Jump to content

Чат

(Перенаправлено с Катти )
Примерное положение некоторых германских народов, о которых сообщают греко-римские авторы в первом веке.

Чатти . (также Чатти или Катти ) — древнегерманское племя [ 1 ] [ 2 ] Родиной которого была близ верховьев реки Везер ( Висургис ). [ 3 ] [ 4 ] Они жили в центральном и северном Гессене и южной Нижней Саксонии , вдоль верховьев этой реки, а также в долинах и горах областей Эдер и Фульда , округа, примерно соответствующего Гессен-Касселю , хотя, вероятно, несколько более обширного. Они поселились в этом регионе в первом веке до нашей эры. По мнению Тацита , [ 5 ] батавы , происходили от части хаттов, покинувших свою родину после того , и кананефаты его времени, племена, жившие в пределах Римской империи как внутренние распри изгнали их, чтобы занять новые земли в устье Рейна .

Источники

[ редактировать ]

Хотя Юлий Цезарь (100–44 гг. До н. э.) был хорошо осведомлен о регионах и племенах на восточных берегах Рейна, он никогда не упоминал хаттов по имени. В том же большом географическом регионе он ясно назвал свебов жителями того времени, предполагая, что они недавно изгнали кельтов и в его время все еще угрожали регионам вокруг них. [ 6 ] Страбон (64/63 г. до н. э. – ок. 24 г. н. э.), однако, упомянул как свевов, которых он описывает как значительную нацию, состоящую из многих племен, так и хаттов, которых он описал как одно из меньших германских племен, и сделал не числиться среди свевов. [ 7 ]

Столетие спустя Плиний Старший в своей «Естественной истории » (написанной в 77–79 гг. н. э. ) выделил хаттов и свевов, но сгруппировал их вместе с гермундурами и херусками , назвав эту группу гермионами , которые также упоминаются как нация германских племен. по Тациту, как живущему во внутренней Германии. [ 8 ] Некоторые комментаторы полагают, что свевы Цезаря, возможно, были тем же самым, что и более поздние Чатти, ветвь свевского движения людей, которую стали более четко идентифицировать. [ 9 ] Если нет, то Чатти могут представлять собой пережиток более старого племенного названия, в отличие от Тенктери , Усипетов и Убиев, которые все были изгнаны с родных земель в одном и том же регионе в результате свебских вторжений.

Первым древним писателем, упомянувшим хатти, был Веллей Патеркул. Он упомянул о них в 6 г. н. э. в своей книге 2, 109 (5): «Сентий Сатурнин получил приказ идти со своими легионами через область Чатти к Бойогемуму, что является названием области, занятой Марободуусом, прорубив проход через Герцинский лес, ограничивавший этот регион».

Вторым древним писателем, упоминающим хатти, является Страбон , написанный где-то после 16 г. н.э. , который включает хаттов в список завоеванных германских племен, которые были более оседлыми и земледельческими, но также и более бедными, чем кочевые племена в центральной и восточной Германии, такие как свебы. Они были бедны, потому что воевали с римлянами, потерпели поражение и были разграблены. [ 10 ] В своей второй книге эпиграмм Марсьяль : приписывает императору Домициану (51–96 гг. н.э. ) победу над хаттами

Боевой: Эпиграммы. Книга II, № 2

«Крит дал великое имя, Африка дала великое имя,
Сципион — победитель, а Метелл — победитель;
более благородная укрощенная Германия дает Рейн,
и ты был ребенком, достойным этого имени, Цезарь.
брат идумейцев заслужил победы вместе со своим отцом,
лавр, данный от Чаттиса, весь ваш.

«Крит дал великое имя, Африка — великое:
Одно есть у Сципиона-победителя, а другое у Метелла.
Германия получила более благородное имя после покорения Рейна.
и еще мальчиком, Цезарь, ты был достоин этого имени.
Вместе с отцом твоим брат твой заслужил идумейские победы,
но лавр, отданный Чатти, полностью принадлежит вам».

