Бреге 19
Бр.19 | |
---|---|
Двухместный штурмовик Breguet Br.19A2. | |
Общая информация | |
Тип | Легкий бомбардировщик / разведчик |
Производитель | Бреге Авиация |
Дизайнер | Марсель Вюллерме |
Статус | ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Французские ВВС |
Количество построенных | ~ 2,700 |
История | |
Изготовлено | 1924- |
Первый полет | Март 1922 г. |
Breguet 19 (Breguet XIX, Br.19 или Bre.19) — полуторапланный бомбардировщик и самолет-разведчик , который также использовался для дальних полетов и был разработан французской компанией Breguet и производился с 1924 года.
Разработка
[ редактировать ]
Breguet 19 был разработан как преемник весьма успешного времен Первой мировой войны Breguet 14 бомбардировщика . Первоначально он должен был быть оснащен двигателем Bugatti U-16 мощностью 340 кВт (450 л.с.) с четырехлопастным винтом, и прототип был показан на 7-м Парижском авиасалоне в ноябре 1921 года. с этим двигателем [ 1 ] Пересмотренная конструкция была поднята в воздух в марте 1922 года с одним рядным двигателем Renault 12Kb мощностью 340 кВт (450 л.с.) . После испытаний Breguet 19 был заказан французской армии в Военной авиацией сентябре 1923 года.
Массовое производство, как для военной авиации, так и на экспорт, началось во Франции в 1924 году.
Дизайн
[ редактировать ]Breguet 19 представлял собой полутораплан , у которого нижнее крыло было существенно меньше верхнего, имело обычную компоновку и подкосные крылья. Фюзеляж труб имел эллиптическое поперечное сечение и представлял собой каркас из дюралюминиевых . Бреге широко использовал дюралюминий в качестве строительного материала, в результате чего конструкция стала необычайно легкой для своего размера вместо стали или дерева. Он был быстрее других бомбардировщиков и даже многих истребителей , что вызвало широкий интерес, который еще больше усилился за счет успешных рекордных полетов. Носовая часть фюзеляжа была покрыта дюралюминиевыми листами, а хвостовое оперение, хвостовая часть фюзеляжа и крылья - полотном . Он имел обычное неубирающееся шасси с хвостовым полозьем. Экипаж из двух человек, пилота и наблюдателя/бомбардира, сидел тандемом в открытых кабинах и имел двойное управление.
Были установлены самые разные типы двигателей, в основном рядные двигатели V-12 или W-12 с водяным охлаждением, в том числе следующие:
- Breguet-Bugatti U.16 : 370 кВт (500 л.с.) - используется на Br 19 и Br 23.
- Farman 12We : 370 кВт (500 л.с.) - использовался на Бр 19-5.
- Gnome & Rhône 9Ab Jupiter : 310 кВт (420 л.с.) используется на Br 19 для Югославии.
- Gnome & Rhône 9C Jupiter : 310 кВт (420 л.с.) - используется на Бр 19-4.
- Gnome & Rhône 14Kbrs : 520 кВт (700 л.с.) - использовался на Бр 19-8.
- Hispano-Suiza 12Ha : 340 кВт (450 л.с.) - используется на Br 19.
- Hispano-Suiza 12Hb : 370 кВт (500 л.с.) — используется на Br 19-6, Br 19 B2 и Br 19 CN2.
- Hispano-Suiza 12Lb : 450 кВт (600 л.с.) - используется на Br 19ter.
- Hispano-Suiza 12Nb : 480 кВт (650 л.с.) - используется на Бр 19-7.
- Hispano-Suiza 12Ybrs : 640 кВт (860 л.с.) - используется на Бр 19-9.
- Renault 12Kb : 340 кВт (450 л.с.) - использовался на Бр 19.
- Renault 12Kd : 360 кВт (480 л.с.) - используется на Бр 19.
- Liberty L-12 : 340 кВт (450 л.с.) - используется на Бр 19бис.
- Lorraine 12Da : 280 кВт (370 л.с.) - используется на Бр 19.
- Lorraine-Dietrich 12Db V12: 300 кВт (400 л.с.) - использовался на Бр 19.
