Гром
Часть серии о |
Балтийская религия |
---|
Гром ( литовский : Перкунас , латышский : Перконс , [ 1 ] Древнепрусский : Перкунс , Перкунос , ятвингский : Паркунс , латгальский : Паркюнс ) — общий балтийский бог грома , второе по значимости божество в балтийском пантеоне после Диеваса . Как в литовской , так и в латышской мифологии он документирован как бог неба, грома, молнии , бури, дождя, огня, войны, закона, порядка, плодородия, гор и дубов . [ 2 ] [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]Название продолжается PIE * Перк В unos , родственный * perk В у нас это слово означает «дуб», « ель » или «лесистая гора». Протобалтийское название * Перкунас можно с уверенностью реконструировать. Славянский Перун — родственный бог, но не этимологически точное совпадение. Финский Perkele , имя Укко , считается кредитом из Прибалтики.
Другая связь связана с терпикерауносом , эпитетом Зевса , означающим « тот, кто наслаждается молнией ». [ 4 ]
Гром в письменных источниках
[ редактировать ]Большая часть информации о Перкунасе поступает из фольклорных песен, легенд и сказок. Поскольку большинство из них были собраны довольно поздно, в XIX веке, они представляют собой лишь некоторые фрагменты всей мифологии. Литовский Перкунас имеет множество альтернативных звукоподражательных названий, таких как Дундулис, Диндутис, Дуду сенис, Таршкулис, Таршкутис, Близгулис и т. Д. [ 5 ]
Самое раннее свидетельство о Перкунасе, по-видимому, находится в русинском переводе Хроники Иоанна Малаласа (1261 г.), где говорится о поклонении «Перкоунови рекше громоу», и в Ливонской рифмованной хронике (около 1290 г.), в которой упоминается идол Перкуне.
В Синодальных конституциях (1530 г.) Перкунас упоминается в списке богов перед богом ада Пикульсом и отождествляется с римским Юпитером (Юпитером). В Судовской книге Перкунас (Паркунс) упоминается в связи с ритуалом с участием козла. В христианских произведениях Перкунас — злой дух, демон, как в « Хронике Иоанна Малаласа» или в сочинениях польского летописца XV века Яна Длугоша .
Представление в мифологии
[ редактировать ]
Перкунас — бог молний, грома и бурь. В триаде богов Перкунас символизирует творческие силы (в том числе растительные ), смелость, успех, вершину мира, небо, дождь, гром, небесный огонь (молнию) и небесные стихии, а Потримпо связан с морями, землей. , посевы, и злаки , и Вельниас/ Патулас , с адом и смертью. Как небесное (атмосферное) божество Перкунас, по-видимому, является помощником и исполнителем воли Диеваса . Однако Перкунас имеет тенденцию превосходить Диеваса, deus otiosus , потому что его действительно можно увидеть и он имеет определенные мифологические функции.
В латвийских дайнах функции Перконса и Диева могут иногда сливаться: Перконса называют Перкона паш («Отец или Бог Грома») или Диевиньш , уменьшительная форма Диева . [ 6 ]
Оружие и транспортное средство
[ редактировать ]Перкунас изображен немолодым, вооруженным топором и стрелами, едущим на двухколесной колеснице, запряженной козами , подобно Тору. [ 7 ] или кельтский Таранис .
В других источниках бог грома описывается как управляющий огненной колесницей по небу на быстрых лошадях или едущий на огненном коне. [ 8 ]
Семейные отношения Перкунаса
[ редактировать ]В песнях о «небесной свадьбе» Сауле (Солнце) изменяет Перкунасу с Менулисом (Луной); Перкунас мечом раскалывает Менулиса пополам. По другой, более популярной версии, Менулис изменяет Солнцу с Аушрине (утренней звездой) сразу после свадьбы, и Перкунас наказывает его. Однако он не учится, повторяет прелюбодеяние и каждый месяц снова наказывается. Другие объяснения говорят, что именно поэтому Солнце светит днем, а Луна ночью. Несмотря на развод, оба хотят увидеть свою дочь Жемину (Землю).
В других песнях Перкунас по пути на свадьбу Аушры (зари; дочери Солнца) ударяет по золотому дубу. Дуб — дерево бога-громовержца в балтийской мифологии . [ 9 ] Упоминания о «дубе Перкунаса» (по-литовски Perkūno ąžuolas ; по-латышски Pērkona ozols ) существуют в источнике, датированном первой половиной XIX века.
В других мифах говорится, что Перкунас и некая Лауме или Вайва (радуга) должны были пожениться в четверг, но невесту похитил Велниас (дьявол), и с тех пор Перкунас охотится на Вельниаса.
В некоторых мифах упоминаются четыре сына Перкунаса ( латышский : Perkona dēli ; литовский : Perkūno sūnūs ), [ 10 ] которые, по-видимому, связаны с четырьмя временами года или с четырьмя сторонами света (восток, запад, юг и север). Иногда Перкунаев называют семью или девять братьями. По-литовски сказано «Perkūnų yra daug» («громов много»).
