Мухтар аль-Сакафи
Мухтар аль-Сакафи Аль-Мухтар ибн Аби Убайд аль-Сакафи | |
---|---|
Рожденный | Мухтар ибн Абу Убайд в. 622 Таиф (Хиджаз, Аравия) |
Умер | 3 апреля 687 г. Ди (Ирак) | (64–65 лет)
Место захоронения | Великая мечеть Куфы |
Другие имена | Абу Исхак
«Отец Исаака» Мунтагам-эль-Каррар |
Эра | |
Известный | Лидер восстания против Омейядов в Куфе. |
Заголовок | Яд Аллах «Рука Бога» |
Оппоненты | |
Уголовные обвинения | Военная оккупация (680-681) |
Супруги |
|
Дети | Исхак |
Родители |
|
Родственники | Абдаллах ибн Умар (зять) |
Семья | Бану Сакиф (племя) |
Военная карьера | |
Верность | |
Битвы/войны |
|
Убайд аль-Сакафи ( араб . الْمُخْتَار ٱبْن أَبِي عُبَيْد الثَّقَفِيّ ; возглавил Аль - ок который . 622 – 3 апреля 687 г.) революционер , Мухтар ибн Аби из Куфы восстание против халифата Омейядов в 685 году и правил большей частью Ирака в течение восемнадцати месяцев во время Второй Фитны .
Мухтар родился в Таифе , в молодом возрасте переехал в Ирак и вырос в Куфе. После смерти Хусейна ибн Али , внука исламского пророка Мухаммеда , от рук армии Омейядов в битве при Кербеле в 680 году, он вступил в союз с конкурирующим халифом Абдаллахом ибн аз-Зубайром в Мекке , но союз был недолговечный. Мухтар вернулся в Куфу, где объявил Мухаммеда ибн аль-Ханафию , сына халифа Али ( годы правления 656–661 ) и брата Хусейна, махди и имамом , и призвал к созданию Алидского халифата и возмездию за убийство Хусейна. . Он захватил Куфу в октябре 685 года, изгнав губернатора Зубайрида, а позже приказал казнить тех, кто причастен к убийству Хусейна. Враждебные отношения с Ибн аз-Зубайром в конечном итоге привели к смерти Мухтара силами зубайридского губернатора Мусаба Басры ибн аз-Зубайра после четырехмесячной осады.
Хотя Мухтар потерпел поражение, его движение имело далеко идущие последствия. После его смерти его последователи сформировали радикальное шиитское движение. [ а ] секта, позже известная как Кайсаниты , разработавшая несколько новых доктрин и оказавшая влияние на более позднюю шиитскую идеологию. Мухтар повысил социальный статус мавали (местных неарабов, принявших ислам), и они стали важным политическим образованием. и Шестьдесят лет спустя мавали кайсаниты сыграли значительную роль в революции Аббасидов . Мухтар сыграл важную роль как один из первых сторонников равного отношения к арабским и неарабским мусульманам. Он - противоречивая фигура среди суннитов; осужден ими как лжепророк , но почитаем шиитами из-за его поддержки Алидов. Взгляды современных историков варьируются от взглядов на него как искреннего революционера до амбициозного оппортуниста.
Фон
[ редактировать ]Мухтар родился в Таифе в 622 году нашей эры (год, когда исламский пророк Мухаммед переселился в Медину ) в семье Абу Убайда аль-Сакафи , командующего мусульманской армией из племени Бану Сакиф , и Даумы бинт Амр ибн Вахба ибн Муаттиба. [ 2 ] [ 3 ] После смерти Мухаммеда в 632 году стал Абу Бакр ( годы правления 632–634 ) халифом . Он умер два года спустя, и ему наследовал Умар ( годы правления 634–644 ), который расширил мусульманские завоевания , начатые Абу Бакром, [ 4 ] и отправил отца Мухтара Абу Убайда на иракский фронт . Абу Убайд был убит в битве у Моста в ноябре 634 года. Мухтар, которому тогда было тринадцать лет, остался в Ираке после завоевания этого региона мусульманами. [ 2 ] и был воспитан своим дядей Саадом ибн Масудом аль-Сакафи. [ 5 ] Умар был убит персидским рабом Абу Лу'луа Фирузом в 644 году, после чего его преемник Усман ( годы правления 644–656 ) правил двенадцать лет, прежде чем был убит повстанцами в 656 году. [ 4 ]
После смерти Усмана Али ( годы правления 656–661 ), двоюродный брат и зять Мухаммеда, стал халифом и перенес столицу из Медины в Куфу . [ 4 ] где Мухтар занимал при себе какую-то второстепенную должность, [ 2 ] а дядя Мухтара стал губернатором соседнего аль-Мадаина . [ 5 ] Несколько сподвижников Мухаммеда, в том числе Муавия , губернатор Сирии , отказались признать власть Али, и война началась . Битва при Сиффине завершилась тупиком (июль 657 г.), когда силы Али отказались сражаться в ответ на призывы Муавии к арбитражу. Али неохотно согласился на переговоры, но фракция его сил, позже названная хариджитами , откололась в знак протеста, осудив согласие Али на арбитраж как кощунственное. Арбитраж не смог урегулировать спор между Муавией и Али, и последний впоследствии был убит хариджитским диссидентом Ибн Мулджамом в январе 661 года. [ 4 ]
