Jump to content

История ВВС Индии

Индийские ВВС были созданы 8 октября 1932 года независимо от армии и флота и в аналогичном формате с британскими Королевскими ВВС . [ 1 ] Это была рекомендация Комитета Скина, которому было поручено изучить требования об индианизации индийской армии. [ 1 ] Его первая эскадрилья была сформирована 1 апреля 1933 года. [ 1 ]

Формирование и ранние пилоты

[ редактировать ]
Герб Королевских ВВС Индии (1932–1950)

Индийские ВВС были созданы в Британской Индии в качестве вспомогательных ВВС. [ 2 ] Королевских ВВС с принятием Закона о ВВС Индии 1932 года 8 октября того же года. [ 3 ] [ 4 ] и принял униформу, значки, бреветы и знаки отличия Королевских ВВС. [ 5 ] 1 апреля 1933 года ВВС ввели в строй свою первую эскадрилью, № 1, в составе четырех бипланов Westland Wapiti и пяти индийских пилотов. Индийских пилотов возглавил командующий британскими ВВС лейтенант (впоследствии вице-маршал авиации) Сесил Бушье . [ 6 ]

Первыми пятью пилотами, принятыми в IAF, были Хариш Чандра Сиркар, Суброто Мукерджи , Бхупендра Сингх, Айзад Бакш Аван и Амарджит Сингх. Шестому офицеру Дж. Н. Тандону пришлось вернуться к обязанностям по логистике, поскольку он был слишком маленького роста. Все они были назначены пилотами в 1932 году из Королевских ВВС Крэнвелл. Позже Суброто Мукерджи стал первым начальником штаба ВВС ВВС . Последующие партии, введенные в должность перед Второй мировой войной, включали Аспи-инженер , К.К. Маджумдар, Нарендру, Далджит Сингх, Генри Рунганадхан, РХД Сингх, Баба Мехар Сингх, С.Н. Гоял, Притпал Сингх и Арджан Сингх .

Westland Wapiti — один из первых самолетов ВВС Индии.

Вторая мировая война (1939–1945)

[ редактировать ]
Пилоты 263-й эскадрильи позируют на фоне своего Тайфуна. Пилот-офицер Тьягараджан, индийский пилот сидит на капоте двигателя.
Карун Кришна «Джамбо» Маджумдар был первым индийским офицером, награжденным Крестом за выдающиеся летные заслуги.
Экипаж 83-й эскадрильи перед своим Lancaster R5868 , командир эскадрильи Шайлендра Экнат Суктанкар, индийский штурман, стоит в центре.
Личный состав ВВС Великобритании, ВВС Индии и женского вспомогательного корпуса (Индия) за работой в оперативном зале штаба группы на северо-востоке Индии.
Пилоты индийских ВВС после миссии в Бирме во время Второй мировой войны.

Во время Второй мировой войны ВВС сыграли важную роль в остановке продвижения японской армии в Бирме , где был нанесен первый воздушный удар ВВС. Целью этой первой миссии была японская военная база в Аракане , после чего ударные миссии ВВС продолжились против японских авиабаз в Мае Хонг Сон , Чианг Май и Чианг Рай на севере Таиланда .

ВВС в основном участвовали в нанесении ударов , непосредственной авиационной поддержке , воздушной разведке , сопровождении бомбардировщиков и поиске пути для тяжелых бомбардировщиков Королевских ВВС и ВВС США . Пилоты RAF и IAF тренировались, летая на своих чужих авиационных крыльях, чтобы получить боевой опыт и навыки общения. Помимо действий на Бирманском театре военных действий пилоты ВВС участвовали в воздушных операциях в Северной Африке и Европе . [ 7 ] [ 8 ]

Помимо ВВС, многие коренные индийцы и около 200 индийцев, проживающих в Великобритании, вызвались присоединиться к ВВС Великобритании и женским вспомогательным военно-воздушным силам . Одним из таких добровольцев был сержант Шайлендра Экнат Суктанкар, который служил штурманом в 83-й эскадрилье. Суктанкар был произведен в офицеры и 14 сентября 1943 года получил DFC . Командир эскадрильи Суктанкар в конечном итоге выполнил 45 операций, 14 из них на борту Avro Lancaster R5868 музея Королевских ВВС . Другим добровольцем был помощник офицера отделения Нур Инайят Хан, мусульманский пацифист и индийский националист, который присоединился к WAAF в ноябре 1940 года для борьбы с нацизмом. Нур Хан храбро служил секретным агентом Управления специальных операций (SOE) во Франции, но в конечном итоге был предан и схвачен. [ 7 ] Многие из этих индийских летчиков были прикомандированы или переведены в расширяющиеся ВВС, например, командир эскадрильи Мохиндер Сингх Пуджи (DFC), который возглавлял 4-ю эскадрилью ВВС в Бирме.

