Мельбурнский трамвай Z-класса
Z-класс | |
---|---|
![]() Z3.228 на маршруте Route 58 на Маркет-стрит , июль 2023 г. | |
![]() Обновленный салон класса Z3 | |
Производитель | ну давай же |
Дизайнер | Совет Мельбурна и столичного трамвая |
Сборка | Данденонг |
Построенный | 1975–1983 |
Вступил в сервис | 1975 |
Количество построенных | 230 |
Номер в обслуживании | 87 |
Номер сохранен | 6 |
Номер удален | 34 |
Преемник | |
Номера флота |
|
Емкость |
|
Склады | |
Технические характеристики | |
Длина поезда |
|
Ширина | 2,67 м (8 футов 9 дюймов) |
Высота |
|
Двери | 4 двойных, 2 одинарных (только Z3) |
Диаметр колеса |
|
Колесная база | 1,8 м (5 футов 11 дюймов) |
Максимальная скорость |
|
Масса |
|
Тяговая система |
|
Тяговые двигатели |
|
Выходная мощность |
|
Ускорение | 1,5 м/с 2 (3,4 миль/ч/с) |
Замедление |
|
Электрическая система(ы) | 600 В постоянного тока (номинальное) от контактной сети |
Токоприемник(и) | Пантограф |
Классификация МСЖД |
|
Тележки |
|
Ширина колеи | 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) стандартная колея |
Примечания/ссылки | |
[ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 1 ] |
Z -класс — это односекционные трамваи с тележкой , которые курсируют на трамвайной сети Мельбурна . было построено 230 трамваев трёх подклассов В период с 1975 по 1983 год на предприятиях Comeng , Dandenong . Конструкция была основана на двух аналогичных моделях трамвая Гетеборга и прототипе, построенном Мельбурнским и Метрополитенским трамвайным советом . Хотя трамваи классов Z1 и Z2 были очень похожи, трамваи класса Z3 претерпели существенные изменения в конструкции.
С момента появления у них было множество ливрей и модификаций. Трамваи классов Z1 и Z2 выведены из эксплуатации, в эксплуатации осталось 87 трамваев класса Z3.
История
[ редактировать ]

Когда в 1965 году сотрудники Мельбурнского и городского трамвайного управления (MMTB) были отправлены в Европу для изучения других операций трамвая, они заинтересовались шведскими трамваями, а по возвращении в 1966 году составили спецификации и построили деревянный макет. Этот макет должен был стать основой для нового дизайна трамвая для Мельбурна . MMTB одобрил проект и в 1972 году запросил изготовление прототипа. В результате PCC 1041 был построен в Preston Workshops . Он имел «европейский внешний вид», в нем использовались некоторые компоненты, приобретенные новыми, а многие из них были переработаны из более раннего прототипа трамвая PCC 980. [ 5 ] : 195–196 Прототип PCC 1041 стал основой трамваев Z-класса, созданных под влиянием конструкции M28, ходившей в Гетеборге , Швеция. PCC 1041 должен был быть запущен премьер-министром Рупертом Хамером 26 августа 1973 года, но трамвай потерпел неудачу при запуске на глазах у средств массовой информации. Из-за постоянных сбоев в электросети PCC 1041 использовался нечасто и выходил из строя с апреля 1975 года по октябрь 1976 года. PCC 1041 был окончательно снят с производства в 1984 году. [ 6 ]
Несмотря на выход из строя PCC 1041, было заказано 100 трамваев класса Z1. построила в общей сложности 230 трамваев классов от Z1 до Z3 В период с 1974 по 1983 год компания Comeng в Данденонге . [ 5 ] : 197 [ 7 ] : 32
