Jump to content

Пещерные храмы в Азии

Аджанта в Махараштре, Индия

Пещерные храмы — это подземные священные здания, высеченные в скале или созданные в естественной пещере. Пещерные храмы и монолитные скальные храмы, высеченные из камня, представляют собой форму ранней природной архитектуры и каменного строительства , технику строительства из цельной скалы, тесно связанную со скульптурой . [ 1 ] Наиболее обширные искусственно созданные пещерные храмовые комплексы (subterranea) возникли в Индии, где зарегистрировано около 1200 комплексов, и в соседних регионах Азии .

Часовня со статуей Будды в Аджанте (Пещера 1)

форма Азии до н веке во Основная . втором возникла храмов в пещерных ​монах), отдельная хижина или пещера, используемая в качестве жилище для подвижников . Центральные принципы проектирования, вероятно, заимствованы из модели деревянных построек под открытым небом, которых сегодня больше не существует.

По дальним торговым путям пещерные храмы распространялись из Южной Азии в Центральную и Восточную Азию. В Юго-Восточной Азии в качестве подземных святилищ преимущественно использовались естественные пещеры, а не искусственные пещеры. входят В список Всемирного наследия ЮНЕСКО многочисленные пещерные храмы в Азии, в том числе Аджанта , Элефанта , Эллора и Мамаллапурам в Индии, гроты Могао , Лунмэнь и Юнган в Китае, Дамбулла в Шри-Ланке и Соккурам в Южной Корее.

Помимо азиатских линий развития, пещерные храмы и другие, иногда значительно более древние, скальные сооружения появляются и в других древних культурах, таких как Египет , Ассирия , хетты , Ликия , набатейцы .

Предшественники и наскальная архитектура во всем мире

[ редактировать ]
Великий храм Рамзеса II (фрагмент), Абу-Симбел, Египет
Так называемая «сокровищница фараона» в Петре, Иордания.

Уже в доисторические времена пещеры служили людям местами убежища, захоронения или поклонения. Обозначение пещеры превратило ее из увлекательного места в священное место. В эпоху верхнего палеолита и мезолита культовое использование включало ритуальное посвящение, постоянную маркировку (например, в виде наскальных рисунков ), регулярно повторяющиеся обряды. [ 2 ] Доисторические наскальные рисунки встречаются примерно в 700 000 памятниках в 120 странах и насчитывают более 20 миллионов фигурных изображений. [ 3 ]

Со времен ранних развитых цивилизаций искусственные каменные конструкции появились как новый метод строительства в Северной Африке, Малой Азии, на Ближнем Востоке, в Центральной Азии, Южной Азии и Восточной Азии. Они служили жилищами, убежищами и складами ( Кападокия в современной Турции ), погребальными пещерами ( Петра в Иордании ) или храмами и монастырями (Индия). Скальные сооружения доколумбовых развитых цивилизаций Америки также иногда называют пещерными храмами, например Кенко с алтарем пумы недалеко от Куско или храм Куаукалли недалеко от Малиналько в штате Мехико (16 век).

К числу наиболее ярких комплексов мира относятся монументальные скальные храмы египетской империи фараонов , храмы Абу-Симбела (также известные здесь как Спеос ). Великий храм Рамсеса II в Абу-Симбеле на западном берегу Нила был построен еще в 1280 году до н. э. Храмовый комплекс, включающий святилище и различные помещения, был полностью вырублен в скальном массиве. [ 4 ]

Другие скальные сооружения сохранились преимущественно в Малой Азии и на Ближнем Востоке. Хеттские святилища были высечены в скале в 15-13 веках до нашей эры в Язылыкая на территории нынешней турецкой провинции Чорум . В V веке до нашей эры ликийцы построили сотни высеченных в скалах гробниц на юге Анатолии (например, в Дальяне , провинция Мугла, Турция). Набатейцы пещерные также вырезали храмы и гробницы в скале в Петре (Иордания) между 100 г. до н. э. и 150 г. н. э. Христианские поселения с обширными землянками и каменными церквями были созданы в Гёреме в турецкой Каппадокии (IV век), в Матере на юге Италии. (раннее средневековье) и в Лалибеле на севере Эфиопии в XII-XIII вв.

Буддийские пещерные храмы Индии

[ редактировать ]
Буддийские пещеры Эллоры, Индия.
Пещера Саттапанни в Раджагрихе, Бихар, Индия, место Первого буддийского совета.

Пещеры в раннем буддизме

[ редактировать ]
Только зал Чайтья в Эллоре (пещера 10) с портиком, балконом и окном в форме подковы.

Буддийские пещерные храмы представляют собой подземный вариант буддийского монастырского и храмового комплекса , который восходит к жилищу аскетического Шрамана движения с эпохи Упанишад (8-7 века до н.э.), а также к урбуддийским местам для медитации. Исторический Сиддхартха Гаутама , еще будучи молодым странствующим аскетом, прежде чем достичь просветления, удалялся в пещеры для медитации (по традиции, например, в пещеру Дунгешвари возле Бодх-Гая в Бихаре). [ 5 ] Будучи Буддой, он иногда использовал пещеру возле Раджагрихи в качестве места для медитации, как записано в Палийском каноне , ранней записи доктринальных бесед Будды I века до нашей эры ( DN , гл. 16.3, гл. 21 и 25). Эта пещера была идентифицирована китайским монахом-паломником Факсианом в V веке нашей эры как пещера Пиппала на горе Вебхара (Гора Стервятника). [ 6 ]

Канхери недалеко от Мумбаи, храмовый комплекс со 109 пещерами.

Палийский канон называет естественные пещеры (пали, кандара ) обычными убежищами для членов буддийского ордена ( МН , гл. 27, 38, 39 и более), которые могли медитировать там, в значительной степени защищенные от сенсорных раздражителей. Согласно буддийской традиции, Первый буддийский собор , состоявшийся в Раджагрихе вскоре после смерти Будды в V веке до нашей эры, также проводился в зале возле пещеры Саттапанни на северном склоне горы Вебхара. [ 7 ] Учитывая принцип «бездомности» буддийского строя, естественная защитная функция пещер способствовала развитию буддийских пещерных храмов. Пещерные храмы обеспечивали лучшую защиту от непогоды, чем самодельные отдельно стоящие хижины от дождя, сделанные из бамбука и циновок, которые служили убежищами во время сезона дождей и были снесены в конце сезона дождей. [ 8 ]

Эпоха императора Ашоки

[ редактировать ]
Аджанта (Пещера 1) , Вихара или (Скалистый) монастырь с прихожей, главным залом и культовой часовней длиной около 40 метров.

