Мадурский народ
Ауранг Мадурай «Оренг Мадхура» | |
---|---|
![]() Портрет главы мадурской деревни. | |
Общая численность населения | |
7,179,356 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Восточная Ява | 6,520,403 |
Западный Калимантан | 274,869 |
Джакарта | 79,925 |
Южный Калимантан | 53,002 |
Восточный Калимантан | 46,823 |
Западная Ява | 43,001 |
Центральный Калимантан | 42,668 |
Бали | 29,864 |
Бангка Белитунг | 15,429 |
Центральная Ява | 12,920 |
Языки | |
| |
Религия | |
ислам | |
Родственные этнические группы | |
Мадурцы , мадурцы , мадуриты или мадурцы ( mUH-dOO-rUH ; мадурский : أَوreng madْoraْ , латинизированный: oréng Mâdhurâ ; яванский : ꦠꦾꦁ ꦩꦼꦝꦸꦤ꧀ꦠꦀ ꦀ латинизированный: ꦀ Медхантер ) [ 2 ] — одна из яванских этнических групп, обитающих на индонезийском острове Мадура в Яванском море , у северо-восточного побережья Явы . Они говорят на своем родном мадурском языке (с различными вариантами), имеют общую историю, традиции и культурную самобытность. В национальном масштабе мадурцы являются третьей по величине этнической группой в Индонезии, и одно из известных индонезийских национальных блюд Сатай также в конечном итоге считается национальным кулинарным наследием мадурского происхождения, изобретенным мадурцами.
Около шести миллионов коренных мадурцев проживали на земле своих предков на острове Мадура, а около полумиллиона проживали на восточной Яве, в основном в регентствах Джембер , Баньюванги и т. д. Мадурское население на Яве образовало подгруппу, названную пандалунганскими мадурцами. и они говорят на смеси яванского и мадурского языков.
Мадурцы не только хорошо известны как изобретатели сатай, но и как изобретатели бычьих забегов Карапан-сапи . Они также являются настойчивыми торговцами, которые могут открывать свои магазины круглосуточно без перерыва, а также одними из пионеров классической исламской традиции. религиозные движения в Индонезии, а Пондок Песантрен стал жизненно важной точкой для мадурских мусульман, где они могли узнать об исламизме (особенно индонезийском исламизме). Помимо торговцев, мадурская диаспора традиционно известна как фермеры, а также практикующие боевые искусства силат Пенчак , которые работали с их культурным серпом Клурит , их мужская культурная одежда, в которой ярко выражены красные и белые полосы, заимствованные из военно-морского костюма Маджапахита. (историческая восточная империя Ява, которая когда-то контролировала остров Мадура), однако более широкие спектры, такие как черный, красный, желтый, белый, зеленый и синий , также считаются культурными цветами Мадурцы, за которыми можно наблюдать по их традиционному мадурскому стилю. батик .
Население и распространение
[ редактировать ]Официальные и академические данные о численности мадурцев значительно различаются. По данным общенациональной переписи населения, проведенной в Индонезии в 2010 году, мадурцы составляют 3,03% населения страны, то есть 7 179 356 человек. [ 1 ] С другой стороны, некоторые научные источники оперируют значительно большими цифрами — от 10,5 до 10,8 млн человек. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] В любом случае мадурцы относятся к числу крупнейших этнических групп Индонезии , таким образом, по статистике переписи 2010 года, они занимают четвертую по численности этническую группу после яванцев , сунданцев и батаков . [ 1 ]
Исторически мадурцы населяют остров Мадура и расположенную к востоку от него группу более мелких островов в Яванском море , таких как остров Камбинг, острова Сапуди и острова Кангеан . Здесь они насчитывают около 3,3 млн человек, что составляет более 90% населения этих территорий. Примерно столько же мадурцев проживает в восточной оконечности острова Ява , и более 400 000 человек в различных частях индонезийской части острова Калимантан . Кроме того, десятки тысяч мадурцев проживают в других регионах Индонезии ; особенно значительные мадурские общины проживают в столице Джакарте (около 80 000 человек), на Бали (около 30 000 человек) и в провинции островов Бангка-Белитунг (более 15 000 человек). [ 6 ] странах Юго-Восточной Азии Имеются также небольшие мадурские общины в соседних с Индонезией , в частности, в Сингапуре . [ 7 ]
Язык
[ редактировать ]Мадурцы говорят на мадурском языке , который принадлежит к австронезийской семье , точнее к малайско-сумбаванской группе . Он разделен на несколько диалектов. [ 8 ] С лингвистической точки зрения существуют разные точки зрения на диалекты мадурского языка. В более старых работах обычно идентифицируются два или четыре диалекта, но современные специалисты пришли к выводу, что диалектов шесть. Наиболее развитым в лексическом отношении диалектом является суменепский диалект, лежащий в основе литературного мадурского языка . [ 9 ] Наиболее распространенным диалектом является банкалан, который часто выступает в качестве лингва-франка между мадурцами из разных местностей. [ 7 ]