Старший сын Али Хасан стал халифом, но Муавия бросил вызов его власти и вторгся в Ирак. [ 4 ] Пока Хасан мобилизовал свои войска, он был ранен хариджитом недалеко от Аль-Мадаина и доставлен в дом дяди Мухтара. Там Мухтар, как сообщается, рекомендовал передать Хасана Муавии в обмен на политическую благосклонность, но его дядя отказался. [ 5 ] [ 6 ] отрекся от халифата в пользу Муавии В августе 661 года Хасан по мирному договору , и столица была перенесена в Дамаск . За несколько лет до своей смерти Муавия назначил своего сына Язида своим преемником , основав таким образом Халифат Омейядов . Выдвижение Язида разозлило сторонников Алида . [ б ] потому что это было расценено как нарушение мирного договора, который предусматривал, что Муавия не будет назначать преемника. [ 7 ] О ранней жизни Мухтара информации мало, а известность он приобрел только в возрасте около шестидесяти лет. [ 8 ]
Бунт
[ редактировать ]После прихода на престол Язида в апреле 680 года проалидские куфаны призвали Хусейна ибн Али , младшего брата ныне покойного Хасана, возглавить восстание против Язида. Впоследствии Хусейн послал своего двоюродного брата Муслима ибн Акиля оценить политическую обстановку в Куфе. [ 7 ] Мухтар принял Ибн Акиля в своем доме до прибытия Убайд Аллаха ибн Зияда . Последний был назначен вместо тестя Мухтара, Нумана ибн Башира, на посту губернатора из-за доброжелательного отношения Ибн Башира к Ибн Акилю и его последователям. В результате подавления и политического маневрирования Ибн Зияда последователи Ибн Акиля начали таять, и он был вынужден преждевременно объявить восстание. Мухтара в это время в городе не было. Услышав эту новость, он попытался собрать сторонников из окрестностей Куфы, но восстание Ибн Акиля было подавлено, и он был казнен до того, как Мухтар вернулся в город. Мухтара арестовали и доставили к губернатору, но он отрицал свою причастность к восстанию. Пока Мухтар был заключен в тюрьму, Хусейн был убит войсками Ибн Зияда в битве при Кербеле 10 октября 680 года. [ 9 ] Впоследствии Мухтар был освобожден после вмешательства Абдаллаха ибн Умара , влиятельного сына второго халифа и зятя Мухтара, и ему было приказано покинуть Куфу. [ 10 ]
Изгнание в Мекке
[ редактировать ]К этому времени Абдаллах ибн аз-Зубайр , сын близкого сподвижника Мухаммеда аз-Зубайра ибн аль-Аввама , тайно принял присягу в Мекке и пришел под контроль всего Хиджаза (западная Аравия). [ 11 ] [ 12 ] Покинув Куфу, Мухтар направился в Мекку и предложил Ибн аз-Зубайру верность при условии, что с ним будут консультироваться по важным вопросам и удостоится высокого поста, от чего Ибн аз-Зубайр отказался. Затем Мухтар уехал в Таиф, и через год Ибн аз-Зубайр, уговоренный своими советниками, принял присягу Мухтара на тех же условиях. [ 10 ] [ 13 ] Когда Язид отправил армию, чтобы вернуть Мекку в 683 году, Мухтар участвовал в защите города. [ 14 ] После смерти Язида в ноябре армия Омейядов отступила, и Ибн аз-Зубайр открыто провозгласил свой халифат. Люди, прибывшие из Куфы, сообщили Мухтару, что город перешел под контроль Ибн аз-Зубайра, но многие куфанцы искали собственного независимого лидера. Он утверждал, что именно он был тем человеком, которого они искали. [ 15 ] Находясь в Мекке, он искал разрешения у сына Али, Мухаммада ибн аль-Ханафии , чтобы отомстить за смерть Хусейна и обеспечить власть Ибн аль-Ханафии. Последний ответил, что не одобряет и не одобряет такую акцию, но кровопролития следует избегать. [ 13 ] Ранее он сделал такое же предложение сыну Хусейна Али аль-Саджаду, но получил отказ. [ 2 ] Через пять месяцев после смерти Язида он вернулся в Куфу, не проинформировав об этом Ибн аз-Зубайра, который, по его мнению, не сдержал своего обещания. [ 10 ] В некоторых источниках утверждается, что сам Ибн аз-Зубайр отправил его в Куфу в качестве губернатора с указанием собрать силы, способные противостоять попыткам Омейядов отвоевать Ирак. [ 16 ] [ 17 ] Современные историки считают это маловероятным. [ 17 ]
Возвращение в Куфу
