Mass Effect 3 положил конец спорам

Mass Effect 3 — это ролевая видеоигра , третья часть серии видеоигр Mass Effect , разработанная BioWare и изданная Electronic Arts (EA). После выхода 6 марта 2012 года для PlayStation 3 , Xbox 360 и Microsoft Windows , Mass Effect 3 вызвала споры , когда ее финал был плохо воспринят игроками, которые считали, что он не соответствует их ожиданиям. Критика включала в себя окончание, делающее выбор персонажей несущественным, общее отсутствие завершенности, дыры в сюжете и непоследовательность повествования.
26 июня 2012 года разработчики выпустили расширенную версию в качестве загружаемого контента (DLC), призванную прояснить концовку и устранить опасения фанатов. Первоначальное объявление о разработке дополнительного контента для изменения финала, а также последующий выпуск Extended Cut вызвали споры по поводу отношения к видеоиграм как к искусству и о том, должна ли BioWare изменить свое видение произведения в ответ на внешние факторы. давление, независимо от его качества.
Фон
[ редактировать ]В оригинальной трилогии Mass Effect игроки берут на себя роль командира Шепарда , настраиваемого аватара, который возглавляет союзников со всей галактики Млечный Путь в борьбе против коллектива мощных синтетических форм жизни, называемых Жнецами , которые каждый раз собирают урожай разумной космической жизни из галактики. 50 000 лет. По событиям Mass Effect 3 Жнецы прибыли в галактику и начали собирать урожай целых миров. Чтобы остановить их, Шепард должен сформировать союз между всеми инопланетными расами Mass Effect , чтобы построить Горнило, мегаструктуру, построенную по чертежам, разработанным цивилизациями из предыдущих циклов, включая Протеанов , которые теоретически могут уничтожить Жнецов.
В роли Шепарда игроки уничтожают последнего врага-Мародера, входящего в луч телепортации Жнеца на Земле, чтобы добраться до Цитадели вместе со своим близким союзником и наставником Дэвидом Андерсоном и начать финальную часть игры. Это следует за долгой и изнурительной битвой в Лондоне, где Шепард тяжело ранен Предвестником, лидером Жнецов. [2] Оказавшись там, Шепард и Андерсон вступают в финальную битву, основанную на диалоге, с Призраком , лидером Цербера ; только Шепард выживает в противостоянии. Затем Шепард пытается запустить Горнило, но его переносят на вершину Цитадели. Они сталкиваются со Звездным Дитя, гештальт -разумом Жнеца , проявленным Катализатором в форме ребенка. ИИ объясняет истинные мотивы Жнецов: повторяющаяся отбраковка предотвращает неизбежное вымирание органической жизни их собственными менее продвинутыми творениями с искусственным интеллектом.
Признав поражение Шепарду, он предлагает до трёх вариантов активации Горнила, которое разорвет галактический цикл вымирания Жнецов: [3]
- Уничтожьте Жнецов и всю другую синтетическую жизнь, включая таких союзников, как СУЗИ и геты.
- Управляйте Жнецами, скопировав влияние Шепарда в новый искусственный интеллект и создав галактические миротворческие силы.
- Объедините всю органическую и синтетическую жизнь посредством синтеза, в результате чего обе формы жизни достигнут совершенного понимания.
Сделав любой из вышеперечисленных вариантов, Шепард активирует Тигель, который излучает волну энергии, которая распространяется по галактике через ретрансляторы массы, повреждая их в процессе. Когда « Нормандию» поражает волна энергии, она падает на отдаленную планету.
