Последнее видение Дэниела
Главы Книги Даниила |
---|
Главы 10, 11 и 12 Книги Даниила составляют последнее видение Даниила , описывающее серию конфликтов между безымянным «Царем Севера» и «Царем Юга», ведущими к « времени конца », когда Израиль будет оправдан, и мертвые воскреснут, некоторые для вечной жизни, а некоторые для посрамления и вечного презрения.
Хотя действие Книги Даниила происходит в VI веке до нашей эры , она была написана в ответ на преследование евреев греческим царем Антиохом IV Эпифаном в 167–164 годах до нашей эры. [ 1 ] Его авторами были маскилимы , «мудрые», одним из которых является Даниил: «Мудрые из народа вразумят многих…», [ 2 ] и его основная тема — контроль Бога над историей. [ 3 ] Кульминацией наступает пророчество о воскресении мертвых . [ 4 ] В главе 7 говорилось о царстве святых или «святых» Всевышнего», [ 5 ] но в Даниила 10–12 не говорится, что история закончится с приходом Иудейского царства; скорее, «мудрые» будут возвращены к жизни, чтобы вести Израиль в новое Царство Божье . [ 4 ]
В современном христианском милленаризме Даниил 11:36–45 интерпретируется как пророчество о карьере и уничтожении Антихриста , а Даниил 12 — как пророчество о спасении Израиля и грядущем Царстве Христа . [ 6 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Глава 10, пролог: На третьем году правления Кира (персидского завоевателя Вавилона), после трехнедельного поста, Даниил видит видение человека, одетого в льняное полотно, явно сверхъестественного существа, которое сообщает ему, что в настоящее время он занят в битве с « принцем Персии », в которой ему помогает « Михаил , твой принц». Вскоре он должен вернуться в бой, но сначала он расскажет Даниилу, что написано в «книге истины».
Глава 11, сообщение о видении: Ангел продолжает: будет четыре царя Персии, и последний пойдет войной на Грецию. После него придет великий король, но империя этого короля распадется. Будут войны и браки между царями Юга и Севера (описаны очень подробно), а царь Севера осквернит Храм и устроит « мерзость, вызывающую запустение ». В конце времени произойдет война между царем Юга и царем Севера, и царь Севера встретит свой конец «между морем и Святой Горой».
Глава 12, эпилог: В конце времен «восстанет Михаил, великий князь, защищающий ваш народ». Будет великое горе, но те, чьи имена написаны, будут спасены, мертвые пробудятся к вечному позору или жизни. Даниил спрашивает, сколько времени пройдет, прежде чем все это исполняется, и ему говорят: «Со времени прекращения ежедневной жертвы и установления мерзости запустения, пройдет тысяча двести девятьдесят дней; блажен ожидающий и достигает конца 1335 дней». В конце видения Даниилу говорят: «Иди своей дорогой», и он обещает свое наследство в конце дней.
Состав
[ редактировать ]Современные ученые общепринято, что Даниил, который появляется как герой Книги Даниила, никогда не существовал, но что авторы раскрывают свою истинную личность в конце 12-й главы Даниила: они — маскил , «мудрые», из которых Даниил один: «Мудрые в народе вразумят многих...». [ 7 ] [ 2 ] Фактической предпосылкой создания книги было преследование евреев греческим царем Антиохом IV Эпифаном в 167–164 гг. до н.э., и существует широкое мнение, что книга была завершена вскоре после окончания этого кризиса. [ 1 ]
Первые шесть глав представляют собой народные сказки, относящиеся к позднеперсидскому/раннему эллинистическому периоду, а видения глав 7–12 датируются периодом между 167 и 164 годами. [ 8 ] Предполагаемая схема композиции следующая: [ 9 ]
- Оригинальный сборник сказок, сейчас главы 1–6;
- Добавление главы 7 и пересмотр предыдущих глав;
- Дальнейшая переработка и добавление глав 8–12.
