Масс Эффект 2
Масс Эффект 2 | |
---|---|
Разработчик(и) | BioWare |
Издатель(и) | |
Директор(ы) | Кейси Хадсон |
Продюсер(ы) |
|
Дизайнер(ы) | Престон Ватаманюк |
Программа(ы) | Дэвид Фолкнер |
Художник(а) | Дерек Уоттс |
Писатель(и) | |
Композитор(ы) |
|
Ряд | Масс Эффект |
Двигатель | Унреальный движок 3 |
Платформа(ы) | |
Выпускать | 26 января 2010 г. |
Жанр (ы) | Ролевой экшен , шутер от третьего лица |
Режим(ы) | Одиночная игра |
Mass Effect 2 — это ролевая видеоигра, разработанная BioWare и изданная Microsoft Game Studios и Electronic Arts для Windows и Xbox 360 в 2010 году и изданная Electronic Arts для PlayStation 3 в 2011 году. Это вторая часть Mass Effect. серия и продолжение оригинальной Mass Effect . Действие игры происходит в галактике Млечный Путь в 22 веке, где человечеству угрожает инопланетная раса инсектоидов, известная как Коллекционеры. Игрок берет на себя роль командира Шепарда , элитного человека-солдата, который должен собрать и завоевать лояльность разнообразной команды, чтобы остановить Коллекционеров в их самоубийственной миссии . Используя завершенную сохраненную игру ее предшественницы, игрок может повлиять на сюжет игры разными способами.
В игре BioWare изменила несколько элементов игрового процесса и еще больше подчеркнула аспекты шутера от третьего лица , включая ограниченное количество боеприпасов и восстанавливаемое здоровье . В отличие от исключительного внимания к основной истории оригинального Mass Effect , разработчики решили создать сюжет, в котором дополнительные миссии имели бы такую же интенсивность, как и основная миссия. Mass Effect Композитор Джек Уолл вернулся к написанию музыки для Mass Effect 2 , стремясь создать более мрачное и зрелое звучание, соответствующее настроению игры. Mass Effect 2 также поддерживает множество пакетов загружаемого контента : от костюмов для отдельных игровых персонажей до совершенно новых сюжетных миссий. Известные пакеты включают «Касуми — украденная память» , «Оверлорд» , «Логово Теневого Посредника» и «Прибытие» .
Выпущенная и получившая признание критиков, Mass Effect 2 получила высокую оценку за презентацию и кинематографию, разнообразных и сложных персонажей, а также улучшенные бои по сравнению с предшественником. Однако некоторые критики выразили обеспокоенность по поводу упрощенной ролевой механики игры. Игра получила множество наград по итогам года, в том числе «Игра года» на 14-й ежегодной премии Interactive Achievement Awards и «Лучшая игра» на 7-й церемонии вручения наград Британской академии игр . Mass Effect 2 считается значительным улучшением по сравнению со своей предшественницей и одной из величайших видеоигр всех времен . Продолжение Mass Effect 3 было выпущено в 2012 году. В 2021 году Mass Effect 2 был обновлен в рамках Mass Effect Legendary Edition .
Геймплей
[ редактировать ]Mass Effect 2 — это однопользовательская ролевая игра , в которой игрок берет на себя роль командира Шепарда с видом от третьего лица . Перед началом игры игрок определяет пол, внешний вид, военное прошлое, боевую подготовку и имя Шепарда. [1] Игрок может импортировать персонажа из завершенной сохраненной игры оригинального Mass Effect или начать игру с новым персонажем. [2] Импорт старого персонажа позволяет нескольким решениям, принятым игроком в оригинальной игре, повлиять на историю Mass Effect 2 и предоставляет игроку набор стартовых бонусов. [2] [3] В игре представлено шесть различных классов персонажей , из которых игрок может выбирать. [4] Каждый класс владеет своим набором способностей и типами оружия. [1] Например, класс «Авангард» специализируется на бою на ближней дистанции и использовании дробовиков , а класс «Инфильтратор» полагается на стелс-бой и снайперские винтовки . [1]
игры Внешний мир представляет собой карту галактики , которую игрок может исследовать, чтобы найти и выполнить квесты . [1] Большинство квестов состоят из боевых задач, но некоторые предполагают взаимодействие игрока с неигровыми персонажами во время посещения поселений. [5] По мере прохождения игры игроку становятся доступны разные локации и новые члены отряда. [1] Очки опыта зарабатываются за выполнение квестов. [6] Каждый раз, когда получено достаточное количество опыта, игрок «повышает уровень» и получает очки отряда, которые можно использовать для развития способностей Шепарда и членов отряда. [7] Способности обеспечивают расширенные боевые возможности: каждая сила имеет четыре ранга, которые можно разблокировать. [1] Каждый ранг стоит столько же очков отряда, сколько и его ранг. Например, для разблокировки первого ранга силы требуется одно очко, а для разблокировки всех четырех рангов одной силы требуется в общей сложности десять очков. Повысив силу до четвертого ранга, игрок должен развить эту силу в одну из двух заданных форм. [7]
Основным средством передвижения игрока является звездолет, который служит оперативной базой Шепарда. На борту корабля игрок может взаимодействовать с членами отряда, настраивать броню игрока, путешествовать по многочисленным планетным системам и сканировать планеты в поисках минеральных ресурсов. [8] Эти ресурсы позволяют игроку исследовать многочисленные внутриигровые улучшения, найденные в миссиях, предоставляя, среди прочего, такие преимущества, как увеличение урона от оружия, укрепление здоровья игрока или увеличение запаса топлива корабля. [9] Для сканирования требуется, чтобы игрок переместил прицел на планету и запустил зонд , когда осциллограф предупреждает о близлежащих ресурсах. [5] Дополнительные улучшения, снаряжение и второстепенные предметы, такие как журналы и украшения для корабля, можно приобрести у торговцев в поселениях. [1]
Бой
[ редактировать ]
Бой в Mass Effect 2 основан на отрядах, и на поле боя игрока могут сопровождать максимум два члена отряда. игры Игрок управляет Шепардом, а искусственный интеллект управляет членами отряда. [1] Сражения происходят в режиме реального времени , но игрок может в любой момент приостановить действие, чтобы спокойно нацеливаться на врагов и выбирать различные способности для использования членами отряда. [7] В игре используется вид из-за плеча, аналогичный шутеру от третьего лица, и особое внимание уделяется использованию укрытий , чтобы избежать повреждений во время борьбы с силами противника. [5] Игрок также может отдавать команды членам отряда, например отправлять их укрыться за выбранным вручную объектом или сосредоточить огонь на назначенной цели. [1]
В отличие от оригинального Mass Effect , где оружие перегревается при непрерывной стрельбе в течение длительного времени, оружие в Mass Effect 2 имеет ограниченный магазин и его необходимо перезаряжать после определенного количества выстрелов. [10] Поглощающий урон щит защищает Шепарда и членов отряда. Когда щит полностью разряжен, дальнейший урон уменьшает количество очков жизни вторичного индикатора здоровья. Полоса щита и индикатор здоровья восстанавливаются, если в течение короткого периода времени не ведется огонь. [5] Игрок может оживить павших членов отряда, используя силу Единства. [6] Однако если Шепард умрет, игроку придется начать игру заново с последней сохраненной точки. [1]
Все враги защищены здоровьем, щитами, доспехами, барьерами или их комбинацией. [1] Каждый тип защиты имеет свои уязвимости. Например, броня обычно уязвима для таких способностей, как «Испепеление», которое с течением времени поджигает врагов, и оружия с низкой скорострельностью , такого как снайперские винтовки и тяжелые пистолеты. Напротив, щиты уязвимы для таких способностей, как «Перегрузка» и скорострельного оружия, такого как пистолеты-пулеметы и штурмовые винтовки . [1] Барьеры обычно используются врагами типа боссов и уязвимы для определенного оружия и способностей. [1] Когда все щиты, броня или барьеры противника исчерпаны, игрок может использовать способности со статусным эффектом, такие как Притяжение, которое временно поднимает цели в воздух, выводя их из строя. [1] Другие способности могут временно принести пользу игроку; например, Adrenaline Rush переводит игрока в режим пули . Силы не требуют каких-либо расходных ресурсов ; у них есть только глобальное время восстановления . [1]
Диалог и мораль
[ редактировать ]Во время разговоров с персонажами в Mass Effect 2 используется радиальное командное меню игрока под названием «Колесо диалогов», в котором параметры диалога зависят от направления колеса. [4] Левая сторона колеса обычно отведена для вариантов, которые продолжат углубленный разговор, тогда как варианты на правой стороне, как правило, приближают разговор к завершению. Ответы наверху обычно более вежливы и бескорыстны, тогда как ответы внизу более агрессивны и враждебны. [7] В игре также представлена контекстно-зависимая система прерываний, позволяющая игрокам прерывать разговор прямыми действиями в определенное время. [4] Выбор диалога влияет на то, как другие реагируют на Шепарда, на награды за выполнение миссий, возможные скидки от торговцев, романтические отношения и мораль командира. [1]