В некоторых частях Восточной Явы своеобразный смешанный мадурско - яванский диалект. среди значительного числа мадурского населения сформировался [ 10 ] [ 11 ] Помимо этих родных языков, многие также свободно владеют индонезийским , национальным языком. [ 3 ] [ 7 ]
Религия
[ редактировать ]Большинство мадурцев исповедуют суннитский ислам . Характерно, что в отличие от значительной части своих религиозных собратьев-индонезийцев, мадурцы пользуются репутацией очень ревностных приверженцев ислама . Мусульманские богословы играют важную роль в их духовной и общественной жизни. Значительная часть мадурцев обучается в традиционных мусульманских школах песантрена , которые играют важную роль в их духовной и общественной жизни. [ 3 ] [ 7 ]
Социально-экономическая структура
[ редактировать ]Основные средства к существованию
[ редактировать ]
Семья важна для мадурцев, и они обычно живут в деревнях, расположенных вокруг исламского религиозного центра. По исламским законам мужчина может иметь более одной жены. Предложение руки и сердца обычно делают родители жениха. [ 12 ] желательно двоюродному или троюродному брату. Если предложение принято, родителям невесты объявляется «выкуп за невесту», которым обычно является крупный рогатый скот. Затем родители жениха назначили дату предстоящей свадьбы. Молодожены часто живут с семьей невесты. Ислам является неотъемлемой частью социальной, политической и экономической жизни мадурцев. [ 13 ]
Основными традиционными занятиями мадурцев является животноводство, которое в основном включает в себя разведение крупного рогатого скота, коз, лошадей, птицы и бойцовых петухов. Мадурцы известны выпасом скота. [ 14 ] поэтому их часто называют «ковбоями Индонезии». Крупный рогатый скот — важная часть культуры, а скачки быков — один из их любимых видов спорта. [ 15 ]
Сельское хозяйство среди мадурцев на острове Мадура развито плохо из-за низкого плодородия и очень плохих почвенных условий, поэтому сельское хозяйство не играет важной роли в мадурской культуре. В результате мадурцы, как правило, не занимаются сельским хозяйством, за исключением случаев, когда они живут на других островах с очень хорошими почвенными условиями, таких как мадурцы на Яве . [ 16 ] где сельское хозяйство практикуется более широко и развито в меньшей степени. Основными сельскохозяйственными культурами являются кукуруза, маниока, рис, табак, фасоль и гвоздика. Среди ремесленников важными занятиями также являются кожевенное , гончарное, изготовление батика , кузнечное дело, а также мелких вассалов и строителей лодок. В прибрежных районах мадурцы активно занимаются рыболовством. [ 17 ] торговля, а также добыча соли (с острова Мадура ). [ 18 ] Наконец, мадурцы также пользовались в регионе репутацией опытных мореплавателей. [ 17 ] [ 19 ] Мадурские жители крупных городов, особенно восточной Сурабаи, активно участвуют в современных секторах экономики. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Поселения
[ редактировать ]Традиционные мадурские поселения разбросаны и редко имеют линейную планировку, скорее в зависимости от направления дорог. В большинстве сел имеются загоны для выращивания скота. Дома сделаны из бамбука и часто построены на низких сваях. Они имеют каркасную конструкцию, обычно дополненную верандой. Крыши покрыты пальмовыми листьями или тростником, однако с последней трети 20 века использование черепицы становится все более распространенным. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Трансмиграция
[ редактировать ]Низкая урожайность почв долгое время служила причиной массового притока мигрантов и переселения местного населения за пределы острова, где мадурцы были основными клиентами широкомасштабных программ переселения, проводимых как голландской колониальной администрацией, так и властями. независимой Индонезии в девятнадцатом и двадцатом веках, благодаря чему они поселились в относительно малонаселенных районах других индонезийских островов, особенно Калимантана . [ 7 ] [ 20 ] [ 21 ] В результате этой программы более половины этнических мадурцев, проживающих в настоящее время за пределами своей обычной родины, обосновались во многих регионах Индонезии, где живут общины бывших трансмигрантов и их потомков, которые до сих пор сохраняют свою мадурскую идентичность.
