Бану Сулайм
Бану Сулайм Бану Сулайм | |
---|---|
Кайситское арабское племя | |
Этническая принадлежность | араб |
Нисба | аль- Сулами |
Расположение | Хиджаз , Магриб |
Происходил от | Сулайм ибн Мансур |
Религия | Язычество, позже ислам |
Бану Сулайм ( араб . بنو سليم ) — арабское племя, которое доминировало в части Хиджаза в доисламскую эпоху . Они поддерживали тесные связи с курайшитами Мекки перед своей смертью в 632 году . и жителями Медины и участвовали в ряде сражений против исламского пророка Мухаммеда, прежде чем в конечном итоге приняли ислам Они приняли участие в мусульманском завоевании Сирии и основали себя в Джазире (Верхняя Месопотамия), а часть племени осталась в Хиджазе. В ранний мусульманский период из племени родились известные полководцы, такие как Сафван ибн Муаттал , Абу'л-А'вар и Умайр ибн аль-Хубаб . Те, кто остался в Аравии, были в основном поглощены Бану Харбом в Йемене, начиная с 9 века, а те, кто находился в Сирии и Джазире, были изгнаны в Верхний Египет халифами Фатимидов в конце 10 века за поддержку карматов . В середине 11 века продолжительный голод в Египте побудил племя мигрировать на запад вместе с Бану Хилал в Ливию . Там сулаймы и их подплемена обосновались преимущественно в Киренаика , где и по сей день многие арабские племена этого региона ведут свое происхождение от Сулайма.
Истоки и ветви
[ редактировать ]Согласно арабской генеалогической традиции, Бану Сулайм были потомками Сулайма ибн Мансура ибн Икримы ибн Хасафы ибн Кайса Айлана. [1] Таким образом, сулаймы были частью более широкой племенной группировки Кайс Айлан (также называемой просто «Кайс»). [1] племени Бану Сулайм были разделены на три основные части: Имру аль-Кайс, Харит и Талаба, все они были основаны сыновьями или внуками прародителя Сулайма. [1]
- Имру аль-Кайс был сильнейшим дивизионом Сулейми. [1] Он был разделен на ветви Хуфафа, Ауфа и Бахза. [1] В состав Хуфафа входили кланы Усайи (чьей выдающейся семьей были Шариды), Насиры, Амиры и Малика. [1] Кланами Ауфа были Саммал и Малик, причем последний включал семьи Рил, Матруд и Кунфуд. [1]
- Филиалами дивизии Харит были Муавия, Зафар, Рифаа, Кааб и Абс. [1] Зафары частично вошли в состав племени Бану Аус . [1] В ветвь Рифаа входил клан Абса ибн Рифаа, от которого происходил княжеский род Джария. [1]
- Та'лаба состояла из двух подразделений: это были Малики, которые позже отделились от Сулайма, перешли под защиту Бану Укайл и стали известны как Баджила в честь своей матери. Другой ветвью Талаба был известный Дхакван. [1] Последние были близкими союзниками курайшитов Мекки и часто вступали в брак с этим племенем. [1]
Расположение
[ редактировать ]В доисламскую эпоху , то есть до 610-х годов, и в раннюю исламскую эпоху, сулаймы населяли северный Хиджаз , а вулканическое поле Харра составляло сердце их территории. [1] Последний раньше назывался Харрат Бани Сулайм в честь племени. [1] Это был идеальный оборонительный регион, поскольку вражеские всадники не могли ни справиться с его местностью, ни проникнуть на его восточные и западные склоны, где у Сулайма были свои хима (защищенные пастбища). [1] Подразделение Имру аль-Кайс в основном населяло восточные склоны Харры, где филиал дивизии в Бахзе владел прибыльными золотыми рудниками. [1] Хариты были в основном сконцентрированы на западных склонах Харры, хотя члены их ветви Муавия населяли город Ясриб (Медина) до прибытия арабских еврейских племен Бану Аус и Бану Хазрадж . [1] Со временем ветвь Муавии обратилась в иудаизм . Некоторые соплеменники ветви Талаба также жили в Мекке и Медине. [1]