Мораль измеряется очками Идеала (обаяние) и Отступника (запугивание). Эти очки влияют на доступность новых специальных вариантов диалога «Идеал» и «Отступник», оказывая значительное влияние на игру. [1] Например, в игре есть несколько миссий по завоеванию лояльности отряда. От того, что игрок сделает во время одной из этих миссий, будет зависеть, получит ли он лояльность члена отряда, что, в свою очередь, откроет уникальную силу и поможет в финальной битве. Концовки варьируются от выживания всей команды до гибели всей команды, включая Шепарда, и всего, что между ними. [4] По завершении игры разблокируется опция «Новая игра плюс» , позволяющая игрокам переиграть игру, используя того же персонажа, с которым они ее закончили. [11]
Краткое содержание
[ редактировать ]Сеттинг и персонажи
[ редактировать ]Действие Mass Effect 2 происходит в галактике Млечный Путь в 22 веке, где межзвездные путешествия возможны с помощью устройств общественного транспорта, называемых реле массы, технологии, которая, как полагают, была создана вымершей инопланетной расой, известной как протеане. [12] Конгломерат правительств, известный как Совет Цитадели, контролирует значительную часть галактики и отвечает за поддержание закона и порядка среди рас галактического сообщества. [13] Расы, принадлежащие Совету Цитадели, включают людей, азари , саларианцев и турианцев . Другие инопланетные расы в игре включают кроганов одетых в экологические костюмы -рептилий и дреллов, кварианцев, , и враждебную расу сетевого искусственного интеллекта, называемую гетами. [14] Во время событий оригинальной Mass Effect армия гетов попыталась открыть портал для Жнецов , высокоразвитой машинной расы синтетическо-органических звездолетов, которые, как полагают, уничтожают всю органическую цивилизацию каждые 50 000 лет. [15] С тех пор галактическое сообщество живет в страхе перед новым возможным вторжением. Между тем, организация сторонников превосходства человечества под названием «Цербер» считает, что люди заслуживают большей роли в галактическом сообществе, и поддерживает принцип, согласно которому любые методы содействия вознесению человечества полностью оправданы, включая незаконные эксперименты и террористическую деятельность. [16]
Главный герой игры — командир Шепард (озвучивает Марк Мир или Дженнифер Хейл ), элитный человек-солдат, командир космических кораблей SSV Normandy и Normandy SR-2 . В состав отряда Шепарда входят оперативники «Цербера» Джейкоб Тейлор (Адам Лазар-Уайт) и Миранда Лоусон ( Ивонн Страховски ), постоянные соратники Гаррус Вакариан ( Брэндон Кинер ) и Тали'Зора (Лиз Срок), саларианский ученый Мордин Солус (Майкл Битти), человек-преступник. Джек ( Кортни Тейлор ), генно-инженерный суперсолдат-кроган Грант ( Стив Блюм ), дрелл-убийца Тейн Криос ( Кит Фарли ), азари-правовед Самара ( Мэгги Бэрд ) или дочь серийного убийцы Самары Моринт ( Наталия Циглиути ) и мобильная платформа гетов Легион ( Д.С. Дуглас ). Среди других персонажей — Нормандии » пилот « Джефф «Джокер» Моро ( Сет Грин ), лидер «Цербера» Призрак ( Мартин Шин ) и Нормандии SR-2 » усиленная оборонная разведка « , также известная как СУЗИ ( Триша Хелфер ). [17]
Сюжет
[ редактировать ]В 2183 году, вскоре после событий Mass Effect , SSV Normandy , патрулируя сопротивление гетов, подвергается нападению неизвестного судна, что вынуждает экипаж покинуть корабль. Шепард толкает Джокера в последнюю спасательную капсулу, прежде чем его уносит в космос и он умирает от удушья после повреждения костюма. [18] Тело вытягивается на орбиту соседней планеты и возвращается Цербером, который начинает «Проект Лазарь» с единственной целью вернуть Шепарда к жизни. Два года спустя Шепард оживает на операционном столе и сбегает с исследовательской станции, подвергшейся нападению роботов безопасности . Спасаясь вместе с Джейкобом Тейлором и Мирандой Лоусон, Шепард встречается с Призраком, который показывает, что целые популяции человеческих колоний исчезли по всей галактике. Теперь, работая с «Цербером», Шепард отправляется исследовать недавно подвергшуюся нападению колонию, где встречает Тали и группу кварианцев, ищущих своего пропавшего коллегу. Команда Шепарда обнаруживает признаки того, что Жнецы действуют через инопланетную расу инопланетян под названием Коллекционеры, которые похитили колонистов. [19]
Призрак объясняет, что Коллекционеры живут за пределами Реле Омега-4, места, откуда ни один корабль никогда не возвращался, и поручает Шепарду собрать команду, чтобы остановить их. Шепарду также дается командование новым космическим кораблем « Нормандия SR-2» , снова пилотируемым Джокером и оснащенным бортовым искусственным интеллектом под названием EDI. Шепард нанимает Мордина Солуса, Гарруса Вакариана, Джека и (необязательно) Гранта, прежде чем Призрак сообщает им, что другая человеческая колония подверглась нападению. Шепард защищает колонию с помощью исследований Мордина по биологии коллекционеров, но не может предотвратить захват значительной части населения. Затем Шепард может завербовать Тали, Тейна Криоса и Самару (которую при желании можно заменить Моринтом), прежде чем его отправят исследовать предположительно выведенный из строя корабль Коллекционеров. Там Шепард узнает, что Коллекционеры изначально были Протеанами, превращенными в рабов Жнецов. С помощью СУЗИ Шепард также узнает, как обойти реле Омега-4, прежде чем попасть в засаду Коллекционеров. Хотя отряд Шепарда сбегает, их отношения с Призраком натянуты из-за того, что он заранее знал о ловушке. [19]
Шепард посещает заброшенного Жнеца и приобретает IFF, необходимый для безопасного прохождения через реле Омега-4. Шепард также приобретает гета-инвалида, который при активации присоединяется к отряду как Легион. Пока IFF интегрирован в системы Normandy SR-2 , Шепард и отряд улетают на шаттле. Во время их отсутствия Коллекционеры садятся на « Нормандия SR-2» . Только Джокер избегает захвата и с помощью СУЗИ извлекает Нормандию SR-2 в безопасное место. Когда отряд Шепарда возвращается, команда использует Реле Омега-4, чтобы добраться до базы Коллекционеров, расположенной в Галактическом Центре . Команда спасает всех выживших членов экипажа и пробивается к центральной камере. Члены отряда либо выживут, либо погибнут в зависимости от модернизаций, произведенных на Normandy SR-2 , их лояльности Шепарду и задач, которые им поручаются в бою. [19]
В центральной комнате Шепард обнаруживает, что Коллекционеры конструируют нового Человека-Жнеца, сделанного из генетического материала похищенных колонистов. Уничтожив машину, питающую Жнеца, Шепард готовится уничтожить базу Коллекционеров. Однако Призрак предлагает стерилизовать базу с помощью синхронизированного импульса радиации , чтобы сохранить технологии Коллекционеров и использовать их против Жнецов. Решив судьбу базы, Шепард уничтожает проснувшегося Человека-Жнеца и сбегает вместе с выжившими членами отряда. Если ни один из членов отряда не выживет, Шепард не сможет сбежать и погибнет. Вернувшись на « Нормандию SR-2» , после последнего разговора с Призраком, Шепард встречает выживших в грузовом отсеке. Там Джокер дает им схемы Жнеца. Финальная сцена показывает, как Жнецы пробуждаются в темном космосе и спускаются в галактику. [19]
Разработка
[ редактировать ]Игровой дизайн
[ редактировать ]
Mass Effect 2 была разработана BioWare под руководством Кейси Хадсона , который ранее руководил производством первой игры Mass Effect . [20] Прежде чем начать фактическое производство, BioWare составила список целей, над достижением которых нужно работать, на основе отзывов фанатов, рецензентов и внутренних сотрудников. [21] Основной целью компании было «создать опыт, который был бы не столько игрой, сколько опытом». [22] В отличие от исключительного внимания к основной истории оригинальной Mass Effect , Хадсон объяснил, что BioWare была заинтересована в сюжете, в котором дополнительные истории имели бы такую же интенсивность, как и основная история, и решил, что идея вербовки людей и обеспечения их лояльности к игроку, чтобы он мог пережить самоубийственную миссию, позволившую изучить эти возможности. [22] Он отметил: «Самое смешное, что люди скажут: «Кроме того, как собрать команду, построить команду и подготовиться к этой миссии, в этом нет особой истории». Но это история». [22]
На первых этапах разработки дизайнеры уделяли первоочередное внимание оптимизации и доработке аспектов съемки ; Элементы ролевой игры не добавлялись до завершения этого процесса. [20] По словам ведущего дизайнера Кристины Норман, «мы хотели, чтобы бои были более интересными, и большая часть этого заключалась в том, чтобы сделать оружие более точным и мощным на первом уровне — по сути, говоря: «Давайте уберем из шутера РПГ». [20] Поскольку у BioWare не было опыта работы с шутерами, команда потратила примерно три месяца на настройку боя, взяв оригинальную Mass Effect . за основу [20] Камера была улучшена и теперь обеспечивает более точное прицеливание, включая прицеливание по конкретному телу, например выстрелы в голову. [23] Норман объяснил, что они хотели, чтобы оружие имело свою индивидуальность, отметив, что в финальной сборке игры есть 19 видов оружия со 108 переменными настройки. [24] Включение ограниченного количества боеприпасов изначально не было частью игрового дизайна и было реализовано для раннего игрового тестирования. [20] Однако разработчики в конечном итоге посчитали, что это улучшило напряженность и темп боя. [20]