В первом веке эры нашей Тацит предоставляет важную информацию об участии хаттов в германских войнах и некоторых элементах их культуры. Он говорит, что:

Поселения [Чатти] начинаются в Герцинском лесу , где страна не такая открытая и болотистая, как в других кантонах, на которые простирается Германия. Они встречаются там, где есть холмы, и вместе с ними встречаются реже, потому что герцинский лес держится близко, пока не увидит в последний раз свою родную Чатти. Это племя отличается крепким телосложением, крепкими конечностями, свирепыми лицами и необычайной смелостью. Немцы обладают большим умом и проницательностью; они продвигают к власти своих избранных людей и подчиняются тем, кого они продвигают; они держат свои ряды, отмечают свои возможности, сдерживают свои порывы, распределяют день, окопываются ночью, считают удачу сомнительным, а доблесть - неисчерпаемым ресурсом; и что самое необычное, и только при условии систематической дисциплины, они больше полагаются на генерала, чем на армию. Вся их сила — в пехоте, которая, помимо оружия, нагружена железными орудиями и провиантом. Другие племена, которые вы видите, отправляются в бой, чатти — в поход. Они редко участвуют в простых набегах и случайных встречах. Действительно, особенностью кавалерийского отряда является быстрое одержание победы и столь же быстрое достижение победы. Быстрота и робость идут рука об руку; обдуманность больше похожа на стойкое мужество. [ 11 ]

Тацит также отмечает, что, как и другие германские племена, хатты интересовались традициями стрижки и бороды.

У хаттов стала распространенной практика, редкая среди других германских племен и просто характерная для индивидуальной доблести: отпускать волосы и бороду, как только они достигнут зрелого возраста, а не до тех пор, пока они не убьют врага, отложив это в сторону. особый аспект, который посвящает их и обязывает их к доблести. Над испорченным и истекающим кровью врагом они еще раз показывают свои лица; тогда, и не раньше, заявляя, что они выполнили обязательства своего рождения и доказали, что достойны своей страны и своих родителей. Трусливые и невоинственные остаются нестриженными. Самые храбрые из них также носят железное кольцо (что в противном случае является знаком позора среди людей), пока они не освободятся, убив врага. Большинству чатти нравится такая мода. Ими отличаются даже седые люди, и поэтому они одинаково бросаются в глаза как врагам, так и соотечественникам. Начать битву всегда остается за ними; они образуют первую линию, зрелище необычное. Даже в мирное время они не принимают более цивилизованного вида. У них нет дома, земли или занятий; их поддерживает тот, кого они посещают, они столь же щедры на чужую собственность, как и независимо от своей собственной, пока, в конце концов, слабость возраста не делает их неспособными к столь суровой доблести. [ 12 ]

Между Рейном и Чаттами Тацит помещает тенктеров и узипетов , которые, по-видимому, были переселены со времен Цезаря на старую родину убиев , в свою очередь обосновавшихся в Кёльне . [ 13 ] (Цезарь описал эти три племени как находящиеся под давлением свевов на востоке и пытающиеся перебраться через Рейн.) Что касается юга, Тацит также говорит, что земля Чаттов находится за пределами сомнительных земель, так называемых десятинных земель, или agri decumates , который пытались заселить авантюристы с римских берегов Рейна и Дуная. [ 14 ] Возможно, что сначала хатты обосновались на Рейне, на старой территории убиев. Кассий Дион описывает, как Друз основал форт на территории Чатти на Рейне в 11 г. до н. э. , и что в 10 г. до н. э. они покинули территорию, куда им разрешили римляне. [ 15 ]

К северу от Чатти Тацит помещает большую территорию Чаучи . [ 16 ] На востоке соседями хаттов и чауков были херуски , которых Тацит описывает как чрезмерно миролюбивых в свое время. [ 17 ] (Цезарь описал свевов, а не хаттов, как живущих между убиями на Рейне и лесом под названием Баценис, который отделял их от херусков. Вот почему свевов Цезаря иногда считают хаттами.)

Чатти успешно сопротивлялись включению в состав Римской империи , присоединившись к херусканского военного вождя Арминия коалиции племен Вара , которая уничтожила легионы в 9 году нашей эры в битве в Тевтобургском лесу . Германик позже, в 15 г., [ 18 ] в отместку совершали набеги на их земли, но в конце концов Рим отреагировал на воинственную защиту своей независимости Чатти, построив пограничные укрепления вдоль южной границы своих земель в центральном Гессене в первые годы первого века. Крупный набег Чатти на Верхнюю Германию был решительно разбит легионами в 50 году нашей эры. [ 19 ] В 58 году нашей эры Чатти потерпели поражение от Хермундури в пограничном споре из-за религиозно значимой реки.

Римские источники идентифицируют легендарный Маттиум за Эдером как столицу Чатти. Разрушенный Германиком, его местонахождение сегодня неизвестно, но обычно предполагается, что он находится в более широком районе Фрицлара к северу от реки Эдер . [ 20 ]

Чатты были противниками императора Домициана в 84 г. н.э. и союзниками Луция Антония Сатурнина в его восстании 89 г. н.э. [ 21 ]

Они появляются снова во время подготовки к Маркоманским войнам , сначала нападая на юг в сторону Высшей Германии и Раитии на территории нынешней южной Германии, в 162 году, а затем, пока шли более крупные сражения, они были отброшены вместе с гермундури от Рейна Дидий Юлиан в 175 году.

