Центральный банк Турецкой Республики
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2024 г. ) |
Штаб-квартира | Алтындаг , Анкара , Турция |
---|---|
Координаты | 39 ° 56'21 ″ с.ш. 32 ° 51'10 ″ в.д. / 39,939217 ° с.ш. 32,852665 ° в.д. |
Учредил | 30 июня 1930 г. |
Право собственности | Смешанная собственность: казначейство и банки [ 1 ] |
Губернатор | Фатих Карахан |
Центральный банк | Турция |
Валюта | Турецкая лира ПОПРОБУЙТЕ ( ISO 4217 ) |
Резервы | долларов США 153,8 миллиарда (июль 2024 г.) [ 2 ] |
Банковская ставка | 50% (июль 2024 г.) [ 3 ] |
Предшественник | Османский банк |
Веб-сайт | tcmb.gov.tr |
Центральный банк Турецкой Республики ( CBRT ) ( турецкий : Cumhuriyet Merkez Bankası, TCMB ) — центральный банк Турции Türkiye . В его обязанности входит проведение денежно-кредитной и валютной политики, управление международными резервами Турции, а также печать и выпуск банкнот, а также создание, поддержание и регулирование платежных систем в стране. [ 4 ]
По закону ЦБРТ поручено достигать и поддерживать ценовую и финансовую стабильность в Турции, и он имеет мандат использовать по своему усмотрению любой политический инструмент, имеющийся в его распоряжении, для достижения этих целей. Следовательно, он обладает инструментальной, но не целевой независимостью. С 2006 года ЦБРТ придерживается полноценного режима таргетирования инфляции . [ 5 ]
История центрального банка Турции
[ редактировать ]Период Османской империи
[ редактировать ]В Османской империи экономическая деятельность, такая как казначейские операции, денежные и кредитные операции, а также торговля золотом и иностранной валютой, осуществлялась различными учреждениями, такими как Казначейство, Монетный двор, ювелиры, ростовщики, фонды и гильдии. В этой организационной структуре, преобладавшей до второй половины XIX века, Османская империя чеканила золотые монеты по поручению султана . Османская империя ввела в обращение наличные банкноты ( османский турецкий язык : Kaime-i nakdiye-i mutebere ) в 1840 году. Во время Крымской войны в 1854 году Османская империя, которая впервые в истории взяла взаймы у других стран, нуждалась в государственном банке, который мог бы взять на себя посредническую функцию при погашении внешних долгов. В результате в 1856 году с английским капиталом был создан Османский банк ( османский турецкий язык : Bank-ı Osmanî ) со штаб-квартирой в Лондоне . Основные полномочия банка ограничивались кредитованием в небольших объемах, осуществлением авансовых платежей правительству и дисконтирование некоторых казначейских векселей.
В 1863 году Османский банк был распущен и реструктурирован в англо-французское товарищество под названием « Bank-ı Osmanî-i Şahane » (Императорский Османский банк) и стал государственным банком. Императорскому Османскому банку была предоставлена исключительная привилегия выпуска банкнот сроком на тридцать лет. Банку, действовавшему в качестве государственного казначея, было поручено собирать государственные доходы, осуществлять платежи от имени казначейства и дисконтировать казначейские векселя, а также производить выплаты процентов и основной суммы долга по внутренним и внешним долгам. Капитал Имперского Османского банка, сохраненный другими странами, со временем вызвал реакцию, и эта реакция заложила основу для создания национального центрального банка. Усилия по созданию центрального банка с внутренним капиталом завершились созданием Османского национального кредитного банка ( османский турецкий язык : Osmanlı İtibar-ı Millî Bankası ) 11 марта 1917 года. Однако поражение Османской империи в Первой мировой войне помешало Банк превратился в национальный банк, который взял бы на себя функции центрального банка.
Республиканский период
[ редактировать ]После Первой мировой войны, из-за глобальной тенденции стран формулировать свою денежно-кредитную политику независимо, создавая свои соответствующие центральные банки, которые будут уполномочены выпускать деньги, и подкреплять политическую независимость, полученную в Войне за независимость, экономической независимостью. Дискуссии о создании центрального банка в Турции набрали обороты. Впервые этот вопрос был рассмотрен на Измирском экономическом конгрессе 1923 года , где особое внимание уделялось созданию «национального государственного банка». В 1927 году министр финансов Абдулхалик Ренда представил проект закона о создании центрального банка. После принятия закона Турция обменялась мнениями с центральными банками других стран по поводу создания Центрального банка Турции. В 1928 году, будучи приглашенным в Турцию, Жерар Виссеринг , член совета управляющих Центрального банка Нидерландов , подчеркнул в своем докладе необходимость независимого центрального банка, не связанного с правительством; поддержанный в 1929 году итальянским экспертом графом Вольпи, который предположил, что создание центрального банка необходимо для обеспечения стабильности турецкой валюты. После этих событий правительство выступило с инициативой разработать необходимую правовую основу для создания центрального банка, и проект был подготовлен для Центрального банка при участии профессора Леона Морфа из Университет Лозанны . Закон был принят Великим Национальным Собранием Турции 11 июня 1930 года и опубликован в Официальном вестнике от 30 июня 1930 года под названием «Закон о Центральном банке Турецкой Республики № 1715». После централизации функций различных учреждений и организаций Центральный банк начал функционировать 3 октября 1931 года.
