иберийцы


Иберийцы . ( лат . Hibērī от греч , Ἴβηρες , иберы ) — древний народ, поселившийся на восточном и южном побережьях Пиренейского полуострова , по крайней мере, с VI века до нашей эры. Они описаны в греческих и римских источниках (среди прочих, у Гекатея Милетского , Авиения , Геродота и Страбона ). Римские источники также используют термин «латиноамериканцы» для обозначения иберийцев.
Термин «иберийский» , используемый древними авторами, имел два различных значения. Один, более общий, относился ко всем популяциям Пиренейского полуострова без учета этнических различий ( доиндоевропейцы , кельты и некельтские индоевропейцы ). Другой, более ограниченный этнический смысл, о котором идет речь в этой статье, относится к людям, живущим на восточном и южном побережьях Пиренейского полуострова , которые к VI веку до нашей эры впитали в себя культурное влияние финикийцев и греков . [ 1 ] Эта доиндоевропейская культурная группа говорила на иберийском языке с VII по, по крайней мере, I век до нашей эры. Остальная часть полуострова, в северных, центральных и северо-западных областях, была заселена васконами , кельтами или группами кельтиберов и, возможно, докельтскими или протокельтскими индоевропейскими лузитанцами , веттонами и турдетанами .
Начиная с V века до нашей эры, иберийские солдаты часто участвовали в сражениях из-за своих военных качеств в Италии, Греции и особенно на Сицилии.
История
[ редактировать ]Иберийская культура развивалась с VI века до нашей эры и, возможно, уже с пятого по третье тысячелетие до нашей эры на восточном и южном побережьях Пиренейского полуострова. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Иберийцы жили в деревнях и оппидах (укрепленных поселениях), а их общины основывались на племенной организации. Иберийцы в Испанском Леванте были более урбанизированы, чем их соседи в центральных и северо-западных регионах Пиренейского полуострова . Народы в центральных и северо-западных регионах в основном говорили на кельтских диалектах, вели полупасторальный образ жизни и жили в разрозненных деревнях, хотя у них также было несколько укрепленных городов, таких как Нуманция . [ 5 ] Они владели письмом , обработкой металлов , в том числе бронзы , и сельскохозяйственными технологиями.
Поселения
[ редактировать ]
За столетия, предшествовавшие карфагенскому и римскому завоеванию, иберийские поселения усложнились , демонстрируя свидетельства социального расслоения и урбанизации . Этому процессу, вероятно, способствовали торговые контакты с финикийцами , греками и карфагенянами . К концу V - началу IV веков до нашей эры ряд важных социальных изменений привел к консолидации аристократии и возникновению системы клиентуры. «Эта новая политическая система привела, среди прочего, к появлению городов и поселков, сосредоточенных вокруг этих лидеров, что также известно как территориальное зарождение . В этом контексте оппидум или укрепленный иберийский город стал центром отсчета в ландшафте и политическом пространстве. " [ 6 ]
Поселение Кастелле-де-Баньолес в Тивиссе было одним из самых важных древних иберийских поселений в северо-восточной части Пиренейского полуострова, которое было обнаружено в 1912 году. Кроме того, было обнаружено «Сокровище Тивиссы», уникальная коллекция серебряных иберийских вотивных подношений. найден здесь в 1927 году. [ 7 ]
Луцентум был еще одним древним иберийским поселением, а также замком Кастельдефельс .
Мавзолей Посо Моро недалеко от города Чинчилья-де-Монте-Арагон в Кастилии-Ла-Манча, похоже, указывает на местонахождение еще одного крупного поселения.
Сагунто — это место расположения древнего иберийского, а затем и римского города Сагунтум, где в V веке до нашей эры была построена большая крепость.
Греческие колонисты сделали первое историческое упоминание об иберийцах в VI веке до нашей эры. Они определили иберийцев как некельтские народы к югу от реки Эбро (Ибер). Греки также называли «иберами» другой народ Кавказского региона , ныне известный как кавказские иберы . Считается, что между этими двумя народами нет никакой связи.