Даниил скорее эпизодичен, чем линеен: у него нет сюжета как такового. Однако у него есть структура. Главы 2–7 образуют хиазм , литературную фигуру, в которой элементы зеркально отражают друг друга: глава 2 является аналогом главы 7, глава 3 главы 6 и глава 4 главы 5, при этом второй член каждой пары опережает первого. каким-то образом. Восьмая глава Книги Даниила представляет собой новое начало, а единственное видение, содержащееся в главах 10–12, развивает этот аргумент дальше и придает ему большую точность. [ 10 ]
В трех главах Книги Даниила 10–12 глава 10 служит прологом, глава 11 — сообщением об ангельском видении, а глава 12 — эпилогом. [ 11 ] П.Р. Дэвис предполагает, что текст «плохой иврит и может представлять собой довольно плохой перевод арамейского оригинала ». [ 12 ] Блок начинается со вступления от третьего лица (10:1), а затем переключается на Даниила, говорящего своим голосом как одного из двух главных персонажей, а его ангельский партнер является вторым — вероятно, это ангел Гавриил , хотя он никогда не идентифицировался. [ 13 ] Затем следует 11-я глава Книги Даниила, «Книга Истины»: большая часть истории, изложенной в ней, точна вплоть до двух последовательных сирийских вторжений в Египет в 170 и 168 годах до н.э., но третьей войны между Египтом и Сирией не было, и Антиох не сделал этого. умереть в Палестине. [ 14 ] Несостоятельность пророчества помогает точно определить дату составления: автор знает об осквернении Храма в декабре 167 г., но не знает ни о его повторном освящении, ни о смерти Антиоха, оба в конце 164 г.; [ 14 ] обратный отсчет дней, оставшихся до конца времен, в Даниила 12:11–12 отличается от обратного отсчета в Даниила 8 , и, скорее всего, он был добавлен после того, как первоначальное предсказание не сбылось. [ 15 ]
Жанр и темы
[ редактировать ]Видение представляет собой апокалипсис в виде прозрения ( появления божественного существа) с ангельской беседой (откровение, произнесенное ангелом). Этот дискурс представляет собой пророчество ex eventu (после события), имеющее тесные параллели с некоторыми вавилонскими произведениями. Единственным истинным пророчеством является предсказание смерти Антиоха, которое, вероятно, основано на пророчестве Иезекииля о Гоге и Магоге . Герои Даниила 11–12, «мудрые», основаны на « Страдающем рабе » Исаии 53 . [ 16 ]
Основная тема Книги Даниила — Божий контроль над историей. [ 3 ] Согласно Второзаконию 32:8–9, Бог назначил каждому народу своего божественного покровителя; первоначально это были второстепенные боги, но ко времени написания книги Даниила они были переименованы в ангелов . У Даниила Михаил , ангел Израиля, сражается с «князем (т. е. ангельским покровителем) Персии», и за этим последует дальнейшая битва с «князем Греции»; теологический момент заключается в том, что судьба народов решается на небесах, а не на земле. Эта же тема лежит в основе ссылки на небесную «Книгу Истины», которая вот-вот будет открыта Даниилу и которая якобы составляет содержание 11-й главы: и прошлое, и будущее уже написаны, и Бог суверенен над всем. [ 17 ]
Постоянной темой глав видений является замена Антиохом «тамида», всесожжения дважды в день Богу Израиля, «мерзостью запустения ». [ Примечания 1 ] Предсказанный поворот богохульства ознаменует конец истории, тему четырех земных царств, впервые представленную в Даниила 2 и развитую в Даниила 7 и 8; на смену им придет Царство Небесное , царство, в котором Израилю будет дано господство над миром. [ 18 ]
Кульминацией наступает пророчество о воскресении мертвых. [ 4 ] До вавилонского пленения все мертвые отправлялись в Шеол , независимо от их хороших или плохих дел, но идея о том, что праведники будут вознаграждены, а нечестивые наказаны, начала появляться в III веке и ясно выражена в Даниила 12: 2–3: «Многие из спящих в прахе земном пробудятся…» (хотя «многие» подразумевают, что не все воскреснут). [ 19 ] [ Примечания 2 ] В главе 7 говорится о грядущем «Царстве Небесном», но в Даниила 10–12 не говорится, что история закончится с приходом Иудейского царства. [ 4 ]
