Jump to content

Ежик и Лиса

Ежик и Лисица: Очерк взгляда Толстого на историю.
Первое издание
Автор Исайя Берлин
Язык Английский
Издатель Вайденфельд и Николсон
Дата публикации
1953
Место публикации Великобритания

«Ежик и Лисица» — эссе философа Исайи Берлина , опубликованное в виде книги в 1953 году. Это было одно из его самых популярных эссе среди широкой публики. Однако Берлин сказал: «Я имел в виду это своего рода приятную интеллектуальную игру, но к ней отнеслись серьезно. Каждая классификация на что-то проливает свет». [1] Его сравнивают с «интеллектуальной игрой на коктейльной вечеринке». [2]

Краткое содержание

[ редактировать ]

Название является отсылкой к фрагменту, приписываемому древнегреческому поэту Архилоху : πόλλ' οἶδ' ἀλώπηξ, ἀλλ' ἐχῖνος ἓν μέγα лиса знает много вещей, а еж знает одну большую вещь»). В Эразма » « Адагии 1500 года это выражение записано как Multa novit vulpes, verum echinus unum magnum . (Басня о Лисе и Коте воплощает ту же идею.) [ нужна ссылка ]

Берлин развивает эту идею, разделяя писателей и мыслителей на две категории: ежи , которые смотрят на мир через призму одной определяющей идеи (приведенные примеры включают Платона , Лукреция , Блеза Паскаля , Марселя Пруста и Фернана Броделя ), и лисиц, которые опираться на широкий спектр опыта и для которых мир не может быть сведен к одной идее (приведенные примеры включают Аристотеля , Дезидерия Эразма , Иоганна Вольфганга Гете ). [3]

Обращаясь к Льву Толстому , Берлин утверждает, что на первый взгляд Толстой ускользает от определения одной из двух групп. Он постулирует, что, хотя таланты Толстого подобны талантам лисы, его убеждения заключаются в том, что нужно быть ежом, и поэтому собственные объемистые оценки Толстого его собственного творчества вводят в заблуждение. Берлин продолжает использовать эту идею Толстого как основу для анализа теории истории, которую Толстой представляет в своем романе « Война и мир» .

Во второй половине эссе Берлин сравнивает Толстого с мыслителем начала XIX века Жозефом де Местром . Как объясняет Берлин, хотя Толстой и де Местр придерживались резко противоположных взглядов на более поверхностные вопросы, они также придерживались глубоко схожих взглядов на фундаментальную природу существования и пределы рационального научного подхода к нему.

Эссе заканчивается тем, что Берлин повторяет свой взгляд на Толстого — по природе лиса, но по убеждениям — ежа, — делая вывод, что эта двойственность причинила Толстому огромную боль в конце его жизни.

В бизнесе и прогнозировании

[ редактировать ]

Джеймс К. Коллинз ссылается на эту историю в своей книге 2001 года « От хорошего к великому: почему некоторые компании совершают скачок... а другие нет» , где он ясно показывает свое предпочтение менталитету ежа.

Филип Э. Тетлок , профессор политической психологии в Пенсильванском университете , в значительной степени опирался на это различие в своем исследовании точности экспертов и прогнозистов в различных областях (особенно в политике) в своей книге 2005 года «Экспертное политическое суждение: насколько оно хорошее?» Как мы можем знать? [4] [5] Тетлок подвел итог обширному исследованию, заявив, что большинство экспертов и высокооплачиваемых ученых мужей мыслят как ежи с одной большой идеей; в среднем они делают плохие прогнозы. Между тем, люди, которые черпают информацию из большого количества часто противоречивых источников, например лисы, делают более точные прогнозы. Однако обе формы часто проигрывают формальным моделям, таким как авторегрессионные модели с распределенным лагом . [6]

В своем The New York Times бестселлере 2012 года «Сигнал и шум » синоптик Нейт Сильвер призывает читателей быть «более хитрыми» после краткого описания отличий Берлина. Он цитирует работу Филипа Э. Тетлока о точности политических прогнозов в Соединенных Штатах во время холодной войны , когда он был профессором политологии в Калифорнийском университете в Беркли. Новостной сайт Сильвера, Fivethirtyeight.com , когда он был запущен в марте 2014 года, также использовал лису в качестве своего логотипа «как намек на» оригинальную работу Архилоха. [7]