- Lorraine-Dietrich 12Eb : 340 кВт (450 л.с.) - используется на Br 19.
- Lorraine-Dietrich 12Ed W12 с редуктором: - используется на Br 19
- Lorraine-Dietrich 12Hfrs : 540 кВт (720 л.с.) - используется на Br 19-10 и Br 230.
- Salmson 18Cma : 370 кВт (500 л.с.) - использовался на Бр 19-3.
Пилот управлял фиксированным 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметом Виккерс с прерывателем , а наблюдатель имел сдвоенные 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметы Льюиса на орудийном кольце. Был также четвертый пулемет, из которого наблюдатель мог стрелять вниз через отверстие в полу. Вариант ночного истребителя Бр.19ЦН2 оснащался двумя стационарными пулеметами, стреляющими вперед. [ 2 ] Бомбардировщик мог нести до 472 кг (1041 фунт) бомб под фюзеляжем или небольшие бомбы массой до 50 кг (110 фунтов) вертикально во внутреннем бомбовом отсеке . Разведывательный вариант мог нести 12 бомб по 10 кг (22 фунта). Разведывательный вариант имел установку камеры, которая была необязательной для варианта бомбардировщика. Все варианты были оборудованы радиосвязью.
Операционная история
[ редактировать ]Breguet 19 получил боевое крещение во время гражданской войны в Испании , где он был основой бомбардировочного флота Испанских республиканских ВВС (правительства).
Греция
[ редактировать ]Во время греко-итальянской войны , которая произошла во время Второй мировой войны , в начале войны действовали 18 единиц Breguet, в том числе 1 наблюдательная (или армейская кооперация) «Мира» под командованием I корпуса, базирующаяся в Перигиали , недалеко от Коринфа , и 2 наблюдательных «Мира». под командованием 2-го корпуса, базирующегося в Ларисе и Козани . [ 3 ] 4 ноября 1940 года Бреге Королевских ВВС Греции из 2-й Миры был отправлен на поиски атакующей 3-й альпийской дивизии Юлия и обнаружил ее на горном перевале недалеко от Метсово . Еще три Breguet, отправленные бомбить итальянскую дивизию, в свою очередь были атакованы тремя истребителями Fiat CR.42 . «Бреге» был сбит, один совершил аварийную посадку, а третий вернулся на базу с серьезными повреждениями. [ 4 ]
Варианты
[ редактировать ]- Бр.19.01
- Первый прототип Breguet 19, совершивший первый полет в марте 1922 года, позже был куплен правительством Испании . [ 2 ]

- С 19.02.02 по 19.02.011.
- Предсерийный самолет, фюзеляж которого был удлинен на 600 мм (24 дюйма). Бр.19.02 поступил на вооружение Югославии в 1923 году. [ 2 ]

- Бр.19 А.2
- Двухместный самолет-разведчик.
- Бр.19 Б.2
- Двухместный легкий бомбардировщик-биплан. Эти первые два варианта были наиболее многочисленными и практически идентичными. Они использовали различные двигатели, наиболее популярными из которых были Lorraine-Dietrich 12Db мощностью 340 кВт (450 л.с.) мощностью 300 кВт (400 л.с.), Lorraine-Dietrich 12Eb , Renault 12K , Hispano-Suiza 12H и Farman 12We . [ 2 ]
- Бр.19 CN.2
- Версия ночного истребителя , почти идентичная разведывательному варианту B2, с двумя дополнительными пулеметами, ведущими вперед. [ 2 ]
- Бр.19 ГР
- (Гранд Рейд) Вариант, специально модифицированный для полетов на дальние расстояния после первых попыток дальнего полета с обычным Бр.19 А2 № 23, оснащенным дополнительными топливными баками. Первый Br.19 GR (№64) имел топливный бак емкостью около 2000 л (440 имп галлонов; 530 галлонов США) и в 1925 году установил мировой рекорд дальности полета.
