Одежда в Африке
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2009 г. ) |
Африканская одежда – это традиционная одежда, которую носят жители Африки .
Африканская одежда и мода — это разнообразная тема, которая позволяет взглянуть на различные африканские культуры. Одежда варьируется от яркого текстиля до халатов с абстрактной вышивкой и ярких браслетов и ожерелий из бисера. Поскольку Африка — такой большой и разнообразный континент, традиционная одежда в каждой стране различается. Например, во многих странах Западной Африки существуют «отчетливые региональные стили одежды, которые являются продуктом давних текстильных ремесел ткачества, крашения и печати», но эти традиции все еще могут сосуществовать с западными стилями. [ нужна ссылка ] Большой контраст в африканской моде наблюдается между сельскими и городскими обществами. Городские общества, как правило, больше подвержены влиянию торговли и меняющегося мира, в то время как новым западным тенденциям требуется больше времени, чтобы проникнуть в сельские районы. [1]
По регионам
[ редактировать ]В Северо-Восточной Африке, особенно в Египте, стили традиционной женской одежды находились под влиянием Ближнего Востока культур ; Примером этого может служить просто вышитая джелабия , которую аналогичным образом носят в арабских государствах Персидского залива . Джеллаба ( которая носится в Северо-Западной Африке) имеет схожие свойства с бубу , дашики и сенегальским кафтаном . В Нигерии женщины носят повязки на голове.
В Сахельской Африке дашики например , сенегальский кафтан и большой бубу носят более широко, хотя и не исключительно ( , Боголанфини носят в Мали). Дашики очень стилизованы и имеют богато украшенный V-образный воротник. Напротив, большой бубу проще, даже в большей степени, чем джеллаба, хотя цветные узоры достигают впечатляющих размеров, особенно среди туарегов , которые известны своими окрашенными в цвет индиго одеждами.
В Восточной Африке канзу мужчины — традиционная одежда, которую носят , говорящие на суахили . Женщины носят кангу и гомеси .
В Южной Африке носят своеобразные рубашки, как и длинные платья. Например, Южная Африка известна рубашкой Мадиба , тогда как Зимбабве известна рубашкой сафари .
На Африканском Роге одежда варьируется в зависимости от страны. В Эфиопии мужчины носят эфиопский костюм , а женщины – хабеша кемис . В Сомали мужчины носят хамис с небольшой шапочкой, называемой куфияд . Зурия в – распространенное традиционное платье, которое носят Эритрее .
Мода в Южной Африке
[ редактировать ]Южная Африка, насчитывающая более 57 миллионов человек бесчисленного происхождения, национальностей и религий, обладает огромным культурным разнообразием, которое выражается в широком спектре тем, начиная от кухни, музыки, языков и заканчивая праздниками. [2] Мода, тесно связанная с повседневной жизнью, также играет решающую роль в идентификации культуры и народа Южной Африки, как и во всем мире. Каждый предмет одежды, который люди выбирают, может быть просто потому, что он им доступен, или использоваться как выражение стиля, а также политических, религиозных убеждений и взглядов на жизнь. Независимо от того, как он был выбран, каждый предмет одежды несет в себе долгую историю.
Доколониальный
[ редактировать ]Один из самых ранних остатков южноафриканской одежды был обнаружен примерно 2000 лет назад, когда среднего палеолита потомки населения , койсаны , поселились на полуострове Кейп на юго-западной оконечности африканского континента. Эти люди были разделены на две группы: сан, чья жизнь во многом зависела от охоты и собирательства, и койкои, пастухи-скотоводы. [3] Без контактов с иностранцами одежда и ткани были недоступны для импорта. Вместо этого эти первые поселенцы изменили доступные ресурсы, такие как смягченная кожа дичи и домашних животных, а иногда и растения и скорлупу страусиных яиц , для изготовления одежды. В дополнение к этим источникам, появление металла также дало им больше выбора в моде. [4] Вскоре за прибытием койсанского народа последовали группы людей, говорящих на языке банту, которые из-за экспансии банту закончились конфликтом и оккупировали земли койсанского народа, вынудив его рассеяться и поглотиться банту-говорящей общиной. . [3] Поселение людей , говорящих на языке банту , привело к образованию Королевства Мапунгубве с 900 по 1300 год нашей эры, которое процветало за счет торговли с другими зарубежными регионами золотом и слоновой костью в обмен на одежду, стеклянные бусины и китайский фарфор. [4] Жители, говорящие на языке банту, в Южной Африке также привели к образованию ныне основных групп людей в Южной Африке, которые являются людьми, говорящими на языке нгуни, включая четыре меньшие группы (зулу, коса, свази, ндебеле). Другие группы людей в Южной Африке — это народы сото-тсвана ( тсвана , педи и сото ), а также группа людей в северо-восточных районах современной Южной Африки — венда , лемба и тсонга . [5] Все эти группы людей, проживающие в Южной Африке, имеют свои отличительные языки и культуру.
