Jump to content

иберийцы

(Перенаправлено с иберийского народа )
Знаменитый бюст « Леди Эльче », вероятно, жрицы.
«Воин Мойксента» Иберийская (эдетская) статуэтка экс-вото , II-IV вв. до н.э., найденная в Эдете .

Иберийцы . ( лат . Hibērī от греч , Ἴβηρες , иберы ) — древний народ, поселившийся на восточном и южном побережьях Пиренейского полуострова , по крайней мере, с VI века до нашей эры. Они описаны в греческих и римских источниках (среди прочих, у Гекатея Милетского , Авиения , Геродота и Страбона ). Римские источники также используют термин «латиноамериканцы» для обозначения иберийцев.

Термин «иберийский» , используемый древними авторами, имел два различных значения. Один, более общий, относился ко всем популяциям Пиренейского полуострова без учета этнических различий ( доиндоевропейцы , кельты и некельтские индоевропейцы ). Другой, более ограниченный этнический смысл, о котором идет речь в этой статье, относится к людям, живущим на восточном и южном побережьях Пиренейского полуострова , которые к VI веку до нашей эры впитали в себя культурное влияние финикийцев и греков . [ 1 ] Эта доиндоевропейская культурная группа говорила на иберийском языке с VII по, по крайней мере, I век до нашей эры. Остальная часть полуострова, в северных, центральных и северо-западных областях, была заселена васконами , кельтами или группами кельтиберов и, возможно, докельтскими или протокельтскими индоевропейскими лузитанцами , веттонами и турдетанами .

Начиная с V века до нашей эры, иберийские солдаты часто участвовали в сражениях из-за своих военных качеств в Италии, Греции и особенно на Сицилии.

Иберийская культура развивалась с VI века до нашей эры и, возможно, уже с пятого по третье тысячелетие до нашей эры на восточном и южном побережьях Пиренейского полуострова. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Иберийцы жили в деревнях и оппидах (укрепленных поселениях), а их общины основывались на племенной организации. Иберийцы в Испанском Леванте были более урбанизированы, чем их соседи в центральных и северо-западных регионах Пиренейского полуострова . Народы в центральных и северо-западных регионах в основном говорили на кельтских диалектах, вели полупасторальный образ жизни и жили в разрозненных деревнях, хотя у них также было несколько укрепленных городов, таких как Нуманция . [ 5 ] Они владели письмом , обработкой металлов , в том числе бронзы , и сельскохозяйственными технологиями.

Поселения

[ редактировать ]
Древний серебряный сосуд из сокровищ Тивиссы, ок. 500 г. до н.э. Археологический музей Каталонии
Иберийский рельеф, мавзолей Посо Моро , VI век до н.э., демонстрирующий хеттское влияние.

За столетия, предшествовавшие карфагенскому и римскому завоеванию, иберийские поселения усложнились , демонстрируя свидетельства социального расслоения и урбанизации . Этому процессу, вероятно, способствовали торговые контакты с финикийцами , греками и карфагенянами . К концу V - началу IV веков до нашей эры ряд важных социальных изменений привел к консолидации аристократии и возникновению системы клиентуры. «Эта новая политическая система привела, среди прочего, к появлению городов и поселков, сосредоточенных вокруг этих лидеров, что также известно как территориальное зарождение . В этом контексте оппидум или укрепленный иберийский город стал центром отсчета в ландшафте и политическом пространстве. " [ 6 ]

Поселение Кастелле-де-Баньолес в Тивиссе было одним из самых важных древних иберийских поселений в северо-восточной части Пиренейского полуострова, которое было обнаружено в 1912 году. Кроме того, было обнаружено «Сокровище Тивиссы», уникальная коллекция серебряных иберийских вотивных подношений. найден здесь в 1927 году. [ 7 ]

Луцентум был еще одним древним иберийским поселением, а также замком Кастельдефельс .

Мавзолей Посо Моро недалеко от города Чинчилья-де-Монте-Арагон в Кастилии-Ла-Манча, похоже, указывает на местонахождение еще одного крупного поселения.

Сагунто — это место расположения древнего иберийского, а затем и римского города Сагунтум, где в V веке до нашей эры была построена большая крепость.

