Узкоколейные железные дороги в Китае
Ширина колеи на большей части национальной железнодорожной сети Китая является стандартной . В настоящее время в национальной железнодорожной сети имеется только 1000 мм ( Колея 3 фута 3 + 3 ⁄ 8 дюймов ) метра На железной дороге Куньмин-Хайфон используется узкая колея. Кроме того, на некоторых промышленных линиях все еще используется узкая колея, в основном 2 фута 6 дюймов ( 762 мм ) узкая колея или 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюймов ) узкая колея . По состоянию на 2003 год в материковом Китае использовались узкоколейные железные дороги протяженностью более 600 км, железные дороги стандартной колеи протяженностью более 50 000 км и железные дороги широкой колеи протяженностью 9,4 км. [ 1 ]
Действующие узкоколейные железные дороги
[ редактировать ]Железная дорога Куньмин – Хэкоу
[ редактировать ]1000 мм ( 3 фута 3 + 3 ⁄ 8 дюйма дорога Куньмин-Хекоу шириной Железная (ранее известная как «Китайско-вьетнамская железная дорога») была частью железной дороги Куньмин-Хайфон, построенной французскими колонистами между Вьетнамом и Китаем. Из-за оползней и открытия новой железной дороги Куньмин-Юси-Хекоу стандартной колеи эта линия метровой колеи теперь не работает для пассажиров (за исключением небольшого участка в пределах Большого Куньмина), но на ней есть грузовые перевозки.
Эта железная дорога, открытая в 1910 году, имела 600-мм ( до Шипинга , на которой 0-10-0 Каобы Ветка шириной 1 фут 11 + 5/8 дюйма от работали тендерные локомотивы , построенные Baldwin Locomotive Works . [ 2 ] Эта ветка позже также была переоборудована на колею 1000 мм и в настоящее время (2016 г.) используется туристическими экскурсионными поездами по Цзяньшую.
Участок метровой колеи первоначально управлялся более или менее таким же образом, как и сети Индокитая, и было физически возможно курсировать сквозные поезда из Куньмина в Сайгон , поскольку в обеих этих странах использовалась метровая колея. Во время японской оккупации Японских национальных железных дорог для помощи вторжению были отправлены локомотивы класса 9600 2-8-0. После завершения строительства « железной дороги смерти » в Таиланде какое-то время было бы возможно сквозное сообщение с Бирмой (если бы не разрыв между Сайгоном и Пномпенем в Камбодже). Сейчас это невозможно, поскольку участки этой железной дороги были разрушены во время конфликтов после Второй мировой войны . [ 2 ]
Промышленные железные дороги
[ редактировать ]В Маньчжурии лесопромышленники проложили в леса узкоколейные железные дороги. В них использовались российские и японские локомотивы, скопированные с советских или восточноевропейских образцов. Сейчас большинство из них исчезло. На этих железных дорогах обычно используется колея 2 фута 6 дюймов ( 762 мм ).
шириной 3 фута 6 дюймов ( 1067 мм ) Железные дороги
[ редактировать ]Несколько железных дорог шириной 3 фута 6 дюймов ( 1067 мм ) были построены японцами .
Маньчжурия
[ редактировать ]в Маньчжурии было несколько шириной 3 фута 6 дюймов ( 1067 мм военных железных дорог Во время русско-японской войны ) . Эти японские военные железные дороги, включающие в себя участок, переоборудованный из 1520-мм ( 4 фута 11 + 27 ⁄ 32 дюйма ) Российская колея Китайско-Восточной железной дороги - использовались запасы Японских национальных железных дорог и после войны были быстро преобразованы обратно в стандартную колею, чтобы облегчить движение по контролируемой британцами железной дороге Пекин-Мукден (Пекин-Шэньян), которая был стандартный калибр. В результате Южно-Маньчжурская железная дорога , созданная японской Квантунской армией , имела стандартную колею. [ 2 ] [ 3 ]
Хайнань
[ редактировать ]В 1941–43 годах, во время японской оккупации Хайнаня несколько железнодорожных линий шириной 3 фута 6 дюймов ( 1067 мм , в западной части острова было построено ). Особое значение для японских военных действий имела линия, соединяющая железорудный рудник в Шилу с гаванью Басуо . [ 4 ]
Линии пришли в упадок и были заброшены после битвы за Хайнань перед коммунистами в апреле 1950 года. В период с середины 1950-х по 1985 год они были перестроены и переведены на стандартную колею; теперь они входят в состав Хайнаньской Западной кольцевой железной дороги .