Фактическое строительство искусственных пещерных храмов из «выросшей» скалы не было начато до эпохи императора Маурьев Ашоки , который в III веке до нашей эры пожертвовал соответствующие, первоначально еще довольно элементарные сооружения для аскетической общины адживика . [ 9 ] (например, пещера Ломас Риши возле Барабара ). Буддисты в дальнейшем развили эти предварительные формы в сложные центры монашеской жизни со все более богатым рельефным декором. При поддержке богатых буддийских мирян они создали основную форму индийской наскальной архитектуры в течение столетий до и после рождения Христа, которая широко распространилась по торговым путям в течение следующего тысячелетия. [ 10 ] Связь между более древней египетской, хеттской или ликийской наскальной архитектурой Запада и более молодыми, значительно более многочисленными индийскими каменными постройками до сих пор четко не продемонстрирована.

Контекст происхождения

[ редактировать ]

Появление индийских пещерных храмовых комплексов после сдержанного начала в III и II веках до нашей эры значительно ускорилось вместе с растущим процветанием ремесленных классов западной Индии. Основной причиной этого был рост торговли с Римской империей с первого века нашей эры. Особенно среди индийских ремесленников ( санскр ., м., शूद्र, шудра ), которые образовывали низшие касты внутри непроницаемого брахманического общества, буддизм оказывал значительную привлекательность благодаря тому, что он ценил мирских исповедников как полноправных стремящихся к спасению, благодаря де-факто девальвация кастовой принадлежности (санскр., वर्ण, варны ) и отказ от дорогостоящих ведических жертвенных ритуалов.

В отличие от индуизма , буддизм с его монашескими общинами опирался прежде всего на городскую культуру. [ 11 ] Влиятельные городские купеческие гильдии жертвовали деньги на строительство и пожертвование целых монастырей, о чем свидетельствуют пожертвования. Со своей стороны, монастыри финансировали местных купцов за счет кредитов. [ 12 ] Кроме того, пожертвование храмов в индуизме и буддизме считается одним из духовно достойных деяний (санскр., пунья ). Конкуренция между различными ремесленными гильдиями за украшение своих фундаментов привела к значительному подъему индийского наскального искусства, скульптуры и живописи, особенно в период династии Гуптов , правившей северной и центральной Индией с 320 по 650 годы нашей эры. [ 13 ] чьи работы выдержали испытание временем в пещерных храмах, многие из которых позже были заброшены.

Пещерные монастыри, которые были переданы монашествующим в постоянную аренду , снабжались мирянами-буддистами из окрестных деревень и поселений, которые предлагали еду, лекарства и одежду нищим монахам. [ 14 ] Распорядок дня в буддийских монастырях был строго структурирован. Проснувшись до восхода солнца, монахи вставали с песней или чтением назидательного стиха, убирали монастырь и добывали необходимую питьевую воду. Распорядок дня также включал в себя совместное предложение цветов, попрошайничество с едой, трапезу, медитационные упражнения, изучение текстов и посещение доктринальных презентаций. [ 15 ]

Строительная конструкция и технология

[ редактировать ]
Аджанта (пещера 1), Вихара, Индия
Фреска периода Гуптов в Аджанте (Пещера 1) на Махаджанака- Джатаке : раджа провозглашает отречение от мира

Строго говоря, ранняя буддийская наскальная архитектура — это не храмы в традиционном понимании, сооружения, «которые кажутся сопоставимыми по структурной форме (монументальность, каменная конструкция) или религиозной функции (место обитания бога или богини)». [ 16 ] Ранний буддизм не признает святилищ и сооружений, посвященных божественной силе. Несмотря на основную функцию буддийских каменных построек как монастырских комплексов, общее название «пещерный храм» стало одинаково приемлемым для буддийских и индуистских подземных священных зданий. В случае буддийских каменных построек это связано с храмовой структурой зала чайтья и его ориентацией на священное таинство . [ 17 ]

Буддийские пещерные монастыри и пещерные храмы Южной, Центральной и Восточной Азии характеризуются двумя основными типами зданий: зданиями, вмещающими или вмещающими буддийские священные объекты, и зданиями монашеской жизни.

  • К первому типу постройки относится трехнефный молитвенный зал, похожий на базилику (Чайтья-холл), служащий достойному преобразованию колоколообразной центральной святыни ( ступы ).
  • Ко второму типу построек относятся залы для медитации и жилые залы буддийских монахов ( вихара ) и подсобные помещения к ним. [ 18 ]

Общие структурные элементы экстерьера буддийских храмов и монастырских пещер включают портики (крыльцы), боковые часовни, подъезды с колоннами, атриумы и открытые лестницы.

Чайтья или Молитвенный зал (от санскр. caitya-gṛha ; пали, cetiya , святилище) стоит в центре буддийского храмового комплекса. [ 19 ] Трехнефный зал Чайтья разделен двумя рядами колонн на центральный неф, потолок которого представляет собой цилиндрический свод с деревянным или каменным ребристым потолком, и два боковых нефа . Зал служит для размещения обычно богато украшенной гробницы-мощевика (санскр., स्तूप, ступа ; пали, тупа , курган, первоначально в смысле кургана), окруженной дорожкой для ритуального обхода. [ 20 ] тщательно продуманный деревянный фасад Перед залом Чайтья первоначально был построен с одними или несколькими воротами. В сочетании с подковообразным окном над входными воротами зала деревянный фасад окутывает нишу ступы в полукруглой апсиде в конце зала атмосферными световыми эффектами.

Рядом с залом Чайтья находятся монастырские помещения. Жилые помещения монахов (санскр./пали, н., विहार, vihāra , обитель, жилище) включают ряд узких жилых келий (санскр., bhikṣu-gṛha ) на двух человек каждая, помимо общих комнат. Кельи монахов располагаются вокруг внутреннего двора или центрального зала с колоннами (санскр., मण्डप, мандапа ). [ 21 ] Другие элементы монастырского строительства включают цистерны , магазины и другие подсобные помещения практического назначения. [ 22 ] Пещерные монастыри буддизма Махаяны , второй основной школы буддизма, построенные между 5 и 8 веками нашей эры, содержат богато украшенные ряды колонн, а также часовни с культовыми изображениями или полусферические ступы меньшего размера. Они украшены масштабными фресками, изображающими жизнь и предысторию исторического Будды. Во многих случаях слои краски, украшавшие храмовый комплекс на больших площадях, позже были удалены выветриванием. [ 23 ]

Что касается строительства, скала сначала обрабатывалась вертикально по ширине запланированной пещеры. Затем разметили фасад и начали долбить скалу сверху. Раскопки шли поэтапно. Верхняя ступенька всегда уходила глубже в скалу. Когда была достигнута задняя стена, потолок был готов, и строительные леса стали ненужными. Пока каменщики пробирались сквозь скалу, вырезая запланированные колонны и скульптуры, одновременно были завершены фасады. Единственными инструментами, доступными каменщикам, были кирка, молоток и долото. [ 24 ]