Историческая справка
[ редактировать ]Последнее видение Даниила происходит в «третий год правления Кира , царя Персии»: это знаменует собой 70 лет с момента начала плена Даниила (606 г. до н.э.), и, таким образом, исполнение пророчества Иеремии о том, что изгнание продлится 70 лет. [ 20 ] Глава 11, центральная часть откровения, дает широкий обзор истории с VI века до нашей эры по II век, но освещение неравномерно: два столетия персидской истории плюс завоевания Александра Великого и распад его империи, два с половиной века истории охвачены тремя стихами (2–4), но полтора столетия войн между Птолемеями Египта и Селевкидами Сирии занимают 16 стихов (5–20), а период правления Антиох IV Епифан , просуществовавший менее десяти лет, получает 25 (21–45). [ 14 ]
Стихи 20–39, большая часть исторически точных стихов, посвящены Антиоху, правившему в 175–164 годах до нашей эры. Стих 21 описывает его как «презренного человека, которому не дано царское величие», имея в виду, что он взошел на престол сомнительным путем. В стихе 22 отмечается отстранение от него первосвященника Ониаса III (Антиох дважды продавал священство, сначала родственнику Онии по имени Иасон, а затем сопернику Иасона по имени Менелай), а стихи 23–24, очевидно, относятся к его щедрости. в разбрасывании добычи среди своих сторонников. В стихах 25–28 описывается его первая война с Египтом в 170 г. до н. э., в которой он добился большого, но не полного успеха. В 169 году, возвращаясь в Сирию, он остановился в Иерусалиме, чтобы ограбить Храм (стих 28). [ 21 ]
168 г. Антиох снова вторгся в Египет, но на этот раз его остановили римляне В («корабли Киттима») и заставили отступить (стихи 29–30). [ Примечания 3 ] В стихах 30–31 описываются последовавшие за этим события: Антиох, еще раз проходя через Иерусалим, устроил гонение на иудейские обычаи и религию, осквернил Храм и установил там гарнизон. Стихи 32–39 описывают реакцию «мудрых» (группы, связанной с Книгой Даниила) и «многих» (населения в целом): мудрые страдают и умирают, чтобы многие поняли. [ 22 ] [ 23 ] Со временем верующие получают «небольшую помощь» (возможно, но не наверняка, это отсылка к Иуде Маккавею , возглавившему вооруженное восстание против греков). [ 24 ] Стихи 36–39, кажется, переносят историю Антиоха на космический план, подробно описывая богохульство тирана, считавшего себя полубогом. Он «говорил удивительные вещи против Бога богов» и «не обращал внимания на бога своих отцов». [ 25 ]
Стихи 40–45 завершают главу пророчеством о том, что безымянный царь снова начнет войну против многих и умрет без поддержки. [ 22 ] В случае Антиоха третьей войны с Египтом не было, и он умер в Персии или в Вавилоне. [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Тамидское приношение представляло собой ягненка с мукой высшего сорта, маслом и вином, сжигаемого утром и вечером. См. Похоть, 2002, стр. 672. Точная природа «мерзости» несколько загадочна, но это явно было кощунственное языческое нарушение поклонения Богу Израиля, возможно, связанное с принесением в жертву свиней.
- ↑ Видение Долины сухих костей в Иезекииля 37:1–14 относится не к индивидуальному воскресению, а к восстановлению народа Израиля – см. Таунер, стр. 166.
- ^ Киттим: первоначально город Китион (ныне Ларнака ) на Кипре, но относился к грекам и римлянам; в том же стихе упоминаются Ашур, означающий Сирию, и Евер, означающий Палестину.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Коллинз 2001 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Дэвис 2006 , с. 406.