Во время войны ВВС пережили фазу постоянного расширения. Новые самолеты, пополнившие флот, включали построенные в США Vultee Vengeance , Douglas Dakota , британский Hawker Hurricane , Supermarine Spitfire , Bristol Blenheim и Westland Lysander .

Субхас Чандра Бос отправил Индийской национальной армии молодых курсантов в Японию для обучения на пилотов. В 1944 году они поступили в Академию ВВС Императорской армии Японии . [ 9 ]

В знак признания доблестной службы ВВС король Георг VI в 1945 году присвоил приставку «Королевский». После этого ВВС стали называться Королевскими ВВС Индии . В 1950 году, когда Индия стала республикой, этот префикс был убран и снова стал называться ВВС Индии. [ 10 ]

После войны 4-я эскадрилья IAF была отправлена ​​в Японию в составе оккупационных сил союзников . [ 11 ]

Раздел Индии (1947)

[ редактировать ]

С разделом Индийского субконтинента на две отдельные страны — Индию и Пакистан — военные силы также были разделены. В результате в 1947 году были сокращены Королевские ВВС Индии и созданы новые Королевские ВВС Пакистана .

Первая Кашмирская война 1947 г.

[ редактировать ]

В попытке получить контроль над бывшим княжеским штатом Джамму и Кашмир , племена патан хлынули в Кашмир 20 октября 1947 года при поддержке пакистанской армии. Неспособный противостоять вооруженному нападению в своей провинции, махараджа Кашмира Хари Сингх обратился за помощью к Индии. Правительство Индии поставило свою помощь в зависимость от присоединения Кашмира к Индии. Документ о присоединении был подписан 26 октября 1947 года, и на следующий день индийские войска были переброшены по воздуху в Сринагар . Позднее соглашение было ратифицировано Великобританией.

Взлетев с аэродрома Сафдарджанг , тогда известного как аэродром Уиллингдон , ВВС Индии высадили индийские войска на аэродроме Сринагар в 09:30 по восточному стандартному времени 27 октября. Это была самая результативная акция войны, поскольку войска спасли город от захватчиков. Помимо операций по переброске по воздуху и снабжению товаров первой необходимости наземным войскам, ВВС Индии играли и другие наступательные роли в конфликте. Широко проводились фоторазведка, бомбардировки, обстрелы и перехваты. Выдержки из бортовых журналов летчика-истребителя: 1 декабря 1947 г. - «TAC/R: Анкур, Бхимбер, Мирпур (Д'Круз Прангед - предположительно был взят в плен… Вернулся незадолго до прекращения огня)», 18 декабря 1947 г. - «Пограничный контроль: район Ранбирсингхпура-Самбха», 31 декабря 1947 г. - «TAC/R - Бомбардировка Мирпур, Бхимбар, Джангал, Наошара, Берри Паттан», 1 января 1948 г. - «Сообщение упало на Панч», 12 сентября 1948 г. - «Батист купил его над Титвалем 12 сентября. Сбит вражеским пулеметом», 3 октября 1948 г. - "Авиаудар Панду: 8 ракет, Райт выпрыгнул - сбит Ack/Ack Gun", 4 октября 1948 г. и 13 октября 1948 г. - "C/S - Титвал, 8 ракет", 25 октября 1948 г. - "Воздушный удар - форт Скарду (8 ракет)", 26 октября 1948 г. - "Воздушный удар - Наусадда" ( 2-1000-фунтовые бомбы)», 27 октября 1948 г. - непосредственная поддержка - Зоджила (8 ракет) и воздушный удар - Зоджила (2 бомбы по 500 фунтов)", 29 октября 1948 г. - "Непосредственная поддержка - 161 Bde (район Чакоти) 2 бомбы по 250 фунтов", 3 ноября 1948 г. - "Воздушный удар - район Биари ( 2-500-фунтовые бомбы) и Off/Recce: Dras Area (8 Rockets)», 4 ноября. 1948 г. - «Вылет/разведка: район Драса (8 ракет)», 05 ноября 1948 г. - «Вылет/разведка: Dras 77 Bde (8 ракет)», 6 ноября 1948 г. - «Воздушный удар - Чилас (8 ракет)», 7 ноября. 1948 - «Воздушный удар - Панду (8 ракет) и Off/Recce - Драс (8 ракет)», 13 ноября. 1948 г. - «Выход / разведка - Чилас и Гилгит (2 бомбы по 250 фунтов)», 14 ноября 1948 г. - «Непосредственная поддержка - Драс (2-500-фунтовые бомбы) и непосредственная поддержка - Драс, сброс листовки - Каргил (8 ракет)». , 18 ноября 1948 г. — «Непосредственная поддержка — Титвал (8 ракет)». Это лишь некоторые вылеты, совершенные на самолетах Harvard и Tempest.