Развитие в монументальное здание

[ редактировать ]
Трехэтажная монашеская школа Тин Тал в Эллоре (пещера 12)
Храмовый зал (Эллора, пещера 10) с колоколообразной ступой в апсиде.
Боковой коридор зала Чайтья в Аджанте

Ввиду растущей силы ведически-брахманской религии развитие пещерных храмов привело к расширению буддийского пещерного храма в монашескую школу. Уже в Аджанте (пещеры 6 и 27) в камне была высечена многоэтажная пещера – вероятно, в подражание несохранившимся деревянным монастырским вольным постройкам. Помимо зала Чайтья и вихара, большой дом капитула (Дхармашала, санскр., дхарма , учение [Будды]; шала , место учения) встречается, например, в Эллоре (трехэтажная пещера 12, Тин Тал и пещера 11, До Тхал), Баг (№ 5), Дхамнар (№ 11) и Холви (№ 10).

В то время как Чайтья и храмовые залы в основном использовались для таких церемоний, как Прадакшина (санскр.), то есть ритуального преобразования ступы с намерением приобретения духовных заслуг, а монашеские помещения вихар в основном использовались для медитации и В живых Дхармашала с длинными рядами каменных скамеек представляет собой большой зал буддийских учений и проповедей. На одном уровне монашеской школы Эллоры до 30 слушателей, сидящих рядами между колоннами, могли следить за интерпретациями буддийского учителя. [ 25 ]

Монастырь с культовой часовней в Эллоре (пещера 3)

Распространение в Индии

[ редактировать ]
Монастырь с культовой часовней в Эллоре (пещера 32)

На сегодняшний день в Индии известно около 1200 буддистских, индуистских и джайнских пещерных храмов, из них около 1000 расположены в штате Махараштра , другие — в Андхра-Прадеше , к юго-востоку от Махараштры, а также в северо-западных штатах Гуджарат , Раджастан и Мадхья-Прадеш . [ 26 ] Самые старые известные пещерные храмы возникли в контексте движения Шраманы примерно в III веке до нашей эры в позднем северо-восточном штате Бихар (восемь пещер в Барабаре, Нагарджуни и Сите Мархи недалеко от Раджагрихи, ныне Раджгира). [ 27 ]

Несколько археологически и туристически интенсивно освоенных пещерных и скальных храмовых комплексов различного религиозного характера включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО :

  • Аджанта (буддийская, 2 век до н.э.-7 век нашей эры, 29 пещер), расположенная в обширной долине реки Вагора и случайно вновь открытая британским кавалерийским офицером в 1819 году.
  • Эллора (буддистская, шиваитско -индуистская, джайнская, ок. 6-12 веков н.э., 34 пещеры), высеченная в базальтовой скале длиной более 2 километров,
  • Элефанта на острове Гарапури недалеко от Мумбаи (индуизм, 9-13 века, датировка спорная, четыре пещеры), все в индийском штате Махараштра,
  • Храмовый район Мамаллапурам на побережье Коромандел недалеко от Ченнаи, Тамил Наду (индуизм, 7-9 века н. э., 17 монолитных скальных храмов), маяки которого служили навигационными средствами морякам династии Паллавов.

Еще буддийские пещерные храмы Индии:

Федеральное государство Город Пещерный храм Дата происхождения Примечания
Андхра-Прадеш Камаварапукота Гунтупалли 2 век до н.э.
Виджаявада Ундавалли 4-5 века нашей эры.
Бихар Джеханабад Пещеры Барабар 2 век до н.э.
Раджгир Пещеры Сон Бхандар 2-й в. 2 небольшие джайнские пещеры
Гуджарат Джунагадх Пещеры Упаркот, Хапра Кодия и Баба Пьяре 1-4 вв.
Земля Почвенные пещеры 1-4 вв.
Мадхья-Прадеш Я болен Дхамнар 4-6 вв. почти 50 пещер, индуистский монолитный храм
Одежда Баг 5-7 вв. 9 пещер, ранее обширная настенная живопись [ 28 ]
Махараштра Аурангабад Пещеры Аурангабада 6/7 вв. 10 пещер в двух группах
Бхомарвади Питалхора Пещеры 2-1 век до нашей эры.
Джуннарский район Леньядри , Манмоди , Шивнери и Туля Пещеры 1-3 в. всего более 200 пещер
Конкан регион Куда, Кархад, Махад, Судхагарх и другие.
Лонавала Бхаджа и Карла Пещеры 2 век до нашей эры - 5 век нашей эры. Цена: 18 пещер
Мавал (Камшет) Бедса Пещеры 1 век до н.э.
Мумбаи Джогешвари , Канхери , Махакали , пещеры Мандапешвар 1-й в. до н.э. до 2 в. / до 9 в. более 100 пещер
Мумбаи ( Сальсетт ) Пещеры Махакали (также: Пещеры Кондивита) около 20 пещер в базальтовой скале
Нашик Панду Лена (Пандавлены) 1/2 в. 33 пещеры
Райгад (район) Кондана Пещеры 1 век до н.э.
Раджастан Джалавар Колви и Бинаяга монастырь 5 в.

Индуистские пещерные храмы в Индии

[ редактировать ]
Пять Ратх («Процессиональные колесницы») в Мамаллапураме, Тамил Наду, Индия.
Эллора, скальный храм 16, Кайласанатха, считается крупнейшим индуистским храмом, высеченным в скале.

Индуистская контрреформация

[ редактировать ]
Часовня с Лингой, Элефанта недалеко от Мумбаи, Индия (Пещера 1)

Под влиянием индуистской доктрины бхакти (санскр., ф. भक्ति, бхакти , преданность, любовь) [ 29 ] Тантрические , то есть эзотерические элементы проникли в буддийские пещерные храмы. В буддийской пещере Эллора (№ 12) к статуям Будды в качестве нового элемента присоединяется четырехрукая богиня Кунда. Зал буддийского храма в Аурангабаде, пещера 7, соответствует пространственному ограничению индуистского храма и включает часовню, украшенную эротическими танцевальными сценами . Эта далеко идущая адаптация к индуистскому формальному языку была связана с усилением индуизма с 4 века нашей эры. Индуистская «контрреформация», возникшая в результате ослабления великих индийских империй, сопровождалась развитием жизненно важной индуистской наскальной архитектуры и, наконец, привела к остановке строительства буддийских пещерных храмов в VII и VIII веках нашей эры. .