Мадурцы проживали на территории Явы на протяжении нескольких столетий, составляя этническое большинство в некоторых северо-восточных регионах острова. Они, как правило, хорошо ладят с яванцами в отношении языка, культуры и образа жизни. Смешанные браки между яванцами и мадурцами также распространены. Более того, в некоторых районах восточной Явы существуют значительные сообщества потомков таких пендалунганских браков, которые отличаются уникальными культурными традициями, в разной степени сочетающими в себе мадурские и яванские элементы. [ 7 ] [ 10 ] [ 11 ]
Другая ситуация часто складывается в провинциях Западный Калимантан и Центральный Калимантан , куда мадурцы переселялись в рамках программ переселения в 1900–1950 годах в течение 90 лет. Некоторые из этих групп мигрантов были предметом конфликта с общинами даяков. Коренное население, особенно даяки, весьма настороженно относилось к чужакам и считало их угрозой своему традиционному образу жизни. Взаимное недоверие также способствует развитию этнических, культурных и религиозных различий, поскольку большинство даяков исповедуют христианство или кахаринган . [ 20 ] [ 21 ] Самый резонансный конфликт произошел в различных населенных пунктах Калимантана в результате серии крупномасштабных вооруженных столкновений между мадурцами и народом даяков , где в конце 1990-х годов погибли тысячи человек.
В Западном Калимантане имело место межобщинное насилие между даяками и мадурцами в 1996 году, во время конфликта Самбас в 1999 году и конфликта Сампит в 2001 году, что привело к крупномасштабной резне мадурцев. [ 22 ] [ 21 ] [ 23 ] В конфликте Самбас и малайцы , и даяки устроили резню мадурцев. Десятки тысяч мадурцев из Калимантана были вынуждены переселиться в Мадуру и Яву . К середине 2000-х годов ситуация несколько стабилизировалась и позволила вернуть большую часть расселенных мадурцев обратно на Калимантан . [ 20 ] [ 21 ]
Культура
[ редактировать ]Кухня
[ редактировать ]
Для мадурцев их традиционная кухня характеризуется довольно большим использованием мяса; из которых в основном готовят миниатюрные шашлычки под названием сатай, сопровождаемые специальным сладким маринадом и густым острым соусом из арахиса, пользуются широкой популярностью во многих частях Индонезии . Кроме того, традиционная мадурская кулинария отличается активным использованием кукурузы и в целом большей соленостью и остротой блюд по сравнению с другими региональными кухнями страны. [ 24 ]
Народное искусство и традиционная одежда
[ редактировать ]
В культурном отношении мадурцы достаточно близки к восточно-яванцам, поэтому у них схожие формы фольклора, музыки (включая гамелан ), танцев и театра теней или ваянга . Однако традиционная одежда очень специфична для мадурцев. Мужчины носили полностью черное пальто с длинной юбкой и широким поясом, который чаще всего зацепляется под рубашку с широкими красными и белыми полосами, а также клетчатый саронг . А женщины поверх саронга надевали темно-синюю или пеструю куртку. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Бычьи скачки
[ редактировать ]
Поистине уникальной традицией островитян являются скачки быков, известные как Карапан сапи , где быков местной породы, запряженных в специальные легкие повозки, возглавляет возничий, обычно молодой человек или подросток. [ 15 ] Подобные соревнования типичны для Мадуры, где они являются главной туристической достопримечательностью. Гонки проводятся ежегодно в августе и октябре в разных населенных пунктах, после чего их победители соревнуются в финальном забеге, который традиционно проводится в Памекасане . Гонки обычно сопровождаются представлениями гамеланов и народными гуляньями. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
К концу 1980-х годов популярность мадурских скачек на быках выросла настолько, что победителю соревнований награждали призом от имени президента Индонезии. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] Кроме того, сцена скачек была изображена на реверсе монет номиналом 100 индонезийских рупий, выпущенных с 1991 по 1998 год. [ 28 ]