Разработка
[ редактировать ]Крис Хеплер, один из сценаристов игры и де-факто «хранитель знаний» проекта, объяснил в интервью 2021 года, что окончательное решение об окончании было одновременно проще и имело «гораздо больший импульс проекта», и что оно было принято руководителями проекта почти сразу. , включая использование «космической магии». Спорные аспекты концовок, такие как «Уничтожение, игнорируя проблему ИИ, которую Жнецы стремились предотвратить», «Контроль, вознаграждающий Жнецов» и «Синтез, нарушающий физическую автономию галактики», были преднамеренными, чтобы не сделать ни один из выборов совершенно моральным или «правильным». для всех. Однако он также согласился с тем, что игра намекает на альтернативные концовки, которые можно было бы использовать, и что рассматривалась более жесткая, научно обоснованная концовка. [4] Концептуальные сценарии альтернативных концовок, которые были отброшены, включали:
Темная энергия
[ редактировать ]Разработчики попытались написать жизнеспособную концовку вокруг концепции темной энергии и рассмотрели ряд гипотетических теорий, связанных с ней, как причину создания Жнецов: примеры, предложенные членами команды, включали ограничение использования темной энергии органическими цивилизаций из-за его кумулятивного энтропийного эффекта, который ускорит конец Вселенной , или предотвращения неизбежного падения Вселенной в сторону, противоположную Большому взрыву, путем сосредоточения внимания на органических видах с биотическим потенциалом. [5] Было признано, что игра содержит прямые намеки на то, что расы Цитадели и Жнецы объединятся, чтобы остановить аномалию темной энергии, угрожающую вселенной разрушением, хотя сценаристы это серьезно не обсуждали. [4]
Циклический финал
[ редактировать ]Этот финальный сценарий, опубликованный концепт-художником сериала Мэттом Роудсом на его личном веб-сайте, предполагает, что злодейский Шепард сталкивается с Эшли Уильямс или Кайденом Аленко , выжившим в инциденте с Вермайром из первой игры, после того как его добровольно модифицировали с помощью технологии Reaper. Это призвано отразить сюжетную линию персонажа и падение Сарена Артериуса в первом Mass Effect как «циклический поворот». [6]
Бой с боссом Призрака
[ редактировать ]В сценарии финала, который никогда не продвигался дальше стадии концепт-арта, Призрак превратился бы в существо-Жнеца, мало чем отличающееся от Сарена в конце первой игры, для финальной битвы с боссом . [7]
Детонирующие реле массы как ловушка для Жнецов
[ редактировать ]Бывший Mass Effect ведущий сценарист Дрю Карпишин рассказал в интервью в июле 2022 года, что предлагаемый финал, который серьезно рассматривался командой, будет включать в себя заманивание Жнецов через ретрансляторы массы, а затем всю сеть взорвет, чтобы уничтожить их. Поскольку каждое галактическое сообщество изолировано друг от друга в результате повреждения реле, это послужит предпосылкой для прямого продолжения, которое станет четвертой частью основной серии. [8]
Концовка сильной ядерной силы
[ редактировать ]Предпочтительный финал Хеплера полностью избегал «космической магии» и включал Тигель как оружие, уничтожающее объекты с высоким атомным номером , включая Жнецов, их творения, такие как Хаски (которые, как предполагалось, были созданы с помощью ниобиевой кибернетики) и коммандер Шепард. сами по себе, идея, вдохновленная « Луной вероятностью» Нэнси Кресс . Однако окончательный финал был одобрен слишком быстро, чтобы Хеплер смог представить свою идею, и он боялся, что на него подадут в суд за копирование идеи без разрешения. [4]
Королева Жнецов
[ редактировать ]Шепард обнаружит «Королеву» Жнецов, которая оказалась в ловушке где-то внутри Цитадели, и ему предложат три варианта, как с ней поступить. Выбор, предложенный этим отвергнутым сценарием, оказался по своей природе аналогичен выбору, предложенному Катализатором в финале финальной игры. [9]
Ответ