- Бр.19 ГР 3000 литров
- В 1926 году еще три самолета были модифицированы до 3000-литрового Br.19 GR . В фюзеляже у них были топливные баки большего размера общей емкостью от 2900 до 3000 л (640 и 660 имп галлонов; 770 и 790 галлонов США). Кабину пилота перенесли немного назад, а размах крыла увеличили до 14,83 м (48,7 футов). Три самолета были оснащены разными двигателями: первый имел Hispano-Suiza 12Hb мощностью 370 кВт (500 л.с.) , остальные имели Renault 12K мощностью 410 кВт (550 л.с.) и Farman 12Wers мощностью двигатели 390 кВт (520 л.с.). В 1927 году один самолет получил новый двигатель Hispano 12Lb мощностью 450 кВт (600 л.с.) , его запас топлива был увеличен до 3500 л (770 имп галлонов; 920 галлонов США), а размах крыла был дополнительно увеличен на 1 м (3 фута 3 дюйма). . Его окрестили Nungesser et Coli в честь двух летчиков, пропавших без вести при попытке трансатлантического перелета в мае 1927 года. Пятый самолет был построен для Греции, под названием Hellas мощностью 410 кВт (550 л.с.) , с двигателем Hispano 12Hb . [ 2 ] (Другие самолеты Бр.19, возможно, получили дополнительные топливные баки для дальних полетов, но официально они не назывались Бр.19 ГР. В некоторых источниках упоминается бельгийский Бр.19 ГР, возможно, путаница с бельгийским Бр.19 ТР.)

- Бр.19 ТР Бидон
- Построен в 1927 году с различными аэродинамическими усовершенствованиями и 3735 л (822 имп галлона; 987 галлонов США) топлива в фюзеляже. С дополнительным топливным баком в крыле общий запас топлива составлял 4125 л (907 имп галлонов; 1090 галлонов США). Пять из них были построены Breguet и два — испанской компанией CASA . Три французских самолета имели двигатель Hispano-Suiza 12Lb мощностью 410 кВт (550 л.с.) мощностью 450 кВт (600 л.с.), один - Renault 12K и один - Lorraine 12Eb мощностью 340 кВт (450 л.с.) . Первый Bidon Hispano был продан в Бельгию, а Bidon Renault был продан в Китай после рейса Париж-Пекин. Третьим Bidon Hispano стал французский Br.19 TF. [ 2 ] Второго испанского Бидона окрестили Хесус дель Гран Подер , и он перелетел из Севильи в Баию (Бразилия). [ 5 ]
- Бр.19 ТФ Супер Бидон
- Последний и самый совершенный вариант дальнего следования, построенный в 1929 году и предназначенный для трансатлантических перелетов . [ 6 ] Французский Super Bidon был третьим Br.19 TR Hispano, получившим название Point d'Interrogation , с модифицированным фюзеляжем, размахом крыла 18,3 м (60 футов) и общим запасом топлива 5370 л (1180 имп галлонов; 1420 галлонов США). [ 7 ] Он был оснащен двигателем Hispano-Suiza 12Lb мощностью 450 кВт (600 л.с.) , позже замененным двигателем Hispano-Suiza 12NLb мощностью 480 кВт (650 л.с.) . Еще один самолет с закрытым фонарем был построен в Испании в 1933 году. Названный Cuatro Vientos , он летел из Севильи на Кубу и исчез при попытке достичь Мексики. [ 8 ]

- Br.19 Вт.
- Используя опыт создания дальнобойных вариантов, этот улучшенный разведывательный вариант был разработан в 1928 году, возможно, для экспортных целей. Остался только прототип (с гражданским регистром F-AIXP). [ 2 ]
- Бр.19,7
- Самый популярный из поздних вариантов, разработанный в 1930 году, с двигателем Hispano-Suiza 12Nb мощностью 450 кВт (600 л.с.), обеспечивающим максимальную скорость 242 км/ч (150 миль в час). Первые пять машин были переоборудованы во Франции для Югославии , затем некоторое количество было построено в Югославии, а еще 50 построено во Франции для экспорта в Турцию .
- Бр.19,8
- С радиальным двигателем Wright GR-1820-F-56 Cyclone мощностью 580 кВт (780 л.с.) в Югославии в конечном итоге было построено 48 планеров Br.19.7 как Br.19.8. Максимальная скорость составляла 279 км/ч (173 мили в час).
- Бр.19,9
- Единственный прототип, разработанный в Югославии, с двигателем Hispano-Suiza 12Ybrs мощностью 640 кВт (860 л.с.) .