В период с 1995 по 1999 год оставшиеся 106 Z1 и Z2 были отремонтированы компанией Goninan . [ 8 ] Кузова были отремонтированы на территории мастерских Престона, выделенной Гонинану, а тележки были отправлены на Гонинана в Оберне, Новый Южный Уэльс завод . На всех, кроме четырех, дисплеи назначения типа закрылков и индикаторы номера маршрута были заменены матричными дисплеями . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Когда в августе 1998 года трамвайная сеть Мельбурна была приватизирована, M>Tram получила 94 Z1, 12 Z2 и 84 Z3, а Yarra Trams получила 31 Z3. Позже Yarra Trams передала свои Z3 компании M>Tram в 2002 году, когда на замену им прибыли трамваи класса C. Бывшие подразделения Yarra Trams были либо отремонтированы и перекрашены в ливрею M>Tram, либо остались в прежней ливрее Met Green & Yellow после перевода в M>Tram. [ 12 ]
Предполагалось, что поставка трамваев классов C и D позволит вывести из эксплуатации трамваи Z1 и Z2 после Игр Содружества 2006 года , но повышение уровня покровительства потребовало сохранения 30 трамваев Z1 и трех Z2 до тех пор, пока трамваи класса E не будут введены в эксплуатацию с 2006 года. 2014 г. Половина из них оставалась в строю в декабре 2015 г., [ 11 ] и последние были отозваны в апреле 2016 года. [ 9 ]
В конце 2007 года Z3 с аналоговыми указателями были оснащены цифровыми указателями , заменившими исходные дисплеи пунктов назначения с передвижным маршрутом . [ 11 ] [ 13 ]
Ливреи
[ редактировать ]Z1 и Z2 поставлялись в ливрее бархатцев (оранжевого цвета) с восточной золотой крышей; первые четыре или около того были пронумерованы золотисто-черными номерами W2, но позже были заменены на те же бело-черные, что и остальные модели Z-type в ливрее Marigold или Deep Yellow. Z3 поставлялись в темно-желтой (бледно-оранжевой) окраске с крышей из бирманского золота. В обеих ливреях панели на уровне окон были окрашены в кремово-белый цвет (официально «струна»), а панели юбки ниже уровня пола были шоколадно-коричневыми, чтобы соответствовать тележкам и колесам. Начиная с Z3 223, все они поставлялись в столичного управления транзита . олимпийской зелено-желтой ливрее [ 14 ]
Подклассы
[ редактировать ]

Первые 80 были отнесены к классу Z. После внесения изменений в подвеску следующие 20 машин поступили на вооружение как класс Z1. Когда первые 80 получили эти модификации, они были переклассифицированы в Z1. [ 15 ] Следующие две партии были поставлены как Z2 и Z3. [ 9 ]
Z1-класс
[ редактировать ]В 1972 году Руперт Хамер стал премьер-министром штата Виктория , пообещав новые трамваи, которые были отмечены как необходимые в Транспортном плане Мельбурна 1969 года . Comeng, в ожидании тендера, отправил рабочих в Европу, которые, зная о любви MMTB к конструкции шведского трамвая, приобрели чертежи трамвая Gothenburg M29 у Hägglund & Söner . Предполагалось, что ASEA будет поставлять электрооборудование, поскольку они участвовали в поставке оборудования для Гетеборгского трамвая M28 , которое было почти идентично трамваям Gothenburg M29, и недавно приобрели подразделение подвижного состава компании Hägglund & Söner. [ 5 ] : 196–197
Тендер на поставку 100 трамваев на базе конструкции прототипа PCC 1041 был объявлен в 1972 году, и компания Comeng заключила контракт в 1973 году. [ 16 ] Планы, приобретенные Comeng, оказались менее полезными, чем ожидалось, поскольку они были метрическими, односторонними (с дверями только с одной стороны) и в некоторой степени «перепроектированными». Comeng, по сути, начал заново, но сохранил элементы конструкции конструкции и ASEA в качестве поставщика электрооборудования, который будет поставлять оборудование конструкции Gothenburg M28. [ 5 ] : 197–198 [ 17 ] [ 18 ]
