Jump to content

Гром

(Перенаправлено с Перконса )

Гром ( литовский : Перкунас , латышский : Перконс , [ 1 ] Древнепрусский : Перкунс , Перкунос , ятвингский : Паркунс , латгальский : Паркюнс ) — общий балтийский бог грома , второе по значимости божество в балтийском пантеоне после Диеваса . Как в литовской , так и в латышской мифологии он документирован как бог неба, грома, молнии , бури, дождя, огня, войны, закона, порядка, плодородия, гор и дубов . [ 2 ] [ 3 ]

Этимология

[ редактировать ]

Название продолжается PIE * Перк В unos , родственный * perk В у нас это слово означает «дуб», « ель » или «лесистая гора». Протобалтийское название * Перкунас можно с уверенностью реконструировать. Славянский Перун — родственный бог, но не этимологически точное совпадение. Финский Perkele , имя Укко , считается кредитом из Прибалтики.

Другая связь связана с терпикерауносом , эпитетом Зевса , означающим « тот, кто наслаждается молнией ». [ 4 ]

Гром в письменных источниках

[ редактировать ]

Большая часть информации о Перкунасе поступает из фольклорных песен, легенд и сказок. Поскольку большинство из них были собраны довольно поздно, в XIX веке, они представляют собой лишь некоторые фрагменты всей мифологии. Литовский Перкунас имеет множество альтернативных звукоподражательных названий, таких как Дундулис, Диндутис, Дуду сенис, Таршкулис, Таршкутис, Близгулис и т. Д. [ 5 ]

Самое раннее свидетельство о Перкунасе, по-видимому, находится в русинском переводе Хроники Иоанна Малаласа (1261 г.), где говорится о поклонении «Перкоунови рекше громоу», и в Ливонской рифмованной хронике (около 1290 г.), в которой упоминается идол Перкуне.

В Синодальных конституциях (1530 г.) Перкунас упоминается в списке богов перед богом ада Пикульсом и отождествляется с римским Юпитером (Юпитером). В Судовской книге Перкунас (Паркунс) упоминается в связи с ритуалом с участием козла. В христианских произведениях Перкунас — злой дух, демон, как в « Хронике Иоанна Малаласа» или в сочинениях польского летописца XV ​​века Яна Длугоша .

Представление в мифологии

[ редактировать ]
Рука Перкунаса автора Микалоюс Константинас Чюрленис

Перкунас — бог молний, ​​грома и бурь. В триаде богов Перкунас символизирует творческие силы (в том числе растительные ), смелость, успех, вершину мира, небо, дождь, гром, небесный огонь (молнию) и небесные стихии, а Потримпо связан с морями, землей. , посевы, и злаки , и Вельниас/ Патулас , с адом и смертью. Как небесное (атмосферное) божество Перкунас, по-видимому, является помощником и исполнителем воли Диеваса . Однако Перкунас имеет тенденцию превосходить Диеваса, deus otiosus , потому что его действительно можно увидеть и он имеет определенные мифологические функции.

В латвийских дайнах функции Перконса и Диева могут иногда сливаться: Перконса называют Перкона паш («Отец или Бог Грома») или Диевиньш , уменьшительная форма Диева . [ 6 ]

Оружие и транспортное средство

[ редактировать ]

Перкунас изображен немолодым, вооруженным топором и стрелами, едущим на двухколесной колеснице, запряженной козами , подобно Тору. [ 7 ] или кельтский Таранис .

В других источниках бог грома описывается как управляющий огненной колесницей по небу на быстрых лошадях или едущий на огненном коне. [ 8 ]

Семейные отношения Перкунаса

[ редактировать ]

В песнях о «небесной свадьбе» Сауле (Солнце) изменяет Перкунасу с Менулисом (Луной); Перкунас мечом раскалывает Менулиса пополам. По другой, более популярной версии, Менулис изменяет Солнцу с Аушрине (утренней звездой) сразу после свадьбы, и Перкунас наказывает его. Однако он не учится, повторяет прелюбодеяние и каждый месяц снова наказывается. Другие объяснения говорят, что именно поэтому Солнце светит днем, а Луна ночью. Несмотря на развод, оба хотят увидеть свою дочь Жемину (Землю).

В других песнях Перкунас по пути на свадьбу Аушры (зари; дочери Солнца) ударяет по золотому дубу. Дуб — дерево бога-громовержца в балтийской мифологии . [ 9 ] Упоминания о «дубе Перкунаса» (по-литовски Perkūno ąžuolas ; по-латышски Pērkona ozols ) существуют в источнике, датированном первой половиной XIX века.