- 19.10 бр.
- Единственный прототип, разработанный в Югославии, с двигателем Lorraine-Dietrich 12Hfrs Petrel мощностью 540 кВт (720 л.с.) .
- Бр.19 гидро
- ( Гидросамолет Breguet 19 оснащенный двумя поплавками, как у гидросамолета ) Для Франции был произведен единственный прототип (№ 1132), . Другой самолет, проданный в Японию, был оснащен поплавками, построенными там же Накадзимой . [ 2 ]
- Гидросамолет-разведчик Накадзима-Бреге
- Накадзима построил гидросамолеты Breguet 19-A2B.
- Бр.19Т
- Бр.19Т к
- Лимузин Бр.19
- (на шесть пассажиров, с более толстым фюзеляжем), но они так и не были построены. [ 2 ]
- Бреге Бр.26Т
- (1926)
- Бреге Бр.26ТСбис
- Бреге Бр.280Т
- Бреге Бр.281Т
- Бреге Бр.284Т
Всего во Франции было изготовлено более 2000 Breguet 19, а по лицензии построено около 700 испанской CASA , японской Nakajima , бельгийской SABCA и югославского авиазавода в Кралево. [ 9 ]
Операторы
[ редактировать ]- ВВС Аргентины эксплуатировали 25 самолетов с двигателями Lorraine-Dietrich 12Eb. [ 10 ]
- Бельгийские ВВС закупили шесть Br.19 B2 в 1924 году, а еще 146 A2 и B2 были произведены по лицензии на заводе SABCA в 1926–30 годах. Они были оснащены двигателями Lorraine-Dietrich 12Eb и Hispano-Suiza 12Ha и использовались до конца 1930-х годов.
- Боливийские ВВС закупили десять самолетов и использовали их во время войны Чако против Парагвая .
- ВВС Бразилии эксплуатировали пять самолетов.
- Утверждается, что маньчжурский военачальник Чжан Цзолинь заказал 70 Breguet 19, но они не были доставлены. Аналогичным образом не был выполнен заказ центрального правительства на четыре Бр.19. Маньчжурия приобрела один Бр.19А2 в 1926 году и Бр.19.ГР в 1929 году. [ 11 ]
- ВВС Независимого Государства Хорватия захватили 46 самолетов, использовавшихся для антипартизанских операций.
- армии эксплуатировала Военная французской авиационная служба свои первые Breguet 19 в варианте A2 с осени 1924 года, вариант B2 с июня 1926 года, затем варианты истребителей C2 и CN2. В конце 1920-х — начале 1930-х годов это были самые многочисленные боевые самолеты Франции. В метрополии Франции они были выведены из эксплуатации в начале 1930-х годов; последние Br.19 CN2 были сняты с вооружения в 1935 году. До 1938 года они еще использовались ВВС Франции (преемницы Aéronautique Militaire ) в колониях на Ближнем Востоке и в Северной Африке — в том числе там они применялись для подавления туземных восстания.
- Французский флот
- ВВС Греции приобрели 30 самолетов Breguet 19 A2, некоторые из которых использовались против вторжения итальянских войск в 1940 году, предоставив ценную информацию об итальянских движениях.
- Regia Aeronautica купила один самолет для испытаний.
В апреле 1925 года завод Накадзима Хикоки К.К. приобрел два самолета. Покупка была делом рук известного пропагандиста авиации, газетной группы Асахи Синбун. Приобретена лицензия на производство. Накадзима предложил ВМФ версию с поплавком, а еще одна участвовала в конкурсе на морскую разведку, но безуспешно. Один самолет снова полетел с колесным шасси и гражданским обозначением J-BBFO в качестве почтового самолета.
- ВВС Ирана эксплуатировали два самолета.
- В 1925–1930 годах Польские ВВС закупили 250 самолетов Breguet 19 A2 и B2 с двигателями Lorraine-Dietrich 12Eb мощностью 340 кВт (450 л.с.). Сообщается, что 20 самолетов представляли собой вариант дальней разведки, но подробности не известны. первые Бр.19 поступили на вооружение Польши в 1926 году, но большая часть была поставлена в 1929–30 годах. они не использовались в боевых действиях Они были выведены из боевых частей в 1932–37 годах и использовались в учебных частях до 1939 года. Во время вторжения в Польшу в 1939 году , и большинство из них было уничтожено на земле.
