Чат
Чатти . (также Чатти или Катти ) — древнегерманское племя [ 1 ] [ 2 ] Родиной которого была близ верховьев реки Везер ( Висургис ). [ 3 ] [ 4 ] Они жили в центральном и северном Гессене и южной Нижней Саксонии , вдоль верховьев этой реки, а также в долинах и горах областей Эдер и Фульда , округа, примерно соответствующего Гессен-Касселю , хотя, вероятно, несколько более обширного. Они поселились в этом регионе в первом веке до нашей эры. По мнению Тацита , [ 5 ] батавы , происходили от части хаттов, покинувших свою родину после того , и кананефаты его времени, племена, жившие в пределах Римской империи как внутренние распри изгнали их, чтобы занять новые земли в устье Рейна .
Источники
[ редактировать ]Хотя Юлий Цезарь (100–44 гг. До н. э.) был хорошо осведомлен о регионах и племенах на восточных берегах Рейна, он никогда не упоминал хаттов по имени. В том же большом географическом регионе он ясно назвал свебов жителями того времени, предполагая, что они недавно изгнали кельтов и в его время все еще угрожали регионам вокруг них. [ 6 ] Страбон (64/63 г. до н. э. – ок. 24 г. н. э.), однако, упомянул как свевов, которых он описывает как значительную нацию, состоящую из многих племен, так и хаттов, которых он описал как одно из меньших германских племен, и сделал не числиться среди свевов. [ 7 ]
Столетие спустя Плиний Старший в своей «Естественной истории » (написанной в 77–79 гг. н. э. ) выделил хаттов и свевов, но сгруппировал их вместе с гермундурами и херусками , назвав эту группу гермионами , которые также упоминаются как нация германских племен. по Тациту, как живущему во внутренней Германии. [ 8 ] Некоторые комментаторы полагают, что свевы Цезаря, возможно, были тем же самым, что и более поздние Чатти, ветвь свевского движения людей, которую стали более четко идентифицировать. [ 9 ] Если нет, то Чатти могут представлять собой пережиток более старого племенного названия, в отличие от Тенктери , Усипетов и Убиев, которые все были изгнаны с родных земель в одном и том же регионе в результате свебских вторжений.
Первым древним писателем, упомянувшим хатти, был Веллей Патеркул. Он упомянул о них в 6 г. н. э. в своей книге 2, 109 (5): «Сентий Сатурнин получил приказ идти со своими легионами через область Чатти к Бойогемуму, что является названием области, занятой Марободуусом, прорубив проход через Герцинский лес, ограничивавший этот регион».
Вторым древним писателем, упоминающим хатти, является Страбон , написанный где-то после 16 г. н.э. , который включает хаттов в список завоеванных германских племен, которые были более оседлыми и земледельческими, но также и более бедными, чем кочевые племена в центральной и восточной Германии, такие как свебы. Они были бедны, потому что воевали с римлянами, потерпели поражение и были разграблены. [ 10 ] В своей второй книге эпиграмм Марсьяль : приписывает императору Домициану (51–96 гг. н.э. ) победу над хаттами
Боевой: Эпиграммы. Книга II, № 2 | |
«Крит дал великое имя, Африка дала великое имя, |
«Крит дал великое имя, Африка — великое: |
В первом веке эры нашей Тацит предоставляет важную информацию об участии хаттов в германских войнах и некоторых элементах их культуры. Он говорит, что:
Поселения [Чатти] начинаются в Герцинском лесу , где страна не такая открытая и болотистая, как в других кантонах, на которые простирается Германия. Они встречаются там, где есть холмы, и вместе с ними встречаются реже, потому что герцинский лес держится близко, пока не увидит в последний раз свою родную Чатти. Это племя отличается крепким телосложением, крепкими конечностями, свирепыми лицами и необычайной смелостью. Немцы обладают большим умом и проницательностью; они продвигают к власти своих избранных людей и подчиняются тем, кого они продвигают; они держат свои ряды, отмечают свои возможности, сдерживают свои порывы, распределяют день, окопываются ночью, считают удачу сомнительным, а доблесть - неисчерпаемым ресурсом; и что самое необычное, и только при условии систематической дисциплины, они больше полагаются на генерала, чем на армию. Вся их сила — в пехоте, которая, помимо оружия, нагружена железными орудиями и провиантом. Другие племена, которые вы видите, отправляются в бой, чатти — в поход. Они редко участвуют в простых набегах и случайных встречах. Действительно, особенностью кавалерийского отряда является быстрое одержание победы и столь же быстрое достижение победы. Быстрота и робость идут рука об руку; обдуманность больше похожа на стойкое мужество. [ 11 ]
Тацит также отмечает, что, как и другие германские племена, хатты интересовались традициями стрижки и бороды.