Иберийцы активно торговали с другими средиземноморскими культурами. Иберийская керамика и изделия из металла были найдены во Франции , Италии и Северной Африке . Иберийцы имели обширные контакты с греческими колонистами в колониях Эмпорион , Род и Гемероскопейон . Иберийцы, возможно, переняли некоторые художественные приемы греков . Считается, что такие статуи , как Леди База и Леди Элькс, были изготовлены иберийцами, относительно хорошо знакомыми с греческим искусством . Фукидид утверждал, что одно из трех первоначальных племен Сицилии , сиканы , имело иберийское происхождение, хотя «иберийцы» в то время могли включать то, что мы считаем Галлией . [ 8 ]
Иберийцы также имели контакты с финикийцами , основавшими различные колонии в южной Андалусии . Их первая колония на Пиренейском полуострове была основана в 1100 году до нашей эры и первоначально называлась Гадир , позже переименованная римлянами в Гадес (современный Кадис ). Другие финикийские колонии на юге Иберии включали Малаку ( Малага ), Секси и Абдеру .
По словам Арриана , иберийцы отправили послов к Александру Великому в 324 году до нашей эры вместе с другими посольствами карфагенян , италийцев и галлов , чтобы просить его о дружбе. [ 9 ]
Вторая Пуническая война и римское завоевание
[ редактировать ]
После Первой Пунической войны огромный военный долг Карфагена побудил его попытаться расширить свой контроль над Пиренейским полуостровом. Гамилькар Барка начал это завоевание со своей базы в Кадисе , завоевав регион реки Тартессийский Гвадалквивир , богатый серебром. После смерти Гамилькара его зять Гасдрубал Прекрасный продолжил вторжения в Иберию, основав колонию Карт Хадашт (современная Картахена ) и распространив свое влияние вплоть до южного берега реки Эбро . После убийства Гасдрубала в 221 г. до н.э. Ганнибал принял на себя командование карфагенскими войсками и провел два года, завершая завоевание иберов к югу от Эбро. [ 10 ] В своей первой кампании Ганнибал победил Олькадов , Ваккеев и Карпетани, расширив свой контроль над регионом реки Тежу . [ 11 ] Затем Ганнибал осадил римского союзника Сагунтум , и это привело к началу Второй Пунической войны . Иберийский театр военных действий был ключевым полем битвы во время этой войны, и многие иберийские и кельтиберские воины сражались как за Рим, так и за Карфаген, хотя большинство племен встало на сторону Карфагена.
Рим послал Гнея и Публия Корнелия Сципиона отвоевать Иберию у Карфагена. Впоследствии Гней победил иберийское племя илергетес к северу от Эбро, которое было в союзе с Карфагеном, завоевал иберийский и разбил оппидум Таррако карфагенский флот. После прибытия Публия Сципиона Тарракон был укреплен, и к 211 г. до н.э. братья Сципион захватили карфагенские и союзные войска к югу от Эбро. Однако во время этой кампании Публий Сципион был убит в бою, а Гней погиб при отступлении. Ситуация изменилась с прибытием Публия Корнелия Сципиона Африканского в 210 г. до н.э. Сципион напал и завоевал Карфаген-Нова и разбил армию Гасдрубала Барки в битве при Бекуле (209–208). Война затянулась, Карфаген посылал новые подкрепления до битвы при Илипе (современная Алькала-дель-Рио в провинции Севилья ), которая стала решающей победой Публия Сципиона Африканского. Карфагеняне отступили к Гадесу , а Публий Сципион получил контроль над всем югом полуострова. После этой победы илергеты и другие иберийские племена восстали, и только после этого восстания римляне завоевали остальные карфагенские территории на юге Испании.
После карфагенского поражения иберийские территории были разделены на две крупные провинции: Hispania Ulterior и Hispania Citerior . В 197 г. до н. э. иберийские племена снова восстали в провинции Х. Ситериор. Захватив эти регионы, Рим вторгся и завоевал Лузитанию и Кельтиберию . Римляне вели долгую и затяжную кампанию по завоеванию Лузитании. Войны и кампании в северных регионах Пиренейского полуострова продолжались до 16 г. до н.э., когда были подавлены последние восстания Кантабрийских войн .
Иберийская культура
[ редактировать ]
Иберийское общество было разделено на разные классы, включая королей или вождей (лат. «regulus»), дворян, священников, ремесленников и рабов. Иберийская аристократия, которую в древних источниках часто называли «сенатом», собиралась на совет знати. Короли или вожди сохраняли свои силы посредством системы обязательств или вассалитета, которую римляне называли «фидес». [ 12 ]
Иберийцы переняли у греков вино и оливки. Коневодство имело особое значение для иберийцев и их знати. Горнодобывающая промышленность также имела большое значение для их экономики, особенно серебряные рудники возле Гадера и Картаго-Нова, железные рудники в долине Эбро , а также разработка месторождений олова и меди . Они производили прекрасные изделия из металла и высококачественное железное оружие, такое как фальката .