[ редактировать ]В Куфе Мухтар начал вербовать людей для мести убийцам Хусейна, обещая им победу и удачу. В то же время Сулейман ибн Сурад , сподвижник Мухаммеда и сторонник Алидов, сплачивал группу куфанов, называвших себя Таввабинами , для борьбы с Омейядами, чтобы искупить их неспособность поддержать Хусейна во время битвы при Кербеле. Движение Таувабин создало трудности для Мухтара. Большинство куфанов, поддерживающих Алида, поддержали Ибн Сурада, потому что он был соратником Мухаммеда, и в результате Мухтар не смог привлечь много новобранцев. Он раскритиковал действия Таввабина как преждевременные и обреченные на провал, утверждая, что Ибн Сурад был стар, слаб и неопытен в военном отношении. Затем он заявил, что является помощником Ибн аль-Ханафии, которого он называл Махди (Мессией). Он убедил многих сторонников Алидов, в том числе около пятисот мавали (пойте. мавла ; местные обращенные в ислам), [ с ] что он работал по приказу Махди. [ 19 ] [ 20 ]
Сомневаясь в подлинности утверждений Мухтара, группа алидов-партизан из Куфы отправилась в Мекку в поисках подтверждения от Ибн аль-Ханафии. Он двусмысленно ответил, что его устраивает любой, кого Бог использует для мести врагам семьи пророка. Они восприняли это как подтверждение утверждений Мухтара и вернулись, чтобы присоединиться к нему. Чтобы склонить на свою сторону до сих пор неубедительного Ибрагима ибн аль-Аштара , влиятельного сторонника Алидов и главы племени Нахай , Мухтар подарил ему письмо, автором которого, как он утверждал, был Ибн аль-Ханафия. В нем Ибн аль-Ханафия якобы называл себя Махди и призывал Ибн аль-Аштара поддержать Мухтара. Выразив некоторые сомнения, Ибн аль-Аштар в конце концов присоединился к нему. [ 21 ] Вероятно, письмо было сфабриковано, и Ибн аль-Ханафия, похоже, не принимал участия в восстании. Однако он терпел использование своего имени и не одобрял деятельность Мухтара. [ 22 ] [ 23 ] Тем не менее, когда он захотел навестить своих последователей в Куфе, его остановил слух, пущенный Мухтаром после того, как он услышал эту новость, о том, что истинный Махди не умрет, если его ударит мечом. [ 23 ] [ 24 ]
Ибн аз-Зубайр назначил Абдаллаха ибн Язида губернатором Куфы в 684 году. Опасаясь Мухтара, Ибн Язид заключил его в тюрьму. Некоторое время спустя Абдулла ибн Умар заступился за Мухтара, который пообещал воздерживаться от антиправительственной деятельности и был освобожден. [ 25 ]
Свержение губернатора Зубайрида
[ редактировать ]После освобождения Мухтар возобновил свою революционную деятельность. Таввабины потерпели поражение от Омейядов в битве при Айн аль-Варде в январе 685 года, и большинство сторонников Алида куфанов перешли на сторону Мухтара. Ибн аз-Зубайр заменил Ибн Язида на Абдаллаха ибн Мути на посту губернатора, чтобы сдержать ожидаемое волнение, но безуспешно. Мухтар и его сторонники планировали свергнуть губернатора и захватить контроль над Куфой в четверг, 19 октября 685 г. Вечером 17 октября люди Мухтара столкнулись с правительственными войсками. Мухтар подал сигнал своим войскам о досрочном объявлении восстания, зажег костры. К вечеру среды, 18 октября, правительственные войска были разгромлены. Ибн Мути скрылся, а позже с помощью Мухтара бежал в Басру . На следующее утро Мухтар принял в мечети присягу от куфанов на основании «Книги Бога, Сунны Пророка, мести за семью Пророка, защиты слабых и войны с грешниками». [ 21 ] [ 26 ]
Править Ираком
[ редактировать ]Поддержку восстанию Мухтара оказали две различные группы: арабская племенная знать и мавали . Сначала он пытался примирить их разногласия и успокоить обоих. [ 27 ] Большинство правительственных должностей, включая посты губернаторов Мосула и Аль-Мадаина, были предоставлены арабам. Мавали , к которым до сих пор относились как к гражданам низшего сословия, имели право на военную добычу и армейское жалованье, а также позволяли ездить на лошадях. Он объявил, что все рабы- мавали , которые присоединятся к нему, будут освобождены, что привело к увеличению поддержки со стороны этой группы. Его личная охрана также состояла из мавали во главе с Абу Амра Кайсаном . [ 28 ] Дворяне, однако, были обеспокоены его политикой по отношению к мавали . [ 19 ] [ 29 ] На этом этапе он контролировал большую часть Ирака и его зависимых территорий, включая Арминию , Адхарбайджан , Джибал и части Джазиры (Верхняя Месопотамия). [ 30 ] [ 31 ] Попытки его сторонников захватить Басру, находившуюся под контролем Зубайридов, не увенчались успехом. [ 29 ] К тому времени Абд аль-Малик ибн Марван взял на себя власть Омейядов в Сирии и изо всех сил пытался восстановить контроль над утраченными провинциями. [ 12 ]
