Департамент охраны и безопасности Организации Объединенных Наций
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти сообщения )
|

Департамент охраны и безопасности ( UNDSS ) — это департамент Организации Объединенных Наций, предоставляющий услуги по охране и безопасности для агентств и департаментов ООН в рамках Системы управления безопасностью ООН. UNDSS подчиняется непосредственно Генеральному секретарю . UNDSS управляет сетью советников по безопасности, аналитиков, офицеров и координаторов в более чем 125 странах. [ 1 ] в поддержку около 180 000 сотрудников Организации Объединенных Наций, 400 000 иждивенцев и 4500 помещений Организации Объединенных Наций по всему миру. Департамент возглавляет заместитель генерального секретаря Жиль Мишо из Канады . [ 2 ]
Мандат
[ редактировать ]Миссия: Обеспечить функционирование системы Организации Объединенных Наций посредством надежного руководства и решений в области безопасности. [ 1 ]
Видение: Безопасность для Организации Объединенных Наций, для лучшего мира. [ 1 ]
Юридические документы: Безопасность ООН подкреплена пятью основными юридическими документами, в которых излагаются обязанности всех заинтересованных сторон:
- Устав Организации Объединенных Наций – статьи 104 и 105.
- Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций (1946 и 1947 гг.)
- Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала (1994 г.) – Факультативный протокол (2005 г.)
- Ежегодные резолюции Генеральной Ассамблеи по охране и безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала
- Руководство по политике безопасности UNSMS
Цели:
- Лидерство: UNDSS предоставляет важные консультации и возможности быстрого принятия решений по политике и оперативным вопросам UNSMS (Система управления безопасностью Организации Объединенных Наций) членам UNSMS, старшему руководству и персоналу Организации Объединенных Наций.
- Управление безопасностью: Департамент предоставляет услуги с возможностями управления рисками безопасности и стратегиями для решения многомерных проблем безопасности. Управление рисками безопасности (SRM) выявляет, анализирует и управляет рисками безопасности персонала, имущества и операций Организации Объединенных Наций.
- Политика: UNDSS поддерживает процесс принятия решений с помощью прочной политической основы, в которой политики безопасности охватывают все аспекты управления безопасностью и обеспечивают сплоченность в рамках UNSMS.
- Персонал: UNDSS развивает и поддерживает профессиональный и эффективный персонал по обеспечению безопасности.
- Специализированные услуги: UNDSS предоставляет специализированные услуги по обеспечению безопасности, предлагая необходимый опыт, чтобы опережать быстро меняющиеся изменения в среде безопасности.
История
[ редактировать ]В течение первых полувека своего существования, если персонал ООН подвергался прямым нападениям, это обычно рассматривалось как изолированное событие. В начале 1990-х годов обстановка безопасности ООН изменилась и стала более угрожающей. Возросло число погибших и раненых личного состава в результате злонамеренных действий. Мандат ООН также изменился, в результате чего большее количество сотрудников ООН, особенно из гуманитарных агентств, было задействовано в потенциально опасных миссиях. В то же время миротворческие миссии создаются в районах военных действий или в ситуациях повышенного риска. Гуманитарный персонал все чаще направляется вместе с миротворческими воинскими подразделениями в комплексные многопрофильные миссии.
Развивающаяся система управления безопасностью
[ редактировать ]Система управления безопасностью ООН была разработана с учетом оперативных требований, существовавших на заре существования ООН. Чтобы позволить ООН удовлетворять новые требования в меняющихся условиях, Генеральная Ассамблея санкционировала увеличение штата Управления Координатора Безопасности ООН (UNSECORD), в первую очередь на местах. В 2001 году Генеральная Ассамблея санкционировала создание постоянной должности Координатора безопасности ООН на уровне помощника Генерального секретаря . К 2002 году число должностей сотрудников службы безопасности на местах составило 100 должностей категории специалистов и 200 должностей, набранных на местной основе.
Координатор безопасности ООН курировал деятельность системы управления безопасностью на местах ООН и был старшим должностным лицом, назначаемым Генеральным секретарем. Управление отвечало за все политические и процедурные вопросы, связанные с безопасностью; обеспечить согласованное реагирование ООН на любую чрезвычайную ситуацию; координация, планирование и реализация межведомственных программ безопасности и выполнение функций координатора межведомственного сотрудничества по всем вопросам безопасности и принятие решений, связанных с переселением/эвакуацией персонала и членов их семей, имеющих на это право, из очень небезопасных районов.
Помимо UNSECORD, Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ) создал собственную отдельную структуру безопасности для гражданского персонала в операциях ООН по поддержанию мира. Политические миссии Департамента по политическим вопросам, административно поддерживаемые ДОПМ, оставались в рамках системы управления безопасностью на местах ООН. В каждом из основных подразделений ООН по всему миру были свои собственные Службы охраны и безопасности, которые действовали независимо от системы управления безопасностью ООН и от любого центрального руководства.
Служба охраны и безопасности (СОБ) была впервые создана в штаб-квартире ООН в 1948 году. На протяжении десятилетий ССС в Нью-Йорке и семи других штаб-квартирах Секретариата по всему миру ( Женева , Вена , Найроби , Бангкок , Бейрут , Аддис-Абеба и Сантьяго ) действовали независимо друг от друга и не имели общей структуры управления. Их роль заключалась в обеспечении охраны и безопасности персонала штаб-квартиры, помещений и операций в этих местах, а также в защите делегатов и посетителей помещений и обеспечении личной безопасности старших должностных лиц ООН и высокопоставленных лиц, посещающих их.