У хаттов стала распространенной практика, редкая среди других германских племен и просто характерная для индивидуальной доблести: отпускать волосы и бороду, как только они достигнут зрелого возраста, а не до тех пор, пока они не убьют врага, отложив это в сторону. особый аспект, который посвящает их и обязывает их к доблести. Над испорченным и истекающим кровью врагом они еще раз показывают свои лица; тогда, и не раньше, заявляя, что они выполнили обязательства своего рождения и доказали, что достойны своей страны и своих родителей. Трусливые и невоинственные остаются нестриженными. Самые храбрые из них также носят железное кольцо (что в противном случае является знаком позора среди людей), пока они не освободятся, убив врага. Большинству чатти нравится такая мода. Ими отличаются даже седые люди, и поэтому они одинаково бросаются в глаза как врагам, так и соотечественникам. Начать битву всегда остается за ними; они образуют первую линию, зрелище необычное. Даже в мирное время они не принимают более цивилизованного вида. У них нет дома, земли или занятий; их поддерживает тот, кого они посещают, они столь же щедры на чужую собственность, как и независимо от своей собственной, пока, в конце концов, слабость возраста не делает их неспособными к столь суровой доблести. [ 12 ]
Между Рейном и Чаттами Тацит помещает тенктеров и узипетов , которые, по-видимому, были переселены со времен Цезаря на старую родину убиев , в свою очередь обосновавшихся в Кёльне . [ 13 ] (Цезарь описал эти три племени как находящиеся под давлением свевов на востоке и пытающиеся перебраться через Рейн.) Что касается юга, Тацит также говорит, что земля Чаттов находится за пределами сомнительных земель, так называемых десятинных земель, или agri decumates , который пытались заселить авантюристы с римских берегов Рейна и Дуная. [ 14 ] Возможно, что сначала хатты обосновались на Рейне, на старой территории убиев. Кассий Дион описывает, как Друз основал форт на территории Чатти на Рейне в 11 г. до н. э. , и что в 10 г. до н. э. они покинули территорию, куда им разрешили римляне. [ 15 ]
К северу от Чатти Тацит помещает большую территорию Чаучи . [ 16 ] На востоке соседями хаттов и чауков были херуски , которых Тацит описывает как чрезмерно миролюбивых в свое время. [ 17 ] (Цезарь описал свевов, а не хаттов, как живущих между убиями на Рейне и лесом под названием Баценис, который отделял их от херусков. Вот почему свевов Цезаря иногда считают хаттами.)
Чатти успешно сопротивлялись включению в состав Римской империи , присоединившись к херусканского военного вождя Арминия коалиции племен Вара , которая уничтожила легионы в 9 году нашей эры в битве в Тевтобургском лесу . Германик позже, в 15 г., [ 18 ] в отместку совершали набеги на их земли, но в конце концов Рим отреагировал на воинственную защиту своей независимости Чатти, построив пограничные укрепления вдоль южной границы своих земель в центральном Гессене в первые годы первого века. Крупный набег Чатти на Верхнюю Германию был решительно разбит легионами в 50 году нашей эры. [ 19 ] В 58 году нашей эры Чатти потерпели поражение от Хермундури в пограничном споре из-за религиозно значимой реки.
Римские источники идентифицируют легендарный Маттиум за Эдером как столицу Чатти. Разрушенный Германиком, его местонахождение сегодня неизвестно, но обычно предполагается, что он находится в более широком районе Фрицлара к северу от реки Эдер . [ 20 ]
Чатты были противниками императора Домициана в 84 г. н.э. и союзниками Луция Антония Сатурнина в его восстании 89 г. н.э. [ 21 ]
Они появляются снова во время подготовки к Маркоманским войнам , сначала нападая на юг в сторону Высшей Германии и Раитии на территории нынешней южной Германии, в 162 году, а затем, пока шли более крупные сражения, они были отброшены вместе с гермундури от Рейна Дидий Юлиан в 175 году.
Однако после начала третьего века нашей эры чатти практически исчезают из источников и упоминаются только как актуальный элемент или при описании событий первого века. Кассий Дион , скорее всего, не только первый автор, упоминающий аламаннов , но и последний, зафиксировавший историческое появление хаттов. Описывая германскую войну Каракаллы в 213 году нашей эры , он рассказывает о битве императора с « Κέννους, Kελτικòν ἔθνος » («Кенни, кельтский народ»). [ 22 ] Однако это взято из отрывка о Дионе в трудах Иоанна Ксифилина , тогда как во « Фрагменте Валезианы» те же люди называются «Чаттой». [ 23 ] Использование «Kελτικός» для германских народов было архаичной традицией среди греческих писателей.