Предпочтение отдавалось игровому процессу в реальном времени с упором на оружие и укрытия, поскольку команда чувствовала, что постоянные паузы для выбора способностей прерывают интенсивность боя. [24] В результате было добавлено больше опций для назначения различных возможностей пользовательскому интерфейсу для использования в режиме реального времени. [24] Разработчики также решили ввести функцию регенерации здоровья, поскольку она не позволяет игрокам играть беспорядочно и полагаться на аптечки. [24] Норман заметил, что важно не упрощать элементы ролевой игры, а сделать их более простыми в использовании. [24] Она объяснила, что оригинальная Mass Effect предлагала «слишком много вариантов, которые не особенно отражали то, как они повлияют на игру. В Mass Effect 2 варианты прокачки были урезаны и сделаны более наглядными». [24] Разработчики хотели создать совершенно разные стили игры для классов персонажей, «даже если это означало бы сокращение некоторых возможных вариантов». [24] Силы были сбалансированы с единым временем восстановления обновления, поскольку более ранняя система, в которой способности можно было использовать последовательно, считалась «смехотворной и легкой в эндшпиле». [20]
Отслеживание сильных и слабых сторон врагов стало более согласованным с различными типами полос здоровья, чтобы игрокам не приходилось оценивать проблемы, с которыми они столкнулись при борьбе с новыми врагами. [24] игры За время разработки HUD пересматривался восемь раз. [25] Поскольку управление инвентарем в оригинальной Mass Effect подверглось критике, разработка новой системы инвентаря для Mass Effect 2 была одной из основных задач во время разработки. [26] В идеале инвентарь должен был легко обрабатывать множество персонажей. [26] Норман потратил время на изучение различных систем инвентаря из других ролевых игр, но ни одну из них не удалось применить для поддержки большого количества персонажей в игре. [26] В конечном итоге команда решила заменить его другими системами, обеспечивающими ту же функциональность без какого-либо управления. [27] Эта концепция позволяла персонажу использовать оружие, не отбирая его у кого-то другого. [26]
Планетарное исследование оригинального Mass Effect было полностью переработано. Вместо обширных бесплодных ландшафтов дизайнеры решили построить отдельные и интересные места. Цель заключалась в том, чтобы побудить игроков продолжать исследовать галактику, изменив их ожидания относительно того, что они могут найти. [28] Изначально разработчики экспериментировали с идеей создания транспортного средства, которое можно было бы использовать для более гибкого перемещения по планетарной местности, чем в оригинальной игре. Однако в конечном итоге машина была удалена из финальной версии игры. [27] Контекстно-зависимая система прерываний, которая изначально задумывалась как функция оригинального Mass Effect , была представлена в Mass Effect 2, чтобы помочь лучше совместить диалог с остальным действием. [29] Темп истории также был улучшен, поскольку разработчики хотели быстрее вовлечь игроков в действие. [30]
Производство
[ редактировать ]Поскольку серия Mass Effect с самого начала задумывалась как трилогия, работа над Mass Effect 2 оригинальной Mass Effect . началась незадолго до выхода [30] Изначально игра была разработана исключительно для платформ Windows и Xbox 360 при поддержке Microsoft Game Studios с упором на такой же уровень преданности делу. [21] В результате каждая версия имеет разные пользовательские интерфейсы и элементы управления. [21] Как и его предшественник, Mass Effect 2 был создан с использованием Epic Games от Unreal Engine 3 в сочетании с инфраструктурой , специально разработанной BioWare для игр Mass Effect . [23] Поскольку большинство технологий Mass Effect уже были разработаны в первой игре, команда разработчиков сосредоточилась на добавлении нового контента и совершенствовании новых функций, а не на создании их с нуля. [30] Технические улучшения включали лучшее управление памятью , более крупные текстуры, более высокую частоту кадров и улучшенные освещения . сценарии [23] По словам Хадсона: «На самом деле я не могу вспомнить ни одного аспекта игры, который мы не переработали бы и не сделали на 100% лучше». [30]
Mass Effect 2 содержит голоса 90 актеров озвучивания, которые играют 546 персонажей и произносят более 25 000 строк диалога. [25] Запись голоса в игре заняла вдвое больше времени, чем в оригинальном Mass Effect . [31] Инструмент Matinee Unreal Engine 3, позволяющий разработчикам анимировать персонажей во время видеороликов, был интегрирован в цифровую технологию игры и общения BioWare. [23] Как объяснил Хадсон: «Наши сценаристы пишут в редакторе диалогов, и это сливается с тем, как вы в конечном итоге видите, как множество разных частей утренника разыгрываются в комбинации, когда вы разговариваете с персонажами». [23] Другая технология Unreal Engine 3, Kismet, использовалась для написания сценариев того, как уровни или враги будут реагировать на определенное действие. [23] После использования его в первой игре Mass Effect программисты игры уже были знакомы с Unreal Engine 3, поэтому им не нужно было постоянно обращаться к Epic Games за поддержкой. [23]
Хотя Mass Effect 2 изначально разрабатывалась в студии BioWare в Эдмонтоне была назначена новая команда из 30 человек, , в марте 2009 года в EA Montreal которая дополнила команды, уже работавшие над игрой. [32] В новую команду вошли многие люди, работавшие над оригинальной игрой, но большинство из них были новыми сотрудниками. [32] Mass Effect 2 разрабатывалась примерно два года, и над игрой работало более 150 человек. [23] Хадсон упомянул две серьезные проблемы, которые мешали разработке: финансовые проблемы из-за Великой рецессии ограничили бюджет игры, и команде пришлось пройти через это, не повлияв на свои амбициозные цели. [33] Кроме того, из-за пандемии гриппа 2009 года значительная часть команды заболела в последние месяцы разработки, в результате чего было потеряно человеко-год времени. [33] Несмотря на эти факторы, Хадсон охарактеризовал разработку Mass Effect 2 как успешную «с соблюдением сроков, в рамках бюджета и с превышением поставленных целей по качеству». [33] Ведущий сценарист Мак Уолтерс считал Mass Effect 2 очень быстрым проектом, заявив, что у команды не было много времени на размышления. [34]
Первоначально BioWare отрицала, что версия для PlayStation 3 находится в разработке. [35] Несмотря на это, сообщалось, что версия игры для Microsoft Windows содержала строки кода, отсылающие к PlayStation 3. [36] BioWare ответила, что Unreal Engine 3 является кроссплатформенным , поэтому включает в себя код PlayStation 3. [36] В конце концов, версия Mass Effect 2 для PlayStation 3 была выпущена на год позже, чем версии для Microsoft Windows и Xbox 360. Версия для PlayStation 3 использует модифицированную версию Unreal Engine 3, называемую движком Mass Effect 3 , тот же движок, который BioWare использовала для предстоящей тогда игры Mass Effect 3 . [37] В этой новой версии модели персонажей были немного улучшены, а элементы управления обновлены для поддержки контроллера PlayStation 3 . Также была добавлена опция, позволяющая вернуться к расположению элементов управления Xbox 360. [37]
Музыка
[ редактировать ]
Музыку для Mass Effect 2 в основном написал Джек Уолл . [38] Его предыдущая работа с BioWare была главным композитором Jade Empire и оригинальной Mass Effect . [38] [39] В партитуру также вошли некоторые произведения Сэма Халика, Дэвида Кейтса и Джимми Хинсона (более известных как Big Giant Circles ), с дополнительным редактированием и внутриигровой реализацией Брайаном ДиДоменико. [40] В отличие от оригинального Mass Effect , композиторы стремились к более мрачному и зрелому звуку, соответствующему настроению игры. [40] Музыка включает в себя оркестровые и классические научно-фантастические аранжировки, вдохновленные саундтреком к фильму 1982 года «Бегущий по лезвию» и музыку немецкой электронной группы Tangerine Dream . [40] Гармоническая саундтрека к фильму « структура » Венди Карлос также Трон оказала значительное влияние. [40] Чтобы дополнить каждого персонажа, композиторы дали ему темы, передающие его личность и происхождение. [40] По словам Кейтса, «одной из наших задач было создание динамичной партитуры, выражающей широкий спектр эмоций». [40]
было написано около 180 минут музыки Для Mass Effect 2 , что насчитывало более 700 ассетов. [41] Песня «Callista» композитора музыки для видеоигр Саки Каскаса , написавшего музыку для пяти Need for Speed . игр [42] использовался в качестве темы Клуба загробной жизни в игре. [43] Музыка из игры вышла в нескольких альбомах. [44] [45] [46] BioWare выпустила основной альбом саундтреков Mass Effect 2: Original Videogame Score 19 января 2010 года. Саундтрек состоит из двух дисков и 27 треков общей продолжительностью 1:55:43. [44] Mass Effect 2 была Музыка номинирована на лучшую оригинальную музыку на 7-й церемонии вручения наград Британской академии игр. [47] и лучший альбом саундтреков на 9-й ежегодной церемонии вручения наград Game Audio Network Guild Awards. [48] [49] В 2012 году Legacy , альбом, состоящий в основном из треков, написанных для Mass Effect 2, но не использованных в игре. компания Big Giant Circles выпустила [50]