[ редактировать ]Хотя Mass Effect 3 был выпущен в начале марта 2012 года и получил преимущественно положительные отзывы критиков, его концовка была встречена игроками очень плохо. К середине марта 2012 года группа недовольных фанатов организовала интернет-кампанию под названием «Retake Mass Effect», требующую лучшего финала игры, часть которой включала благотворительную акцию для организации Child's Play . [10] Акция собрала 80 000 долларов менее чем за две недели, прежде чем ее остановили. [11] Один фанат подал жалобу в Федеральную торговую комиссию , утверждая, что BioWare не выполнила обещания в отношении своей игры. [12] Марджори Стивенс, директор по рыночным услугам Better Business Bureau , заявила, что игра ложно рекламирует возможность полностью определять результат. [13] Однако в июне 2012 года Управление по рекламным стандартам Великобритании постановило, что, хотя и разочаровывает, концовки достаточно разные, чтобы не вводить в заблуждение в какой -либо степени. [14]
Мнения по поводу концовки игры разделились среди многих критиков. Среди критических замечаний - финал, делающий выбор персонажа несущественным; общее отсутствие замкнутости; противоречия в истории и дыры в сюжете; несоответствия персонажей и повествования; отсутствие финальной битвы с боссом; и несоответствия между заявлениями сотрудников BioWare во время разработки игры и формой, которую в конечном итоге приняла концовка. [15] [16] [17] [18] [19] Комментаторы обратили внимание на масштабы реакции общественности и подчеркнули, насколько вклад в сериал вложили его игроки. Широко обсуждаемая теория фанатов предполагала, что концовки были галлюцинированным последствием постепенной, насильственной идеологической обработки Шепардом Жнеца на протяжении всей трилогии, а также утверждала, что финал «Уничтожить» был намеренно окрашен в красный цвет, чтобы отговорить Шепарда выбирать его и, таким образом, преодолеть контроль разума. [20] Недовольные фанаты также превратили последнего вражеского отряда, встретившегося в бою, в саркастический интернет-мем под названием Marauder Shields . [21] [22]

Ряд лиц, связанных с Mass Effect 3 , таких как директор проекта Кейси Хадсон и актер Джессика Чобот , первоначально высказались в поддержку финала вскоре после запуска игры. [24] [25] К 16 марта 2012 года Хадсон и координатор сообщества Крис Пристли признали растущие противоречия и заверили, что команда прислушивается к отзывам. [25] Позже Хадсон официально заявил, что игрокам следует иметь больше ответов и ответов на творческое направление, которое они выбрали. [26] Соучредитель BioWare Рэй Музика позже объявил, что компания планирует ответить на критику, а дальнейшее заявление будет сделано в апреле 2012 года. [26] [27] [28] Чобот принесла публичные извинения в сообщении в блоге от 2 апреля 2012 года после негативной реакции некоторых игроков в ответ на ее выбор тона и слов. [24]
5 апреля 2012 года BioWare анонсировала бесплатный загружаемый пакет контента, который будет расширяться после финала. [23] Некоторые комментаторы выразили обеспокоенность тем, что изменение концовок путем удовлетворения требований фанатов поставит под угрозу творческое видение разработчиков, а также художественную целостность их работы и в конечном итоге создаст плохой прецедент для развития творческих работ в индустрии видеоигр. [29] [30] Разработчик видеоигр Кен Левин отметил, что ему грустно из-за того, что игроки горячо призывают к пересмотренной концовке Mass Effect 3 , поскольку они останутся «разочарованными». [31] Другие, такие как Стивен Тотило из Kotaku, приветствовали решение BioWare быть открытыми для пересмотра концовки их работы. [32]
Расширение Extended Cut было выпущено для большинства платформ 26 июня 2012 года. [33] Пакет дополняет каждую концовку дополнительными кат-сценами во время финальной части и монтаже , основанным на эпилогом . Эпилог развивает другие аспекты заключения и подробно описывает последствия действий Шепарда, такие как судьбы различных второстепенных персонажей, инопланетных видов и целых миров, все они варьируются в зависимости от предыдущего повествовательного выбора, сделанного игроками, а также от их накопленных « Оценка «Эффективная военная мощь» (EMS). [34] Extended Cut также предоставляет игрокам дополнительную возможность отказаться от предложения и заставить Шепарда атаковать Катализатор, в результате чего Горнило не активируется и неизбежная победа Жнеца над текущим циклом органики. После выпуска пакета Extended Cut Майк Фэйи из Kotaku заметил, что реакция фанатов в целом была неоднозначной: [35] хотя некоторые люди, такие как заявитель Федеральной торговой комиссии, выразили удовлетворение введенными переработанными финальными последовательностями. [36] Публикации по видеоиграм разделились аналогичным образом: некоторые критики, такие как Джо Джуба из Game Informer, описали новые дополнения как «существенное улучшение» по сравнению с исходным финалом. [37] в то время как другие, такие как Пол Тасси из Forbes, считали, что это «слишком мало и слишком поздно». [38]
