Взволнованный
Маху («посередине») в коренных жителей Гавайев и Таити культурах - это люди третьего пола с традиционными духовными и социальными ролями в культуре, подобные тонганским факалейти и самоанским фаафафине . [ 1 ] Исторически термин маху относился к людям, которым при рождении был присвоен мужской пол (АМАБ). [ 2 ] [ нужна страница ] но в современном использовании маху может относиться к множеству полов и сексуальных ориентаций.
Согласно современному маху куму хула Кауаи Ики:
Маху пользовались особым уважением как учителя, обычно танца хула и пения. Во времена, предшествовавшие контакту, маху исполняла роли богинь в танцах хула, которые проходили в храмах, закрытых для женщин. Маху также ценились как хранители культурных традиций, таких как передача генеалогий. Традиционно родители просили маху дать имя своим детям. [ 3 ]
В современной популярной культуре термин маху может использоваться уничижительно для описания ЛГБТК+ людей, в то время как маху продолжает занимать место уважения в гавайской культуре и сообществе. [ 4 ] [ 5 ]
История
[ редактировать ]В доколониальной истории Гавайев маху были выдающимися целителями, хотя большая часть этой истории была упущена из-за вмешательства христианских миссионеров. [ 5 ] По словам Джоан Рафгарден, маху не имели доступа к политической власти, не могли претендовать на руководящие роли и «воспринимались как всегда доступные для сексуального завоевания со стороны мужчин». [ 2 ] [ нужна страница ] Первое опубликованное описание маху встречается в бортовом журнале капитана Уильяма Блая «Баунти», остановившегося на Таити в 1789 году, где он был представлен представителю «класса людей, очень распространенного в Отахейти, по имени Маху… который, хотя я был уверен, был мужчиной, в нем были заметные черты женственности». [ 8 ]
Сохранившимся памятником этой истории являются «Камни волшебников» Капаэмаху на пляже Вайкики, посвященные четырем важным маху , которые первыми принесли искусство исцеления с Таити на Гавайи. [ 9 ] называет их Гавайский историк Мэри Кавена Пукуи паэ маху , или буквально ряд маху . [ 10 ] Термин маху ошибочно определен в гавайском словаре Пукуи и Эберта как «гомосексуалист любого пола; гермафродит». [ 11 ] Предположение об однополом поведении отражает распространенное в то время смешение пола и сексуальности. [ примечание 1 ] Идея о том, что маху представляют собой биологическую мозаику, по-видимому, является неправильным пониманием термина гермафродит , который в ранних публикациях сексологов и антропологов обычно использовался для обозначения «человека, обладающего признаками как мужского, так и женского пола», включая социальные и поведенческие характеристики. не обязательно биологический гибрид или интерсекс . Это привело к тому, что гомосексуалистов, бисексуалов и людей с гендерной неконформностью в медицинской литературе ошибочно называли «гермафродитами». [ 12 ]
Каоми Моэ, друг короля Камехамеха III и маху , является еще одним историческим примером. [ 13 ]
В 1891 году, когда художник Поль Гоген считали его маху из -за его яркой манеры одеваться в то время. впервые приехал на Таити, коренные жители [ 14 ] На его картине 1893 года «Папа Мо» («Таинственная вода») изображен маху , пьющий из небольшого водопада. [ 14 ] [ 7 ]
Миссионеры на Гавайях познакомили острова с библейскими законами в 1820-х годах; под их влиянием в 1850 году на Гавайях был принят первый закон о борьбе с содомией. Эти законы привели к социальной стигматизации маху на Гавайях. Начиная с середины 1960-х годов городской совет Гонолулу требовал, чтобы транс-женщины носили значок, обозначающий себя мужчиной. [ 15 ]
американского художника Джорджа Биддла » В «Таитянском журнале (1920–1922) он пишет о нескольких друзьях -маху на Таити, об их роли в коренном таитянском обществе и о преследовании друга- маху Наипу, который бежал с Таити из-за колониальных французских законов, которые отправили маху и гомосексуалистов на каторжные работы в тюрьму в Новой Каледонии. [ 16 ] Раэ раэ — это социальная категория маху критикуют ее , которая вошла в употребление на Таити в 1960-х годах, хотя некоторые маху как унизительное указание на секс.