Контрпереворот
[ редактировать ]Через год после битвы при Айн-эль-Варде армия Омейядов оккупировала Мосул и направилась в Куфу. Мухтар послал три тысячи кавалеристов под командованием Язида ибн Анаса. 17 июля 686 года они разгромили армию Омейядов, вдвое превосходящую их по численности, возле Мосула. В тот вечер, отдав приказ казнить всех сирийских пленников, Ибн Анас умер от болезни. Потеряв своего командира, куфаны отступили перед лицом другой армии Омейядов. В Куфе распространился слух, что силы Мухтара разбиты, а Ибн Анас убит. В ответ Мухтар перебросил семитысячное подкрепление во главе с Ибн аль-Аштаром. Воспользовавшись отсутствием войск, куфанская знать, отношения которой с Мухтаром испортились из-за его фаворитизма по отношению к мавали , попыталась свергнуть Мухтара, осадив его дворец. [ 32 ] [ 33 ] Они обвинили его в краже их престижа: [ 34 ]
Он и его партия отреклись от наших благочестивых предков; он соблазнил наших рабов и мавали, оседлал их, дал или пообещал им долю нашего государственного дохода; таким образом он нас ограбил... [ 34 ]
Несмотря на осаду, Мухтар смог отозвать Ибн аль-Аштара. Через три дня после ухода из Куфы армия Ибн аль-Аштара вернулась и разгромила восстание. [ 32 ] [ 33 ]
Устранив оппозицию, Мухтар принял карательные меры против участников битвы при Кербеле. Он казнил большинство из них, в том числе Умара ибн Саада и Шимра ибн Зилджавшана . [ 33 ] Многие другие были убиты под предлогом своего прямого или косвенного участия в битве, а около десяти тысяч куфанцев бежали в Басру. Дома многих беглецов были разрушены. [ 30 ] Это еще больше уменьшило арабскую поддержку Мухтара, и он стал все больше полагаться на Мавали . [ 33 ]
Битва при Хазире
[ редактировать ]Через два дня после восстановления контроля над Куфой Мухтар отправил Ибн аль-Аштара с тринадцатитысячным войском противостоять приближающейся армии Омейядов во главе с Ибн Зиядом. Некоторые из солдат Мухтара несли вокруг него стул, который, как они утверждали, принадлежал Али и принесет им победу в битве. Говорят, что идея принадлежала Мухтару. Он изобрел его, чтобы увеличить свою поддержку среди более религиозных людей, и сравнил его с Ковчегом Завета . [ 35 ] [ 36 ] но востоковед Юлиус Велльхаузен считает, что он не был автором этой концепции. Он позволил им нести кресло, так как нуждался в их рвении. [ 37 ] Армии встретились на берегах реки Хазир в начале августа 686 года. Армия Омейядов потерпела поражение, и многие из старших военачальников Омейядов, включая Ибн Зияда и Хусейна ибн Нумайра ас-Сакуни , были убиты. [ 33 ] [ 38 ] Точная дата битвы неизвестна, хотя некоторые источники называют ее 6 августа, что совпадает с 10 мухаррама, датой смерти Хусейна. [ 39 ] Смерть Ибн Зияда рассматривалась как выполнение обещания Мухтара отомстить убийцам Хусейна. [ 39 ] [ 40 ]
Отношения с Ибн аз-Зубайром
[ редактировать ]Через некоторое время после изгнания Ибн Мути Мухтар пожаловался Ибн аз-Зубайру на невыполнение своего обещания, несмотря на то, что Мухтар хорошо ему служил. Тем не менее Мухтар предложил свою поддержку в случае необходимости. Хотя Ибн аз-Зубайр считал Мухтара лояльным, последний отказался передать свой контроль над Куфой назначенному халифом губернатору Умару ибн Абд ар-Рахману. Губернатор покинул город после подкупа и угроз со стороны Мухтара. [ 41 ]
В 686 году Мухтар симулировал предложение военной поддержки Ибн аз-Зубайру против надвигающегося нападения Омейядов на Медину с конечным намерением изгнать его. Ибн аз-Зубайр согласился и запросил войска в Вади аль-Кура , долину к северу от Медины, но вместо этого Мухтар отправил три тысячи бойцов под командованием Шурахбиля ибн Варса с приказом войти в Медину до дальнейшего уведомления. Тем временем Ибн аз-Зубайр послал своего доверенного лица Аббаса ибн Саля во главе двухтысячного отряда с инструкциями сопровождать Ибн Варса и его людей в Вади аль-Кура в ожидании сирийской армии и убить сторонников Мухтара, если они откажутся. . Ибн Варс действительно отказался и был убит вместе с большинством своих людей. Впоследствии Мухтар сообщил Ибн аль-Ханафии о своем сорванном плане по захвату региона для Алидов и предложил послать еще одну армию в Медину, если Ибн аль-Ханафия уведомит жителей города о том, что Мухтар работает от его имени. Ибн аль-Ханафия отказался, сославшись на свое неприятие кровопролития. Тем не менее, Ибн аз-Зубайр, узнав о намерениях Мухтара и опасаясь проалидского восстания в Хиджазе, задержал Ибн аль-Ханафию, чтобы силой добиться его лояльности, надеясь, что Мухтар последует его примеру. Ибн аль-Ханафия попросил помощи у Мухтара, который впоследствии направил четырехтысячный отряд, чтобы освободить его. Это вызвало дальнейшее ухудшение отношений между Меккой и Куфой. [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]