Теория идеологической обработки
[ редактировать ]Известная и широко распространенная, хотя теперь и дискредитированная, фанатская теория финала заключалась в том, что Шепард подвергся постепенной «идеологической обработке» или «промыванию мозгов » на протяжении всего сериала, и в их разум полностью проникли Жнецы. Теория была создана недовольными фанатами путем объединения очевидных доказательств на протяжении всей игры, начиная с того момента, когда Шепард коснулся Протеанского Маяка на Иден Прайм, события, которое вызвало у них видения. После попадания луча Предвестника Шепард галлюцинирует финал, который метафорически представляет, смогут ли они противостоять «промыванию мозгов». Теоретически только «Уничтожить» освободит Шепарда от контроля над разумом и позволит ему проснуться. [39]
Хеплер пояснил, что теория основана на совпадении, сказав, что «мы этого не писали» и что она никогда не обсуждалась на собраниях персонала как сюжетная линия. Хотя он согласился, что финал был «триповым», это произошло полностью из-за того, что Шепард был на грани смерти. Однако он выразил одобрение теории, назвав ее «интересной» и поддержав идею создания модов или фанфиков на эту тему. [4]
Последствия
[ редактировать ]«Я помню, примерно через неделю после того, как мы запустили [игру], мы увидели все эти отличные критические обзоры… а потом внезапно люди сказали: «Я почувствовал, что финал был слабым». И кто-то говорил: «Да, я думал, что это действительно очень плохо». А кто-то другой сказал бы: «Я ненавидел этот финал». Ситуация нарастала как снежный ком, и довольно скоро вся проблема вспыхнула».
— Генеральный директор BioWare Аарин Флинн в 2016 г. [40]
Ретроспективные обсуждения Mass Effect 3 неизбежно привлекают внимание к ее финалу . Джеймс Дэвенпорт из PC Gamer высказал мнение, что финал игры получил «чрезмерное» количество критики, что отвлекает игроков от других положительных или образцовых аспектов Mass Effect 3 . [41] Сотрудник Forbes Эрик Кейн высказал мнение, что общественный резонанс и последующая реакция со стороны BioWare и EA «могут оказаться полезными для индустрии, открыв новую главу в отношениях между геймерами, разработчиками и издателями», и назвал релиз Extended Edition. как дополнительное расширение к исходным концовкам, «замечательный» выбор, который заставил геймеров осознать, «что они имеют право на качественные игры и что это неплохо». [42] В 2018 году Люси О'Брайен из IGN согласилась и отметила, что интернет-кампании фанатов, такие как «Retake Mass Effect», способствовали изменению парадигмы того, как потребители влияют на разработчиков видеоигр. [43] С включением Mass Effect 3 и ее DLC-контента в сборник Mass Effect Legendary Edition , выпущенный в 2021 году, сотрудники BioWare надеются, что по прошествии времени и выпуску Legendary Edition игроки пересмотрят свое мнение о финале как о кульминации. основной сюжетной линии трилогии. [44]
Из-за отсутствия существенных официальных изменений финала фанаты выпустили различные моды, чтобы сделать финал более приятным. Один из таких модов, Priority: Earth Overhaul , вносит широкомасштабные изменения в основную игру и ее финальную миссию, например, добавляет новые ролики и позволяет игроку сражаться бок о бок с гетами. [45] Другой мод, Happy Ending от Audemus, удаляет спорные аспекты финала, такие как последовательность Звездного Дитя и разрушение Реле Массы, добавляя изложение Звездного Дитя в Кодекс. «Уничтожение» сделано единственным финалом, но его недостатки, такие как уничтожение всего ИИ и возможная смерть Шепарда, удалены. Будучи выпущенным для оригинальной игры, он также был выпущен для Legendary Edition в 2022 году. [46] Мод также совместим с модом Citadel Epilogue Mod , который превращает DLC Citadel в эпилог, действие которого происходит через год после Mass Effect 3 .
