Borodino -class Battlecruiser
![]() Запуск Izmail в 1915 году
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Borodino ( Izmail ) |
Операторы | ![]() |
Предшествует | Никто |
Преуспевает | Kronshtadt class |
Построенный | 1912–1917 |
Запланировано | 4 |
Отменен | 4 |
Общие характеристики | |
Тип | Бэтлкуер |
Смещение | 32 500 длиной тонны (33 022 т ) (нормально) |
Длина | 223,85 м (734 фута 5 дюймов) |
Луч | 30,5 м (100 футов 1 дюйма) |
Черновик | 8,81 м (28 футов 11 дюймов) |
Установленная питание |
|
Движитель | 4 валы; 4 паровых турбин наборы |
Скорость | 26,5 узлов (49,1 км/ч; 30,5 миль в час) |
Дополнение | 1,174 |
Вооружение |
|
Доспехи |
|
( Borodino -класс Battlecruisers русский: leneйne kreйseraratypa «имамайл» ) были группой из четырех битвы, заказанных Императорским российским флотом до Первой мировой войны . Также называется Izmail классом , они были заложены в конце 1912 года [ Примечание 1 ] в Сен -Петербурге для службы в Балтийском флоте . Строительство кораблей было отложено из -за отсутствия мощности на внутренних фабриках и необходимости заказать некоторые компоненты из -за рубежа. Начало Первой мировой войны еще больше замедлило свое строительство, так как импортируемые компоненты часто не были доставлены, а внутреннее производство было направлено в области, более сразу же полезные для военных действий .
Три из четырех кораблей были в 1915 году, а четвертое в 1916 году запущены . Русская революция 1917 года остановила всю работу на кораблях, которые никогда не возобновились. Несмотря на то, что было рассмотрено некоторое рассмотрение для завершения корпусов, которые были ближайшими к завершению, три самых дальних от завершения были проданы для отладка Советским Союзом в начале 1920 -х годов. Советский флот предложил преобразовать Izmail , судно, ближайшее к завершению, в авианосец в 1925 году, но план был отменен после политического маневрирования красной армией , и она в конечном итоге была отменена в 1931 году.
Дизайн и разработка
[ редактировать ]После окончания русско-японской войны 1905 года генеральный персонал российского военно-морского флота решил, что ей нужна эскадрилья быстрых бронированных крейсеров [ Примечание 2 ] [ 1 ] врага Это могло бы использовать их скорость, чтобы вовлечь лидера боевой линии , как это сделал адмирал Того против русского флота во время битвы при Цусиме . Генеральный персонал военно-морского флота первоначально призвал к судному судно с высокой скоростью (28 узлов (52 км/ч; 32 миль в час)), 305-миллиметровой (12 дюймов) оружия и ограниченной защитой ( пояс ватерлинии 190 мм или 7,5 дюйма). Царь закончилась до того , , глава российского правительства, одобрил строительство четырех таких кораблей 5 мая 1911 года, но государственная сессия DUMA как предложение может быть проголосовано. Предварительные предложения для кораблей были запрошены у частных строителей, но предложения оказались очень высокими, [ 1 ] приводя к пересмотру требований. Генеральный персонал военно -морского флота выпустил новую спецификацию 1 июля 1911 года для корабля со скоростью всего 26,5 узлов (49,1 км/ч; 30,5 миль в час), а броня увеличилась до 254 мм (10 дюймов). Вооружение было увеличено до девяти 356-миллиметровых (14 дюймов) орудия в трех нерезанных турелях с тройным пулеметом, [ 2 ] Основываясь на ложном слухе о том, что немцы увеличивают калибр оружия в своих линковых кораблях . [ 3 ] Императорский российский флот полагал, что широко разделение основных оружейных турелей и их журналов снизило вероятность катастрофического взрыва боеприпасов, уменьшил силуэт корабля и улучшил стабильность без суперсорных барон и их высоких варкеттов . [ 4 ]
Военно -морское министерство просило новые заявки 8 сентября от 23 судостроителей, внутренних и иностранных, но только 7 ответили, даже после того, как крайний срок был продлен на месяц. Несколько дизайнов были отклонены за то, что они не соответствовали пересмотренным критериям. Тем временем, артиллерийская часть основной администрирования судостроения решила, что в мае 1912 года он предпочитал четырехлетнюю конструкцию, и в мае 1912 года были запрошены новые предложения от ведущих претендентов из первого раунда торгов. [ 5 ] Возможным победителем стал дизайн Admiralty Shipyard в Сент-Петербурге , в котором дополнительная башня была добавлена в новую секцию корпуса , вставленную в оригинальный дизайн с тремя турретами. [ 6 ]