Индуистские храмы строились исключительно из менее прочных строительных материалов, в основном из дерева и глины, вплоть до первых послехристианских веков. Однако первые индуистские пещерные храмы и отдельно стоящие каменные храмы повторяли стиль своих предшественников. Приток средств от индуистских благотворителей позволил построить из скалы больше индуистских пещерных храмов в нескольких регионах Индии, начиная с 7-го века нашей эры, в том числе в современной Карнатаке ( Бадами , буддийские, индуистские, джайнские, 6-8 века нашей эры, четыре пещерных храма), Мадхья-Прадеш ( Удайгири ), Махараштра ( Паталешвар в Пуне ), Орисса (Гупетсвар) и в Тамил Наду (см. Паллавская архитектура ). Помимо Элефанты и Эллоры на северо-западе Индийского субконтинента, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО включает Мамаллапурам недалеко от Ченнаи на юге Индии, который также является индуистским. Некоторые джайнские храмы, построенные в тот же период, расположены в Махараштре (Эллора), Мадхья-Прадеше ( Удаягири и Гвалиор) и восточной Ориссе ( Удаягири и Кхандагири в естественных пещерах).

Классическая храмовая структура

[ редактировать ]

Функция индуистских пещерных храмов как святилищ и ритуальных мест для проведения пуджи (санскр., पूजा, pūjā, поклонения), огненных и жертвенных церемоний, чтений и других религиозных действий привела к развитию множества различных форм строительства. , все из которых сосредоточены на божественном как объекте поклонения. Для индуистских пещерных храмов также характерны тенденции, развитые в области свободного строительства. Индуистский храм пространственно разделен на гарбхагриху как главную комнату и мандапу как вестибюль. Гарбхагриха (санскр. гарбха, чрево) образует в основном неосвещенную культовую часовню, в которой находится святая святых, изображение божества или линга, символа, тесно связанного с индуистским божеством Шивой. Перед гарбхагрихой одна или несколько мандап выстроены по оси в виде входных или храмовых залов с колоннадой колонн. Монашеские кельи буддийских комплексов отсутствуют в индуистских пещерных храмах.

На основе обширных индуистских пещерных храмов Эллоры в Махараштре, по мнению Герберта и Ингеборг Плаешке, можно выделить несколько центральных строительных типов индуистских пещерных храмов, имеющих широкое распространение:

  • Постройки, выходящие из пещерного крыльца, с прямым доступом к святая святых (например, в Бадами и Эллоре),
  • храмы, имитирующие план дома во дворе с внутренним квадратом колонн (в Элефанте, Эллоре и Мамаллапураме), а также
  • Пещерные храмы произошли непосредственно от современных индуистских построек под открытым небом (Эллора и Мамаллапурам). [ 30 ]

В связи с триумфальным развитием индуистского храмового строительства в Западной Индии, начиная с VII века нашей эры, последний вариант приобретает особое значение. Индуистские пещерные храмы последнего типа конструкции во многом повторяют план индуистского храма под открытым небом южноиндийского типа со святая святых (Гарбхагриха), храмовой башней (санскр., विमान, вимана ), входом и храмовым залом (Мандапа). и изредка небольшой изолированный от основного здания небольшой павильон с изображением горбатого быка Нанди , горы Шивы. Дальнейшим развитием этого варианта индуистских пещерных храмов является храм Кайласанатха, монолитный скальный храм в Эллоре. Этот отдельно стоящий скальный храм в каменной яме, закрытой снаружи монументальным двухэтажным Гопурамом , считается, пожалуй, самым впечатляющим индуистским скальным храмом с длиной стороны 46 метров.

Пещерные храмы в других регионах Азии

[ редактировать ]
Гроты Могао недалеко от Дуньхуана, провинция Ганьсу, Китай.
недалеко Гроты Юньган от Датуна, Китай.

Распространение по Шелковому пути

[ редактировать ]
Статуи Будды в гротах Юньган недалеко от Датуна, Китай
Гроты Лунмэнь возле Лояна, вид с моста Маньшуй, Китай, 2345 пещер.
Храм Бинглинг , великий Майтрейя , Китай. Будда

Обширные буддийские и индуистские пещерные храмовые комплексы древней Индии копировались во многих регионах Азии начиная со второго века нашей эры. Буддизм пришел в Среднюю Азию из Индии по дальним торговым путям, особенно по северному маршруту Шелкового пути . На территории сегодняшнего Афганистана пещерные храмы под персидским влиянием широко развивались в долине Бамиан и вокруг нее с ее боковыми долинами Какрак и Фолади ( горы Кох-и-Баба , со 2 века, около 20 000 пещер), около Хайбака в Бактрии (Хазар-Сам, со II века, около 200 пещер), а также под Джелалабадом (Хадда, Аллахназар, Басвал, 2-5 века, 150 пещер, Дауранта, со 2 века, Каджитулу, а также Сиах-Кок). [ 31 ]

Пещерные храмы распространились в Китай через Среднюю Азию, наиболее интенсивно во времена династии Северная Вэй в IV и V веках. В ходе этого распространения на север возникли многочисленные обширные буддийские храмовые комплексы ( Дуньхуан , Куга , Турфан вдоль Шелкового пути и бассейнов рек Хуанхэ и Янцзы между IV и IX веками и др.) (династия Северная Вэй, Суй Династия и Династия Тан ), эмансипировавшие себя от своих индийских моделей. [ 32 ]

Особенности конструкции

[ редактировать ]
Роспись гротов Могао , Дуньхуан, Китай.

Пещерные храмы, возникшие вдоль Шелкового пути, характеризуются, помимо культовых и обучающих ниш и монашеских келий, еще и расположенной в центре ступой, часто представленной квадратным центральным столбом. Здесь установлены буддийские статуи , и монахи и мирские последователи буддизма ритуально обходили его (прадакшина) с намерением накопить спасение. Особенно разнообразны конструкции потолков китайских пещерных храмов, включая потолки в форме перевернутого ковша, восьмиугольника или плоского шахматного потолка. [ 33 ]

Гроты Юньган возле Датуна (пещера 11), Китай

В хорошо сохранившихся гротах Могао потолочные панели часто украшены росписью, воплощающей космологическую идею небесного купола. В целом китайские пещерные храмы характеризуются более многочисленными настенными и потолочными росписями, чем их индийские модели. В пещерных храмах Кизила и Бамиана поражает популярность « фонарного потолка » — центрального потолочного поля, заполненного квадратами, уменьшающимися кверху.

Интерьеры пещерных храмов Центральной и Восточной Азии обычно полностью покрыты группами резных каменных фигур, рельефов и орнаментов. Из этого богатого множества фигур выделяются более крупные конфигурации в нишах, особенно колоссальные статуи сидящего Будды как мирового правителя и его стоящих фигур-компаньонов, которые доминируют в Юнгане и Лунмэнь . [ 34 ]

Цветение в Центральной и Восточной Азии.