В некоторых мифах Перкунас изгоняет жену (а в некоторых случаях и детей) и остается в небе один. Некоторые мифы рассказывают совсем другую историю: Диевас поднимает Перкунаса с земли в небо. У Перкунаса в небе камни (которые грохочут во время бури) — мотив, связанный с индоевропейской мифологией . Перкунас обитает на высоких холмах или в горах: сравните литовскую топонимию Перкункальнис, «гора Перкунаса», или Гриаусмо калнас, «гора грохота».
Однако в большинстве мифов женой Перкунаса является Жемина .
Гром и Дьявол
[ редактировать ]Важная функция Перкунаса — борьба с Велниасом (по-латышски Велнс ). Его иногда считают противоположностью Перкунаса и богом подземного мира и смерти. Христианство считает «Вельниаса» родственными своему «дьяволу», хотя это не соответствует древним верованиям.
Перкунас преследует своего противника Велнса за мошенничество или кражу плодородия и скота. Вельняс прячется на деревьях, под камнями или превращается в различных животных: черную кошку, собаку, свинью, козу, барашка, щуку, корову (сравните с латышскими изображениями йода существо с коровьими копытами) или человека.
Перкунас преследует противника в небе на колеснице, сделанной из камня и огня (литовское ugnies ratai ). Иногда колесницу делают из красного железа. Запряжено парой (реже четырьмя-тремя) рыже-белыми (или черно-пестрыми) лошадьми (иногда козами). Сравните литовское божество лошадей и колесниц Ратайничю (Ратайнича упоминается в трудах Ласика; от литовского ratai - "колесо"). Это мифологизированный образ колесницы Дидеи Грижуло Ратай («Великие колеса Грижуласа» ( Большая Медведица ). Он согласуется с жемайтийскими представлениями, в которых Перкунас представляет собой всадника на огненном коне. На своей небесной колеснице Перкунас предстает в виде седовласого старика с большой разноцветной бородой, в белой и черной одежде, держащего в одной руке козла на веревке, а в другой — рог или топор.
У Перкунаса много оружия. К ним относятся топор или кувалда, камни, меч, молнии, лук и стрелы, дубинка и железный или огненный нож. Создателем оружия является Перкунас ( Акменинис калвис , «каменный кузнец») или ему помогает небесный кузнец Телевелис (Калвелис).
Противник Перкунаса прячется в дупле дерева или камня (атрибуты Перкунаса). Кульминацией охоты Перкунаса на своего противника является гроза; оно не только очищает землю от нечисти, но и возвращает украденный скот или оружие.
Перкунас также связан с четвергом. Четверг — день громовержца во многих традициях: ср. полабский Peräune-dong («день Перуна»), литовский Perkūno diena . Перкунас в ранних источниках связан с римским богом Юпитером . Четверг – день гроз и дождей, а также свадеб.
Прусский гром
[ редактировать ]
Симон Грунау (около 1520 г.) описывает прусское знамя с Перкунсом на нем. Бог представлен в виде разгневанного мужчины средних лет с вьющейся черной бородой, увенчанной пламенем. Он стоит между молодыми Патримпасами и старыми Патулами. Такое же центральное положение Перкунс занимает и в описании священного дуба в святилище Ромове . Перед дубом горел вечный огонь (символ Перкуна). В святилище служили специальные жрецы. Старые пруссаки пытались обратиться к богу молитвами. Перкунатете была матерью Перкуна.
Латвийский гром
[ редактировать ]
Перконс был тесно связан с Диевым , хотя они явно были разными. Люди приносили в жертву черных телят , коз и петухов Перконсу , особенно во время засухи . Окружающие народы приходили к этим жертвоприношениям вместе есть и пить, предварительно выливая для него пиво на землю или в огонь. Латыши также приносили в жертву Перконсу приготовленную пищу перед едой, чтобы предотвратить грозы , во время которых соты в костры помещали , чтобы разогнать облака.
В семье Перконса были сыновья, которые символизировали различные аспекты грозы (например, гром, молнию , удары молний), и дочери, которые символизировали различные виды дождя.
Перконс появился на золотом коне , вооруженный мечом , железной палицей , золотым кнутом и ножом . В его честь древние латыши носили на одежде крошечные топоры.
В современной культуре
[ редактировать ]Перкунас изредка упоминается в романах Гарри Горлицы . Он является важным макгаффином в «Дело о свалке токсичных заклинаний» (1993) и является богом-покровителем одной из армий в «Пороховой империи» (2003).
Гюнтер Грасс в своем втором романе « Собачьи годы » (1963) ссылается на Перкунаса («Перкунос») как на символ темной человеческой энергии, высвободившейся с подъемом нацизма в Германии в 1930-х годах.
Вымышленная параллель нацистской Германии в альтернативном историческом романе Врата времени» « Филипа Хосе Фармера 1966 года , физически расположенном на месте современной Германии, но в котором преобладают литовцы, а не немцы, называется Перкуниша, в честь Перкунаса.
