Политика Словении
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2013 г. ) |
![]() |
---|
Государство-член ООН |
Политика Словении осуществляется в рамках парламентской представительной демократической республики , в которой премьер-министр Словении является главой правительства , и многопартийной системы . Исполнительную власть осуществляет правительство Словении . Законодательная власть принадлежит Национальному собранию и, в незначительной степени, Национальному совету . Судебная власть Словении независима от исполнительной и законодательной власти. Словения является государством-членом Европейского Союза и представлена в Совете ЕС и на выборах в Европейский парламент .
Политические события
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2020 г. ) |
![]() | Эту статью необходимо обновить . ( ноябрь 2010 г. ) |
Будучи молодой независимой республикой , Словения стремилась к экономической стабилизации и дальнейшей политической открытости, подчеркивая при этом свое западное мировоззрение и центральноевропейское наследие. Сегодня, имея растущую региональную значимость, участвуя в развертывании миротворческих сил СФОР в Боснии и развертывании КФОР в Косово , а также являясь официальным членом Всемирной торговой организации , Словения играет роль на мировой арене, совершенно непропорциональную ее небольшому размеру.
С 1998 по 2000 год Словения занимала непостоянное место в Совете Безопасности ООН и в этом качестве отличилась конструктивной, творческой и ориентированной на консенсус активностью. Словения является государством-членом Европейского Союза с мая 2004 года. Она также является членом Организации Объединенных Наций с мая 1992 года, Совета Европы с мая 1993 года и всех крупных международных финансовых институтов ( Международного валютного фонда , Группа Всемирного банка и Европейский банк реконструкции и развития ), а также 40 других международных организаций, в том числе Всемирная торговая организация, членом-учредителем которой она является.
После распада бывшей Югославии Словения установила стабильную, многопартийную, демократическую политическую систему, характеризующуюся регулярными выборами, свободной прессой и отличными показателями в области прав человека . Однако Словения — единственное бывшее коммунистическое государство, которое никогда не проводило люстрацию . [ 1 ] По Конституции Словения страна является парламентской демократией и республикой . Внутри правительства власть разделена между президентом, избранным прямым голосованием, премьер-министром и неполным двухпалатным законодательным органом. [ 2 ] [ 3 ] Законодательный орган состоит из Национальной ассамблеи, состоящей из 90 членов, которая берет на себя руководство практически всеми законодательными вопросами, и Национального совета, в основном консультативного органа, состоящего из представителей социальных, экономических, профессиональных и местных интересов. Конституционный суд обладает высшими полномочиями по проверке законодательства на предмет его соответствия конституции Словении. Девять его судей избираются сроком на 9 лет.
В 1997 году были проведены выборы для избрания президента и представителей верхней палаты парламента – Национального совета. Милан Кучан , избранный президентом Югославской Республики Словения в 1990 году, привел свою страну к независимости в 1991 году. Он был избран первым президентом независимой Словении в 1992 году и снова в ноябре 1997 года с большим отрывом.
Янез Дрновшек из левоцентристской Либерально-демократической партии Словении (ЛДС) был переизбран премьер-министром на парламентских выборах 15 октября 2000 года. Коалиция Дрновшека получила большинство в парламенте почти в две трети.
Правительство, а также большая часть словенской политики, разделяет общее мнение о желательности тесной ассоциации с Западом, в частности, о членстве как в Европейском Союзе , так и в НАТО . Несмотря на всю кажущуюся ожесточенность, которая разделяет левые и правые крылья, между ними мало фундаментальных философских различий в области государственной политики. Словенское общество построено на основе консенсуса, который сошелся на социал-демократической модели. Политические разногласия, как правило, уходят корнями в роли, которые группы и отдельные лица играли в годы коммунистического правления и борьбы за независимость.
Будучи самой процветающей республикой бывшей Югославии, Словения впервые в своей истории вышла из короткой десятидневной войны за отделение в 1991 году как независимое государство. С тех пор страна добилась устойчивого, но осторожного прогресса в развитии рыночной экономики. Экономические реформы, проведенные вскоре после обретения независимости, привели к здоровому экономическому росту. Несмотря на замедление темпов реформ и признаки замедления роста ВВП сегодня, словенцы сейчас имеют самый высокий доход на душу населения среди всех стран с переходной экономикой Центральной Европы.
