Бумажный Марио: Тысячелетняя дверь
Бумажный Марио: Тысячелетняя дверь | |
---|---|
![]() Международное оформление упаковки с изображением различных персонажей из игры, которого Марио . в центре | |
Разработчик(и) | Интеллектуальные системы |
Издатель(и) | Нинтендо |
Директор(ы) |
|
Продюсер(ы) |
|
Программа(ы) | Тадао Накаяма |
Художник(а) |
|
Писатель(и) |
|
Композитор(ы) |
|
Ряд | Бумажный Марио |
Платформа(ы) | |
Выпускать | |
Жанр (ы) | Ролевая игра |
Режим(ы) | Одиночная игра |
Бумажный Марио: Тысячелетняя дверь [ а ] — ролевая видеоигра 2004 года , разработанная Intelligent Systems и изданная Nintendo для GameCube . The Thousand-Year Door — вторая игра в Paper Mario серии после Paper Mario и является частью более крупной Mario франшизы . В игре, когда Марио и принцесса Пич участвуют в поисках мистического сокровища, приносящего большое состояние, Пич похищает группа инопланетян под названием X-Nauts; Марио намеревается найти сокровища и спасти принцессу.
The Thousand-Year Door заимствовала многие элементы игрового процесса у своего предшественника, такие как графический стиль, основанный на рисовании, и пошаговая боевая система, в которой особое внимание уделяется правильному расчету движений. Большую часть игры игрок управляет Марио, хотя за Баузера в определенные моменты между главами можно играть и принцессу Пич. Игра была анонсирована на конференции разработчиков игр 2003 года и была выпущена в конце июля 2004 года в Японии и в конце 2004 года во всем мире.
The Thousand-Year Door получила признание при выпуске и с тех пор считается одной из величайших видеоигр всех времен . Она получила награду «Ролевая игра года» на церемонии вручения наград Interactive Achievement Awards 2005 года и часто считается лучшей игрой в серии. Ремейк был выпущен для Nintendo Switch в 2024 году. За игрой последовала Super Paper Mario , выпущенная для Wii в 2007 году.
Геймплей

The Thousand-Year Door — это ролевая видеоигра (RPG) с другими нетрадиционными элементами RPG. Игрок управляет двухмерной версией Марио и исследует множество миров, похожих на бумагу. [ 1 ] В этих местах ему поручено найти семь Хрустальных звезд, что требует от Марио решения головоломок и победы над врагами.
В окружающем мире игрок может найти предметы, которые можно использовать как в бою, так и вне его. Эффекты этих предметов варьируются от исцеления Марио или его партнера до нанесения урона противнику. [ 2 ] Марио также может покупать «значки» у неигровых персонажей (NPC), находить их спрятанными в окружающей среде или иногда получать их от побежденных врагов. Для использования каждого значка требуется определенное количество очков значка Марио (BP). [ 3 ] При использовании эти значки могут навсегда улучшить определенный навык или аспект или, в некоторых случаях, дать Марио новые способности. [ 4 ] игрока постоянно добавляется до семи персонажей На протяжении всей игры в группу ; один персонаж присутствует рядом с Марио в любой момент времени, и его можно отключить в любой момент. У каждого персонажа есть специальные навыки, некоторые из которых необходимы для решения головоломок. Эти навыки включают в себя активацию переключателей и устранение физических барьеров. Марио также «проклят» способностями, позволяющими ему складываться в лодочку или бумажный самолетик ; они выполняются, когда он стоит на специальной «панели активации». [ 5 ] Во время перерыва между главами игры игрок управляет Пич в крепости X-Naut и Баузером на нескольких уровнях с боковой прокруткой, основанных на оригинальной игре Super Mario Bros. [ 1 ]
Бой

Как и в предшественнике, бои в The Thousand-Year Door основаны на пошаговой боевой системе . [ 6 ] Когда Марио вступает в контакт с врагом в окружающем мире, игра переходит на экран битвы, происходящей на сцене. Прыжок или удар врага перед входом в боевой режим вызовет «Первый удар». Это позволяет Марио нанести урон противнику до начала обычного боя. Точно так же некоторые враги могут нанести удар первыми и нанести урон Марио до начала обычного боя. Игрок управляет Марио и его выбранным в данный момент партнером и выбирает действия для каждого из них, включая атаку врага, использование предмета или замену партнера другим. Атаку и защиту можно улучшить, выполняя нажатия кнопок по времени. [ 7 ] [ 5 ] Например, нажатие кнопки, когда Марио прыгает на врага, заставляет его прыгнуть на него второй раз. Враги имеют преимущества, основанные на их положении на сцене или их качествах. Некоторые атаки игроков, такие как молот Марио, могут быть нацелены только на врагов на земле, а колючие враги вместо этого нанесут урон Марио, если он прыгнет на них.