Маркетинг и выпуск
[ редактировать ]Mass Effect 2 был официально представлен на конференции разработчиков игр 17 марта 2009 года, а в тизер-трейлере Шепард был объявлен «погибшим в бою». [51] В объявлении подтверждено, что игра будет выпущена для Windows и Xbox 360. [52] В июне 2009 года игра была представлена на выставке Electronic Entertainment Expo . [53] где было подтверждено, что Шепард будет жив и за него можно будет играть в Mass Effect 2 , но персонаж может умереть в конце игры. [53] Игроки могли получить новую внутриигровую броню и оружие, если игра была предварительно заказана в определенных магазинах. [54] Игроки также могли обменять коды на продукты Dr Pepper со специальной маркировкой на один из трех головных уборов. [55] и зарегистрированные копии Dragon Age: Origins для нового набора брони. [56] За несколько месяцев до выпуска игры BioWare выпустила финальный кинематографический трейлер и выпустила шесть трейлеров классов, рассказанных Норманом. [57] [58] Electronic Arts продала более двух миллионов копий игры розничным торговцам по всему миру за первую неделю выпуска. [59]
Mass Effect 2 был первоначально выпущен для Windows и Xbox 360 компанией Microsoft Game Studios в сотрудничестве с Electronic Arts 26 января 2010 года в Северной Америке и 29 января 2010 года в Европе. [54] Microsoft опубликовала версию для Xbox 360, а также физическую версию для Windows. [60] Помимо стандартного издания, цифровое роскошное и коллекционное издания . были доступны [61] Коллекционное издание включало другую упаковку, артбук, бонусный внутриигровой контент, DVD с закулисами и один выпуск из Mass Effect: Redemption . серии комиксов [61] Хотя Mass Effect 2 была выпущена в конце месяца, она стала второй самой продаваемой игрой января 2010 года с 572 100 проданными копиями после Nintendo от New Super Mario Bros. Wii . [62] Вскоре после выхода Mass Effect 2 размер и цвет шрифта игры подверглись критике за то, что их слишком трудно читать на некоторых телевизорах стандартной четкости . [63] Поскольку BioWare посчитала это выбором дизайна, [64] компания не смогла решить эту проблему, но заявила, что рассмотрит ее для будущих игр. [65] В феврале 2010 года BioWare выпустила патч , исправляющий незначительные проблемы, такие как сбои и длительная загрузка на одноядерных компьютерах. [66] Второй патч, который сократил время майнинга, необходимое для получения обновлений, и исправил другие мелкие проблемы, был выпущен в июне 2010 года. [67]
На Gamescom 2010 BioWare объявила, что версия игры для PlayStation 3 находится в разработке. [68] Microsoft отреагировала на заявление о том, что, несмотря на потерю эксклюзивности игры, Xbox 360 по-прежнему остается наиболее подходящей консолью для игры из-за совместимости игры с оригинальной Mass Effect , которая в то время была доступна только для Microsoft Windows и Xbox 360. . [69] Версия для PlayStation 3 была выпущена 18 января 2011 года в Северной Америке и 21 января 2011 года в Европе. [70] После того, как некоторые игроки PlayStation 3 сообщили, что их файлы сохранений могут быть повреждены в случае неожиданного сбоя игры, [71] BioWare выпустила патч, предназначенный для борьбы с ошибками сохранения и сбоями. [72] На версию PlayStation Network пришлось более 10% от общего объема продаж игры на PlayStation 3. [73] По состоянию на апрель 2011 года сообщалось, что оригинальные Mass Effect и Mass Effect 2 вместе взятые были проданы более семи миллионов единиц по всему миру, 77% из которых были проданы для Xbox 360. [74]
При покупке новых игр предоставляется одноразовая карта, предоставляющая код доступа, который разблокирует сеть Cerberus игры , онлайн- загружаемый контент и службу новостей, которая обеспечивает бонусный контент для игры. [75] Однако пользователям, купившим использованную копию, придется платить за сеть Cerberus Network отдельно, если они хотят получить доступ к новому контенту. [75] Эта политика позволяет издателям бороться с рынком подержанных игр; такие компании, как GameStop, разрешили клиентам продавать использованные игры обратно розничному продавцу, чтобы компания могла перепродавать их с небольшой скидкой другим клиентам, но издатель не получает прибыли. [75] Директор по онлайн-разработке BioWare Фернандо Мело сообщил, что 11% всех доходов от загружаемого контента Mass Effect 2 поступает от Cerberus Network. [76] Эта политика вызвала критику со стороны некоторых фанатов, которые раскритиковали загружаемый контент как завышенную цену и стимул для разработчиков не включать элементы в первоначальный выпуск. [77]
В 2012 году был выпущен сборник из трёх основных игр серии Mass Effect Trilogy для Microsoft Windows, Xbox 360 и PlayStation 3. [78] В 2016 году Mass Effect 2 была добавлена в список обратно совместимых игр Xbox 360 на Xbox One . [79] В 2021 году Mass Effect 2 был обновлен в рамках Mass Effect Legendary Edition . [80]
Загружаемый контент
[ редактировать ]Mass Effect 2 поддерживает дополнительный внутриигровой контент в виде пакетов загружаемого контента, выпущенных с января 2010 года по май 2011 года. Эти пакеты варьируются от костюмов персонажей до совершенно новых сюжетных миссий. Основные релизы включают Lair of the Shadow Broker и Arrival , которые жизненно важны для сюжета сериала. В «Логове Теневого Посредника » Шепард помогает бывшему члену отряда Лиаре Т'Сони найти торговца информацией, известного как Теневой Посредник. [81] В «Прибытии » Шепард расследует доказательства вторжения Жнецов, что приводит к событиям, которые переходят в Mass Effect 3 . [82] Другие пакеты загружаемого контента, связанные с сюжетом, включают миссии лояльности «Заид — Цена мести» и «Касуми — Украденная память» , а также «Оверлорд» , который добавляет в игру пять новых миссий. [83] [84] [85]
В отличие от версий для Xbox 360 и Microsoft Windows, версия для PlayStation 3 включает пакеты Kasumi — Stolen Memory , Overlord и Lair of the Shadow Broker . [86] Поскольку первая игра Mass Effect изначально не была выпущена на PlayStation 3, BioWare выпустила Genesis , пакет загружаемого контента, который позволяет игроку влиять на историю игры, принимая основные сюжетные решения первой игры. Эти решения принимаются с помощью цифрового интерактивного комикса, появляющегося в начале игры. [87] Genesis был выпущен 17 мая 2011 года для пользователей Microsoft Windows и Xbox 360. [88] Некоторые пакеты загружаемого контента игры были хорошо приняты критиками и номинированы на лучший DLC (загружаемый контент) на церемонии Spike Video Game Awards . [89] [90]
Прием
[ редактировать ]Критический ответ
[ редактировать ]Агрегатор | Счет |
---|---|
Метакритик | 94/100 (ПК) [91] 96/100 (Х360) [92] 94/100 (ПС3) [93] |
Публикация | Счет |
---|---|
1Up.com | А- [94] |
Край | 9/10 [95] |
еврогеймер | 10/10 [96] |
Фамицу | 35/40 (ПС3) [97] 36/40 (Х360) [98] |
Информер игр | 9,5/10 (ПС3) [99] 9,75/10 (X360) [10] |
ГеймПро | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
ИграРеволюция | А- [6] |
GameSpot | 8,5/10 (ПС3) [101] 9/10 (X360) [5] |
GameSpy | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Трейлеры к играм | 9.7/10 [103] |
ИГН | 9,5/10 (ПС3) [104] 9,6/10 (X360) [2] |
GameCritics.com | 7.5/10 [105] |
РПГеймер | 4.5/5 [106] |
После выпуска Mass Effect 2 получил признание критиков в изданиях по видеоиграм. [92] Существенную похвалу получили разнообразные персонажи игры, интерактивное повествование , озвучка и художественный дизайн. [2] Обозреватель IGN Эрик Брудвиг назвал Mass Effect 2 личной игрой, вызывающей много эмоций. [2] Он похвалил возможность импорта персонажа, заявив, что общий опыт меняется по мере использования различных сохраненных игр из предыдущей игры. [2] Том Брэмуэлл из Eurogamer положительно подчеркнул влияние социального взаимодействия на исход событий и то, что игроки чувствуют реальное давление при принятии решений. [96] Дальнейшая похвала была дана персонажам игры. Эдж похвалил их за сложные личности и отличные характеристики . [95] в то время как GameRevolution отметила, что миссии лояльности «достаточно глубоко проникают в их персонажей, чтобы заставить вас сопереживать им всем». [6]