Греческие колонисты сделали первое историческое упоминание об иберийцах в VI веке до нашей эры. Они определили иберийцев как некельтские народы к югу от реки Эбро (Ибер). Греки также называли «иберами» другой народ Кавказского региона , ныне известный как кавказские иберы . Считается, что между этими двумя народами нет никакой связи.

Иберийцы активно торговали с другими средиземноморскими культурами. Иберийская керамика и изделия из металла были найдены во Франции , Италии и Северной Африке . Иберийцы имели обширные контакты с греческими колонистами в колониях Эмпорион , Род и Гемероскопейон . Иберийцы, возможно, переняли некоторые художественные приемы греков . Считается, что такие статуи , как Леди База и Леди Элькс, были изготовлены иберийцами, относительно хорошо знакомыми с греческим искусством . Фукидид утверждал, что одно из трех первоначальных племен Сицилии , сиканы , имело иберийское происхождение, хотя «иберийцы» в то время могли включать то, что мы считаем Галлией . [ 8 ]

Иберийцы также имели контакты с финикийцами , основавшими различные колонии в южной Андалусии . Их первая колония на Пиренейском полуострове была основана в 1100 году до нашей эры и первоначально называлась Гадир , позже переименованная римлянами в Гадес (современный Кадис ). Другие финикийские колонии на юге Иберии включали Малаку ( Малага ), Секси и Абдеру .

По словам Арриана , иберийцы отправили послов к Александру Великому в 324 году до нашей эры вместе с другими посольствами карфагенян , италийцев и галлов , чтобы просить его о дружбе. [ 9 ]

Вторая Пуническая война и римское завоевание

[ редактировать ]
Иберия во время Второй Пунической войны с изображением недолговечных карфагенских (желтых) и римских (красных) территорий и союзников.

После Первой Пунической войны огромный военный долг Карфагена побудил его попытаться расширить свой контроль над Пиренейским полуостровом. Гамилькар Барка начал это завоевание со своей базы в Кадисе , завоевав регион реки Тартессийский Гвадалквивир , богатый серебром. После смерти Гамилькара его зять Гасдрубал Прекрасный продолжил вторжения в Иберию, основав колонию Карт Хадашт (современная Картахена ) и распространив свое влияние вплоть до южного берега реки Эбро . После убийства Гасдрубала в 221 г. до н.э. Ганнибал принял на себя командование карфагенскими войсками и провел два года, завершая завоевание иберов к югу от Эбро. [ 10 ] В своей первой кампании Ганнибал победил Олькадов , Ваккеев и Карпетани, расширив свой контроль над регионом реки Тежу . [ 11 ] Затем Ганнибал осадил римского союзника Сагунтум , и это привело к началу Второй Пунической войны . Иберийский театр военных действий был ключевым полем битвы во время этой войны, и многие иберийские и кельтиберские воины сражались как за Рим, так и за Карфаген, хотя большинство племен встало на сторону Карфагена.

Рим послал Гнея и Публия Корнелия Сципиона отвоевать Иберию у Карфагена. Впоследствии Гней победил иберийское племя илергетес к северу от Эбро, которое было в союзе с Карфагеном, завоевал иберийский и разбил оппидум Таррако карфагенский флот. После прибытия Публия Сципиона Тарракон был укреплен, и к 211 ​​г. до н.э. братья Сципион захватили карфагенские и союзные войска к югу от Эбро. Однако во время этой кампании Публий Сципион был убит в бою, а Гней погиб при отступлении. Ситуация изменилась с прибытием Публия Корнелия Сципиона Африканского в 210 г. до н.э. Сципион напал и завоевал Карфаген-Нова и разбил армию Гасдрубала Барки в битве при Бекуле (209–208). Война затянулась, Карфаген посылал новые подкрепления до битвы при Илипе (современная Алькала-дель-Рио в провинции Севилья ), которая стала решающей победой Публия Сципиона Африканского. Карфагеняне отступили к Гадесу , а Публий Сципион получил контроль над всем югом полуострова. После этой победы илергеты и другие иберийские племена восстали, и только после этого восстания римляне завоевали остальные карфагенские территории на юге Испании.