У каждого персонажа есть свои очки здоровья (HP), которые уменьшаются каждый раз, когда на него нападает враг. Когда HP партнера снижается до 0, партнер становится неактивным и его нельзя использовать, пока он не будет возрожден. Однако, если HP Марио снижается до 0, игра заканчивается, и игрок должен начать заново с последней сохраненной точки. [ 7 ] Для выполнения более сильных атак требуются Flower Points (FP), которые распределяются между Марио и его партнерами. Специальные атаки, которые открываются каждый раз, когда игрок получает Кристальную звезду, более мощные и требуют для выполнения разного количества звездной силы. Если игрок выигрывает битву, ему начисляются звездные очки; за каждые 100 звездных очков игрок повышает уровень и выбирает увеличение максимального HP, FP или BP Марио. [ 5 ]
Также во время боя зрительская аудитория реагирует на то, насколько хорошо играет игрок. Если игрок выступит хорошо, аплодисменты зрителей пополнят звездную силу. Если игрок играет эффектно, он может кинуть ему предметы, например гриб. И наоборот, зрители могут бросить в игрока предметы, наносящие урон, или уйти, если игрок плохо ведет себя в бою. [ 1 ] Аудитория начинается с максимального размера 50 и может вырасти до 200 по мере повышения уровня игрока во время игры.
Сюжет
Действие «Тысячелетней двери» происходит в Грибном королевстве . [ 8 ] Город Роугпорт служит центром мира, соединяющимся со всеми другими локациями игры. История разделена на восемь глав и пролог, действие каждой из которых происходит в одной из уникальных областей. [ 9 ] Каждая из основных локаций спроектирована вокруг определенной темы; Например, Глицвилль — это плавучий город, известный своей боевой ареной. [ 10 ] Враги и жители города в игре варьируются от повторяющихся Марио персонажей , таких как Бу, до эксклюзивных персонажей игры, таких как X-Nauts.
Персонажи
В «Тысячелетней двери» есть несколько персонажей, за большинство из которых невозможно играть. Прогресс в игре иногда зависит от взаимодействия с неигровыми персонажами , хотя многие из них используются в различных второстепенных побочных квестах игры. [ 10 ] В частности, профессора Гумбы Фрэнкли, который больше всех знает о тайнах Роугпорта, необходимо посещать каждый раз, когда Марио получает Хрустальную звезду. Игра продолжает традицию Paper Mario , в которой Марио может сопровождать один персонаж-помощник в установленное время. [ 2 ] Всего в группе семь членов: Гумбелла Гумба , Купс Купа , мадам Флурри, дух ветра, Йоши , которого называет игрок, тень по имени Вивиан , адмирал Боббери Боб-омб и необязательная г-жа Моуз. Сквик. [ 11 ] В оригинальном японском и некоторых европейских переводах Вивиан - женщина-трансгендер, а в сценарии первых английских и немецких версий [ 12 ] были изменены, чтобы удалить любое упоминание о ее трансгендерном статусе. Несмотря на это, ее часто называют популярным персонажем видеоигр ЛГБТК+. [ 13 ]
Марио — главный герой «Тысячелетней двери» , хотя история также вращается между частями, где игрок ненадолго играет принцессу Пич и Баузера. Большая часть истории Пич посвящена ее взаимодействию с компьютером X-Nauts AI TEC, который влюбляется в принцессу Пич, несмотря на то, что не до конца понимает концепцию любви. Принцесса Пич соглашается научить TEC любви в обмен на возможность связаться с Марио по электронной почте. [ 14 ] Антагонист сериала Баузер пытается собрать Хрустальные звезды раньше, чем это сделает Марио, вместо того, чтобы напрямую противостоять Марио, хотя его попытки в основном приносят комедийный эффект. [ 5 ]
История
Игра начинается со вступления о приморском городе, который был разрушен катаклизмом и впоследствии затонул в пучине земли. Позже на этом месте был построен Роугпорт, а богатства затерянного королевства, согласно легендам, хранились за одноименной Тысячелетней дверью, расположенной в руинах старого города. Пич отправляет Марио волшебную карту сокровищ, которую она купила в Роугпорте, и зовет его прийти. [ 8 ] Прежде чем Марио прибывает, ее захватывают Икс-Науты во главе с Гродусом, которые намеревались получить карту. С помощью Гумбеллы и профессора Фрэнкли Марио узнает, что карта потенциально может раскрыть местонахождение семи легендарных Хрустальных звезд, которые необходимы, чтобы открыть Тысячелетнюю дверь. [ 9 ] Затем Марио отправляется и собирает все Хрустальные звезды, приобретая по пути новых партнеров.
