Jump to content

Мадурский народ

(Перенаправлено с людей Мадуры )
зрелый
Ауранг Мадурай
«Оренг Мадхура»
Портрет главы мадурской деревни.
Общая численность населения
7,179,356 [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
 Индонезия :
Восточная Ява 6,520,403
Западный Калимантан 274,869
Джакарта 79,925
Южный Калимантан 53,002
Восточный Калимантан 46,823
Западная Ява 43,001
Центральный Калимантан 42,668
Бали 29,864
Бангка Белитунг 15,429
Центральная Ява 12,920
Языки
  • Родной :
  • Диалекты :
    • Стандартный мадурский язык
    • Бангкалан-Мадурский
    • Бавеанский мадурский язык
    • Памекасан Мадурезе
  • Другой :
    • Яванский (стандартный яванский и восточно-яванский)
Религия
ислам
Родственные этнические группы

Мадурцы , мадурцы , мадуриты или мадурцы ( mUH-dOO-rUH ; мадурский : أَوreng madْoraْ , латинизированный: oréng Mâdhurâ ; яванский : ꦠꦾꦁ ꦩꦼꦝꦸꦤ꧀ꦠꦀ латинизированный: ꦀ Медхантер ) [ 2 ] — одна из яванских этнических групп, обитающих на индонезийском острове Мадура в Яванском море , у северо-восточного побережья Явы . Они говорят на своем родном мадурском языке (с различными вариантами), имеют общую историю, традиции и культурную самобытность. В национальном масштабе мадурцы являются третьей по величине этнической группой в Индонезии, и одно из известных индонезийских национальных блюд Сатай также в конечном итоге считается национальным кулинарным наследием мадурского происхождения, изобретенным мадурцами.

Около шести миллионов коренных мадурцев проживали на земле своих предков на острове Мадура, а около полумиллиона проживали на восточной Яве, в основном в регентствах Джембер , Баньюванги и т. д. Мадурское население на Яве образовало подгруппу, названную пандалунганскими мадурцами. и они говорят на смеси яванского и мадурского языков.

Мадурцы не только хорошо известны как изобретатели сатай, но и как изобретатели бычьих забегов Карапан-сапи . Они также являются настойчивыми торговцами, которые могут открывать свои магазины круглосуточно без перерыва, а также одними из пионеров классической исламской традиции. религиозные движения в Индонезии, а Пондок Песантрен стал жизненно важной точкой для мадурских мусульман, где они могли узнать об исламизме (особенно индонезийском исламизме). Помимо торговцев, мадурская диаспора традиционно известна как фермеры, а также практикующие боевые искусства силат Пенчак , которые работали с их культурным серпом Клурит , их мужская культурная одежда, в которой ярко выражены красные и белые полосы, заимствованные из военно-морского костюма Маджапахита. (историческая восточная империя Ява, которая когда-то контролировала остров Мадура), однако более широкие спектры, такие как черный, красный, желтый, белый, зеленый и синий , также считаются культурными цветами Мадурцы, за которыми можно наблюдать по их традиционному мадурскому стилю. батик .

Население и распространение

[ редактировать ]

Официальные и академические данные о численности мадурцев значительно различаются. По данным общенациональной переписи населения, проведенной в Индонезии в 2010 году, мадурцы составляют 3,03% населения страны, то есть 7 179 356 человек. [ 1 ] С другой стороны, некоторые научные источники оперируют значительно большими цифрами — от 10,5 до 10,8 млн человек. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] В любом случае мадурцы относятся к числу крупнейших этнических групп Индонезии , таким образом, по статистике переписи 2010 года, они занимают четвертую по численности этническую группу после яванцев , сунданцев и батаков . [ 1 ]