Строительство DUMA одобрило строительство в мае 1912 года, до того, как дизайн был завершен, и выделил 45,5 миллиона рублей для каждого корабля. Дополнительная оружейная башня и последующее увеличение размера кораблей привели к тому, что корабли были избыточны примерно на 7 миллионов рублей каждый, а некоторые деньги были отвлечены от бюджета для Светлана , крейсера чтобы покрыть расхождение. Заказы были размещены 18 сентября 1912 года для пары кораблей из Admiralty Shipyard и Baltic Works , также из Санкт -Петербурга. Первая пара должна была быть готова к испытаниям 14 июля 1916 года, а вторая пара 14 сентября 1916 года. [ 5 ] [ 7 ]
Полномасштабные испытания брони в 1913 году выявили серьезные слабости в . схеме защиты Бородино Устаревшая железная клева была модифицирована с помощью защиты брони, идентичной тем, которая использовалась гангут -классовыми линдами, а затем строилась. Палуба . и доспехи башни оказались слишком тонкими, и структура, поддерживающая боковую броню, была недостаточно сильной, чтобы противостоять удару воздействия тяжелых раковинов [ 8 ] Конструкция брони Borodino S была сходной по строительству с гангутом и , следовательно, необходимо изменить, что замедляло строительство. бородино S Доспеха Чтобы компенсировать этот дополнительный вес, запланированную заднюю башню была удалена полностью, а толщина главного пояса была слегка уменьшена. Мортичные и тенновые суставы были введены между табличками брони вдоль вертикальных краев, чтобы лучше распределить удар от удара раковины и уменьшить нагрузку на поддерживающую структуру корпуса. Запуск первой пары кораблей был отложен на шесть месяцев из -за этих изменений, а также задержки, взимаемые множеством заказов судов, которые уже находятся в руках. [ Примечание 3 ] [ 8 ]
Общие характеристики
[ редактировать ]Корабли бородино составляли 223,85 метра (734 фута 5 дюймов) в целом . У них был луч 30,5 метров (100 футов 1 дюйма) и черновик 8,81 метра (28 футов 11 дюймов) при полной нагрузке . Корабли вытеснили длину 32 500 тонн (33 000 т ) обычно и 36 646 тонн (37 234 т) при полной нагрузке. [ 9 ] Высокопротивная сталь использовалась по всему корпусу с мягкой сталью, используемой только в областях, которые не способствовали прочтке конструкции. Корпус был подразделен на 25 поперечных водонепроницаемых переборки , а в машинном отделении была разделена продольная переборка. Двойное дно имела высоту 1,275 метра (4 фута 2 дюйма), а жизненные силы корабля были защищены тройным дном, которое добавило дополнительные 875 миллиметров (2 фута 10 дюймов) глубины. Дизайн предусматривал выстрел в 8,89 метра (29 футов 2 дюймов) вперед, 6,24 метра (20 футов 6 дюймов) на млениках и 6,49 метра (21 фут 4 дюйма) в конце. Корабли были оснащены тремя анти-подключающими танками FRAHM с каждой стороны. [ 10 ]
Движитель
[ редактировать ]Borodino , S питали на четыре набора паровых турбин , каждый из которых управлял одним валом пропеллера используя пар, предоставляемые 25 треугольными котлами из Yarrow с рабочим давлением 17 кг/см. 2 (1667 кПа ; 242 фунтов на квадратный дюйм ). Турбины разработали в общей сложности 66 000 лошадиных сил вала (49 000 кВт ) и были разработаны для перегрузки до 90 000 SHP (67 000 кВт). Передние котлы были сгруппированы в три отсека с тремя масляными котлами в каждом отсеке. Задние котлы находились в четырех отсеках, каждый из которых содержал четыре котла с угольными, оснащенными масляными распылителями для увеличения скорости сжигания. Максимальная скорость оценивалась в 26,5 узла, хотя и заставив машину увеличить его до 28,5 узлов (52,8 км/ч; 32,8 миль в час). Корабли были разработаны для перевозки 1974 длинных тонн (2 006 т) угля и 1 904 тонн (1 935 т) масла , что дало приблизительно диапазон 2280 морских миль (4220 км; 2620 миль) на полной скорости. [ 5 ] [ 9 ] [ 11 ]