- Королевские ВВС Румынии купили 50 Breguet 19 A2 и B2 в 1927 году, затем 108 Br.19 B2 и пять Br.19.7 в 1930 году. Они находились на вооружении до 1938 года.
- Советские ВВС закупили один самолет для испытаний.
- Aeronáutica Militar купила прототип и лицензию в 1923 году и начала производство в CASA | работает в вариантах A2 и B2. Первые 19 самолетов были импортированы, следующие 26 собраны из французских запчастей, затем изготовлено 177 (из них 50 имели двигатель Hispano-Suiza, остальные - двигатель Lorraine-Dietrich 12Eb). Breguet 19 был основным оборудованием испанских бомбардировщиков и разведывательных подразделений до начального периода гражданской войны в Испании . находилось менее сотни самолетов В июле 1936 года на вооружении Республиканских ВВС Испании . Они активно использовались в качестве бомбардировщиков во время войны, особенно на стороне правительства. В 1936 году националисты купили еще двадцать у Польши через синдикат SEPEWE . С появлением более современных истребителей Бр.19 понесли большие потери и после 1937 года были сняты с вооружения. Республиканская сторона потеряла 28 самолетов, а националисты - 10 (в том числе 2 самолета республиканцев и 1 самолет националистов, которые дезертировали). Остальные самолеты использовались для обучения до 1940 года.

- В 1932 году ВВС Турции закупили 20 Бр.19 В2, затем 50 Бр.19,7. Некоторые из этих самолетов использовались в бомбардировочных и разведывательных операциях во время Дерсимского восстания .
- Королевские ВВС купили один самолет для испытаний.
- ВВС Венесуэлы эксплуатировали 12 самолетов.
- Королевские ВВС Югославии закупили 100 Br.19 A2 в 1924 году, а в 1927 году получили лицензию на их производство на новом заводе в Кралево . Первую партию из 85 самолетов собрали из французских деталей, еще 215 построили с нуля. Первые 150 самолетов на вооружении Югославии имели двигатели Lorraine-Dietrich, следующие - двигатели Hispano-Suiza 12Hb 100–310 кВт (420 л.с.) Gnome-Rhone Jupiter 9Ab мощностью мощностью 150–370 кВт (500 л.с.) и последние радиальные двигатели . С 1932 г. выпускался вариант Бр.19.7 — первые пять были построены во Франции, следующие 75 — в Кралево (51 по другим публикациям), еще 48 самолетов без двигателей были построены в 1935–1937 гг. как Br. 19,8, с радиальными двигателями Wright Cyclone мощностью 580 кВт (780 л.с.) . (В некоторых публикациях указано разное количество югославских Bre.19). Некоторые из этих югославских самолетов использовались в боях после нападения Германии на Югославию в 1941 году.
- СФР Югославских ВВС эксплуатировали один хорватский Br.19, взятый его пилотом и поставленный партизанам Тито , и использовался в июне-июле 1942 года, пока не был сбит. Еще двое, захваченные силами нового коммунистического правительства в апреле 1945 года, использовались для преследования усташей .
Варианты записи
[ редактировать ]Как стандартные, так и модифицированные Breguet 19 использовались в многочисленных рекордных полетах. Первым был прототип Br.19, который выиграл соревнование по скорости военных самолетов в Мадриде 17 февраля 1923 года. 12 марта 1923 года он также установил международный рекорд высоты 5992 м (19 659 футов), взяв на борт 500 кг (1100 фунтов). нагрузка. Позже его купило правительство Испании.