Первоначально центральный банк не был независимым. Вместо этого он последовал примеру правительства. [ 6 ]
Акции Банка, приобретшего юридический статус акционерного общества; - чтобы продемонстрировать, что «это не публичная организация» и что «она независима», были разделены на классы (A), (B), (C) и (D). Акции класса (А) принадлежат исключительно Казначейству, и в целях укрепления независимости Банка Законом № 1715 предусмотрено, что эти акции не должны составлять более пятнадцати процентов капитала. Акции класса (B) распределяются между национальными банками; Акции класса (C) распределяются между банками, не являющимися национальными банками, и привилегированными компаниями; и акции класса (D) распределяются между турецкими коммерческими учреждениями, а также юридическими и физическими лицами турецкого гражданства.
Согласно Закону № 1715, основной задачей Центрального банка была поддержка экономического развития страны. С этой целью Банку было разрешено устанавливать коэффициенты переучета (основной инструмент политики), регулировать денежные рынки и денежное обращение, осуществлять казначейские операции и принимать меры, связанные со стабильностью турецкой валюты. Банку была предоставлена исключительная привилегия выпуска банкнот в Турции. Кроме того, Банк также взял на себя роль казначея правительства. В соответствии с режимом фиксированного обменного курса, действовавшим в тот период, правительство имело право устанавливать обменные курсы . Независимость Центрального банка и низкий уровень инфляции преобладали в 1930-е годы, поскольку правительство не могло вмешиваться в сферу полномочий и решений Банка.
Период после Второй мировой войны
[ редактировать ]В 1940-е годы, когда доминировали неблагоприятные последствия Второй мировой войны , Центральный банк, как и его коллеги во всем мире, проводил политику по компенсации дефицита государственных финансов, а не проводил независимую денежно-кредитную политику. Таким образом, общий уровень цен за период 1938-1948 годов увеличился более чем втрое. В 1950-е годы рост и быстрое развитие финансировались из источников Центрального банка, и эти источники были предоставлены государственной власти посредством краткосрочных авансов, предоставленных Казначейству. Важным событием для Центрального банка в этот период стало создание в 1955 году фабрики по печати банкнот, а с 1957 года в Турции началось производство банкнот. С переходом к плановой экономике в 1960-х годах Центральный банк продолжал предоставлять ресурсы государственному сектору, проводя экспансионистскую денежно-кредитную политику, ставшую возможной благодаря экономическим обстоятельствам и промышленному развитию. Именно в это время появилось большинство практик, связанных с Валютный контроль был передан Центральному банку.
Закон о Центральном банке Турецкой Республики № 1211.
[ редактировать ]Чтобы приспособиться к глобальным изменениям, произошедшим после Второй мировой войны, и повысить эффективность Центрального банка, 14 января 1970 года был принят Закон о Центральном банке Турецкой Республики № 1211. Таким образом, Центральный банк, открывая новую страницу своей истории, был наделен новой структурой, отвечавшей, хотя и частично, нововведениям в области экономики и центрального банка того времени. Этот Закон внес существенные изменения в правовой статус, организационную структуру, обязанности и полномочия Банка. В соответствии с правовым статусом Центрального банка как акционерного общества, его капитал был увеличен с 15 миллионов до 25 миллионов турецких лир. При этом оговаривалось, что доля казначейства не должна составлять менее 51 процента капитала. Законом № 1211 была основана «Офис губернатора» для обеспечения эквивалентности с точки зрения международного представительства, международных отношений и протокола, и г-н Наим Талу стал первым «губернатором», принявшим этот титул. Более того, под названием исполнительного комитета был создан новый орган принятия решений в составе губернатора и вице-губернаторов. Высший орган принятия решений Банка – Совет директоров, состоящий из восьми членов, был преобразован в «Правление» Банка, состоящее из шести членов. Кроме того, Общее собрание акционеров называлось Генеральным собранием; Ревизионная комиссия была названа Ревизионной комиссией; а Генеральная дирекция была названа Головным офисом. Этот Закон также внес существенные изменения в части расширения обязанностей и полномочий Банка. Прежде всего, был расширен контроль Центрального банка над прямыми и косвенными инструментами денежно-кредитной политики, и Банк получил право проводить операции на открытом рынке для регулирования денежной массы и ликвидности. Тем временем было решено, что правительство будет консультироваться с Центральным банком при принятии мер в отношении денег и кредитов. Банку было разрешено посредством операций по переучету предоставлять среднесрочные кредиты для поддержки инвестиций и экономического развития. Верхний предел краткосрочных авансов Казначейству был увеличен до 15 процентов бюджетных ассигнований на соответствующий год.