Тем временем Пич находится в плену на базе Икс-Наутов на Луне . Постепенно она узнает о плане Икс-Наутов и отправляет свои выводы Марио по электронной почте. [ 14 ] Тем временем Баузер пытается украсть Хрустальные звезды для себя, чтобы попытаться захватить мир. «Сокровище» — это спящая Королева Теней, демон, ответственная за древний катаклизм. Гродус намеревается воскресить Королеву теней, используя тело Пич в качестве нового сосуда, полагая, что он сможет контролировать ее и завоевать мир. Пич удаляют со своей базы до прибытия Марио. Марио открывает Тысячелетнюю дверь с помощью Хрустальных звезд, но не может помешать Королеве теней завладеть Персиком. С помощью Хрустальных звезд Марио побеждает и изгоняет Королеву Теней, не давая ее темной магии поглотить мир. Через несколько дней после того, как Марио возвращается домой, Тоудсворт сообщает ему, что Пич нашла еще одну карту сокровищ, и предлагает Марио снова найти сокровища в Роугпорте, к его большому разочарованию. [ 15 ]
Разработка и выпуск
Nintendo представила The Thousand-Year Door на конференции разработчиков игр 2003 года. [ 16 ] Перед выпуском было подтверждено, что игра является прямым продолжением для Nintendo 64 игры Paper Mario и была предварительно известна как Mario Story 2 в Японии и Paper Mario 2 в Северной Америке. [ 17 ] Предварительный просмотр игры был доступен на E3 2004 ; в качестве игровых этапов он включал Замок Крюкохвоста и бонусный уровень Баузера. [ 18 ] Игра вышла 22 июля 2004 года в Японии. [ 19 ] 11 октября в Северной Америке, [ 16 ] 12 ноября в Европе, [ 20 ] и 18 ноября в Австралии. [ 21 ]
Прием
Агрегатор | Счет |
---|---|
Рейтинги игр | 88% [ 22 ] |
Метакритик | (ГК) 87/100 [ 23 ] (НС) 88/100 [ 24 ] |
Публикация | Счет |
---|---|
Ежемесячник электронных игр | 9/10 [ 25 ] |
еврогеймер | (ГК) 9/10 [ 26 ] (Н.С.) 8/10 [ 27 ] |
Информер игр | (ГК) 6,75/10 [ 28 ] (НС) 8,3/10 [ 29 ] |
GameSpot | (ГК) 9,2/10 [ 5 ] (Н.С.) 9/10 [ 30 ] |
ИГН | (ГК) 9,1/10 [ 1 ] (Н.С.) 9/10 [ 31 ] |
Нинтендо Жизнь | (ГК) ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() (Н.С.) ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Нинтендо Пауэр | 4.6/5 [ 34 ] |
Всемирный отчет Nintendo | 8/10 [ 6 ] 9,5/10 (японская версия) [ 35 ] |
Paper Mario: The Thousand-Year Door была хорошо принята: агрегаторы обзоров Metacritic и GameRankings дали игре оценку 87/100. [ 23 ] [ 22 ] Критики особенно высоко оценили сюжет: GameSpot из Грег Касавин заявил, что «каждая [глава] дарит острые ощущения открытия». [ 5 ] в то время как Том Брэмвелл из Eurogamer приветствовал причудливую сюжетную линию по сравнению с традиционными ролевыми играми, отметив, что «[это] что-то ближе к «В поисках Немо» , чем к Final Fantasy , что является во многом комплиментом». [ 26 ] Персонажи игры также были хорошо приняты: рецензенты похвалили использование неигровых персонажей и текста. [ 1 ] Несмотря на это, некоторые комментаторы жаловались, что на начальных этапах игры история развивалась медленно. [ 1 ] [ 36 ] Eurogamer оценил большой объем текста как «единственный серьезный камень преткновения» игры. [ 26 ]
Рецензенты приветствовали одну из главных особенностей The Thousand-Year Door — использование бумажного игрового процесса. [ 5 ] [ 26 ] Говоря о теме статьи, 1UP прокомментировал: «Это целостный и умный подход, который превращает визуальный стиль игры в нечто большее, чем просто внешний вид». [ 37 ] Критики также подробно прокомментировали боевую систему игры, которая отличается от традиционных ролевых игр. [ 5 ] [ 26 ] GameSpy похвалил использование тайминга в боевой системе, заявив, что «эти элементы подергивания были созданы, чтобы доставлять удовольствие и увлекательность, и они прекрасно справляются с этим». [ 38 ] Рецензенты также высоко оценили концепцию, позволяющую зрителям вознаграждать или ругать Марио во время битвы. [ 5 ] [ 26 ]