Искусство и религия
[ редактировать ]
Иберийцы создавали скульптуры из камня и бронзы, большая часть которых находилась под сильным влиянием греков и финикийцев, а также других культур, таких как ассирийские, хеттские и египетские влияния. Стили иберийской скульптуры географически разделены на левантийскую, центральную, южную и западную группы, из которых левантийская группа демонстрирует наибольшее греческое влияние. Иберийская керамика и живопись также были самобытны и широко распространены по всему региону. Отличительной чертой культуры является то, что керамика в основном украшалась геометрическими формами красного цвета, но в некоторых регионах (от Мурсии до юга Каталонии ) она также включала фигуративные изображения. [ 6 ]
Иберийская политеистическая религия находилась под влиянием греческих и финикийских обычаев, о чем свидетельствуют их скульптуры. Человек-бык Бича из Балазота (возможно, божество плодородия) и различные изображения сфинксов и львов имеют сходство с восточного Средиземноморья мифологическими существами . Леди Эльче и Леди Гуардамара демонстрируют явное эллинистическое влияние. финикийские и греческие божества, такие как Танит , Ваал , Мелькарт , Артемида , Деметра и Асклепий, В этом регионе были известны которым поклонялись. В настоящее время известно немного местных иберийских богов, хотя божество-пророчество-целитель «Бетатун» известно из латинской надписи в Фуэртес-дель-Рей. [ 13 ] Очевидно, существовало важное женское божество, связанное с землей и возрождением, как его изображала Госпожа База , и связанное с птицами, цветами и пшеницей. [ 13 ] Лошадь также была важной религиозной фигурой, и в Муле ( Мурсия ) было найдено важное святилище, посвященное лошадям. Существует множество изображений «бога-укротителя лошадей» или «повелителя лошадей» ( despotes hippon ). Женская богиня Атаегина также широко упоминается в надписях.
Иберийцы совершали свои обряды под открытым небом, а также содержали святилища в святых местах, таких как рощи, источники и пещеры. [ 14 ] Археологические данные свидетельствуют о существовании класса жрецов, и Силий Италикус упоминает священников в районе Тартесса в храме Мелькарта . Свидетельства керамики дают некоторую информацию об иберийских мифах и ритуалах. Общими темами являются праздничный ритуальный танец, описанный Страбоном [см. 3.3.7.] и видимый на рельефе с Фуэрте-дель-Рей, известный как «танец Бастетании», и противостояние умершего и фигуры волка. [ 15 ] Также было распространено ритуальное жертвоприношение животных.
В иберийской эсхатологии «смерть рассматривалась как отправная точка путешествия, символизируемого пересечением моря, земли или даже неба. Сверхъестественные и мифические существа, такие как Сфинкс или волк, а иногда и сама Божественность, сопровождали и сопровождал умершего в этом путешествии». [ 6 ] Иберийцы сжигали своих умерших и помещали прах в церемониальные урны, останки затем помещали в каменные гробницы.
Война
[ редактировать ]Иберийские солдаты широко использовались Карфагеном и Римом в качестве наемников и вспомогательных войск. Большую часть карфагенских войск во время Пунических войн составляли иберийцы и кельтиберы . Иберийская война носила эндемичный характер и основывалась на межплеменных набегах и грабежах. Известно, что в стандартном бою иберийцы регулярно атаковали и отступали, бросая копья и крича на своих противников, фактически не вступая в полноконтактный бой. называли concursare . Этот вид боя римляне [ 12 ] Иберийцы особенно любили засады и партизанскую тактику .
Древние источники упоминают два основных типа иберийской пехоты: скутаты и каэтраты . Скутати были тяжело бронированы и несли большие щиты-скутумы в италийском стиле . Цетраты иберийский несли каэтру, небольшой баклер . [ 12 ] Иберийское вооружение включало знаменитый Gladius Hispaniensis , изогнутый меч, называемый фальката , прямые мечи, копья, дротики и полностью железное копье, называемое Солиферрум . Иберийские всадники были ключевым элементом иберийских войск, а также карфагенских армий. Испания была богата превосходными дикими лошадьми, а иберийская кавалерия была одной из лучших в древнем Средиземноморье.