- ^ Jump up to: а б Левин 2010 , с. 1234.
- ^ Jump up to: а б с д Коллинз 1984 , с. 103.
- ^ Даниил 7:18
- ^ ЛаХэй и Хиндсон 2006 , стр. 259–263.
- ^ Коллинз 1999 , с. 219.
- ^ Левин 2010 , с. 1233.
- ^ Коллинз 2001 , с. 29.
- ^ Голдингей 2002 , с. 624.
- ^ Сеоу 2003 , с. 153.
- ^ Дэвис, PR, Дэниел в Бартоне, Дж. и Маддиман, Дж. (2001), Оксфордский библейский комментарий , заархивированный 22 ноября 2017 г. в Wayback Machine , стр. 568
- ^ Хилл 2008 , с. 176.
- ^ Jump up to: а б с Сеоу 2003 , с. 166.
- ^ Левин 2010 , с. 1257 фн..
- ^ Коллинз 1984 , стр. 99–100.
- ^ Хаммер 1976 , стр. 102–103.
- ^ Похоть 2002 , стр. 671–684.
- ^ Коэн 2006 , стр. 86–87.
- ^ Хилл 2008 , с. 175.
- ^ Таунер 1984 , стр. 157–158.
- ^ Jump up to: а б Ньюсом и Брид, 2014 , с. 339.
- ^ Таунер 1984 , с. 160.
- ^ Таунер 1984 , стр. 160–161.
- ^ Таунер 1984 , с. 162.
- ^ Таунер 1984 , стр. 164–165.
Библиография
[ редактировать ]- Бандстра, Барри Л. (2008). Чтение Ветхого Завета: введение в еврейскую Библию . Издательская компания Уодсворт. ISBN 978-0495391050 .
- Бергсма, Джон Зитце (2007). Юбилей от Левита до Кумрана Блестящий. ISBN 978-9004152991 .
- Бойер, Пол С. (1992). Когда времени больше не будет: вера в пророчества в современной американской культуре . Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-95129-8 .
- Бреттлер, Марк Цви (2005). Как читать Библию . Еврейское издательское общество. ISBN 9780827610019 .
- Кэрролл, Джон Т. (2000). «Эсхатология» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Коэн, Шэй, Джей Ди (2006). От Маккавеев до Мишны . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664227432 .
- Коллинз, Джон Дж. (1984). Дэниел: С введением в апокалиптическую литературу . Эрдманс. ISBN 9780802800206 .
- Коллинз, Джон Дж. (1999). «Дэниел» . В Ван дер Тоорне, Карел; Бекинг, Боб; ван дер Хорст, Питер Виллем (ред.). Словарь божеств и демонов в Библии . Эрдманс. ISBN 9780802824912 .
- Коллинз, Джон Дж. (1998). Апокалиптическое воображение: введение в еврейскую апокалиптическую литературу . Эрдманс. п. 103 . ISBN 9780802843715 .
Сын Человеческий: Толкование и влияние 7-й главы Даниила.
- Коллинз, Джон Дж. (2001). «Актуальные проблемы изучения Даниила» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . Том. Я. БРИЛЛ. ISBN 0391041274 .
- Коллинз, Джон Дж. (2003). «От пророчества к апокалиптике: ожидание конца» . В Макгинне, Бернард; Коллинз, Джон Дж.; Штейн, Стивен Дж. (ред.). Континуум истории апокалиптики . Континуум. ISBN 9780826415202 .
- Куган, Майкл (2009). Краткое введение в Ветхий Завет . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 400.
- Кроуфорд, Сидни Уайт (2000). «Апокалиптика» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Дэвидсон, Роберт (1993). «Иеремия, Книга». В Мецгере Брюс М.; Куган, Майкл Д. (ред.). Оксфордский справочник Библии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199743919 .