Однако после начала третьего века нашей эры чатти практически исчезают из источников и упоминаются только как актуальный элемент или при описании событий первого века. Кассий Дион , скорее всего, не только первый автор, упоминающий аламаннов , но и последний, зафиксировавший историческое появление хаттов. Описывая германскую войну Каракаллы в 213 году нашей эры , он рассказывает о битве императора с « Κέννους, Kελτικòν ἔθνος » («Кенни, кельтский народ»). [ 22 ] Однако это взято из отрывка о Дионе в трудах Иоанна Ксифилина , тогда как во « Фрагменте Валезианы» те же люди называются «Чаттой». [ 23 ] Использование «Kελτικός» для германских народов было архаичной традицией среди греческих писателей.

После Кассия Диона имя «Чатт» появляется среди других в панегирике Сидония Аполлинария в конце пятого века, теперь как поэтический синоним слова «Герман». [ 24 ] Последним древним источником, в котором упоминаются Чатти, хотя бы в цитате Сульпиция Александра, описывающего события конца четвертого века, был Григорий Турский . [ 25 ]

Якобы Чатти были связаны с легендарным «первым королем франков». Рассказывают историю избрания первого франкского короля. [ 26 ] В гораздо более поздней Liber Historiæ Francorum говорится, что после смерти Сунно его брат Маркомер , лидер ампсивариев и хаттов, предложил франкам иметь одного короля, вопреки их традиции. В «Liber» добавляется, что Фарамонд , названный сыном Маркомера, был выбран в качестве этого первого короля (таким образом положив начало традиции длинноволосых королей франков), а затем утверждает, что, когда он умер, его сын Хлодио [428 г. н.э.] был воскрешен. как следующий король. В работе больше о нем ничего не говорится.

В любом случае Чатти в конечном итоге могли стать ветвью гораздо более крупных соседних франков , и их регион был включен в состав королевства Хлодвига I , вероятно, вместе с прибрежными жителями , в начале шестого века.

Имя Чатти, по-видимому, сохранилось в средневековом и современном названии Гессена в Германии, которое появляется уже раньше. Например, в 723 году англосаксонский миссионер Винфрид , впоследствии названный святым Бонифацием , апостолом германцев, занимаясь прозелитизмом среди гессенцев (Hessorum), срубил их священное дерево, Дуб Тора , недалеко от Фрицлара , в рамках своих усилий по их обращению. и другие германские племена приняли христианство.

Использование в XIX веке

[ редактировать ]

На Венском конгрессе курфюрст Гессенский , восстановленный после падения Наполеона , безуспешно пытался быть признанным «королем хаттов», хотя к тому времени хатты уже давно перестали существовать как отдельная этническая группа. [ 27 ]

Часуарии и Чаттуарии

[ редактировать ]

Два племени на севере Германии носят названия, которые иногда сравнивают с Чатти. Чаттуарии , чье имя, по-видимому, означает , что они являются жителями земель Чатти, или же народ Чатти, жили недалеко от Рейна, вероятно, между Эйсселем и Липпе . Их стали рассматривать как франков , и, по-видимому, они перешли через Рейн как франкский народ, чтобы поселиться на уголке земли между реками Рейн и Маас. [ 15 ]

Имя Chattuarii, в свою очередь, иногда сравнивают с другим народом, называемым Chasuarii, упомянутым несколькими классическими авторами. Часуарии — германское племя, упомянутое Тацитом в « Германии» . По его словам, они жили к северу от Чамави и Ангривари , которые, в свою очередь, жили к северу от Бруктери, между Эмсом и Везером, однако название Часуариев чаще всего интерпретируется как «жители на Хасе [ реке ]», приток Эмса . Географ второго века Клавдий Птолемей упоминает, что касуарии жили к востоку от гор Абноба, недалеко от Гессена , но считается, что это описание Северной Европы содержит путаницу, возникшую из-за использования разных источников. [ 28 ]

