Император Вэнь Хань
Император Вэнь Хань Император Вэнь Хань | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Хуанди ( император ) | |||||||||||||
Император династии Хань | |||||||||||||
Царствование | 14 ноября 180 г. - 6 июля 157 г. до н.э. | ||||||||||||
Предшественник | Император Хоушао (при императрицы Лю ) регентстве | ||||||||||||
Преемник | Император Цзин | ||||||||||||
Рожденный | Лю Хэн 203/02 г. до н.э. Чанъань , династия Хань | ||||||||||||
Умер | 6 июля 157 г. до н. э. (46 лет) Чанъань, династия Хань | ||||||||||||
Похороны | Ba Mausoleum (霸陵) | ||||||||||||
Супруги |
| ||||||||||||
Проблема |
| ||||||||||||
| |||||||||||||
Дом | Лю | ||||||||||||
Династия | Хан ( Западная Хань ) | ||||||||||||
Отец | Император Гаозу | ||||||||||||
Мать | Императрица Гао |
Император Вэнь Хань (кит. 漢文帝 ; 203/02 - 6 июля 157 г. до н.э.), личное имя Лю Хэн ( 劉恆 ), был пятым императором династии Хань с 180 г. до своей смерти в 157 г. до н.э. Сын императора Гао и супруги Бо , его правление обеспечило столь необходимую стабильность внутри правящего клана Лю после нестабильного и жестокого регентства императрицы Лю , которая преследовала многочисленных членов клана. Процветающее правление императора Вэня и его сына императора Цзина высоко ценится историками. [ 1 ] его называют правилом Вэнь и Цзин .
Когда император Гаозу подавил восстание Дая ( 代 ), он сделал Лю Хэна принцем Дая. После смерти императора Гаозу власть находилась в руках его жены, императрицы Лю, вдовствующей императрицы. После смерти императрицы Лю чиновники ликвидировали могущественный клан Люй , а императором сознательно выбрали принца Дая, поскольку его мать, консорт Бо, не имела влиятельных родственников, а ее семья была известна своим смирением и вдумчивостью.
Правление императора Вэня принесло столь необходимую политическую стабильность, которая заложила основу для процветания при его внуке, императоре У. По мнению историков, император Вэнь доверял и советовался с министрами по государственным делам. Под влиянием своей даосской жены, императрицы Доу , император также стремился избежать расточительных расходов. Историки отмечают, что налоговые ставки находились в соотношении «1 из 30» и «1 из 60», что соответствует 3,33% и 1,67% соответственно. (Эти ставки предназначены не для подоходного налога , а для налога на имущество , поскольку единственная попытка взимания подоходного налога в древнем Китае была предпринята во времена Ван Манга .) Склады были настолько полны зерна, что часть его осталась гнить.
Жизнь
[ редактировать ]Принц Дай
[ редактировать ]В 196 году до нашей эры, после того как император Гао разбил восстание Чэнь Си в регионе Дай , он сделал Лю Хэна, своего сына от супруги Бо, принцем Дая . Столица княжества находилась в Цзиньяне ( 晉陽 , современный Тайюань , Шаньси ). [ 3 ] Дай был регионом на границе с хунну , и император Гао, вероятно, создал княжество с намерением использовать его как базу для защиты от набегов хунну. В течение первого года существования княжества Чэнь, армия которого потерпела поражение, но избежал плена, оставался угрозой, пока Чжоу Бо не убил его в бою в ноябре или декабре 196 г. до н.э. [ 4 ] Неизвестно, был ли в это время принц Хэн, которому тогда было семь лет, уже в Дае, но это кажется вероятным, поскольку его брат Лю Жуйи был единственным принцем в то время, о котором явно было записано, что он оставался в Дае. столицу Чанъань, а не быть отправленным в его княжество.
В феврале 181 г. до н. э. сводный брат принца Хэна, принц Лю Ю из Чжао, умер от голода в тюрьме. В ц. Март 181 г. до н.э., [ 5 ] Лю Хуэй, который раньше был принцем Ляна, стал принцем Чжао; Лю Хуэй позже покончил жизнь самоубийством из-за своих семейных проблем в июле того же года. [ 6 ] После смерти Лю Хуэя великая вдовствующая императрица Лю , которая тогда фактически контролировала имперское правительство, предложила более процветающее княжество Чжао принцу Хэну, но принц Хэн, правильно рассудив, что она намеревалась сделать принцем своего племянника Лю Лу, вежливо отказался и указал, что предпочитает оставаться на границе. Затем вдовствующая великая императрица сделала Лю Лу принцем Чжао.