Визуализация игры получила неоднозначную реакцию критиков. GameSpot понравилась презентация игры, написав, что «она демонстрирует уровень визуального мастерства и технического совершенства, который может сравниться или превзойти немногие другие игры GameCube». [ 5 ] Другие рецензенты, наоборот, жаловались, что графика не сильно отличается от ее предшественника Paper Mario . [ 1 ] Что касается использования звука в игре, IGN объявил его «игровой музыкой в чистом виде», но поставил под сомнение отсутствие озвучки в текстовой игре. [ 1 ] RPGamer отметил, что музыка «по большей части сделана очень хорошо», но воспринимаемая повторяющаяся боевая музыка была «одним из самых больших недостатков» игры. [ 36 ] Игра получила награду « Консольная ролевая игра года » на 8-й ежегодной премии Interactive Achievement Awards (теперь известной как DICE Awards ). [ 39 ] и был номинирован на награды GameSpot в 2004 году «Лучшая история», «Лучшая графика, художественность» и «Самая смешная игра». [ 40 ] Игра заняла 56-е место в рейтинге официального журнала Nintendo Magazine . «100 величайших игр Nintendo» [ 41 ] Журнал Edge Magazine поместил игру на 93-е место в списке 100 лучших видеоигр 2007 года. [ 42 ] В 2023 году Time Extension включила игру в свой список «Лучшие JRPG всех времен». [ 43 ] В 2023 году писатель GameSpot Брэндон Хессе назвал игру лучшей ролевой игрой о Марио всех времен, назвав ее «вершиной серии Paper Mario» и «одной из лучших когда-либо созданных ролевых игр». [ 44 ]
За первую неделю выпуска в Японии The Thousand-Year Door стала самой продаваемой игрой: было продано около 159 000 единиц. [ 45 ] В стране было продано 409 000 единиц. [ 46 ] и 1,23 миллиона копий в Северной Америке. [ 47 ] С тех пор игра была включена в линейку Player's Choice . [ 48 ] По состоянию на декабрь 2007 года по всему миру было продано 1,91 миллиона копий игры GameCube. [ 49 ]
Наследие
Многие считают The Thousand-Year Door лучшей игрой в серии Paper Mario . [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] Более поздние игры, появившиеся в этой серии, начиная с Super Paper Mario в 2007 году , начали менять формат и жанр после каждого выпуска, чтобы соответствовать масштабу приключенческой серии, удаляя определенные элементы ролевой игры и другие функции, такие как как пошаговый бой. [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] Новый подход часто подвергался критике со стороны критиков, и большинство рецензентов сравнивают игру с The Thousand-Year Door, чтобы подчеркнуть, чего в играх не хватает. [ 56 ] [ 57 ] Paper Mario: The Origami King вернула некоторые незначительные элементы, которые были удалены из последующих игр, таких как Paper Mario: Sticker Star , но большинство критиков по-прежнему высмеивали игру за отсутствие классических функций. [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ]
Ремейк
Бумажный Марио: Тысячелетняя дверь | |
---|---|
![]() Обложка Юго-Восточной Азии | |
Разработчик(и) | Интеллектуальные системы [ б ] |
Издатель(и) | Нинтендо |
Директор(ы) | Масахико Нагая |
Продюсер(ы) |
|
Художник(а) |
|
Ряд | Бумажный Марио |
Платформа(ы) | Нинтендо Переключатель |
Выпускать |
|
Жанр (ы) | Ролевая игра |
Режим(ы) | Одиночная игра |
Ремейк 14 Paper Mario: The Thousand-Year Door для Nintendo Switch был анонсирован во время презентации Nintendo Direct сентября 2023 года. Ремейк включает в себя переработанную графику, анимацию и музыку, а также изменения качества жизни и некоторые новые функции, эксклюзивные для версия Switch. [ 60 ] [ 61 ] К ним относятся обновленная система быстрого перемещения, увеличенное количество предметов и монет, возможность переключения оригинального саундтрека GameCube с помощью значка, галерея для просмотра иллюстраций и музыки, а также два дополнительных секретных босса. [ 62 ] Intelligent Systems вернулась для разработки ремейка, а Тосе помогал в разработке. [ 63 ] Marza Animation Planet также оказала помощь с внутриигровым освещением. [ 64 ]