Был внесен ряд конструктивных изменений, которые отличали Z-класс от PCC 1041, включая расположение дисплея пункта назначения. [ 5 ] : 198 Внутри они, как и PCC 1041, имели консоли кондукторов, за которыми пассажирам приходилось стоять в очереди, и только две двери с каждой стороны. Эти две особенности затрудняли погрузку и оказались непопулярными. [ 5 ] : 196 Установка оборудования ASEA M28 в кузов Z-класса, который во многом был основан на M29, представляла проблему из-за дополнительных дверей, сужающихся концов и второй кабины, которую Comeng добавил, чтобы они могли работать в Мельбурне, это потребовало удлинения. конструкция для размещения оборудования. [ 5 ] : 199
Строительство началось в Коменг-Данденонге в 1974 году, и для выполнения заказа штат сотрудников Данденонга утроился. [ 5 ] : 199–200 Первый трамвай класса Z1 был поставлен в декабре 1974 года, последний — в мае 1978 года. [ 5 ] : 203 Основное строительство проводилось в Данденонге, рамы тележек были изготовлены в Гранвилле MMTB , а окончательная отделка и ввод в эксплуатацию происходили в мастерских в Престоне . [ 5 ] : 199–200, 202
После представления прессе 30 апреля 1975 года, первый был введен в эксплуатацию на маршруте 64 5 мая 1975 года, а второй - на маршруте 72 двумя днями позже. [ 19 ] По мере того, как было доставлено еще больше, первые 15 были сконцентрированы в депо Норт-Фицрой для работы по маршруту 96 с 30 июня 1975 года. [ 20 ] [ 21 ]
Вскоре после ввода в эксплуатацию стало очевидно, что у Z-класса проблемы с плавностью хода из-за жесткой подвески и различий в колеи между Гетеборгом и Мельбурном. К моменту постройки 80-го трамвая проблемы были устранены, и на все трамваи была установлена исправная резиновая вторичная подвеска. С тормозными системами также были проблемы, и MMTB сочла их недостаточными. [ 5 ] : 203 [ 22 ] : 31
В ожидании контракта на класс Z3, Z1 № 5 был оснащен управлением вертолетом в ноябре 1977 года для целей оценки и реклассифицирован в ZC-класс № 5. [ 9 ] [ 23 ] Хотя позже он был переоборудован обратно, испытания успешно продемонстрировали, что трамваи с управлением чопперами могут работать в трамвайной системе Мельбурна , не создавая помех, и все трамваи класса Z3 были оснащены органами управления чопперами. [ 22 ] : 31
В марте 2006 года трамвай Z1-класса 81 был возвращен в эксплуатацию в качестве трамвая Карачи-Мельбурн для Игр Содружества 2006 года . Перенумерованный как W-11 в знак признания автобусов, курсирующих в Карачи , Пакистан, известных своей развлекательной ценностью, он был украшен пышным дизайном и играл бхангра и пакистанскую музыку. На время игр он работал на Городском кольце . [ 24 ] Летом 2006/07 года он вернулся в строй, выполняя рейсы City Circle вечером в пятницу. [ 25 ]
Большая часть класса Z1 была снята с производства после появления трамваев классов C и D в 2001/02 году. Большинство из них было продано на аукционе, а некоторые переданы в дар трамвайным музеям. Последние оставшиеся трамваи класса Z1 были выведены из эксплуатации 24 апреля 2016 года. [ 9 ] [ 2 ] Четыре сохранились. [ 26 ] В их внутреннем ремонте было меньше обновленных деталей, чем в классе Z3, были заменены только подушки сидений и поручни / анкеры. [ 27 ]
Z2-класс
[ редактировать ]
В период с июня 1978 года по февраль 1979 года было построено еще 15 трамваев класса Z2, как продолжение заказа класса Z1. Они очень мало отличались от класса Z1, основными визуальными отличиями были более глубокий бампер (6-канальный, как у класса Z3; класс Z1 имел 4-канальные бамперы) и сдвижная часть бокового окна водителя. также был более глубоким (хотя, по крайней мере, на одном Z2 позже было установлено боковое окно для водителя типа Z1). [ 5 ] : 203 Последний трамвай класса Z2 был снят с производства в апреле 2016 года, его также заменили трамваи C и D. [ 9 ] [ 27 ]
Z3-класс
[ редактировать ]