Два набора паровых турбин были заказаны 22 апреля 1913 года от франко-российских работ в Санкт-Петерсбурге для судов, построенных по верфи Адмиралтейства, а балтийские работы построили турбины для своих кораблей, хотя некоторые компоненты были заказаны из-за рубежа. [ 12 ] Тем не менее, западные источники давно неверно заявили, что турбины для Наварина были заказаны у Ag Vulcan , и что они были захвачены в начале войны для использования в Brummer легких крейсерах . Помимо того, что они противоречат оригинальным российским и немецким записям, это технически невозможно, поскольку турбины, фактически указанные для Наварина, были из типа Парсонса, в то время как те, которые фактически использовались в немецких крейсерах, были из модели Кертиса. Фактически, двигатели класса Brummer были заказаны для ведущего корабля крейсеров Светлана . [ 13 ]
У класса Borodino было шесть турбогенераторов и два дизельных генератора , каждый из которых был оценен в 320 киловатт (430 л.с.). Они были в четырех отсеках ниже основной палубы , по два каждую переднюю часть и кормовой котел и отделения . Генераторы питали сложную электрическую систему, которая объединила переменный ток для большинства оборудования с постоянным током для машин тяжелой нагрузки, такой как моторы башни. [ 14 ]
Вооружение
[ редактировать ]Первичное вооружение кораблей состояло из дюжины 52- калибра 356-миллиметровых (14 дюймов) модели 1913 года, установленных в четырех электрических башнях. Торели были разработаны для повышения и прохождения со скоростью 3 ° в секунду. Оружие имело диапазон высоты от -5 ° до +25 °. Они могут быть загружены под любым углом между -5 ° и +15 °; Ожидаемый показатель пожара составлял три раунда в минуту. Пространство было предоставлено максимум 80 раундов на пистолет. Орудия выстрелили 747,6 килограммы (1648 фунтов) снарядов с скоростью дульного сведения 731,5 м/с (2400 футов/с), с максимальным диапазоном 23 240 метров (25 420 ярдов). [ 9 ] [ 15 ]
Вторичное вооружение состояло из двадцати четырех 55-калибра 130 мм (5,1 дюйма) схемы 1913 года, установленных в казематах в корпусе, двенадцать на сторону. [ 9 ] [ 16 ] Оружие имело максимальную высоту +20 °, что дало им диапазон 15 364 метра (16 802 ярда). Они выпустили 36,86-килограмму (81,3 фунта) снаряда с скоростью дульного сведения 823 м/с (2700 футов/с). [ 17 ]
Вооружение зенитного сустава должно было составить четыре 38-калибра 64-миллиметровых (2,5 дюйма) орудия, установленных на верхней палубе с 220 патронами, переносимыми для каждого пистолета. [ 16 ] Они выпустили 4,04 килограммы (8,9 фунта) снаряда с скоростью дульного сведения 686 м/с (2250 футов/с). [ 18 ] Четыре 75-миллиметра (3,0 дюйма) должны были быть установлены парами на основных крышах башни для подготовки к калибрам с основным оружием. Шесть подводных 450 миллиметровых (17,7 дюймов) были установлены трубки торпеды , по три на каждой широкой стороне ; Им было предоставлено в общей сложности восемнадцать торпед. [ 9 ] [ 16 ]
Огненной контроль
[ редактировать ]Переднему и кормовому пистолетному оружию дают 6-метровый (19 футов 8 дюймов)) , а на вершине башни-еще 5-метровый (16 футов 5 дюймов). [ 16 ] Geisler Они предоставили бы данные для центрального артиллерийского пост -компьютера , который затем передаст команды оружия. [ 19 ] Механический компьютер контроля пожара был бы либо пыльцы Арго часовым часами , которые были куплены в 1913 году, либо в жилой системе Эриксона. [ 16 ]
Защита
[ редактировать ]Испытания с Чесмой сильно повлияли на дизайн защиты брони корабли Бородино . Крупп -цементированные пластины были изменены, чтобы соответствовать кадрам и обеспечить поддержку их суставов; Они также были заблокированы вместе с суставами, чтобы лучше распределить удар от воздействия оболочки. 237,5-миллиметровый (9,4 дюйма) пояс ватерлинии покрывал середину 151,2 метра (496 футов 1 дюйма) корабля. Он имел общую высоту 5,015 метров (16 футов 5 дюймов), из которых 3,375 метра (11 футов 1 дюйм) было выше конструктивной ватерлинии и 1,64 метра (5 футов 5 дюймов) ниже. Оставшаяся часть ватерлинии была защищена 125-миллионными (4,9 дюймами) пластинами. Верхний ремень составлял 100 миллиметров (3,9 дюйма) толщиной и высотой 2,89 метра (9 футов 6 дюймов). Он истощил до 75 миллиметров вперед казематов и простирался до лука . Задняя часть прогнозирующей палубы была защищена вверх удлинением верхнего пояса в области передних варкеттов и верхних