В эти годы княжество Дай действительно стало ключевой позицией в защите от хунну, а принц Хэн хорошо познакомился с обычаями и военной стратегией хунну, хотя степень его собственного участия в военных действиях была неизвестна.
Присоединение
[ редактировать ]В августе 180 г. до н.э., после того, как великая вдовствующая императрица Лю умерла, а чиновники совершили государственный переворот против ее клана и убили их (во время беспорядков в клане Лю ), после некоторых раздумий чиновники предложили императорский трон принцу Хэну, а не Принц Лю Сян Ци, старший внук императора Гао. Ключом к их решению было то, что материнский клан принца Сяна был властным и мог повторять поведение клана Люй, в то время как клан материнского клана принца Хэна, Бо, считался добрым и скромным. [ нужна ссылка ] После некоторых колебаний принц Хэн, которому тогда было 23 года, принял трон императора Вэня 14 ноября 180 г. до н.э. [ 7 ] Его племянник, император Хоушао , которого считали простой марионеткой Великой вдовствующей императрицы Лю и подозревали в том, что он на самом деле не является сыном старшего брата императора Вэня, императора Хуэя , был свергнут и казнен. [ нужна ссылка ]
Раннее правление
[ редактировать ]Император Вэнь быстро проявил способность управлять империей с усердием и, похоже, искренне заботился о благополучии народа. Под сильным влиянием своей жены императрицы Доу , которая была приверженкой даосизма , император Вэнь управлял страной, придерживаясь общей политики невмешательства в дела народа и смягчения законов. Его личная жизнь отличалась бережливостью и общей готовностью прощать. Первоначально он очень почтительно относился к Чжоу Бо, Чэнь Пину и Гуань Ину ( 灌嬰 ), которые сыграли важную роль в его вступлении на престол, и они последовательно занимали пост премьер-министров.
Примеры политики императора Вэня, проявлявшей доброту и заботу о людях, включают следующее:
- В 179 г. до н.э. он отменил закон, разрешавший арест и тюремное заключение родителей, жен, братьев и сестер преступников, за исключением преступления государственной измены .
- В 179 г. до н.э. он создал государственную программу помощи нуждающимся. Ссуды или налоговые льготы предлагались вдовцам, вдовам, сиротам и пожилым людям без детей. Он также распорядился, чтобы пожилые люди старше 80 лет получали ежемесячные стипендии в виде зерна, вина и мяса, а пожилые люди старше 90 лет получали дополнительные стипендии в виде ткани и хлопка.
- В 179 г. до н. э. он заключил мир с Наньюэ , чей король Чжао То, вдовствующая императрица Лю, нарушил экономическое эмбарго и поэтому участвовал в набегах на княжество Чанша (современный Хунань ) и командование Нань (современный Хубэй ). Император Вэнь добился этого, написав Чжао скромные, но настойчивые письма, предлагая достойный мир и позаботившись о родственниках Чжао, оставшихся в его родном городе Чжэндин .
- В 178 г. до н. э., после солнечного затмения (тогда считавшегося символом божественного недовольства), он потребовал, чтобы чиновники честно критиковали его и рекомендовали способных людей на государственные должности. Он также пытался уменьшить обязательные налоги и каторжный труд.
В 179 г. до н. э., после некоторых колебаний (во время которых он, очевидно, под влиянием теории шанранга ( 禪讓 ), подумал, что, возможно, ему было бы правильнее найти самого мудрого человека в империи и предложить ему трон, или что ему следует рассмотреть возможность предложения трона своему дяде Лю Цзяо ( 劉交 ), принцу Чу; своему двоюродному брату Лю Пи ( 劉濞 ), принцу У, или его младшему брату Лю Чангу ( 劉長 ), принцу Хуайнаня; ), он сделал своего старшего сына Лю Ци наследным принцем, а мать принца Ци, супругу Доу, императрицей.