Словенцы с осторожностью проводили внутреннюю экономическую реструктуризацию. Первый этап приватизации (общественной собственности в рамках системы СФРЮ) уже завершен, а продажа оставшихся крупных государственных холдингов запланирована на следующий год. Торговля была диверсифицирована в сторону Запада (торговля со странами ЕС составила 66% от общего объема торговли в 2000 году) и растущих рынков Центральной и Восточной Европы. На долю обрабатывающей промышленности приходится большая часть занятости, при этом машины и другие промышленные товары составляют основную часть экспорта. По данным обследований рабочей силы, уровень безработицы составляет примерно 6,6% (декабрь 2000 г.), при этом для получения помощи по безработице было зарегистрировано 106 153 человека. Инфляция оставалась ниже двузначного уровня: 6,1% (1999 г.) и 8,9% (2000 г.). Валовой внутренний продукт вырос примерно на 4,8% в 2000 году и, как ожидается, в 2001 году его темпы немного снизятся - 4,5%, поскольку экспортный спрос отстает. Валюта стабильна, полностью конвертируема и обеспечена значительными резервами. Экономика обеспечивает гражданам хороший уровень жизни .
За десять лет после обретения независимости Словения добилась огромного прогресса в создании демократических институтов, обеспечении уважения прав человека, создании рыночной экономики и адаптации своей армии к западным нормам и стандартам. Следуя по этому пути, в 2004 году она стала государством-членом Европейского Союза . В отличие от своих соседей, этот период ознаменовался гражданским спокойствием и сильным экономическим ростом. После обретения независимости Словения предложила гражданство всем жителям, независимо от этнической принадлежности или происхождения, избежав сектантской ловушки, в которую попали многие страны Центральной Европы. Словения охотно приняла беженцев из боевых действий в Боснии и с тех пор участвует в международных усилиях по стабилизации в регионе.
На международном фронте Словения быстро продвинулась к интеграции в евроатлантическое сообщество наций. Словения достигла двух своих основных внешнеполитических целей: членства в ЕС и НАТО . Словения также участвует в Инициативе сотрудничества Юго-Восточной Европы (SECI) .
Словения была активным участником «Партнерства ради мира» (ПРМ) и стремилась продемонстрировать свою готовность взять на себя ответственность и бремя членства в Альянсе. Соединенные Штаты надеются, что Словения сыграет продуктивную роль в продолжении усилий по обеспечению безопасности во всем регионе. Она сделала многое, способствуя успеху IFOR, SFOR, усилий в Албании , Северной Македонии , Черногории , Косово и других местах, и продолжает активно расширять свое конструктивное региональное взаимодействие.
Словения является одной из стран, в которых сосредоточена политика США в Юго-Восточной Европе, направленная на укрепление региональной стабильности и интеграции. Правительство Словении имеет хорошие возможности стать влиятельным образцом для подражания для других правительств Юго-Восточной Европы, находящихся на разных стадиях реформ и интеграции. С этой целью Соединенные Штаты призывают Словению сохранить темп внутренних экономических, политических и правовых реформ, одновременно расширяя свое международное сотрудничество, насколько позволяют ресурсы. Учитывая членство Словении в ЕС , многие из этих реформ теперь имеют обязательную юридическую силу в соответствии с европейским законодательством . Усилия НАТО и ЕС по оказанию помощи Словении в военной реструктуризации и модернизации продолжаются.