Места, названные в честь Чатти

[ редактировать ]
[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Форд, Саймон Сэмюэл (2018). «Чатти» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Издательство Оксфордского университета . ISBN  9780191744457 . Проверено 26 января 2020 г. Чатти. Германское *племя, жившее на территории современного Гессена (западно-центральная Германия).
  2. ^ Томпсон, Эдвард Артур ; Дринкуотер, Джон Фредерик (2012). «Чатти» . В Хорнблауэре, Саймоне ; Спофорт, Энтони; Эйдинов, Эстер (ред.). Оксфордский классический словарь (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN  9780191735257 . Проверено 26 января 2020 г. Чатти, германский народ, живший в окрестностях верхнего Везера и Димеля.
  3. ^ «Чатти | люди» . Британская энциклопедия .
  4. ^ Карл Уолдман; Кэтрин Мейсон (2006). Энциклопедия европейских народов . Издательство информационной базы. стр. 170–. ISBN  978-1-4381-2918-1 .
  5. ^ «Архив интернет-классики | Истории Тацита» . classics.mit.edu .
  6. ^ Джеймс Коулз Причард (1841). Исследования по физической истории человечества: Исследования по этнографии Европы . Шервуд, Гилберт и Пайпер. стр. 352– . Проверено 17 ноября 2012 г.
  7. ^ Страбон 7.1 https://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus:text:1999.01.0239:book=7:chapter=1&highlight=chatti
  8. ^ Полный. Нат. 4.28
  9. ^ Пек (1898), Словарь классических древностей Харпера
  10. ^ Страбон, 7.1.3–4.
  11. ^ «Корнелий Тацит, Германия и ее племена, глава 30» . www.perseus.tufts.edu .
  12. ^ «Корнелий Тацит, Германия и ее племена, глава 31» . www.perseus.tufts.edu .
  13. ^ «Корнелий Тацит, Германия и ее племена, глава 32» . www.perseus.tufts.edu .
  14. ^ «Корнелий Тацит, Германия и ее племена, глава 29» . www.perseus.tufts.edu .
  15. ^ Jump up to: а б Лантинг; ван дер Плихт (2010), « 14 C-хронология голландской пред- и протоистории VI: римский период и период Меровингов, часть А: исторические источники и хронологические схемы» , Palaeohistoria , 51/52: 52, ISBN  9789077922736
  16. ^ «Корнелий Тацит, Германия и ее племена, глава 35» . www.perseus.tufts.edu .
  17. ^ «Корнелий Тацит, Германия и ее племена, глава 36» . www.perseus.tufts.edu .
  18. ^ Тацит, Анналы 1.55
  19. ^ Тацит, Анналы 12.27
  20. ^ Армин Беккер: Маттиум . В: Реальный лексикон германской древности (РГА). 2-е издание, том 19, Вальтер де Грюйтер, Берлин – Нью-Йорк, 2001, с. 443-444. ( ограниченная онлайн-копия , стр. 443, в Google Книгах ) (немецкий)
  21. ^ Джонс, Брайан В. (1992). Император Домициан . Лондон: Рутледж. ISBN  978-0-415-10195-0 .
  22. ^ Кассий Дион, 78.14.1f ; Греческий .
  23. ^ Фрагмента Валезиана 377.
  24. ^ Сидоний, Кармина 7,388 и далее. В этом стихотворении в честь Авита «Чатт» ограничен болотистыми водами реки Эльбы . См. Людвиг Рюбекейл , Диахронические исследования зон контакта между кельтами и немцами , ÖAW, Вена, 2002, стр. 45ф.
  25. ^ Григорий Туроненец, История франков , 2.9.55.
  26. ^ Liber Historiæ Francorum 4–5, MGH Scriptores rerum Merovingicarum II, изд. Б. Круш, Ганновер, 1888 г., стр. 245–246
  27. ^ Сатоу, Эрнест Мейсон (1932). Руководство по дипломатической практике . Лондон: Лонгманс.
  28. ^ Шютте (1917), Карты Северной Европы Птолемея , Копенгаген, Х. Хагеруп, стр. 119.
  29. Краткое введение в историю Гессена (Гессена). Архивировано 17 июля 2011 г. в Wayback Machine.
  30. ^ Файлы истории: Гессен
  31. ^ Кесслер, П.Л. «Королевства Германия – Гессен» . Файлы истории . Проверено 6 мая 2024 г.
  32. ^ «Meyers Konversationslexikon 1888, том 9, страница 623» . Архивировано из оригинала 12 июня 2007 г. Проверено 17 сентября 2017 г.
  33. ^ «Meyers Konversationslexikon 1888, том 11, страница 449» . Архивировано из оригинала 11 июня 2007 г. Проверено 17 сентября 2017 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0b2ab15c59e7daa43332292465597e7e__1715506980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0b/7e/0b2ab15c59e7daa43332292465597e7e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chatti - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)