31 декабря 1948 года обе страны согласились на предложение о прекращении огня при посредничестве ООН , ознаменовавшее конец боевых действий. С тех пор линия контроля отделила Кашмир, контролируемый Индией, от Кашмира, контролируемого Пакистаном.

Кризис в Конго (1961)

[ редактировать ]

75-летнее колониальное правление Бельгии над Демократической Республикой Конго Конго внезапно закончилось 30 июня 1960 года. Не имея возможности контролировать ухудшающуюся ситуацию в своей бывшей африканской колонии, Бельгия обратилась за помощью к ООН . В Индии премьер-министр Джавахарлал Неру быстро отреагировал на первоначальный призыв о помощи и направил самолет IAF Canberra в составе миссии ООН в Конго.

Китайско-индийская война (1962)

[ редактировать ]

В 1962 году пограничные споры переросли в полномасштабную войну между Индией и Китаем. Индийское военное и гражданское руководство не смогло эффективно организовать и скоординировать воздушные атаки, и в конечном итоге индийские ВВС так и не использовались во время конфликта, за исключением периодических миссий по снабжению.

Вторая Кашмирская война 1965 г.

[ редактировать ]
Пакистанская Sabre сбита в бою истребителем IAF Gnat в сентябре 1965 года, вид с индийского самолета во время войны 1965 года .

Через три года после китайско-индийского конфликта Индия снова вступила в войну с Пакистаном из-за Кашмира. Изучая опыт китайско-индийской войны, Индия решила широко использовать свои военно-воздушные силы во время войны. [ нужна ссылка ] Это был первый случай, когда ВВС США активно вступили в бой с ВВС противника. [ 12 ] Однако вместо того, чтобы оказывать непосредственную поддержку с воздуха индийской армии, ВВС проводили независимые рейды против баз ВВС Пакистана (ПАФ). [ 13 ] Эти базы располагались глубоко на территории Пакистана, что делало истребители ВВС уязвимыми для зенитного огня. [ 14 ] конфликт. [ 15 ]

1 сентября 1965 года истребители ВВС США вмешались в продолжающийся бой между индийскими и пакистанскими войсками в Чамбе. [ 12 ] Однако для непосредственной поддержки с воздуха его было недостаточно . [ 16 ] Первоначально ВВС послали устаревшие «Вампиры» , а затем «Мистеры», чтобы остановить наступление Пакистана. [ 16 ] Но после случаев дружественного огня их больше не вызывали для непосредственной поддержки с воздуха. [ 16 ] Двумя днями позже истребители IAF Folland Gnat сбили самолет PAF F-86 Sabre над районом Чамб. [ 12 ] «Комары» были эффективны против F-86 и получили прозвище « Sabre Slayer» . [ 17 ] [ 18 ] По данным одного западного источника, на счету Комаров как минимум 6 убийств Сэйбером. [ 17 ]

В ходе конфликта ВВС имели качественное превосходство над ВВС, поскольку большинство самолетов в парке ВВС были образцами времен Второй мировой войны. Несмотря на это, ВВС смогли помешать ВВС получить превосходство в воздухе над зонами конфликта. [ 19 ] К моменту окончания конфликта обе стороны заявили о своей победе в воздушной войне; Пакистан заявил, что уничтожил 104 самолета против своих собственных потерь в 19, в то время как Индия заявила, что уничтожила 73 самолета противника и потеряла 35 своих. [ 20 ] Несмотря на интенсивные боевые действия, конфликт фактически зашел в тупик. [ 21 ] Более 60% потерь ВВС ВВС в воздушных боях пришлось на катастрофические бои над Калаикундой и Патханкотом. [ 22 ] Однако ВВС потеряли большую часть своих самолетов на земле, и коэффициент истощения (потери на 100 самолето-вылетов) ВВС составил 1,49, в то время как коэффициент истощения ВВС составил 2,16, поскольку ВВС имеют большее количество развернутых самолетов с большим количеством взлетов и взлетов. десантные вылеты. [ 13 ]

Освободительная война Бангладеш 1971 г.

