Пассакалия и фуга до минор, BWV 582
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2014 г. ) |

Пассакалия и фуга до минор ( BWV 582) — органная пьеса Иоганна Себастьяна Баха . Предположительно написанное в начале карьеры Баха, это одно из его самых важных и известных произведений, оказавшее большое влияние на пассакальи XIX и XX веков : [ 1 ] Роберт Шуман описал вариации пассакальи как «переплетенные настолько изобретательно, что невозможно перестать удивляться». [ 2 ]
История
[ редактировать ]Рукопись с автографом BWV 582 в настоящее время считается утерянной; произведение, как это характерно для произведений Баха и его современников, известно лишь по множеству экземпляров. Есть некоторые свидетельства того, что оригинал был записан в органной табулатуре . [ 3 ] Когда именно Бах написал это произведение, точно неизвестно, но имеющиеся источники указывают на период между 1706 и 1713 годами. Возможно, что BWV 582 было написано в Арнштадте вскоре после возвращения Баха из Любека. [ 3 ] [ 4 ] (где он, возможно, изучал Букстехуде остинато ).
пассакальи Первая половина остинато , которое также служит основной темой фуги, скорее всего, была взята из небольшого произведения французского композитора Андре Резона « Крист: Трио в пассакайле из Messe du deuxieme ton Premier livre d'orgue» . [ 5 ] [ 6 ] Возможно, что вторая половина остинато также взята из Raison, очень похожа басовая партия Christe: Trio en chaconne из Messe du Sixieme ton того же издания. [ 5 ] См. пример 1 , посвященный темам Баха и Резона.

Однако некоторые ученые оспаривают влияние Рэйсона. Произведения Баха имеют некоторые общие черты с северогерманскими произведениями остинато, в первую очередь с двумя чаконами Букстехуде ( BuxWV 159 и 160) и пассакальей (BuxWV 161) , и наблюдается явное влияние чакон Пахельбеля в нескольких вариациях и общей структуре. [ 7 ]
Анализ
[ редактировать ]парад
[ редактировать ]Пассакалья находится в 3
4 раза , что типично для формы. Остинато Баха состоит из восьми тактов , что необычно, но не является чем-то неслыханным: остинато такой же длины используется, например, в Иоганна Кригера органной пассакалье . Начало пьесы , состоящее из остинато, указанного в педали , без аккомпанемента из руководств, немного более необычно, хотя эта идея встречается и в других местах и, возможно, даже использовалась Букстехуде. [ 8 ]
Существует 20 вариантов BWV 582/1. Первый начинается с типичного до минорного аффекта , «болезненной тоски» по Спитте, похожего на начало « Чаконы до минор » Букстехуде , BuxWV 159. [ 9 ] Были предприняты многочисленные попытки выяснить всеобъемлющую симметричную структуру работы, но ученые до сих пор не пришли к единому мнению. [ 10 ] Особенно важные попытки были предприняты Кристофом Вольфом и Зигфридом Фогельсенгером . [ 11 ] Некоторые ученые предполагают, что в структуре произведения есть символический компонент: например, Мартин Радулеску утверждает, что BWV 582/1 имеет «форму креста». [ 12 ]
Большинство ученых сходятся во мнении, что Пассакалья развивается до своей кульминации в двенадцатой вариации. [ нужна ссылка ] Далее следуют три тихие вариации, образующие короткое интермеццо , а затем оставшиеся пять вариаций завершают произведение.
Исполнительница Баха и ученая Мари-Клер Ален предположила, что 21 вариация разбита на 7 групп по 3 одинаковых вариации, каждая из которых открывается цитатой из лютеранского хорала , трактуемой аналогично Оргелу-Бюхляйну, написанному в то же время: [ 13 ]
- Такты 8–12, верхняя часть представляет собой вступительные ноты «Nun komm' der Heiden Heiland».
- Такты 24–48, кантилена гласит: «Я не отпущу Бога».
- Такты 49–72, гаммы являются отсылкой к «Vom Himmel kam der Engel Schar».
- Такты 72–96, напоминающие «звездный» мотив из «Герра Христа, der Ein'ge Gottes-Sohn».
- Такты 96–120, орнаментированная фигура, подобная фигуре в «Christ lag in Todesbanden», сопровождает тему сопрано, затем последовательно переходит в альт и бас.
- Такты 144–168 «Восходящие интервалы в басу напоминают пасхальный хорал «Erstanden ist der heil'ge Christ».