Многие экипажи совершали на Бр.19 дальние полеты. В феврале 1925 года Тиффри вылетел из Брюсселя в Леопольдвиль в Центральной Африке, на расстояние 8900 км (5500 миль). Два Бр.19 А2 были закуплены японской газетой Asahi Shimbun и оснащены дополнительными топливными баками. На них летали Х. Абэ и К. Кавачи по маршруту Токио — Париж — Лондон в июле 1925 года, преодолев расстояние 13 800 км (8 600 миль). С 27 августа по 25 сентября 1926 года польский экипаж Болеслава Орлинского совершил перелет по маршруту Варшава — Токио (10 300 км (6 400 миль)) и обратно на модифицированном Br.19 А2, несмотря на то, что одно из его нижних крыльев было сломано. в пути. 8 июня 1928 года модифицированный греческий Br.A2 («ΕΛΛΑΣ» на языке «Эллада»), пилотируемый К. Адамидесом и Э. Пападакосом, отправился в дальний тур по Средиземному морю и без происшествий приземлился на аэродроме Татой в Афинах 1 июля. . В период с 1927 по 1930 год румынские, югославские и польские Br.19 часто использовались в воздушных гонках Малой Антанты .
Breguet 19 GR и TR установили несколько мировых рекордов, в основном в беспосадочных перелетах на дальние расстояния, начиная с полета Аррашара и Леметра длиной 3166 км (1967 миль) из Парижа на Виллу Сиснерос за 24,5 часа 2–3 февраля 1925 года. 14–3 февраля 1925 года. 15 июля 1926 года Жирье и Дордилли установили новый рекорд - 4716 км. (2930 миль) между Парижем и Омском , проиграв 31 августа-1 сентября Шалле и Вейзеру на дистанции 5174 км (3215 миль), а 28 октября - Дьедонну Косту и Риньо на дистанции 5450 км (3390 миль). путешествие на Br.19 GR (названный Nungesser - Coli С 10 октября 1927 по 14 апреля 1928 года Костес и Ле Брикс совершили кругосветное ), преодолев 57 000 км (35 000 миль), хотя путешествие между Сан-Франциско и Токио совершалось на корабле.
Супер Бидон был создан специально для трансатлантического перелета . Его назвали Point d'Interrogation («Вопросительный знак»). Дьедонн Кост и Морис Беллонте установили рекорд дальности беспосадочного полета в 7905 км (4912 миль) от Парижа до Муллара 27–29 сентября 1929 года на этом самолете. Затем, 1–2 сентября 1930 года, они вылетели из Парижа в Нью-Йорк на расстояние 6200 км (3900 миль), совершив первое беспосадочное пересечение Северной Атлантики с востока на запад на самолете. [ 12 ] Второй супербидон, испанский Cuatro Vientos , исчез над Мексикой вместе с М. Барбераном и Дж. Колларом Серрой после трансатлантического перелета из Севильи на Кубу 10–11 июня 1933 года.
Технические характеристики (Бр 19 А.2)
[ редактировать ]Данные из Энциклопедии мировой авиации. [ 13 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 9,61 м (31 фут 6 дюймов)
- Размах крыла: 14,83 м (48 футов 8 дюймов)
- Высота: 3,69 м (12 футов 1 дюйм)
- Площадь крыла: 50 м 2 (540 кв. футов)
- Вес пустого: 1387 кг (3058 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 2500 кг (5512 фунтов)
- Запас топлива: 365 л (80 имп галлонов; 96 галлонов США)
- Силовая установка: 1 поршневой Lorraine 12Ed Courlis W-12 мощностью 340 кВт (450 л.с.) двигатель жидкостного охлаждения
Производительность
- Максимальная скорость: 214 км/ч (133 миль в час, 116 узлов)
- Дальность: 800 км (500 миль, 430 миль)
- Практический потолок: 7200 м (23600 футов)
Вооружение
- Орудия: 1 фиксированный пулемет Vickers калибра 7,7 мм (0,30 дюйма), стреляющие назад калибра 7,7 мм (0,30 дюйма), стреляющий вперед, и два гибких пулемета Lewis .
- Бомбы: Предусмотрены легкие бомбы.
Выживший самолет
[ редактировать ]- Breguet Br.19 GR № 1685 Nungesser et Coli , в Музее воздуха и пространства в Ле Бурже , недалеко от Парижа (с 2009 года не выставлен на всеобщее обозрение) [ 14 ]
- CASA Br.19 TR Bidon Jesús del Gran Poder , в Museo del Aire , Cuatro Vientos , Мадрид
- Breguet Br.19 TF Super Bidon Point d'Interrogation , в Musée de l'Air et de l'Espace (восстановлен, выставлен на всеобщее обозрение) [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Breguet XIX сыграл центральную роль во второй опубликованной работе Невила Шута « So Disdained ».

Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список самолетов ВВС Франции во время Второй мировой войны
- Список самолетов Республиканских ВВС Испании
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список межвоенных военных самолетов
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Самолет с двигателем Бугатти» . ревю Бугатти. 30 июня 1922 г. Проверено 30 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Клаво, март – апрель 1997 г.
- ^ Карр, 2012, стр.17.
- ^ Карр, 2012, стр.30-31.
- ^ Перес Сан Эметерио, Карлос. «Между Востоком и Западом: полеты Иисуса Великой державы» (PDF) . Armydelaire.mde.es (на испанском языке). ВВС. Архивировано из оригинала (PDF) 13 апреля 2012 года . Проверено 7 августа 2014 г.
- ^ Своупс, Брайан Р. (2 сентября 2021 г.). «1-2 сентября 1930 года» . Этот день в авиации . Проверено 22 мая 2022 г.
- ^ Источники немного различаются по точному запасу топлива.
- ^ Бетес, Антонио. «Слава и трагедия рейса Севилья-Куба-Мексика» (PDF) . Armydelaire.mde.es (на испанском языке). ВВС. Архивировано из оригинала (PDF) 24 июля 2011 года . Проверено 7 августа 2014 г.
- ^ «Бреге 19» . 1000aircraftphotos.com . Проверено 30 июля 2010 г.
- ^ Зеленый ; Суонборо; Лайвастре (июль – сентябрь 1978 г.). «Сага о вездесущем Бреге». Любитель воздуха : 168.
- ^ Андерссон 2009, стр.253
- ^ «Всемирно известный вопросительный знак капитана Косты» . Популярная механика : 908. Декабрь 1930 г. Проверено 7 августа 2014 г.
- ^ Дэвид Дональд, изд. (1997). Энциклопедия мировых самолетов . Аэрокосмическое издательство. ISBN 1-85605-375-Х .
- ↑ Фотографии Nungesser et Coli , заархивированные 1 марта 2012 г. в Wayback Machine, хранящиеся в музее.
- ↑ Фотографии места допроса, заархивированные 1 марта 2012 г. в Wayback Machine в музее.
Библиография
[ редактировать ]- Андерссон, Леннарт (июль 1998 г.). «История персидских ВВС, 1921–1941: Первый самолет шаха Ирана». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке). № 76. с. 2–12. ISSN 1243-8650 .
- Андерссон, Леннарт (2008). История китайской авиации: Энциклопедия самолетов и авиации Китая до 1949 года . Тайбэй, Китайская Республика: AHS Китайской Республики. ISBN 978-9572853337 .
- Карр, Джон (2012). На спартанских крыльях: Королевские военно-воздушные силы Греции во Второй мировой войне . Барнсли: Военное дело с ручкой и мечом. п. 17. ISBN 978-1848847989 .
- Клаво, Чарльз (март – апрель 1997 г.). «Самолеты Луи Бреге 1919–1945». Le Trait d’Union (на французском языке). № 172.
- Грин, Уильям ; Суонборо, Гордон; Лейвастр, Пьер (июль – сентябрь 1978 г.). «Сага о вездесущем Бреге». Любитель воздуха . Нет. Семь. стр. 161–181.
- Хагедорн, Дэниел П. (сентябрь – октябрь 1996 г.). «Обратный разговор». Любитель воздуха . № 65. с. 80. ISSN 0143-5450 .
- Котельников В.; Куликов В. и Кони К. (ноябрь 2001 г.). «Французская авиация в СССР, 1921–1941». Самолеты: весь воздухоплавание и его история (на французском языке). № 104. С. 37–43. ISSN 1243-8650 .
- Воти, Жан-Люк и де Нев, Флориан (июнь 1995 г.). «Самолеты ВВС Бельгии, часть вторая 1919–1935 гг.» [Самолеты ВВС Бельгии]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке). № 305. с. 28–33. ISSN 0757-4169 .