В английский сценарий игры были внесены изменения, включая некоторые удаления, такие как сцена, где Гумбеллу освистывают злодейские Гумбы и она защищается от этого. [ 65 ] и некоторые реставрации, соответствующие оригинальному японскому сценарию, например восстановление изображения Вивиан как трансгендерного персонажа. [ 66 ] Он был выпущен 23 мая 2024 года. [ 67 ] [ 68 ] [ 69 ] Nintendo Life сообщила, что игра работает со скоростью 30 кадров в секунду вместо 60 в оригинале, но отметила, что это не сильно повлияло на игровой процесс. [ 70 ]
Прием
Ремейк был так же хорошо принят после выпуска со средней оценкой 88/100 на Metacritic. [ 24 ] Хотя незначительная критика была направлена на более низкую частоту кадров в игре и отсутствие существенного дополнительного контента, похвала была направлена на улучшенную графику и улучшения качества жизни, внесенные для уменьшения возврата, что было распространенной критикой оригинала. Многие критики высоко оценили оригинал GameCube, включая сюжет, боевую систему, локации и состав персонажей. [ 71 ] [ 72 ] По состоянию на июнь 2024 года по всему миру было продано 1,76 миллиона копий ремейка, что почти соответствует объему продаж оригинальной версии за один месяц. [ 73 ]
Иск
В 2008 году компания Morgan Creek Productions подала иск против Nintendo, утверждая, что они незаконно использовали песню «You’re So Cool» из фильма « Настоящая любовь » в рекламе игры. Morgan Creek прекратил дело шесть дней спустя, после того как Nintendo сообщила, что рекламное агентство Leo Burnett USA, Inc. имеет лицензию на песню. [ 74 ]
Примечания
Ссылки
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Шнайдер, Пер (11 октября 2004 г.). «Бумажный Марио: обзор дверей за тысячу лет» . ИГН . Архивировано из оригинала 31 июля 2012 года . Проверено 17 февраля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Клейман. «Руководство по игре Paper Mario: The Thousand-Year Door стр. 5» . ИГН . Архивировано из оригинала 2 мая 2021 года . Проверено 18 марта 2008 г.
- ^ Буклет с инструкциями Paper Mario: The Thousand-Year Door . Нинтендо. 2004. с. 26.
- ^ Клейман. «Руководство по игре Paper Mario: The Thousand-Year Door стр. 7» . Архивировано из оригинала 1 августа 2012 года . Проверено 18 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Касавин, Грег (12 ноября 2004 г.). «Бумажный Марио: тысячелетняя дверь для обзора GameCube» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 30 июля 2019 года . Проверено 17 февраля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Коул, Майкл (24 октября 2004 г.). «Бумажный Марио: Тысячелетняя дверь» . Всемирный отчет Nintendo . Архивировано из оригинала 14 февраля 2021 года . Проверено 3 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Клейман. «Руководство по игре Paper Mario: The Thousand-Year Door стр. 2» . Архивировано из оригинала 1 августа 2012 года . Проверено 18 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Буклет с инструкциями Paper Mario: The Thousand-Year Door (PDF) . стр. 6–7. Архивировано (PDF) из оригинала 11 ноября 2020 г. Проверено 27 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Клейман. «Руководство по игре Paper Mario: The Thousand-Year Door стр. 6» . ИГН . Архивировано из оригинала 20 июня 2012 года . Проверено 18 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Клейман. «Руководство по игре Paper Mario: The Thousand-Year Door стр. 12» . ИГН . Архивировано из оригинала 29 мая 2012 года . Проверено 18 марта 2008 г.
- ^ «Читы для Paper Mario: The Thousand-Year Door (GameCube)» . eLOOK.org . Архивировано из оригинала 27 февраля 2008 года . Проверено 18 февраля 2008 г.