казематов. Эти казематы были защищены 100-миллиметровыми поперечными переборками. За боковой броней находилась внутренняя продольная переборка с отколомки, которая составляла 50 миллиметров (2,0 дюйма) толщиной между средней и нижней палубами и уменьшилась до 25 миллиметров (0,98 дюйма) между средней и верхней палубами. Переборка, наклоненная от края нижней палубы до нижнего края ремня брони с общей толщиной 75 миллиметров, разделенной между 50-миллиметровой пластиной. Krupp Non-Cemped Armour (KNC), наложенная над 25-миллиметровым никелевой сталью. Передний конец бронированной цитадели был защищен отдельно, а поперечная переборка была толщиной всего 75 миллиметров. Задняя переборка не имела другой защиты и составляла толщину 300 миллиметров (11,8 дюйма) между средней и нижней палубами, уменьшившись до 75 миллиметров на уровне ремня брони. [ 16 ]
Основные оружейные турели были спроектированы с 300-миллионными сторонами и 150-миллионными крышами. Оружейные порты были бы защищены 50-миллиметровыми тарелками с 25-миллиметровыми переборками, разделяющими каждое пистолет внутри турелей. Бартеетты были толщиной 247,5 миллиметра (9,7 дюйма) и уменьшены до 147,5 миллиметра (5,8 дюйма), когда за другими бронями. Они были формированы, как усеченные шишки, которые соответствовали траекториям нисходящих раковин и, таким образом, уменьшили их защитную ценность. Поворотная башня составляла 400 миллиметров (15,7 дюйма) толщиной и уменьшена до 300 миллиметров ниже верхней палубы. Поглощения воронки были защищены 50 миллиметрами брони. Верхняя палуба составляла 37,5 миллиметра (1,5 дюйма) толщиной), а средняя палуба состояла из 40-миллиметровых (1,6 дюйма) пластин KNC на 25 миллиметрах никелевой стали над бронированной цитаделью. Стороны конносительной башни были оснащены броняными пластинами толщиной 400 миллиметров (15,7 дюйма), а ее крыша составляла 250 миллиметров (9,8 дюйма) толщиной. Подводная защита была минимальной: за рамкой вверх вверх было только 10-миллиметровое (0,4 дюйма) водонепроницаемое переборка, и это стало более тонким, когда корпус сузился к конечным башням. [ 20 ]
Строительство
[ редактировать ]Все четыре корабля были официально заложены 19 декабря 1912 года, и работа началась в марте -апреле 1913 года. После обзора прогресса 4 июня 1914 года, запуска [ Примечание 4 ] Из первой пары кораблей было отложено до октября. Когда первая мировая война началась в августе, корпус Измаила был оценен как 43 процента, остальные значительно отстали. [ 21 ] Война вызвала дальнейшие задержки, поскольку некоторые компоненты были заказаны у иностранных производителей. Например, оружейные башни предназначались для отдыха на 203 мм (8 дюймов) ролик, сделанных в Германии, но попытки заказать замены со стороны Соединенного Королевства и Швеции оказались бесполезными, поскольку ни одна компания не была готова и способна поддерживать подшипники. [ 5 ] Война вызвала другие задержки, включая конкуренцию за дефицитные ресурсы, необходимые для других производства, которые считаются необходимыми для войны. Три из четырех кораблей были запущены в 1915 году, но стало ясно, что российская промышленность не сможет завершить их во время войны, в основном потому, что турели были серьезно отложены из-за невозможны иностранных компонентов и нехватки стали. Они были реклассифицированы как проекты второго ранга основным администрированием судостроения в 1916 году и строительство практически остановилось. [ 22 ]
Различные планы были составлены Генеральным персоналом военно-морского флота и основной администрирование судостроения для послевоенного завершения кораблей, включая модификацию турелей для загрузки под фиксированным углом +4 °, чтобы уменьшить вес и сложность погрузочного оборудования. Другим преднамеренным изменением было удлинение воронок на 2 метра (6 футов 7 дюймов), чтобы свести к минимуму помехи дыма с мостом , что было проблемой на гангтового класса дредноугах . Были предложения по улучшению механизма с помощью заправленных турбин, турбоэлектрического привода или гидравлической передачи Фоттингера , но они были более теоретическими, чем практичными. [ 23 ]