После карфагенского поражения иберийские территории были разделены на две крупные провинции: Hispania Ulterior и Hispania Citerior . В 197 г. до н. э. иберийские племена снова восстали в провинции Х. Ситериор. Захватив эти регионы, Рим вторгся и завоевал Лузитанию и Кельтиберию . Римляне вели долгую и затяжную кампанию по завоеванию Лузитании. Войны и кампании в северных регионах Пиренейского полуострова продолжались до 16 г. до н.э., когда были подавлены последние восстания Кантабрийских войн .

Иберийская культура

[ редактировать ]
Всадник из иберийской керамики, Аликанте

Иберийское общество было разделено на разные классы, включая королей или вождей (лат. «regulus»), дворян, священников, ремесленников и рабов. Иберийская аристократия, которую в древних источниках часто называли «сенатом», собиралась на совет знати. Короли или вожди сохраняли свои силы посредством системы обязательств или вассалитета, которую римляне называли «фидес». [ 12 ]

Иберийцы переняли у греков вино и оливки. Коневодство имело особое значение для иберийцев и их знати. Горнодобывающая промышленность также имела большое значение для их экономики, особенно серебряные рудники возле Гадера и Картаго-Нова, железные рудники в долине Эбро , а также разработка месторождений олова и меди . Они производили прекрасные изделия из металла и высококачественное железное оружие, такое как фальката .

Искусство и религия

[ редактировать ]
Три разных игральных кубика с иберийскими надписями , найденные в Калаорре , Нуманции и Фос-Каланде.

Иберийцы создавали скульптуры из камня и бронзы, большая часть которых находилась под сильным влиянием греков и финикийцев, а также других культур, таких как ассирийские, хеттские и египетские влияния. Стили иберийской скульптуры географически разделены на левантийскую, центральную, южную и западную группы, из которых левантийская группа демонстрирует наибольшее греческое влияние. Иберийская керамика и живопись также были самобытны и широко распространены по всему региону. Отличительной чертой культуры является то, что керамика в основном украшалась геометрическими формами красного цвета, но в некоторых регионах (от Мурсии до юга Каталонии ) она также включала фигуративные изображения. [ 6 ]

Повелитель лошадей, Вильярикос ( Альмерия ), Музей археологии Каталонии, Барселона

Иберийская политеистическая религия находилась под влиянием греческих и финикийских обычаев, о чем свидетельствуют их скульптуры. Человек-бык Бича из Балазота (возможно, божество плодородия) и различные изображения сфинксов и львов имеют сходство с восточного Средиземноморья мифологическими существами . Леди Эльче и Леди Гуардамара демонстрируют явное эллинистическое влияние. финикийские и греческие божества, такие как Танит , Ваал , Мелькарт , Артемида , Деметра и Асклепий, В этом регионе были известны которым поклонялись. В настоящее время известно немного местных иберийских богов, хотя божество-пророчество-целитель «Бетатун» известно из латинской надписи в Фуэртес-дель-Рей. [ 13 ] Очевидно, существовало важное женское божество, связанное с землей и возрождением, как его изображала Госпожа База , и связанное с птицами, цветами и пшеницей. [ 13 ] Лошадь также была важной религиозной фигурой, и в Муле ( Мурсия ) было найдено важное святилище, посвященное лошадям. Существует множество изображений «бога-укротителя лошадей» или «повелителя лошадей» ( despotes hippon ). Женская богиня Атаегина также широко упоминается в надписях.

Иберийцы совершали свои обряды под открытым небом, а также содержали святилища в святых местах, таких как рощи, источники и пещеры. [ 14 ] Археологические данные свидетельствуют о существовании класса жрецов, и Силий Италикус упоминает священников в районе Тартесса в храме Мелькарта . Свидетельства керамики дают некоторую информацию об иберийских мифах и ритуалах. Общими темами являются праздничный ритуальный танец, описанный Страбоном [см. 3.3.7.] и видимый на рельефе с Фуэрте-дель-Рей, известный как «танец Бастетании», и противостояние умершего и фигуры волка. [ 15 ] Также было распространено ритуальное жертвоприношение животных.