Исторически мадурцы населяют остров Мадура и расположенную к востоку от него группу более мелких островов в Яванском море , таких как остров Камбинг, острова Сапуди и острова Кангеан . Здесь они насчитывают около 3,3 млн человек, что составляет более 90% населения этих территорий. Примерно столько же мадурцев проживает в восточной оконечности острова Ява , и более 400 000 человек в различных частях индонезийской части острова Калимантан . Кроме того, десятки тысяч мадурцев проживают в других регионах Индонезии ; особенно значительные мадурские общины проживают в столице Джакарте (около 80 000 человек), на Бали (около 30 000 человек) и в провинции островов Бангка-Белитунг (более 15 000 человек). [ 6 ] странах Юго-Восточной Азии Имеются также небольшие мадурские общины в соседних с Индонезией , в частности, в Сингапуре . [ 7 ]

ареал мадурского языка на острове Мадура и северо-востоке острова Ява . Зеленым отмечен

Мадурцы говорят на мадурском языке , который принадлежит к австронезийской семье , точнее к малайско-сумбаванской группе . Он разделен на несколько диалектов. [ 8 ] С лингвистической точки зрения существуют разные точки зрения на диалекты мадурского языка. В более старых работах обычно идентифицируются два или четыре диалекта, но современные специалисты пришли к выводу, что диалектов шесть. Наиболее развитым в лексическом отношении диалектом является суменепский диалект, лежащий в основе литературного мадурского языка . [ 9 ] Наиболее распространенным диалектом является банкалан, который часто выступает в качестве лингва-франка между мадурцами из разных местностей. [ 7 ]

В некоторых частях Восточной Явы своеобразный смешанный мадурско - яванский диалект. среди значительного числа мадурского населения сформировался [ 10 ] [ 11 ] Помимо этих родных языков, многие также свободно владеют индонезийским , национальным языком. [ 3 ] [ 7 ]

Большинство мадурцев исповедуют суннитский ислам . Характерно, что в отличие от значительной части своих религиозных собратьев-индонезийцев, мадурцы пользуются репутацией очень ревностных приверженцев ислама . Мусульманские богословы играют важную роль в их духовной и общественной жизни. Значительная часть мадурцев обучается в традиционных мусульманских школах песантрена , которые играют важную роль в их духовной и общественной жизни. [ 3 ] [ 7 ]

Социально-экономическая структура

[ редактировать ]

Основные средства к существованию

[ редактировать ]
Мадурский мастер батика из Танджунгбуми, Регентство Бангкалан , Мадура , Индонезия.

Семья важна для мадурцев, и они обычно живут в деревнях, расположенных вокруг исламского религиозного центра. По исламским законам мужчина может иметь более одной жены. Предложение руки и сердца обычно делают родители жениха. [ 12 ] желательно двоюродному или троюродному брату. Если предложение принято, родителям невесты объявляется «выкуп за невесту», которым обычно является крупный рогатый скот. Затем родители жениха назначили дату предстоящей свадьбы. Молодожены часто живут с семьей невесты. Ислам является неотъемлемой частью социальной, политической и экономической жизни мадурцев. [ 13 ]

Основными традиционными занятиями мадурцев является животноводство, которое в основном включает в себя разведение крупного рогатого скота, коз, лошадей, птицы и бойцовых петухов. Мадурцы известны выпасом скота. [ 14 ] поэтому их часто называют «ковбоями Индонезии». Крупный рогатый скот — важная часть культуры, а скачки быков — один из их любимых видов спорта. [ 15 ]

Сельское хозяйство среди мадурцев на острове Мадура развито плохо из-за низкого плодородия и очень плохих почвенных условий, поэтому сельское хозяйство не играет важной роли в мадурской культуре. В результате мадурцы, как правило, не занимаются сельским хозяйством, за исключением случаев, когда они живут на других островах с очень хорошими почвенными условиями, таких как мадурцы на Яве . [ 16 ] где сельское хозяйство практикуется более широко и развито в меньшей степени. Основными сельскохозяйственными культурами являются кукуруза, маниока, рис, табак, фасоль и гвоздика. Среди ремесленников важными занятиями также являются кожевенное , гончарное, изготовление батика , кузнечное дело, а также мелких вассалов и строителей лодок. В прибрежных районах мадурцы активно занимаются рыболовством. [ 17 ] торговля, а также добыча соли (с острова Мадура ). [ 18 ] Наконец, мадурцы также пользовались в регионе репутацией опытных мореплавателей. [ 17 ] [ 19 ] Мадурские жители крупных городов, особенно восточной Сурабаи, активно участвуют в современных секторах экономики. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Поселения

