Мельбурнский трамвай W-класса
W-класс | |
---|---|
Производитель | Совет Мельбурна и столичного трамвая |
Сборка | Холден Бодибилдерс Мастерские на Холден-стрит Джеймс Мур и сыновья Престонские мастерские |
Построенный | 1923–1956 |
Количество построенных | 752 |
Номер в обслуживании | 11 в Мельбурне на услугах City Circle |
Номера флота | 219–1040 (не все числа в этом диапазоне используются классами W) |
Склады | Саутбэнк |
Технические характеристики | |
Электрическая система(ы) | 600 В постоянного тока (номинальное) от контактной сети |
Токоприемник(и) | Тележка или пантограф |
Классификация МСЖД | Бо'Бо' |
Ширина колеи | 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) стандартная колея |
Трамваи W-класса представляют собой семейство электрических трамваев, построенных Управлением Мельбурна и столичного трамвая (MMTB) в период с 1923 по 1956 год. За 33 года производства было построено 752 автомобиля, охватывающих 12 подклассов, большинство из которых - на заводе MMTB в Престоне. Мастер-классы .
Небольшой автопарк продолжает работать на трамвайной сети Мельбурна , Австралия , где они используются на туристическом маршруте City Circle . Трамвай W-класса является культурной иконой Мельбурна: те, что остались в городе, классифицируются Национальным фондом Австралии .
Помимо Мельбурна, трамваи W-класса курсируют по туристическим и историческим системам по всему миру. Ряд старых вариантов были выведены из эксплуатации и позже отправлены в такие города, как Копенгаген , Сан-Франциско , Саванна и Сиэтл , а также частными энтузиастами. В 2018 году 134 трамвая W-класса были предложены австралийской общественности для нового использования. [ 1 ]
По состоянию на декабрь 2021 года в Мельбурне остаются в эксплуатации только 11 трамваев класса W, все из которых являются трамваями W8, курсирующими на трамвайном маршруте City Circle . [ 2 ]
История
[ редактировать ]Трамваи W-класса были представлены в Мельбурне в 1923 году как новая стандартная конструкция. Они имели двойную компоновку тележек и характеризовались прочной деревянной рамой, замененной стальным днищем, простой прочной конструкцией и высоким мастерством изготовления (особенно старые модели). Класс W был основой трамвайной системы Мельбурна на протяжении 60 лет. Всего было построено 752 трамвая всех модификаций.
Первоначальный вариант (W) представлял собой типичный трамвай конструкции Drop-center, который также использовался в Аделаиде , Брисбене , Сиднее , а затем в Бендиго, Балларате и Джилонге после движения более ранних трамваев Мельбурна. W1 был создан без центральных дверей и заменен на дизайн W2, до которого были модернизированы все предыдущие модели W. Некоторые из них были модернизированы до конструкции SW2 с раздвижными дверями, за которыми последовали неудачные конструкции W3 и W4. В конце 1930-х годов все они были дополнены 120 трамваями класса W5 (или «Клайд») с более широкими кабинами и более мощными двигателями. Однако они были известны тем, что на них было трудно плавно ездить. После этого появился SW5, первоначально только последние десять трамваев W5 были оснащены раздвижными дверями перед вводом в эксплуатацию, но к 1990-м годам большая часть парка W5 была модернизирована. SW6 последовал за ним и стал самым популярным трамваем W-класса как среди экипажей, так и среди пассажиров, поскольку он был быстрым, плавным и комфортным по сравнению с более ранними вариантами W. После экспериментов с Трамвай PCC , строительство W возобновилось в 1951 году, при этом еще несколько трамваев SW6, а затем и W6, а также последние 40 трамваев W-класса (W7) вышли из Preston Workshops к 1956 году, когда возникла необходимость создать что-то более способное справиться с толпой Олимпийских игр, чем Bourke. Уличные автобусы послужили толчком к последнему расширению сети.
В апреле 1971 года W7 1024 стал первым трамваем, имеющим всю рекламную окраску, когда он был раскрашен для Государственной комиссии по электроэнергетике Виктории , за ним последовали Heinz (июнь 1971 года), Preston Market (август 1971 года) и Channel 0 (октябрь 1971 года). . На крыше было установлено 400 лампочек. [ 3 ] В 1973 году к нему присоединился W6 900. [ 4 ] В 1977 году W2 546 был оснащен экспериментальным Siemens пантографом . [ 5 ]
Класс W7 с пневматическими раздвижными дверями и более мягкой подвеской понравился пассажирам. Лишь в 1990-х годах класс W наконец стал считаться лишним по сравнению с потребностями в подвижном составе. Массовый вывод произошел с введением класса B2 (хотя предыдущие классы Z и A позволяли отзывать W2), при этом к 1993 году были удалены оставшиеся непогодные трамваи, а все модификации SW5 1980-х годов, за исключением № 728 (который остался в обслуживание до 2011 года) к 1994 году и многие классы SW6/W6/W7. В 1998 году все оставшиеся в эксплуатации W были выведены из эксплуатации из-за забастовки, и, хотя это и было непреднамеренно, это стало концом для W, которые не курсировали по маршрутам 30, 78/79 и 35. В 2014 году все негородские кольцевые маршруты Были выведены из эксплуатации W, в 2018 году - трамваи-рестораны, а в 2019 году - остальные трамваи класса, не относящегося к W8. Остались только модернизированные с 2013 года трамваи W-класса с раздвижными дверями, получившие обозначение класса W8.
Удаление из службы
[ редактировать ]В 1992 году об официальном массовом выводе класса W объявил министр транспорта Алан Браун . В целом это произошло из-за того, что класс более 200 W оставался в эксплуатации, в то время как новые трамваи Z-класса находились на хранении в разных местах после того, как были заменены более новыми A и B. транспортными средствами классов Протесты по поводу исчезновения икон привели к пересмотру политики вывода средств, и было решено сохранить 53 W для туристических целей. Популярный туристический маршрут City Circle с нулевым тарифом открылся в апреле 1994 года, в нем использовались 12 из 53 сохранившихся трамваев. [ 6 ]
Когда сеть была приватизирована в августе 1999 года, 30 трамваев W-класса были переданы M>Tram и 23 - Yarra Trams . [ 7 ]
В середине 2000 года все действующие трамваи W-класса были выведены из эксплуатации из-за серии инцидентов, связанных с проблемами тормозов. [ 8 ] Некоторые вернулись в эксплуатацию в мае 2001 года на маршруте City Circle , 25 из них работали в сентябре 2003 года. О возвращении еще 30 классов W было объявлено в сентябре 2003 года, но на более ограниченных маршрутах, чем до их вывода из эксплуатации. [ 9 ] Все 53 были возвращены в строй к концу 2003 года. [ 10 ] [ 11 ] Повторное введение последовало за установкой новых тормозных систем, спидометров и введением ограничения скорости 40 км/ч (25 миль в час). были Впоследствии опоры троллейбусов заменены пантографами . [ 9 ]
В сентябре 2008 года состояние парка W-класса подверглось критике со стороны Австралийского союза железнодорожной трамвайной и автобусной промышленности с требованием к правительству штата отремонтировать или вывести их. Представитель Yarra Trams заявил, что этот парк соответствует стандартам технического обслуживания, но требует большего косметического ремонта, чем другие трамваи, из-за их деревянной конструкции и возраста. [ 11 ]
объявил, В январе 2010 года министр транспорта Мартин Пакула что 26 трамваев W-класса, обслуживающих городские финансовые службы, будут выведены из эксплуатации к 2012 году, заявив, что они больше не подходят для коммерческих служб и будут заменены более современными трамваями. . [ 12 ] начать новую кампанию Это побудило Национальный фонд Австралии по сохранению трамваев W-класса в эксплуатации. [ 13 ] Было также предложено, чтобы неиспользованные трамваи W-класса можно было лучше использовать, отремонтировав и сдав их в аренду в качестве «бродячих послов» в другие города, утверждая, что это может принести доход для инвестиций в систему общественного транспорта. [ 14 ]
Операции по наследию
[ редактировать ]После смены правительства в мае 2011 года 8 миллионов долларов в течение четырех лет было выделено на восстановление восьми трамваев W-класса с рассмотрением вариантов новых маршрутов. [ 15 ] [ 16 ] Реставрация происходит в мастерских Престона (где изначально были построены многие трамваи W-класса), получивший в результате трамвай получил название W8. Они проходят полную реконструкцию и множество обновлений, включая модернизированные тормоза и подвеску. [ 17 ] Первый, W8 946, поступил на вооружение в марте 2013 года. [ 18 ] а второй, W8 959, вернулся после 18 месяцев работы на Bendigo Tramways в июне 2013 года. [ 19 ] [ 20 ] С тех пор к ним присоединился W8 957. [ 21 ] и W8 1010. [ 22 ] По состоянию на февраль 2017 года 981 и 983 находились на капитальном ремонте в Бендиго. [ 23 ]
По состоянию на март 2017 года на трамвайной сети Мельбурна курсирует 12 трамваев W-класса. [ 24 ] [ 25 ] Все они курсируют по бесплатному туристическому маршруту City Circle в любое время в часы работы. [ 26 ] Последние экземпляры на маршрутах 30 , 78 и 79 были отозваны в конце 2013 года.