Смерть
[ редактировать ]В 687 году Мусаб ибн аз-Зубайр , губернатор Басры и младший брат Абдаллаха ибн аз-Зубайра, предпринял нападение на Куфу. Значительная часть его армии состояла из куфанской знати, ранее бежавшей от карательных мер Мухтара. [ 27 ] Размер куфанской армии Мухтара неизвестен: от трех до шестидесяти тысяч, в зависимости от источника. [ 45 ] Куфаны отступили после своего поражения в битвах при Мадхаре, расположенном вдоль Тигра между Басрой и Куфой, и Харуре , деревне недалеко от Куфы. [ 46 ] Затем Мусаб осаждал дворец Мухтара в течение четырех месяцев. Ибн аль-Аштар, который тогда был губернатором Мосула, не пытался освободить Мухтара ни потому, что его не призвали к действию, ни потому, что он не был призван к действию. [ 47 ] или потому, что он отказался от вызова Мухтара. [ 48 ] [ 49 ] В любом случае позже он присоединился к Мусабу. [ 47 ] 3 апреля 687 года Мухтар вышел из дворца в сопровождении девятнадцати сторонников (остальные отказались сражаться) и был убит в бою. [ 50 ] Вскоре после этого оставшиеся партизаны Мухтара общей численностью около шести тысяч сдались и были казнены Мусабом. [ 27 ] Одна из жен Мухтара, Умра бинт Нуман ибн Башир аль-Ансари, отказалась осудить взгляды своего мужа и за это была казнена. [ 51 ] в то время как его другая жена осудила его и была пощажена. Рука Мухтара была отрезана и повешена на стене мечети. [ 52 ] Сообщается, что его могила находится внутри храма Муслима ибн Акиля, позади Великой мечети Куфы . [ 53 ] Однако некоторые источники утверждают, что Мусаб сжег свое тело. [ 54 ]
Наследие
[ редактировать ]Хотя Мухтар правил менее двух лет, его идеология пережила его смерть. Именно во время его правления мавали приобрели большое значение, к большому недовольству куфанской арабской знати. [ 27 ] [ 55 ] Он провозгласил Мухаммада ибн аль-Ханафию Махди и имамом. Вероятно, это было первое упоминание о Махди. [ д ] в истории ислама. Эта идея впоследствии стала влиятельной, особенно в шиитском исламе , где она стала одним из его центральных принципов. [ 19 ] [ 55 ] Он был первым человеком, который представил концепцию Бада (изменение божественной воли), когда после поражения в битве при Мадхаре, за которую, как он утверждал, ему была обещана победа, он сказал, что Бог изменил его план. [ 57 ] [ 58 ]
Часть серии о Шиитский ислам |
---|
Портал шиитского ислама |
Его последователи позже превратились в отдельную шиитскую секту, известную как Кайсаниты . [ 59 ] Они представили доктрины Сокрытия ( гайба ) и Возвращения ( раджа ) Махди. После смерти Ибн аль-Ханафии некоторые кайсаниты считали, что он не умер, а был спрятан на горе Радва и когда-нибудь вернется, чтобы избавить мир от несправедливости. [ 60 ] [ 61 ] [ 50 ] Однако большинство кайсанитов объявили его сына Абу Хашима своим имамом . Затем перед смертью он передал имамат Мухаммаду ибн Али ибн Абдаллаху ибн аль-Аббасу . Аббасиды использовали это как инструмент пропаганды во время своей революции , чтобы повысить свою легитимность и обратиться к проалидским массам. Двое сыновей Мухаммеда ибн Али, аль-Саффах и аль-Мансур , в конечном итоге основали халифат Аббасидов. [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] Описывая сходство между Мухтаром и аббасидским революционером Абу Муслимом , который набирал как арабов, так и мавали и обращался с ними как с равными, в свою армию [ 65 ] Вельхаузен пишет: «Если учение о радже верно, то араб Хутарнии [ и ] [Мухтар] снова ожил в мауле [ мавле ] Хутарнии [Абу Муслима]». [ 67 ]