[ редактировать ]
Ангар PAF на аэродроме Дакка после воздушной атаки IAF в декабре 1971 года.

После войны 1965 года ВВС Индии прошли интенсивную фазу модернизации и консолидации. Благодаря недавно приобретенным самолетам HF-24 , МиГ-21 и Су -7 БМ (хотя их версии, приобретенные в период с 1965 по 1971 год, не имели возможности ведения ночных боев), ВВС США смогли составить конкуренцию самым мощным военно-воздушным силам. в мире.

Профессиональные стандарты, возможности и гибкость вскоре подверглись испытанию в декабре 1971 года, когда Индия и Пакистан вступили в войну из-за (тогда) Восточного Пакистана . В то время ВВС находились под командованием главного маршала авиации Пратапа Чандры Лала. 22 ноября, за десять дней до начала полномасштабной войны, четыре ВМС США самолета F-86 Sabre атаковали позиции Индии и Мукти Бахини недалеко от границы Индо-Банглы в битве при Гарибпуре . В ходе первого в истории воздушного боя над небом Восточного Пакистана (современная Бангладеш ) три из четырех самолетов PAF Sabre были сбиты IAF Gnats , и начались боевые действия. 3 декабря произошло официальное объявление войны после массированных, но неудачных превентивных ударов ВВС Пакистана по объектам ВВС Индии на западе. Целью САФ были индийские базы в Шринагаре, Амбале, Сирсе, Халваре и Джодхпуре в рамках операции «Фокус» . Но этот план с треском провалился, поскольку индийцы ожидали такого шага, и серьезных потерь не было. Однако ответ Индии над небом Пакистана нанес серьезный удар по ВВС.

В течение первых двух недель ВВС совершили более 4000 боевых вылетов в Восточном Пакистане и обеспечили успешное прикрытие с воздуха наступающей индийской армии в Восточном Пакистане . ВВС также помогли ВМС Индии потопить несколько пакистанских военно-морских кораблей в Бенгальском заливе . На западе авиация уничтожила десятки танков и бронетехники в одном сражении – битве при Лонгевале . ВВС США проводили стратегические бомбардировки, уничтожая нефтяные объекты в Карачи , плотину Мангла и газовый завод в Синде. Поскольку ВВС за несколько дней достигли полного превосходства в воздухе над восточным крылом Пакистана. [ 23 ] артиллерийские заводы, взлетно-посадочные полосы и другие жизненно важные объекты в Восточном Пакистане были серьезно повреждены. В конце концов, ВВС сыграли решающую роль в победе союзных войск, приведшей к освобождению Бангладеш. Помимо общей стратегической победы, ВВС также одержали 94 победы. [ 24 ] Пакистанские самолеты уничтожены, около 45 их собственных самолетов признаны потерянными. Тем не менее, ВВС совершили более 7000 боевых вылетов как на Восточном, так и на Западном фронтах, а их общее количество самолето-вылетов превысило 15 000. Для сравнения, ВВС совершили меньше боевых вылетов (хотя ВВС имели качественное преимущество: их истребители/бомбардировщики Мираж III могли летать ночью, где ни один истребитель ВВС не имел такой возможности (единственным самолетом ВВС с такой возможностью был бомбардировщик «Канберра» ) с каждым днем ​​опасаясь потери самолетов. Ближе к концу войны транспортные самолеты ВВС сбросили над Даккой листовки, призывающие пакистанские силы сдаться; Источники в Восточном Пакистане отмечают, что по мере распространения листовок моральный дух пакистанских войск упал. [ 25 ]

Операция Мегдут 1984 г.