Книга Иеремии
- Дэвис, Филип (2006). «Апокалиптика» . В Роджерсоне, JW; Лью, Джудит М. (ред.). ОУП Оксфорд . Оксфордские справочники в Интернете. ISBN 9780199254255 .
- ДеЧант, Делл (2009). «Апокалиптические сообщества» . В Нойснер, Джейкоб (ред.). Мировые религии в Америке: Введение . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9781611640472 .
- Духан, Жак (2000). Тайны Даниила: мудрость и мечты еврейского принца в изгнании . Review and Herald Pub Assoc. ISBN 9780828014243 .
- Данн, Джеймс Д.Г. (2002). «Данилик Сын Человеческий в Новом Завете» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 0391041282 .
- Галлахер, Юджин В. (2011). «Милленаризм, Священное Писание и традиция» . В Вессингере, Кэтрин (ред.). Оксфордский справочник милленаризма . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195301052 .
- Голдингей, Джон Дж. (2002). «Даниил в контексте ветхозаветного богословия» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . Том. II. БРИЛЛ. ISBN 0391041282 .
- Граббе, Лестер Л. (2010). Введение в иудаизм Второго Храма: история и религия евреев во времена Неемии, Маккавеев, Гиллеля и Иисуса . Континуум. ISBN 9780567552488 .
- Граббе, Лестер Л. (2002). Иудейская религия в период Второго Храма: вера и практика от изгнания в Явне . Рутледж. ISBN 9780203461013 .
- Граббе, Лестер Л. (2002). «Дан(иэль) на все времена» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 9004116753 .
- Хаммер, Раймонд (1976). Книга Даниила . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521097659 .
- Харрингтон, Дэниел Дж. (1999). Приглашение в апокрифы . Эрдманс. ISBN 9780802846334 .
- Хилл, Эндрю Э. (2008). «Даниил-Малачи» . В Лонгмане, Тремпер; Гарланд, Дэвид Э. (ред.). Библейский комментарий толкователя . Том. 8. Безветренно . ISBN 9780310268932 .
- Хилл, Чарльз Э. (2000). «Антихрист» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Холбрук, Фрэнк Б. (1986). Семьдесят седмин, Левит и природа пророчества (Том 3 изданий Даниила и Комитета Откровения). Институт библейских исследований, Генеральная конференция адвентистов седьмого дня. ISBN 0925675024 .
- Хорсли, Ричард А. (2007). Книжники, провидцы и политика Второго Храма в Иудее . пресвитерианской издательской корпорации ISBN 9780664229917 .
- Книбб, Майкл (2009). Очерки Книги Еноха и других ранних еврейских текстов и традиций . БРИЛЛ. ISBN 978-9004167254 .
- Книбб, Майкл (2006). Септуагинта и мессианство . Издательство Питерс. ISBN 9789042917330 .
- Книбб, Майкл (2002). «Книга Даниила в ее контексте» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 9004116753 .
- Кох, Клаус (2002). «Этапы канонизации Книги Даниила» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 0391041282 .
- Крац, Рейнхард (2002). «Видения Даниила» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 9004116753 .
- ЛаХэй, Тим Эд Хиндсон; Хиндсон, Эд (2006). Популярный комментарий к библейским пророчествам . Издательство Harvest House. ISBN 9780736916905 .
- Левин, Эми-Джилл (2010). «Дэниел» . В Кугане, Майкл Д.; Бреттлер, Марк З.; Ньюсом, Кэрол А. (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифическими/второканоническими книгами: новая исправленная стандартная версия . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780199370504 .
- Лукас, Эрнест К. (2005). «Даниил, Книга». В Ванхузере Кевин Дж.; Варфоломей, Крейг Г.; Трейер, Дэниел Дж. (ред.). Словарь богословского толкования Библии . Бейкер Академик. ISBN 9780801026942 .
- Похоть, Йохан (2002). «Культ и жертвоприношение у Даниила» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . Том. II. БРИЛЛ. ISBN 0391041282 .