Иберийские племена
[ редактировать ]
Иберийцы жили вдоль восточных и южных прибрежных районов Пиренейского полуострова , что соответствует северо-западным берегам Средиземного моря (см. карту), примерно на территории сегодняшней Каталонии , Восточной, Северо-Восточной и Северной Арагоны , Валенсийского сообщества , региона Мурсии , Восточной Андалусии , и Балеарские острова (в Испании ), а также в сегодняшнем Руссильоне и некоторых частях Лангедока (во Франции ). Полуостров получил это название потому, что древние греки , римляне и другие средиземноморские народы впервые контактировали с народами (племенами или племенными конфедерациями), которые были иберийцами в этническом и языковом смысле, хотя большинство народов Пиренейского полуострова , проживавших на севере , Центральные и Западные регионы (большая часть площади полуострова), сами не были иберами в этническом и языковом смысле (иберами их можно было считать лишь в в географическом смысле, т.е. они обитали на Пиренейском полуострове).
Иберийские племена или племенные конфедерации были:
- Андозини — в горах южных склонов Восточных Пиренеев , в высоком бассейне реки Сегре , на территории современной Андорры .
- Аушетани — в районе Осоны (старый уезд Осона ), в бассейне средней реки Тер . Ауса (сегодняшний Вик ) была их главным центром.
- Бастетани / Баститани / Бастули — крупнейшая по площади иберийская племенная конфедерация. Они проживали на территории, включавшей большие территории средиземноморского побережья и Сьерра-Невады , на территории нынешних частей современных провинций Мурсия , Альбасете , Хаэн , Альмерия , Гранада и Малага . Басти (сегодняшняя База ) была их главным центром.
- и вокруг нее Мастиени — на территории Мастии ( Картахена ).
- Бергистани / Бергусии — в верховьях бассейна реки Льобрегат , примерно на территории сегодняшней провинции Барселоны . Берга был их главным центром. К северу от Лачетани .
- Кастеллани - в высоком бассейне реки Тер , на южных склонах Восточных Пиренеев . К северу от Аузетани .
- Чессетани / Косетани — в регионе Таррако (примерно на территории нынешней центральной и восточной провинции Таррагона ), в средиземноморском прибрежном регионе. Кесе ( Таррако во времена Римской империи, который впоследствии стал столицей Испании Тарраконенсис ) был их главным центром.
- Черетани / Cerretani — в Серретане (сегодняшняя Серданья / Серданья ) и других горах Восточных Пиренеев , а также в высоких бассейнах рек Сегре и Ногера (притоки реки Иберус — Эбро ), в восточной части Рибагорсы . Либика или Юлия Либика (сегодняшняя Лливия ) была их главным центром. К северу от Илергетеса и Бергистани .
- Контестани — к югу от реки Сукро ( Сукер ) и к северу от реки Тадер ( Сегура ), на территории, которая сегодня примерно является частью провинций Аликанте / Алакант , Валенсия , Мурсия и Альбасете . Племенная конфедерация. К востоку от Бастетани . Центры включали Саэтаби (современный Хатива ) и Бастиду де ле Алькусс .
- Дейтани — на территории Иличи и вокруг нее (сегодняшний Элькс / Эльче )
- Эдетани — к северу от реки Сукро ( Xúquer / Júcar ) и к югу от реки Милларс , примерно на территории сегодняшней провинции Валенсия . Одно из крупнейших иберийских племен или племенных конфедераций. Эдета (римские времена Лауро , сегодняшняя Ллирия ), расположенная к северо-западу от Валенсии , была их главным центром, Асс ( Сагунтум в римские времена, сегодняшний Сагунто / Сагунт ) также находился на их территории. К северу от Контестани и Бастетани и к югу от Илеркавонеса .
- Элисики / Helisyces — племя, обитавшее в районе Нарбона ( Нарбонны ) и современного северного Руссильона . Возможно, это было либо иберийское, либо лигурийское , либо лигурийско-иберийское племя.
- Илеркавонес — в нижнем бассейне реки Иберус ( Эбро ) до реки Милларс побережья Средиземного моря и вглубь страны по направлению к Сьерра-де-Гудар , в Илеркавонии. вдоль Одно из крупнейших иберийских племен или племенных конфедераций. Хибера (римское время Дертуса или Дертоса, современное время Тортоса ) была их главным центром. Они расположены на севере эдетанов , к югу от илергетов к востоку от седетов и к западу от цесетанов. ,
- Илергетес / Ilergetae — в равнинной зоне среднего и нижнего Сегре и Синка рек по направлению к окраинам рек Ибер ( Эбро ). Одно из крупнейших иберийских племен или племенных конфедераций. Ильтрида ( Илерда в римские времена, сегодняшняя Лерида / Льейда ) была их главным центром.