Две другие альтернативные линии истории показывают, что поклоняющаяся Перкунасу Литва дожила до 20-го века, несмотря на диаметрально противоположные точки расхождения . В Пола Андерсона альтернативная «Delenda Est» Литва возникла в истории, где Карфаген не существовало победил и разрушил Рим, а Римской империи . И наоборот, в » Гарри Горлицы «Пороховой империи Римская империя дожила до XX века и позже, а «Летува» стала конкурирующей империей на севере.
Литовская группа народной музыки Kūlgrinda выпустила в 2003 году альбом под названием Perkūno Giesmės , что означает «Гимны Перкунаса». [ 11 ]
«Солнце, гроза, Даугава» песня, написанная Мартиньшем Браунсом по мотивам стихотворения Райниса — латвийская хоровая 1916 года.
В августе 2023 года над белыми скалами Дувра на юге Англии, Великобритания, появился тотемный столб с надписью «Перкунас 2023». На сегодняшний день никто не заявил о своих правах на это произведение, и общественность до сих пор не знает, как оно туда попало. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Каспи, Мишаэль (2009). Легенда об Илие в иудаизме, христианстве, исламе и литературе: исследование сравнительного религиоведения . Эдвин Меллен Пресс . п. 164. ИСБН 9780773447264 .
- ^ Диксон-Кеннеди, Майк (1998). Энциклопедия русских и славянских мифов и легенд - Майк Диксон-Кеннеди - Google Książki . ISBN 9781576070635 .
- ^ Драгня, Михай (12 апреля 2013 г.). «Славянская и греко-римская мифология, сравнительная мифология» . Брукенталия Акта Мусей .
- ^ Дауден, г-н Кен; Дауден, Кен (4 января 2002 г.). Европейское язычество: реалии культа от античности до средневековья — г-н Кен Дауден — Google Böcker . ISBN 9780203011775 . Проверено 3 сентября 2012 г.
- ^ Гимбутиене, Мария. Белые в доисторические времена: этногенез, материальная культура и мифология . Вильнюс: Наука. 1985. с. 167. (На литовском языке)
- ^ Кристенсен, Лисбет Бредхолт; Хаммер, Олав; Уорбертон, Дэвид (2014). Справочник религий Древней Европы . Рутледж. п. 369. ИСБН 978-1-317-54453-1 .
- ^ «Гинтарас Береснявичюс, Литовская мифология» . Crvp.org. Архивировано из оригинала 2 сентября 2012 г. Проверено 3 сентября 2012 г.
- ^ Страйжис, Витаутас; Климка, Либертас. «Космология древних балтов». В: Журнал истории астрономии: Приложение по археоастрономии . Том. 28. Выпуск 22 (1997): с. С73. [1]
- ^ Климка, Либертас. « Мифизация дерева в литовской народной культуре ». В: Acta humanitica universitatis Saulensis [Acta humanit. унив. Сауленсис (Онлайн)]. 2011, Том. 13, с. 22-25. ISSN 1822-7309 .
- ^ Дини, Пьетро У. Основы балтийских языков . Английский перевод Милды Б. Ричардсон, Роберта Э. Ричардсона. Вильнюс: 2014. с. 282. ISBN 978-609-437-263-6
- ^ Кюльгринда - Гимны Грома . Дискогс .
- ^ «Таинственный тотемный столб ночью появляется из ниоткуда на вершине скалы» . Независимый . 10 августа 2023 г. Проверено 14 августа 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ниёле Лауринкене. Древний литовский бог Перкунас (Перкунас — Бог древних литовцев) . Литовский институт литературы и фольклора: 1996, Вильнюс. ISBN 9986-513-14-6 (на литовском языке)
- Лауринкене, Нийоле (2000). «Превращения литовского бога Перкунаса» . Студия Мифологика Славика . 3 : 149–157. дои : 10.3986/sms.v3i0.1833 .
- Лауринкене, Ниоле (2023). Бог Перкунас древних литовцев в языке, фольклоре и исторических источниках . Сообщения фольклорных стипендиатов. Том. 327. Хельсинки. ISBN 978-952-9534-08-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Лажуа, Патрис (2018). «Бог грозы и охотник: фрагмент древнебалто-славянского эпоса?» [Бог Грозы и Охотник: фрагмент древнего эпоса]. Славянская мифологическая студия . 21 :27–37. дои : 10.3986/sms.v21i0.7064 . S2CID 166007253 .
- Туите, Кевин (2004). «Молния, жертвоприношение и одержимость в традиционных религиях Кавказа». Антропос: Международное обозрение антропологии и лингвистики . 99 (2004): 143–59. JSTOR 40466310 .
- Туите, Кевин. «Молния, жертвоприношение и одержимость в традиционных религиях Кавказа (продолжение от Anthropos 99.2004: 143-159)». Антропос, том. 99, нет. 2, 2004, стр. 481–497. JSTOR, www.jstor.org/stable/40466394. По состоянию на 28 апреля 2020 г.