Визуальные эффекты и атмосфера игры получили такую же похвалу. Обозреватель GameSpot Кевин ВанОрд заметил, что Mass Effect 2 более детализирован и мрачнее, чем его предшественник. [5] Он писал, что «темно-красные цвета и сияющий индиго насыщают определенные сцены, делая их более насыщенными и зловещими; жуткий туман ограничивает ваше зрение в одной побочной миссии, в то время как дождь льет на вас в другой. Тонкое, угрюмое освещение придает определенным взаимодействиям большое влияние». [5] Рецензент Адриан ден Оуден из RPGamer отметил, что разговоры и кат-сцены отличаются лучшей кинематографией, чем в первой игре, заявив, что «трудно представить, что они станут намного лучше в Mass Effect 3 ». [106] в игре Критики также дали высокую оценку обширному составу голосов ; в частности, исполнение Мартином Шином «Призрака», которое было отмечено как «укравшее шоу». [2] Эндрю Райнер, пишущий для Game Informer , высказал мнение, что музыка «прекрасно течет» как в сюжете, так и в боевых действиях. [10] Подача и направление игры были признаны «намного опережающими конкурентов». [2]
Многочисленные публикации заявили, что игровой процесс лучше оригинала. [2] [5] [96] [102] Джон Дэвисон из GamePro написал: «BioWare проделала впечатляющую работу, продвинув жанр ролевых игр вперед и соединив разрозненные стили игрового процесса в по-настоящему захватывающую научно-фантастическую эпопею». [100] ВанОрд похвалил Mass Effect 2 за индивидуальность, которой не хватало ее предшественнику. [5] Он отметил, что стрельба «более немедленная и приносит удовлетворение, что поддерживает темп и усиливает жестокость каждой встречи». [5] Точно так же GameSpy Джеральд Виллория из заметил, что оригинальная Mass Effect «шла по грани между ролевой игрой и шутером [...] Mass Effect 2 стала гораздо более сфокусированным шутером». [102] Джереми Пэриш из 1UP.com назвал бой более сбалансированным, заявив, что игра побуждает игроков использовать разные классы оружия и способности отряда, когда этого требует ситуация. [94] Некоторые издания, однако, выразили обеспокоенность по поводу упрощенных элементов ролевой игры в игре, назвав ее «урезанной» и «ощущающейся тупостью». [105] [106] Критике также подверглось медленное сканирование планет в игре. [5] [6] [105] GameRevolution посчитала, что это «рутинная работа, обязательная, если вы хотите обновлений, и скучная, потому что в ней нет напряжения или проблем», но в конечном итоге пришла к выводу, что игра в целом «делает более чем достаточно, чтобы соответствовать своей предшественнице». [6]
Версия для PlayStation 3 была принята аналогично. Колин Мориарти из IGN охарактеризовал ее как «лучшую и наиболее полную доступную версию игры» благодаря обновленному игровому движку и дополнительным пакетам загружаемого контента. [104] Напротив, ВанОрд раскритиковал включение персонажа Касуми Гото из пакета Касуми - Украденные воспоминания , заявив, что «она никогда не вписывается в свои более развитые когорты». [101] Он также отметил, что версия для PlayStation 3 страдает такими техническими проблемами, как несоответствие частоты кадров, графические сбои и другие мелкие ошибки, в основном присутствующие в разделах загружаемого контента игры. [101] Обозреватель Game Informer Джо Джуба негативно отреагировал на отсутствие импорта сохранений из оригинальной Mass Effect , которая изначально не была выпущена на PlayStation 3, и отметил, что решения, принятые в комиксе Genesis , «практически не имеют контекста». [99] Несмотря на критику, он заявил, что игра на PlayStation 3 одинаково хороша, как и на Xbox 360. [99]
Похвалы
[ редактировать ]Mass Effect 2 получила множество наград «Игра года» за сценарий, персонажей и саундтрек. На церемонии вручения наград Spike Video Game Awards 2010 игра получила награды «Лучшая игра для Xbox 360» и «Лучшая ролевая игра». BioWare также получила признание за работу над игрой и была удостоена награды «Студия года». [107] На 14-й ежегодной церемонии вручения наград Interactive Achievement Awards Академия интерактивных искусств и наук наградила Mass Effect 2 наградами «Игра года» , «Ролевая/многопользовательская игра года» и «Выдающееся достижение в сюжете» . [108] Среди других заметных наград, полученных игрой, — «Лучшая игра» на 7-й церемонии вручения наград Британской академии игр . [47] Лучший сценарий на церемонии вручения премии Game Developers Choice Awards 2011 года , [109] и две награды Golden Joystick Awards : Лучшая ролевая игра года и Лучшая игра года. [110] [111] На церемонии вручения наград Canadian Videogame Awards 2011 года Mass Effect 2 была удостоена наград «Игра года», «Лучшая консольная игра», «Лучший игровой дизайн» и «Лучший сценарий». [112]
Список наград и номинаций |
---|
Наследие
[ редактировать ]Mass Effect 2 продолжал привлекать внимание спустя годы после его выпуска. Редактор GamesRadar Холландер Купер объяснил, что игра значительно улучшила технические проблемы своей предшественницы, в то же время «расширяя и без того впечатляющую вселенную, не жертвуя тем, что делало серию особенной». [120] Он зашел так далеко, что назвал игру «Империя наносит ответный удар» видеоигрой, заявив, что «немногие сиквелы превзошли оригинал так же легко, как Mass Effect 2 ». [120] Сосредоточение игры на персонажах, их более глубоких стрессах и внутренних конфликтах получило высокую оценку. [120] [121] То, как игра позволяет неигровым персонажам нести бремя развития повествования, также вызвало научный интерес. [122] Редактор Eurogamer Рик Лейн охарактеризовал Mass Effect 2 как более мрачную, теплую и в целом более человечную игру, чем ее предшественница, отметив, что ответственность за то, чтобы эти персонажи были готовы к финальной миссии, лежит на игроке, иначе они умрут. [121] Он объяснил, что Mass Effect 2 — это долгий квест, который «стремится к эпической кульминации», и когда он достигает этой цели, «он не разочаровывает». [121] Спустя десять лет после выпуска игры Eurogamer назвал финал игры «одной из лучших работ BioWare за всю историю» из-за сложности выбора. [123]
Mass Effect 2 была названа одной из величайших видеоигр всех времен многими изданиями, в том числе журналом Slant Magazine в 2014 году. [124] ИГН в 2015 году, [125] Полигон в 2017 году, [126] Игровой информер в 2018 году, [127] и GQ в 2023 году. [128] В 2011 году игра была выбрана в числе 80 игр за последние 40 лет для размещения на выставке «Искусство видеоигр» в Смитсоновском музее американского искусства . [129] По данным музея, выставка исследовала «40-летнюю эволюцию видеоигр как художественного средства с акцентом на яркие визуальные эффекты и творческое использование новых технологий». [130]
Продолжение
[ редактировать ]Продолжение игры, Mass Effect 3 , вышло в 2012 году. [131] Продолжение начинается на Земле с того, что командир Шепард был задержан после событий в пакете загружаемого контента «Прибытие» . [132] На сюжет игры влияют решения, принятые игроком в оригинальных Mass Effect и Mass Effect 2 . [133] Однако если Шепард умрет в конце Mass Effect 2 , персонажа нельзя будет импортировать в Mass Effect 3 . [134] BioWare заявила, что Mass Effect 3 завершает сюжетную линию Шепарда и что будущие игры серии будут иметь другой контекст. [135] В отличие от своих предшественников, Mass Effect 3 включает многопользовательский кооперативный режим. помимо однопользовательской кампании [133] Хотя игра получила признание критиков в игровых изданиях, [136] его финал был плохо принят фанатами и вызвал серьезные споры . [137]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Microsoft опубликовала версию для Xbox 360 и физическую версию для Windows.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Браун Кэтрин (январь 2010 г.). "Обучение". Mass Effect 2: Официальное руководство по игре Prima . Розвилл, Калифорния: Игры Prima . стр. 8–33. ISBN 978-03074-6706-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Эрик Брудвиг (23 января 2010 г.). «Обзор Mass Effect 2» . ИГН . Архивировано из оригинала 26 января 2010 года . Проверено 4 июля 2012 г.
- ^ «Начало игры». Mass Effect 2 (буклет с инструкциями). Электронное искусство . Январь 2010 г. стр. 2–3.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Прохождение Mass Effect 2» . ГеймСпот . 3 февраля 2010 г. Архивировано из оригинала 4 июля 2018 г. Проверено 29 июня 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Кевин ВанОрд (26 января 2010 г.). «Обзор Mass Effect 2» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 3 сентября 2017 года . Проверено 10 января 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Николас Тан (26 января 2010 г.). «Обзор Mass Effect 2» . Игра Революция . Архивировано из оригинала 7 сентября 2012 года . Проверено 4 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Командование и контроль». Mass Effect 2 (буклет с инструкциями). Электронное искусство . Январь 2010 г. стр. 4–15.
- ^ «Нормандия». Mass Effect 2 (буклет с инструкциями). Электронное искусство . Январь 2010 г. стр. 16–19.
- ^ Браун Кэтрин (январь 2010 г.). «Модернизация и исследовательские проекты». Mass Effect 2: Официальное руководство по игре Prima . Розвилл, Калифорния: Игры Prima . стр. 34–39. ISBN 978-03074-6706-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Эндрю Райнер (26 января 2010 г.). «Масс Эффект 2» . Игровой информер . Архивировано из оригинала 29 января 2010 года . Проверено 4 июля 2012 г.
- ^ Том Брэмвелл (4 января 2010 г.). «В Mass Effect 2 есть Новая игра+» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 24 октября 2012 года . Проверено 24 ноября 2013 г.
- ^ BioWare (январь 2010 г.). Масс Эффект 2 . Электронное искусство .