Борут Пахор занимает пост президента с 2012 года. В ноябре 2017 года президент Словении Борут Пахор был переизбран на второй срок на закрытых выборах . [ 4 ]
Бывший премьер-министр Янез Янса провел шесть месяцев в тюрьме в 2014 году после того, как был осужден по обвинению во взяточничестве, связанном с оружейной сделкой 2006 года. Янса отрицал какие-либо правонарушения. [ 5 ]
победила правоцентристская Демократическая партия Словении (СДС) бывшего премьер-министра Янеза Янсы В июне 2018 года на выборах . СДС получила 25 мест в 90-местном парламенте. Левоцентристская партия «Список Марьяна Шарека» (LMS) заняла второе место с 13 местами. [ 6 ]
Премьер-министр Марьян Шарец ушел в отставку в январе 2020 года. После выборов 2018 года он возглавил правительство левоцентристского меньшинства. [ 7 ]
В марте 2020 года Янез Янша в третий раз стал премьер-министром в новом коалиционном правительстве СДС, Партии современного центра (SMC), Новой Словении (NSi) и Партии пенсионеров (DeSUS). Янса ранее был премьер-министром с 2004 по 2008 год и с 2012 по 2013 год. [ 8 ] Янез Янша был известен как правый популист и ярый сторонник бывшего президента США Дональда Трампа . [ нужна ссылка ] Янша был также известен как союзник правого премьер-министра Виктора Орбана . Венгрии [ 9 ] [ 10 ]
В апреле 2022 года либеральная оппозиция « Движение за свободу » победила на парламентских выборах . «Движение за свободу» набрало 34,5% голосов по сравнению с 23,6% голосов у Словенской демократической партии Янши . [ 11 ] 25 мая 2022 года парламент Словении проголосовал за назначение лидера Движения за свободу Роберта Голоба новым премьер-министром Словении вместо Янеза Янши. [ 12 ]
Конституция
[ редактировать ]Конституция . была принята 23 декабря 1991 года и вступила в силу 23 декабря 1991 года
Исполнительная власть
[ редактировать ]Офис | Имя | Вечеринка | С |
---|---|---|---|
Президент | Наташа Пирц Мусар | Независимый | 23 декабря 2022 г. |
премьер-министр | Роберт Дав | Движение за свободу | 25 мая 2022 г. |
Президент избирается всеобщим голосованием сроком на пять лет. После выборов в Национальное собрание президент партии большинства или лидер коалиции большинства обычно выдвигает кандидатуру на пост премьер-министра и избирает Национальное собрание. Совет министров назначается премьер-министром и избирается Национальным собранием.
Законодательная власть
[ редактировать ]Национальное собрание ( Državni zbor ) состоит из 90 членов, избираемых на четырехлетний срок, 88 членов, избираемых по пропорциональному представительству по формуле Д'Ондта, и 2 члена, избираемых от этнических меньшинств по счетчику Борда .

Президент Национального собрания Словении избирается депутатами, и для его избрания требуется 46 голосов. В настоящее время эту должность занимает Уршка Клакочар Зупанчич .
Политические партии и выборы
[ редактировать ]Последние президентские выборы в Словении
[ редактировать ]Кандидат | Вечеринка | Первый раунд | Второй раунд | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Голоса | % | Голоса | % | |||
Борут Пахор | Независимый (при поддержке социал-демократов ) | 355,117 | 47.21 | 378,307 | 53.09 | |
Марьян Шарец | Список Марьяна Шарца | 186,235 | 24.76 | 334,239 | 46.91 | |
Романа Томк | Словенская демократическая партия | 102,925 | 13.68 | |||
Людмила Новак | Новая Словения | 54,437 | 7.24 | |||
Андрей Шишко | Движение Объединенной Словении | 16,636 | 2.21 | |||
Борис Попович | Словения навсегда | 13,559 | 1.80 | |||
Майя Маковец Бренчич | Современная центристская партия | 13,052 | 1.74 | |||
Сюзана Лара Краузе | Словенская народная партия | 5,885 | 0.78 | |||
Анжелка Ликович | Голос для детей и семей | 4,418 | 0.59 | |||
Общий | 752,264 | 100.00 | 712,546 | 100.00 | ||
Действительные голоса | 752,264 | 99.26 | 712,546 | 98.72 | ||
Недействительные/пустые голоса | 5,634 | 0.74 | 9,255 | 1.28 | ||
Всего голосов | 757,898 | 100.00 | 721,801 | 100.00 | ||