В 2018 году автор Джон Льюис Гэддис ссылается на эссе Берлина, а также на работу Тетлока в своей книге « О большой стратегии» 2018 года . [8]

По другим дисциплинам

[ редактировать ]

Некоторые авторы, такие как Михаэль Уолцер, использовали ту же модель описания самого Берлина как человека, который знает много вещей, по сравнению с предполагаемой узостью многих других современных политических философов . Бывшего студента Берлина, канадского философа Чарльза Тейлора , Берлин окрестил ежом и признал в этом после получения в 2007 году премии Темплтона . [9]

философа-юриста Рональда Дворкина В книге «Справедливость для ежей» , вышедшей в 2011 году , приводятся доводы в пользу единой, всеобъемлющей и последовательной структуры моральной истины.

Историк музыки Бертольд Хёкнер применяет и расширяет различие Берлина в своем эссе 2007 года « Вагнер и происхождение зла». Одно из ключевых открытий Хекнера заключается в том, что историография вагнеровского антисемитизма , как и историография Холокоста ветвь , похожую на ежа , имеет две основные ветви: функционалистскую , которая рассматривает полемические выпады композитора в адрес еврейской культуры просто как ассимиляционистскую риторику, и лисью, подобную лисице. интенционалистское направление, которое вместо этого рассматривает их как насильственное выражение истинно элиминистского юденхасса . [10]

В своей книге «Место Витгенштейна в аналитической философии двадцатого века » оксфордский философ Питер Хакер использует эту метафору, чтобы противопоставить берлинского Толстого (лиса, который хочет быть ежом) философу Людвигу Витгенштейну , который «по природе был ежом, но после 1929 года превратился в ежа». себя, благодаря огромным интеллектуальным и творческим усилиям, превратил в образцовую лису». [11]

Клаудио Велис использует конструкцию Берлина, чтобы противопоставить англо-американские и испанские модели поселений и управления в своей книге 1994 года « Новый мир культуры и экономики готических лис в английской и испанской Америке» . [ нужна ссылка ]

Питер Киви ссылается на это эссе, когда описывает философию искусства в наши дни как эпоху лисы (лучше всего представленную Ноэлем Кэрроллом ), противопоставляя ее предыдущей эпохе ежа (лучше всего представленной Артуром Данто ). [12]

Гарвардский политолог Дэни Родрик в своей книге «2015 » применяет это различие к «ежам» основных ортодоксальных экономистов, которые применяют « либеральную парадигму » ко всему, везде и всегда, и «лиситым» неортодоксальным (политическим) экономистам, которые имеют разные ответы на разные времена, места и ситуации. книга « Правила экономики: права и недостатки мрачной науки» . [13]

Ведущий судья лорд Хоффманн в своем решении по делу Designers Guild Ltd против Russell Williams (Textiles) Ltd в Палате лордов Великобритании отметил, что «закон об авторском праве защищает лис лучше, чем ежей». [14]

Лингвист Марк Аронофф делит лингвистов на эти две группы: в основном на тех, кто делает упор на лингвистическую теорию, и на тех, кто сосредоточен на эмпирической точности и обобщениях. Он идентифицирует себя как лису и заявляет: «Мне трудно понять, почему ежи совершают такие движения. Меня всегда особенно озадачивало, почему они с такой яростью реагируют на то, что кажется мне, лисе, вполне разумным или разумным. даже ничем не примечательный». [15]

[ редактировать ]