Колониальный
[ редактировать ]Колонизация, начавшаяся с середины семнадцатого века, несомненно, изменила Южную Африку во всех аспектах, а на моду вместе со всеми этими изменениями сильно повлияло прибытие новых материалов из Европы, а также европоцентристский взгляд на тело и одежду, согласно которому южноафриканцы одевались как шейные внесли изменения в традиционную моду этих идейных групп людей. Традиционная одежда, изготовленная из местных материалов, была объединена с новым стилем и предметами из Европы. [4] В начале девятнадцатого века стеклянные и пластиковые бусины из Европы добавили новые материалы к традиционной коллекции материалов, которые коренные жители Южной Африки использовали для изготовления изделий из бисера. [6] Примерно в конце девятнадцатого века ткань исишвешве была завезена в Южную Африку за счет импорта из Англии и Германии. Ткань изготавливалась из красителя индиго, а затем из синтетической формы красителя индиго с диапазоном цветов от синего и красного до темно-бордового и коричневого, что ассоциировалось с украшениями из повторяющихся и упорядоченно организованных геометрических узоров. Исишвешве постепенно влился в мир моды южноафриканских народов, появляясь на одежде рабочих, сельских женщин и мужчин-солдат. Несмотря на свою популярность, поскольку она была импортирована из других стран, она не была признана уникальной для африканской моды до 1982 года, когда южноафриканская компания Da Gama Textiles начала производить одежду, которая помогла ей повысить свой статус и считаться представителем Южной Африки. тип ткани. [6] Под влиянием колонизаторов западная мода стала править Южной Африкой: люди образованного класса предпочитали эдвардианские верхние пальто и шляпы. Рабочие также придерживались западного стиля, что повысило спрос на эту продукцию. В магазинах этих рабочих зон продавался широкий ассортимент товаров, таких как ботинки, пальто, твидовые куртки, жилеты, рубашки, подтяжки, ремни, шляпы, носовые платки и карманные часы. [7]
период апартеида
[ редактировать ]В ту эпоху классификации людей по их этнической принадлежности и расе уникальные платья каждой коренной общины Южной Африки использовались в качестве одного из инструментов различия. [6] Однако, помимо этого, ношение традиционной одежды также служило для цветных жителей Южной Африки способом выразить свое сопротивление и недовольство правительством, которым управляет меньшинство белых людей. Традиционную одежду носили такие лидеры, как Нельсон Мандела , который надел традиционную одежду коса в 1962 году во время суда за попытку свержения правительства. Выражение его идентичности как истинного южноафриканца говорило об агрессии в сопротивлении и стремлении добиться завоеванного контроля над своей страной. [6] Поскольку традиционные платья носили как часть выражения своей идентичности, южноафриканская мода в период апартеида стала свидетелем продолжающегося роста влияния европейской моды. Мост между модой до апартеида, когда одежда в Южной Африке во многом зависела от импорта европейской моды, и модой после апартеида, когда подчеркивалась этническая принадлежность, был построен многими южноафриканскими дизайнерами, которые привнесли нотку Африки в одежду европейского стиля. Ярким примером является Марианна Фасслер, которая включила леопардовый принт в одежду в европейском стиле. Она черпала вдохновение из южноафриканских источников, от одежды коренных народов до таких художников, как Барбара Тиррелл и Марлен Дюма. [6]
Пост-апартеид
[ редактировать ]После окончания периода апартеида в 1994 году традиционные платья Южной Африки продолжают оставаться способом выражения гордости за свою нацию и самобытность, а также огромным источником вдохновения для таких известных модных брендов, как Sun Goddess, Stoned Cherrie и Strangelove. Такие вещи, как головные повязки и юбка А-силуэта, вдохновленные народом коса девятнадцатого века, снова вернулись на подиум. Южноафриканская мода — это сочетание разных стилей, культур и реакций на социальные обстоятельства. Это гибрид самих африканцев и иностранцев, с которыми они общались. Из-за своего разнообразия ни один стиль одежды не считается национальной одеждой, а скорее каждая группа людей имеет свой собственный способ одеваться. [8]
Развитие индустрии моды в Южной Африке