Помимо императрицы Доу, император Вэнь также отдавал предпочтение супруге Шэнь ( 慎夫人 ). Однако, несмотря на ее благоприятное положение, в целях экономии она носила только простые платья, а не сложные модели.
Император Вэнь в начале своего правления часто впечатлялся предложениями молодого чиновника Цзя И , но, противодействуя высокопоставленным чиновникам, он не продвигал Цзя на особенно высокие должности; скорее, Цзя был назначен учителем различных принцев. Цзя предложил разделить более крупные княжества, управляемые ветвями императорской семьи, - предложение, с которым император Вэнь согласился, но не решался его реализовать, и на самом деле он не реализовал предложение Цзя, которое позже могло предотвратить восстание семи государств .
Среднее правление
[ редактировать ]Инцидент, нехарактерный для императора Вэня, произошел в 176 году до нашей эры. Чжоу Бо, который сыграл важную роль в становлении императора Вэня императором и который к тому моменту удалился в свой Марш Цзяна ( 絳 , в современном Линьфэне , Шаньси ), был ложно обвинен в государственной измене. Вместо того, чтобы сначала провести первоначальное расследование, император Вэнь арестовал и заключил Чжоу в тюрьму. Только благодаря заступничеству его матери, вдовствующей императрицы Бо и его дочери принцессы Чанпин ( 昌平公主 , невестки Чжоу), Чжоу был освобожден, а обвинения против него были сняты.
В 175 г. до н.э., несмотря на возражения Цзя И, император Вэнь издал указ, разрешавший любому человеку чеканить деньги (тогда только в виде монет) из меди и олова. Основными бенефициарами этой политики были те, кто имел доступ к меди, в том числе придворный чиновник Дэн Тонг ( 鄧通 ), фаворит и, вероятно, любовник императора Вэня, [ 8 ] который подарил Дэну крупный медный рудник в Яньдао ( 嚴道 , в современном Яане , Сычуань ). Другим бенефициаром был Лю Пи, принц У, чье княжество имело крупный медный рудник в Юйчжане ( 豫章 , в современном Наньчане , Цзянси ).
В 174 г. до н. э. произошел крупный инцидент с участием Лю Чанга, принца Чэня, который к тому времени был единственным живым братом императора Вэня. Император Вэнь очень любил его и не наказывал его за использование стилей и церемоний, которые должны были использовать только императоры. Кроме того, вопреки имперским законам, принц Чанг издал указы в своем княжестве, а также назначил своего премьер-министра. Он также проводил казни и присваивал людям титулы — две полномочия, которые также принадлежали императору.
Император Вэнь постоянно извинял его за его неосмотрительность, включая убийство Шэнь Ицзи ( 審食其 ), маркиза Пияна, но в конце концов стал недоволен. Он попросил своего дядю Бо Чжао ( 薄昭 ) написать письмо принцу Чангу, чтобы попытаться изменить его образ жизни. Вместо этого принц Чанг обиделся и спланировал восстание. Когда заговор был раскрыт, император Вэнь лишил принца Чанга титула и сослал его в Яньдао с намерением преподать ему урок, а затем призвать обратно. Однако по дороге принц Чанг умер — вероятно, покончив жизнь самоубийством. В 172 г. до н.э. император Вэнь, очень скучающий по принцу Чангу и все еще оплакивающий его смерть, сделал своих сыновей Лю Аня , Лю Бо ( 劉勃 ), Лю Ци ( 劉賜 ) и Лю Ляна ( 劉良 ) маркизами, снова вместо Цзя И. возражение.
Также в 174 г. до н.э., когда к власти пришел новый шаньюй Лаошанг, император Вэнь продолжил политику Хэцинь , выдав ему замуж дочь принца.
В 170 г. до н. э. дядя императора Вэня Бо Чжао, сыгравший важную роль в его администрации, убил императорского посланника. Император Вэнь заставил его покончить жизнь самоубийством. Этот инцидент вызвал критику со стороны более поздних историков, которые считали, что ему следовало ограничить силы Бо раньше и таким образом спасти ему жизнь.