После февральской революции условия корабли были оценены 28 апреля 1917 года. Корабль, который был самым дальним, все еще оставался из -за того , что ее корпус, двигатели и котлы были завершены около 65 процентов, а ее броня была завершена на 36 процентов. Ее башни не должны были завершены до 1919 года. Конгресс работников верфи решил продолжить работу над Izmail в середине 1917 года, но только для того, чтобы обеспечить работу. остановило Временное правительство всю работу над Бородино , Кинберном и Наварином 24 октября 1917 года, и большевики приказали работать над Izmail , остановившись 14 декабря 1917 года. [ 23 ]
После окончания гражданской войны в России было видно к октябрю 1921 года, победоносные большевики считали, что закончили Измаил и, возможно, Бородино , к своему первоначальному дизайну. потребовалось бы не менее двух лет Измаила Для построения всех турелей , даже если было доступно достаточное количество оружия. Десять были доставлены Vickers до революции, и один пистолет был завершен внутри страны в 1912 году, но перспективы большего количества оружия не были многообещающими, учитывая бедное состояние советской промышленности после гражданской войны. Другой проблемой была их сложная электрическая система; Он не мог быть завершен в текущих условиях, и для замены его более простой системой потребуется не менее двадцати месяцев. [ 24 ]
Советы также рассмотрели завершение Кинберна и Наварина для модифицированного дизайна, в котором было 410 миллиметровое (16-дюймовое) оружие; Башня с двумя выстрелами весила чуть меньше, чем тройной 354 мм (13,9 дюйма) оружейной башни. Предложение было отклонено, потому что перспективы фактического приобретения такого оружия были минимальными. Внутренняя промышленность была неспособна создать такое крупное оружие, и Советы не смогли приобрести оружие у любой иностранной компании. Другие идеи были рассмотрены для трех менее полных кораблей. Они включали в себя преобразование корпусов в грузовые корабли , пассажирские вкладыши длиной 22 000 тонн (22 000 т) или нефтяные баржи , но корпуса считались слишком большими и громоздкими для предлагаемого использования. Ни одно из предложений не было принято, и все три из менее полных кораблей были проданы немецкой компании для отладка 21 августа 1923 года, чтобы собрать столь необходимые деньги для правительства. [ 9 ] [ 25 ]
В мае 1925 года эксплуатационное управление Советского флота предусматривало преобразование Измаила в авианосца с максимальной скоростью 27 узлов (50 км/ч; 31 миль в час) и емкостью 50 самолетов. Она была бы вооружена восемью 183-миллиметровыми (7,2 дюймами) орудиями, и ее броня уменьшилась до максимум 76 миллиметров (3,0 дюйма). Это предложение было одобрено Алексай Риковом , председателем Совета комиссаров народных комиссаров 6 июля 1925 года, но Красная Армия решительно была против того, чтобы тратить больше денег на военно -морские проекты. Им удалось заблокировать проект, получив контроль над комиссией, назначенной для рассмотрения потребностей военно -морского флота в декабре, которая отменила проект 16 марта 1926 года. [ 26 ] After most of her boilers were used during the reconstructions of the battleships Parizhskaya Kommuna and Oktyabrskaya Revolyutsiya , [ 27 ] Измаил был отменен начиная с 1931 года в Ленинграде . [ 9 ] [ 28 ] [ 29 ]
Корабли
[ редактировать ]Корабли были названы в честь сражений, сражающихся Российской империей:
Имя | Тезка [ 30 ] | Строитель [ 9 ] | Заложено [ 31 ] | Запущен [ 31 ] | Судьба | Статус 28 апреля 1917 года [ 23 ] | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Корпус | Доспехи | Двигатели | Котлы | ||||||
Izmail ( Измаил ) | Siege of Izmail | Балтийские работы | 19 декабря 1912 года | 22 июня 1915 года | Сброшен, 1931 [ 9 ] | 65% | 36% | 66% | 66% |
Borodino ( Бородино ) | Битва при Бородино | Admiralty Shipyard | 31 июля 1915 года | Продается на склад, 21 августа 1923 г. [ 26 ] | 57% | 13% | 40% | 38.4% | |
Кинберн ( Кинберн ) | Битва при Кинберне | Балтийские работы | 30 октября 1915 года | 52% | 5% | 22% | 7.2% | ||
Наварин ( Наварин ) | Битва при Наварино | Admiralty Shipyard | 9 ноября 1916 года | 50% | 2% | 26.5% | 12.5% |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Все даты, используемые в этой статье, являются новым стилем (григорианский).