После Кассия Диона имя «Чатт» появляется среди других в панегирике Сидония Аполлинария в конце пятого века, теперь как поэтический синоним слова «Герман». [ 24 ] Последним древним источником, в котором упоминаются Чатти, хотя бы в цитате Сульпиция Александра, описывающего события конца четвертого века, был Григорий Турский . [ 25 ]
Якобы Чатти были связаны с легендарным «первым королем франков». Рассказывают историю избрания первого франкского короля. [ 26 ] В гораздо более поздней Liber Historiæ Francorum говорится, что после смерти Сунно его брат Маркомер , лидер ампсивариев и хаттов, предложил франкам иметь одного короля, вопреки их традиции. В «Liber» добавляется, что Фарамонд , названный сыном Маркомера, был выбран в качестве этого первого короля (таким образом положив начало традиции длинноволосых королей франков), а затем утверждает, что, когда он умер, его сын Хлодио [428 г. н.э.] был воскрешен. как следующий король. В работе больше о нем ничего не говорится.
В любом случае Чатти в конечном итоге могли стать ветвью гораздо более крупных соседних франков , и их регион был включен в состав королевства Хлодвига I , вероятно, вместе с прибрежными жителями , в начале шестого века.
Имя Чатти, по-видимому, сохранилось в средневековом и современном названии Гессена в Германии, которое появляется уже раньше. Например, в 723 году англосаксонский миссионер Винфрид , впоследствии названный святым Бонифацием , апостолом германцев, занимаясь прозелитизмом среди гессенцев (Hessorum), срубил их священное дерево, Дуб Тора , недалеко от Фрицлара , в рамках своих усилий по их обращению. и другие германские племена приняли христианство.
Использование в XIX веке
[ редактировать ]На Венском конгрессе курфюрст Гессенский , восстановленный после падения Наполеона , безуспешно пытался быть признанным «королем хаттов», хотя к тому времени хатты уже давно перестали существовать как отдельная этническая группа. [ 27 ]
Часуарии и Чаттуарии
[ редактировать ]Два племени на севере Германии носят названия, которые иногда сравнивают с Чатти. Чаттуарии , чье имя, по-видимому, означает , что они являются жителями земель Чатти, или же народ Чатти, жили недалеко от Рейна, вероятно, между Эйсселем и Липпе . Их стали рассматривать как франков , и, по-видимому, они перешли через Рейн как франкский народ, чтобы поселиться на уголке земли между реками Рейн и Маас. [ 15 ]
Имя Chattuarii, в свою очередь, иногда сравнивают с другим народом, называемым Chasuarii, упомянутым несколькими классическими авторами. Часуарии — германское племя, упомянутое Тацитом в « Германии» . По его словам, они жили к северу от Чамави и Ангривари , которые, в свою очередь, жили к северу от Бруктери, между Эмсом и Везером, однако название Часуариев чаще всего интерпретируется как «жители на Хасе [ реке ]», приток Эмса . Географ второго века Клавдий Птолемей упоминает, что касуарии жили к востоку от гор Абноба, недалеко от Гессена , но считается, что это описание Северной Европы содержит путаницу, возникшую из-за использования разных источников. [ 28 ]
Места, названные в честь Чатти
[ редактировать ]- Гессен : вероятно, произошло от «Чатти» посредством сдвигов согласных в верхненемецком языке . [ 29 ] [ 30 ]
- Кассель : происходит от древнего Кастеллум Катторум , замка Чатти. [ 31 ]
- Катвейк : от Чатти и голландского округа , «деревня/поселение». [ нужна ссылка ]
- Каценельнбоген : историки предположили, что название происходит от * Cattimelibocus , комбинации двух слов: Chatti и Melibokus , от Μηλίβοκον (Mēlíbokon), названия горного хребта в Птолемея » «Географии , который был (вероятно, ошибочно) отождествлен с Мальхен . [ 32 ] [ 33 ]
- Мон-дез-Кэтс [ нужна ссылка ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Несущий свет (1994), исторический роман Донны Гиллеспи.
- Серия «Знак льва» (1993), серия исторических фантастических романов Франсин Риверс.
- Варвары (2020 г.), одно из племен, объединившихся против римлян перед битвой в Тевтобургском лесу .