Три трамвая класса W6 были переоборудованы для использования в ресторане Colonial Tramcar Restaurant, который обеспечивал трехразовое питание в день. По состоянию на октябрь 2018 года компания Yarra Trams объявила трамваи-рестораны слишком небезопасными для использования в сети.
Сохранение
[ редактировать ]Трамваи W-класса являются очень популярными сохранившимися трамваями как по всей Австралии, так и во всем мире.
Трамваи W-класса использовались в съемках канала HBO мини-сериала «Тихий океан» , в том числе трамвай W3-класса под номером 667. [ 27 ]
Несколько трамваев W-класса было отправлено за границу, в том числе пять, которые были проданы Сиэтлу в период с 1978 по 1993 год, где в период с 1982 по 2005 год они работали как собственная историческая линия трамвая Сиэтла, линия трамвая Джорджа Бенсона на набережной . С 1990 года общественное возмущение заставило ввести эмбарго на продажу этих трамваев любым зарубежным интересам. Три из этих трамваев были проданы компании Loop Trolley для использования в Сент-Луисе.
В феврале 2004 года, после нескольких лет переговоров, трамвай класса W6 Melbourne 930 был отправлен в Эдмонтон в качестве посла города Мельбурн. Трамвай, принадлежащий Эдмонтонскому обществу радиальных железных дорог , работает как часть трамвайного парка High Level Bridge , соединяющего Старую Страткону с центром города на 3-километровом (1,9 мили) пути. [ 28 ] [ 29 ]
Далласа используют трамваи W-класса в MATA и Мемфиса MATA своих трамваях в центре города. Сильно модифицированный трамвай W-класса начал курсировать в 2009 году по Ривер-стрит в Саванне, штат Джорджия , его двигатели переменного тока питались от генераторов, работающих на биодизельном топливе. Мемфисский троллейбус МАТА имеет 10 вагонов W-2 и 1 вагон W-5.
В 1980-х годах W2 520 был куплен музыкантом и композитором Элтоном Джоном в один из «моментов, вызванных наркотиками». [ 30 ] Джон экспортировал трамвай в Англию, где он стоит на территории Вудсайда , его загородного дома в Беркшире. [ 31 ] [ 32 ]
В 2005 году W6 965 был отреставрирован за 25 000 долларов и подарен правительством Виктории в качестве свадебного подарка принцессе Марии и наследному принцу Дании Фредерику. Судоходная линия Maersk бесплатно доставила трамвай в Данию, отказавшись от предполагаемого счета в 40 000 долларов. [ 33 ] Он был передан на хранение Трамвайному музею Скьёлденешхольм . [ 34 ] [ 35 ]
В октябре 2016 года правительство объявило о формировании справочной группы для разработки стратегии для более чем 237 сотрудников, находящихся в магазине Newport Workshops . [ 36 ]
В 2018 году результаты проверки состояния были опубликованы в рамках Дэниел Эндрюс Стратегии правительства штата в отношении старых трамваев . [ 37 ] Проверка показала, что в 2018 году на хранении находилось 237 трамваев W-класса, большинство из которых не в состоянии, пригодном для туристических операций. [ 37 ] Из 237 17 находились в эксплуатации для использования на городской кольцевой линии или в ресторане «Колониальный трамвай», 25 находились в хорошем общем состоянии и подходили для модернизации W8, шесть находились в частной собственности, 11 имели историческое значение, 20 были бывшими трамваями Transporting Art и 24 были в плохом или неполном состоянии, но пригодны для доноров и запчастей. [ 37 ] Трамваи, имеющие историческое значение, должны были быть сохранены и предоставлены музеям, дополняя 34 трамвая W-класса, уже выставленных по всей Виктории. Пять трамваев были сохранены для потенциальных подарков, а девять - для других потенциальных целей в будущем. Бывшие арт-трамваи должны были храниться для будущего публичного показа. [ 37 ]
Остаток трамваев, 134, имел состояние и значение, не поддававшиеся никакому сохранению для эксплуатации. [ 37 ] Эти трамваи были предложены населению правительством штата в порядке выражения заинтересованности, при этом трамваи предлагались бесплатно школам, общественным группам и некоммерческим организациям. [ 1 ] [ 38 ] Частные покупатели и предприятия могли приобрести трамвай за 1000 долларов плюс транспортные расходы, при этом владельцам приходилось объяснять, как они будут восстанавливать, перепрофилировать и поддерживать трамваи в рабочем состоянии. [ 38 ] Была создана комиссия для оценки заявок, при этом приоритет отдавался сохранению публичного доступа. Ожидалось, что трамваи будут использоваться в таких целях, как кафе или классные комнаты. [ 38 ]
В ходе процесса было получено более 1500 заявок. [ 39 ] Первые два трамвая W-класса, покинувшие Newport Workshop в рамках этого процесса, были приобретены городом Лонсестон на Тасмании в 2019 году для восстановления и использования в общественных местах. [ 39 ] [ 40 ]
Подклассы
[ редактировать ]В
[ редактировать ]С 1923 по 1926 год было построено 200 трамваев W-класса. Они вмещали 52 пассажира и 93 места стоя. [ 41 ] компании MMTB Они были построены мастерскими Holden Street Workshop и Preston Workshops . [ 42 ] Некоторые из них были также построены частными компаниями, включая James Moore & Sons из Южного Мельбурна и Holden Body Builders из Аделаиды . [ 42 ] Все 200 были переоборудованы в W2 в период с 1928 по 1933 год. № 380 был переведен обратно в исходное состояние в 1988 году для Флота наследия. [ 42 ] Компания TMSV Bylands переоборудует № 220 из класса W2 обратно в исходный трамвай класса W. [ 43 ]
П1
[ редактировать ]В период с 1925 по 1928 год было построено 30 трамваев класса W1. Они представляли собой разновидность трамваев W-класса и имели другое расположение сидений. Середина трамвая была открытой, как и предыдущие канатные дороги, и позволяла пассажирам быстро садиться в трамвай и выходить из него. Однако в холодную и сырую погоду проемы закрывались только опускающимися жалюзи. Пассажирам требовался больший комфорт, и позже эти трамваи были переоборудованы в конструкцию W2. [ 44 ] Четыре SW2 были преобразованы обратно в W1 для консервации.
W2/SW2
[ редактировать ]Класс W2 был введен в эксплуатацию в 1927 году и оставался в эксплуатации до окончательного вывода из эксплуатации в середине 1987 года.