После мусульманских завоеваний 630-х годов большинство соплеменников сулайми мигрировали в северную Сирию , а оттуда в Джазиру (Верхнюю Месопотамию), хотя другие представители племени поселились в Куфе , Басре и по всему Хорасану . [2] Тем не менее, значительное присутствие сулайми сохранялось на арабской родине племени. [2] Начиная с 11 века, некоторые части Бану Сулайм разбили свои лагеря в Киренаике (современная восточная Ливия ). [3] До сих пор в Киренаике доминируют потомки Сулайма, известные как Саада. [3] Саади делятся на две основные части: Хараби и Джабарина. [3] Первая состоит из племен Убайдат, Барааса, Хаса, Дераса и Айлат Файид, тогда как Джабарина состоит из племен Авакир, Магхарба, Маджабира, Арибат и Барагит; в последнюю также входят кланы Абид и Арафа. [3]
История
[ редактировать ]Доисламская эпоха
[ редактировать ]На своей родине в Хиджазе сулаймы поддерживали тесные отношения с другими племенами Кайси, особенно с Хавазинами . [1] Члены клана племени Дхакван в конце VI века установили прочные связи с мекканцами, а именно с курайшитами. [1] назначил вождя Дхаквана Мухаммада ибн аль-Хузаи командующим контингентом Рабиа и Мудар . конфедератов племен До этого Абраха , аксумский наместник Йемена и враг мекканцев, [1] Другой член Дхаквана, аль-Хаким ибн Умайя, служил мухтасибом доисламской Мекки, которому было поручено следить за законностью и порядком с единогласного согласия кланов курайшитов. [1] Сулайм также поддерживал хорошие отношения с жителями Медины, продавая лошадей, верблюдов, овец и топленое масло на городских рынках и выступая посредниками между конкурирующими кланами Бану Аус. [1] Они также поклонялись Хамису, идолу, разделяемому с Бану Хазрадж. [1]
Сулаймы участвовали в ряде далеких экспедиций в Йемен и на юго-запад Аравии, в том числе в набеге под руководством вождя аль-Аббаса ибн Мирдаса на племена Зубайд и Кудаа , а также в набеге на племена Кинда и Кудаа в Сааде , во время которого Брат аль-Аббаса был убит. [1] По мнению историка Майкла Лекера , участие Сулайма в йеменских экспедициях, вероятно, было связано с их совместной ролью с Хавазинами в сопровождении караванов из Аль-Хиры в современном Ираке в Йемен и Хиджаз. [1]
Ранняя исламская эпоха
[ редактировать ]время Мухаммеда
[ редактировать ]Во время деятельности Мухаммеда в Мекке и Медине сулаймы, как их союзники-курайшиты, были враждебны Мухаммеду и его монотеистическому посланию. Исключением среди соплеменников был Сафван ибн Муаттал , член Дхаквана в Медине, ставший сподвижником Мухаммеда . [1] Несколько кланов Сулайма присоединились к Килаби вождю Амиру ибн ат-Туфайлу в его нападении на мусульманских миссионеров в Бир-Мауне в 625 году. [1] Сулаймы под предводительством вождя Даквана Суфьяна ибн Абд Шамса сражались бок о бок с курайшитами в битве у Рва в 627 году. [1] но к тому времени, когда Мухаммед завоевал Мекку в январе 630 года, подавляющее большинство сулаймов обратилось в ислам и присоединилось к нему. [2] они сражались вместе с Мухаммедом и курайшитами против коалиции политеистических арабских племен в битве при Хунайне Позже в том же году ; только сын Суфьяна ибн Абд Шамса, Абу'л-А'вар , сражался на стороне многобожников. [2]
Периоды Рашидун и Омейядов
[ редактировать ]Большая часть сулаймов отступила от ислама во время халифата Абу Бакра , после смерти Мухаммеда в 632 году. Фуджаа, Джария и, возможно, Дхакван. [2] , после победы мусульман в войнах Ридда , сулаймские контингенты участвовали в мусульманских завоеваниях Сирии Ирака и Тем не менее . [2] Во время Первой мусульманской гражданской войны были некоторые представители сулаймского племени, которые встали на сторону халифа Али , но большинство поддержало Муавию , и их поддержка оказалась важным вкладом в его победу в 661 году. [2] Одним из генералов Муавии в этой войне был вышеупомянутый Абу'л-А'вар. [2]