- ^ «Ремейк Paper Mario Thousand-Year Door восстанавливает транс-статус подвергнутого цензуре персонажа» . ВГК . 21 мая 2024 года. Архивировано из оригинала 21 мая 2024 года . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ «Наши любимые ЛГБТК+ персонажи в играх — IGN» . 25 августа 2019 года. Архивировано из оригинала 25 августа 2019 года . Проверено 26 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Ивасаки, Кодзи (1 мая 2005 г.). «Обзоры RPGFan — Бумажный Марио: Тысячелетняя дверь» . РПГФан . Архивировано из оригинала 20 октября 2016 года . Проверено 18 февраля 2008 г.
- ^ Клейман. «Руководство по игре Paper Mario: The Thousand-Year Door стр. 17» . ИГН . Архивировано из оригинала 27 мая 2012 года . Проверено 18 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «GC 2003: Бумажный Марио на бумаге» . ИГН . 21 августа 2003. Архивировано из оригинала 3 апреля 2012 года . Проверено 17 февраля 2008 г.
- ^ «Бумажный Марио 2 Официальный» . ИГН . 31 марта 2004 года. Архивировано из оригинала 3 апреля 2012 года . Проверено 17 февраля 2008 г.
- ^ «Бумажный Марио: Обзор тысячелетней двери» . ИГН . 14 мая 2004 года. Архивировано из оригинала 10 августа 2012 года . Проверено 17 февраля 2008 г.
- ^ «Бумажный тест Mario 2» . ИГН . 22 июля 2004 года . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ Брамвелл, Том (25 августа 2004 г.). «Бумажный Марио 2: Дверь Тысячи лет» . Еврогеймер . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ «Что спит за дверью?» . Нинтендо Австралия . 17 ноября 2004 года. Архивировано из оригинала 4 февраля 2005 года . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Бумажный Марио: тысячелетняя дверь для GameCube» . Рейтинги игр . Архивировано из оригинала 9 декабря 2019 года . Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Бумажный Марио: тысячелетняя дверь для обзоров GameCube» . Метакритик . Архивировано из оригинала 21 июня 2020 года . Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Бумажный Марио: Тысячелетняя дверь — Metacritic» . Метакритик . Архивировано из оригинала 26 мая 2024 года . Проверено 29 мая 2024 г.
- ^ Макдональд, Марк; Интихар, Брайан; Пфистер, Эндрю (декабрь 2004 г.). «Бумажный Марио: Тысячелетняя дверь». Ежемесячник электронных игр . № 185. Зифф Дэвис . стр. 168–169.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Брамвелл, Том (12 ноября 2004 г.). «Бумажный Марио: обзор тысячелетней двери » . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 9 февраля 2021 года . Проверено 17 февраля 2008 г.
- ^ Тор, Себастьян (21 мая 2024 г.). «Бумажный Марио: Die Legende vom Äonentor — Тест» . Еврогеймер (на немецком языке) . Проверено 2 июня 2024 г.
- ^ Мейсон, Лиза (11 октября 2004 г.). «Бумажный Марио: обзор дверей за тысячу лет» . Игровой информер . Архивировано из оригинала 12 декабря 2019 года . Проверено 3 мая 2009 г.
- ^ Хиллиард, Кайл (21 мая 2024 г.). «Бумажный Марио: обзор дверей за тысячу лет» . Игровой информер . Архивировано из оригинала 21 мая 2024 года . Проверено 2 июня 2024 г.
- ^ Петит, Стивен (21 мая 2024 г.). «Бумажный Марио: обзор дверей за тысячу лет — шаг внутрь, ролевая игра «Сантехник» возвращается» . ГеймСпот . Проверено 2 июня 2024 г.
- ^ Плант, Логан (21 мая 2024 г.). «Бумажный Марио: обзор дверей за тысячу лет» . ИГН . Проверено 2 июня 2024 г.
- ^ Чан, Тревор (22 марта 2010 г.). «Бумажный Марио: обзор дверей за тысячу лет» . Нинтендо Лайф . Архивировано из оригинала 15 августа 2021 года . Проверено 16 апреля 2021 г.
- ^ Гааг, Алана (21 мая 2024 г.). «Бумажный Марио: Обзор дверей за тысячу лет (Switch)» . Нинтендо Лайф . Проверено 2 июня 2024 г.
- ^ «Сейчас играю». Нинтендо Пауэр . Том. 186. Декабрь 2004. с. 140.
- ^ Арушан, Зоша (15 сентября 2004 г.). «Бумажный Марио: Тысячелетняя дверь» . Всемирный отчет Nintendo . Архивировано из оригинала 25 ноября 2020 года . Проверено 3 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Уайтхед, Энн Мари. «RPGamer: Paper Mario: Обзор дверей за тысячу лет» . РПГеймер . Архивировано из оригинала 6 октября 2008 года . Проверено 18 февраля 2008 г.