[ редактировать ]По состоянию на 2016 год в Аккре, Гана, наблюдался бум строительных магазинов, бутиков одежды, отелей, а также крупных ресторанов. Со временем развитие искусства благодаря созданию моды в таких странах, как Кения, Марокко, Нигерия и Южная Африка, получило большее признание. Хотя существует глобальный разрыв между западным миром и их интерпретацией африканской моды посредством использования племенных узоров, многие дизайнеры поднялись и оказали влияние на индустрию элитной моды, изменив свою традиционную африканскую одежду. Новые дизайнеры сейчас пытаются расширить свою предпринимательскую деятельность и рассказать миру о универсальности африканской моды. [9] В частности, влияние Йоханнесбурга на индустрию моды было более целенаправленным. С помощью многих дизайнеров Йоханнесбург создал модный район в центре города, сделавший себе имя во всем мире. В то время как новые дизайнеры используют это место как трамплин для своего расширения, известные дома моды также играют роль в развитии района. Преобразование существующих и развивающихся домов моды способствовало международному признанию Южной Африки в индустрии моды, что сделало Неделю моды в Южной Африке важным местом в мировом масштабе моды в начале каждого весенне-летнего и осенне-зимнего сезона. Благодаря множеству признанных талантов, принадлежащих чернокожим, Йоханнесбург стал одной из главных столиц моды не только для чернокожих креативщиков, но и для дизайнеров всех рас. [10]
Западная одежда
[ редактировать ]Европейское влияние обычно наблюдается и в африканской моде. Например, угандийские мужчины начали носить «брюки в полный рост и рубашки с длинными рукавами». С другой стороны, женщины начали адаптировать влияние « викторианской одежды XIX века ». К этим стилям относятся: «длинные рукава и пышные плечи, пышная юбка и обычно красочный бант, завязанный на талии». Этот стиль одежды называется бусути . [1] Еще одна популярная тенденция — сочетать предметы современной западной одежды, например футболки, с традиционными накидками. Сельские общины также начали включать подержанную западную одежду в свой повседневный стиль. Например, сельские женщины Замбии начали сочетать «подержанную одежду с одним читенги длиной в два ярда , который использовался в качестве обертки поверх платья». [ Эта цитата нуждается в цитировании ] С глобализацией влияния западной одежды на городские и сельские районы стало все чаще можно встретить людей, носящих одежду самых разных стилей. [11]
Секонд-хенд одежда
[ редактировать ]Во всех западных обществах существуют некоммерческие организации, которые продают подержанную одежду коммерческим компаниям в Африке. Эта европейская одежда довольно распространена в некоторых частях континента. Эту бывшую в употреблении одежду в некоторых регионах называют митумба , и она вызывает споры. Критики указывают на это как на угрозу местным производителям одежды и жалуются, что они эксплуатируют потребителей, в то время как другие, например среднестатистический житель Нигерии, утверждают, что эта бывшая в употреблении одежда составляет полезную конкуренцию зачастую дорогим и некачественным местным продуктам.
До того, как благотворительные организации начали импортировать подержанную одежду, дешевая хлопчатобумажная одежда из Азии была крупнейшим импортом хлопковой одежды в Африку. После этого западные благотворительные организации начали отправлять использованную одежду африканским беженцам и беднякам. [1] Страны Африки к югу от Сахары являются одним из основных направлений импорта подержанной одежды. Хотя бывшую в употреблении одежду обычно отправляли представителям низших слоев общества, сейчас ее часто можно встретить и среди других социальных слоев Африки. Одежда секонд-хенд встречается в повседневной одежде многих людей, независимо от их классовой принадлежности. Это потому, что всегда было разнообразие одежды и она была по хорошей цене. Однако обычно в мусульманских регионах, таких как Северная Африка, в этой торговле не участвуют по религиозным причинам. Вместо этого исламские африканские мужчины носят длинные струящиеся халаты, а женщины носят хиджаб и платье, закрывающее всю кожу.
Хотя эту одежду часто дарят организации, полагая, что люди в сельских и бедных районах получат ее первыми, люди, живущие в городах, получат одежду первыми. Поскольку городские районы полны быстро меняющегося образа жизни, они могут адаптироваться к изменениям в культуре, например, к изменению традиционной одежды. Эта иностранная одежда часто кардинально отличается от той, к которой привыкли люди в сельских районах Африки. Люди могут полагать, что их оскорбляют, когда им дарят что-то, что, по их мнению, старое, оборванное и грязное. В целом создается впечатление, что большинство стран адаптировались к использованию подержанной одежды и использовали ее в своих интересах.