[ редактировать ]

Традиционные мадурские поселения разбросаны и редко имеют линейную планировку, скорее в зависимости от направления дорог. В большинстве сел имеются загоны для выращивания скота. Дома сделаны из бамбука и часто построены на низких сваях. Они имеют каркасную конструкцию, обычно дополненную верандой. Крыши покрыты пальмовыми листьями или тростником, однако с последней трети 20 века использование черепицы становится все более распространенным. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Трансмиграция

[ редактировать ]

Низкая урожайность почв долгое время служила причиной массового притока мигрантов и переселения местного населения за пределы острова, где мадурцы были основными клиентами широкомасштабных программ переселения, проводимых как голландской колониальной администрацией, так и властями. независимой Индонезии в девятнадцатом и двадцатом веках, благодаря чему они поселились в относительно малонаселенных районах других индонезийских островов, особенно Калимантана . [ 7 ] [ 20 ] [ 21 ] В результате этой программы более половины этнических мадурцев, проживающих в настоящее время за пределами своей обычной родины, обосновались во многих регионах Индонезии, где живут общины бывших трансмигрантов и их потомков, которые до сих пор сохраняют свою мадурскую идентичность.

Мадурцы проживали на территории Явы на протяжении нескольких столетий, составляя этническое большинство в некоторых северо-восточных регионах острова. Они, как правило, хорошо ладят с яванцами в отношении языка, культуры и образа жизни. Смешанные браки между яванцами и мадурцами также распространены. Более того, в некоторых районах восточной Явы существуют значительные сообщества потомков таких пендалунганских браков, которые отличаются уникальными культурными традициями, в разной степени сочетающими в себе мадурские и яванские элементы. [ 7 ] [ 10 ] [ 11 ]

Другая ситуация часто складывается в провинциях Западный Калимантан и Центральный Калимантан , куда мадурцы переселялись в рамках программ переселения в 1900–1950 годах в течение 90 лет. Некоторые из этих групп мигрантов были предметом конфликта с общинами даяков. Коренное население, особенно даяки, весьма настороженно относилось к чужакам и считало их угрозой своему традиционному образу жизни. Взаимное недоверие также способствует развитию этнических, культурных и религиозных различий, поскольку большинство даяков исповедуют христианство или кахаринган . [ 20 ] [ 21 ] Самый резонансный конфликт произошел в различных населенных пунктах Калимантана в результате серии крупномасштабных вооруженных столкновений между мадурцами и народом даяков , где в конце 1990-х годов погибли тысячи человек.

В Западном Калимантане имело место межобщинное насилие между даяками и мадурцами в 1996 году, во время конфликта Самбас в 1999 году и конфликта Сампит в 2001 году, что привело к крупномасштабной резне мадурцев. [ 22 ] [ 21 ] [ 23 ] В конфликте Самбас и малайцы , и даяки устроили резню мадурцев. Десятки тысяч мадурцев из Калимантана были вынуждены переселиться в Мадуру и Яву . К середине 2000-х годов ситуация несколько стабилизировалась и позволила вернуть большую часть расселенных мадурцев обратно на Калимантан . [ 20 ] [ 21 ]

Культура

[ редактировать ]
Мадурский сатай отличается резкой сладостью маринада.

Для мадурцев их традиционная кухня характеризуется довольно большим использованием мяса; из которых в основном готовят миниатюрные шашлычки под названием сатай, сопровождаемые специальным сладким маринадом и густым острым соусом из арахиса, пользуются широкой популярностью во многих частях Индонезии . Кроме того, традиционная мадурская кулинария отличается активным использованием кукурузы и в целом большей соленостью и остротой блюд по сравнению с другими региональными кухнями страны. [ 24 ]

Народное искусство и традиционная одежда

[ редактировать ]
Традиционные мадурские танцоры, около 1890–1917 гг.