В 169 г. до н.э. Чао Цо ( 晁錯 ), в то время чиновник низкого уровня, предложил императору Вэню ряд предложений по борьбе с сюнну. Император Вэнь был впечатлен и сделал его членом семьи наследного принца Ци. По предложению Чао в 168 г. до н. э. император Вэнь ввел политику, согласно которой, если люди жертвовали еду для использования северными силами обороны против хунну, они могли получить титулы или получить прощение своих преступлений.
В 167 г. до н. э. император Вэнь запретил телесные наказания в виде татуировок на лице , отрезания носа или ступни и заменил их поркой . Эти наказания больше не будут вводиться в качестве формального юридического приговора до конца китайской истории. (Однако, как было позже отмечено, это на самом деле привело к большему количеству смертей, и поэтому в 156 г. до н.э. император Цзин еще больше сократил количество порки.)
Позднее правление
[ редактировать ]Позже во время своего правления император Вэнь стал суеверным и начал искать сверхъестественные события. В 165 г. до н.э. по наущению колдуна Синьюань Пина ( 新垣平 храм, ) он построил к северу от реки Вэй посвященный пяти богам. Затем он повысил Синьюаня и наградил его большим сокровищем. По предложению Синьюаня император Вэнь запланировал тщательный пересмотр государственной системы и строительство множества храмов. В 164 г. до н.э. Синьюань Пин попросил своего товарища поставить возле императорского дворца нефритовую чашу с загадочными надписями, а также предсказал регресс на пути Солнца. (Это явление так и не получило адекватного объяснения, но на самом деле могло быть частичным солнечным затмением.) В ответ император Вэнь радостно провозгласил общеимперский праздник, а также возобновил календарное планирование своего правления. (Поэтому годы 163 г. до н. э. и последующие годы до конца его правления были известны как поздняя эпоха его правления.) Однако зимой 164 г. до н. э. Синьюань был разоблачен как мошенник, и он и его клан были казнены. . Это положило конец периоду сверхъестественного увлечения императора Вэня.
В 158 г. до н.э., когда сюнну совершили крупное вторжение в командования Шан ( 上 , современный север Шэньси ) и Юньчжун ( 雲中 , современная западная Внутренняя Монголия , с центром в Хух-Хото ), император Вэнь посетил лагеря армий, готовившихся для защиты столицы Чанъань от потенциального нападения хунну. Именно в этом случае на него произвел впечатление сын Чжоу Бо Чжоу Яфу как военачальник; по сравнению с другими генералами, которые по прибытии императора бросили все дела и делали все возможное, чтобы император почувствовал себя желанным гостем, Чжоу оставался в боевой готовности и требовал от императорской гвардии подчиняться надлежащему военному порядку, прежде чем он позволит императору поезд, чтобы войти. Позже он оставил наследному принцу Ци инструкции о том, что в случае возникновения военной чрезвычайной ситуации он должен назначить Чжоу своим командующим вооруженными силами - инструкции, которые были учтены во время Восстания Семи Государств.
Император Вэнь умер летом 157 г. до н.э. Ему наследовал наследный принц Ци. Император Вэнь в своем завещании сократил обычный период траура до трех дней, в отличие от предыдущих длительных периодов траура, когда были запрещены свадьбы, жертвоприношения, питье и употребление мяса, что значительно облегчило бремя народа. Он также приказал разрешить его наложницам вернуться домой. (До и после императора Вэня, как правило, императорские наложницы без детей должны были охранять могилу императора до конца своей жизни.) [ 9 ]
Наследие
[ редактировать ]Правление императора Вэня и его сына, императора Цзин, часто вместе называли « Правление Вэня и Цзин », известное своей общей стабильностью и смягченными законами. Его считали одним из самых великодушных правителей в истории Китая. Его правление было отмечено бережливостью и попытками снизить бремя народа, при этом была зафиксирована одна из самых низких ставок налогов в истории Китая. Через два года после его смерти ставка налога составляла всего 3,3% от личного дохода. [ 10 ] Вэнь был похоронен в мавзолее Балин , [ 11 ] на что потребовалось две группы по шестнадцать тысяч и пятнадцать тысяч рабочих. [ 12 ]
Благожелательный образ правления императора Вэня находился под влиянием философии конфуцианства . Ученый-конфуцианец Цзя И был вдохновителем политики императора Вэня. Он решительно подчеркивал важность сельского хозяйства, а также эгалитарного распределения богатства в соответствии с доктринами Конфуция. [ 13 ]
Император Вэнь также был известен своей сыновней почтительностью и был внесен в список « Двадцати четырех сыновних образцов» . Согласно одной из историй, мать императора Вэня болела три года, и император Вэнь ухаживал за ней, когда был доступен. Он также лично попробовал все супы и лекарства, которые подавались для лечения его матери, прежде чем подавать их своей матери, чтобы убедиться, что они достаточны.