В других мифах говорится, что Перкунас и некая Лауме или Вайва (радуга) должны были пожениться в четверг, но невесту похитил Велниас (дьявол), и с тех пор Перкунас охотится на Вельниаса.

В некоторых мифах упоминаются четыре сына Перкунаса ( латышский : Perkona dēli ; литовский : Perkūno sūnūs ), [ 10 ] которые, по-видимому, связаны с четырьмя временами года или с четырьмя сторонами света (восток, запад, юг и север). Иногда Перкунаев называют семью или девять братьями. По-литовски сказано «Perkūnų yra daug» («громов много»).

В некоторых мифах Перкунас изгоняет жену (а в некоторых случаях и детей) и остается в небе один. Некоторые мифы рассказывают совсем другую историю: Диевас поднимает Перкунаса с земли в небо. У Перкунаса в небе камни (которые грохочут во время бури) — мотив, связанный с индоевропейской мифологией . Перкунас обитает на высоких холмах или в горах: сравните литовскую топонимию Перкункальнис, «гора Перкунаса», или Гриаусмо калнас, «гора грохота».

Однако в большинстве мифов женой Перкунаса является Жемина .

Гром и Дьявол

[ редактировать ]

Важная функция Перкунаса — борьба с Велниасом (по-латышски Велнс ). Его иногда считают противоположностью Перкунаса и богом подземного мира и смерти. Христианство считает «Вельниаса» родственными своему «дьяволу», хотя это не соответствует древним верованиям.

Перкунас преследует своего противника Велнса за мошенничество или кражу плодородия и скота. Вельняс прячется на деревьях, под камнями или превращается в различных животных: черную кошку, собаку, свинью, козу, барашка, щуку, корову (сравните с латышскими изображениями йода существо с коровьими копытами) или человека.

Перкунас преследует противника в небе на колеснице, сделанной из камня и огня (литовское ugnies ratai ). Иногда колесницу делают из красного железа. Запряжено парой (реже четырьмя-тремя) рыже-белыми (или черно-пестрыми) лошадьми (иногда козами). Сравните литовское божество лошадей и колесниц Ратайничю (Ратайнича упоминается в трудах Ласика; от литовского ratai - "колесо"). Это мифологизированный образ колесницы Дидеи Грижуло Ратай («Великие колеса Грижуласа» ( Большая Медведица ). Он согласуется с жемайтийскими представлениями, в которых Перкунас представляет собой всадника на огненном коне. На своей небесной колеснице Перкунас предстает в виде седовласого старика с большой разноцветной бородой, в белой и черной одежде, держащего в одной руке козла на веревке, а в другой — рог или топор.

У Перкунаса много оружия. К ним относятся топор или кувалда, камни, меч, молнии, лук и стрелы, дубинка и железный или огненный нож. Создателем оружия является Перкунас ( Акменинис калвис , «каменный кузнец») или ему помогает небесный кузнец Телевелис (Калвелис).

Противник Перкунаса прячется в дупле дерева или камня (атрибуты Перкунаса). Кульминацией охоты Перкунаса на своего противника является гроза; оно не только очищает землю от нечисти, но и возвращает украденный скот или оружие.

Перкунас также связан с четвергом. Четверг — день громовержца во многих традициях: ср. полабский Peräune-dong («день Перуна»), литовский Perkūno diena . Перкунас в ранних источниках связан с римским богом Юпитером . Четверг – день гроз и дождей, а также свадеб.

Прусский гром

[ редактировать ]
Так называемый флаг Видевуто, представленный Грунау, с изображением прусских перкунов (в центре).

Симон Грунау (около 1520 г.) описывает прусское знамя с Перкунсом на нем. Бог представлен в виде разгневанного мужчины средних лет с вьющейся черной бородой, увенчанной пламенем. Он стоит между молодыми Патримпасами и старыми Патулами. Такое же центральное положение Перкунс занимает и в описании священного дуба в святилище Ромове . Перед дубом горел вечный огонь (символ Перкуна). В святилище служили специальные жрецы. Старые пруссаки пытались обратиться к богу молитвами. Перкунатете была матерью Перкуна.

Латвийский гром

[ редактировать ]
Согласно легенде, Перкунасу поклонялись под более чем 1500-летним дубом Стелмуже.

Перконс был тесно связан с Диевым , хотя они явно были разными. Люди приносили в жертву черных телят , коз и петухов Перконсу , особенно во время засухи . Окружающие народы приходили к этим жертвоприношениям вместе есть и пить, предварительно выливая для него пиво на землю или в огонь. Латыши также приносили в жертву Перконсу приготовленную пищу перед едой, чтобы предотвратить грозы , во время которых соты в костры помещали , чтобы разогнать облака.