В культурном отношении мадурцы достаточно близки к восточно-яванцам, поэтому у них схожие формы фольклора, музыки (включая гамелан ), танцев и театра теней или ваянга . Однако традиционная одежда очень специфична для мадурцев. Мужчины носили полностью черное пальто с длинной юбкой и широким поясом, который чаще всего зацепляется под рубашку с широкими красными и белыми полосами, а также клетчатый саронг . А женщины поверх саронга надевали темно-синюю или пеструю куртку. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Бычьи скачки

[ редактировать ]
Скачки быков ( гонки крупного рогатого скота ) в Суменепе , Мадура , Восточная Ява , Индонезия , 1999 год.

Поистине уникальной традицией островитян являются скачки быков, известные как Карапан сапи , где быков местной породы, запряженных в специальные легкие повозки, возглавляет возничий, обычно молодой человек или подросток. [ 15 ] Подобные соревнования типичны для Мадуры, где они являются главной туристической достопримечательностью. Гонки проводятся ежегодно в августе и октябре в разных населенных пунктах, после чего их победители соревнуются в финальном забеге, который традиционно проводится в Памекасане . Гонки обычно сопровождаются представлениями гамеланов и народными гуляньями. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]

К концу 1980-х годов популярность мадурских скачек на быках выросла настолько, что победителю соревнований награждали призом от имени президента Индонезии. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] Кроме того, сцена скачек была изображена на реверсе монет номиналом 100 индонезийских рупий, выпущенных с 1991 по 1998 год. [ 28 ]

Традиционно с точки зрения социально-экономической жизни мадурцев это оказало заметное влияние на их национальный характер. Их часто характеризуют как трудолюбивых, упрямых, [ 29 ] смелый, обладающий честностью, верный, щедрый, справедливый; и в то же время резкость, обидчивость, крайняя бережливость, замкнутость, высокомерие, вспыльчивость, [ 30 ] склонны к насилию и недоверию по отношению к чужакам – особенно на фоне доброты и коммуникабельности своих соседей, таких как яванский народ . [ 17 ] [ 20 ] [ 31 ] [ 32 ]

В сельской местности мадурцы до сих пор практикуют древнюю традицию вендетты, называемую карок [ ид ] (также пишется чарок ), что буквально означает «битва чести». В 1990-е годы правоохранительные органы в каждом из четырех округов Мадуры ежегодно регистрировали десятки случаев. [ 33 ] Убийство может вызвать недовольство, весьма незначительное по меркам обычного европейца или индонезийца. По данным местной криминальной статистики, чаще всего причинами таких нападений обычно являются приставания к женщинам или имущественные споры, однако нередко случается, что жестокая месть мадурцев мотивируется недостаточно вежливым обращением или оскорблением в общественных местах чести. [ 33 ] [ 34 ]

Орудием мести, используемым в этих дуэлях, часто является традиционный мадурский нож в форме полумесяца, целурит , который является наиболее распространенным крестьянским оружием, а в некоторых районах и атрибутом традиционной мужской одежды. В таких случаях мститель обычно заранее готовит целурит на случай дуэли, накладывая на оружие специальные заклинания. [ 31 ] [ 32 ] [ 35 ]

Иногда в «битву чести» участвуют по несколько человек с каждой стороны – родственники и друзья обидчика и обиженного, и тогда это перерастает в кровавую баню. Столь масштабные кровопролития неоднократно происходили в Мадуре даже в XXI веке. Самый известный инцидент за последние годы, массовый карок , произошел 13 июля 2006 года в деревне Буджур Тенга, округ Памекасан , Восточная Ява , Индонезия , в результате чего семь человек были ранены и серьезно ранены. [ 36 ] [ 37 ]