Кодекс — Реле массы : Ретрансляторы массы — это подвиги протеанской инженерии, выходящие далеко за рамки технологий любого живого вида. Это огромные структуры, разбросанные по звездам, и они могут создавать коридоры практически свободного от массы пространства, позволяющие мгновенно перемещаться между местами, разделенными годами или даже столетиями путешествий, с использованием обычных сверхсветовых двигателей.
- ^ BioWare (январь 2010 г.). Масс Эффект 2 . Электронное искусство .
Кодекс — Совет Цитадели : Совет — это исполнительный комитет, состоящий из представителей Республик Асари, Турианской Иерархии и Саларианского Союза. Хотя они не имеют официальной власти над независимыми правительствами других рас, решения Совета имеют большой вес по всей галактике. Ни одна раса Совета не является достаточно сильной, чтобы бросить вызов двум другим, и все они заинтересованы в компромиссе и сотрудничестве.
- ^ BioWare (январь 2010 г.). Масс Эффект 2 . Электронное искусство .
Кодекс — Геты : Геты — гуманоидная раса объединенных в сеть ИИ. Они были созданы кварианцами 300 лет назад как орудия труда и войны. Когда у гетов появились признаки самоэволюции, кварианцы попытались их истребить. В результате войну геты выиграли. Этот пример привел к законным систематическим репрессиям против искусственного интеллекта в галактическом обществе.
- ^ BioWare (январь 2010 г.). Масс Эффект 2 . Электронное искусство . Сцена: Открытие.
В 2183 году сердце галактики подверглось разрушительной атаке. На космическую станцию Цитадель вторглась армия гетов, пытавшаяся открыть портал для Жнецов: огромных машин, уничтожающих всю органическую цивилизацию каждые 50 000 лет.
- ^ BioWare (январь 2010 г.). Масс Эффект 2 . Электронное искусство .
Кодекс - Цербер : На протяжении 2160-х и 2170-х годов предполагаемые агенты Цербера убивали политиков, саботировали космические корабли, несущие эзо, и проводили кошмарные эксперименты над инопланетянами и людьми. Объявленный сторонником превосходства людей, «Цербер» называет себя сторонником человеческого выживания.
- ^ «Игровые кредиты». Mass Effect 2 (буклет с инструкциями). Электронное искусство . Январь 2010. стр. 23–27.
- ^ Браун Кэтрин (январь 2010 г.). "Введение". Mass Effect 2: Официальное руководство по игре Prima . Розвилл, Калифорния: Игры Prima . стр. 6–7. ISBN 978-03074-6706-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Браун Кэтрин (январь 2010 г.). «Прохождение». Mass Effect 2: Официальное руководство по игре Prima . Розвилл, Калифорния: Игры Prima . стр. 40–224. ISBN 978-03074-6706-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Майкл Гаппер (11 мая 2010 г.). «Создание Mass Effect 2 (Страница 1)» . Игровой радар . Архивировано из оригинала 5 августа 2012 года . Проверено 1 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Чарльз Оньетт (27 марта 2009 г.). «GDC 09: BioWare рассказывает о Mass Effect 2» . ИГН . Архивировано из оригинала 30 марта 2009 года . Проверено 1 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Джастин МакЭлрой (15 июня 2010 г.). «Интервью: Кейси Хадсон из BioWare о создании Mass Effect 2» . Джойстик . Архивировано из оригинала 17 июня 2010 года . Проверено 1 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Джон Гаудиози (25 января 2010 г.). «BioWare создает улучшенное продолжение Mass Effect с помощью Unreal Engine 3» . Unrealengine.com . Архивировано из оригинала 25 июля 2017 года . Проверено 25 июля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Том Магрино (13 марта 2010 г.). «Рассмотрена смена стрелков в Mass Effect 2» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 26 июня 2013 года . Проверено 30 июля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эндрю Райнер (1 февраля 2010 г.). «Что вы не знали о Mass Effect 2» . Игровой информер . Архивировано из оригинала 13 ноября 2010 года . Проверено 1 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Майкл Гаппер (11 мая 2010 г.). «Создание Mass Effect 2 (Страница 2)» . Игровой радар . Архивировано из оригинала 7 марта 2013 года . Проверено 1 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мэтт Пекхэм (29 июля 2009 г.). «Герой до нуля, броски вихря и пока Мако в Mass Effect 2» . Мир ПК . Архивировано из оригинала 12 августа 2016 года . Проверено 25 июля 2017 г.
- ^ Мэтт Пекхэм (28 июля 2009 г.). «Другие миры, искусственный разум и смерть в Mass Effect 2 от BioWare» . Мир ПК . Архивировано из оригинала 12 августа 2016 года . Проверено 25 июля 2017 г.
- ^ Мэтт Пекхэм (27 июля 2009 г.). «Вмешающиеся персонажи, этический выбор и развитие сюжета в Mass Effect 2» . Мир ПК . Архивировано из оригинала 12 августа 2016 года . Проверено 25 июля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мэтт Пекхэм (23 июля 2009 г.). «Наводим мосты: Кейси Хадсон рассказывает о Mass Effect 2» . Мир ПК . Архивировано из оригинала 8 марта 2014 года . Проверено 13 мая 2013 г.
- ^ «Запись голоса в Mass Effect 2 заняла в два раза больше времени, чем в ME1; трилогия завершится на 360» . Геймзона . 20 января 2010 года. Архивировано из оригинала 8 марта 2014 года . Проверено 8 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эрик Брудвиг (2 марта 2009 г.). «Mass Effect 2 в разработке в студии New Montreal» . ИГН . Архивировано из оригинала 6 марта 2009 года . Проверено 1 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Майкл Гаппер (11 мая 2010 г.). «Создание Mass Effect 2 (Страница 3)» . Игровой радар . Архивировано из оригинала 30 марта 2013 года . Проверено 1 июля 2012 г.
- ^ Люси Джеймс; Тамур Хусейн (2 февраля 2021 г.). «Раскрыты вырезанные персонажи Mass Effect 2» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 4 февраля 2021 года . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ Джим Рейли (16 октября 2009 г.). «BioWare: Mass Effect 2 только на Xbox 360 и ПК» . ИГН . Архивировано из оригинала 31 января 2015 года . Проверено 31 января 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Том Брэмвелл (3 февраля 2010 г.). «BioWare: ссылки на PS3 в коде ME2 ошибочны» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 24 октября 2012 года . Проверено 31 января 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бен Гилберт (16 декабря 2010 г.). «Mass Effect 2 на PS3, оснащенной движком Mass Effect 3» . Джойстик . Архивировано из оригинала 19 января 2012 года . Проверено 1 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «BioWare воссоединяется с легендарным композитором Джеком Уоллом для создания оригинальной музыки к Mass Effect 2» . ИГН . 12 января 2010 года. Архивировано из оригинала 15 июля 2016 года . Проверено 15 июля 2016 г.
- ^ Спенс Д. (18 апреля 2005 г.). «Нефритовая империя Джека Уолла» . ИГН . Архивировано из оригинала 15 июля 2016 года . Проверено 15 июля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Интервью с композитором: Стена звука» . Оверклокированный ремикс . 4 мая 2010 года. Архивировано из оригинала 24 мая 2010 года . Проверено 2 июля 2012 г.
- ^ Дэниел Бладворт (12 апреля 2012 г.). «BackTrack: Создание Mass Effect – Интервью Дэвида Кейтса» . Трейлеры игр . Архивировано из оригинала 19 апреля 2016 года . Проверено 5 апреля 2016 г.
- ^ Крис Керр (18 ноября 2016 г.). «Некролог: композитор Need for Speed Саки Каскас» . Гамасутра . Архивировано из оригинала 10 февраля 2017 года . Проверено 30 декабря 2017 г.
- ^ Бретт Элстон (10 декабря 2010 г.). «Игровая музыка дня: Mass Effect 2» . Игровой радар . Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 года . Проверено 30 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Масс Эффект 2» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 8 марта 2014 года . Проверено 2 июля 2012 г.
- ^ «Mass Effect 2: Атмосфера» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 13 сентября 2016 года . Проверено 18 мая 2013 г.
- ^ «Масс Эффект 2: Бой» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 11 сентября 2016 года . Проверено 18 мая 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Победители и номинанты 2011 года» . Британская академия кино и телевизионных искусств . 15 февраля 2011 года. Архивировано из оригинала 18 ноября 2019 года . Проверено 18 ноября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Миган Мари (8 февраля 2011 г.). «Объявлены номинанты 9-го ежегодного конкурса GANG» . Игровой информер . Архивировано из оригинала 12 февраля 2011 года . Проверено 28 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Миган Мари (6 марта 2011 г.). «Победители: награда Game Audio Network Guild Awards 2011» . Игровой информер . Архивировано из оригинала 19 октября 2012 года . Проверено 30 марта 2013 г.
- ^ Лейтон Шамуэй (17 марта 2012 г.). «Вернитесь к Mass Effect 2 с альбомом саундтреков к Big Giant Circles, Legacy» . ВенчурБит . Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 19 мая 2013 г.
- ^ Райан Геддес (20 февраля 2009 г.). «Раскрытие Mass Effect 2» . ИГН . Архивировано из оригинала 24 февраля 2009 года . Проверено 1 июля 2012 г.
