект строительства корпуса яхты Project Opera, также называемый Coral Ocean, был переведен из дока 17 в док 10, и оба были отбуксированы в Берн, Германия, чтобы остаться как минимум на 2 годы. У предыдущей 146-м проекта «Сасси», сгоревшей, остался только блок моторного отсека, входила в состав новой яхты «Проект Опера». Люрсен Док 3 был переведен в Вильгельмсхафен на Нефритовом дворе. В Берне был расширен зал. Mein Schiff 3 пришвартовывается, затем в доке 17, вслед за Айдакарой и Айдамаром, и останавливается на круизных лайнерах, посещающих док. [ 40 ] [ 41 ]
С октября 2021 г.
[ редактировать ]Согласно интервью и встрече газеты Hamburger Morgen Post от 30 сентября 2021 года, повторенному в Hamburger Abendblatt: [ 42 ] Рабочим сообщили, что Lürssen больше не будет переоборудоваться на круизные лайнеры, за исключением Hapag-Lloyd и P&O, также компании из Гамбурга, а также торговых судов, таких как танкеры и контейнеровозы, в Гамбурге. Новостроительный отдел был расформирован. Все шесть плавучих доков прошли проверку. Ремонтное подразделение успеха не имело. Несмотря на около 20 миллионов евро, вложенных в современную верфь, сдачу в субаренду многих цехов и сокращение используемой площади верфи примерно до трети, затраты все еще были слишком высокими и пока не пригодны для будущего. Это место слишком дорогое по сравнению с другими верфями, поэтому потребовались структурные меры и корректировка затрат.
Корабли построены
[ редактировать ]Компания Blohm & Voss была основана во времена парусного спорта, и, хотя она с самого начала строила корабли со стальными корпусами, она не производила значительных пароходов до 1900 года. Из многих сотен кораблей, построенных B+V, примечательными примерами являются:
Высокие корабли
[ редактировать ]- Летающие P-лайнеры , в том числе Петчили (1903 г.), Памир (1905 г.), Пассат (1911 г.), Пекин (1911 г.), Пола (1916 г.) и Приволл (1917 г.)
- Принцесса Эйтель Фридрих (1909) (позже Дар Поморца )
- Горха Фока Класс трехмачтовых барков и школьных кораблей , между 1933 и 1938 годами, включая Хорста Весселя в 1936 году, который сегодня служит USCG Eagle .
Океанские лайнеры и другие пассажирские суда
[ редактировать ]- Prinzessin Victoria Luise (1900) , корабль Hamburg America Line , первый корабль, построенный исключительно для круизов.
- RMS Majestic (1914 г.) — лайнер White Star Line и самый большой корабль в мире до завершения строительства Нормандии в 1935 г.
- SS Leviathan (1914), лайнер United States Lines и однотипный корабль RMS Majestic . Списан в 1938 году.
- SS Cap Arcona (1927) , лайнер Hamburg Süd, затонувший с большим количеством человеческих жертв в конце Второй мировой войны.
- SS Monte Cervantes (1927) , лайнер Hamburg Süd, затерянный возле Огненной Земли в 1930 году.
- SS Europa (1928) , северогерманский лайнер Lloyd и Голубой ленты. обладатель
- MV Monte Rosa (1930) , пассажирский лайнер и круизный лайнер, который впоследствии стал более известен как военный корабль Empire Windrush.
- MV Monte Pascoal (1930) — пассажирский и круизный лайнер. Корабль-близнец Монте-Розы и Монте-Сервантеса
- SS Potsdam (1935) лайнер Norddeutscher Lloyd , турбоэлектрический , служивший военным кораблем союзников, а затем пакистанским паломническим кораблем Safina-E-Hujjaj.
- TS Pretoria (1936) и TS Windhuk (1936) , немецкой восточноафриканской линии. пассажирские грузовые лайнеры
- MV Wilhelm Gustloff (1937) , круизный лайнер Kraft durch Freude («Сила через радость»), затопление которого стало самой страшной морской катастрофой в истории с большим количеством погибших.