Железные дороги метровой колеи
[ редактировать ]Железные дороги метровой колеи были популярны в Китае в нескольких регионах до образования КНР в 1949 году . Было построено несколько линий с намерением соединить все железные дороги, образовав новую сферу влияния французов, которая так и не была реализована.
Куньмин Хэкоу железная дорога
[ редактировать ]Китайский участок построенной французами железной дороги Куньмин-Хайфон протяженностью 466 км и несколько уцелевших веток. Система также включает в себя новый короткий соединитель метровой колеи с новой северной станцией Хеко стандартной колеи.
Шицзячжуан — Тайюань
[ редактировать ]Железная дорога от Шицзячжуана до Тайюаня (иногда известная как Чжэнтайская железная дорога ) была открыта на рубеже 20-го века. Он находился под контролем Франции и Бельгии, поскольку был ответвлением контролируемой Бельгией Цзинханской железной дороги . Для минимизации затрат его построили на те же 1000 мм ( Колея 3 фута 3 + 3 ⁄ 8 дюйма ) метра железной дороги Куньмин-Хекоу с надеждой, что последнюю можно будет продлить до Шаньси провинции . Железная дорога была построена по типу легкорельсового транспорта и использовала подвижной состав, построенный во Франции и Бельгии.
Датун — Пукоу
[ редактировать ]Железная дорога от Датуна до Пукоу (железная дорога Тонг Пу), открытая в 1933 году, которая финансировалась японцами и контролировалась шаньсийским военачальником Яном Сишанем и соединяла железную дорогу Шицзячжуан - Тайюань в Тайюане , должна была быть построена с метровой колеей. также. На железной дороге Датун-Пукоу использовался подвижной состав, построенный японскими компаниями, даже был изъят старый состав «Японских национальных железных дорог» или «Императорской Тайваньской железной дороги» (который основан на колеи 3 футов 6 дюймов ( 1067 мм ) Лю Минчуаня железной дороги в династия Цин ). Когда японцы вторглись в провинции Шаньси и Хэбэй во время китайско-японской войны , эти две железные дороги были преобразованы в стандартную колею. [ 2 ]
Юньнань Бирманская железная дорога
[ редактировать ]Строительство 1000 мм ( Юньнань-Бирма шириной 3 фута 3 + 3 ⁄ 8 метра дюйма ) Линия была начата в 1941 году, но ее пришлось прервать из-за наступления Японии, и она так и не была завершена.