- ^ Корабли Бородино были официально классифицированы как бронированные крейсеры до приказа 29 июля 1915 года, когда они были переименованы в качестве битвы ( Lineiny Kreiser ). [ 1 ]
- ^ Сервицы были перегружены заказами и не имели возможности поддерживать первоначальный график строительства.
- ^ Корпус корабля должен быть просто водонепроницаемым и достаточно сильным, чтобы удерживать вместе, прежде чем его можно будет запустить. Как правило, основные структурные работы завершаются перед запуском, но механизм и главное вооружение могут быть или не быть установлены до запуска корабля.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в Маклафлин, с. 244
- ^ Маклафлин, с. 245
- ^ Будцбон, с. 304
- ^ Маклафлин, с. 212–213
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Уоттс, с. 65
- ^ Маклафлин, с. 245–246
- ^ Маклафлин, с. 247
- ^ Jump up to: а беременный Маклафлин, с. 247–248
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Тарас, с. 39
- ^ Маклафлин, с. 243, 249, 251
- ^ Маклафлин, с. 244, 253–254
- ^ Маклафлин, с. 253, особенно сноски 28 и 29
- ^ Dodson & Nottelmann, p. 190
- ^ Маклафлин, с. 254, 332
- ^ Маклафлин, с. 251–252
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Маклафлин, с. 252
- ^ Фридман 2011, с. 262
- ^ Friedman 2011, с. 264–265
- ^ Фридман 2008, с. 273–275
- ^ Маклафлин, с. 252–253
- ^ Маклафлин, с. 248
- ^ Маклафлин, с. 248–249
- ^ Jump up to: а беременный в Маклафлин, с. 249
- ^ Маклафлин, с. 332
- ^ Маклафлин, с. 332–335
- ^ Jump up to: а беременный Маклафлин, с. 335–336
- ^ Маклафлин, с. 344–345
- ^ Брейер, с. 114
- ^ Уоттс, с. 66
- ^ Сильверстоун, с. 373, 377, 379
- ^ Jump up to: а беременный Маклафлин, с. 243
Библиография
[ редактировать ]- Брейер, Зигфрид (1992). Советский военный корабль . Тол. I: 1917–1937. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-604-3 .
- Будцбон, Прземислав (1985). "Россия". В сером, Рэндал (ред.). Конвея - все мировые боевые корабли 1906–1921 . Аннаполис, Мэриленд: Военно -морской институт Пресс. ISBN 0-85177-245-5 .
- Додсон, Эйдан и Ноттелманн, Дирк (2021). Крейсеры Кайзера 1871–1918 . Барнсли/Аннаполис: Seaforth Publishing/Naval Institute Press. ISBN 978-1-68247-745-8 .
- Фридман, Норман (2008). Военно -морской огневой мощью: линкора оружия и оружие в эпоху дредноута . Аннаполис, Мэриленд: Военно -морской институт Пресс. ISBN 978-1-59114-555-4 .
- Фридман, Норман (2011). Военно -морское оружие первой мировой войны . Барнсли, Великобритания: Seaforth. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Маклафлин, Стивен (2003). Русские и советские линкоры . Аннаполис, Мэриленд: Военно -морской институт Пресс. ISBN 1-55750-481-4 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник мировых столичных кораблей . Нью -Йорк: Книги Гиппокрены. ISBN 0-88254-979-0 .
- Тарас, Александр (2000). Корабли Российского императорского флота 1892–1917 гг. [ Корабли Имперского русского флота 1892–1917 ]. Библиотека военной истории (на русском языке). Минск: Харвест. ISBN 985-433-888-6 .
- Уоттс, Энтони (1990). Имперский русский флот . Лондон: Arms and Armour Press. ISBN 0-85368-912-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кроуфорд, Кент Р. (1991). «Вопрос 40/90». Warship International . XXVIII (4): 407–408. ISSN 0043-0374 .
- Хаун, Клод; Лей, Майкл П.; Мортон, А. и Паист, Пол Х. (1991). «Вопрос 40/90». Warship International . XXVIII (4): 404–407. ISSN 0043-0374 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сайт битвами-Крушерс
- Русский военно -морской сайт (на русском языке)