См. также
[ редактировать ]- Адгандестриус
- Маттиас
- я родился
- В геологии хаттский век эпохи олигоцена назван в честь хаттов.
- Список германских народов
- Женщина из Чатти
Примечания
[ редактировать ]- ^
Форд, Саймон Сэмюэл (2018). «Чатти» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780191744457 . Проверено 26 января 2020 г.
Чатти. Германское *племя, жившее на территории современного Гессена (западно-центральная Германия).
- ^ Томпсон, Эдвард Артур ; Дринкуотер, Джон Фредерик (2012). «Чатти» . В Хорнблауэре, Саймоне ; Спофорт, Энтони; Эйдинов, Эстер (ред.). Оксфордский классический словарь (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780191735257 . Проверено 26 января 2020 г.
Чатти, германский народ, живший в окрестностях верхнего Везера и Димеля.
- ^ «Чатти | люди» . Британская энциклопедия .
- ^ Карл Уолдман; Кэтрин Мейсон (2006). Энциклопедия европейских народов . Издательство информационной базы. стр. 170–. ISBN 978-1-4381-2918-1 .
- ^ «Архив интернет-классики | Истории Тацита» . classics.mit.edu .
- ^ Джеймс Коулз Причард (1841). Исследования по физической истории человечества: Исследования по этнографии Европы . Шервуд, Гилберт и Пайпер. стр. 352– . Проверено 17 ноября 2012 г.
- ^ Страбон 7.1 https://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus:text:1999.01.0239:book=7:chapter=1&highlight=chatti
- ^ Полный. Нат. 4.28
- ^ Пек (1898), Словарь классических древностей Харпера
- ^ Страбон, 7.1.3–4.
- ^ «Корнелий Тацит, Германия и ее племена, глава 30» . www.perseus.tufts.edu .
- ^ «Корнелий Тацит, Германия и ее племена, глава 31» . www.perseus.tufts.edu .
- ^ «Корнелий Тацит, Германия и ее племена, глава 32» . www.perseus.tufts.edu .
- ^ «Корнелий Тацит, Германия и ее племена, глава 29» . www.perseus.tufts.edu .
- ^ Jump up to: а б Лантинг; ван дер Плихт (2010), « 14 C-хронология голландской пред- и протоистории VI: римский период и период Меровингов, часть А: исторические источники и хронологические схемы» , Palaeohistoria , 51/52: 52, ISBN 9789077922736
- ^ «Корнелий Тацит, Германия и ее племена, глава 35» . www.perseus.tufts.edu .
- ^ «Корнелий Тацит, Германия и ее племена, глава 36» . www.perseus.tufts.edu .
- ^ Тацит, Анналы 1.55
- ^ Тацит, Анналы 12.27
- ^ Армин Беккер: Маттиум . В: Реальный лексикон германской древности (РГА). 2-е издание, том 19, Вальтер де Грюйтер, Берлин – Нью-Йорк, 2001, с. 443-444. ( ограниченная онлайн-копия , стр. 443, в Google Книгах ) (немецкий)
- ^ Джонс, Брайан В. (1992). Император Домициан . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-10195-0 .
- ^ Кассий Дион, 78.14.1f ; Греческий .
- ^ Фрагмента Валезиана 377.
- ^ Сидоний, Кармина 7,388 и далее. В этом стихотворении в честь Авита «Чатт» ограничен болотистыми водами реки Эльбы . См. Людвиг Рюбекейл , Диахронические исследования зон контакта между кельтами и немцами , ÖAW, Вена, 2002, стр. 45ф.
- ^ Григорий Туроненец, История франков , 2.9.55.
- ^ Liber Historiæ Francorum 4–5, MGH Scriptores rerum Merovingicarum II, изд. Б. Круш, Ганновер, 1888 г., стр. 245–246
- ^ Сатоу, Эрнест Мейсон (1932). Руководство по дипломатической практике . Лондон: Лонгманс.
- ^ Шютте (1917), Карты Северной Европы Птолемея , Копенгаген, Х. Хагеруп, стр. 119.
- ↑ Краткое введение в историю Гессена (Гессена). Архивировано 17 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Файлы истории: Гессен
- ^ Кесслер, П.Л. «Королевства Германия – Гессен» . Файлы истории . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ «Meyers Konversationslexikon 1888, том 9, страница 623» . Архивировано из оригинала 12 июня 2007 г. Проверено 17 сентября 2017 г.
- ^ «Meyers Konversationslexikon 1888, том 11, страница 449» . Архивировано из оригинала 11 июня 2007 г. Проверено 17 сентября 2017 г.
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Новая международная энциклопедия . 1905. .