Другой
[ редактировать ]Во многих сельских и пригородных районах были построены железные дороги метровой колеи для перевозки сельскохозяйственной продукции. Так было с двумя легкорельсовыми дорогами к востоку от Пудуна в Шанхае. Это были изолированные системы, использующие небольшие танковые двигатели , типа 4-4-2Ц. Позже были проведены эксперименты с бензиновыми вагонами и прицепами с двигателями Форда. Они были закрыты в 1950-х и 1970-х годах соответственно и заменены автобусами. [ 2 ]
шириной 2 фута 6 дюймов ( 762 мм ) Железные дороги
[ редактировать ]Во многих провинциях легкорельсовый транспорт с колеей 2 фута 6 дюймов ( 762 мм ) использовался для шахт, а особенно в Хэнани и Сычуани они использовались для сельского транспорта. Большинство из них были построены в эпоху, когда большинство европейских легкорельсовых дорог начали сокращаться в пользу автомобильных дорог. Железная дорога Шибаньси в провинции Сычуань сохраняется как первая историческая паровая железная дорога Китая . [ 2 ] Железная дорога Багоу -Шиси до сих пор работает с паровозами, частично в целях наследия. [ 5 ]
Провинция | железная дорога |
---|---|
Провинция Гуандун |
|
Провинция Хэйлунцзян |
|
Провинция Хэнань | |
Провинция Хунань |
|
Провинция Цзянси |
|
Шанхай |
|
Провинция Шаньси |
|
Провинция Сычуань |
|
600 мм ( Железные дороги с колеей 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюймов )
[ редактировать ]Провинция | железная дорога |
---|---|
Провинция Гуандун |
|
Провинция Хунань |
|
Провинция Ляонин |
|
Провинция Сычуань |
|
провинция Юньнань |
|
500 мм ( 19 + 3 ⁄ дюйма Железные дороги с колеей )
[ редактировать ]Провинция Сычуань
- Угольная шахта Хунбитань недалеко от Шэньчжэньцзяо, главная железнодорожная линия угольной шахты. [ 19 ]
400 мм ( 15 + 3 ⁄ 4 дюйма Железные дороги с колеей
[ редактировать ]Провинция Сычуань
- Угольная шахта (канатная и ручная откатка) в Шуансяньцзы между Гуаньчжоу и Мэйсулином . [ 18 ]
Другой
[ редактировать ]Архан Форрест Железная дорога
[ редактировать ]Он работал в 1950-х и 1990-х годах и перевозил древесину, товары и пассажиров. Его максимальная скорость составляет 60 км/ч.
Синьи железная дорога
[ редактировать ]Железная дорога Синьи — ветка длиной 42,5 км железной дороги Пекин-Ханькоу (ныне железная дорога Пекин-Гуанчжоу ), расположенная в провинции Хэбэй . Он был построен зимой 1902 года, чтобы позволить вдовствующей императрице Цыси путешествовать из Пекина к гробницам Западной Цин . Хотя железная дорога не имела экономической выгоды, это была первая железная дорога, профинансированная и построенная исключительно китайцами. [ нужна ссылка ]
Вдовствующая императрица и император Гуансю бежали в Сиань после боксерского восстания . После подписания Боксерского протокола в сентябре 1901 года Цыси и королевская семья вернулись из Сианя в Пекин в декабре, сев на специальный поезд по железной дороге Ло-Хань (теперь также часть железной дороги Пекин-Гуанчжоу) из Шицзячжуан — Пекин . Чтобы искупить оккупацию Пекина Альянсом восьми наций , [ нужна ссылка ] Императрица впервые посетила гробницы Восточной Цин в апреле. После этого она намеревалась отправиться к гробницам Западной Цин . Из-за расстояния она подумала о путешествии на поезде. Затем императрица приказала губернатору [ который? ] Юань Шикай построит железную дорогу от Гаобэйдяня до уезда И провинции Хэбэй в течение шести месяцев и обойдется в 1 тайваньский доллар . 600 000.