- Indigetes / Indigetae — в нижнем бассейне реки Тер , южных склонах Восточных Пиренеев , они занимали крайнюю северо-восточную область Пиренейского полуострова , известную как Hispania Tarraconensis , в заливах Эмподры ( Эмпуриес ) и Рода (Розы), простираясь до Пиренеев через регионы Эмпорда , Джунгли и возможно, до Жироны , на территории современной провинции Жирона . Их главным центром была Индика/Индига или Ундика (отождествляемая с руинами Улластрета ). Конфедерация была образована четырьмя племенами.
- Лачетани - посреди бассейна реки Льобрегат и окружающих холмов. запад юга Северо -
- Лаиетани - в нижнем бассейне реки Льобрегат , вдоль части средиземноморского побережья, примерно на территории нынешней провинции Барселона и города Барселона . Лайета (Барсино в римские времена и Барселона в наше время) была их главным центром.
- Оретани — в высокогорной долине реки Баетис ( Гвадалквивир ), на востоке Мариануса Монса ( Сьерра-Морена ) и в южной части современной Ла-Манчи . Это могло быть иберийское племя, кельтское племя или смешанное кельтско-иберийское племя или племенная конфедерация (и, следовательно, родственные кельтиберам ) . Мантесани / Ментесани / Мантасани сегодняшней Ла-Манчи и германцы (Оретании) в восточной части Мариануса Монса ( Сьерра-Морена ) и западной долине реки Хабалон иногда включаются в Оретани, но неясно, были ли они племенами Оретани.
- Седетани — к югу от реки Ибер ( Эбро ) и к западу от реки Гуадалопа , примерно в среднем бассейне реки Ибер ( Эбро ). Салдуи (римское время Салдуба и Цезарагуста и современное время Сарагоса ) находился на их территории. Возможно, они были более тесно связаны с эдетанами . К западу от Илеркавонеса .
- Сордонес — на территории Руссильона ( Восточные Пиренеи департамент , Франция ), Руссино (сегодняшний Шато-Руссильон недалеко от Перпиньяна ) был их главным центром.
- Весчетани/Осенсес — в сегодняшней северной Арагоне , к востоку от реки Гальего , в Собрарбе , в Болскане и его окрестностях , позже в Оске ( Уэска ), и в высокой реки Синка долине , Испания . Они также могли быть связаны с васконами и, следовательно, быть связаны с аквитанцами, говорящими на аквитанском языке .
- Неизвестное по названию племя или племена на Балеарских островах (образованных островами Питьюсик и Гимнесийскими островами ), возможно, были иберийцами.
иберийский язык
[ редактировать ]

Иберийский язык, как и остальные палеогиспаноязычные языки , вымер к 1-2 векам нашей эры, после того как его постепенно заменили латынью . Иберийский язык остается неклассифицированным неиндоевропейским языком. Исследование 1978 года выявило множество сходств между иберийским и мессапическим языком . [ 16 ] Иберийские языки также имеют некоторые общие элементы с баскским языком . [ 17 ] Также были обнаружены связи с этрусским языком и минойским линейным письмом А. [ 18 ]
Существуют разные теории о происхождении иберийского языка. Согласно каталонской теории, иберийский язык зародился в северной Каталонии , откуда распространился на север и юг. [ 19 ]
Иберийские сценарии
[ редактировать ]Иберийцы используют три различных сценария для обозначения иберийского языка .
- Северо-восточное иберийское письмо
- Двойной вариант (4 век до н.э. и 3 век до н.э.)
- Недвойственный вариант (2 век до н.э. и 1 век до н.э.)
- Юго-восточное иберийское письмо
- Греко-иберийский алфавит
Северо-восточное иберийское письмо и юго-восточное иберийское письмо имеют общую отличительную типологическую характеристику, также присутствующую в других палеогиспаноязычных письмах : они используют знаки со слоговым значением для перекрывающих звуков и знаки с монофонемным значением для остальных согласных и гласных . Как системы письменности , они не являются ни алфавитами , ни слоговыми письмами , а представляют собой смешанные письменности, которые обычно идентифицируются как полуслоговые письма . Между исследователями нет единого мнения относительно происхождения иберийских систем письменности: для одних они связаны только с финикийским алфавитом , а для других греческий алфавит влияние оказал и .