- ^ Пэриш, Джереми (11 октября 2004 г.). «Бумажный Марио: обзор дверей за тысячу лет» . 1UP.com . Архивировано из оригинала 5 января 2010 года . Проверено 18 февраля 2008 г.
- ^ Лопес, Мигель (7 октября 2004 г.). «GameSpy: Paper Mario: Обзор дверей за тысячу лет» . GameSpy . Архивировано из оригинала 11 июля 2011 года . Проверено 18 февраля 2008 г.
- ^ «8-я ежегодная премия за интерактивные достижения» . Академия интерактивных искусств и наук . Архивировано из оригинала 16 ноября 2019 года . Проверено 16 сентября 2008 г.
- ^ «Лучшее и худшее 2004 года» . ГеймСпот . 5 января 2005 г. Архивировано из оригинала 7 марта 2005 г.
- ^ «60–41 ОНМ» . ОНМ . 23 февраля 2009 года. Архивировано из оригинала 25 февраля 2009 года . Проверено 24 февраля 2009 г.
- ^ EDGE представляет: 100 лучших видеоигр (2007) . Великобритания : Будущее издательство . 16 августа 2020 г. с. 20.
- ^ Белл, Лоуэлл (25 февраля 2023 г.). «Лучшие JRPG всех времен» . Продление времени . Хукшот Медиа. Архивировано из оригинала 26 февраля 2023 года . Проверено 25 февраля 2023 г.
- ^ Гессен, Брэндон (23 июня 2023 г.). «Все ролевые игры Super Mario в рейтинге» . ГеймСпот . Проверено 18 сентября 2023 г.
- ^ «Бумажный Марио 2 доминирует в чартах» . ИГН . 2 августа 2004 г. Архивировано из оригинала 3 апреля 2012 г. Проверено 18 февраля 2008 г.
- ^ «Японские чарты GameCube» . Графики игр Японии. Архивировано из оригинала 23 июля 2007 года . Проверено 18 февраля 2008 г.
- ^ «Платиновый чарт видеоигр США» . Волшебный ящик . Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 18 февраля 2008 г.
- ^ «Четыре бестселлера Nintendo GameCube по новой цене!» . Нинтендо. 24 апреля 2006 года. Архивировано из оригинала 17 января 2007 года . Проверено 18 февраля 2008 г.
- ^ Информационные документы CESA Games, 2008 г. , Ассоциация поставщиков компьютерных развлечений , 2008 г. ISBN. 978-4-902346-17-6 .
- ^ Лейн, Гэвин (26 августа 2020 г.). «Особенность: лучшие бумажные игры про Марио всех времен» . Нинтендо Лайф . Архивировано из оригинала 9 февраля 2021 года . Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ Спир, Ребекка (1 июня 2020 г.). «Все 5 игр Paper Mario оценены» . яЕще . Архивировано из оригинала 9 февраля 2021 года . Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ Оксфорд, Надя (9 июля 2020 г.). «Бумажный Марио: Король оригами — это не тысячелетняя дверь и не хочет ею быть» . USGamer . Архивировано из оригинала 9 февраля 2021 года . Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ Танабэ, Кенсуке; Каваде, Риода (30 августа 2007 г.). «Интервью: Супер Бумажный Марио» . Нинтендо . Архивировано из оригинала 28 декабря 2020 года . Проверено 18 декабря 2020 г.
- ^ Тотилио, Стефан (5 июля 2016 г.). «Игра «Бумажный Марио», которую хотят не все» . Котаку . Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 года . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ Робинсон, Энди (16 июля 2020 г.). «Команда разработчиков Paper Mario все это объясняет» . Хроника видеоигр . Архивировано из оригинала 27 января 2021 года . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ Робинсон, Энди (9 июля 2020 г.). «Бумажный Марио: Король оригами, возможно, не тот возврат, которого жаждали фанаты ролевой игры» . Хроника видеоигр . Архивировано из оригинала 10 июля 2020 года . Проверено 5 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Бейли, Кэт (27 июля 2020 г.). «Топор Кровавого Бога: Наш вердикт на бумаге Марио: Король оригами» . СШАгеймер . Архивировано из оригинала 19 августа 2020 года . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ Ши, Кэм (15 июля 2020 г.). «Бумажный Марио: Обзор короля оригами» . ИГН . Архивировано из оригинала 16 июля 2020 года . Проверено 16 июля 2020 г.