Имена эпох
[ редактировать ]Эти «названия эпох» не являются настоящими «названиями эпох», а являются ретроспективными в том смысле, что система названий эпох, установленная внуком императора Вэня, императором Ву, еще не вступила в силу. Император Вэнь, в соответствии с прежними имперскими календарными системами, просто указывал бы на количество лет своего правления. Но однажды он обнулил календарь по уговорам колдуна Синьюань Пина ( 新垣平 ), поэтому историкам приходится обращаться к эпохам до и после обнуления отдельно.
- Цяньюань ( 前元 , «Бывшая эпоха») 179 г. до н.э. – 164 г. до н.э.
- Хоуюань ( 後元 , «Поздняя эпоха») 163 г. до н.э. – 157 г. до н.э.
Семья
[ редактировать ]Супруги и проблема:
- Принцесса-консорт из клана Люй
- Четыре безымянных сына
- Императрица Сяовэнь из клана Доу ( императрица Сяовэнь Доу клан ; ум. 135 до н.э.), личное имя Ифан ( 濐房 )
- Старшая принцесса Гуантао ( Guantao Princess ; 189–116 до н. э.), личное имя Пяо ( 尖 ), первая дочь [ 14 ]
- Вышла замуж за Чэнь У, маркиза Танъи ( 陳午 ; ум. 130 до н.э.), имела проблемы (два сына, императрица Чэнь ).
- Лю Ци , император Сяоцзин ( Emperor Xiaojing Liu Qi ; 188–141 до н. э.), первый сын [ 14 ]
- Лю Ву , принц Сяо Лян ( 王小王 Лю Ву ; 184–144 до н.э.), второй сын [ 14 ]
- Старшая принцесса Гуантао ( Guantao Princess ; 189–116 до н. э.), личное имя Пяо ( 尖 ), первая дочь [ 14 ]
- Фурен из клана Шэнь (клан госпожи Шэнь)
- Неизвестный
Родословная
[ редактировать ]Лю Тайгун (282–197 до н.э.) | |||||||||||
Император Хань Гаозу (256–195 до н. Э.) | |||||||||||
Императрица Чжаолин | |||||||||||
Император Вэнь Хань (203–157 до н. Э.) | |||||||||||
Императрица Гао (ум. 155 г. до н.э.) | |||||||||||
Леди Вэй | |||||||||||
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Палудан 1998 , стр. 33.
- ^ Британика 2016 .
- ^ Джонстон (2017) , с. 171 .
- ↑ В томе 12 Цзыжи Тунцзяня смерть Чэнь Си приходится на 10-й месяц 12-го года правления Лю Банга (включая его пребывание на посту короля Хань). Месяц соответствует периоду с 12 ноября по 10 декабря 196 г. до н.э. по пролептическому юлианскому календарю. В модифицированном календаре Чжуаньсюй , использовавшемся в ту эпоху, 12-й год правления Лю Банга начинается с 12 ноября 196 г. до н.э. и заканчивается 1 ноября 195 г. до н.э. по предваряющему юлианскому календарю.
- ^ 2-й месяц 7-го года регентства императрицы Лю (после смерти императора Хуэя), согласно т. 13 Цзыжи Тунцзянь . Месяц соответствует с 5 марта по 3 апреля 181 г. до н.э. по пролептическому юлианскому календарю.
- ^ 6-й месяц 7-го года регентства императрицы Лю (после смерти императора Хуэя), согласно т. 13 Цзыжи Тунцзянь . Месяц соответствует с 1 по 30 июля 181 г. до н.э. по пролептическому юлианскому календарю.
- ^ Барбьери-Лоу и Йейтс 2015 , с. XIX.
- ^ Хинш, Брет (1992). Страсти с отрезанным рукавом: мужская гомосексуальная традиция в Китае . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-07869-1 . OCLC 885147257 .