Будучи членами Кайса, Сулайм отступили от Омейядов и признали Абдаллаха ибн аз-Зубайра . халифат [2] Они участвовали в битве при Мардж-Рахите в 684 году, во время которой Омейяды и их союзники из Бану Калб разгромили Кайсов. [2] Около 600 членов Сулайма были убиты. [2] В 686 году Сулайм отомстил Омейядам, когда под командованием вождя Дхаквана Умайра ибн аль-Хубаба они дезертировали во время битвы при Хазире , что способствовало разгрому Омейядов от рук аль-Мухтара аль-Сакафи сил . После этого Умайр и Сулайм присоединились к верховному лидеру повстанцев Кайси Зуфару ибн аль-Харису аль-Килаби , который базировался в аль-Каркисии . При Умайре сулаймы вторглись на племенную территорию таглиба вдоль реки Хабур , спровоцировав войну с таглибами, в ходе которой Умайр был убит в 689 году. После этого сулаймами возглавил аль-Джаххаф ибн Хаким аль- Дхаквани в их последних битвах с Таглибом в 692 и 693 годах. [2]
Периоды Аббасидов и Фатимидов
[ редактировать ]Сулайм в Аравии восстал против властей Аббасидов в 845 году. [2] К концу 9-го века племя Харб из Йемена проникло на территорию Сулайма в Хиджазе и постепенно поглотило большую часть Сулайма Аравии. [2] Сулайм и Бану Хилал были среди племен Кайси, которые объединились с повстанческим карматским движением в нападении на Фатимидов в Сирии. [4] В ответ фатимидский халиф аль-Азиз ( годы правления 975–996 ) изгнал два племени в Верхний Египет . [4] По словам историка Амара Бааджа, оба племени были огромными и сопоставимы с нациями. [4] Сулаймские племена или подплемена, изгнанные в Верхний Египет, включали Хайб, Лабид, Даббаб, Авф, Зугба и Раваха; каждый из них состоял из нескольких родов. [5]
Основание в Магрибе
[ редактировать ](центральную часть Северной Африки) и захватить ее, мигрировать в Ифрикию Средневековые мусульманские летописцы сообщают, что в 1050 или 1051 году кочевники Сулайм и Хилал были отправлены или поощрены Фатимидами чтобы наказать правителей Зиридов этого региона за переход на сторону конкурирующего Аббасидского халифата. [4] Однако Баадж призывает к тому, чтобы к таким сообщениям «следовало относиться со скептицизмом», поскольку государство Фатимидов в то время переживало великий кризис, отмеченный длительным голодом и серьезной политической нестабильностью. [5] Таким образом, Фатимиды были не в состоянии заставить два бедуинских племени вторгнуться в царство Зиридов; скорее, плохие условия в Египте, а именно угроза голода, побудили сулаймов и хилалов мигрировать на запад, в Магриб (большая западная часть Северной Африки). [5] Миграция происходила одной большой волной или несколькими волнами, но в любом случае сулаймы обосновались в Киренаике и Триполитании , в то время как хилалы продолжили путь к удерживаемой Зиридами Ифрикии. [5]
К середине XII века Сулайм вытеснил Хилалов из Ифрикии и заставил их двинуться на запад и юг. [6] В конце XII века все сулаймы Киренаики присоединились к делу Айюбидов Мамлюка Шарафа ад-Дина Каракуша и военачальника Альморавидов Али ибн Исхака ибн Гания против базирующегося в Магрибе халифата Альмохадов . [7] Вскоре этот союз раскрылся, и Сулайм принял на себя основную тяжесть атак Каракуша, особенно его подплемени Даббаб, лидеров которого он уничтожил. [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Вкусный 1997, с. 817.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Вкусно, с. 818.
- ^ Jump up to: а б с д Обейди 2001, с. 44.
- ^ Jump up to: а б с д Баадж 2015, с. 24
- ^ Jump up to: а б с д Баадж 2015, с. 25.
- ^ Баадж 2015, с. 72.
- ^ Баадж 2015, с. 82.
- ^ Баадж 2015, с. 166.
Библиография
[ редактировать ]- Баадж, Амар С. (2015). Саладин, Альмохады и Бану Гания: борьба за Северную Африку (12 и 13 века) . Лейден и Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-29620-6 .
- Лекер, М. (1997). "Соломон". В Босворте, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П.; Лекомт, Г. (ред.). Энциклопедия ислама . Том. IX, Сан – Сзе (новое изд.). Лейден и Нью-Йорк: Брилл. стр. 817–818. ISBN 90-04-10422-4 .
- Обейди, Амаль С.М. (2001). Политическая культура в Ливии . Ричмонд, Суррей: RoutledgeCurzon. ISBN 0-7007-1229-1 .