[ редактировать ]

Операция «Мегдут» — это название превентивного удара, начатого индийскими военными с целью захвата большей части ледника Сиачен в спорном регионе Кашмира . начатая 13 апреля 1984 года, Эта военная операция, была уникальной, поскольку это была первая атака, предпринятая на самом высокогорном поле боя в мире. ВВС сыграли важную роль в операции Мегдут . Стратегические авиалайнеры ВВС, такие как Ил-76 и Ан-12, перевозили припасы и войска, сбрасывали припасы на высотные аэродромы, а транспортные вертолеты, такие как Ми-17 и Четаки, перевозили людей и материалы. [ 26 ] Военные действия оказались успешными, поскольку Индия получила контроль над всем ледником Сиачен и всеми его притоками, а также тремя основными перевалами хребта Салторо . [ 27 ] [ 28 ] По данным журнала « Time » , Индия получила более 1000 квадратных миль (3000 км2). 2 ) территории из-за своих военных действий в Сиачене. [ 29 ] Пакистан пытался в 1987 и 1989 годах вернуть себе ледник, но безуспешно. [ 30 ]

Операция Пумалай (1987)

[ редактировать ]

Не сумев договориться о прекращении гражданской войны в Шри-Ланке , Индия направила конвой невооруженных кораблей на север Шри-Ланки, чтобы доставить более 1000 тонн гуманитарной помощи. [ 31 ] но он был перехвачен ВМС Шри-Ланки и отправлен обратно. [ 31 ] После этого правительство Индии решило осуществить сброс гуманитарных грузов с воздуха вечером 4 июня 1987 года, обозначив операцию «Пумалай» ( тамильское : «Гирлянда») или «Орлиная миссия 4» как демонстрацию силы правительству Шри-Ланки, символическую поддержку тамильского повстанца и сохранить авторитет тогдашнего премьер-министра Индии Раджива Ганди . [ 31 ] пять Ан-32 Школы парашютно-десантной подготовки в Агре в сопровождении пяти самолетов Mirage 2000 из 7-й эскадрильи . Выгрузку грузов должны были осуществить [ 31 ] [ 32 ] было передано сообщение Послу Шри-Ланки в Нью-Дели о том, что в 16:00 индийские ВВС вылетят с миссией по доставке грузов над Джафной. Послу сообщили, что самолеты должны беспрепятственно завершить свою миссию, и любое противодействие со стороны ВВС Шри-Ланки «будет встречено силой» со стороны сопровождающих Mirage 2000. [ 31 ] Десантирование с воздуха прошло успешно, и ВВС Шри-Ланки не встретили сопротивления. [ 31 ] Шри-Ланка обвинила Индию в «вопиющем нарушении суверенитета». [ 31 ] Индия настаивала на том, что действует только из гуманитарных соображений. [ 31 ]

Операция Паван (1987)

[ редактировать ]

ВВС поддерживали Индийские силы по поддержанию мира (IPKF) на севере и востоке Шри-Ланки . Транспортные и вертолетные силы ВВС совершили около 70 000 самолето-вылетов в поддержку почти 100 000 военнослужащих и военизированных формирований, при этом ни один самолет не был потерян или миссия не была прервана. [ 33 ] Ан-32 ВВС США поддерживали постоянное воздушное сообщение между авиабазами в Южной Индии и Северной Шри-Ланке, перевозя людей, оборудование, продовольствие и эвакуируя раненых. [ 33 ] Ми-8 поддерживали сухопутные войска, а также обеспечивали авиаперевозки гражданской администрации Шри-Ланки во время выборов. [ 33 ] Ми-25 № 125 ХУ использовались для ведения подавляющего огня по опорным пунктам боевиков, а также для пресечения прибрежного и тайного речного транспорта. [ 33 ]

Каргил 1999 г.

[ редактировать ]
ВВС США МиГ-21 широко использовались в Каргильской войне .

11 мая 1999 года индийские ВВС были призваны для оказания непосредственной воздушной поддержки индийской армии в разгар продолжающегося конфликта в Каргиле с использованием вертолетов. [ 34 ] Удар ВВС имел кодовое название «Операция Цфат Сагар» . [ 34 ] Первые удары были нанесены 26 мая, когда индийские ВВС нанесли удары по позициям диверсантов с помощью истребителей и боевых вертолетов . [ 35 ] При первых ударах МиГ-27 выполняли наступательные вылеты, а МиГ-21 , а затем и МиГ-29 обеспечивали истребительное прикрытие. [ 36 ] ВВС также в большом количестве развернули свои радары и истребители МиГ-29 для контроля за передвижением пакистанских военных через границу. [ 37 ] Сринагара Аэропорт в это время был закрыт для гражданского воздушного движения и принадлежал ВВС Индии. [ 35 ]

IAF Mirage 2000 изменил правила игры в Каргильской войне.