Драка
[ редактировать ]Традиционно с точки зрения социально-экономической жизни мадурцев это оказало заметное влияние на их национальный характер. Их часто характеризуют как трудолюбивых, упрямых, [ 29 ] смелый, обладающий честностью, верный, щедрый, справедливый; и в то же время резкость, обидчивость, крайняя бережливость, замкнутость, высокомерие, вспыльчивость, [ 30 ] склонны к насилию и недоверию по отношению к чужакам – особенно на фоне доброты и коммуникабельности своих соседей, таких как яванский народ . [ 17 ] [ 20 ] [ 31 ] [ 32 ]
В сельской местности мадурцы до сих пор практикуют древнюю традицию вендетты, называемую карок (также пишется чарок ), что буквально означает «битва чести». В 1990-е годы правоохранительные органы в каждом из четырех округов Мадуры ежегодно регистрировали десятки случаев. [ 33 ] Убийство может вызвать недовольство, весьма незначительное по меркам обычного европейца или индонезийца. По данным местной криминальной статистики, чаще всего причинами таких нападений обычно являются приставания к женщинам или имущественные споры, однако нередко случается, что жестокая месть мадурцев мотивируется недостаточно вежливым обращением или оскорблением в общественных местах чести. [ 33 ] [ 34 ]
Орудием мести, используемым в этих дуэлях, часто является традиционный мадурский нож в форме полумесяца, целурит , который является наиболее распространенным крестьянским оружием, а в некоторых районах и атрибутом традиционной мужской одежды. В таких случаях мститель обычно заранее готовит целурит на случай дуэли, накладывая на оружие специальные заклинания. [ 31 ] [ 32 ] [ 35 ]
Иногда в «битву чести» участвуют по несколько человек с каждой стороны – родственники и друзья обидчика и обиженного, и тогда это перерастает в кровавую баню. Столь масштабные кровопролития неоднократно происходили в Мадуре даже в XXI веке. Самый известный инцидент за последние годы, массовый карок , произошел 13 июля 2006 года в деревне Буджур Тенга, округ Памекасан , Восточная Ява , Индонезия , в результате чего семь человек были ранены и серьезно ранены. [ 36 ] [ 37 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Гражданство, этническая принадлежность, религия и ежедневный язык индонезийского населения. Результаты переписи населения 2010 года . Центральное статистическое бюро. 2011. с. 31. ISBN 978-979-064-417-5 . Архивировано из оригинала 10 июля 2017 г. Проверено 26 апреля 2013 г.
- ↑ Уроки яванского языка Пепака, SB Pramono, стр. 148, 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лев Миронович Минц, ed. (2007). "Ûрий Дмитриевич Анчабадзе". Народы мира . ОЛМА Медиа Групп. p. 305. ISBN 978-53-730-1057-3 .
- ^ Jump up to: а б с д Тишков В.А., ed. (1999). Народы и религии мира. Энциклопедия . М.: Большая Российская энциклопедия. p. 304.
- ^ Jump up to: а б с д "Мадурцы" . Etnolog . Retrieved 2018-07-01 .
- ^ Гражданство, этническая принадлежность, религия и ежедневный язык индонезийского населения. Результаты переписи населения 2010 года . Центральное статистическое бюро. 2011. с. 38. ISBN 978-979-064-417-5 . Архивировано из оригинала 10 июля 2017 г. Проверено 26 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Мадура» . Этнолог . Проверено 3 июля 2018 г.
- ^ Уильям Д. Дэвис (2010). Грамматика мадурского языка . Вальтер де Грюйтер. стр. 4–5. ISBN 978-31-102-2444-3 .
- ^ Даррелл Т. Трайон, изд. (2011). Сравнительный австронезийский словарь: Введение в австронезийские исследования . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-31-108-8401-2 .
- ^ Jump up to: а б Сьямсул Хади и Агнес Светта Пандия (5 июля 2014 г.). «Пендалунганский карнавал диаспоры» . Компас . Проверено 3 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Агус Аброри (2010). Культурная галерея Пендалунгана в городе Проболинго: тема метафоры ветра (бакалавриат). Государственный исламский университет имени Мауланы Малика Ибрагима . Проверено 3 июля 2018 г.