Ежики и лисы

[ редактировать ]
Имя Классифицировано по Примечания
Платон Исайя Берлин В оригинальном эссе
Данте Алигьери Исайя Берлин В оригинальном эссе
Фридрих Ницше Исайя Берлин В оригинальном эссе
Федор Достоевский Исайя Берлин В оригинальном эссе
Авраам Линкольн Джон Льюис Гэддис Ёж, который использовал лисьи средства
Карл Э. Райхардт Джеймс С. Коллинз «убрал все до существенной простоты» [18]
Майлз Дэвис Гэри Гиддинс «прирожденный ёжик, который верит в то, что он — лиса» [19]
Венди Том Гара «Она удвоила свою основную линейку гамбургеров» [20]
Карл Маркс Исайя Берлин В оригинальном эссе
В Ранде Чарльз Мюррей [21]
Наполеон Джон Льюис Гэддис [22]
Уинстон Черчилль Филип Тетлок «не тот человек, который позволяет противоречивой информации вмешиваться в его идеи» [23] [24]
Рене Жирар Роберто Калассо [25]
Джордж Вашингтон Джозеф Эллис [26] «Единственное, что он знал, это то, что будущее Америки как нации лежит за Западом» [26]
Джон Дьюи Ричард Рорти [19]
Берни Сандерс Гарольд Мейерсон [27]
Томас Эдисон Томас П. Хьюз [28]
Имя Классифицировано по Примечания
Шекспир Исайя Берлин В оригинальном эссе
Аристотель Исайя Берлин В оригинальном эссе
Джеймс Джойс Исайя Берлин В оригинальном эссе
Лев Толстой Исайя Берлин В оригинальном эссе («лиса, которая всю жизнь безуспешно стремилась стать ежом»)
ПятьТридцатьВосемь Нейт Сильвер Его логотип — лиса, отсылающая к высказыванию Архилоха. [7]
Уоррен Баффет Уильям Торндайк
Зигмунд Фрейд Питер Гей «лиса, которая временами трогала одежду ежа»
Макдональдс Том Гара «выстрелить несколько раз во всех направлениях» [20]
Паули Мюррей Питер Саловей [29]
Грейс Хоппер Питер Саловей [29]
Бенджамин Франклин Питер Саловей [29]
Hillary Clinton Гарольд Мейерсон «гораздо удобнее обращаться к широкому кругу тем» [27]

Публикация

[ редактировать ]

Помимо публикации эссе в виде книги в 1953 году, оно было опубликовано как часть сборника берлинских сочинений 2008 года « Русские мыслители » под редакцией Генри Харди и Эйлин Келли . [30] Эссе также появляется в антологии сочинений Берлина 2000 года « Правильное изучение человечества: антология эссе» . [31]