- SS Jagiełło (1939) , a Polish passenger liner built as Dogu , and later Pyotr Velikiy
- М. В. Аврора (1955) как Ваппен фон Гамбург . Это был первый роскошный лайнер, построенный после Второй мировой войны.
- MV Explorer (2001) , используемый в «Семестр в морском университете». программе обучения за рубежом в рамках программы
Частные яхты
[ редактировать ]- А – 119 м (390 футов), принадлежит российскому миллиардеру Андрею Мельниченко.
- Дубай – принадлежит правителю эмирата Дубай и премьер-министру Объединенных Арабских Эмиратов шейху Мохаммеду бин Рашиду Аль Мактуму.
- Eclipse — вторая по величине частная яхта, принадлежащая российскому миллиардеру Роману Абрамовичу .
- Enigma — яхта, заказанная Азкаррагой, позже принадлежавшая Ларри Эллисону и Эйдану Баркали.
- Решетка - построена как немецкая государственная яхта (1935 г.), переоборудована в минный заградитель в начале Второй мировой войны, позже преобразована в государственную яхту нацистской Германии, официальное морское транспортное средство Гитлера.
- Леди Мура – принадлежит саудовскому миллиардеру доктору Нассеру аль-Рашиду. [ 43 ]
- MV Savarona - построена для американской наследницы в 1931 году. Позже яхта президента Турции, а теперь чартерная яхта. По-прежнему входит в число самых больших яхт длиной 446 футов (136 м).
Военные корабли
[ редактировать ]Военные корабли до дредноута
[ редактировать ]- SMS Kaiser Karl der Grosse , линкор - первый линкор, построенный на верфи [ 44 ] [ 45 ]
Боевые корабли Первой мировой войны
[ редактировать ]- SMS Glyndwr , легкий гидросамолет, переоборудованный из торгового корабля.
- СМС Фон дер Танн , линейный крейсер
- СМС Гебен , линейный крейсер
- СМС Мольтке , линейный крейсер
- СМС Шарнхорст , броненосный крейсер
- SMS Seydlitz и SMS Derfflinger , линейные крейсеры, сильно поврежденные в Ютландском сражении ; оба остались на плаву и доставили свои экипажи домой.
Боевые корабли Второй мировой войны
[ редактировать ]- Адмирал Хиппер — тяжёлый крейсер.
- Бисмарк , линкор
- Четатея Альбэ , минный заградитель ( ВМС Румынии ) [ 46 ]
- Многие Типа VII , Типа XVII , Типа XXI и Типа XXVI. подводные лодки
Современные военные корабли
[ редактировать ]Суда, построенные по системе МЕКО, котируются на МЕКО .
Другие современные военные корабли, спроектированные и построенные B&V, включают:
- Рейнланд-Пфальц (F209) — «Бремен» . типа фрегат
- Бранденбург (F215) — первый «Бранденбург». класса фрегат
- Саксония (F219) , первый Саксония. класса фрегат
- Патрульные катера класса Z28 для береговой охраны Аргентины
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Мейер, Кристиан, «Первый баланс после поглощения. Все новое на традиционной верфи Blohm+Voss» , Hamburger Morgenpost , 27 апреля 2018 г.
- ^ «Официальное уведомление – НВЛ» .
- ^ «Блом+Фосс: 133 рабочих места будут потеряны» .
- ^ «На традиционной верфи Blohm+Voss в Гамбурге грозит потеря рабочих мест – hamburg.de» . Архивировано из оригинала 04 октября 2021 г. Проверено 4 октября 2021 г.
- ^ «Конец эпохи самой известной верфи Германии» . Теплоход . 31 августа 2011 г. Проверено 1 мая 2018 г.
- ^ «Blohm+Voss – больше, чем просто верфь» . Инновации мира . 03.10.2019 . Проверено 28 февраля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Полманн (1979).