[ редактировать ]
Пещеры Безеклик возле Турфана в Синьцзяне, Китай

Сохранились многочисленные пещерные храмовые комплексы в Центральной и Восточной Азии, в том числе три китайских объекта, имеющих статус Всемирного наследия ЮНЕСКО: [ 35 ]

  • Гроты Могао или «Пещеры Тысячи Будд», часть гротов Дуньхуан недалеко от Дуньхуана ( провинция Ганьсу , 4-14 вв., сохранилось 492 пещеры), где даосский монах обнаружил около 50 000 древних текстовых документов, датируемых 4-11 веками в 1900 году. (сейчас частично принадлежит Британскому музею в Лондоне),
  • Юньган или «Гроты Облачного хребта» недалеко от Датуна ( провинция Шэньси , 5-6 века, 252 пещеры), созданные по образцу гротов Могао и имеющие 51 000 статуй и деревянных навесов, датируемых 1621 годом, которые стоят до сих пор,
  • Лунмэнь или «Гроты Драконьих ворот» возле Лояна ( провинция Хэнань , V-VIII вв., 2345 пещер), более 10 000 скульптур которых были серьезно повреждены во время Китайской культурной революции между 1966 и 1976 годами.

В общей сложности более 250 буддийских и довольно редких даосских пещерных храмовых комплексов по всему Китаю также включают:

Провинция Город Пещерный храм Дата происхождения Примечания
провинция Ганьсу 50 км к юго-западу от Ланьчжоу. Храм Бинглинг с 5 в. 183 пещеры
Ух ты Пещеры Тяньтяньшань 6 в.
Гуачжоу (бывший Аньси) Пещеры Юлин с V века 42 пещеры
45 км к юго-востоку от города Тяньшуй Гроты Майцзишань ок. с V века 194 пещеры
Провинция Хэбэй Вне Пещеры Сянтаншань 6 в.
провинция Хэнань Гунъи Гроты Гунсянь с 6 в.
Нинся автономный район Гуюань Гроты Сюмишань
провинция Шэньси Биньсянь Гроты Дафоси 7 в. 107 пещер
Шаньдун Провинция Цинчжоу Гроты Туошань 6/7 вв. 5 пещер
Шаньси провинция Тайюань Гроты Тяньлуншань 6 в. 25 пещер, более 500 скульптур.
Сычуань провинция Гуанъюань Храм Хуанцзе 6 пещер
Тибетский автономный район Занда Округ Руины Донгара ,

Хромые гроты

200 пещер, 1000 пещер
Синьцзянский автономный район Турфан возле пустыни Такла-Макан Пещеры Безеклик 5-9 вв. 67 пещер
Кизил и Куга Кизильские пещеры 3-8/9 вв. Зафиксировано 236 пещер (Кизил)
Чжэцзян провинция Ханчжоу Скульптуры Фейлайфэн ( храм Линъинь ) 10-14 вв. более 470 скульптур из известняка

Лишь изолированные пещерные храмы существуют в других регионах Восточной Азии, включая Южную Корею ( Соккурам близ Кёнджу , 8 век, пещера с 37 скульптурами, внесенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО) и Японию ( Усуки на Кюсю острове , 12 век, статуи Будды). в туфе ). [ 36 ] По - японски буддийские пещерные храмы называются секкуцу дзин . [ 37 ]

Использование природных пещер Южной и Юго-Восточной Азии.

[ редактировать ]
Пещеры Дамбулла, Центральная провинция, Шри-Ланка

Распространение буддизма Тхеравады (санскр. स्थविरवाद, стхавиравада ; палийское, тхеравада , школа старейшин) происходило от северо-востока и юго-востока Индии до Южной и Юго-Восточной Азии. Второе направление экспансии шло на север через Мьянму . Оба направления в конечном итоге встретились с буддизмом Махаяны, распространяющимся с севера. Пещерные святилища Шри-Ланки, а также стран Юго-Восточной Азии развивались в значительной степени независимо и переняли от своих индийских подвесок в основном ступы, статуи Будды, роскошные фрески или атмосферные световые эффекты.

Некоторые из 4000 статуй Будды в пещерах Пак Оу недалеко от Луангпрабанга, Лаос.

В то время как подземные святилища в Мьянме и Индонезии , например, продолжали строиться в виде искусственных пещер в соответствии с индийским и китайским типом, храмы в Юго-Восточной Азии преимущественно строились в естественных пещерах или рядом с ними, минуя дорогостоящие каменные строительные работы. Эти пещерные храмы были оснащены многочисленными статуями Будды или индуистских божеств, другими скульптурами и изысканными фресками. Во многих случаях эти святилища заменили старые анимистические места поклонения и жертвоприношения, существовавшие в добуддийские времена (например, Гоа Гаджа на Бали или Хуен Хонг во Вьетнаме).

Этот вариант пещерных святилищ спорадически встречается и в других регионах, но прежде всего в Юго-Восточной Азии. Особое значение имеет Алувихара пещерный храм недалеко от Матале (Центральная провинция Шри-Ланки, примерно III век до н.э., 13 пещер с фресками и статуями Будды), который в I веке до нашей эры под покровительством короля Ваттагамани Абхая был место проведения 4-го буддийского совета традиции Тхеравады. В ходе собора учение Будды, которое до этого времени на протяжении столетий передавалось исключительно устно, было впервые зафиксировано письменно в виде Палийского канона.

Наиболее посещаемые места паломничества

[ редактировать ]

Многие из святилищ, созданных в природных пещерах, сегодня представляют собой часто посещаемые места паломничества и жертвоприношений (например, пещеры Пак Оу в Лаосе или Пиндайя в Мьянме, где статуи Будды традиционно оставляются в качестве подношений), места исторической памяти ( Дамбулла в Шри-Ланка, бывшее убежище короля Ваттагамани Абхая), обширные центры обучения и медитации (Ват Суван Куха и Пха Плонг в Таиланде или Пиндайя в Мьянме), места захоронений (пещеры Пак Оу в Лаосе), художественные и музейные пространства ( пещеры Бату в Малайзии ) или впечатляющие точки обзора с ресторанами (Сэм Пох Тонг и Кек Лок Тонг в Малайзии).