Мусульмане-сунниты считают Мухтара лжецом, заявившим о своем пророчестве, и считают его врагом Алидов, которые использовали их имя для получения власти и казнили убийц Хусейна, чтобы укрепить свою поддержку среди сторонников Алидов. [ 68 ] По словам Велльхаузена, хотя он и не называл себя прямо пророком, обвинения укоренились из-за его хвастовства и чрезмерных притязаний, которые он высказывал в стиле рифмованной прозы древних арабских прорицателей . [ 1 ] [ 69 ] Сообщается, что Мухаммед сказал: «В Сакифе будет великий лжец и разрушитель». [ 70 ] Для них лжецом является Мухтар, а разрушителем — аль-Хаджадж ибн Юсуф . [ 70 ] Шииты же считают его искренним сторонником Али и его семьи, отомстивших за убийство Хусейна и его компании. [ 71 ] Они утверждают, что обвинения, выдвинутые против него относительно пророчества, его роли в секте Кайсанитов и его жажды власти, являются пропагандой Омейядов и Зубайридов. [ 68 ] Однако ранние шииты имели о нем враждебное мнение, возникшее из-за его отношения к Хасану и его предполагаемой некомпетентности во время восстания Ибн Акиля. Его провозглашение Ибн аль-Ханафии нефатимидом , возможно, также способствовало этому. [ 17 ] поскольку большинство шиитов в более поздние времена придерживались линии Фатимидов Алидов. [ 39 ]
Взгляды семьи Алидов
[ редактировать ]Существуют разные мнения о том, как видные члены семьи Алидов относились к Мухтару. Согласно одному сообщению, сын Хусейна и четвертый шиитский имам Али аль-Саджад помолился за него после того, как увидел головы Ибн Зияда и Умара ибн Саада. [ 72 ] в то время как по другим данным, он отверг дары Мухтара и назвал его лжецом. [ 73 ] [ 72 ] Внук Хусейна, Мухаммад аль-Бакир , похвалил его: «Не проклинайте аль-Мухтара, ибо он убил тех, кто убил нас, жаждал нашей мести, женился на наших вдовах и раздавал нам богатство во времена трудностей». [ 72 ] Аль-Бакир еще больше похвалил его, когда сын Мухтара спросил аль-Бакира о его мнении о Мухтаре. [ 74 ] Сообщается, что правнук Хусейна, Джафар ас-Садик , сказал: «Хашимиты не расчесывали и не красили волосы, пока аль-Мухтар не прислал нам головы тех, кто убил аль-Хусейна». [ 72 ] Сообщается также, что Джафар ас-Садик сказал, что Мухтар лгал об Али ас-Саджаде. [ 74 ] [ 72 ]
Современные научные взгляды
[ редактировать ]Хотя ранние исторические источники единодушны в изображении Мухтара в негативном свете, [ 75 ] Современные историки придерживаются самых разных точек зрения. Вельхаузен пишет, что хотя Мухтар и не претендовал на звание пророка, он прилагал все усилия, чтобы создать впечатление, что он им является, и говорил так, как будто сидел на совете Бога. Он заключает, что Мухтар, тем не менее, был искренним человеком, пытавшимся искоренить социальные различия своего времени. Он далее утверждает, что Мухтар делал экстравагантные заявления и использовал имя Ибн аль-Ханафии по необходимости, поскольку он не мог достичь своей цели от своего имени. [ 69 ] Он называет его «... одним из величайших людей исламской истории; [который] предвидел будущее». [ 67 ] Историк Хью Кеннеди пишет, что Мухтар был революционером, который пытался собрать единую куфанскую коалицию, но был окружен внутренними разногласиями и разочарован семьей Алидов. [ 27 ] Сообщается, что перед смертью Мухтар сказал:
Я один из арабов, я видел, как Ибн Зубайр захватил правящую власть в Хиджазе и что Нажда [лидер хариджитов] сделал то же самое в Ямаме и Марване в Сирии, и я не считал себя ниже других арабов. Поэтому я захватил этот регион и стал одним из них, за исключением того, что я стремился отомстить за кровь семьи Пророка, в то время как другие арабы пренебрегали этим вопросом. Я убил всех, кто принимал участие в пролитии их крови, и продолжаю делать это до сих пор... [ 76 ]
Исламист Моше Шарон описывает это как точное описание своей деятельности. [ 76 ] Профессор Абдулазиз Сачедина , напротив, называет его амбициозным политиком, который манипулировал религиозными чувствами простых людей ради собственной выгоды. [ 77 ]
Популярные ссылки
[ редактировать ]Как и «Мактал-намас», повествующий синтезированную версию истории Кербелы, в эпоху Сефевидов были написаны различные «Мухтар-намас», романтизирующие события жизни и передвижения Мухтара . [ 78 ] Иранский телесериал «Мохтар Наме» , основанный на шиитской перспективе его жизни и восстания, был снят в 2009 году и получил значительную популярность. [ 79 ] [ 71 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Секта мусульман, которые, в отличие от мусульман-суннитов , верят, что Али , двоюродный брат и зять исламского пророка Мухаммеда , и его потомки были законными и назначенными Богом лидерами ( имамами ) мусульманской общины. [ 1 ]
- ^ Проалиды или партизаны Алидов были политическими сторонниками Али и его семьи.
