Хадис с ручкой и бумагой
Часть серии о |
Хадис |
---|
![]() |
![]() |
Часть серии о |
Мухаммед |
---|
Хадис с ручкой и бумагой ( араб . حديث القلم والورقة , латинизированный : хадис аль-калам ва'ль-варака ) представляет собой инцидент, в котором исламский пророк Мухаммед выразил желание сделать письменное заявление незадолго до своей смерти, возможно, на Четверг, но ему помешали это сделать. Намерения Мухаммеда обсуждаются, хотя принято считать, что в этом заявлении официально был назначен его преемник. Возможно, из-за его последствий в истории ислама, некоторые называют этот инцидент «Бедствием четверга» ( араб . رزية يوم الخميس , латинизировано : raziyat yawm al-Khamīs ).
Повествование
[ редактировать ]Просьба Мухаммеда
[ редактировать ]Мухаммад заболел в 11 году хиджры (632 г. н. э. ), и, как сообщается, в четверг его состояние ухудшилось. [ 1 ] когда он попросил письменные принадлежности, чтобы «написать что-нибудь, после чего вы не будете введены в заблуждение», как сообщается на основании авторитета Ибн Аббаса в каноническом суннитском сборнике « Сахих аль-Бухари» . [ 2 ]
Возражение Умара
[ редактировать ]В «Сахих аль-Бухари» Мухаммеда сообщается, что спутник Умар протестовал: «Болезнь одолела пророка. У нас есть книга Бога [ Коран ], и этого для нас достаточно». [ 3 ] [ 4 ] [ 1 ] В другом сообщении суннита Ибн Саада ( ум. 230/845 ) Умар вместо этого сказал присутствующим, что Мухаммад бредит: [ 4 ] как отметил также Маделунг . [ 5 ] То, что Мухаммаду сказали, что он в бреду, также появляется в другом сообщении Ибн Саада, аналогично переданном суннитом ат-Табари ( ум. 310/923 ), хотя во втором сообщении ничего не говорится о том, кто сделал этот комментарий. Суннит Ибн Касир ( ум. 774/1373 ) вообще исключает Умара из своего отчета, возможно, опасаясь негативного образа Умара. [ 4 ]
Ссориться
[ редактировать ]далее В сообщении Сахиха говорится, что затем у постели Мухаммеда вспыхнула ссора. [ 3 ] некоторые предлагают следовать его приказам, а некоторые встают на сторону Умара и игнорируют просьбу пророка, [ 1 ] добавляет Ибн Саад в своем наиболее подробном отчете. [ 4 ] Поскольку шум и ссора усилились, Мухаммед попросил их уйти и ничего не написал. В одном из сообщений Ибн Саада жены Мухаммеда требуют выполнения его просьбы, но Умар заставляет их замолчать. В другом сообщении о нем говорится, что жена Мухаммеда Зайнаб выдвинула это требование. [ 4 ] цитируются В « Сахихе» слова Ибн Аббаса: «Величайшее из всех бедствий — это то, что встало между Апостолом и его писанием». [ 3 ] Вместо этого в некоторых сообщениях подобные слова приписывают Убайд Аллаху ибн Абдаллаху. [ 4 ] Фраза « ар-разийя кул аль-разийя » иногда используется по отношению к этому событию. [ 4 ] [ 1 ]
Реакция Мухаммеда
[ редактировать ]Аль-Бухари ( ум. 256/870 г. ) и Ибн Саад упоминают, что Мухаммад был опечален ссорой ( ва гамму расул Аллах ), в то время как суннит ад-Диярбакри ( ум. гг 960-1550-е . ) умалчивает об этом в его отчет, но сохраняет имя Умара. В одном из сообщений Ибн Саада Мухаммед сделал выговор: «Они [женщины] лучше, чем вы» после того, как Умар заставил замолчать жен Мухаммеда, которые просили мужчин исполнить желание пророка. [ 4 ]
Рекомендации Мухаммеда