- ^ Эрик Брудвиг (17 марта 2009 г.). «Mass Effect 2 официально анонсирован» . ИГН . Архивировано из оригинала 20 марта 2009 года . Проверено 1 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эрик Брудвиг (3 июня 2009 г.). «E3 2009: Превью Mass Effect 2» . ИГН . Архивировано из оригинала 11 декабря 2010 года . Проверено 1 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джим Рейли (16 октября 2009 г.). «Объявлена дата выхода Mass Effect 2» . ИГН . Архивировано из оригинала 19 октября 2009 года . Проверено 3 июля 2012 г.
- ^ «Команды EA с Dr. Pepper для рекламной акции» . TeamXbox . 8 января 2010 года. Архивировано из оригинала 11 января 2010 года . Проверено 27 июня 2012 г.
- ^ Майк Фэйи (8 октября 2009 г.). «Dragon Age и Mass Effect 2: Броня Кровавого Дракона чертовски сексуальна» . Котаку . Архивировано из оригинала 5 января 2010 года . Проверено 3 июля 2012 г.
- ^ Гас Мастрапа (29 декабря 2009 г.). «Трейлер Mass Effect 2: Грязная дюжина каналов» . Проводной . Архивировано из оригинала 22 декабря 2017 года . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ Крис Тейлор (13 января 2010 г.). «Трейлер Mass Effect 2 исследует класс солдат, огонь» . Шэкньюс . Архивировано из оригинала 16 мая 2018 года . Проверено 16 мая 2018 г.
- ^ Джим Рейли (29 января 2010 г.). «Продажи Mass Effect 2 за первую неделю превысили 2 миллиона» . ИГН . Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 года . Проверено 15 марта 2013 г.
- ^ Биццокки, Джим (31 октября 2012 г.). «Mass Effect 2: пример создания игрового повествования» . Бюллетень науки, технологий и общества . 32 (5): 393–404. дои : 10.1177/0270467612463796 . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джим Рейли (5 ноября 2009 г.). «Анонсировано коллекционное издание Mass Effect 2» . ИГН . Архивировано из оригинала 8 ноября 2009 года . Проверено 3 июля 2012 г.
- ^ Брендан Синклер (11 февраля 2010 г.). «Mass Effect 2 получает серебро, поскольку продажи в январе упали на 13% — NPD» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 4 марта 2012 года . Проверено 9 августа 2013 г.
- ^ Бен Кучера (9 февраля 2010 г.). «Текст Mass Effect 2 не исправлен; проблемы можно было избежать» . Арс Техника . Архивировано из оригинала 12 февраля 2010 года . Проверено 16 февраля 2010 г.
- ^ Мэтт Пекхэм (4 февраля 2010 г.). «Размер текста SDTV Mass Effect 2 — «выбор дизайна» » . Мир ПК . Архивировано из оригинала 28 октября 2010 года . Проверено 16 февраля 2010 г.
- ^ Грег Тито (5 февраля 2010 г.). «BioWare не может исправить нечитаемый текст для телевизоров без HD в Mass Effect 2» . Эскапист . Архивировано из оригинала 12 апреля 2010 года . Проверено 16 февраля 2010 г.
- ^ Брэд Николсон (22 февраля 2010 г.). «Некоторые ошибки в Mass Effect 2 для ПК были устранены первым патчем» . Деструктоид . Архивировано из оригинала 2 мая 2010 года . Проверено 5 июля 2012 г.
- ^ Элис О'Коннор (15 июня 2010 г.). «Mass Effect 2 исправлен для ПК, выпущено DLC «Overlord»» . Шэкньюс . Архивировано из оригинала 11 июня 2015 года . Проверено 10 января 2019 г.
- ^ Джим Рейли (17 августа 2010 г.). «Gamescom: Mass Effect 2 выйдет на PS3» . ИГН . Архивировано из оригинала 20 августа 2010 года . Проверено 2 июля 2012 г.
- ^ Дон Райзингер (18 августа 2010 г.). «Microsoft реагирует на выход Mass Effect 2 на PS3» . CNET . Архивировано из оригинала 2 февраля 2015 года . Проверено 2 февраля 2015 г.
- ^ Уэсли Инь-Пул (10 декабря 2010 г.). «Дата выхода PlayStation 3 Mass Effect 2» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 9 февраля 2012 года . Проверено 12 марта 2018 г.
- ^ Майк Джексон (26 января 2011 г.). «Mass Effect 2 PS3 повреждает файлы сохранения» . Компьютерные и видеоигры . Архивировано из оригинала 3 ноября 2012 года . Проверено 14 февраля 2013 г.
- ^ Роберт Перчезе (27 января 2011 г.). «Ошибка сохранения Mass Effect 2 для PS3 исправлена» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 24 января 2012 года . Проверено 4 августа 2017 г.
- ^ Марк Рэби (23 июня 2012 г.). «EA заявляет, что продажи Mass Effect 2 на PS3 были «значимыми» » . Игровой радар . Архивировано из оригинала 8 марта 2014 года . Проверено 9 августа 2013 г.
- ^ Майк Харраденс (22 апреля 2011 г.). «Серия Mass Effect продана семью миллионами единиц» . PSU.com . Архивировано из оригинала 9 августа 2013 года . Проверено 9 августа 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Марк Хэчман (20 января 2010 г.). «Как DLC для Mass Effect 2 влияет на геймеров» . Журнал ПК . Архивировано из оригинала 8 марта 2014 года . Проверено 12 мая 2013 г.
- ^ Том Филлипс (13 августа 2012 г.). «BioWare о том, как монетизировать игроков: DLC первого дня, сетевые пропуска, микротранзакции» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 26 мая 2013 года . Проверено 12 мая 2013 г.
- ^ Дерек Бей (9 апреля 2012 г.). «Цена ведения бизнеса: скрытые затраты на DLC для Mass Effect 2» . ВенчурБит . Архивировано из оригинала 8 марта 2014 года . Проверено 12 мая 2013 г.
- ^ Эдди Макуч (2 ноября 2012 г.). «Трилогия Mass Effect выйдет на PS3 4 декабря» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 4 декабря 2012 г.
- ^ Том Филлипс (7 ноября 2016 г.). «Mass Effect 2 и 3 теперь доступны на Xbox One с обратной совместимостью» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 7 ноября 2016 года . Проверено 7 ноября 2016 г.
- ^ Майкл МакВертор (7 ноября 2020 г.). «Обновленная трилогия Mass Effect выйдет в 2021 году» . Полигон . Архивировано из оригинала 7 ноября 2020 года . Проверено 8 ноября 2020 г.
- ^ Кристин Штаймер (2 сентября 2010 г.). «Mass Effect 2: Превью Логова Теневого Посредника» . ИГН . Архивировано из оригинала 10 сентября 2010 года . Проверено 27 июня 2012 г.
- ^ Кристин Штаймер (29 марта 2011 г.). «Mass Effect 2: Обзор прибытия» . ИГН . Архивировано из оригинала 22 февраля 2012 года . Проверено 27 июня 2012 г.
- ^ Грег Миллер (29 января 2010 г.). «Практическое знакомство с Mass Effect 2 «Цена мести»» . ИГН . Архивировано из оригинала 2 февраля 2010 года . Проверено 27 июня 2012 г.
- ^ Эрик Брудвиг (8 апреля 2010 г.). «Mass Effect 2: Обзор украденной памяти Касуми» . ИГН . Архивировано из оригинала 12 апреля 2010 года . Проверено 27 июня 2012 г.
- ^ Эрик Брудвиг (23 июня 2010 г.). «Mass Effect 2: Обзор Оверлорда» . ИГН . Архивировано из оригинала 22 февраля 2012 года . Проверено 3 июля 2012 г.
- ^ Бен Гилберт (9 ноября 2010 г.). «Описание DLC для Mass Effect 2 для PS3, интерактивный комикс подтвержден» . Джойстик . Архивировано из оригинала 31 марта 2012 года . Проверено 17 февраля 2013 г.
- ^ Колин Мориарти (1 января 2010 г.). «Просто лучшее: Mass Effect 2 для PS3» . ИГН . Архивировано из оригинала 1 февраля 2011 года . Проверено 2 июля 2012 г.
- ^ Бренна Хиллер (27 мая 2011 г.). «Комикс Mass Effect: Genesis теперь на ПК» . ВГ247 . Архивировано из оригинала 2 июня 2011 года . Проверено 3 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ник Честер (17 ноября 2010 г.). «Объявлены номинанты на премию Spike Video Game Awards 2010» . Деструктоид . Архивировано из оригинала 28 октября 2012 года . Проверено 10 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Роб Киз (10 декабря 2011 г.). «Премия Spike Video Game Awards 2011: полный список победителей» . Игра Рэнт . Архивировано из оригинала 26 января 2013 года . Проверено 11 марта 2013 г.
- ^ «Масс Эффект 2» . Метакритик . Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года . Проверено 4 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Масс Эффект 2» . Метакритик . Архивировано из оригинала 25 октября 2012 года . Проверено 4 июля 2012 г.