  1. ^ Jump up to: а б с Гражданство, этническая принадлежность, религия и ежедневный язык индонезийского населения. Результаты переписи населения 2010 года . Центральное статистическое бюро. 2011. с. 31. ISBN  978-979-064-417-5 . Архивировано из оригинала 10 июля 2017 г. Проверено 26 апреля 2013 г.
  2. Уроки яванского языка Пепака, SB Pramono, стр. 148, 2013 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Лев Миронович Минц, ed. (2007). "Ûрий Дмитриевич Анчабадзе". Народы мира . ОЛМА Медиа Групп. p. 305. ISBN  978-53-730-1057-3 .
  4. ^ Jump up to: а б с д Тишков В.А., ed. (1999). Народы и религии мира. Энциклопедия . М.: Большая Российская энциклопедия. p. 304.
  5. ^ Jump up to: а б с д "Мадурцы" . Etnolog . Retrieved 2018-07-01 .
  6. ^ Гражданство, этническая принадлежность, религия и ежедневный язык индонезийского населения. Результаты переписи населения 2010 года . Центральное статистическое бюро. 2011. с. 38. ISBN  978-979-064-417-5 . Архивировано из оригинала 10 июля 2017 г. Проверено 26 апреля 2013 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж «Мадура» . Этнолог . Проверено 3 июля 2018 г.
  8. ^ Уильям Д. Дэвис (2010). Грамматика мадурского языка . Вальтер де Грюйтер. стр. 4–5. ISBN  978-31-102-2444-3 .
  9. ^ Даррелл Т. Трайон, изд. (2011). Сравнительный австронезийский словарь: Введение в австронезийские исследования . Вальтер де Грюйтер. ISBN  978-31-108-8401-2 .
  10. ^ Jump up to: а б Сьямсул Хади и Агнес Светта Пандия (5 июля 2014 г.). «Пендалунганский карнавал диаспоры» . Компас . Проверено 3 июля 2018 г.
  11. ^ Jump up to: а б Агус Аброри (2010). Культурная галерея Пендалунгана в городе Проболинго: тема метафоры ветра (бакалавриат). Государственный исламский университет имени Мауланы Малика Ибрагима . Проверено 3 июля 2018 г.
  12. ^ Нурул Ильми Идрус (2016), Гендерные отношения в индонезийском обществе: практики буги в сексуальности и браке , BRILL, стр. 57, ISBN  978-900-4311-94-7
  13. ^ Сяак Гостя; Сьюзан Уайт (2012), Контекст лекарственных средств в развивающихся странах: исследования в области фармацевтической антропологии , Springer Science & Business Media, стр. 236, ISBN  978-940-0927-13-1
  14. ^ Джон Брейтуэйт; Валери Брейтуэйт; Майкл Куксон; Лия Данн (2010), Аномия и насилие: неправда и примирение в индонезийском миростроительстве , ANU E Press, стр. 305, ISBN  978-192-1666-23-0
  15. ^ Jump up to: а б Флоренс Ламуре (2003), Индонезия: Справочник по глобальным исследованиям , ABC-CLIO, стр. 153–154 , ISBN  978-1-57607-913-3
  16. ^ Джеймс Б. Минахан (2012), Этнические группы Южной Азии и Тихого океана: энциклопедия: энциклопедия , ABC-CLIO, ISBN  978-159-8846-60-7
  17. ^ Jump up to: а б с Константинос Рецикас (2014), Становление – антропологический подход к пониманию человека на Java , Anthem Press, стр. 34–35, ISBN  978-178-3083-10-7
  18. ^ Ариф Будиман (27 октября 2016 г.). «Производство соли в Суменепе не соответствует целям ККП» . Мадура в прямом эфире. Архивировано из оригинала 14 ноября 2016 года . Проверено 13.11.2016 .
  19. ^ Курт Стенросс (2011), Мадурские моряки: Прахус, древесина и нелегальность на окраинах индонезийского государства , Гавайский университет Press, ISBN  978-082-4835-55-2