В семье Перконса были сыновья, которые символизировали различные аспекты грозы (например, гром, молнию , удары молний), и дочери, которые символизировали различные виды дождя.

Перконс появился на золотом коне , вооруженный мечом , железной палицей , золотым кнутом и ножом . В его честь древние латыши носили на одежде крошечные топоры.

В современной культуре

[ редактировать ]

Перкунас изредка упоминается в романах Гарри Горлицы . Он является важным макгаффином в «Дело о свалке токсичных заклинаний» (1993) и является богом-покровителем одной из армий в «Пороховой империи» (2003).

Гюнтер Грасс в своем втором романе « Собачьи годы » (1963) ссылается на Перкунаса («Перкунос») как на символ темной человеческой энергии, высвободившейся с подъемом нацизма в Германии в 1930-х годах.

Вымышленная параллель нацистской Германии в альтернативном историческом романе Врата времени» « Филипа Хосе Фармера 1966 года , физически расположенном на месте современной Германии, но в котором преобладают литовцы, а не немцы, называется Перкуниша, в честь Перкунаса.

Две другие альтернативные линии истории показывают, что поклоняющаяся Перкунасу Литва дожила до 20-го века, несмотря на диаметрально противоположные точки расхождения . В Пола Андерсона альтернативная «Delenda Est» Литва возникла в истории, где Карфаген не существовало победил и разрушил Рим, а Римской империи . И наоборот, в » Гарри Горлицы «Пороховой империи Римская империя дожила до XX века и позже, а «Летува» стала конкурирующей империей на севере.

Литовская группа народной музыки Kūlgrinda выпустила в 2003 году альбом под названием Perkūno Giesmės , что означает «Гимны Перкунаса». [ 11 ]

«Солнце, гроза, Даугава» песня, написанная Мартиньшем Браунсом по мотивам стихотворения Райниса — латвийская хоровая 1916 года.

В августе 2023 года над белыми скалами Дувра на юге Англии, Великобритания, появился тотемный столб с надписью «Перкунас 2023». На сегодняшний день никто не заявил о своих правах на это произведение, и общественность до сих пор не знает, как оно туда попало. [ 12 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Каспи, Мишаэль (2009). Легенда об Илие в иудаизме, христианстве, исламе и литературе: исследование сравнительного религиоведения . Эдвин Меллен Пресс . п. 164. ИСБН  9780773447264 .
  2. ^ Диксон-Кеннеди, Майк (1998). Энциклопедия русских и славянских мифов и легенд - Майк Диксон-Кеннеди - Google Książki . ISBN  9781576070635 .
  3. ^ Драгня, Михай (12 апреля 2013 г.). «Славянская и греко-римская мифология, сравнительная мифология» . Брукенталия Акта Мусей .
  4. ^ Дауден, г-н Кен; Дауден, Кен (4 января 2002 г.). Европейское язычество: реалии культа от античности до средневековья — г-н Кен Дауден — Google Böcker . ISBN  9780203011775 . Проверено 3 сентября 2012 г.
  5. ^ Гимбутиене, Мария. Белые в доисторические времена: этногенез, материальная культура и мифология . Вильнюс: Наука. 1985. с. 167. (На литовском языке)
  6. ^ Кристенсен, Лисбет Бредхолт; Хаммер, Олав; Уорбертон, Дэвид (2014). Справочник религий Древней Европы . Рутледж. п. 369. ИСБН  978-1-317-54453-1 .
  7. ^ «Гинтарас Береснявичюс, Литовская мифология» . Crvp.org. Архивировано из оригинала 2 сентября 2012 г. Проверено 3 сентября 2012 г.
  8. ^ Страйжис, Витаутас; Климка, Либертас. «Космология древних балтов». В: Журнал истории астрономии: Приложение по археоастрономии . Том. 28. Выпуск 22 (1997): с. С73. [1]
  9. ^ Климка, Либертас. « Мифизация дерева в литовской народной культуре ». В: Acta humanitica universitatis Saulensis [Acta humanit. унив. Сауленсис (Онлайн)]. 2011, Том. 13, с. 22-25. ISSN   1822-7309 .
  10. ^ Дини, Пьетро У. Основы балтийских языков . Английский перевод Милды Б. Ричардсон, Роберта Э. Ричардсона. Вильнюс: 2014. с. 282. ISBN   978-609-437-263-6
  11. ^ Кюльгринда - Гимны Грома . Дискогс .
  12. ^ «Таинственный тотемный столб ночью появляется из ниоткуда на вершине скалы» . Независимый . 10 августа 2023 г. Проверено 14 августа 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e3476f4d0748ec9d1a17881168180bfb__1713534000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e3/fb/e3476f4d0748ec9d1a17881168180bfb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Perkūnas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)