Тендер на поставку 100 новых трамваев был объявлен MMTB в начале 1977 года, участие в торгах приняли компании Ansair , Comeng и Siemens . Хотя Comeng изначально планировала использовать оборудование управления ASEA, как в классах Z1 и Z2, они решили предоставить MMTB множество опций, что привело к 28 различным возможным конфигурациям оборудования управления, тележек и типов подвески. В конечном итоге были выбраны Comeng, и в период с 1979 по 1983 год было построено 115 трамваев класса Z3. [ 22 ] : 31–36
Хотя внешне они были похожи на предыдущие трамваи классов Z1 и Z2, они имели существенные конструктивные различия и были значительным улучшением трамваев классов Z1 и Z2. [ 22 ] : 31–36 [ 28 ] Они оснащены AEG оборудованием управления и тележками Duewag , имеют дополнительную дверь с каждой стороны (всего три, а не две для Z1 и Z2), опускающиеся (в отличие от верхних сдвижных) окна Beclawat и улучшенные фары. Ненадежные индикаторы назначения закрылкового типа и индикаторы номера маршрута были заменены индикаторами назначения из рулонной пластиковой пленки. Они также имели более плавное ускорение и торможение, а также улучшенную подвеску. Несмотря на то, что задняя дверь имеет только половину ширины (двустворчатая, в отличие от остальных четырехстворчатых), это в сочетании с расположением прямо противоположных центральных дверей способствовало улучшению пассажиропотока. Процесс сборки класса Z3 прошел гладко, с небольшим количеством проблем, за исключением медленной поставки оборудования от AEG и нескольких мелких неисправностей, которые требовали устранения после постройки. [ 7 ] : 32 [ 22 ] : 31–36 [ 29 ] Один (Z3 149) был списан после пожара в 1999 году. [ 30 ]
31 июля 2000 года Z3 214 использовался для транспортировки олимпийского огня по Данденонг-роуд от пересечения с Хоторн-роуд до Чапел-стрит в рамках эстафеты огня летних Олимпийских игр 2000 года . [ 31 ] 26 октября 2011 года Z3 158, специально раскрашенный как Королевский трамвай , использовался для перевозки королевы Елизаветы II и принца Филиппа по Сент-Килда-роуд от площади Федерации до Дома правительства во время их визита в Мельбурн. Королевский трамвай продолжал курсировать до февраля 2013 года. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ]
В 2013 году в Preston Workshops началась программа ремонта всех оставшихся 114 трамваев класса Z3. Они получили новые сиденья, покрасили внутренние стены, заменили стекла с нанесением устойчивой к царапинам пленки и раскраску общественного транспорта Victoria в Preston Workshops. [ 36 ] [ 37 ]
По состоянию на март 2022 года в эксплуатации остается 101 трамвай класса Z3. [ 4 ]
В период с 2022 по 2023 год в эксплуатации останется 97 трамваев класса Z3, 17 трамваев класса Z3 выведены из эксплуатации, в том числе 5 трамваев класса Z3 списаны.
Использовать
[ редактировать ]Класс Z3 курсирует по следующим маршрутам:
- 1 : от Восточного Кобурга до Южного Мельбурн-Бич.
- 3 : из Малверн-Ист в Мельбурнский университет.
- 5 : от Малверна до Мельбурнского университета.
- 6 : Глен Айрис — Морленду
- 16 : Кью — Мельбурнский университет
- 57 : от Вест-Марибирнонг до станции Флиндерс-стрит.
- 58 : от Западного Кобурга до Турака.
- 59 : Западный аэропорт до станции Флиндерс-стрит.
- 64 : от Восточного Брайтона до Мельбурнского университета.
- 67 : Карнеги в Мельбурнский университет
- 72 : Из Кэмбервелла в Мельбурнский университет
- 82 : от станции Футскрей до перекрестка Муни-Пондс.
Сохранение
[ редактировать ]Сохранилось несколько:
- Z1 2 располагается в доме в Квинсленде .
- Z1 3 находится в частной собственности в Юроке , Виктория.
- Z1 5 от Общества музеев трамвая Виктории .
- Z1 6 хранится в мастерских Ньюпорта .