Класс в 406 машин был основой огромного флота MMTB в период их расцвета с 1940-х по 1960-е годы. Большинство членов класса были преобразованы из более ранних классов W и W1. Трамваи имели два закрытых салона на обоих концах трамвая и открытую секцию «центр приема» посередине. Отличительной особенностью этих транспортных средств до 1970-х годов были их неудобные деревянные сиденья в виде скамеек - особенность, которую они разделяли с большинством других мельбурнских трамваев того периода.
Механически у них было четыре двигателя под полом, приводивших в движение два комплекта тележек MMTB «номер один». Органы управления водителем осуществлялись контроллерами Westinghouse , Dick Kerr и Clyde Engineering . Класс W2 также имел множество вариантов передач внутри трамвайных тележек, классы W2 с цилиндрической передачей отличались гудящим звуком.
Двери класса W2 были преобразованы в раздвижные и переименованы в SW2. Четыре класса W1 были преобразованы непосредственно в класс SW2.
К концу срока службы многие члены класса были переведены в служебный (непассажирский) состав, такой как карборундовые рельсовые скрубберы, постоянные транспортные средства, рельсошлифовальные машины и аварийные агрегаты. Большое количество единиц было также продано музеям и операторам общественного транспорта в Австралии и по всему миру, причем некоторые из них работают до сих пор.
С 1978 по 1982 год многие W2 были написаны известными австралийскими художниками в рамках программы «Перенос искусства». В 1981 году W2 442 был переоборудован для использования в ресторане Colonial Tramcar Restaurant , который поступил в эксплуатацию в ноябре 1982 года. [ 45 ] [ 46 ] Последний W2, курсировавший на регулярной основе в Мельбурне, курсировал в декабре 1987 года по маршруту 93 La Trobe Street до Bundoora , хотя небольшое их количество использовалось и в начале 1990-х годов во время продолжительной нехватки трамваев. № 442 использовался рестораном «Колониальный трамвай» до 2006 года, когда его закрыли. [ 47 ]
Хотя большинство трамваев класса W2 было продано частным владельцам или за границу, 26 трамваев класса W2 и 5 трамваев класса SW2 сохранились на исторических трамваях в Австралии и Новой Зеландии.
W3
[ редактировать ]Трамваи класса W3 были построены между 1930 и 1934 годами. Это были первые трамваи, в которых использовалась полностью стальная рама. [ 48 ] На заводе Preston Workshops было построено 16 трамваев. [ 49 ] Они были построены из деталей и оборудования, предназначенных для строительства трамваев класса Y1. [ 50 ] : 32 У них были колеса большего размера, диаметром 33 дюйма (838 мм), которые были разработаны для более плавной и тихой езды. [ 49 ] Эти колеса были взяты из списанных трамваев классов S и T. [ 50 ] : 32 Эти большие колеса сделали кузов трамвая выше, а полы в центре спуска были скошены, чтобы уменьшить ступеньку в салон. [ 50 ] : 32
В 1960-е годы у трамваев появились трещины в раме, удерживающей двигатели, и к 1969 году все они были выведены из эксплуатации. [ 49 ]
Четыре трамвая W3 (661, 663, 667, 668) сохранены организациями, занимающимися культурным наследием. [ 51 ] Сохранившийся автомобиль W3 661 был поврежден в результате ДТП с участием автотранспортного средства 10 марта 2019 года в Балларате. Повреждения в результате аварии означают, что трамваю требуется капитальный ремонт рамы и кузова. [ нужна ссылка ]
W4
[ редактировать ]В период с 1933 по 1935 год было построено пять трамваев класса W4. Они имели более широкий кузов и более низкий пол, чем W3, а также поперечное расположение сидений в салоне. Все они были отозваны к 1968 году. [ 52 ] Из-за более широкого кузова трамвая водителям было трудно видеть ступени. [ 50 ] : 33
Четыре трамвая W4 (670, 671, 673 и 674) сохранились на исторических трамваях в Австралии. [ 53 ]
CW5/W5/SW5
[ редактировать ]Пять трамваев класса CW5 под номерами с 681 по 685 были построены на заводах Престона в 1934/35 году. У них были более широкие кузова, основанные на предыдущем классе W4, но в них использовалось электрооборудование, извлеченное из списанных трамваев класса Maximum Traction C (отсюда и префикс «C»). Это были единственные трамваи W-класса, имеющие всего два двигателя (вместо четырех), и не считались удачными. Парки с номерами с 686 по 719 были зарезервированы еще для 34 трамваев этого типа с использованием оборудования от оставшихся трамваев C-класса, но больше не было построено, и все CW5 были преобразованы в стандартные трамваи класса W5 в 1956 году.
В 1935 году в эксплуатацию поступил первый из 120 трамваев класса W5 с таким же кузовом, как у трамвая класса CW5, но с равноколесными четырехмоторными тележками на основе тех, что использовались на трамваях классов W3 и W4. . Производство продолжалось до 1939 года и включало пять строящихся трамваев класса CW5, которые переоборудовались перед выпуском в движение. Многие из этих трамваев класса W5 были переданы в депо Эссендона и (нового) Брансуика в результате перевода в середине 1930-х годов канатных трамваев на Элизабет-стрит на электрическую тягу. Большинство автомобилей с номерами выше 800 имели лобовые стекла со скошенными углами. С начала 1970-х годов во многих автомобилях малоиспользуемые узкие центральные дверные проемы были закрыты панелями, а оригинальные лобовые стекла большинства автомобилей были заменены на типы класса SW6, у которых были «скругленные углы» с полуоткидными боковыми стеклами, но не все они получили более глубокую фасцию.
Во время строительства в 1939 году последние десять трамваев класса W5 были модифицированы раздвижными дверями, как и первый из трамваев класса SW6, строившийся в то же время. У них также были откидные окна салона в металлических рамах с боковыми фонарями. В 1956 году трамваи 785 и 787 класса W5 были преобразованы в класс SW5 (тип 2) после повреждений в результате аварии. В ремонте были использованы детали из отмененного заказа на большее количество трамваев класса W7, а в двух вагонах были полуоткидные окна салона с боковыми фонарями.
Еще 83 трамвая класса W5 были переоборудованы в трамваи класса SW5 (тип 3) в период с 1983 по 1986 год. Они были оснащены алюминиевыми раздвижными дверями, но сохранили свои оригинальные полноценные окна с деревянными рамами.
Помимо серьезно поврежденных в авариях, первый W5 был снят с производства в 1987 году, а последний - в 1994 году. Во время массового вывода трамваев W-класса в 1994–96 годах большинство трамваев класса SW5 было снято с эксплуатации в пользу более высокого класса. нумерованные трамваи, якобы из-за обнаружения асбеста в контролерах.
По состоянию на январь 2020 года в эксплуатации не осталось трамваев SW5 или W5, большая часть из них сохранена. [ 54 ] [ 55 ] Тем не менее, девять трамваев W5 и три трамвая SW5 сохранились вместе с историческими трамваями в Австралии и Новой Зеландии, в том числе полностью отреставрированный W5 под номером 774, выставленный в депо Хоторн .
Номера флота
[ редактировать ]- CW5 преобразован в W5: 681 – 685
- Построен как W5: 720–839.
- Построен как SW5: 840–849.
- W5 преобразован в SW5: 681–682, 721–734, 736–750, 752–755, 757–760, 764–765, 767–770, 773, 775–777, 780–781, 784–791, 793, 796 – 797, 800, 802, 805 – 812, 814 – 816, 818 – 819, 824, 828 – 830, 834, 836 – 838
W6/SW6
[ редактировать ]Класс SW6 был представлен в 1939 году, за ним последовал класс W6, который производился в период с 1951 по 1955 год, всего было построено 150 экземпляров. На момент своего появления трамваи класса W6 пользовались популярностью как среди пассажиров, так и среди экипажей за свою скорость, плавность хода и комфорт. Органы управления в кабине такие же, как и у других трамваев W-класса. Первые 40 имели откидные деревянные сиденья в крайних салонах, остальные имели мягкие автобусные сиденья. У всех были деревянные сиденья в центральном салоне до 1970-х годов, когда весь класс был отремонтирован и стал полностью обитым сиденьями.