Железная дорога Синьи направлялась на запад от Гаобэйдяня через две реки. Юань Шикай британского инженера Клода В. Киндера изначально выбрал для строительства . Клод был главным инженером Кайпинского трамвая , а также главным инженером его расширений . Неожиданно это привело к протесту Франции . [ нужна ссылка ] Поэтому Юань Шикай решил, что китайцы проведут строительство самостоятельно, назначив Джеме Тьен Йоу главным инженером. 19 октября [ нужна ссылка ]
Проект начался в ноябре и был завершен к февралю 1903 года. На железной дороге использовались старые пути и шпалы Гуаннейвайской железной дороги. 5 апреля 1903 года императрица и другие члены династии проехали на специальном поезде из Пекина Юндинмэнь по линии Пекин-Ханькоу, а затем перешли на новый путь. Вся длина составила около 120 км и заняла чуть больше двух часов. [ нужна ссылка ] Императрица осталась очень довольна железной дорогой и поездом и подарила инженеру желтую куртку, цветы, перья и титул префекта. [ нужна ссылка ]
Цыси воспользовалась железной дорогой только один раз. Линия была разрушена во время Второй китайско-японской войны , ее пути использовались для ремонта других железных дорог. Позже он был отремонтирован и перекалиброван во время «Большого скачка» . [ нужна ссылка ] В 1990-х годах она была переименована в железную дорогу Гаойи . [ нужна ссылка ]
Хронологическое резюме
[ редактировать ]В Китае построены следующие узкоколейные линии (в хронологическом порядке, исключая Тайвань):
Изображение | Открытие Дата |
Линия | Измерять | Длина |
---|---|---|---|---|
1876 | Из Шанхая в Усонг , Цзянсу | 2 фута 6 дюймов ( 762 мм ) | 10 миль (16 км) [ 23 ] | |
1886 | Дековильская железная дорога Тяньцзинь – Цзиньнань | 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюймов ) | 2 километра (1,2 мили) | |
1888 | Сиюаньская железная дорога | 800 мм ( 2 фута 7 + 1 ⁄ 2 дюйма ) | 2,3 км (1,4 мили) [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] | |
1900 | Шаньхайгуань в форт | 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюймов ) | 4 километра (2,5 мили) [ 27 ] | |
1900 | Бэйдайхэ на военный склад | 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюймов ) | 7 километров (4,3 мили) [ 28 ] | |
1900 | Кайпин на военный склад | 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюймов ) | 5 километров (3,1 мили) [ 28 ] | |
1901 | Бэйтан — Тяньцзинь | 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюймов ) | 4,5 км (2,8 миль) [ 28 ] | |
1904 | Думая о Мукдене , Ляонин | 2 фута 6 дюймов ( 762 мм ) | 38 миль (61 км) [ 23 ] | |
1904 | Суцзятунь — Айгун , Ляонин | 2 фута 6 дюймов ( 762 мм ) | 162 мили (261 км) [ 23 ] | |
1904 | Горнодобывающая линия Синго, Хубэй | неизвестный калибр | 20 миль (32 км) [ 23 ] | |
1905 | Шицзячжуан — Фа-Ий-лин , Хэбэй | 1000 мм ( 3 фута 3 + 3 ⁄ 8 дюймов ) | 38 миль (61 км) [ 23 ] | |
1905 | Пекин — Наньюань , Хэбэй | 3 фута 3 дюйма ( 991 мм ) | 5 миль (8,0 км) [ 23 ] | |
1905 | Учанский монетный двор, Хубэй | 3 фута 8 дюймов (1,12 м) | 5 миль (8,0 км) [ 23 ] | |
1906 | Фа-Иии-лин в Пинтань , Шаньси | 1000 мм ( 3 фута 3 + 3 ⁄ 8 дюймов ) | 38 миль (61 км) [ 23 ] | |