В период с 2002 по 2003 год Координатор безопасности ООН предпринял усилия по повышению профессионального уровня безопасности своего персонала за счет улучшения набора и обучения, а также по институционализации координации безопасности между агентствами, фондами и программами ООН путем создания Межведомственного управления безопасностью. Сеть (IASMN). Однако структуры безопасности в ОПМ и СПМ, а также в местах дислокации ССС продолжали функционировать как отдельные подразделения по отношению к структуре, существующей на местах.
В начале августа 2003 года независимые эксперты по безопасности провели анализ системы управления безопасностью ООН и пришли к выводу, что разработка и внедрение общей системы управления безопасностью и системы подотчетности, включая штаб-квартиру, персонал по гуманитарным вопросам и развитию, а также гражданский персонал в миротворческих миссиях, приведет к к усиленной и единой системе управления безопасностью.
Группа Ахтисаари
[ редактировать ]Несмотря на растущие проблемы безопасности и усилия по их решению, 19 августа 2003 года подверглась нападению штаб-квартира ООН в отеле «Канал» в Багдаде . В результате теракта, совершенного террористом-смертником на грузовике, наполненном взрывчаткой, погибли 22 сотрудника ООН и посетителей, а более 150 человек получили ранения. Это нападение стало первым значительным и целенаправленным нападением на ООН, привлекшим внимание к ограниченной координации и согласованности мер безопасности для персонала и помещений ООН во всем мире. Нападения привели к срочной второй проверке системы безопасности Независимой группой по безопасности персонала ООН в Ираке под руководством Мартти Ахтисаари , известной как группа Ахтисаари.
Судя по информации, размещенной на веб-сайтах, связанных с глобальными террористическими группировками, Организация Объединенных Наций теоретически может стать объектом подобных атак в любом месте и в любое время, от Багдада до Кабула, Найроби, Джакарты, Женевы или Нью-Йорка. Нет никаких признаков того, что исполнители двух атак в Багдаде воздержались бы от атак на другие объекты ООН во всем мире, если бы это дало дополнительные преимущества.
- Отчет Группы Ахтисаари [ 3 ]
Группа Ахтисаари призвала к разработке новой, радикально пересмотренной стратегии безопасности ООН. Группа рекомендовала, чтобы основные элементы новой стратегии включали четкое определение обязанностей ООН по обеспечению безопасности своего персонала; создание профессиональных инструментов оценки для анализа угроз и рисков для операций ООН во всем мире; надежная система управления безопасностью с адекватными дисциплинарными мерами для противодействия несоблюдению требований; подотчетность на всех управленческих уровнях за выполнение правил безопасности; и значительное увеличение ресурсов для развития и поддержания необходимой инфраструктуры безопасности.
Создание ДОБ ООН
[ редактировать ]В 2004 году предложение об укреплении и унификации системы управления безопасностью ООН было представлено на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи в докладе A/59/365 от 11 октября 2004 года. В результате была принята Резолюция Генеральной Ассамблеи (A/RES/ 59/276, декабрь 2004 г.), который создал Департамент охраны и безопасности, который объединил компонент управления безопасностью Управления Координатора безопасности ООН (UNSECORD) и Службы охраны и безопасности. (SSS) в Центральных учреждениях и отделениях за пределами Центральных учреждений (включая региональные комиссии).
Кроме того, резолюция предписывала, чтобы новый департамент возглавил высокопоставленный чиновник ООН в ранге заместителя Генерального секретаря на пятилетний срок без права продления. Генеральная Ассамблея также приняла меры по усилению операций по обеспечению безопасности во всех местах и постановила создать единый потенциал для политики, стандартов, координации, связи, соблюдения требований и оценки угроз и рисков.
Департамент охраны и безопасности ООН (UNDSS) был официально создан 1 января 2005 года. [ 4 ]
Критика и споры
[ редактировать ]Несмотря на официальную позицию рабочих групп ООН против использования частных военных и охранных компаний, кроме как в крайнем случае, UNDSS широко заключил контракты с частными военными компаниями для развертывания в различных странах. [ 5 ] Дальнейшие проверки, проведенные Объединенной инспекционной группой Организации Объединенных Наций, показали, что, несмотря на мандат по унификации мер реагирования на безопасность, UNDSS страдал от проблем с руководством, кадрами и финансированием, особенно распространенных из-за отсутствия координации между агентствами ООН и многоуровневыми органами Организации Объединенных Наций. Система управления безопасностью страны, отвечающая за обеспечение безопасности персонала ООН. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Наций, ООН. «Департамент ООН по охране и безопасности» . Объединенные Нации . Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ Наций, ООН. «Лидерство» . Объединенные Нации . Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ Отчет Независимой группы по вопросам охраны и безопасности персонала ООН в Ираке (Отчет). Объединенные Нации. 20 октября 2003 г. п. 24.
- ^ Наций, ООН. «История» . Объединенные Нации . Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ Бурес, Олдрич; Кусумано, Эудженио (8 августа 2021 г.). «Нормы борьбы с наемничеством и использование Организацией Объединенных Наций частных военных и охранных компаний: от нормального предпринимательства к организованному лицемерию» . Международное миротворчество . 28 (4): 579–605. дои : 10.1080/13533312.2020.1869542 . hdl : 1887/3194973 . ISSN 1353-3312 . S2CID 234252607 .
- ^ Флорес Кальехас, Хорхе (2016). «БЕЗОПАСНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ ООН» (PDF) . fisca.org . Проверено 22 августа 2022 г.
- Доклад Генерального секретаря об охране и безопасности гуманитарного персонала и защите персонала Организации Объединенных Наций
- Устав Организации Объединенных Наций – статьи 104 и 105.
- Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций (1946 и 1947 гг.)
- Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала (1994 г.) – Факультативный протокол (2005 г.)
- Ежегодные резолюции Генеральной Ассамблеи по охране и безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала
- Руководство по политике безопасности UNSMS – 2017 ( в архиве )