Яркими примерами святилищ в природных пещерах являются:

Состояние Город (провинция) Пещерный храм Дата происхождения Примечания
Индонезия в Падангбае Гоа Лава (Пещера летучих мышей) 11 в. Индус, «с тысячами летучих мышей, считающихся священными». [ 38 ]
также растения в искусственных пещерах недалеко от Убуда на Бали. Гоа Гаджа (Слоновья пещера) 11 в. вероятно, бывший скит шиваитских отшельников; Буддийские пещеры разрушены
Лаос в Луанг Прабанге Пещеры Пак Оу (Тхам Тинг) 5-7 вв. две пещеры, доступные только через Меконг
Малайзия Селангор в Куала-Лумпуре Пещеры Бату индуистский
в Гунунг Рапате недалеко от Ипоха великий Сэм По Тонг, а также Кек Лок Тонг Всего в известняковых скалах расположено 14 буддийских и индуистских пещерных храмов.
Мьянма возле Хпа-ана ( штат Кайин ) Пещера Кавгун около 15 века в известняковых скалах
Пиндайя ( штат Шан ) Пиндайя более 8000 фигурок Будды
также искусственные пещеры: в Мониве ( регион Сагаинг ). По Вин Даунг (По-Вин-Берге) 17 век. 947 пещер, в которых, по бирманским данным, находится 446 444 статуи Будды.
Луна Пейк Кинн Мьяинг Индуистско-буддийский
Шри-Ланка Дамбулла (Центральная провинция) Дамбулла с 1 века до н.э. Около 80 пещер, крупнейший храмовый комплекс Шри-Ланки (2100 м2). 2 ), объект Всемирного наследия ЮНЕСКО [ 39 ]
Таиланд Пханг Нга Провинция Ват Суван Куха (Пещера обезьян) две пещеры в известняковых скалах
Чианг Дао Ват Там (= пещерный храм) Пха Плонг Центр медитации
в Краби Ват Там Суа (Пещера Тигра) Центр медитации, где рукоположено более 260 человек.
Вьетнам Горы Нгу Хань Сон (Мраморные горы) в Дананге Пещера Хуен Хонг ранее индуистско-буддийский [ 40 ]

Пещерный храм в наше время

[ редактировать ]
Пещеры Бату (индуистские) со статуей Муругана недалеко от Куала-Лумпура, Малайзия

Переезд традиции

[ редактировать ]

Арабские завоевания VIII века, разрушение монастырей и изгнание общин монахов и монахинь резко ограничили расширение индийских пещерных храмов. В то же время, как нищенствующие монахи и монахини, монашествующие зависели от мирян, которые на постоянной основе обеспечивали их одеждой, едой и лекарствами. Однако во многих случаях миряне со временем обращались в индуизм. [ 41 ] За такими исключениями, как Дхамнар в Мадхья-Прадеше и Холви в Раджастане, активное использование буддийских пещерных храмов сократилось из-за уменьшения спонсорства со стороны правящих домов и окружающих сообществ. Постепенный упадок буддизма в Индии привел к остановке строительства монастырей и храмов. Существующим объектам угрожало разрушение после возобновления вторжений центральноазиатских держав, начавшихся в XII веке.

Интерьер пещер Бату недалеко от Куала-Лумпура

Использование пещер для медитации оставалось живой буддийской традицией, несмотря на границы отдельных доктрин. В позднем эзотерическом буддизме ( Ваджраяне ) тибетская школа Кагью возродила практику отшельничества. Тантрический мастер Миларепа , считающийся одним из величайших поэтов Тибета, в 11 веке занимался аскетической йогой , чтобы охладить горные пещеры, в течение нескольких лет медитации и нашел многочисленных подражателей. Направление медитации, характерное для Кагьюпы, — это медитация «внутреннего тепла» ( gTum mo , Tummo ), которая увеличивает тепло тела медитирующего. Говорят, что Туммо защитил отшельников, таких как Миларепа, от сильного холода в горных пещерах снежной страны Тибета, средняя высота которых составляет 4500 метров. [ 42 ]

Высокоразвитая индийская традиция наскальной архитектуры, имевшая влияние в течение длительного времени, жила и за пределами Индии. Центром развития и расширения пещерных храмов в наше время была Южная Азия (исключая Индию) и Юго-Восточная Азия. Об этом свидетельствуют многочисленные большие скальные и пещерные храмы на Шри-Ланке (Дегалдорува Вихрайя, Канди , 17 век н.э. и расширение пещерных храмов Дамбуллы в 18 веке н.э. до трех других пещер), в современной Мьянме (По Вин Даунг , Тилавкагуру), и в Таиланде (Кхао Луанг возле Пхетчабури ), которые были впервые построены или значительно расширены в 17-18 веках.

Повторные открытия и перепрофилирование

[ редактировать ]

В наше время были заново открыты некоторые из важнейших пещерных святилищ, о существовании которых было забыто. Скрытые настенные росписи, каменные рельефы, ступы, статуи и иногда ценные текстовые документы привлекли внимание общественности благодаря впечатляющему открытию отдельных мест, таких как Аджанта в Махараштре британским офицером в 1819 году и гроты Могао возле Дун Хуана в Китае даосским монахом. в 1900 году и снова британским археологом Аурелом Штайном в 1907 году. Гоа Гаджа на Бали был заново открыт голландским чиновником в 1923 год и храм Бинглин в китайской провинции Ганьсу в 1953 году. Кража произведений искусства и грабежи иностранных экспедиций часто были немедленным результатом.

В различных формах пещерные храмы продолжают оставаться частью буддийских и индуистских традиций и в наше время. В храме Алувихара на Шри-Ланке Четвертый буддийский совет традиции Тхеравады ежегодно отмечается Алувихара Сангаяна Перахара, во время которого учения Будды впервые были записаны на месте. По случаю Шестых буддийских соборов (традиция Тхеравады) в столице Мьянмы в середине XX века была построена точная копия пещеры Саттапанни, где состоялся Первый собор сразу после смерти Будды. в период с 1954 по 1956 год монументальный Маха Пасана Гуха вмещал в общей сложности 2500 буддийских монахов и 7500 мирян Во время Шестого Собора в Янгоне .

Помимо духовного использования, отдельные пещерные храмы также использовались в политических или военных целях во время войн и кризисов. Пещера Гоа Лава в Индонезии была местом проведения политической конференции, проведенной в 1904 году для защиты от наступления голландцев. Пещера Хуен Хонг во Вьетнаме служила госпиталем и убежищем для местных боевиков во время войны во Вьетнаме , о чем свидетельствуют многочисленные повреждения стен пещеры. Согласно мемориальной доске, женский отряд Вьетконга сбил отсюда 19 американских истребителей.

