Джон Боуз (пароход)
![]() Модель Джона Боуза в архиве и музее Тайн-энд-Уир.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Джон Боуз |
Владелец | Чарльз Марк Палмер, Ньюкасл [1] |
Порт приписки | Великобритания |
Строитель | Palmer Brothers & Co, Джарроу |
Номер двора | 2 |
Запущен | 30 июня 1852 г. [2] |
Крещенный | 30 июня 1852 г. |
Завершенный | 22 июля 1852 г. |
Первое путешествие | 27 июля 1852 г. |
Выведен из эксплуатации | 12 октября 1933 г. |
Ремонт | 1853(?), 1864 и 1883 гг. |
Порт приписки | Ньюкасл [1] |
Идентификация | Официальный номер 26276 [1] |
Судьба | Основан |
Общие характеристики | |
Тип | Паровой винт с железным корпусом и парусный угольщик |
Тоннаж | 437 брт [2] |
Длина | 149,0 футов (45,4 м) [2] |
Луч | 25,7 футов (7,8 м) [2] |
Глубина захвата | 15,6 футов (4,8 м) [2] |
Движение | Паровой, двухцилиндровый Роберт Стивенсон [2] |
План паруса | Топсельная шхуна |
Скорость | 9 узлов (17 км/ч; 10 миль в час) |
Джон Боуз , построенный на реке Тайн в Англии в 1852 году, был одним из первых паровых угольных шахт . Она торговала более 81 года, прежде чем затонула во время шторма у берегов Испании.
Разработка
[ редактировать ]« Джон Боуз» был первым специально построенным паровым угольщиком. [3] [4] [5] [6] хотя пароход «Бедлингтон» 1841 года перевозил уголь раньше нее, но « Бедлингтон» перевозил его в железнодорожных вагонах как железнодорожный паром, а не как угольщик. [7]
Чарльз Марк Палмер был ответственным за проект « Джона Боуз» , который был лишь вторым судном из более чем тысячи кораблей, построенных в конечном итоге на верфи Джарроу , которую он основал вместе со своим братом Джорджем.
Новаторские особенности судна включали железный корпус, использование водяного балласта и паровую двигательную установку с винтовым гребным винтом . Как это было принято, на корабле также было установлено вспомогательное парусное вооружение.


Карьера
[ редактировать ]Пароход был спущен на воду 30 июня 1852 года и назван в честь Джона Боуза , владельца шахты, делового партнера Чарльза Палмера и тогдашнего верховного шерифа Дарема . [8] Коммерческое обслуживание началось 27 июля 1852 года с доставкой угля из Тайна в Лондон. За неделю он перевез больше угля, чем две угольные бригады могли бы перевезти за месяц, и его успех привел к постройке множества подобных кораблей.
Первоначально балластные цистерны не могли быть водонепроницаемыми, и Палмер попробовал ряд решений, прежде чем остановился на продольных железных цистернах под каждым трюмом, как предложил Джон Макинтайр, менеджер верфи Джарроу. [2] [9] Во время путешествия из Роуздейла , Йоркшир, к реке Тайн 16 июля 1860 года он сел на мель в Инсэнде, у побережья графства Дарем в Северном море . [10]
Несмотря на неудачу, последовала долгая и успешная карьера. Новые двигатели были установлены в 1864 и 1883 годах по мере совершенствования технологии. [11]
Вторая посадка на мель произошла на « Гельголанде» 9 июня 1864 года, и, хотя он был снят с мели, его пришлось высадить на берег для ремонта, прежде чем продолжить путь в Гамбург . [12] [13] В 1873 году Джон Боуз был продан Бенджамину Барнетту и зарегистрирован в Лондоне. [14] а в 1896 году - Джеймсу Маккензи (пароходная компания John Bowes) из Дублина. В 1898 году он был продан скандинавским владельцам как Spec , а позже Transit . В 1908 году она была продана в Испанию, где в течение следующих двадцати пяти лет торговалась как Каролина , Валентин Фиерро и, наконец, как Вилла Селгас . [15]
Потеря
[ редактировать ]Перевозя груз железной руды из Бильбао в Сан-Эстебан-де-Правиа , Вилла Сельгас , [16] [17] сейчас принадлежит Федерико Фиерро из Сан-Себастьяна , [15] столкнулся со штормом в Бискайском заливе , начал набирать воду и затонул у Рибадеселлы 12 октября 1933 года. [16] [18] Все двенадцать членов экипажа покинули корабль и были спасены рыболовным судном «Аврора» . [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Список торгового флота . Лондон: Совет по торговле. 1870. с. 204 . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кларк, Джо Ф (1997). Строительство кораблей на северо-восточном побережье . Уитли Бэй: Бьюик Пресс. стр. 120–121, 134–5. ISBN 1-898880-04-2 .
- ^ «Джон Боуз СС (1873~1889) Вилла Сельгас СС (+1933)» . Wrecksite.eu . Проверено 28 мая 2022 г.
- ^ «Кольер, вошедший в легенду Севера» . Chroniclelive.co.uk . 29 мая 2004 г.
- ^ «Палмер Тайн, судостроитель Джарроу Уиллингтон Куэй» . Tynetugs.co.uk .
- ^ «Судостроение в Северо-Восточной Англии» . Englandsnortheast.co.uk . Архивировано из оригинала 17 августа 2009 года.
- ^ Флоты паровых угольных машин, авторы MacRae & Waine, Waine Research, 1990, стр. 11–13.
- ^ «Запуск парового угольщика на Тайне» . Ньюкасл Гардиан . № 335. Архив британских газет (подписка). 3 июля 1852 г. с. 5 . Проверено 22 мая 2020 г.
- ^ «Север Англии» (PDF) . Инженер : 239. 2 марта 1900 г. Проверено 26 апреля 2013 г.
- ^ «Морская разведка». Ньюкасл Курант . № 9682. Ньюкасл-апон-Тайн. 20 июля 1860 г.
- ^ Флоты паровых угольных машин , автор: MacRae & Waine, Waine Research, 1990, стр. 13.
- ^ «Вести торгового флота». Стандарт . № 12432. Лондон. 14 июня 1864 г. с. 7.
- ^ «Морская разведка». Ньюкасл Курант . № 9886. Ньюкасл-апон-Тайн. 17 июня 1864 г.
- ^ Список торгового флота . Лондон: Совет по торговле. 1880. с. 69.
- ^ Jump up to: а б Реестр судов (PDF) . Лондон: Регистр Ллойда. 1933 год . Проверено 26 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Очень старый испанский пароход потерян». Таймс . № 46575. Лондон. 14 октября 1933 г. полковник Г, с. 4.
- ^ Возвращение полностью потерянных, осужденных и т. д. кораблей – 1933 г., 4-й квартал . Лондон: Регистр судоходства Ллойда. 1934. с. 5.
- ^ Jump up to: а б «Кораблекрушение парохода «Вилла Сельгас» » . Утренняя газета (на испанском языке). Овьедо . 13 октября 1933 года. Архивировано из оригинала 21 мая 2020 года . Проверено 21 мая 2020 г.