- ^ «Масс Эффект 2» . Метакритик . Архивировано из оригинала 25 октября 2012 года . Проверено 4 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джереми Пэриш (26 января 2010 г.). «Обзор Mass Effect 2» . 1UP.com . Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 4 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Масс Эффект 2» . Эдж-Онлайн . 26 января 2010. Архивировано из оригинала 31 мая 2013 года . Проверено 30 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Том Брэмвелл (26 января 2010 г.). «Обзор Mass Effect 2» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 29 января 2010 года . Проверено 3 июля 2012 г.
- ^ Кевин Гиффорд (15 июня 2011 г.). «Проверка японского обзора: Gloria Union, Mass Effect 2» . 1UP.com . Архивировано из оригинала 1 июня 2016 года . Проверено 1 июня 2013 г.
- ^ «Обзор новой игры Cross — Mass Effect 2». . Enterbrain 20 января 2011. С. 39.
- ^ Перейти обратно: а б с Джо Джуба (18 января 2011 г.). «Масс Эффект 2» . Игровой информер . Архивировано из оригинала 21 января 2011 года . Проверено 27 декабря 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джон Дэвисон (25 января 2010 г.). «Масс Эффект 2» . ГеймПро . Архивировано из оригинала 3 октября 2010 года . Проверено 4 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кевин ВанОрд (18 января 2011 г.). «Обзор Mass Effect 2» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 26 августа 2017 года . Проверено 10 января 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Джеральд Виллория (26 января 2010 г.). «Обзор Mass Effect 2» . GameSpy . Архивировано из оригинала 29 января 2010 года . Проверено 4 июля 2012 г.
- ^ «Масс Эффект 2» . Трейлеры игр . 26 января 2010. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 4 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Колин Мориарти (17 января 2011 г.). «Обзор Mass Effect 2» . ИГН . Архивировано из оригинала 11 марта 2013 года . Проверено 27 декабря 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Брэд Галлауэй (4 февраля 2010 г.). «Обзор Mass Effect 2» . Игровые критики . Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 4 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Адриан ден Оуден. «Mass Effect 2 — Обзор персонала» . РПГеймер . Архивировано из оригинала 12 февраля 2010 года . Проверено 10 апреля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стив Уоттс (11 декабря 2010 г.). «Подведение итогов Spike Video Game Awards 2010» . 1UP.com . Архивировано из оригинала 18 марта 2013 года . Проверено 18 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Масс Эффект 2» . Академия интерактивных искусств и наук . Архивировано из оригинала 22 марта 2018 года . Проверено 11 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Миган Мари (2 марта 2011 г.). «Победители: награда Game Developers Choice Awards 2011» . Игровой информер . Архивировано из оригинала 8 ноября 2012 года . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Golden Joystick Awards 2010: полный список победителей (стр. 2)» . Игровой радар . 29 октября 2010. Архивировано из оригинала 30 марта 2013 года . Проверено 3 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Golden Joystick Awards 2010: полный список победителей (стр. 3)» . Игровой радар . 29 октября 2010 года. Архивировано из оригинала 8 марта 2014 года . Проверено 3 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стефани Наннели (20 мая 2011 г.). «Mass Effect 2 получила награду GOTY на церемонии вручения награды Canadian Videogame Awards» . ВГ247 . Архивировано из оригинала 22 мая 2011 года . Проверено 22 мая 2011 г.
- ^ Майк Фэйи (16 июня 2009 г.). «И номинантами на премию Game Critics Best Of E3 2009 являются…» Kotaku . Архивировано из оригинала 7 июня 2019 года . Проверено 29 июля 2019 г.
- ^ Люк Планкетт (23 июня 2009 г.). «Игровые критики объявляют «официальное» лучшее на E3» . Котаку . Архивировано из оригинала 14 июля 2019 года . Проверено 29 июля 2019 г.
- ^ Стивен Тотило (18 ноября 2009 г.). «Объявлены номинанты на премию Spike Video Game Awards» . Котаку . Архивировано из оригинала 6 августа 2012 года . Проверено 10 марта 2013 г.
- ^ «Spike TV объявляет победителей премии Video Game Awards 2009» . Пиар-новости . 13 декабря 2009 года. Архивировано из оригинала 8 октября 2012 года . Проверено 10 марта 2013 г.
- ^ «Номинанты и лауреаты 8-й ежегодной премии ВЭЗ» . Общество визуальных эффектов . Архивировано из оригинала 18 января 2013 года . Проверено 10 марта 2013 г.
- ^ Стивен Тотило (30 ноября 2012 г.). «Entertainment Weekly выбирает 10 лучших игр десятилетия» . Котаку . Архивировано из оригинала 22 февраля 2013 года . Проверено 10 апреля 2013 г.
- ^ «Spike TV объявляет победителей 10-й ежегодной премии Video Game Awards » . Шип . 7 декабря 2012. Архивировано из оригинала 17 марта 2013 года . Проверено 10 апреля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Холландер Купер (8 августа 2012 г.). «Почему Mass Effect 2 — одна из величайших игр, когда-либо созданных» . Игровой радар . Архивировано из оригинала 5 мая 2017 года . Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Рик Лейн (1 июня 2014 г.). «Ретроспектива Mass Effect 2» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 4 июня 2014 года . Проверено 10 марта 2018 г.
- ^ Кристин Йоргенсен (2010). «Игровые персонажи как повествовательные средства. Сравнительный анализ Dragon Age: Origins и Mass Effect 2» . Элудамос. Журнал компьютерной игровой культуры . 4 (2): 315–331. дои : 10.7557/23.6051 . S2CID 73719376 . Архивировано из оригинала 17 декабря 2013 года.
- ^ Том Филлипс (27 января 2020 г.). «10 лет спустя Suicide Mission в Mass Effect 2 — BioWare находится на вершине своей игры» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 27 января 2020 года . Проверено 27 января 2020 г.
- ^ «100 величайших видеоигр всех времен» . Журнал «Слант» . 9 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 19 мая 2017 года . Проверено 10 марта 2018 г.
- ^ «100 лучших игр всех времен» . ИГН . 1 июня 2015 года. Архивировано из оригинала 1 января 2018 года . Проверено 10 марта 2018 г.
- ^ «500 лучших игр всех времён: 100-1» . Полигон . 1 декабря 2017 года. Архивировано из оригинала 3 марта 2018 года . Проверено 10 марта 2018 г.
- ^ «300 лучших игр всех времен». Игровой информер . № 300. GameStop . Апрель 2018.
- ^ «100 величайших видеоигр всех времен по оценкам экспертов» . GQ . 10 мая 2023 года. Архивировано из оригинала 10 мая 2023 года . Проверено 10 мая 2023 г.
- ^ Том Магрино (5 мая 2011 г.). «Смитсоновский институт выбирает 80 лучших игр за последние 40 лет» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 16 ноября 2011 года . Проверено 4 июля 2012 г.
- ^ «Смитсоновская игровая выставка ищет избирателей» . ГеймСпот . 14 февраля 2011 года. Архивировано из оригинала 21 сентября 2017 года . Проверено 10 марта 2018 г.
- ^ Джим Рейли (6 июня 2011 г.). «E3 2011: Дата выхода Mass Effect 3» . ИГН . Архивировано из оригинала 30 марта 2013 года . Проверено 21 февраля 2013 г.
- ^ Кристин Штаймер (11 апреля 2011 г.). «Mass Effect 3: Основы» . ИГН . Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 года . Проверено 21 февраля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Колин Мориарти (6 марта 2012 г.). «Обзор Mass Effect 3» . ИГН . Архивировано из оригинала 24 января 2013 года . Проверено 21 февраля 2013 г.
- ^ Джим Рейли (8 февраля 2010 г.). «Ваше сохранение Mass Effect 2 может не работать с частью 3» . ИГН . Архивировано из оригинала 11 февраля 2010 года . Проверено 28 июня 2012 г.
- ^ Эдди Макуч (19 октября 2012 г.). «Mass Effect 4 оставляет Шепарда позади» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 21 апреля 2013 года . Проверено 21 февраля 2013 г.
- ^ «Масс Эффект 3» . Метакритик . Архивировано из оригинала 3 ноября 2012 года . Проверено 21 февраля 2013 г.
- ^ «Кампания Mass Effect требует нового финала серии» . Би-би-си . 20 марта 2012. Архивировано из оригинала 16 апреля 2015 года . Проверено 26 января 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- « Mass Effect 2 на Bioware.com» . Архивировано из оригинала 12 октября 2011 года.
- видеоигры 2010 года
- Ролевые видеоигры в жанре экшн
- Игры BioWare
- Премия Британской академии игр победителям за лучшую игру
- игры Майкрософт
- Игры Electronic Arts
- Премия «Золотой джойстик» победителям «Игры года»
- Видеоигры, связанные с ЛГБТ
- Видеоигры Масс Эффект
- Игры для PlayStation 3
- Ролевые видеоигры
- Научно-фантастические видеоигры
- Однопользовательские видеоигры
- Космическая опера
- Видеоигры о космической опере
- Видеоигры о терроризме
- Игры на движке Unreal Engine 3
- Продолжения видеоигр
- Видеоигры, написанные Джеком Уоллом
- Видеоигры, разработанные в Канаде
- Видеоигры с главными героями, выбираемыми по полу
- Видеоигры, действие которых происходит в 22 веке.
- Видеоигры, действие которых происходит в космосе
- Видеоигры, действие которых происходит на вымышленных планетах
- Windows-игры
- игры для Xbox 360