Воздействие
[ редактировать ]Производство подержанной одежды оказало как положительное, так и отрицательное влияние на африканское общество. Последствием, о котором обычно никто не задумывался, является перепродажа импортной западной одежды. Южная Африка, среди других стран, разработала законодательство об импортируемых или подаренных товарах, чтобы ограничить перепродажу подаренных товаров. Кот-д'Ивуару , Нигерии , Кении и Малави пришлось полностью запретить ввоз/дарение подержанной одежды, чтобы попытаться контролировать перепродажу. [ нужна ссылка ] Еще одно негативное воздействие, о котором обычно утверждают, заключается в том, что импорт западной одежды оказывает негативное влияние на местных производителей одежды. Однако противоположная сторона аргумента считает, что высокий уровень импорта создает новые рабочие места для людей, живущих в портовых городах. Эти работы включают сортировку, стирку, перешив и транспортировку одежды на рынки. Есть отчет, в котором говорится, что «50 000 человек заняты на работах, связанных с подержанной одеждой, на одном рынке в Кампале, Уганда».
Еще одно влияние, которое можно назвать как отрицательным, так и положительным, заключается в том, что подержанную одежду стали носить чаще, чем классический африканский текстиль. В Замбии , где она известна как салаула , подержанная одежда стала для них новым типом традиционной одежды. В городах Замбии полно рынков подержанной одежды, которые пользуются огромным успехом. Поскольку замбийцы стали носить больше западной одежды, традиционных тканей и ремесел, похоже, стало мало. В то время как Сенегал и Нигерия предпочитают «следовать давним региональным традициям стиля, одеваясь с гордостью, чтобы продемонстрировать одежду местного производства в «африканских» стилях». [ нужна ссылка ] Можно утверждать, что Замбия теряет часть своей культуры, нося только западные стили, или даже что люди в Сенегале и Нигерии недостаточно открыты, чтобы попытаться включить западные стили в свою моду. Эти различия во взглядах на подержанную одежду делают африканскую моду разнообразной темой.ЭТО НЕ ПРАВДА
См. также
[ редактировать ]- Африканский текстиль
- Национальный костюм
- 1990-е в африканской моде
- 2000-е в африканской моде
- 2010-е в африканской моде
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Централ моды Блумсбери» . www.bloomsburyfashioncentral.com . Проверено 23 октября 2018 г.
- ^ «Оценка численности населения на середину года» (PDF) . Статистика СА . 23 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Бирнс, Рита М (1996). «Южная Африка: страновое исследование» . Countrystudies.us . Проверено 15 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Дэвисон, Патрисия (2010). «Централ моды Блумсбери» . www.bloomsburyfashioncentral.com . Проверено 15 октября 2019 г.
- ^ Найт, Ян (1989). Враги королевы Виктории 1: Южная Африка . Блумсбери США. стр. 3–4. ISBN 9780850459012 .
- ^ Jump up to: а б с д и Ровин, Виктория Л. (1 декабря 2015 г.). Истории, инновации и идеи, которые можно носить .
- ^ Стратт, Дафна (1975). Мода на одежду в Южной Африке 1652–1900 гг . Кейптаун: Балкема.
- ^ Фарбер, Леора (март 2010 г.). «Африканизирующая гибридность? К афрополитической эстетике в современном южноафриканском модном дизайне». Критические искусства . 24 (1): 128–167. дои : 10.1080/02560040903509234 . S2CID 144526631 .
- ^ Уодделл, Анника (1 мая 2017 г.). Новые предприниматели в сфере моды из Ганы и Нигерии: культурные аспекты и структурные проблемы развития модного бизнеса в развивающейся экономике (магистерская диссертация). Университет Райерсона. п. 7. hdl : 10.32920/ryerson.14665887.v1 .
- ^ Роджерсон, Кристиан М. (июль 2006 г.). «Развитие индустрии моды в Африке: пример Йоханнесбурга». Городской форум . 17 (3): 215. doi : 10.1007/s12132-006-0010-y . S2CID 154295416 .
- ^ Росс, Доран Х.; Эйхер, Джоан Бубольц (2010). Бергская энциклопедия мирового платья и моды: Африка . Берг. ISBN 978-1-84788-850-1 .