1907 | Пинтань — Тайюань , Шаньси | 1000 мм ( 3 фута 3 + 3 ⁄ 8 дюймов ) | 75 миль (121 км) [ 23 ] | |
1907 | От Локоу до реки Сяоцин , Шаньдун | узкая колея | 4 мили (6,4 км) [ 23 ] | |
1909 | Цицикар — Ангси , Хэйлунцзян | узкая колея | 18 миль (29 км) [ 23 ] | |
1909 | Лаока в Мэнцзы , Юньнань | 1000 мм ( 3 фута 3 + 3 ⁄ 8 дюймов ) | 103 мили (166 км) [ 23 ] | |
1910 | Мэнцзы в Куньмин , Юньнань | 1000 мм ( 3 фута 3 + 3 ⁄ 8 дюймов ) | 190 миль (310 км) [ 23 ] | |
1911 | Толи в Цингангоу , Хэбэй | неизвестный калибр | 26 миль (42 км) [ 23 ] | |
1911 | Железная дорога Ша Тау Кок , Гонконг | 2 фута ( 610 мм ) | 7,25 миль (11,67 км) | |
1912 | Город Цзилинь — Чанчунь , Цзилинь | неизвестный калибр | 79 миль (127 км) [ 23 ] | |
1912 | Свинцово-цинковый рудник Шуйкоушань, Хунань, | 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюймов ) | 4 мили (6,4 км) [ 23 ] | |
1913 | Линия Шуанчэн, Цзилинь, | 2 фута 2 дюйма ( 660 мм ) | 4 мили (6,4 км) [ 23 ] | |
1914 | Бэньсиху — Нюсинтай , Ляонин | 2 фута 6 дюймов ( 762 мм ) | 9 миль (14 км) [ 23 ] | |
1914 | Наньанг — Логанг , Ляонин | узкая колея | 5 миль (8,0 км) [ 23 ] | |
1914 | Наньфэнь — Мяоэргоу , Ляонин | узкая колея | 5 миль (8,0 км) [ 23 ] | |
1914 | Короткий участок железной дороги Тунпу , Шаньси | 1000 мм ( 3 фута 3 + 3 ⁄ 8 дюймов ) | 5 миль (8,0 км) [ 23 ] | |
1916 | Угольная линия Люцзян, Хэбэй | 2 фута 6 дюймов ( 762 мм ) | 11 миль (18 км) [ 23 ] | |
1916 | Угольная линия Цзяван, Цзянсу | узкая колея | 14 миль (23 км) [ 23 ] | |
1916 | Гуанчжоу — Лунъен , Гуандун | 2 фута 6 дюймов ( 762 мм ) | 23 мили (37 км) [ 23 ] | |
1918 | Сянбишань — Уванмяо , Хубэй | неизвестный калибр | 16 миль (26 км) [ 23 ] | |
1918 | Угольная линия Тафэн, Хэбэй | 2 фута 8 дюймов ( 813 мм ) | 4 мили (6,4 км) [ 23 ] | |
1918 | Угольная линия Или, Хэбэй | 2 фута 6 дюймов ( 762 мм ) | 13 миль (21 км) [ 23 ] | |
1918 | Угольная линия Minxing, Хэбэй | узкая колея | 1 миля (1,6 км) [ 23 ] | |
1921 | От Гецзю до Бисэчжай и от Цзицзе до Судоходства , Юньнань | 1000 мм ( 3 фута 3 + 3 ⁄ 8 дюймов ) | 84 мили (135 км) | |
1921 | Железный рудник Ихуа, Аньхой | 2 фута 6 дюймов ( 762 мм ) | 12 миль (19 км) [ 23 ] | |
1921 | Соляная линия Цзинфу, Сычуань | 3 фута ( 914 мм ) | 18 миль (29 км) [ 23 ] | |
1922 | Угольная линия Чансин, Чжэцзян | 3 фута ( 914 мм ) | 16 миль (26 км) [ 23 ] | |
1922 | Люхэгоу в Дудан , Хэнань | неизвестный калибр | 4 мили (6,4 км) [ 23 ] | |
1922 | Угольная линия Баочан, Хэбэй | узкая колея | 2 мили (3,2 км) [ 23 ] | |
1923 | Угольная линия Бошань, Шаньдун | неизвестный калибр | 13 миль (21 км) [ 23 ] | |
1924 | Лаотугоу до корейской границы, Цзилинь | 2 фута 6 дюймов ( 762 мм ) | 69 миль (111 км) [ 23 ] | |
1924 | Угольная линия Цзитанг, Хэбэй | 3 фута ( 914 мм ) | 39 миль (63 км) [ 23 ] | |
1924 | Циньхуандао — Июанькоу , Хэбэй | 3 фута 3 дюйма ( 991 мм ) | 20 миль (32 км) [ 23 ] | |
1924 | Угольная линия Тяньюань, Шаньдун | 1 фут 11 + 1 ⁄ 2 дюйма ( 597 мм ) | 12 миль (19 км) [ 23 ] | |
1924 | Железная линия Баосин, Аньхой | 2 фута 6 дюймов ( 762 мм ) | 6 миль (9,7 км) [ 23 ] | |