  20. ^ Jump up to: а б с д Эндрю Чанг (27 февраля 1999 г.). «Сотни погибших в этническом конфликте на Борнео» . Новости АВС . Проверено 6 июля 2018 г.
  21. ^ Jump up to: а б с д «Даяк» . Глобальная безопасность. Архивировано из оригинала 10 октября 2017 г. Проверено 6 июля 2018 г.
  22. ^ Отчет о вооруженных конфликтах. Индонезия - Калимантан. Архивировано 7 февраля 2011 г. в Wayback Machine.
  23. ^ «ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ДАЯКОМ И МАДУРОЙ В РЕТОКЕ Йоханеса Суприяди» . Архивировано из оригинала 24 марта 2012 г. Проверено 25 февраля 2014 г.
  24. ^ «Яванское искусство и культура; Кухня» . Искусство и культура – ​​яванский и арабский языки. 4 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 7 июля 2018 г.
  25. ^ Jump up to: а б Йони Искандар, изд. (21 октября 2014 г.). «Кубок президента молодой сонарной коровы Бангкалан Сабет» . Новости Трибуны . Проверено 10 июля 2018 г.
  26. ^ Jump up to: а б Тауфикуррахман (30 октября 2013 г.). «Коровьи бега на Кубок президента превращаются в Кубок губернатора Восточной Явы» . Компас . Проверено 10 июля 2018 г.
  27. ^ Jump up to: а б Робертус Пудьянто (8 января 2014 г.). «Искусство катания на коньках» . Современный фермер . Проверено 10 июля 2018 г.
  28. ^ «100 рупий» , Нумиста.
  29. ^ Ян Дуглас Уилсон (2015), Политика рэкета в Индонезии после нового порядка: принудительный капитал, власть и уличная политика , Routledge, стр. 105, ISBN  978-113-5042-09-7
  30. ^ Э. Аспиналл; Г. ван Клинкен (2011), Э. Аспиналл (редактор), Государство и незаконность в Индонезии , BRILL, стр. 225, ISBN  978-900-4253-68-1
  31. ^ Jump up to: а б А. Латиф Вията (2002). Карок: жестокие конфликты и мадурская самооценка . ПТ ЛКиС Пеланги Аксара. п. 170. ИСБН  9789799492678 .
  32. ^ Jump up to: а б Генри Арианто, Кришна (май 2011 г.). «Традиция карок у коренных народов Мадура» . Университет Эсы Унггул в Джакарте, Научный форум, том 8, номер 2. с. 150 . Проверено 10 июля 2018 г.
  33. ^ Jump up to: а б А. Латиф Вията (2002). Карок: жестокие конфликты и мадурская самооценка . ПТ ЛКиС Пеланги Аксара. п. 4. ISBN  9789799492678 .
  34. ^ Генри Арианто, Кришна (май 2011 г.). «Традиция карок у коренных народов Мадура» . Университет Эсы Унггул в Джакарте, Научный форум, том 8, номер 2. с. 147 . Проверено 10 июля 2018 г.
  35. ^ А. Латиф Вията (2002). Карок: жестокие конфликты и мадурская самооценка . ПТ ЛКиС Пеланги Аксара. п. 40. ИСБН  9789799492678 .
  36. ^ «Полицейский арест массового Карока Мозгов» . ваша информация. Архивировано из оригинала 23 октября 2014 г. Проверено 24 октября 2014 г.
  37. ^ Ахмад Байдови (10 мая 2007 г.). «Это самый возмутительный случай массового карока в Памекасане, Мадура» . Окезон. п. 147 . Проверено 10 июля 2018 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • И. Фарджон (1980), Мадура и окружающие острова: аннотированная библиография, 1860–1942, тома 9–13 , М. Ниджхофф, ISBN  978-902-472-4109
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 04af31be7d63a88976dd0dce44900d2f__1722530460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/04/2f/04af31be7d63a88976dd0dce44900d2f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Madurese people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)