27 мая произошли первые потери, когда самолеты МиГ-21 и МиГ-27 были потеряны над сектором Баталик в результате действий противника и механической неисправности соответственно. [ 38 ] [ 39 ] На следующий день Ми-17 был потерян - с потерей всех четырех членов экипажа - когда он был сбит тремя "Стингерами" во время наступательного вылета. [ 31 ] Эти потери заставили ВВС Индии пересмотреть свою стратегию. Вертолеты были немедленно выведены из наступательных функций в качестве меры против переносных ракет, находящихся в распоряжении лазутчиков. 30 мая ВВС Индии приняли в эксплуатацию Mirage 2000 , который был признан лучшим самолетом, способным обеспечить оптимальные характеристики в условиях большой высоты, наблюдаемой в зоне конфликта. Миражи 2000-х не только имели лучшее оборонительное оборудование по сравнению с МиГами, но и давали ВВС возможность совершать воздушные налеты в ночное время. МиГ-29 широко использовались для истребительного сопровождения Mirage 2000. [ 40 ] «Миражи» успешно атаковали вражеские лагеря и базы материально-технического снабжения в Каргиле, и через несколько дней их линии снабжения были серьезно нарушены. [ 41 ] Mirage 2000 использовались для ударов по Мунто Дало. [ 31 ] и хорошо защищенный Тайгер-Хилл , что подготовило почву для их скорейшего возвращения. [ 31 ] В разгар конфликта ВВС США ежедневно совершали более сорока боевых вылетов над районом Каргила. [ 40 ] К 26 июля индийские войска успешно освободили Каргил от пакистанских войск. [ 42 ]

Атлантический инцидент

[ редактировать ]

10 августа 1999 года военно-морской корабль ВМС Пакистана, построенный во Франции, Breguet Atlantic пролетал над районом Ранн-оф-Катч и был сбит двумя самолетами МиГ-21 ВВС Пакистана, в результате чего погибли все 16 человек на борту. [ 43 ]