В иберийской эсхатологии «смерть рассматривалась как отправная точка путешествия, символизируемого пересечением моря, земли или даже неба. Сверхъестественные и мифические существа, такие как Сфинкс или волк, а иногда и сама Божественность, сопровождали и сопровождал умершего в этом путешествии». [ 6 ] Иберийцы сжигали своих умерших и помещали прах в церемониальные урны, останки затем помещали в каменные гробницы.

Иберийские фалькатас

Иберийские солдаты широко использовались Карфагеном и Римом в качестве наемников и вспомогательных войск. Большую часть карфагенских войск во время Пунических войн составляли иберийцы и кельтиберы . Иберийская война носила эндемичный характер и основывалась на межплеменных набегах и грабежах. Известно, что в стандартном бою иберийцы регулярно атаковали и отступали, бросая копья и крича на своих противников, фактически не вступая в полноконтактный бой. называли concursare . Этот вид боя римляне [ 12 ] Иберийцы особенно любили засады и партизанскую тактику .

Древние источники упоминают два основных типа иберийской пехоты: скутаты и каэтраты . Скутати были тяжело бронированы и несли большие щиты-скутумы в италийском стиле . Цетраты иберийский несли каэтру, небольшой баклер . [ 12 ] Иберийское вооружение включало знаменитый Gladius Hispaniensis , изогнутый меч, называемый фальката , прямые мечи, копья, дротики и полностью железное копье, называемое Солиферрум . Иберийские всадники были ключевым элементом иберийских войск, а также карфагенских армий. Испания была богата превосходными дикими лошадьми, а иберийская кавалерия была одной из лучших в древнем Средиземноморье.

Иберийские племена

[ редактировать ]
Остатки стен Ульястрета , Каталония.
Бастида Алькуссов , Валенсия.

Иберийцы жили вдоль восточных и южных прибрежных районов Пиренейского полуострова , что соответствует северо-западным берегам Средиземного моря (см. карту), примерно на территории сегодняшней Каталонии , Восточной, Северо-Восточной и Северной Арагоны , Валенсийского сообщества , региона Мурсии , Восточной Андалусии , и Балеарские острова Испании ), а также в сегодняшнем Руссильоне и некоторых частях Лангедока (во Франции ). Полуостров получил это название потому, что древние греки , римляне и другие средиземноморские народы впервые контактировали с народами (племенами или племенными конфедерациями), которые были иберийцами в этническом и языковом смысле, хотя большинство народов Пиренейского полуострова , проживавших на севере , Центральные и Западные регионы (большая часть площади полуострова), сами не были иберами в этническом и языковом смысле (иберами их можно было считать лишь в в географическом смысле, т.е. они обитали на Пиренейском полуострове).

Иберийские племена или племенные конфедерации были:

иберийский язык

[ редактировать ]
Палеоиспанские языки по надписям (кроме аквитанского - по антропонимам и теонимам, используемым в латинских надписях)
Иберийские письменности в контексте палеоиспанских письменностей

Иберийский язык, как и остальные палеогиспаноязычные языки , вымер к 1-2 векам нашей эры, после того как его постепенно заменили латынью . Иберийский язык остается неклассифицированным неиндоевропейским языком. Исследование 1978 года выявило множество сходств между иберийским и мессапическим языком . [ 16 ] Иберийские языки также имеют некоторые общие элементы с баскским языком . [ 17 ] Также были обнаружены связи с этрусским языком и минойским линейным письмом А. [ 18 ]

Существуют разные теории о происхождении иберийского языка. Согласно каталонской теории, иберийский язык зародился в северной Каталонии , откуда распространился на север и юг. [ 19 ]

Иберийские сценарии

[ редактировать ]

Иберийцы используют три различных сценария для обозначения иберийского языка .