- ↑ Лагерь Blohm & Voss значится под номером 550 в Гамбурге в официальном немецком списке. Архивировано 23 апреля 2009 г. в Wayback Machine (список на немецком языке).
- ^ Перейти обратно: а б Буггельн, Марк (2015). Рабский труд в нацистских концентрационных лагерях . Издательство Оксфордского университета. п. 1. ISBN 978-0-19-870797-4 .
- ^ Герберт Диркс, Порт Гамбурга при национал-социализме , 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Генри Берк Венд; Восстановление и реставрация: внешняя политика США и политика реконструкции судостроительной промышленности Западной Германии , Praeger, 2001, стр. 196–198.
- ^ Амтманн (1998)
- ^ «Глава 2.2.: История Б+В с 1933 по 1938 год» . www.nadir.org .
- ^ Полманн (1979), издание 1982 года, страница 242.
- ^ Гамбургский журнал, Часть 2.
- ↑ Wallflower теперь является правительством («Wallflower теперь босс»), Der Spiegel , 21 февраля 1966 г., стр. 25–26.
- ↑ Верфь в Кейптауне занята модернизацией Scarabeo 3 , MarineLog (получено 26 апреля 2017 г.)
- ↑ Полупогружная буровая установка Криса Ченери. Архивировано 27 апреля 2017 г. в Wayback Machine , фотографии нефтяной вышки (получено 26 апреля 2017 г.).
- ^ Оффшорные подразделения. Архивировано 27 апреля 2017 г. в Wayback Machine , Blohm + Voss (получено 26 апреля 2017 г.).
- ^ «Корвет класса К130 Брауншвейг» . Военно-морская техника . Проверено 30 апреля 2018 г.
- ^ «К130 Брауншвейг-класс» . Признание ВМФ . Проверено 1 мая 2018 г.
- ^ «Проект «Корвет 130» стоимостью в миллиард долларов: череда неудач продолжается – военно-морской инспектор призывает ужесточить контроль» . Norddeutscher Rundfunk через PressPortal (на немецком языке). 20 июня 2011 года . Проверено 14 мая 2015 г.
- ^ Брайант, Крис (12 декабря 2011 г.). «ThyssenKrupp продает подразделение мегаяхт» . FT.com . Файнэншл Таймс Лимитед. Архивировано из оригинала 10 декабря 2022 года . Проверено 12 декабря 2011 г.
- ^ «STAR Capital Partners покупает гражданский бизнес Blohm & Voss» . SuperYachtTimes.com . SuperYachtTimes.com. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 12 декабря 2011 г.
- ^ Конрад Уотерс (Ред.); Seaforth World Naval Review 2013 , Сифорт, 2012, стр.134.
- ^ «Последние новости: Lürssen приобретает Blohm + Voss» . superyachttimes.com. 28 сентября 2016 г. Проверено 28 сентября 2016 г.
- ^ Немецкая комиссия по справедливой торговле одобряет приобретение Blohm+Voss. Архивировано 17 февраля 2015 г. на веб-сайте Wayback Machine , B+V, 31 октября 2016 г. (Проверено 17 апреля 2017 г.).
- ^ «Драматический год для немецкого судостроения» . Теплоход . 20 апреля 2017 г.
- ^ «Германия заключила контракт на 2,4 млрд евро на поставку пяти новых корветов К130» . Военно-морской флот сегодня .
- ^ «Огромный заказ от Бундесвера: Блом+Фосс спасал годами» (на немецком языке). Вечерняя газета . Проверено 14 сентября 2017 г.
- ^ «Четыре верфи согласились строить новые немецкие корветы» . www.defense-aerospace.com . 9 апреля 2018 г.
- ^ «Как Blohm+Voss получает прибыль от строительства новых корветов» . Гамбургер Абендблатт (на немецком языке). 6 апреля 2018 г.