Трамваи класса W6 изначально возникли как подгруппа трамваев класса SW6, но позже стали отдельным классом. W6 отличался от SW6 более тихими колесами и шестернями, а также дополнительной звукоизоляцией.
По состоянию на июнь 2020 года ни один трамвай Yarra Trams не работает в исходном состоянии, все они переоборудованы в трамваи W8 или сохранены. [ 56 ] [ 57 ] Два трамвая W6 и двенадцать трамваев SW6 находятся в руках консервационных групп, один из которых используется как трамвай-кафе в Бендиго . Два трамвая SW6 были переоборудованы и установлены в приютах в Уоттл-парке на востоке Мельбурна. [ 58 ] Три трамвая класса SW6 также работали в ресторане Colonial Tramcar Restaurant .
W7
[ редактировать ]В 1955/56 году было построено сорок трамваев класса W7 для эксплуатации на новых на Бурк-стрит маршрутах (маршруты 86 и 96 ). [ 59 ] [ 60 ] Первоначально было заказано 70 экземпляров, но после смены правительства на выборах штата в 1955 году это число сократилось до 40 . Они были очень похожи на предыдущий класс W6, но с мягкой обивкой сидений. [ 61 ] Рамы тринадцати из них построила компания «Ансаир» . По состоянию на январь 2020 года ни один трамвай Yarra не эксплуатировался. [ 62 ] Шесть трамваев класса W7 сохранены группами наследия в Австралии и Новой Зеландии.
W8
[ редактировать ]SW6 922 был частично модернизирован в мастерских Престона в 1993 году. Он должен был стать прототипом для восстановления оставшегося парка SW6 с кондиционером, роликовыми подшипниками, современными головными и задними фонарями, люминесцентным внутренним освещением, матричным дисплеем и пантографом с использованием многих из те же компоненты, что и в трамваях классов А2 и В2 . Ему был присвоен класс W8 и изменен номер 1101. Реконструкция радикально изменила внешний вид трамвая, и Национальный фонд приказал приостановить переоборудование до его завершения. [ 50 ] : 89
Четыре (946, 957, 959 и 1010) впоследствии были модернизированы с 2012 года и получили обозначение W8-класса. Модернизации включают в себя улучшенные тяговые двигатели, подвеску и тормоза, улучшенную ударопрочность и светодиодное освещение , сохраняя при этом общий внешний вид оригинальных SW6 и W7. [ 22 ] [ 63 ]
С 2018 года трамваи W8 являются единственными классами W, имеющими действующую аккредитацию по безопасности для работы в сети YarraTram.
В настоящее время в эксплуатации находится 13 трамваев W8, один находится на консервации после нескольких дней эксплуатации, а несколько в настоящее время находятся в стадии переоборудования. [ 64 ] Около 25 старых трамваев класса W находятся на хранении YarraTrams в ожидании будущего переоборудования в W8.
Сводка подкласса
[ редактировать ]Тип W | Всего построено | Известные списаны | Хранится на складах | Переведен в другой класс | Сохранился | На трамваях Ярра | Другое межгосударственное | За границей | Отдано местному сообществу | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
В | 200 | 0 | 0 | 200 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 Конвертирован обратно из класса W2 |
П1 | 30 | 0 | 0 | 30 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 Конвертирован обратно из класса W2 |
П2 | 406 | 71 | 0 | 7 | 22 | 0 | 28 | 36 | 236 | 2 преобразованы обратно в класс W, 2 в класс W1, 1 в рабочий трамвай. 6 пропавших без вести |
W3 | 16 | 4 | 0 | 0 | 4 | 0 | 0 | 0 | 8 | |
W4 | 5 | 1 | 0 | 0 | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
CW5 | 5 | 0 | 0 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
W5 | 125 | 2 | 3 | 85 | 5 | 0 | 2 | 6 | 16 | 6 пропавших без вести |
SW2 | 6 | 1 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 1 пропал без вести |
SW5 | 95 | 4 | 49 | 0 | 6 | 0 | 4 | 0 | 27 | 5 пропавших без вести |
SW6 | 120 | 10 | 39 | 8 | 11 | 0 | 5 | 5 | 33 | 9 пропавших без вести |
W6 | 30 | 0 | 14 | 3 | 3 | 0 | 2 | 0 | 7 | 1 пропал без вести |
W7 | 40 | 2 | 14 | 1 | 10 | 0 | 1 | 0 | 12 | |
W8 | 12 | 0 | 0 | 0 | 0 | 12 | 0 | 0 | 0 | |
Общий | 756 | 95 | 119 | 339 | 71 | 12 | 42 | 49 | 339 | 1 переоборудован в рабочий трамвай. 28 пропавших без вести |
Список сохранившихся трамваев W-класса
[ редактировать ]Группы консервации
[ редактировать ]Тип W | Балларат | Бендиго | Байлендс | Хэддон | Боярышник | Южная Австралия | Сидней | Перт | MOTAT, NZ | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
В | - | - | 1 | - | 1 | - | - | - | - | |
П1 | - | - | 1 | - | 1 | - | - | - | - | |
П2 | 1 | 2 | 5 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 1 | |
W3 | 1 | - | 1 | 2 | - | - | - | - | - | |
W4 | 1 | - | 1 | 1 | - | - | - | 1 | - | |
CW5 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Все были переведены в класс W5. |
W5 | - | - | 2 | 1 | 1 | - | - | 1 | - | |
SW2 | - | - | 1 | - | - | - | - | 1 | - | |
SW5 | 1 | 1 | 2 | 1 | - | - | 1 | 2 | - | |
SW6 | 4 | 2 | 2 | - | - | - | - | 1 | 4 | |
W6 | - | - | 1 | - | - | - | - | 1 | - | |
W7 | 2 | - | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | |
W8 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Все еще на вооружении |
Общий | 10 | 5 | 18 | 7 | 6 | 3 | 5 | 11 | 6 |
Другие сохранившиеся
[ редактировать ]Сорт | Число | Расположение | Комментарии |
---|---|---|---|
П1 | 432 | - | Сиднейский музей трамвая . [ 74 ] Разрушен пожаром 23 октября 2015 г. |
П2 | 293 | Брутен | |
П2 | 315 | Волшебная гора Меримбула | Используется как киоск в Magic Mountain Меримбула , Новый Южный Уэльс. |
П2 | 323 | Трафальгарский музей Холдена | [ 74 ] Расположен Трафальгарский музей Холдена Виктория. |
П2 | 370 | - | Сиднейский музей трамвая . [ 67 ] К горной железной дороге Гленри . Списано |
П2 | 379 | Методистский женский колледж, Кью | Нарисован в красочной картине. |
П2 | 388 | Отель Windsor Перт | Передняя половина трамвая расположена снаружи здания. На противоположной стороне дороги расположен WA B класса № 15. |
П2 | 410 | Лористон, Виктория | Переоборудован в отель типа «постель и завтрак» . Частично разрушен деревом после урагана в 2021 году. |
П2 | 429 | Госнеллс, Западная Австралия | Часть отеля Госнеллс. |
П2 | 438 | Юроке | |
П2 | 444 | Отель Albion в Коттесло | Расположен внутри отеля Albion в Коттесло. |
П2 | 447 | ? | Сиднейский музей трамвая . [ 74 ] Продано 15 ноября 2015 г. |