Было высказано предположение, что негативная реакция на финал Mass Effect 3 оказала значительное влияние на то, что EA была названа худшей компанией Consumerist в Америке в 2012 и 2013 годах. [47] [48]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тасси, Пол (22 июня 2016 г.). «Какую бы ужасную концовку «Mass Effect 3» вы ни выбрали, она не повлияет на «Андромеду» » . Форбс . Архивировано из оригинала 8 июня 2021 года . Проверено 8 июня 2021 г.
- ^ Симс, Крис (21 ноября 2017 г.). «Разочаровывающие финальные уровни, которые чуть не разрушили отличные игры» . Проверено 7 января 2021 г.
- ^ Коттер, Падрейг (21 марта 2019 г.). «Объяснения всех концовок Mass Effect 3» . Экранная ругань . Архивировано из оригинала 9 мая 2020 года . Проверено 14 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Махер, Циан (01 февраля 2021 г.). «Mass Effect 3 мог иметь совершенно другой финал» . Геймер . Архивировано из оригинала 2 февраля 2021 г. Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ Филипс, Том (19 июня 2013 г.). «Бывший автор BioWare обсуждает упущенные идеи для концовки трилогии Mass Effect» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 25 июля 2018 года . Проверено 14 мая 2017 г.
- ^ Юн, Эндрю (24 июля 2013 г.). «Отказ от «циклического» финала Mass Effect» . Шэкньюс . Архивировано из оригинала 1 января 2014 года . Проверено 5 апреля 2016 г.
- ^ Филлипс, Том (12 декабря 2012 г.). «BioWare: Mass Effect 4 выйдет «в конце 2014 — середине 2015 года» » . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 10 сентября 2021 года . Проверено 17 марта 2013 г.
- ^ Бахри, Сиазван (14 июля 2022 г.). «Сценарист раскрывает отмененную оригинальную концовку Mass Effect 3» . ИГН . Архивировано из оригинала 14 июля 2022 года . Проверено 14 июля 2022 г.
- ^ Шеридан, Коннор (21 октября 2021 г.). «В финале Mass Effect 3 изначально фигурировала Королева-Жнец» . Игровой радар+ . Архивировано из оригинала 9 января 2022 года . Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ «Кампания Mass Effect требует нового финала серии» . Би-би-си . 20 марта 2012. Архивировано из оригинала 3 сентября 2012 года . Проверено 21 марта 2012 г.
- ^ Синклер, Брендан (23 марта 2012 г.). «Сбор средств на Retake Mass Effect Child's Play прекращен» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 18 декабря 2014 года . Проверено 25 августа 2018 г.
- ^ Грегори, Джон (17 марта 2012 г.). «Истребитель концовки Mass Effect 3 отправляется в Федеральную торговую комиссию – Новости» . Игровой информер . Архивировано из оригинала 30 июля 2012 года . Проверено 22 апреля 2012 г.
- ^ Эдди Макуч. «Mass Effect 3 рекламировалась ложно, — сообщает BBB» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 14 апреля 2012 года . Проверено 13 апреля 2012 г.
- ^ Роуз, Майк (13 июня 2012 г.). «Реклама Mass Effect 3 не вводила в заблуждение, считает ASA» . Гамасутра . Архивировано из оригинала 24 августа 2021 года . Проверено 16 августа 2021 г.