- ^ «Thyssenkrupp могла бы продать свои верфи» . Handelsblatt (на немецком языке). 8 июня 2018 года. Архивировано из оригинала 29 июля 2021 года . Проверено 8 июня 2018 г.
- ^ «ThyssenKrupp отстранена от участия в тендере на военный корабль» . Handelsblatt Global Edition . 2 марта 2018 г.
- ^ Белинг, Франк (1 марта 2018 г.). «У TKMS и Lürssen нет MKS180» . Кильские новости (на немецком языке).
- ^ «Германия: решение МКС-180, землетрясение на военно-морских верфях!» . DefenceChronicles (на французском языке). 5 марта 2018 г.
- ^ «Германия возвращает фрегат F125 в постройку, сообщаем» . Военно-морской флот сегодня . 22 декабря 2017 г.
- ^ Шпренгер, Себастьян (23 марта 2018 г.). «Новое немецко-голландское военно-морское сотрудничество вызывает ажиотаж в отрасли» . Новости обороны .
- ^ «Док 10 получит впечатляющую гигантскую крышу» . Абендблатт (на немецком языке). 25 июля 2019 г.
- ^ «Плавучий док придет на Везер на два года» . Везер Курьер (на немецком языке). 10 октября 2019 г.
- ^ «ПРОЕКТ ОПЕРА» . www.boatinternational.com .
- ^ «Порт Гамбурга: компании Blohm+Voss грозит массовое сокращение рабочих мест» . 30 сентября 2021 г.
- ^ «Леди Мура» . superyachtfan.com . Проверено 3 декабря 2018 г.
- ^ Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли, 1815–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. п. 15. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- ^ Хильдебранд, Ганс Х; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли . Том 5. Ратинген, Германия: Mundus Verlag. п. 39.
- ^ Брасси, граф Томас Оллнатт (1947). Ежегодник Брасси: Ежегодник вооруженных сил . Том. 58. Издательство Прагер. п. 259.
Библиография
[ редактировать ]- Амтманн, Ганс; Исчезающие скрепки , Монограмма, 1988.
- Мейхофф, Андреас. Blohm & Voss в «Третьем рейхе», крупной гамбургской верфи между бизнесом и политикой («Вклад Гамбурга в социальную и современную историю», том 38) (на немецком языке). Гамбург, Германия: Исследовательский центр современной истории в Гамбурге, 2001 г. ISBN 3-89244-916-3 .
- Полманн, Герман. ' Хроника авиазавода 1932–1945 гг. B&V – Blohm & Voss Hamburg – HFB Hamburger Flugzeugbau (на немецком языке). Издательство Motor Book, 1979 г. ISBN 3-87943-624-X .
- Прагер, Ганс Георг и епископ, Фредерик А. (Пер.). Блом + Восс: Корабли и машины для мира . Лондон: Brassey's Publishers Limited, 1977. ISBN 0-904609-14-6 .
- Витхёфт, Ганс Й. Традиции и прогресс – 125 лет компании Blohm + Voss (на немецком языке). Кёлерс Верлаг, 2002. ISBN 3-7822-0847-1 .
- «История гамбургской верфи Blohm + Voss», Hamburg Journal , NDR.de. Часть 1 Часть 2 (на немецком языке)
- Эйбер, Людвиг (1996). «Подлагерь концлагеря Блом и Восс в порту Гамбурга». Концентрационные лагеря и немецкая экономика 1939–1945 (на немецком языке). Издательство ВС по общественным наукам. стр. 227–238. ISBN 978-3-322-97342-9 .
- Викси, Кен (июль – август 1999 г.). «Флагботы из Гамбурга: краткая история летающих лодок Blohm und Voss». Энтузиаст авиации (82): 42–48. ISSN 0143-5450 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- История компании (на английском языке)
- История компании (на немецком языке)
- Документы и вырезки о Бломе+Фоссе в ХХ веке. Пресс-архив ZBW .