П2 | 472 | Диксонс Крик | Расположен на винодельне и ресторане Fergusson в качестве частного жилья. |
П2 | 487 | Тарнаголд | |
П2 | 522 | Общество музеев трамвая Виктории ? | [ 74 ] |
П2 | 529 | Дрисдейл, Виктория | Построенный недалеко от Драйсдейла, он виден с дороги. |
П2 | 556 | Кафе Crooked Carrot недалеко от Перта , Западная Австралия. | Существует только половина трамвая, облицованная SW6 942. [ 84 ] |
П2 | 563 | Корпорация | Переехал из Ньюбриджа в Короп в июне 2024 года. Превращается в художественную галерею. |
П2 | 584 | Бродфорд | |
П2 | 590 | Валлару | Используется в качестве жилья на последней остановке Эмблдаун-Брук возле Валлару. [ 85 ] |
П2 | 608 | Частный | Используется в качестве жилья в Кровере , Виктория. |
П2 | 649 | Маунт-Айза | Расположен внутри ирландского клуба Mount Isa в Маунт-Айза, Квинсленд. Окрашен в яркую красную ливрею. |
П2 | 653 | Частный | Установлен на участке на полуострове Белларин вместе с другим одноклассником. |
SW2 | 275 | Клайд Грамматика, Клайд | Перенумерован Бендиго 33. [ 73 ] Продан Клайду Грамматику и установлен на постаменте у входа в школу. |
SW2 | 432 | - | Сиднейский музей трамвая . Разрушен в результате поджога в октябре 2015 года. [ 86 ] |
SW2 | 436 | К северу от Окленда , Новая Зеландия | Частный, в 1938 году был преобразован из трамвая класса W1 в трамвай класса SW2. Ранее Мастертон , Новая Зеландия. Отреставрирован в зелено-кремовом цвете M&MTB как частное жилье. |
W3 | 655 | Грюйер , Виктория | |
W3 | 657 | Кэмпбеллфилд , Виктория | |
W3 | 659 | Озеро Эйлдон , Виктория | |
W3 | 660 | Бервик , Виктория | |
W3 | 664 | Буларра , Виктория | |
W3 | 665 | Уоллан , Виктория | |
W3 | 666 | Вулерт , Виктория | |
W3 | 669 | Мангровая гора, Новый Южный Уэльс | |
W5 | 684 | Викторианские железнодорожные мастерские, искусство и антиквариат, Сеймур , Виктория | |
W5 | 685 | Парк наследия транспорта Листон, Новый Южный Уэльс. | Отмечено, что он расположен в Эвли , Новый Южный Уэльс. |
SW5 | 725 | Начальная школа Кобурга, Кобург , Виктория | |
SW5 | 728 | Рынок Королевы Виктории , Мельбурн , Виктория | |
SW5 | 730 | Tara B&B, Гилфорд , Виктория | |
SW5 | 732 | Мэнсфилдский зоопарк , Мэнсфилд , Виктория | Превращён в кафе, где посетители могут покупать еду и напитки. |
SW5 | 733 | Ферма наших друзей , Талларук , Виктория | Перепрофилирован под жилье, магазин подарков и бар вместе с SW6 920 и 955. |
SW5 | 734 | Средняя школа Кейси , Крэнборн , Виктория | |
SW5 | 737 | Шеппартон , Виктория | |
SW5 | 742 | Ривербенд-Парк, Лонсестон , Тасмания | Трамвай должен был быть доставлен в парк, но, по всей видимости, его отменили из-за проблем с асбестом. |
SW5 | 745 | The Oaks Lilydale, Лилидейл , Виктория | Запущен как BnB после 18-месячной трансформации. Оригинальные сиденья сохранены как зона отдыха. |
SW5 | 750 | Викторианские железнодорожные мастерские, искусство и антиквариат, Сеймур , Виктория | |
SW5 | 755 | Начальная школа Чатема, Чатем , Виктория | Трамвай указан на веб-сайте Victrack, но его нет на сайте школы. |
SW5 | 757 | Средняя школа Балкомба , Маунт-Марта , Виктория | |
W5 | 761 | Транспорт Дона Уотсона, Бахус Марш , Виктория | Установлен на постаменте в транспортной компании Don Watson Transport недалеко от Бахус Марш. |
W5 | 762 | Сиднейский музей трамвая ? | [ 74 ] |
SW5 | 764 | Институт Уильяма Энглисса , Мельбурн , Вик | Перевезен в Институт Уильяма Англисса в ноябре 2022 года. [ 87 ] |
SW5 | 767 | Spit Shack , Канберра , АКТ | Используется в обеденных целях. |
SW5 | 768 | Начальная школа Дир-Парк-Норт, Дир-Парк-Норт , Виктория | Трамвай в настоящее время находится в Бендиго и доставляется к школе. |
SW5 | 770 | Ривербенд-Парк, Лонсестон , Тасмания | Трамвай должен был быть доставлен в парк, но, по всей видимости, его отменили из-за проблем с асбестом. |
SW5 | 775 | Школа Дженнингс-Стрит, Лавертон , Виктория | Трамвай указан на веб-сайте Victrack, но его нет на сайте школы. |
W5 | 778 | Ньютон , Виктория | |
W5 | 779 | Пувонг , Виктория | |
SW5 | 787 | Кэмпбеллфилд | Расположен в Eye Kandy Productions в Кэмпбеллфилде. |
SW5 | 788 | Трамвай Бендиго | В настоящее время хранится в расширении Bendigo. |
SW5 | 789 | Региональный театр и галерея Red Rock, Коророук , Виктория | |
SW5 | 791 | Начальная школа Порт-Мельбурна, Порт-Мельбурн , Виктория | |
SW5 | 793 | Миссия Эдгарса, Лэнсфилд , Виктория | |
W5 | 794 | Деревня отдыха Уизерс, Лейкс-Энтранс , Виктория | |
W5 | 801 | Кундрук , Виктория | |
W5 | 804 | Фокнер , Виктория | |
SW5 | 805 | Художники Бендиго, Бендиго , Виктория | |
SW5 | 807 | Ассоциация мужских сараев Маунт-Перри, Маунт-Перри , Квинсленд | |
SW5 | 812 | Даймонд-Крик Ротари , Даймонд-Крик , Виктория | Полностью восстановлен. Кафе -трамвай открылось в октябре 2020 года. Приобретено у правительства штата Виктория после успешной заявки Ротари- клуба Даймонд-Крик, Даймонд-Крик CFA, Мужского сарая Даймонд-Крик и Совета графства Нилламбик. В кафе также есть большая терраса, беседка и современная игровая площадка. Аралуэн, служба поддержки инвалидов в Даймонд-Крик, управляет кафе три дня в неделю. [ 88 ] |
SW5 | 815 | Кафе Grange Junction, Глен Хантли , Виктория | |
W5 | 817 | Темплстоу , Виктория | |
SW5 | 818 | Общество исторической техники Коррьонг , Коррьонг , Виктория | |
SW5 | 819 | Майкл Анвин Вайнс Уиндермир , Виктория | Работа над тем, чтобы стать заметной особенностью винодельни, функциональным пространством. У него отсутствуют тележки. |
W5 | 822 | Лэнсфилд , Виктория | |
W5 | 825 | Куинбиан , Новый Южный Уэльс | |
W5 | 827 | Водохранилище , Виктория | |
SW5 | 830 | Ферма Бенетук , Милдьюра , Виктория | |
W5 | 833 | Парк отдыха Big 4 Yarra Valley Park Lane, Хилсвилл , Виктория | |
SW5 | 837 | Университет Дикина , Бервуд , Виктория | |
SW5 | 838 | Винодельня Parsons Gully Heathcote, Хиткот , Виктория | |
SW5 | 841 | Трамвай Бендиго | В настоящее время хранится в расширении Bendigo. |
SW5 | 845 | Трамвай Бендиго | В настоящее время хранится в расширении Bendigo. |
SW5 | 847 | Начальная школа Тарадейл, Тарадейл , Виктория | |
SW6 | 851 | Учебный центр CFA , Фисквилл , Виктория | |
SW6 | 854 | Трамвай Бендиго | В настоящее время хранится в расширении Bendigo. |
SW6 | 861 | Уоттл-Парк , Бервуд , Виктория | Замена номера 885 с 2013 года после того, как последний сгорел в декабре 2011 года. [ 58 ] |