- ^ В племенном обществе раннего халифата каждый мусульманин должен был принадлежать к арабскому племени . Таким образом, новообращенные неарабы были включены в арабские племена, хотя и не как равноправные члены, отсюда и термин маула (клиент). [ 18 ]
- ^ Титул Махди (ведомый) был посмертно присвоен Мухаммеду, Али, Хусейну и другим в качестве почетного звания. Мухтар, однако, использовал этот термин в мессианском смысле: божественно руководимый правитель, который искупит ислам. [ 56 ]
- ↑ Небольшая деревня недалеко от Куфы, где Мухтар владел недвижимостью. Абу Муслим начал свои первые операции из Куфы. [ 66 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , стр. 420–424.
- ^ Jump up to: а б с д Кеннеди 2016 , с. 82.
- ^ Фишбейн 1990 , с. 102.
- ^ Jump up to: а б с д и Madelung 1997b , стр. xv–xvi.
- ^ Jump up to: а б с Диксон 1971 , стр. 27–28.
- ^ Хоутинг 1989 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1927 , стр. 146–147.
- ^ Веллхаузен 1975 , с. 125.
- ^ Ховард 1990 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б с Аль-Абдул Джадер 2010 , с. 6.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 148.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2016 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б Диксон 1971 , стр. 32–33.
- ^ Хоутинг 1989 , стр. 107-1. 114–115.
- ^ Веллхаузен 1975 , с. 126.
- ^ Хайдер 2019 , с. 264.
- ^ Jump up to: а б с Хоутинг 1993 , с. 521.
- ^ Ватт 1960 , стр. 163.
- ^ Jump up to: а б с Листы 1990 , с. 52.
- ^ Хоутинг 1989 , с. 93.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1975 , стр. 128–130.
- ^ Диксон 1971 , с. 42−43.
- ^ Jump up to: а б Энтони 2011 , с. 259.
- ^ Аль-Абдул Джадер 2010 , с. 8.
- ^ Аль-Абдул Джадер 2010 , стр. 6–7.
- ^ Диксон 1971 , стр. 37–45.
- ^ Jump up to: а б с д и Кеннеди 2016 , с. 83.
- ^ Энтони 2011 , с. 283.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1975 , стр. 131–132.
- ^ Jump up to: а б Доннер 2010 , с. 185.
- ^ Закери 1995 , с. 207.
- ^ Jump up to: а б Диксон 1971 , стр. 59–63.
- ^ Jump up to: а б с д и Листы 1990 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1975 , с. 132.
- ^ Диксон 1971 , стр. 68–69.
- ^ Энтони 2011 , стр. 265–273.
- ^ Веллхаузен 1975 , с. 137.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 186.
- ^ Jump up to: а б с Хоутинг 2000 , с. 53.
- ^ Энтони 2011 , с. 260.
- ^ Фишбейн 1990 , стр. 53–54.
- ^ Диксон 1971 , стр. 56–58.
- ^ Веллхаузен 1975 , стр. 132–133.
- ^ Фишбейн 1990 , стр. 55–59.
- ^ Диксон 1971 , с. 70.
- ^ Доннер 2010 , с. 186.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1975 , с. 138.
- ^ Диксон 1971 , стр. 73–74.
- ^ Энтони 2011 , с. 290.
- ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 10.
- ^ Веллхаузен 1975 , с. 139.
- ^ Диксон 1971 , с. 75.
- ^ Наубахти 2007 , с. 69 н.
- ^ Энтони 2011 , с. 177.
- ^ Jump up to: а б Хоутинг 2000 , стр. 101-1. 51–52.
- ^ Маделунг 1986 , с. 1231.
- ^ Сачедина 1981 , с. 153.
- ^ Энтони 2011 , с. 288.
- ^ Дафтари 1990 , с. 59.
- ^ Фитцпатрик и Уокер 2014 , с. 31.
- ^ Эггер 2016 , с. 70.
- ^ Дафтари 1990 , с. 62.
- ^ Хоутинг 2000 , с. 52.
- ^ Шэрон 1983 , с. 107.
- ^ Шэрон 1983 , с. 109.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 505.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1927 , с. 506.
- ^ Jump up to: а б Инлоес 2009 , стр. 181–193.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1975 , стр. 147–148.
- ^ Jump up to: а б Аль-Тирмизи 2007 , с. 270.
- ^ Jump up to: а б Хайдер 2021 .
- ^ Jump up to: а б с д и Дакаке 2007 , с. 269 н. 93.
- ^ Майлеси 1983 , с. 332.
- ^ Jump up to: а б Майлеси 1983 , с. 351.
- ^ Хоутинг 2000 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б Шарон 1983 , с. 110.
- ^ Сачедина 1981 , с. 9.
- ^ Калмард 1998 , с. 213.
- ^ Энтони 2011 , с. 261 н.
Источники
[ редактировать ]- Аль-Абдул Джадер, Адель С. (2010). «Происхождение ключевых моделей шиитского мышления в истории ислама» . В Сулеймане, Ясир (ред.). Живая исламская история: исследования в честь профессора Кэрол Хилленбранд . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета . ISBN 978-0-7486-4219-9 .