- Мангано, Марк (2001). Эстер и Дэниел . Колледж Пресс. ISBN 9780899008851 .
- Маршалл, Тейлор (2012). Вечный город: Рим и истоки католического христианства . Сент-Джон Пресс.
- Мэтьюз, Виктор Х.; Мойер, Джеймс К. (2012). Ветхий Завет: текст и контекст . Книги Бейкера. ISBN 9780801048357 .
- Менн, Джонатан (2013). Библейская эсхатология . Wipf и Stock Publishers. ISBN 9781621898696 .
- Нельсон, Уильям (2013). Дэниел . Книги Бейкера. ISBN 9781441240064 .
- Ньюсом, Кэрол А.; Брид, Бреннан В. (2014). Дэниел: Комментарий . пресвитерианской издательской корпорации ISBN 9780664220808 .
- Никол, Ф., изд. (1954). «хронологическая таблица». Библейский комментарий АСД . стр. 326–327.
- Нисканен, Пол (2004). Человек и божество в истории: Геродот и Книга Даниила . Континуум. ISBN 9780567082138 .
- Пасачофф, Наоми Э.; Литтман, Роберт Дж. (2005). Краткая история еврейского народа . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9780742543669 .
- Портье-Янг, Анатея Э. (2013). Апокалипсис против империи: теологии сопротивления в раннем иудаизме . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Прован, Иэн (2003). «Дэниел» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Реддит, Пол Л. (2009). Знакомство с Пророками . Эрдманс. ISBN 9780802828965 .
- Рид, Стивен Брек (2000). «Даниил, Книга». Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Роуленд, Кристофер (2007). «Апокалиптическая литература» . В Хассе, Эндрю; Джаспер, Дэвид; Джей, Элизабет (ред.). Оксфордский справочник по английской литературе и теологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199271979 .
- Райкен, Леланд; Уилхойт, Джим; Лонгман, Тремпер (1998). Словарь библейских образов . Межвузовская пресса. ISBN 9780830867332 .
- Сакки, Паоло (2004). История периода Второго Храма . Континуум. ISBN 9780567044501 .
- Шварц, Дэниел Р. (1992). Исследования еврейской подоплеки христианства . Мор Зибек. ISBN 9783161457982 .
- Сью, К.-Л. (2003). Дэниел . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664256753 .
- Шиффман, Лоуренс Х. (1991). От текста к традиции: история Второго Храма и раввинистического иудаизма . Издательство КТАВ. ISBN 9780881253726 .
- Спенсер, Ричард А. (2002). «Дополнения к Даниилу» . В Миллсе, Уотсон Э.; Уилсон, Ричард Ф. (ред.). Второканонические тексты/апокрифы . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780865545106 .
- Таунер, В. Сибли (1993). «Дэниел» . В Кугане, Майкл Д.; Мецгер, Брюс М. (ред.). Оксфордский справочник Библии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199743919 .
- Таунер, В. Сибли (1984). Дэниел . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664237561 .
- ВандерКам, Джеймс К. (2010). Свитки Мертвого моря сегодня . Эрдманс. ISBN 9780802864352 .
- ВандерКам, Джеймс С.; Флинт, Питер (2013). Значение свитков Мертвого моря: их значение для понимания Библии, иудаизма, Иисуса и христианства . ХарперКоллинз. ISBN 9780062243300 .
- Уотсон, Дуэйн Ф. (2000). «Миллениум» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Вебер, Тимоти П. (2007). «Милленаризм». В Стенах, Джерри Л. (ред.). Оксфордский справочник по эсхатологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199742486 .
- Весселиус, Ян-Вим (2002). «Написание Даниила». В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 0391041282 .
- Уолвурд, Джон Ф. (2010). Основные библейские пророчества: 37 важнейших пророчеств, которые влияют на вас сегодня . Муди Пресс. ISBN 9780310873112 .