- ^ Нурул Ильми Идрус (2016), Гендерные отношения в индонезийском обществе: практики буги в сексуальности и браке , BRILL, стр. 57, ISBN 978-900-4311-94-7
- ^ Сяак Гостя; Сьюзан Уайт (2012), Контекст лекарственных средств в развивающихся странах: исследования в области фармацевтической антропологии , Springer Science & Business Media, стр. 236, ISBN 978-940-0927-13-1
- ^ Джон Брейтуэйт; Валери Брейтуэйт; Майкл Куксон; Лия Данн (2010), Аномия и насилие: неправда и примирение в индонезийском миростроительстве , ANU E Press, стр. 305, ISBN 978-192-1666-23-0
- ^ Jump up to: а б Флоренс Ламуре (2003), Индонезия: Справочник по глобальным исследованиям , ABC-CLIO, стр. 153–154 , ISBN 978-1-57607-913-3
- ^ Джеймс Б. Минахан (2012), Этнические группы Южной Азии и Тихого океана: энциклопедия: энциклопедия , ABC-CLIO, ISBN 978-159-8846-60-7
- ^ Jump up to: а б с Константинос Рецикас (2014), Становление – антропологический подход к пониманию человека на Java , Anthem Press, стр. 34–35, ISBN 978-178-3083-10-7
- ^ Ариф Будиман (27 октября 2016 г.). «Производство соли в Суменепе не соответствует целям ККП» . Мадура в прямом эфире. Архивировано из оригинала 14 ноября 2016 года . Проверено 13.11.2016 .
- ^ Курт Стенросс (2011), Мадурские моряки: Прахус, древесина и нелегальность на окраинах индонезийского государства , Гавайский университет Press, ISBN 978-082-4835-55-2
- ^ Jump up to: а б с д Эндрю Чанг (27 февраля 1999 г.). «Сотни погибших в этническом конфликте на Борнео» . Новости АВС . Проверено 6 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Даяк» . Глобальная безопасность. Архивировано из оригинала 10 октября 2017 г. Проверено 6 июля 2018 г.
- ^ Отчет о вооруженных конфликтах. Индонезия - Калимантан. Архивировано 7 февраля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ДАЯКОМ И МАДУРОЙ В РЕТОКЕ Йоханеса Суприяди» . Архивировано из оригинала 24 марта 2012 г. Проверено 25 февраля 2014 г.
- ^ «Яванское искусство и культура; Кухня» . Искусство и культура – яванский и арабский языки. 4 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 7 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Йони Искандар, изд. (21 октября 2014 г.). «Кубок президента молодой сонарной коровы Бангкалан Сабет» . Новости Трибуны . Проверено 10 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Тауфикуррахман (30 октября 2013 г.). «Коровьи бега на Кубок президента превращаются в Кубок губернатора Восточной Явы» . Компас . Проверено 10 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Робертус Пудьянто (8 января 2014 г.). «Искусство катания на коньках» . Современный фермер . Проверено 10 июля 2018 г.
- ^ «100 рупий» , Нумиста.
- ^ Ян Дуглас Уилсон (2015), Политика рэкета в Индонезии после нового порядка: принудительный капитал, власть и уличная политика , Routledge, стр. 105, ISBN 978-113-5042-09-7
- ^ Э. Аспиналл; Г. ван Клинкен (2011), Э. Аспиналл (редактор), Государство и незаконность в Индонезии , BRILL, стр. 225, ISBN 978-900-4253-68-1
- ^ Jump up to: а б А. Латиф Вията (2002). Карок: жестокие конфликты и мадурская самооценка . ПТ ЛКиС Пеланги Аксара. п. 170. ИСБН 9789799492678 .
- ^ Jump up to: а б Генри Арианто, Кришна (май 2011 г.). «Традиция карок у коренных народов Мадура» . Университет Эсы Унггул в Джакарте, Научный форум, том 8, номер 2. с. 150 . Проверено 10 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б А. Латиф Вията (2002). Карок: жестокие конфликты и мадурская самооценка . ПТ ЛКиС Пеланги Аксара. п. 4. ISBN 9789799492678 .
- ^ Генри Арианто, Кришна (май 2011 г.). «Традиция карок у коренных народов Мадура» . Университет Эсы Унггул в Джакарте, Научный форум, том 8, номер 2. с. 147 . Проверено 10 июля 2018 г.
- ^ А. Латиф Вията (2002). Карок: жестокие конфликты и мадурская самооценка . ПТ ЛКиС Пеланги Аксара. п. 40. ИСБН 9789799492678 .
- ^ «Полицейский арест массового Карока Мозгов» . ваша информация. Архивировано из оригинала 23 октября 2014 г. Проверено 24 октября 2014 г.
- ^ Ахмад Байдови (10 мая 2007 г.). «Это самый возмутительный случай массового карока в Памекасане, Мадура» . Окезон. п. 147 . Проверено 10 июля 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- И. Фарджон (1980), Мадура и окружающие острова: аннотированная библиография, 1860–1942, тома 9–13 , М. Ниджхофф, ISBN 978-902-472-4109