- ^ Хорншоу, Фил (9 марта 2012 г.). «Игрок начинает опрос, спрашивая BioWare о новой концовке Mass Effect 3» . ГеймФронт . Архивировано из оригинала 19 апреля 2013 года . Проверено 10 марта 2012 г.
- ^ Стерлинг, Джим (10 марта 2012 г.). «Фанаты Mass Effect 3 просят BioWare изменить концовку» . Деструктоид . Архивировано из оригинала 2 января 2013 года . Проверено 10 марта 2012 г.
- ^ Тасси, Пол (12 марта 2012 г.). «Как Bioware могла найти искупление с помощью Mass Effect 3» . Форбс . Архивировано из оригинала 31 июля 2012 года . Проверено 12 марта 2012 г.
- ^ Лэнгшоу, Марк (11 марта 2012 г.). « Фанаты Mass Effect 3 требуют изменить концовку» . Цифровой шпион . Архивировано из оригинала 29 июля 2012 года . Проверено 11 марта 2012 г.
- ^ Молина, Бретт (19 марта 2012 г.). «BioWare: еще нет решения по поводу концовки Mass Effect 3» . США сегодня . Архивировано из оригинала 9 июля 2012 года . Проверено 19 марта 2012 г.
- ^ Эшли Рид (12 августа 2017 г.). «7 умопомрачительных игровых теорий, которые, как мы очень хотим, станут правдой» . Игровой радар . Архивировано из оригинала 11 июня 2022 года . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ Уолден, Мэтью (13 августа 2015 г.). «17 злодеев видеоигр, спрятавших золотые сердца» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 29 мая 2019 года . Проверено 30 мая 2019 г.
- ^ «Его звали Мародер Шилдс» . Честные геймеры . 19 марта 2012 года. Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 15 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б даркжаворонок (5 апреля 2012 г.). «Расширенная версия Mass Effect 3» . Биовэр . Архивировано из оригинала 9 июля 2012 года . Проверено 5 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Чобот, Джессика (2 апреля 2012 г.). «Знаешь что, ты прав» . ИГН . Архивировано из оригинала 4 апреля 2012 года . Проверено 16 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Филлипс, Бретт (16 марта 2012 г.). «Директор Bioware отвечает на критику Mass Effect 3» . ИГН . Архивировано из оригинала 8 июня 2021 года . Проверено 8 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Том Филлипс (19 марта 2012 г.). «Концовка Mass Effect 3: BioWare признает, что фанатам нужно «больше завершенности» » . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 27 июля 2021 года . Проверено 19 мая 2021 г.
- ^ « Создатели «Mass Effect 3» перепишут «душераздирающую» концовку для разъяренных фанатов» . Фокс Ньюс . 22 марта 2012. Архивировано из оригинала 23 января 2013 года . Проверено 22 марта 2012 г.
- ^ Музыка, Рэй (21 марта 2012 г.). «Игрокам Mass Effect 3 от доктора Рэя Музыки, соучредителя BioWare» . Биовэр . Архивировано из оригинала 7 июля 2012 года . Проверено 22 марта 2012 г.
- ^ Джефф Марчиафава (30 марта 2012 г.). «Почему изменение концовки Mass Effect 3 — ошибка» . Игровой информер . Архивировано из оригинала 17 мая 2021 года . Проверено 19 мая 2021 г.
- ^ Дэвид Хоутон (23 марта 2012 г.). «Концовка Mass Effect 3: почему для будущего здоровья игр жизненно важно, чтобы BioWare ее не меняла» . Игровой радар . Архивировано из оригинала 20 мая 2021 года . Проверено 19 мая 2021 г.
- ^ Сакко, Доминик (23 марта 2012 г.). «Кен Левин расстроен финалом саги Mass Effect 3» . MCV Великобритания . Архивировано из оригинала 23 марта 2012 года . Проверено 19 мая 2021 г.
- ^ Стивен Тотило (21 марта 2012 г.). «Почему я рад, что BioWare может изменить концовку Mass Effect 3 ради фанатов» . Котаку. Архивировано из оригинала 27 июля 2021 года . Проверено 19 мая 2021 г.