SW6 | 865 | Общественные сады Клунеса , Клунес , Виктория | |
SW6 | 867 | Трамвай Бендиго | В настоящее время хранится в расширении Bendigo. |
SW6 | 868 | Школа Элис Миллер , Македония , Виктория | Переоборудовано в студию звукозаписи и интернет-радиостанцию для студентов. |
SW6 | 871 | Теранг RSL , Теранг , Виктория | Косметически восстановлен как дань уважения ветеранам Второй мировой войны. |
SW6 | 874 | Отель Уоллес , Уоллес , Виктория | |
SW6 | 877 | Bighouse Arts , Северный Кобург , Виктория | |
SW6 | 878 | Католическая начальная школа Святой Марии , Альтона, Виктория | Доставлен в школу в июле 2023 года. |
SW6 | 879 | Dilato Investments , Мельбурн , Виктория | Был в Музее бутылок Клунеса. |
SW6 | 882 | Sarah Thomas BnB, Пенола , Южная Австралия | |
SW6 | 883 | Балларат , Виктория? | Раньше учился в начальной школе Маунт-Клир, но переехал. |
SW6 | 884 | Трамвай Бендиго | В настоящее время хранится в расширении Bendigo. |
SW6 | 885 | Уоттл-Парк , Бервуд , Виктория | Разрушен пожаром в декабре 2011 года. [ 58 ] |
SW6 | 889 | Альпаки Мейн-Ридж , Ред-Хилл , Виктория | |
SW6 | 894 | Отель типа «постель и завтрак» Tell Tales, Кресвик , Виктория | Раньше работал в баре-ресторане Acorn. Выставлен на продажу на Facebook в июне 2023 года и перенесен 21 сентября 2023 года. |
SW6 | 897 | ? | Был в Гисборнском обществе старинных машин , ныне неизвестном. |
SW6 | 903 | Хайфилдс Пайонир-Виллидж Хайфилдс , Квинсленд | |
SW6 | 904 | Трамвай Бендиго | В настоящее время хранится в расширении Bendigo. |
SW6 | 905 | Трамвай Бендиго | В настоящее время хранится в расширении Bendigo. |
SW6 | 907 | Канал 10 , Форест-Хилл , Виктория | Статичный набор для мыльной оперы «Соседи» . [ 89 ] [ 90 ] |
SW6 | 908 | Бангари , Виктория | |
SW6 | 910 | Эксдейл , Виктория | |
SW6 | 911 | Самое красивое поместье , Белларин , Виктория | Преобразован в функциональную зону, дающую гостям уникальные впечатления от ужина. |
SW6 | 912 | Парк отдыха Big 4 Yarra Valley Park Lane, Хилсвилл , Виктория | |
SW6 | 913 | Музей трамвая Марка Маквинни Нового Южного Уэльса ??, в Сиднее | Отмечено, что он расположен в Бексли , Новый Южный Уэльс. |
SW6 | 914 | 1/2 Arce Coffee Lounge and Nursery Howlong, Новый Южный Уэльс | |
SW6 | 915 | Taxibox Group Бресайд, Виктория | |
SW6 | 917 | Пивоварня Торки , Торки , Виктория | |
SW6 | 920 | Ферма наших друзей , Талларук , Виктория | Перепрофилирован под жилье, магазин подарков и бар вместе с SW5 733 и SW6 955. |
SW6 | 921 | Кенгуру Граунд , Виктория | Раньше в Ньюстеде. |
SW6 | 927 | Садовый центр Маунт-Эвелин, Маунт-Эвелин , Виктория | |
SW6 | 933 | Ньюстед , Виктория | |
SW6 | 935 | Трамвай Бендиго | В настоящее время хранится в расширении Bendigo. |
SW6 | 936 | Уоттл-Парк , Бервуд , Виктория | |
SW6 | 937 | Pepper Green Farm , Бендиго , Виктория | Кафе |
SW6 | 938 | Трамвай Бендиго | В настоящее время хранится в расширении Bendigo. |
SW6 | 941 | Рядом с Балларатом , Виктория | Частная собственность |
SW6 | 942 | Кафе Crooked Carrot, Мьялуп , Западная Австралия | Облицован половинкой W2 556. |
SW6 | 951 | Балларат , Виктория | Частная собственность на территории за пределами Балларата. |
SW6 | 953 | Кинглейк, Виктория | Раньше находился в клубном отеле Yarram. Уилл, очевидно, собирается в отель типа «постель и завтрак» в Кинглейке? |
SW6 | 955 | Ферма наших друзей , Талларук , Виктория | Перепрофилирован под жилье, магазин подарков и бар вместе с SW5 733 и SW6 920. |
SW6 | 956 | Средняя школа Фицроя, Фицрой , Виктория | Окрашен в аборигенную ливрею. Трамвай используется как программа повторного вовлечения студентов. |
SW6 | 962 | Намбур , Квинсленд | |
SW6 | 963 | Рядом с Бендиго , Виктория | Частная собственность |
SW6 | 964 | Трамвай Бендиго | В настоящее время хранится в расширении Bendigo. |
SW6 | 967 | Трамвай Бендиго | В настоящее время хранится в расширении Bendigo. |
SW6 | 968 | Эссендонская дорожная школа , Эссендон , Виктория | |
SW6 | 969 | Винтажный гараж , Престон , Виктория | Раньше использовался в Центре искусств, теперь расположен недалеко от заповедника Ньюман и депо Престон. |
W6 | 973 | Ферма Ривервью , Татонг , Виктория | |
W6 | 974 | Куили Виноделы , Балнарринг , Виктория | |
W6 | 975 | ?, Тасмания | Расположен где-то на Тасмании |
W6 | 976 | Монтроуз | Находится в Mr Hummer Limos Montrose. |
W6 | 978 | Импиана Эстейт , Скинс-Крик , Виктория | |
W6 | 985 | Taxibox Group Бресайд, Виктория | |
W6 | 986 | Ферма Уоттл-Пойнт , Уоттл-Пойнт , Виктория | |
W6 | 992 | Школа Сент-Луиса де Монфора , Аспендейл , Виктория | |
W6 | 993 | Трамвай Бендиго | В настоящее время хранится в расширении Bendigo. |
W6 | 995 | Ассоциация независимых школ долины Хун - Школа Перегрин, Николлс-Ривулет , Тасмания | Используется для школьного питания и мероприятий. |
W6 | 999 | Санбери Юнайтед Спортинг Клуб , Санбери , Виктория | |
W7 | 1002 | Ссылки Community Garden , Лалор , Виктория | Раньше приветствовал посетителей и демонстрировал историю Виктории. |
W7 | 1004 | Коттеджи Rosecliffe Boutique Farm , Куран , Квинсленд | |
W7 | 1005 | Ферма Бентон Райз , Туэронг , Виктория | Установлен рядом с «Тайт» вагоном 256М . |
W7 | 1006 | Миниатюрная железная дорога Альтона , Альтона , Виктория | Имеет тяговые двигатели, но отсутствуют опоры тележки и стойки управления. |
W7 | 1009 | Сырная фабрика Bega , Порт Мельбурн , Виктория | |
W7 | 1011 | Луна-парк, Мельбурн , Сент-Килда , Виктория | Был подарен Луна-парку для использования в качестве трамвая для вечеринок. |
W7 | 1014 | Общество старинных машин Гисборна , Гисборн , Виктория | По-прежнему украшен рекламой AGC Finance и имеет рабочий звонок, окрашенный в синий цвет. |
W7 | 1020 | Трамвай Бендиго | В настоящее время хранится в расширении Bendigo. |
W7 | 1026 | Мэнсфилд , Виктория | Подлежит восстановлению для Mount Buller Alpine Resort. шале |
W7 | 1033 | Виноградник Hounds Run , Грейт-Вестерн , Виктория | |
W7 | 1035 | Лот 19 Галерея Arts Collective , Каслмейн , Виктория | |
W7 | 1038 | Гриль , ? | Место для гриля не указано |
За границей
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Пирсон, Эрин (13 мая 2018 г.). «Любители трамваев смогут получить выбывший парк» . Возраст . Архивировано из оригинала 6 июля 2019 года . Проверено 12 февраля 2020 г.