[ редактировать ]В некоторых сообщениях добавляется, что Мухаммед оставил три устных наставления вместо письменного заявления, хотя разными авторами они были записаны по-разному. [ 4 ] В одном сообщении Ибн Саада перечислены два из этих указаний: изгнание многобожников из Аравии и прием делегаций таким же образом, как это сделал Мухаммед. Третья рекомендация отсутствует, возможно, ее источник забыл. [ 4 ] Шиит ) сообщает , Табарси ( ум. 548/1153 что третье (отсутствующее) наставление касалось семьи Мухаммеда, Ахль аль-Байт ( букв. « Люди дома » ). [ 1 ] В своем отчете Мухаммеда позже спросили, хочет ли он еще что-нибудь написать, и он ответил:
Нет, не после того, что вы сказали! Лучше сохраните мою память добротой к моим домашним. Относитесь с добротой к людям зиммы [а именно, евреям и христианам] и кормите бедных и ма малакат айманукум [рабов]. [ 1 ]
Еще в одном сообщении Ибн Саада со слов двоюродного брата и зятя Мухаммеда Али перечислены три наставления: молитва, закят (исламская милостыня) и (доброта) ма малакат айманукум (рабам). [ 6 ]
Дебаты
[ редактировать ]Среди ученых нет недостатка в предположениях о том, что намеревался написать Мухаммед. Шиитские учёные предполагают, что это было бы формальное назначение Али новым лидером, в то время как суннитские власти выдвигали различные альтернативы. [ 3 ]
Непослушание
[ редактировать ]Отмечая, что именно Умар помешал Мухаммаду написать свое завещание, суннит Ибн Хазм ( ум. 456/1064 ) предполагает, что он имел в виду только добро ( арада би-ха аль-хайр ). Он также утверждает, что другие присутствующие согласились с Умаром и что воля пророка не имела никакого религиозного значения. В противном случае, говорит он, Мухаммед настоял бы на написании этого. Суннит аль-Халаби ( ум. 1044/1635 ) аналогичным образом предполагает, что Умар лишь хотел облегчить задачу пророка ( иннама кала дхалика тахфифан ала расул Аллах ). [ 4 ]
Назначение Абу Бакра
[ редактировать ]Начиная с аль-Баладхури ( ум. 892 ), многие суннитские авторы представляли первого халифа Абу Бакра как назначенного преемника, что Мухаммед намеревался записать на смертном одре. В одном из сообщений аль-Баладхури Мухаммед ясно говорит об этом, добавляя, что его сочинение предотвратит раздоры среди мусульман. В отчетах аль-Баладхури также нет упоминаний об Умаре и Али, а основное внимание уделяется Абу Бакру и его дочери Аише . [ 4 ]
Сообщения аль-Халаби и Ибн Хазма аналогичны сообщениям аль-Баладхури. Аль-Халаби передает от Аиши без дальнейшей цепочки передачи, в то время как Ибн Хазм также выражает сожаление по поводу упущенной возможности назначить Абу Бакра, которая, по его мнению, предотвратила бы такое большое кровопролитие после Мухаммеда. [ 4 ]
Ибн Касир идет дальше и представляет весьма полемический отчет о смерти Мухаммеда, добавляя, что в своей последней проповеди он назначил Абу Бакра своим преемником, и это важное заявление, для которого ему пришлось сначала очиститься. [ 4 ] Сегодня общее суннитское убеждение состоит в том, что Мухаммед не назначал преемника. [ 7 ] Аль-Табари цитирует только два коротких сообщения об инциденте с ручкой и бумагой. [ 4 ]
Обозначение Али
[ редактировать ]В шиитских источниках инцидент рассматривается как бедствие и упущенная возможность назначить Али преемником. [ 1 ] Например, в отчете аль-Муфида ( ум. 413/1022 ) подчеркивается непослушание Умара и то, что оно вызвало недовольство Мухаммеда, который устно подтвердил права Али на смертном одре. По словам Мискинзода, его рассказ соответствует суннитскому повествованию, за исключением части об Али. [ 4 ]
Маделунг цитирует разговор между Ибн Аббасом и Умаром, в котором последний утверждал, что Мухаммед намеревался назвать Али своим преемником и что он предотвратил это, будучи убежденным, что арабы восстанут против Али. [ 8 ] Традицию на этот счет также цитирует шиит Табабатай ( ум. 1981 ). [ 9 ] Эту точку зрения поддержал Хэзлтон . [ 10 ]