Пещерный храм в исламской среде

[ редактировать ]

В 19 и 20 веках были построены новые пещерные храмы, особенно в Малайзии. Инициаторами строительства таких священных сооружений стали иммигрировавшие в Малайзию буддисты-махаяны и даосы из Китая. Богато украшенный Перак Тонг. храм [ 43 ] (1926 г.) в малазийском городе Ипох, населенном преимущественно этническими китайцами, был подарком и спроектирован буддистскими иммигрантами из Китая, как и пещерный храм Линг Сиань Ян (с 1967 г.) недалеко от Гунунг Рапата недалеко от Ипоха. Строительство даосского пещерного храма Чин Сви на плато Гентинг в Малайзии финансировалось китайским бизнесменом в период с 1976 по 1993 год. Волна исламизации , которую пережила Малайзия в 1970-х годах, не умалила эту строительную деятельность, которая поддерживалась в основном богатыми иммигрантами.

Отдельные комплексы получили дальнейшее развитие на протяжении десятилетий. Первая из обширных индуистских пещер Бату недалеко от столицы Малайзии Куала-Лумпура была освящена как храм в 1891 году. В 1920 году к ней была пристроена сложная деревянная лестница. Статуя индуистского бога Муругана высотой 42,7 метра была завершена в 2006 году после трех лет строительства и с тех пор каждый февраль является центром тамильского фестиваля Тайпусам . Этот «самый экстатический праздник покаяния и благодарения» [ 44 ] Индусов посвящен мифической победе Муругана, сына индуистских божеств Шивы и Парвати , над тремя демонами.

В то время как азиатские пещерные храмы в Индии на заре своего существования были в основном уединенными убежищами для уставших от мира аскетов и буддийских нищих монахов, несколько тысячелетий спустя во время Тайпусама в Малайзии они оказались в центре одного из самых ярких духовных событий современности. Уединенная и созерцательная жизнь монахов и монахинь в непроходимых местах уступила место популярным опьяняющим массовым шествиям и их трансоподобным обрядам бичевания.

  1. ^ Оуэн К. Кейл: Буддийские пещерные храмы Индии . Бомбей: Тарапоревала, 1975. с. 3.
  2. ^ Доротея Боди: Искусство «Святые места. I. Религиоведение». В: Религия в прошлом и настоящем (RGG4). Том 3, ФХ. Под редакцией Х.Д. Бетца, Дона С. Браунинга, Б. Яновски, Э. Юнгеля. Тюбинген: Мор Зибек 2003. с. 1551ф.
  3. ^ Эммануэль Анати: Искусство «Доисторическое искусство». В: Религия в прошлом и настоящем (RGG4). Том 6, Н.К. Под редакцией Х.Д. Бетца, Дона С. Браунинга, Б. Яновски, Э. Юнгеля. Тюбинген: Мор Зибек 2003. стр. 1555–1558, здесь: стр. 1556.
  4. ^ Другие скальные храмы в Египте, как правило, имеют смешанную форму, в которой часть храма высечена в скале, а вестибюли, фасад и скульптуры перед храмом высечены из выросшей скалы или добавлены в качестве построенной архитектуры. , включая Бейт-эль-Вали возле Калабши , Бени-Хасан и Дейр-эль-Бахари .
  5. ^ Уве Браут, Гуннар Вальтер: Встреча с Буддой. Путешествие по святым местам Непала и Индии . Крефельд: Ярлунг 2005 (DVD, 11-15 мин.)
  6. ^ Тартанг Тулку: Святые места Будды . Беркли: Дхарма 1994. с. 111.
  7. ^ Ганс Вольфганг Шуман: Буддизм. Доноры, школы и системы . 4-е издание. Мюнхен: Дидерихс 1997. с. 55ф., 130.
  8. ^ Марио Буссагли: Индия, Индонезия, Китай . Штутгарт: Deutsche Verlags-Anstalt, 1985. с. 85.
  9. ^ AL Basham: История доктрин адживиков. Лондон: Лукак, 1951 (Нахдрук: Дели: Мотилал Банарсидасс, 1981).
  10. ^ Клаус Фишер, Майкл Янсен, Ян Пипер: Архитектура Индийского субконтинента . Дармштадт: Научное книжное общество, 1987. с. 153.
  11. ^ Клаус Фишер , Майкл Янсен, Ян Пипер: Архитектура Индийского субконтинента . Дармштадт: Научное книжное общество, 1987. с. 94.
  12. ^ Ричард Гомбрич: Буддизм в древней и средневековой Индии. В: Хайнц Бехерт, Ричард Гомбрих (ред.): Буддизм. История и современность . Мюнхен: CH Beck³2008. стр. 71–93, здесь стр. 84.
  13. ^ Габриэле Зейтц: Образы буддизма. Дюссельдорф: Патмос, 2006. с. 88.
  14. ^ Герберт и Ингеборг Плашке: индийские скальные храмы и пещерные монастыри. Аджанта и Эллура. Вена, Кельн, Грац: Бёлау, 1983. с. 13.
  15. ^ Герберт и Ингеборг Плашке: индийские скальные храмы и пещерные монастыри. Аджанта и Эллура. Вена, Кельн, Грац: Бёлау, 1983. с. 43ф.
  16. ^ Бернхард Майер : «Храм. I. Религиоведение». В: Религия в прошлом и настоящем (RGG4). Том 8, ТЗ. Под редакцией Х.Д. Бетца, Дона С. Браунинга, Б. Яновски, Э. Юнгеля. Тюбинген: Мор Зибек 2005. с. 131ф.
  17. ^ Александр Б. Грисволд: «Бирма». В: Александр Б. Грисволд, Чевон Ким, Питер Х. Потт: Бирма, Корея, Тибет . Баден-Баден: Холле 1963 (Искусство мира). стр. 7–58, здесь: с. 22.
  18. ^ Клаус Фишер, Майкл Янсен, Ян Пипер: Архитектура Индийского субконтинента . Дармштадт: Научное книжное общество, 1987. с. 91.
  19. ^ Клаус-Йозеф Ноц (ред.): Лексикон буддизма. Основные понятия, традиции, практика . Том 1: Утро. Фрайбург 1998. с. 35.
  20. ^ Марио Буссагли: Индия, Индонезия, Китай . Штутгарт: Deutsche Verlags-Anstalt 1985. Стр. 75.
  21. ^ Клаус-Йозеф Ноц (ред.): Лексикон буддизма. Основные понятия, традиции, практика . Том 2: Новая Зеландия. Фрайбург 1998. с. 504ф.
  22. ^ Герберт и Ингеборг Плашке: индийские скальные храмы и пещерные монастыри. Аджанта и Эллура. Вена, Кельн, Грац: Бёлау, 1983. с. 42.
  23. ^ Оуэн К. Кейл: Буддийские пещерные храмы Индии . Бомбей: Тарапоревала, 1975. стр. 17–27.
  24. ^ См. Бернд Розенхайм: Мир Будды. Ранние места буддийского искусства в Индии . Майнц: Филипп фон Заберн, 2006. с. 75.
  25. ^ Бернд Розенхайм: Мир Будды. Ранние места буддийского искусства в Индии . Майнц, 2006. стр. 183–185.
  26. См. обзор пещерных храмов и других индийских памятников от государственного органа по охране памятников Археологической службы Индии. Архивная копия (память об оригинале от 27 июня 2014 г. в Интернет-архиве ).
  27. ^ Оуэн К. Кейл: Буддийские пещерные храмы Индии . Бомбей: Тарапоревала, 1975. стр. 7–10.
  28. ^ Тартанг Тулку: Святые места Будды . Беркли: Дхарма 1994. с. 288.
  29. ^ Герберт и Ингеборг Плашке: индийские скальные храмы и пещерные монастыри. Аджанта и Эллура. Вена, Кельн, Грац: Бёлау, 1983. с. 16.
  30. ^ Герберт и Ингеборг Плашке: индийские скальные храмы и пещерные монастыри. Аджанта и Эллура. Вена, Кёльн, Грац: Бёлау, 1983. стр. 78–120, здесь: стр. 78.
  31. ^ Тартанг Тулку: Святые места Будды . Беркли: Дхарма 1994. стр. 331–352. В отличие от Индии и Афганистана, пещерные храмы на территории нынешнего Пакистана и в Гималайском регионе (например, Лури Гомпа в современном Непале ). строились в меньшем количестве
  32. ^ Сохранение древних мест на Шелковом пути . Под редакцией Невилла Агнью. Лос-Анджелес: The J. Paul Getty Trust, 1997. S. 4. ( PDF (Memento vom 7. июня 2011 г. в Интернет-архиве )))
  33. ^ Классическая китайская архитектура . Издано Китайской академией архитектуры. Штутгарт: Немецкая издательская компания, 1990. с. 11.
  34. ^ См.: Дитрих Зекель: Искусство буддизма. Становление, миграция и изменение. Баден-Баден: Холле, 1962. С. 136f.
  35. ^ См. обзорные карты пещерных храмов вдоль Шелкового пути и других регионов в: Сохранение древних мест на Шелковом пути . Под редакцией Невилла Агнью. Лос-Анджелес: Фонд Дж. Пола Гетти, 1997. стр. xiv и xv. ( PDF (Память от 7 июня 2011 г. в Интернет-архиве ))
  36. ^ Чевон Ким: «Корея». В: Александр Б. Грисволд, Чевон Ким, Питер Х. Потт: Бирма, Корея, Тибет . Баден-Баден: Холле 1963 (Искусство мира). стр. 59–149, здесь: стр. 94f.
  37. ^ « Каменный Будда сэкибуцу » в системе пользователей сети японской архитектуры и искусства .
  38. ^ Манфред Ауэр: Из Бангкока на Бали. Таиланд – Малайзия – Сингапур – Индонезия. Путеводитель. Кёльн: DuMont 1987. с. 266.
  39. ^ Манфред Домроэс: «Концептуализация георазнообразия Шри-Ланки для туризма на примере кругового тура». В: Манфред Домроэс, Хельмут Рот (ред.). Шри-Ланка. Прошлое и настоящее. Археология, география, экономика. Избранные статьи по немецким исследованиям. Вайкерсхайм: Марграф 1998. С. 168–197, стр. 183–184.
  40. ^ В соседней Камбодже пещерные храмы не очень распространены. Исключением является Пном Чнорк близ Кампота (7 век нашей эры).
  41. ^ Герберт и Ингеборг Плашке: индийские скальные храмы и пещерные монастыри. Аджанта и Эллура. Вена, Кельн, Грац: Бёлау, 1983. с. 37.
  42. ^ Габриэле Зейтц: Образы буддизма. Дюссельдорф: Патмос, 2006. стр. 192 и далее, 196.
  43. ^ Манфред Ауэр: Из Бангкока на Бали. Таиланд – Малайзия – Сингапур – Индонезия. Путеводитель. Кёльн: DuMont 1987. с. 105.
  44. ^ Манфред Ауэр: Из Бангкока на Бали. Таиланд – Малайзия – Сингапур – Индонезия. Путеводитель. Кёльн: DuMont 1987. с. 137.