- ^ Команда сообщества BioWare (22 июня 2012 г.). «Mass Effect 3: Расширенная версия» . Биовэр . Архивировано из оригинала 3 декабря 2012 года . Проверено 23 июня 2012 г.
- ^ «Mass Effect 3: Расширенная версия» . Официальный сайт Mass Effect 3 . Проверено 7 июля 2018 г.
- ^ Фэйи, Майк (26 июня 2012 г.). «Вердикт вынесен: фанаты любят/ненавидят расширенную версию Mass Effect 3» . Котаку . Архивировано из оригинала 3 января 2020 года . Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ Уоттс, Стив (2 июля 2012 г.). «Заявитель Федеральной торговой комиссии называет финал Mass Effect 3 «завершенным» » . Шэкньюс . Архивировано из оригинала 8 июня 2021 года . Проверено 8 июня 2021 г.
- ^ Джуба, Джо (26 июня 2012 г.). «Расширенная версия Mass Effect 3: Хороший, плохой и злой» . Игровой информер . Архивировано из оригинала 3 января 2020 года . Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ Тасси, Пол (26 июня 2012 г.). «Расширенная версия Mass Effect 3 — слишком мало, слишком поздно» . Форбс . Архивировано из оригинала 3 января 2020 года . Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ Мозер, Кэссиди (17 сентября 2016 г.). «7 убедительных теорий фанатов видеоигр» . Шэкньюс . Архивировано из оригинала 11 июня 2022 г. Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ Берц, Мэтт (декабрь 2016 г.). «Врачи и драконы». Игровой информер . № 284. с. 31.
- ^ Давенпорт, Джеймс (27 апреля 2017 г.). «Игры Mass Effect ранжированы от худшего к лучшему» . ПК-геймер . Архивировано из оригинала 4 января 2020 года . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ Каин, Эрик (26 июня 2012 г.). «Что означает расширенная версия Mass Effect 3 для будущего игровой индустрии» . Форбс . Архивировано из оригинала 5 августа 2012 года . Проверено 21 июля 2012 г.
- ^ О'Брайен, Люси (31 августа 2018 г.). «(Иногда опасная) сила сообщества видеоигр» . ИГН . Архивировано из оригинала 31 августа 2018 года . Проверено 2 сентября 2018 г.
- ^ Кин, Шон (15 мая 2021 г.). «Директор Mass Effect надеется, что Legendary Edition изменит ваше отношение к печально известному финалу» . CNet . Архивировано из оригинала 18 мая 2021 года . Проверено 19 мая 2021 г.
- ^ МакГлинн, Энтони (08 ноября 2020 г.). «Мод Mass Effect 3, исправляющий концовку, получил финальное обновление» . PCGamesN . Архивировано из оригинала 28 апреля 2023 г. Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ Филипс, Том (5 января 2022 г.). «Фанатский мод Happy Ending для Mass Effect 3 теперь доступен в Legendary Edition» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 28 апреля 2023 г. Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ Гаудиози, Джон (7 апреля 2012 г.). «Electronic Arts названа худшей компанией в Америке» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 11 мая 2012 года.
- ^ Морран, Крис (9 апреля 2013 г.). «EA стала худшей компанией в истории Америки и выигрывает титул второй год подряд!» . Потребитель . Архивировано из оригинала 9 ноября 2016 года . Проверено 22 октября 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беннетт, Колетт (5 апреля 2012 г.). « Действительно, «Mass Effect»: как одна игра навсегда изменила индустрию» . CNN . Проверено 25 июня 2021 г.
- Люк Винки (3 июня 2021 г.). «10 лет спустя споры о концовке Mass Effect 3 все еще преследуют игровую культуру» . ПК-геймер . Проверено 17 ноября 2021 г.
- Инь-Пул, Уэсли (23 октября 2021 г.). «Видео показывает, каково было внутри BioWare во время споров по поводу концовки Mass Effect 3» . Еврогеймер . Проверено 17 ноября 2021 г.