1925 | Циньхуандао — Шилинчжуан , Хэбэй | 3 фута 6 дюймов ( 1067 мм ) | 18 миль (29 км) [ 23 ] | |
1925 | Ванпин — Саньцзядянь , Хэбэй | 2 фута 6 дюймов ( 762 мм ) | 14 миль (23 км) [ 23 ] | |
1925 | Дополнение к угольной линии Ии, Хэбэй | 2 фута 6 дюймов ( 762 мм ) | 4 мили (6,4 км) [ 23 ] | |
1925 | Наньчжан — Фэншань , Хэбэй | 3 фута 3 дюйма ( 991 мм ) | 4 мили (6,4 км) [ 23 ] | |
1934 | Юаньпин — Линьфэнь , Шаньси | 1000 мм ( 3 фута 3 + 3 ⁄ 8 дюймов ) | 230 миль (370 км) [ 23 ] | |
1935 | Синьсянь — Хэбянь , Шаньси | 1000 мм ( 3 фута 3 + 3 ⁄ 8 дюймов ) | 25 миль (40 км) [ 23 ] | |
1936 | Юаньпин — Нинву , Шаньси | 1000 мм ( 3 фута 3 + 3 ⁄ 8 дюймов ) | 25 миль (40 км) [ 23 ] | |
1937 | Юаньпин — Янмин , Пинъяо — Фэньян и Нинву в Датун , Шаньси |
1000 мм ( 3 фута 3 + 3 ⁄ 8 дюймов ) | 182 мили (293 км) [ 23 ] |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Ежегодник Китайских железных дорог"
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фотоальбом паровозов Китая, 1876–2001 гг . Издательство China Rail. 2001. ISBN 7-113-04147-7 .
- ^ Луис Джексон, «Буги по Японии и Китаю». В книге «Железнодорожное и локомотивное машиностроение» , вып. 26 (март 1913 г.), стр. 91-92.
- ^ Фогель, Эзра Ф. (1990), На шаг впереди в Китае: реформа в Гуандуне , издательство Гарвардского университета, стр. 277, ISBN 0674639111
- ^ Jump up to: а б Таня Браниган (10 ноября 2014 г.). «Путешествие в 1950-е годы: путешествие на пароходе в китайский город, забытый временем» . Хранитель . Проверено 11 ноября 2014 г.
- ^ Железная дорога Да Тан
- ^ Угольная железная дорога Гаояо
- ^ Железная дорога Хэтоу
- ^ Железнорудная железная дорога Лишань
- ^ Железная дорога провинции Мэйсянь
- ^ Лесная железная дорога Индэ
- ^ Минеральная железная дорога Индэ
- ^ Железная дорога пиритового рудника Юньфу
- ^ Jump up to: а б Чэньцзя железная дорога
- ^ Jump up to: а б Шахта возле Хулуко
- ^ Ганьчжоуская лесная железная дорога
- ^ Jump up to: а б Ганьсуй-Байян (Угольная компания Сунчжао)
- ^ Jump up to: а б Пэнчжоу – Байсуйхэ
- ^ Jump up to: а б с Шибанси – Хуанчунцзин (Jiayang Power Company)
- ^ Известняковая железная дорога
- ^ Угольные трамваи шириной 600 мм вокруг Наньпяо
- ^ Угольная железная дорога Цзянхэ
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В Ральф Уильям Хюнеманн: Дракон и железный конь. п. 249–257 (также доступно в Google Книгах ).
- ^ Питер Краш (Ке Руиси) и Байю Шан (Шан Байю): Ранняя узкоколейная железная дорога Китая (IV) - Железная дорога в императорском дворце Цин: Железная дорога Сиюань (Железная дорога Цзыгуангге) .
- ^ Коллекция китайских железных дорог PA Crush. Выдержки из книг, периодических изданий и газет.
- ^ Дитер Бретель: Франция на Дальнем Востоке: империалистическая экспансия в Сиаме и Малайе, Лаосе и Китае, 1880–1904. 1996.
- ^ Сборник меморандумов с фотографиями и приложениями о немецких постах Ланфан, Янцунь, Танку, Шанхайкван. Напечатано Brigade News.
- ^ Jump up to: а б с Б. Шан: Первая узкоколейная железная дорога Китая (6) — военная железная дорога, построенная союзными войсками восьми держав на севере Китая .