Северо-восточное иберийское письмо и юго-восточное иберийское письмо имеют общую отличительную типологическую характеристику, также присутствующую в других палеогиспаноязычных письмах : они используют знаки со слоговым значением для перекрывающих звуков и знаки с монофонемным значением для остальных согласных и гласных . Как системы письменности , они не являются ни алфавитами , ни слоговыми письмами , а представляют собой смешанные письменности, которые обычно идентифицируются как полуслоговые письма . Между исследователями нет единого мнения относительно происхождения иберийских систем письменности: для одних они связаны только с финикийским алфавитом , а для других греческий алфавит влияние оказал и .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Англоязычный обзор: Ричард Дж. Харрисон, Испания на заре истории: иберийцы, финикийцы и греки (Темза и Гудзон), 1988.
  2. ^ «Иберийцы – MSN Encarta» . Архивировано из оригинала 30 октября 2009 г.
  3. ^ Иберийцы - Энциклопедия.com
  4. ^ «Испания: историческая обстановка – Страноведческое исследование Библиотеки Конгресса – Иберия» . Архивировано из оригинала 06 апреля 2020 г. Проверено 29 февраля 2008 г.
  5. ^ Дж. С. Ричардсон, Hispaniae; Испания и развитие римского империализма, 218-82 гг. до н. э., стр. 16.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Руэда, Кармен; Санчес, Альберто; Амате, Пилар (30 ноября 2018 г.). «История иберов» . blog.europeana.eu . Европейская – CC BY-SA . Проверено 30 ноября 2018 г.
  7. Кастельлет-де-Баньолес (Тивисса). Архивировано 8 марта 2016 г. в Wayback Machine. Музее археологии Каталонии
  8. ^ «Сицилийские народы: сиканцы» . Лучшее на Сицилии. 7 октября 2007 г.
  9. ^ Арриан , Анабасис Александра , VII.XV. «Когда он возвращался в Вавилон , его встретили посольства ливийцев , которые поздравили его и короновали как победителя Азиатского царства. Из Италии также прибыли бруттийцы , луканцы и тирренцы в качестве послов с той же целью. отправили Говорят , что в это время карфагеняне к нему посольство, а также утверждают, что к нему пришли послы с просьбой о дружбе от эфиопов ; Скифы Европы, галлы и иберы — народы, имена которых были услышаны, а их снаряжение впервые увидели тогда греки и македонцы . Говорят, что они также доверили Александру обязанность урегулировать свои споры друг с другом. особенно очевидно было и для него самого, и для окружающих, что он был господином всей земли и моря».
  10. ^ Додж, Теодор Эйро, Ганнибал: История военного искусства у карфагенян и римлян вплоть до битвы при Пидне, 168 г. до н.э. , стр. 143 [ постоянная мертвая ссылка ]
  11. ^ Ойос, Династия Д. Ганнибала: власть и политика в Западном Средиземноморье, 247–183 гг. До н.э. , стр.89–91, 2003 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Рафаэль Тревиньо Мартинес, Враги Рима (4): Испанские армии 218–19 до н. э. (Серия «Люди с оружием», 180)
  13. ^ Перейти обратно: а б Лисбет Бредхолт Кристенсен и др. Справочник религий Древней Европы
  14. ^ Религиозность среди иберийцев, http://www.artehistoria.com/v2/contextos/5758.htm. Архивировано 2 сентября 2017 г. в Wayback Machine.
  15. ^ Лисбет Бредхолт Кристенсен и др. Справочник религий Древней Европы, стр.
  16. ^ Андерсон, Джеймс М. (1978). «О расшифровке древнеиберийского языка» . Неофилолог . 62 : 80–85. дои : 10.1007/BF01514311 . S2CID   162251382 .
  17. ^ Хосе Игнасио Хуальде, Хосеба А. Лакарра, К истории баскского языка, стр. 55.
  18. ^ Антонио Арнаис-Виллена и др., Доисторическая Иберия: генетика, антропология и лингвистика, 171.
  19. ^ Велаза, Хавьер (2006) Язык против. материальная культура: (старая) проблема коренного языка Каталонии, Материалы III Международного совещания археологов Калафеля (Калафель, 25–27 ноября 2004 г.), Средиземноморская археология 9, стр. 273–280

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бельтран, Мигель (1996): Иберийцы в Арагоне , Сарагоса.
  • Руис, Артуро; Молинос, Мануэль (1993): Иберийцы , Барселона.
  • Санмарти, Джоан; Сантакана, Джоан (2005): Иберийцы Севера , Барселона.
  • Санмарти, Джоан (2005): «Формирование северного иберийского мира» , Palaeohispanica 5, стр. 333–358.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d4dcf3dab2ee79decd627160c98c21fd__1722775920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d4/fd/d4dcf3dab2ee79decd627160c98c21fd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Iberians - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)