- Z1 11 принадлежит Bendigo Tramway Trust , больше не принадлежит трамвайному тресту. Текущее местоположение неизвестно [ 38 ]
- Z1 26 находится в компании Membrey's Transport & Crane Hire, Данденонг .
- Z1 35 был установлен в средней школе Уоллана , но с тех пор переехал в неизвестное место. [ 39 ]
- Z1 43 располагается в доме в Новом Южном Уэльсе .
- Z1 44 хранится в мастерских Ньюпорта .
- Z1 49 расположен недалеко от города Нова-Нова .
- Z1 56 находится в Мельбурнском клубе паровой тяги, Скорсби .
- Z1 58 расположен в учебном центре CFA в Крейгиберне .
- Z1 74 компании Bendigo Tramway Trust больше не принадлежит трамвайному фонду. Текущее местоположение неизвестно [ 38 ]
- Z1 79 расположен в здании в городе Ориндж, Новый Южный Уэльс .
- Z1 80 Общества исторических железных дорог Дарлинг Даунс, Тувумба [ 40 ]
- Z1 81 от VicTrack , выставленный в депо Хоторн как трамвай из Карачи в Мельбурн. [ 41 ]
- Z2 107 хранится в мастерских Ньюпорта .
- Z2 111 у Сиднейского трамвайного музея [ 42 ]
- Z2 112 находился в садовом центре в Йе, штат Виктория , но теперь исчез из этого места.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Проектирование трамвайных путей» (PDF) . Трамваи Ярра . Архивировано из оригинала (PDF) 27 марта 2023 года . Проверено 27 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Класс Z1. Архивировано 27 ноября 2020 г. в Wayback Machine Vicsig.
- ↑ Класс Z2. Архивировано 27 ноября 2020 г. в Wayback Machine Vicsig.
- ^ Перейти обратно: а б Класс Z3. Архивировано 17 июля 2019 года в Wayback Machine Vicsig.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Данн, Джон (2010). Коменг: История инженерного дела Содружества, том 3: 1966–1977 . Кентхерст, Новый Южный Уэльс : Rosenberg Publishing. ISBN 9781877058905 .
- ^ «Правление Мельбурна и столичного трамвая PCC № 1041» . Мельбурнский трамвайный музей . Проверено 10 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уилсон, Рэндалл; Бадд, Дейл (2005). Книга Мельбурнского трамвая . Сидней: Издательство Университета Нового Южного Уэльса. ISBN 0 86840 646 5 .
- ^ «Мельбурн будет инвестировать больше», Railway Gazette International , июль 1996 г., стр. 411
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Трамваи Мельбурна классов Z1 и Z2», Railway Digest , июль 2016 г., стр. 28–31.
- ^ «Автомобили серии Z – капитальный ремонт и модификации», Trolley Wire , выпуск 273, май 1998 г., стр. 16
- ^ Перейти обратно: а б с Уилсон, Рэндалл; Бадд, Дейл (2015). Город назначения на набережной - Путеводитель по трамваям Мельбурна . Сидней: Издательство Transit Australia. стр. 29–32. ISBN 9780909459277 .
- ^ «Мельбурнские новости», Trolley Wire , выпуск 279, ноябрь 1999 г., стр. 25
- ^ «В трамваях Yarra дела идут как обычно» . Трамваи Ярра . 21 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 г. . Проверено 29 сентября 2013 г.
- ^ Кросс, Норман; Бадд, Дейл; Уилсон, Рэндалл (1993). Электрические трамваи города назначения Мельбурна (5-е изд.). Сидней: Transit Publishing Australia. стр. 9–16. ISBN 0 909459 18 5 .