Библиография

[ редактировать ]

За пределами Азии

  • Йоханнес Дюмихен : Египетский скальный храм Абу-Симбала . Хемпель, Берлин, 1869 г.
  • Розмари Клемм : От каменоломни к храму: Наблюдения за структурной структурой некоторых скальных храмов 18-й и 19-й династий на родине Египта . В: Журнал египетского языка и археологии , том 115 (1988), стр. 41–51.
  • Генрих и Ингрид Куш: Культовые пещеры Европы: боги, духи и демоны . vgs, Кельн, 2001.
  • Ханс Дж. Мартини: Геологические проблемы при спасении скальных храмов Абу-Симбела . Ванденхук и Рупрехт, Геттинген, 1970.

Южная Азия

  • К.В. Саундара Раджан: Пещерные храмы Декана. Археологическая служба Индии , Дели, 1981 г.
  • КВ. Саундара Раджан: стили храмов, вырезанных в скале . Сомайя, Мумбаи, 1998 г.
  • Кармель Берксон: Пещеры в Аурангабаде. Раннее буддийское тантрическое искусство в Индии . Mapin Int., Нью-Йорк, 1986 г.
  • Герберт Плаешке и Ингеборг Плаешке: Индийские скальные храмы и пещерные монастыри . Кёлер и Амеланг, Лейпциг, 1982. [об Аянте и Эллоре]
  • Бернд Розенхайм : Мир Будды. Ранние места буддийского искусства в Индии . Филипп фон Заберн, Майнц, 2006 г.
  • Дитрих Зекель : Искусство буддизма. Становление, миграция и изменение. Холле, Баден-Баден, 1962 г.

Центральная, Восточная и Юго-Восточная Азия

  • Дуньхуанский институт культурных реликвий (ред.): Пещерные храмы Дуньхуана . Клетт-Котта, Штутгарт, 1982 г.
  • Реза: Скрытый Будда . Кнезебек, 2003 г. [о Синьцзяне]
  • Уильям Симпсон: Буддийские пещеры Афганистана . JRAS, NS 14, стр. 319–331.
  • Пиндар Сидисунторн, Саймон Гарднер, Дин Смарт: Пещеры Северного Таиланда . Река, Бангкок, 2007 г.
  • Майкл Салливан: Пещерные храмы Майчишана . Калифорнийский университет Press, Беркли, 1969.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f01cffa3e14b3e9b259a582aea06231e__1701876240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/1e/f01cffa3e14b3e9b259a582aea06231e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cave temples in Asia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)