В современных культурах
[ редактировать ]В 1980-х годах маху и фаафафины Самоа и других странных культур Тихоокеанского региона начали организовываться, поскольку маху и странные жители островов Тихого океана начали получать международное признание в различных областях. [ 17 ]
В 2003 году [ 17 ] Термин «махувахине» был придуман в квир-сообществе Гавайев: маху (в середине) + вахине (женщина), структура слова аналогична самоанскому фаа (путь) + фафине (женщина/жена). Термин «махувахине» напоминает трансгендерную идентичность, которая совпадает с гавайским культурным ренессансом. [ 18 ] Куму Хиналеймоана Квай Конг Вонг-Калу пояснил, что:
Поскольку термин маху может иметь несколько пространств и переживаний, Куму Хина изначально придумал термины: маху кане (трансгендерный мужчина) и маху вахине (трансгендерная женщина). Однако Куму Хина считает, что эти термины следует пересмотреть в связи с научным прогрессом, и поэтому она придумала четыре новых термина. Маху, которые внутренне чувствуют себя wahine (женскими) — эмоционально, духовно, психологически и культурно — могли бы использовать термин ha’awahine . Если они внутренне чувствуют, что они кане (мужчины), они хааканэ . Когда они внешне принимают на себя то, что чувствуют внутренне, т. е. одеваются как женщины, начинают или прошли гормональную терапию и другие формы медицинского перехода (включая косметическую хирургию), тогда термин хоовахин будет использоваться . Подобным образом, для маху , которые чувствуют себя мужчинами внутри и принимают эту форму внешне, тогда хоокане ... [ 13 ]
Среди известных современных маху , или махувахине, активист и учитель танцев Хиналеймоана Квай Конг Вонг-Калу, [ 19 ] учитель танцев Каумакаива Канакаоле и учитель танцев Кауаи Ики ; и в более широком сообществе ЛГБТК + историк Ноэно Сильва , активист Куу-меалоха Гомес , певец и художник Бобби Холкомб и певица Кили Райхель .
Во многих традиционных общинах маху играют важную роль в распространении полинезийской культуры и обучении «балансу женского и мужского начала во всем творении». [ 20 ] Современные маху продолжают традиции связи с землей, сохранения языка, а также сохранения и возрождения культурной деятельности, включая традиционные танцы, песни и методы игры на музыкальных инструментах, специфичных для каждой культуры. Символические татуировки также являются популярной практикой. Современные маху не меняют свое тело с помощью того, что другие считали бы хирургическим вмешательством по смене пола, но, как и любой человек в гавайском/таитянском обществе, одеваются по-разному для работы, дома и вечеринок. [ 21 ]
Крепкие семейные отношения важны в маху . культуре [ 22 ] поскольку родственные узы внутри всех гавайских/таитянских культур необходимы для выживания семьи. Когда это возможно, маху поддерживают прочные отношения со своими родительскими семьями, часто становясь приемными родителями племянницам и племянникам, и известны своей особенной «сострадательностью и творчеством». [ 20 ] Эта способность воспитывать детей считается особым умением, присущим людям маху . [ 23 ] Маху также вносят свой вклад в свои большие семьи и сообщества посредством сбора и сохранения знаний, а также практики и преподавания традиций хула , которые традиционно передаются через женщин. [ 20 ]
В ситуациях, когда их родные семьи отвергли их из-за гомофобии и колонизации, маху сформировали свои собственные сообщества, поддерживая друг друга, сохраняя и обучая культурные традиции следующим поколениям. В документальном фильме «Куму Хина» Хиналеймоана Вонг-Калу посещает одну из этих общин старейшин в горах и встречается с некоторыми из маху , которые были ее учителями и избранной семьей, когда она была маленькой.
См. также
[ редактировать ]- Хиналеймоана Вонг-Калу – современный маху , учитель и гавайский деятель культуры.
- Куму Хина (2014) – документальный фильм о Хиналеймоане Вонг-Калу
- Права ЛГБТ на Гавайях
- Рэй-Рэй
- Женщины , аналогичная группа в Самоа и Американском Самоа.
- Бакла , аналогичная концепция третьего пола на Филиппинах.
- Биссу , аналогичная концепция третьего пола среди народа буги в Индонезии.
- Два духа , общекоренной термин, обозначающий все традиционные индейские идентичности, которые не вписываются в западные гендерные бинарные или гетеросексуальные роли.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Термин « трансгендер » еще не использовался во время написания самых ранних источников, и со временем его определение претерпело значительные изменения. Хотя технически термин «трансгендер» был придуман в 1960-х годах, он редко публиковался до 1990-х годов и не получил широкого распространения до 2000-х годов.
Ссылки и источники
[ редактировать ]- ^ Перкинс, Роберт (октябрь 2013 г.). «Как леди в Полинезии: Маху Таити, Фаа Фафине Самоа, Факалейти Тонги и многие другие » GenderCentre.org.au . Петершам, Новый Южный Уэльс, Австралия: Гендерный центр. Архивировано из оригинала 24 сентября . Получено 30 сентября.