Политика сообщества
[ редактировать ]В суннитском исламе этот хадис также связан с ростом общественной политики, последовавшей за смертью Мухаммеда. Утверждается, что, не оставив завещания, Мухаммед безоговорочно принял то, как мусульманская община ( умма ) будет функционировать после его смерти. Таким образом, этот хадис был связан с появлением суннитской традиции «Моя умма никогда не согласится с ошибкой», идеи, увековеченной, среди прочего, суннитскими богословами Ибн Хазмом и Ибн Сайидом ан-Насом ( ум. 734/1334 ). . [ 4 ] Маделунг в качестве альтернативы утверждает, что Коран советует верующим решать некоторые вопросы путем консультации, но преемственность пророков не входит в их число. Этот вопрос решается божественным избранием прошлых пророков Корана, пишет он. [ 11 ]
Авторитет Мухаммеда
[ редактировать ]Для Мискинзода в центре истории находится вопрос о религиозном авторитете Мухаммеда, примером которого является заявление Умара: «У вас есть Коран, нам достаточно книги Бога». По ее мнению, эти традиции подразумевают, что Корана достаточно для руководства мусульманами после Мухаммеда. [ 4 ] Напротив, Хэзлтон отмечает, что Коран был дополнен пророческой практикой ( Сунной ). [ 12 ] Мусульмане-шииты добавляют к этому практику своих имамов , цитируя широко распространенный хадис аль-Такалайн , в котором Мухаммед просит мусульман искать руководства после него в Коране и его семье, Ахль аль-Байт . [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Аббас 2021 , с. 89.
- ^ Момент 1985 , стр. 15–6.
- ^ Перейти обратно: а б с д Момент 1985 , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Мискинзода 2014 .
- ^ Маделунг 1997 , с. 22.
- ^ Мискинзода 2014 , с. 237.
- ^ Кини 2009 , с. 125.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 66, 67.
- ^ Табатабай 1975 , с. 158.
- ^ Хэзлтон 2009 , с. 49.
- ^ Маделунг 1997 , с. 17.
- ^ Хэзлтон 2009 , с. 50.
- ^ Момент 1985 , стр. 16–7.
- ^ Мавани 2013 , с. 80.
- ^ Поле 2009 .
Ссылки
[ редактировать ]- Хэзлтон, Лесли (2009). После Пророка: Эпическая история шиитско-суннитского раскола в исламе . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 9780385532099 .
- Маделунг, Уилферд (1997). Преемственность Мухаммеда: исследование раннего халифата . Издательство Кембриджского университета. п. 41. ИСБН 9780521646963 .
- Мискинзода, Гурдофарид (2014). «История ручки и бумаги и ее интерпретация в мусульманской литературной и исторической традиции» . В Фархаде Дафтари (ред.). Изучение шиитского ислама: история, теология и право . Изучение шиитского ислама: история, теология и право. ИБТаурис. ISBN 978-0-85773-529-4 .
- Филд, Джон Эдвард (2009). Энциклопедия ислама Издательство информационной базы. ISBN 9781438126968 .
- Мавани, Хамид (2013). Религиозная власть и политическая мысль в двунадесятническом шиизме: от Али до пост-Хомейни . Рутледж. ISBN 9780415624404 .
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300035315 .
- Аббас, Хасан (2021). Наследник Пророка: Жизнь Али ибн Аби Талиба . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300252057 .
- Табатабай, Сайид Мохаммад Хоссейн (1975). Шиитский ислам . Перевод Сайида Хоссейна Насра Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-87395-390-8 .
- Кини, Хизер Н. (2009). «халиф (араб. халифа, депутат, наместник)» . В Кампо, Хуан Э. (ред.). Энциклопедия ислама . Факты в файле. стр. 125–6. ISBN 978-0-8160-5454-1 .