- ^ «ВИКСИГ» . vicsig.net . Архивировано из оригинала 7 ноября 2020 года . Проверено 28 сентября 2020 г.
- ^ «1024… Доходчик MMTB», троллейбуса 136, октябрь 1971 г., стр. 8 выпуск
- ^ "Реклама в стиле Мельбурна", выпуск троллейбуса 146, июнь 1973 г., стр. 13
- ^ "Городская секция", выпуск троллейбуса 169, апрель 1977 г., стр. 11
- ↑ В этот день. Архивировано 3 декабря 2013 года в парламенте Wayback Machine в Виктории.
- ^ "Melbourne News" Trolley Wire , 279, ноябрь 1999 г., стр. 25. , выпуск
- ^ «Икона Мельбурна» . Национальный фонд Вик . Проверено 4 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Даррен Грей, Эндрю Вебстер (18 сентября 2003 г.). «Трамваи W-класса назад, с ограничениями» . Возраст. Архивировано из оригинала 26 октября 2012 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ «Возвращение трамваев серии W», Trolley Wire 295, ноябрь 2003 г., стр. 21 выпуск
- ^ Jump up to: а б Мэри Боллинг (2 сентября 2008 г.). «Предсмертный хрип на трамвайных путях» . Вестник Солнца . Архивировано из оригинала 6 января 2009 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ Сара-Джейн Коллинз (22 января 2010 г.). «Министр зашёл, трамвай W-класса ушёл» . Возраст . Архивировано из оригинала 29 июля 2013 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ «Трамваи класса W» . Национальный фонд Австралии . Архивировано из оригинала 14 августа 2011 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ Рут Уильямс (7 марта 2010 г.). «Активист готов приложить все усилия, чтобы W-класс продолжал работать» . Возраст . Архивировано из оригинала 29 июля 2013 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ «Коалиционное правительство спасет трамваи W-класса Виктории» (пресс-релиз). От министра общественного транспорта. 3 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 14 мая 2013 г. . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ «Восстановление трамваев W-класса» . Общественный транспорт Виктория . Архивировано из оригинала 13 мая 2013 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ Хизли, Эндрю (23 июля 2012 г.). «Специальное предложение: значок W-класса T946 на пути к полной реставрации» . Возраст . Архивировано из оригинала 22 декабря 2012 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ «W8.946» . Виксиг . Архивировано из оригинала 17 апреля 2023 года . Проверено 10 сентября 2013 г.
- ^ Весь класс: Бендиго восстанавливает величественный мельбурнский трамвай. Архивировано 2 декабря 2013 г. в Wayback Machine The Age , 20 июня 2013 г.
- ^ Верли, Ангус (21 июня 2013 г.). «Бендиго восстановил трамвай, чтобы украсить Мельбурн-серкл» . abc.net.au. Архивировано из оригинала 14 декабря 2013 года . Проверено 7 июля 2013 г.
- ↑ Третий отреставрированный трамвай W-класса вернулся в Мельбурн. Архивировано 16 марта 2017 г. в Wayback Machine Yarra Trams, 22 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Трамвай класса W» Железнодорожный дайджест сентябрь 2015 г. стр. 50
- ^ "Вагоны городского круга", троллейбуса 348, февраль 2017 г., стр. 28. выпуск
- ^ «Факты и цифры» . Трамваи Ярра . Архивировано из оригинала 29 мая 2014 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ↑ W-Класс. Архивировано 19 октября 2013 г. в трамваях Wayback Machine Yarra.
- ^ Рут Уильямс (28 февраля 2010 г.). «Город не готов потерять акт W-класса» . Возраст . Архивировано из оригинала 29 июля 2013 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ «Re: W-Класс в мастерских Ньюпорта» . Трамваи внизу. Архивировано из оригинала 9 июня 2009 года . Проверено 3 июня 2009 г.
- ^ «Общество радиальных железных дорог Эдмонтона» . www.edmonton-radial-railway.ab.ca . Архивировано из оригинала 1 апреля 2012 года . Проверено 7 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Мельбурнский трамвай идет в Канаду», выпуск Trolley Wire , 296, февраль 2004 г., страницы 10–16.
- ^ Мик Браун (25 октября 2010 г.). «Интервью Элтона Джона» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 15 февраля 2018 года . Проверено 9 февраля 2018 г.
- ^ «Класс W» . Страница железной дороги . Архивировано из оригинала 11 октября 2011 года . Проверено 29 января 2018 г.
- ^ «Помощь для трамвайных наркоманов» . Возраст . 3 декабря 2003 г. Архивировано из оригинала 21 февраля 2018 г. Проверено 29 января 2018 г.
- ^ Дэн Силкстоун (15 октября 2005 г.). «Трамвай W-класса для царского гаража» . Возраст. Архивировано из оригинала 5 июля 2008 года . Проверено 6 сентября 2008 г.
- ^ «Трамвай для королевской четы Дании», выпуск Trolley Wire 303, ноябрь 2005 г., стр. 15
- ^ " Пункт назначения Дания", выпуск троллейбуса 304, январь 2006 г., страницы 3–15.
- ^ «Вдохновение новой жизни в исторические трамваи Мельбурна серии W», Trolley Wire , 348, февраль 2017 г., стр. 22 выпуск
- ^ Jump up to: а б с д и VicTrack, Правительство штата Виктория (2018 г.). «Стратегия старых трамваев» (PDF) . ВикТрек . Архивировано (PDF) из оригинала 1 марта 2020 года . Проверено 12 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Миллс, Николь (15 мая 2018 г.). «134 исторических мельбурнских трамвая выставлены на продажу по выгодной цене» . Новости АВС . Архивировано из оригинала 13 августа 2019 года . Проверено 12 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Уиллард, Джессика (9 апреля 2019 г.). « Исторические» мельбурнские трамваи назовут Лонсестон своим домом» . Ревизор . Архивировано из оригинала 8 марта 2020 года . Проверено 12 февраля 2020 г.
- ^ «Знаменитые мельбурнские трамваи W-класса обретают новый дом» . www.9news.com.au . Архивировано из оригинала 11 апреля 2019 года . Проверено 12 февраля 2020 г.
- ^ «Совет Мельбурна и столичного трамвая W2, класс № 325» . hawthorntramdepot.org.au . 2012. Архивировано из оригинала 5 мая 2013 года . Проверено 7 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Друзья трамвайного депо Хоторн: Совет Мельбурна и столичного трамвая W, класс № 380» . hawthorntramdepot.org.au . 2012. Архивировано из оригинала 5 мая 2013 года . Проверено 7 июля 2013 г.
- ^ «ВИКСИГ» . vicsig.net . Архивировано из оригинала 12 апреля 2023 года . Проверено 4 января 2020 г.
- ^ «Совет Мельбурна и столичного трамвая W1, класс № 431» . hawthorntramdepot.org.au . 2012. Архивировано из оригинала 15 августа 2013 года . Проверено 8 июля 2013 г.
- ^ "Кратко о новостях", Trolley Wire , 203, декабрь 1982 г., стр. 2 выпуск
- ^ Джон Бекхаус (1989). Австралийский железнодорожный компаньон . Издательство Шерборн Сазерленд. ISBN 1-86275-005-Х .
- ^ «ВИКСИГ» . vicsig.net . Архивировано из оригинала 12 апреля 2023 года . Проверено 4 января 2020 г.
- ^ «Музей трамвая Балларата - Трамваи Балларата - это история Балларата» . btm.org.au. 2009. Архивировано из оригинала 17 марта 2012 года . Проверено 8 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Класс W3 663» . Мельбурнская ассоциация охраны трамваев . Архивировано из оригинала 9 апреля 2013 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Норман Кросс (1993). Город назначения: Мельбурнские электрические трамваи (5-е изд.). Издательство Транзитной Австралии. ISBN 0909459177 .