Ален также указывает, что числа (21 повторение основы пассакальи и 12 высказываний сюжетов фуги) являются инверсиями.
Фуга
[ редактировать ]За пассакальей без перерыва следует двойная фуга . Первая половина пассакальи остинато используется в качестве первого субъекта; преобразованная версия второй половины используется в качестве второго предмета. [ 14 ] Оба звучат одновременно в начале фуги. Сразу после этого появляется контртема , которая используется на протяжении всего произведения. Когда три субъекта появляются одновременно, они никогда не делают этого дважды с одной и той же комбинацией голосов; Таким образом, это фуга с перестановками , возможно, вдохновленная работами Иоганна Адама Рейнкена . [ 15 ]
По мере развития фуги [ когда? ] Бах переходит на мажорные тональности ( E ♭ - относительно до минор - и B ♭ ), и время между утверждениями увеличивается с 1–3 тактов до 7–13.
Транскрипции
[ редактировать ]Пассакалия была переложена для оркестра Леопольдом Стоковским . [ 16 ] Отторино Респиги , Рене Лейбовиц , Юджин Орманди , сэр Эндрю Дэвис и Томаш Голка , а также для фортепиано многочисленных композиторов/пианистов, включая Эжена д'Альбера , Георгия Катуара , Макса Регера (в версии для двух фортепиано), Фазила Сай , Кристиана Цимермана , Эмиля Наумов [ 17 ] и Авадагин Пратт . Он также был аранжирован для духового квинтета Нилом Бальмом и исполнен группой The Canadian Brass . Транскрипция для скрипки-консорта была записана британской группой Fretwork в 2005 году. В 2006 году пассакалия была транскрибирована для колокольчиков Кевином Макчесни и записана Cast of Bronze из Далласа, штат Техас. Пассакалия также была транскрибирована Дональдом Хансбергером для Духового ансамбля Истмана (симфонический духовой ансамбль) и для Тромбонного хора Истмана (тромбонный октет). В 2009 году произведение было переписано для струнного квартета Николасом Китченом для исполнения струнным квартетом Борромео .
В 1993 году только Пассакалия (аранжировка Берта Ламса) была записана группой Роберта Фриппа The Robert Fripp String Quintet в студийном альбоме The Bridge Between . [ 18 ]
Гильермо Сидес выпустил свою переаранжировку Passacaglia для Chapman Stick и Loop Pedal на своем альбоме Primitivo в 1998 году и несколько раз исполнял эту пьесу на сцене.
В оркестровой транскрипции Стоковского вся кода медленная и фортиссимо без возможности финального массивного раллентандо. В период с 1928 по 1972 год он сделал шесть коммерческих записей.
Известные записи
[ редактировать ]- Леопольд Стоковский (оркестровка)
- Филадельфийский оркестр , Голос его хозяина D 1702 – D 1703 (1931)
- Молодежный оркестр Международного фестиваля, Cala Records CACD0551 (1969)
- Изольда Альгримм , педальный клавесин Ammer (1937/1941), Philips, (1956)
- Э. Пауэр Биггс , орган, Музей Буша-Райзингера, Гарвардский университет (1958)
- Хельмут Вальча , орган в церкви Святого Лауренскерк в Алкмаре , Archiv Produktion, (1962)
- Вирджил Фокс , орган, Bach Live at Fillmore East , Decca (1971) — концертная запись из серии концертов Heavy Organ; Филармонический зал (позже Эйвери Фишер-холл ), Command Records (1963)
- Мишель Шапюи , орган церкви нашего Спасителя, Копенгаген , Валуа, (1967)
- Энтони Ньюман , педальный клавесин, Columbia Masterworks (1968)
- Карл Рихтер , орган Фрайбергский собор , орган Great Silbermann (запись 1978 г. – выпущена в 1980 г.)
- Питер Херфорд , следящий орган Casavant Frères , Церковь Скорбящей Богоматери, Торонто, Канада (1984)
- Андре Исуар , орган Basilika Weingarten, Calliope (1988) - включая использование 49-ранговой педальной смеси «la Force» на нижней педали C повсюду.
- Ханс-Андре Штамм на трост-органе в Вальтерсхаузене, Германия.