Исторический самолет

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Сингх, Джасджит (2013). «1. Рождение независимых ВВС» . Защита с неба: 80 лет ВВС Индии: 80 лет ВВС Индии . Нью-Дели: KW Publishers Pvt Ltd., стр. 22–32. ISBN  978-93-81904-53-4 .
  2. ^ «СТАТЬЯ 4. — (Отношения между Королевскими ВВС и ВВС Индии, а также прикрепление личного состава.)». HC Deb, том 276 cc1473-501 . 3 апреля 1933 года . Проверено 8 апреля 2009 г. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  3. ^ «История МАФ» . Официальный сайт . Веб-мастер IAF – Штаб авиации. Архивировано из оригинала 9 апреля 2009 года . Проверено 7 апреля 2009 г.
  4. ^ Беди, Санджив (лето 2008 г.). «Стратегическая роль авиации» (PDF) . Журнал «Воздушная энергетика» . 3 (2). Центр исследований авиации: 27–45. Архивировано из оригинала (PDF) 23 июля 2019 года . Проверено 8 апреля 2009 г.
  5. ^ «МУЗЕЙ ВВС ИНДИИ - Геральдика (значки и знаки отличия)» . Бхарат Ракшак. Архивировано из оригинала 29 марта 2010 года.
  6. ^ Гоял, С.Н. (октябрь 1993 г.). «Вторая мировая война 1939–45: воспоминания ВВС» . Сайник Самачар . Индийские ВВС. Архивировано из оригинала 6 октября 2009 года . Проверено 8 апреля 2009 г.
  7. ^ Jump up to: а б «Королевские ВВС Индии» . Музей РАФ . Проверено 12 мая 2020 г.
  8. ^ «Вторая мировая война – Европа» . mgtrust.org .
  9. ^ БИРМА - ЯПОНИЯ с Азадом Хиндом: военные мемуары (1941–1945). Архивировано 13 июля 2022 года в Wayback Machine Air Cmde RS Benegal MVC AVSM.
  10. ^ Ахлувалия, А. (2012). Из воздуха в кресло: воспоминания ветерана войны, летчика-юриста ВВС Индии . Корпорация Xlibris. п. 41. ИСБН  978-1-4691-9657-2 .
  11. ^ «4-я эскадрилья (Ориалы)» . www.indianairforce.nic.in . Архивировано из оригинала 12 декабря 2007 года . Проверено 30 октября 2023 г.
  12. ^ Jump up to: а б с Прадхан и Чаван 2007 , с. xiv
  13. ^ Jump up to: а б Сисодиа и Бхаскар 2005 , с. 82
  14. ^ Гупта 1997 , с. 43
  15. ^ Раджу 1996 , с. 11
  16. ^ Jump up to: а б с Баруа 2005 , с. 193
  17. ^ Jump up to: а б Коггинс 2000 , с. 164
  18. ^ Штатный репортер (16 октября 2008 г.). «Вспоминая смертоносных «Убийц саблей» » . Индус . Архивировано из оригинала 20 октября 2008 года . Проверено 8 апреля 2009 г.
  19. ^ Диксит 2002 , с. 149
  20. ^ Ван Кревелд, 2012, стр. 286–287.
  21. ^ Коггинс 2000, стр. 163–164.
  22. ^ Хан 2004 , с. 185
  23. ^ «Бангладеш: В результате войны рождается нация» . Время . 20 декабря 1971 года.
  24. Разведывательное подразделение ВВС Управления СИ, которым командовал тогдашний флайт-лейтенант М.Л. БАЛА, прослушивая закодированный телефонный звонок, после его расшифровки узнало, что в Дакке должна была состояться встреча на высоком уровне под председательством тогдашнего губернатора Восточного Пакистана. Губернаторский дом. Он передал информацию соответствующим органам. На основании этой информации был взорван Дом губернатора. Пакистанская армия сдалась на следующий день. Боевые убийства IAF, война 1971 года. Архивировано 11 мая 2013 года в Wayback Machine.
  25. ^ «Воздушный аспект Освободительной войны 1971 года, командир авиации Ишфак Илахи Чоудхури (в отставке)» . mm-gold.azureedge.net .
  26. ^ ОП Мегдут
  27. ^ Вирсинг, Роберт (13 декабря 1991 г.). Безопасность Пакистана при Зии, 1977–1988: политические императивы периферийного азиатского государства . Пэлгрейв Макмиллан, 1991. ISBN.  9780312060671 .
  28. ^ Чайлд, Грег (1998). Разреженный воздух: встречи в Гималаях . Книги альпинистов, 1998. ISBN.  9780898865882 .
  29. ^ Десмонд/Кашмир, Эдвард В. (31 июля 1989 г.). «Гималайская война на вершине мира» . Время . Архивировано из оригинала 12 марта 2007 года.
  30. ^ Капур, С. Пол (2007). Опасное сдерживающее средство: распространение ядерного оружия и конфликт в Южной Азии . Издательство Стэнфордского университета. п. 118. ИСБН  978-0804755504 .
  31. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Индийские ВВС в Шри-Ланке. Операция Пумалай - Еда в Джафне» . Бхарат-ракшак.com. Архивировано из оригинала 9 июня 2011 года.
  32. ^ Вейсман, Стивен Р. (5 июня 1987 г.). «Индия доставляет по воздуху помощь тамильским повстанцам» . Нью-Йорк Таймс .
  33. ^ Jump up to: а б с д «ОП ПАВАН» . Проверено 24 июля 2010 г.
  34. ^ Jump up to: а б «Официальный сайт ВВС Индии» . Проверено 28 июля 2010 г.
  35. ^ Jump up to: а б «BBC News | Южная Азия | Индия начинает воздушную атаку на Кашмир» . Новости Би-би-си.
  36. ^ «Каргильские операции. Мираж-2000 в Каргиле» . Бхарат-ракшак.com. Архивировано из оригинала 7 августа 2011 года.
  37. ^ Бэмми 2002
  38. ^ «BBC News | Южная Азия | Индия теряет два самолета» . Новости Би-би-си.
  39. ^ «Флайер снова расширяет границу – Начикета возвращается в район, где был сбит его самолет» . Телеграф . Архивировано из оригинала 18 июня 2006 года . Проверено 18 сентября 2006 г.
  40. ^ Jump up to: а б Гангули и Капур 2008 , с. 105
  41. ^ Джонс 2003 , с. 97
  42. ^ Капур 2007 , с. 122
  43. ^ «Картинная галерея Atlantique Kill IAF - Ваю Сена» . vayu-sena-aux.tripod.com .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a320d4a5406209134ec7310cd086b099__1723799040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/99/a320d4a5406209134ec7310cd086b099.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Indian Air Force - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)