- ^ «ВИКСИГ» . vicsig.net . Архивировано из оригинала 10 июля 2017 года . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ «Музей трамвая Балларата – № 671» . btm.org.au. 2009. Архивировано из оригинала 17 марта 2012 года . Проверено 8 июля 2013 г.
- ^ «ВИКСИГ» . vicsig.net . Архивировано из оригинала 10 июля 2017 года . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ «ВИКСИГ» . vicsig.net . Архивировано из оригинала 20 июня 2020 года . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ «ВИКСИГ» . vicsig.net . Архивировано из оригинала 10 июля 2017 года . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ «Класс SW6» . vicsig.net . Архивировано из оригинала 10 июля 2017 года . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ «Класс W6» . vicsig.net . Архивировано из оригинала 10 июля 2017 года . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «В парке Уоттл в Бервуде установлен новый трамвай взамен сгоревшего вандалами» . Вестник Солнца. 14 марта 2013 года . Проверено 12 ноября 2023 г.
- ^ Ходли, Дэвид (1998). «Мельбурнский трамвай W-класса» . Трамваи Австралии . Железнодорожная страница Австралии. Архивировано из оригинала 11 октября 2011 года . Проверено 25 ноября 2013 г.
- ^ «Класс W7» . Виксиг . Архивировано из оригинала 29 августа 2016 года . Проверено 25 ноября 2013 г.
- ^ «Класс W6» . Виксиг . Архивировано из оригинала 29 августа 2016 года . Проверено 25 ноября 2013 г.
- ^ «ВИКСИГ» . vicsig.net . Архивировано из оригинала 26 апреля 2022 года . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ «Значок W-класса T946 на пути к полной реставрации» . Возраст. 23 июля 2013 года. Архивировано из оригинала 22 декабря 2012 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ «ВИКСИГ» . vicsig.net . Архивировано из оригинала 4 июня 2020 года . Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ Брандл, Лиам. «Трамваи Сиднейского музея трамвая. Теперь в ливрее M&MTB до 1970-х годов - Действующий список трамваев» . Сиднейский музей трамвая . Архивировано из оригинала 9 апреля 2013 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Межгосударственные трамваи» . Музей трамвая, Сент-Килда . Архивировано из оригинала 11 апреля 2019 года . Проверено 13 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Исследование Melbourne Metropolitan Tramway, часть 1. Архивировано 11 февраля 2014 г. в Wayback Machine , 2011 г. Департаменте планирования и общественного развития
- ^ «Совет Мельбурна и столичного трамвая W2, класс № 325» . Друзья трамвайного депо «Боярышник» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2013 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Коллекция трамваев ПЕТС» . Пертское общество электрического трамвая . Архивировано из оригинала 10 апреля 2013 года . Проверено 2 апреля 2013 г.
- ^ «W2 Класс 357» . Мельбурнская ассоциация охраны трамваев . Архивировано из оригинала 9 апреля 2013 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ «Совет Мельбурна и столичного трамвая W, класс № 380» . Друзья трамвайного депо «Боярышник» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2013 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ «W2 Класс 407» . Мельбурнская ассоциация охраны трамваев . Архивировано из оригинала 9 апреля 2013 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «О служебном парке трамваев» (PDF) . Трамваи Бендиго . Архивировано (PDF) из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Исследование Melbourne Metropolitan Tramway, часть 2. Архивировано 2 декабря 2013 г. в Wayback Machine , 2011 г. Департаменте планирования и общественного развития
- ^ «Совет Мельбурна и столичного трамвая W1, класс № 431» . Друзья трамвайного депо «Боярышник» . Архивировано из оригинала 9 апреля 2013 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «О других трамваях» (PDF) . Трамваи Бендиго . Архивировано (PDF) из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ «Совет Мельбурна и столичного трамвая W2, класс № 510» . Друзья трамвайного депо «Боярышник» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2013 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ «№661» . Музей трамвая Балларата . Архивировано из оригинала 17 марта 2012 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ «W4 Класс 670» . Мельбурнская ассоциация охраны трамваев . Архивировано из оригинала 9 апреля 2013 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ «№671» . Музей трамвая Балларата . Архивировано из оригинала 17 марта 2012 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ «Совет Мельбурна и столичного трамвая W5, класс № 774» . Друзья трамвайного депо «Боярышник» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2013 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ «SW5 Класс 849» . Мельбурнская ассоциация охраны трамваев . Архивировано из оригинала 9 апреля 2013 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ «Совет Мельбурна и столичного трамвая W7, класс № 1040» . Друзья трамвайного депо «Боярышник» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2013 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ «Половина W2.556» . Архивировано из оригинала 12 апреля 2023 года . Проверено 1 июля 2022 г.
- ^ «Последняя остановка Эмблдаун-Брук» .
- ↑ Огонь уничтожает исторические трамваи и автобусы в Сиднейском трамвайном музее. Архивировано 26 октября 2015 г. в Wayback Machine Sydney Morning Herald, 24 октября 2015 г.
- ^ «Трамвайное кафе «Англисс» прибыло!» . Ютуб . Архивировано из оригинала 8 января 2023 года . Проверено 8 января 2023 г.
- ^ Джонс, Керри (27 января 2021 г.). «Проект кафе на ротационном трамвае Даймонд-Крик» . Новости северного сообщества . Архивировано из оригинала 17 апреля 2023 года . Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ Дэйнти, Софи (30 ноября 2019 г.). «Звезда сериала «Соседи» Алан Флетчер показывает первый взгляд на потрясающий новый трамвайный состав» . Цифровой шпион . Архивировано из оригинала 5 августа 2019 года . Проверено 5 августа 2019 г.
- ^ Уоддингтон, Эндрю (3 мая 2019 г.). «Винтажный трамвай присоединился к актерскому составу «Соседей»!» . Интернет-новости британских трамваев. Архивировано из оригинала 25 июня 2021 года . Проверено 5 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Эрлих, Питер. «Мемфис, Теннесси» . www.nycsubway.org . Архивировано из оригинала 31 июля 2013 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ «Вагон 369/Матильда» . Транспортное управление МакКинни-авеню . Архивировано из оригинала 31 декабря 2012 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ «Мельбурн, Австралия (класс W2) – трамвай № 496» . Маркет-стрит, железная дорога . Архивировано из оригинала 19 апреля 2013 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ «Исторические троллейбусы» . Транспортное управление долины Санта-Клара . Архивировано из оригинала 29 марта 2013 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ «Исторический троллейбус №531» . Транспортное управление долины Санта-Клара . Архивировано из оригинала 29 марта 2013 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ Тележка МАТА загорелась; второй пожар за шесть месяцев. Архивировано 14 июля 2014 г. в Wayback Machine. Коммерческое обращение , 7 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Эрлих, Питер. «Музеи транспорта Миннесоты» . www.nycsubway.org . Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «История» . Центр открытий Миннесоты . Архивировано из оригинала 14 мая 2013 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ «Большие артефакты» . Западный железнодорожный музей . Архивировано из оригинала 24 апреля 2013 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ Дэвис, Эннис. «Трамваи возвращаются в Саванну» . Метро Джексонвилл . Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ Селлс, Тоби (11 февраля 2016 г.). «МАТА планирует вернуть троллейбус» . Мемфис Флаер . Contemporary Media, Inc. Архивировано из оригинала 1 мая 2018 года . Проверено 1 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Оклендский доковый трамвай» . Оклендский доковый трамвай. Архивировано из оригинала 20 июля 2015 года . Проверено 10 апреля 2014 г.
- ^ «Мельбурн, Австралия (класс SW6) - трамвай № 916» . Маркет-стрит, железная дорога . Архивировано из оригинала 13 марта 2013 года . Проверено 31 марта 2013 г.