- ^ Jump up to: а б Рафгарден, Джоан (2004). Радуга эволюции .
- ↑ Кауаи Ики, цитата Эндрю Мацнера в книге «Трансгендеры, королевы, маху, что угодно»: Устная история Гавайев. Пересечения: гендер, история и культура в азиатском контексте Выпуск 6, август 2001 г.
- ^ Равида, Мелдрик (11 февраля 2018 г.). «Маху» . Ка Лео . Проверено 9 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Макавой, Одри (8 июля 2022 г.). «Гавайский музей вновь обращается к истории целителей гендерной жидкости» . АП Новости . Проверено 20 июля 2023 г.
- ^ Варгас Льоса, Марио (1 сентября 2010 г.). «Мужчины-женщины Тихого океана» . Тейт Британия . Проверено 1 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Стивен Ф. Эйзенман. Юбка Гогена. 1997.
- ^ Уильям Блай. Журнал Баунти. Четверг, 15 января 1789 г.
- ^ Джеймс Бойд. Традиции волшебных камней Ка-Пае-Маху. 1907. Гавайский альманах и ежегодник.
- ^ Мэри Ковбой. Топонимы Гавайев, 2-е изд. 1974. Издательство Гавайского университета.
- ^ Мэри Кавена Пукуи, Сэмюэль Х. Эберт. Гавайский словарь. 1986. Издательство Гавайского университета.
- ^ Международный словарь английского языка Вебстерса. 1890. Компания Мерриам.
- ^ Jump up to: а б Манало-Кэмп, Адам (8 августа 2020 г.). «Сопротивление Маху: вызов колониальным структурам власти и гендеру» . Середина . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Варгас Льоса, Марио . «Мужчины-женщины Тихого океана» . Tate.org.uk. Тейт Британия . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 25 июля 2017 г.
- ^ Зангеллини, Алеардо (2013). «Законы о содомии и гендерные различия на Таити и Гавайях» . Законы . 2 (2): 51–68. дои : 10.3390/laws2020051 .
- ^ Биддл, Джордж (1999). Таитянский журнал . ISBN 9780816604968 .
- ^ Jump up to: а б Кляйбер, Элеонора (10 сентября 2019 г.). «Гендерная идентичность и сексуальная идентичность в Тихоокеанском регионе и на Гавайях: Введение» . Гавайский университет в библиотеке Маноа . Проверено 19 сентября 2019 г.
- ^ Эллингсон, Линдалл; Одо, Кэрол (декабрь 2008 г.). «Поведение с риском заражения ВИЧ среди махувахин (трансгендерных женщин коренных жителей Гавайских островов)». Образование и профилактика СПИДа . 20 (6): 558–569. дои : 10.1521/aeap.2008.20.6.558 . ISSN 0899-9546 . ПМИД 19072530 .
- ^ Борофски, Амелия Рэйчел Хокулеа (29 октября 2012 г.). « «Расстройство гендерной идентичности» пойдет по пути гомосексуализма» . Атлантика . Проверено 18 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Робертсон, Кэрол Э. (1989). «Маху Гавайев». Феминистские исследования . 15 (2): 318. дои : 10.2307/3177791 . ISSN 0046-3663 . JSTOR 3177791 .
- ^ Алексеева, Калисса; Бенье, Нико, ред. (2014). Гендер на грани: трансгендеры, геи и жители других островов Тихого океана . Гонолулу. п. 105. ИСБН 9780824840198 . OCLC 875894847 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Гендер на грани». Гендер на грани: трансгендеры, геи и жители других островов Тихого океана . Гавайский университет Press. 2014. с. 95. ИСБН 9780824838829 . JSTOR j.ctt6wqhsc .
- ^ «Гендер на грани». Гендер на грани: трансгендеры, геи и жители других островов Тихого океана . Гавайский университет Press. 2014. с. 108. ИСБН 9780824838829 . JSTOR j.ctt6wqhsc .
- Эйзенман, Стивен Ф. (1999). Юбка Гогена . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0500280386 .
- Мацнер, Эндрю (2001). О Ау Но Кейя: голоса гавайских маху и сообществ трансгендеров
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Куму Хина: Место посередине - веб-сайт, ориентированный на головоломки .
- «Выход и преодоление - визит к Хиналеймоане Вонг» - интервью с маху Хиналеймоана Вонг, автор Эху Кекаху Кардвелл, из документальной программы «Голоса истины» Фонда Коани
- «Прекрасный способ, которым гавайская культура охватывает особый вид трансгендерной идентичности» - короткая колонка «Странные голоса» на эту тему в The Huffington Post.