- Тон Купман , орган Базилика Оттобойрен, Novalis/Brilliant (1989)
- Кристофер Херрик , орган городской церкви Зофинген, Гиперион (1990)
- Саймон Престон , орган Sauer, St. Peter, Waltrop, Deutsche Grammophon (1991)
- Мари-Клер Ален , орган Соборной церкви Граухоф, Эрато (1994)
- Тон Купман , орган Grote Kerk, Maassluis, Teldec (1994)
- Дуглас Амрин , педальный клавесин Колина Бута, Priory (1995)
- Кевин Бойер , Маркуссена орган Церковь Святого Ганса , Оденсе, Нимбус (1998)
- Уильям Портер , Пола Фритта Органа Тихоокеанский лютеранский университет , Loft Recordings (2000)
- Майкл Мюррей , Большой орган в Метуэне, Теларк (2002; оригинал 1980)
- Джозеф Нолан , орган бального зала Букингемского дворца , www.signumrecords.com (2007)
- Бернар Фоккрулль , орган Шнитгера церкви Мартини в Гронингене, Рицеркар (2008)
- Тон Купман , Орган концертного зала Токийской оперы, Япония (2008)
- Духовой оркестр Чикагского симфонического оркестра , CSO Resound (2011)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Силбигер, Гроув.
- ^ Ганс Теодор Давид, Артур Мендель, Кристоф Вольф . Новый читатель Баха: жизнь Иоганна Себастьяна Баха в письмах и документах , 503. WW Norton, 1998. ISBN 0-393-31956-3
- ^ Перейти обратно: а б Уильямс, 182.
- ^ Вольф, 94.
- ^ Перейти обратно: а б Уильямс, 183.
- ^ Батлер, Гроув.
- ^ Уильямс, 184–5.
- ^ Уильямс, 184.
- ^ Уильямс, 185; включает цитату и ссылку Спитты.
- ^ Кобаяше, 62.
- ^ Кобаяше, 62–3.
- ^ Мартин Радулеску. О форме Пассакальи до минор Иоганна Себастьяна Баха , The Organ Yearbook 1980: 95–103.
- ^ Ален, 1993.
- ^ Вольф, 97.
- ^ Вольф, 97–8.
- ^ BWV 582 было первым органным произведением Баха, оркестрованным Стоковским в 1922 году. Ссылка: страницы 146, 147. Смит, Роллин. Стоковский и орган. Пендрагон Пресс. Хиллсдейл, штат Нью-Йорк. 2004. ISBN 1-57647-103-9 , ссылка на https://web.archive.org/web/20170615132000/http://www.stokowski.org/1929%20Electrical%20Recordings%20Stokowski.htm , ссылка 3.
- ^ «медиамагазин» . naoumoff-сайт . Проверено 14 ноября 2020 г.
- ^ Струнный квинтет Роберта Фриппа - The Bridge Between (1993, компакт-диск) (на итальянском языке), 1993 , получено 2 января 2022 г.
Источники
- Ален, Мари-Клер – аннотации к записи компакт-диска Бах: Полное собрание сочинений для органа , том. 14. Эрато, 1993. Кат. 4509-96747-2. (Оригинал на французском языке, перевод Стюарта Спенсера.)
- Батлер, Х. Джозеф (2001). «Андре Рэйсон». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- Кобаяши, Ёситаке (2006). «Глава четвертая: Принцип вариации в пассакалье до минор И. С. Баха BWV 582» . В Дэниеле Р. Меламеде (ред.). Баховские исследования 2 . Издательство Кембриджского университета. стр. 62–69. ISBN 9780521028912 .
- Силбигер, Александр (2001). «Пассакалья». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- Уильямс, Питер Ф. Органная музыка И. С. Баха . Издательство Кембриджского университета, 2003. ISBN 0-521-81416-2
- Вольф, Кристоф . Иоганн Себастьян Бах: ученый музыкант . Издательство Оксфордского университета, 2000. ISBN 0-19-924884-2
- Вольф, Кристоф (2001). «Иоганн Себастьян Бах». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатная загрузка BWV 582, записанная Джеймсом Кибби на органе Трост 1724–30 годов в Штадткирхе, Вальтерсхаузен, Германия.
- BWV 582 Тима Смита Интерактивное гипермедийное исследование с анализом Смита, Парсонса и исполнением Джеймса Пресслера (требуется Shockwave Player)
- Пассакалия и фуга до минор : партитуры в рамках проекта International Music Score Library Project
- Пассакалия и фуга до минор, BWV 582 в проекте Mutopia
- Исполнение BWV 582 Райтце Смитса из проекта «Все Баха»
- Бах аранжировал Стоковский: Пассакалия и фуга (запись 1929 г.) на YouTube