См. также
[ редактировать ]- Доримские народы Пиренейского полуострова
- иберийский язык
- Иберийские сценарии
- Древние иберийские монеты
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Англоязычный обзор: Ричард Дж. Харрисон, Испания на заре истории: иберийцы, финикийцы и греки (Темза и Гудзон), 1988.
- ^ «Иберийцы – MSN Encarta» . Архивировано из оригинала 30 октября 2009 г.
- ^ Иберийцы - Энциклопедия.com
- ^ «Испания: историческая обстановка – Страноведческое исследование Библиотеки Конгресса – Иберия» . Архивировано из оригинала 06 апреля 2020 г. Проверено 29 февраля 2008 г.
- ^ Дж. С. Ричардсон, Hispaniae; Испания и развитие римского империализма, 218-82 гг. до н. э., стр. 16.
- ^ Перейти обратно: а б с Руэда, Кармен; Санчес, Альберто; Амате, Пилар (30 ноября 2018 г.). «История иберов» . blog.europeana.eu . Европейская – CC BY-SA . Проверено 30 ноября 2018 г.
- ↑ Кастельлет-де-Баньолес (Тивисса). Архивировано 8 марта 2016 г. в Wayback Machine. Музее археологии Каталонии
- ^ «Сицилийские народы: сиканцы» . Лучшее на Сицилии. 7 октября 2007 г.
- ^ Арриан , Анабасис Александра , VII.XV. «Когда он возвращался в Вавилон , его встретили посольства ливийцев , которые поздравили его и короновали как победителя Азиатского царства. Из Италии также прибыли бруттийцы , луканцы и тирренцы в качестве послов с той же целью. отправили Говорят , что в это время карфагеняне к нему посольство, а также утверждают, что к нему пришли послы с просьбой о дружбе от эфиопов ; Скифы Европы, галлы и иберы — народы, имена которых были услышаны, а их снаряжение впервые увидели тогда греки и македонцы . Говорят, что они также доверили Александру обязанность урегулировать свои споры друг с другом. особенно очевидно было и для него самого, и для окружающих, что он был господином всей земли и моря».
- ^ Додж, Теодор Эйро, Ганнибал: История военного искусства у карфагенян и римлян вплоть до битвы при Пидне, 168 г. до н.э. , стр. 143 [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Ойос, Династия Д. Ганнибала: власть и политика в Западном Средиземноморье, 247–183 гг. До н.э. , стр.89–91, 2003 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Рафаэль Тревиньо Мартинес, Враги Рима (4): Испанские армии 218–19 до н. э. (Серия «Люди с оружием», 180)
- ^ Перейти обратно: а б Лисбет Бредхолт Кристенсен и др. Справочник религий Древней Европы
- ^ Религиозность среди иберийцев, http://www.artehistoria.com/v2/contextos/5758.htm. Архивировано 2 сентября 2017 г. в Wayback Machine.
- ^ Лисбет Бредхолт Кристенсен и др. Справочник религий Древней Европы, стр.
- ^ Андерсон, Джеймс М. (1978). «О расшифровке древнеиберийского языка» . Неофилолог . 62 : 80–85. дои : 10.1007/BF01514311 . S2CID 162251382 .
- ^ Хосе Игнасио Хуальде, Хосеба А. Лакарра, К истории баскского языка, стр. 55.
- ^ Антонио Арнаис-Виллена и др., Доисторическая Иберия: генетика, антропология и лингвистика, 171.
- ^ Велаза, Хавьер (2006) Язык против. материальная культура: (старая) проблема коренного языка Каталонии, Материалы III Международного совещания археологов Калафеля (Калафель, 25–27 ноября 2004 г.), Средиземноморская археология 9, стр. 273–280
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бельтран, Мигель (1996): Иберийцы в Арагоне , Сарагоса.
- Руис, Артуро; Молинос, Мануэль (1993): Иберийцы , Барселона.
- Санмарти, Джоан; Сантакана, Джоан (2005): Иберийцы Севера , Барселона.
- Санмарти, Джоан (2005): «Формирование северного иберийского мира» , Palaeohispanica 5, стр. 333–358.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Подробная карта доримских народов Иберии (около 200 г. до н.э.)
- Страница иберийской эпиграфики Дж. Р. Рамоса