См. также

[ редактировать ]
  • Концептуальная основа
  • Лисы в популярной культуре, кино и литературе
  • Ежики в культуре
  • Человек одной книги , схожие настроения
  • Люмперы и дровоколы
  • Гулд, Стивен Джей , «Еж, Лисица и Магистерская оспа»
  1. ^ Джаханбеглу, Рамин (2000), «Беседы с Исайей Берлином» , Лондон, стр. 188 {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) .
  2. ^ Морроу, Лэнс (19 июля 2021 г.). «Ежи критической расовой теории» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 14 августа 2021 г.
  3. ^ Сантос, Гонсалу (2021). Китайская деревенская жизнь сегодня: создание семьи в переходный период . Сиэтл: Вашингтонский университет Press . стр. XIII. ISBN  978-0-295-74738-5 .
  4. ^ Кристоф, Николас (26 марта 2009 г.). «Учимся думать» . Мнение. Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 апреля 2009 г. Отчет о книге «Экспертное политическое суждение» Филипа Тетлока, который использует лису и ежа как притчу для экспертов в области политики и экономики.
  5. ^ Тетлок, Филип (26 января 2007 г.). Почему лисы лучшие прогнозисты, чем ежи (видеосеминар). Фонд «Долгое время» .
  6. ^ Филип Э. Тетлок (2005). Экспертное политическое суждение . Издательство Принстонского университета . ISBN  978-0-691-12302-8 . Викиданные   Q24038183 . См. особенно. стр. 76-77.
  7. ^ Перейти обратно: а б Сильвер, Нейт (17 марта 2014 г.). «Что знает лиса» . ПятьТридцатьВосемь .
  8. ^ Хоффман, Франк (19 апреля 2018 г.). «Достоинства лисицы и стратегический успех» . Война на камнях . Проверено 14 августа 2021 г.
  9. ^ Духовное мышление , Темплтон, заархивировано из оригинала 20 марта 2007 года .
  10. ^ Хекнер, Бертольд (2007). «Вагнер и происхождение зла» . Ежеквартальный журнал «Опера» . 23 (2–3): 151–83. дои : 10.1093/oq/kbn029 .
  11. ^ Хакер, PMS (1996), Место Витгенштейна в аналитической философии двадцатого века (Блэквелл, Оксфорд, Великобритания и Кембридж, Массачусетс, США), стр. 98
  12. ^ Кэрролл, Ноэль (2017). «Художественная практика, художественная критика и философия искусства». Беседы об искусстве и эстетике . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780199686100 .
  13. ^ Родрик, Дэни (2015). Правила экономики: права и недостатки мрачной науки. Нортон и Ко. ISBN   978-0-393-24641-4 .
  14. ^ Хоффманн, Леонард (23 ноября 2000 г.). «Решение Палаты лордов — Designer Guild Ltd против Рассела Уильямса (текстиль) Ltd» . Парламент Великобритании . Проверено 21 августа 2022 г.
  15. ^ 8: Аронофф, Марк (2017) Лиса знает много вещей, но еж знает одну большую вещь в Кембриджском справочнике по морфологии: проблемы морфологической теории 2, Эндрю Хипписли и Грегори Стамп (ред.) Cambridge University Press
  16. ^ Перейти обратно: а б Паттерсон, Трой (19 марта 2014 г.). «О происхождении лисиц и ежей» . Сланец . Проверено 14 августа 2021 г.
  17. ^ «Ежик и Лисица» . Художественный музей Принстонского университета.
  18. ^ Джеймс К. Коллинз (2001). «Концепция ежа в бизнес-секторах: отрывок от хорошего к великому » . Джим Коллинз . Проверено 14 августа 2021 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б Трой, Паттерсон (19 марта 2014 г.). «О происхождении лисиц и ежей» . Салон.com . Проверено 14 августа 2021 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б Гара, Том (24 января 2014 г.). «Макдональдс и Венди: современная лиса против ежа» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 12 марта 2014 года.
  21. ^ Вооз, Давид (4 июня 2010 г.). «Чарльз Мюррей об Айн Рэнд» . Катон в Свободе . Институт Катона . Проверено 14 августа 2021 г.
  22. ^ «Генеральный план: интервью с Джоном Льюисом Гэддисом» . Отчет Октавиана . 4 (4): 1. Осень 2018 г. Проверено 14 августа 2021 г.
  23. ^ Менанд, Луи (27 ноября 2005 г.). «Каждый эксперт» . Житель Нью-Йорка . Проверено 14 августа 2021 г.
  24. ^ Гади, Франц-Стефан (6 марта 2015 г.). «Чему нас может научить Исайя Берлин в области оборонного анализа?» . Дипломат . Проверено 14 августа 2021 г.
  25. ^ Флеминг, Крис (16 августа 2020 г.). «Последний из ёжиков» . Лос-Анджелесский обзор книг . Проверено 14 августа 2021 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б Эллис, Джозеф Дж. (17 октября 2000 г.), Братья-основатели: Революционное поколение (1-е изд.), Кнопф, стр. 134 .
  27. ^ Перейти обратно: а б Мейерсон, Гарольд (18 января 2016 г.). «Берни и Хиллари, ёжик и лиса» . Американский проспект . Проверено 14 августа 2021 г.
  28. ^ Хьюз, Томас Парк (1993). Сети власти: электрификация в западном обществе, 1880–1930 (изд. Softshell Books). Балтимор, Мэриленд: JHU Press. п. 18. ISBN  978-0-8018-4614-4 . {{cite book}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  29. ^ Перейти обратно: а б с Саловей, Питер (26 августа 2017 г.). «Думать как лиса» . Канцелярия президента . Йельский университет . Проверено 14 августа 2021 г.
  30. ^ «Русские мыслители» . Случайный дом пингвинов . Проверено 14 августа 2021 г.
  31. ^ «Правильное изучение человечества» . Макмиллан . Проверено 14 августа 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5417fa0539126305e4c0fff64b36410f__1718554680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/54/0f/5417fa0539126305e4c0fff64b36410f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Hedgehog and the Fox - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)