- ^ «Городская секция», Trolley Wire , выпуск 182, июнь 1979 г., стр. 20
- ^ «Мельбурн получает добро на предложение трамвая», Railway Gazette International , апрель 1973 г., стр. 164
- ^ «ASEA и Comeng получают заказ на трамвай в Мельбурне», Railway Gazette International , август 1973 г., стр. 285
- ^ «ASEA оборудует трамваи Comeng для Мельбурна», Railway Gazette International , август 1974 г., стр. 319
- ^ «Новые трамваи Мельбурна», Trolley Wire , выпуск 158, июнь 1975 г., стр. 35
- ^ «Новые автомобили для Северного Фицроя», Trolley Wire , выпуск 159, август 1975 г., стр. 40
- ^ «Городская секция», Trolley Wire , выпуск 162, февраль 1976 г., стр. 22
- ^ Перейти обратно: а б с д и Данн, Джон (2013). Коменг: История инженерного дела Содружества, Том 4: 1977–1985 гг . Кентхерст : Издательство Розенберга. ISBN 9781922013514 .
- ^ «Городская секция», Trolley Wire , выпуск 172, октябрь 1977 г., стр. 27
- ^ Последние поездки на трамвае Карачи, Мельбурн, 2006 г., 25 марта 2006 г.
- ^ «Трамвай Карачи - каждую пятницу вечером возвращается на улицы Мельбурна во время летнего времени». Архивировано 15 марта 2017 г. в Wayback Machine , Yarra Trams, 23 ноября 2006 г.
- ^ Вайнс, Гэри (2012). «Исследование наследия городского трамвая Мельбурна – Трамвайный подвижной состав – Часть 2» (PDF) . Исследования биоза . Департамент транспорта, планирования и местной инфраструктуры. Архивировано из оригинала (PDF) 2 декабря 2013 года . Проверено 26 ноября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Зед почти мертв: первые современные трамваи Мельбурна будут выведены из эксплуатации в течение нескольких дней». Архивировано 30 апреля 2016 г. в Wayback Machine , The Age , 13 апреля 2016 г.
- ^ «Совет Мельбурна и столичного трамвая – трамвай класса Z3» ( PDF ) . Совет трамвайных музеев Австралазии . Архивировано (PDF) из оригинала 5 февраля 2014 года . Проверено 24 ноября 2013 г.
- ^ «Трамваи Z3 в Мельбурне вводятся в эксплуатацию», Railway Gazette International , апрель 1980 г., стр. 286–287.
- ↑ Z3 149. Архивировано 29 августа 2016 г. в Wayback Machine Vicsig.
- ^ «Трамваи и эстафета олимпийского огня», Trolley Wire , выпуск 283, ноябрь 2000 г., стр. 10
- ^ «Королевский трамвай теперь на государственной службе» (Пресс-релиз). Трамваи Ярра . 26 октября 2011 года. Архивировано из оригинала 18 марта 2012 года . Проверено 8 ноября 2011 г.
- ^ Шмит, Майкл (27 октября 2011 г.). «Не «Роллс» или «Бентли», а простое транспортное средство дает Ее Величеству королевскую поездку» . Возраст . Архивировано из оригинала 28 октября 2011 года . Проверено 8 ноября 2011 г.
- ^ Зееман, Ребекка (25 октября 2011 г.). «Z-класс — трамвай, достойный королевы» . Возраст . Архивировано из оригинала 27 августа 2013 года . Проверено 9 сентября 2013 г.
- ^ «Путешествие на королевском трамвае», Trolley Wire , выпуск 327, ноябрь 2011 г., стр. 16
- ^ «Модернизация трамваев Z-класса» . Трамваи Ярра . 22 августа 2013 года. Архивировано из оригинала 28 августа 2013 года . Проверено 9 сентября 2013 г.
- ^ Z-Класс. Архивировано 19 октября 2013 г. в трамваях Wayback Machine Yarra.
- ^ Перейти обратно: а б «Два новых поступления», Trolley Wire , выпуск 292, февраль 2003 г., стр. 46-58.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 7 мая 2023 года . Проверено 7 мая 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «АЗ идет узкоколейкой», Trolley Wire , выпуск 306, август 2006 г., стр. 20
- ^ Yarra Trams Z1 Class No81 Карачи W11 Мельбурнский трамвайный музей
- ^ «Трамвай 111 класса Z2», Trolley Wire , выпуск 293, май 2004 г., стр. 38–39.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с трамваями класса Z, на Викискладе?