- ^ Колер, Крис (15 июля 2020 г.). «Бумажный Марио: Король оригами: Обзор Котаку» . Котаку . Архивировано из оригинала 18 ноября 2020 года . Проверено 8 ноября 2020 г.
- ^ Дулан, Лиам (15 сентября 2023 г.). «Ранний технический анализ исследует бумагу Марио, тысячелетний дверной переключатель, FPS и разрешение» . Нинтендо Лайф .
- ^ Лири, Маркус (16 сентября 2023 г.). «Видео сравнивает Paper Mario: The Thousand-Year Door при переходе на GameCube Original» . Игра Рэнт .
- ^ Гааг, Алана (23 мая 2024 г.). «Бумажный Марио: Тысячелетняя дверь: GameCube против Switch» . Нинтендо Лайф . Проверено 25 мая 2024 г.
- ^ «Работы | TOSE CO., LTD» . Архивировано из оригинала 5 июля 2024 года . Проверено 14 июля 2024 г.
- ^ «Paper Mario RPG» (на японском языке, 23 мая 2024). Архивировано из оригинала 23 мая 2024 года . Проверено 23 мая 2024 года .
- ^ Купер, Далтон (27 апреля 2023 г.). «Бумажный Марио: тысячелетний ремейк двери меняет спорную сцену» . Игра Рэнт . Архивировано из оригинала 27 апреля 2024 года . Проверено 25 мая 2024 г.
- ^ Скаллион, Крис (21 мая 2024 г.). «Ремейк Paper Mario Thousand-Year Door восстанавливает транс-статус подвергнутого цензуре персонажа» . Хроника видеоигр . Архивировано из оригинала 21 мая 2024 года . Проверено 21 мая 2024 г.
- ^ Бейли, Кэт (14 сентября 2023 г.). «Paper Mario: The Thousand-Year Door Remaster анонсирован для перехода после многих лет спроса со стороны фанатов» . ИГН .
- ^ Банкхерст, Адам (10 марта 2024 г.). «Paper Mario: Дата выхода ремейка «Тысячелетняя дверь» объявлена в день 10 марта» . ИГН . Архивировано из оригинала 10 марта 2024 года . Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ Ши, Брайан (10 марта 2024 г.). «Paper Mario: Дата выхода «Тысячелетней двери» назначена на май» . Игровой информер . Архивировано из оригинала 11 марта 2024 года . Проверено 11 марта 2024 г.
- ^ Гааг, Алана (26 апреля 2024 г.). «Практика: Бумажный Марио: тысячелетняя дверь великолепно открывается при включении переключателя» . Нинтендо Лайф . Проверено 26 апреля 2024 г.
- ^ Плант, Логан (21 мая 2024 г.). «Бумажный Марио: обзор дверей за тысячу лет» . ИГН . Архивировано из оригинала 24 мая 2024 года . Проверено 24 мая 2024 г.
- ^ «Бумажный Марио: Портал тысячелетия | Обзор — Paper Returns» . SpazioGames (на итальянском языке). 21 мая 2024 года. Архивировано из оригинала 24 мая 2024 года . Проверено 24 мая 2024 г.
- ^ Романо, Сал. «Всемирные продажи Switch превысили 143,22 миллиона, Paper Mario: The Thousand-Year Door превысили 1,76 миллиона» . Гемацу . Проверено 16 сентября 2024 г.
- ^ Синклер, Брендан (26 июня 2008 г.). «Бумажный костюм Марио оказался тонким, как бумага» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 2 июля 2012 года . Проверено 28 июня 2008 г.
Внешние ссылки

- Официальный сайт (через Wayback Machine )
- Бумажный Марио: Тысячелетняя дверь в RPGClassics
- Официальный сайт ремейка на nintendo.com.
- видеоигры 2004 года
- Видеоигры о вторжениях инопланетян
- Видеоигры про демонов
- Видеоигры про драконов
- Фэнтезийные видеоигры
- Игры Интеллектуальные системы
- Марио ролевые игры
- Видеоигры, разработанные в Японии
- Видеоигры, действие которых происходит на Луне
- Игры GameCube
- Видеоигры, связанные с ЛГБТ
- Игры для Нинтендо Свитч
- Видеоигры об изменении формы
- Видеоигры о магии
- Видеоигры, связанные с трансгендерами
- Однопользовательские видеоигры
- Видеоигры про проклятия
- Бумажный Марио
- Видеоигры, созданные Сигэру Миямото
- Видеоигры, написанные Юкой Цудзиёко