- Аль-Тирмизи, Абу Иса Мухаммад (2007). Джами ат-Тирмизи . Перевод Абу Халила. Эр-Рияд: Даруссалам . ISBN 978-9960-9967-7-6 .
- Энтони, Шон (2011). Халиф и еретик: Ибн Саба и истоки шиизма . Лейден: Брилл . ISBN 978-90-04-21606-8 .
- Кальмар, Жан (1998). «Мохаммад бен аль-Ханафия в народной религии, фольклоре, легендах тюрко-персидского и индо-персидского мира» . Записные книжки Средней Азии (на французском языке). 5/6 : 201–220.
- Дафтари, Фархад (1990). Исмаилиты: их история и доктрины . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-37019-6 .
- Дакаке, Мария (2007). Харизматическое сообщество: Шиитская идентичность в раннем исламе . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 978-0-7914-7033-6 .
- Диксон, Абд аль-Амир А. (1971). Халифат Омейядов, 65–86/684–705: (Политическое исследование) . Лондон: Лузак. ISBN 978-0718901493 .
- Доннер, Фред М. (2010). Мухаммед и верующие у истоков ислама . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-05097-6 .
- Эггер, Вернон О. (2016). История мусульманского мира до 1405 года: создание цивилизации . Нью-Йорк: Рутледж . ISBN 978-1-315-50768-2 .
- Фишбейн, Майкл, изд. (1990). История ат-Табари, Том XXI: Победа Марванидов, 685–693 гг. Н. Э. / 66–73 гг . Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0221-4 .
- Фитцпатрик, Коэли; Уокер, Адам Х. (2014). Мухаммед в истории, мысли и культуре: Энциклопедия Пророка Божьего [2 тома] . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO . ISBN 978-1-61069-178-9 .
- Хайдер, Наджам (2019). Бунтарь и имам в раннем исламе: исследования мусульманской историографии . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139199223 .
- Хайдер, Наджам (2021). «аль-Мухтар б. Аби Убайд» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Хоутинг, GR , изд. (1989). История ат-Табари, том XX: Крах власти Суфьянидов и приход Марванидов: халифаты Муавии II и Марвана I и начало халифата Абд аль-Малика, 683–685 гг. Н.э./64 г. хиджры 66 . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-855-3 .
- Хоутинг, Джеральд Р. (1993). «аль-Мухтар б. Аби Убайд» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 521–524. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Хоутинг, Джеральд Р. (2000). Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661–750 гг. Н.э. (второе изд.). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-24072-7 .
- Ховард, IKA, изд. (1990). История ат-Табари, том XIX: Халифат Язида ибн Мухавии, 680–683 гг. Н. Э. / 60–64 гг . Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0040-1 .
- Инлоэс, Амина (2009). «Мухтар аль-Сакафи: характер против противоречий». Журнал шиитских исламских исследований . 2 (2): 181–193.
- Кеннеди, Хью (2016). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (Третье изд.). Абингдон, Оксон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-138-78761-2 .
- Маделунг, Уилферд (1986). «Аль-Махди» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том V: Кхе-Махи . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 1230–1238. ISBN 978-90-04-07819-2 .
- Маделунг, Уилферд (1997). "Оставлять" . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IX: Без вещей . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 420–424. ISBN 978-90-04-10422-8 .
- Маделунг, Уилферд (1997b). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-64696-3 .
- Маджлеси, Мохаммад-Бакер (1983). Бихар аль-Анвар (на арабском языке). Том. 45. Бейрут: Муассасат аль-Вафах.
- Навбахти, аль-Хасан ибн Муса (2007). Шиитские секции: (Китаб Фирак аль-Шиа) . Перевод Кадхима Аббаса. Лондон: ICAS Press . ISBN 978-1-904063-26-1 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Сачедина, Абдулазиз А. (1981). Исламский мессианизм: идея Махди в двунадесятническом шиизме . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-87395-442-6 .
- Шарон, Моше (1983). Черные знамена с Востока: создание государства Аббасидов: зарождение восстания . Иерусалим: JSAI . ISBN 978-965-223-501-5 .
- Ватт, Монтгомери (1960). «Шиизм при Омейядах». Журнал Королевского азиатского общества . 92 (3–4): 158–172. дои : 10.1017/S0035869X00163142 .
- Веллхаузен, Юлиус (1975). Религиозно-политические фракции в раннем исламе . Перевод Остле, Робин; Уолцер, Софи. Амстердам: Издательская компания Северной Голландии . ISBN 978-0720490053 .
- Веллхаузен, Юлиус (1927). Арабское королевство и его падение . Перевод Маргарет Грэм Вейр. Калькутта: Калькуттский университет. OCLC 752790641 .
- Закери, Мохсен (1995). Сасанидские солдаты в раннем мусульманском обществе: истоки айярана и футуввы . Висбаден: Отто Харрассовиц. ISBN 978-3-447-03652-8 .