- ^ «Ученые нашли могилу императора после многих столетий почестей в неправильном месте» . 18 декабря 2021 г.
- ↑ Книга Хань.том 24. В возрасте тринадцати лет, на втором году правления Сяоцзин, людям было приказано сдавать в аренду половину своих сельскохозяйственных угодий и платить налог в размере от одного к тридцати.
- ^ Loewe 2010 , с. 214.
- ^ Loewe 2010 , с. 217.
- ^ Книга Хань.том.24. С древних времен и до наших дней никогда не было видно, чтобы людьми можно было управлять из-за нехватки людей. Древние говорили: «Если мужчина не пашет, он может страдать от голода; если женщина не ткет, она может страдать от холода». материальные ресурсы будут исчерпаны. В древние времена господство мира основывалось на правлении кур, поэтому у них было достаточно скота, на которого можно было положиться. Теперь, когда мы унесли свои корни и приближаемся к концу, слишком много людей едят их, что является большой инвалидностью в мире.
- ^ Jump up to: а б с д и Лоу 2000 , с. 772.
- ^ Loewe 2000 , стр. 771–772.
Библиография
[ редактировать ]Рано
[ редактировать ]- Книга Хань , т. 4 . (на китайском языке) в «Глава IV: Анналы [Императора Сяо]-Вэня» . История бывшей династии Хань . Том. 3 тома. Перевод Дабса, Гомера Х. Балтимора: Waverly Press . 1938–1955.
- Гу Яньву (2017), Джонстон, Ян (редактор), «Записи ежедневных знаний и сборник стихов и эссе» , переводы из азиатской классики, Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, ISBN 9780231542678 .
- Зыжи Тунцзянь Зыжи Тунцзянь [ Комплексное зеркало в помощь управлению ] (на упрощенном китайском языке). Том. 12 , 13 , 14 , 15 . Составил Сыма Гуан (1084 г.).
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - Сыма Цянь ; и др., «Записки великого историка» , том. Том. 10 . (на китайском языке) в Watson, Burton, пер. Записки великого историка. 3 тома. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета , 1961.
Современный
[ редактировать ]- Барбьери-Лоу, Энтони Дж.; Йейтс, Робин Д.С. (2015). Закон, государство и общество в раннем имперском Китае . Синица Лейденсия. Том. 1. Лейден: Издательство Brill . ISBN 978-90-04-30053-8 .
- Кинни, Энн Бенке (2004). Представления о детстве и юности в раннем Китае . Редвуд-Сити: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-8047-4731-8 .
- Лоу, Майкл (1986). «Бывшая династия Хань». В Твитчетте, Денис; Лоу, Майкл (ред.). Кембриджская история Китая: Том I: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. – 220 г. н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 103–222. ISBN 978-0-521-24327-8 .
- Лоу, Майкл (2000). Биографический словарь периодов Цинь, прежней Хань и Синь (221 г. до н. э. — 24 г. н. э.) . Лейден: Издательство Brill . ISBN 978-90-04-10364-1 .
- Лоу, Майкл (2004). Люди, управлявшие ханьским Китаем: компаньон к биографическому словарю периодов Цинь, бывшего Хань и Синь . Лейден: Издательство Brill . ISBN 978-90-04-13845-2 .
- Лоу, Майкл (2010). «Императорские гробницы». В Loewe, Майкл; Нилан, Майкл (ред.). Ранние империи Китая: переоценка . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-85297-5 .
- Палудан, Энн (1998). Хроника китайских императоров: история правления правителей императорского Китая . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-05090-3 .
- Сюн, Виктор Цунруи; Хаммонд, Кеннет Дж. (2019). Справочник Рутледжа по истории императорского Китая . Лондон: Рутледж . ISBN 978-0-367-58051-3 .
- Ю, Ин-ши (1986). «Ханьские международные отношения». В Твитчетте, Денис; Лоу, Майкл (ред.). Кембриджская история Китая: Том I: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. – 220 г. н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 103–222. ISBN 978-0-521-24327-8 .
- «Вэнди | император династии Хань» . Британская энциклопедия . Чикаго: Британская энциклопедия, Inc. 30 марта 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с императором Вэнь Хань, на Викискладе?
- Император Вэнь Хань в Chinaknowledge