Зарегистрированные избиратели/явка | 1,713,762 | 44.22 | 1,713,473 | 42.13 | ||
Источник: Выборы |
Последние парламентские выборы в Словении
[ редактировать ]Последние европейские выборы в Словении
[ редактировать ]Вечеринка | Голоса | % | Сиденья | +/– | |
---|---|---|---|---|---|
Демократическая партия + Народная партия | 126,534 | 26.25 | 3 | –1 | |
Социал-демократы | 89,936 | 18.66 | 2 | +1 | |
Список Марьяна Шарца | 74,431 | 15.44 | 2 | Новый | |
Новая Словения | 53,621 | 11.12 | 1 | 0 | |
Левые | 30,983 | 6.43 | 0 | 0 | |
Демократическая партия пенсионеров Словении | 27,329 | 5.67 | 0 | –1 | |
Альянс Аленки Братушек | 19,369 | 4.02 | 0 | Новый | |
Словенская национальная партия | 19,347 | 4.01 | 0 | 0 | |
Зелень Словении | 10,706 | 2.22 | 0 | 0 | |
Патриотическая лига | 8,184 | 1.70 | 0 | Новый | |
Давайте соединимся | 7,980 | 1.66 | 0 | Новый | |
Современная центристская партия | 7,823 | 1.62 | 0 | Новый | |
Движение Объединенной Словении | 3,288 | 0.68 | 0 | Новый | |
Хорошее состояние | 2,544 | 0.53 | 0 | Новый | |
Общий | 482,075 | 100.00 | 8 | 0 | |
Действительные голоса | 482,075 | 97.89 | |||
Недействительные/пустые голоса | 10,382 | 2.11 | |||
Всего голосов | 492,457 | 100.00 | |||
Зарегистрированные избиратели/явка | 1,704,866 | 28.89 | |||
Источник: Выборы |
Административное деление
[ редактировать ]Словения разделена на 212 муниципалитетов , из которых 11 являются городскими муниципалитетами с большей степенью автономии.
Участие международных организаций
[ редактировать ]Словения является членом ЕПВ , BIS , CCC , CE , CEI , EAPC , EBRD , ECE , EU , FAO , IADB , IAEA , IBRD , ICAO , ICC , ICRM , IDA , IFC , IFRCS , ILO , IMF , IMO , Intelsat ( пользователь, не подписавший подпись), Интерпол , МОК , МОМ (наблюдатель), ИСО , МСЭ , ДН (гость), НАТО , ОЗХО , ОБСЕ , PCA , PFP , SECI , ООН , ЮНКТАД , ЮНЕСКО , ВСООНК , ЮНИДО , ОНВУП , ВПС , ЗЕС ( ассоциированный партнер), ВОЗ , ВОИС , ВМО , ВТОО , ВТРО
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Поврежденная ментальность – наследие тоталитаризма» [Поврежденная ментальность – наследие тоталитаризма] (на словенском языке). ММС РТВ Словения.
- ^ «UI-295/07-8» (на словенском языке). Конституционный суд Республики Словения. 22 октября 2008 года . Проверено 16 декабря 2010 г.
С этой точки зрения можно говорить о несовершенной двухпалатной природе словенского парламента, поскольку согласно теории конституционного права любое устройство, при котором в сфере законодательных функций действуют два органа, считается двухпалатным, независимо от взаимоотношений между ними. .
- ^ Лакота, Игорь (2006). Система неполной двухпалатности в парламенте Словении (дипломная работа) [ Система неполной двухпалатности в парламенте Словении (дипломная работа) ] (PDF) (на словенском языке). Факультет социальных наук Люблянского университета. п. 59 . Проверено 16 декабря 2010 г.
- ^ Новак, Марья (12 ноября 2017 г.). «Президент Словении Пахор выигрывает второй срок в конкурентной борьбе» . Рейтер .
- ^ «Янеж Янша выходит из тюрьмы. Но чист ли он? | СПИТ С ПЕНГОВСКИМ» . 12 декабря 2014 г.
- ^ Новак, Марья (4 июня 2018 г.). «Антииммиграционная партия побеждает на выборах в Словении» . Рейтер .
- ^ Новак, Марья (27 января 2020 г.). «Премьер-министр Словении Шарец уходит в отставку, вероятны досрочные выборы» . Рейтер .
- ^ «Янша приведен к присяге в качестве назначенного премьер-министра Словении» .
- ^ «Янес Янса: Словения голосует за популиста, поддерживающего Трампа» . Новости Би-би-си . 25 апреля 2022 г.
- ^ «Орбан встречается с Янсой: «Мы не нарушители спокойствия, мы просто сильнее, чем были» » . Венгрия сегодня . 21 февраля 2022 г.
- ^ «Словенский Янша побежден оппозиционным либеральным движением за свободу» . Евроньюс . 24 апреля 2022 г.
- ^ «Словенские законодатели утвердили либерально-зеленого лидера новым премьер-министром» . Независимый . 25 мая 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]