Период после 1980 года
[ редактировать ]В 1980-е годы произошли важные события, которые можно назвать поворотным моментом как для турецкой экономики , так и для Центрального банка. Решения от 24 января 1980 г. положили начало структурным преобразованиям в турецкой экономике. Был отменен контроль над ценами, чтобы цены формировались в рамках рыночных механизмов, и была принята политика свободной торговли. С началом процесса финансовой либерализации были предприняты важные шаги по обеспечению необходимой инфраструктуры для реализации денежно-кредитной и валютной политики в соответствии с рыночной экономикой. В тот же период было решено, что процентные ставки по депозитам и кредитам будут определяться рыночными условиями. Кроме того, система фиксированного обменного курса была отменена, а турецкая валюта девальвирована по отношению к иностранным валютам. году Банк получил полномочия эффективно управлять золотовалютными резервами В 1983 . Кроме того, в Закон было включено, что Банк будет выполнять свои основные обязанности в соответствии с основными потребностями экономики и с целью достижения ценовой стабильности. Центральный банк начал проводить операции на открытом рынке в 1987 году и стал пионером в создании денежного и валютного рынков в современном понимании. В 1989 году «Указом № 32 о защите стоимости турецкой валюты» экономическим единицам было разрешено проводить валютные операции, и, объявив турецкую валюту «конвертируемой», был принят относительно более гибкий режим обменного курса. В 1990 году Банк впервые объявил о денежно-кредитной программе, целью которой было удовлетворение в ликвидности потребность рынка , не ставя под угрозу стабильность обменных курсов и процентных ставок. Цели, объявленные в 1990 году, были достигнуты; тем не менее, такие проблемы, как давление войны в Персидском заливе на финансовый сектор, политическая нестабильность, слабая финансовая политика и хрупкая структура банковского сектора, препятствовали достижению макроэкономической стабильности и привели к финансовому кризису в первом квартале 1994 года. Первоначальные правила, предложенные для предотвращения финансирования государственного долга – ключевого элемента периода высокой инфляции – за счет ресурсов Центрального банка, совпадают с этим периодом. 21 апреля 1994 г. были наложены ограничения на использование Казначейством средств Центрального банка; а в протоколе, подписанном между Центральным банком и Казначейством в 1997 году, был сделан вывод, что Казначейство не будет использовать краткосрочные авансы Центрального банка с 1998 года.
Кризис 2001 года и посткризисный период
[ редактировать ]В период 1995-1999 годов Центральный банк проводил политику, направленную на обеспечение стабильности на финансовых рынках . Период неконтролируемой инфляции проложил путь к принятию в 2000 году новой программы стабильности, основанной на обменном курсе. Однако на фоне усугубляющейся потери доверия к экономике, начавшейся с конца 2000 года, и кризиса, разразившегося в середине 2001 года, указанная программа прекратила реализацию, и 22 февраля 2001 года был принят режим свободного плавающего валютного курса. После кризиса турецкая экономика претерпела структурную трансформацию. В ходе этого процесса 25 апреля 2001 г. в Закон о ЦБРТ были внесены существенные поправки; Прежде всего, в Законе было прямо указано, что основной задачей Центрального банка является достижение и поддержание стабильности цен. В рамках этого предусматривалось, что Банк будет по своему усмотрению определять денежно-кредитную политику, которую он будет реализовывать, и инструменты денежно-кредитной политики, которые он собирается использовать; таким образом, Банк был наделен «инструментальной независимостью». Кроме того, Закон также предусматривал, что Банк будет поддерживать политику роста и занятости правительства, не вступая в противоречие с целью достижения и поддержания стабильности цен. Кроме того, достижение финансовой стабильности было названо поддерживающей целью Банка. Кроме того, Закон запрещал Банку предоставлять авансы и кредиты Казначейству и государственным учреждениям и учреждениям, а также быть покупателем на первичном рынке долговых инструментов, выпущенных Казначейством и государственными учреждениями и учреждениями. Таким образом, использование средств Центрального банка в целях государственного финансирования было предотвращено. В рамках поправки к Закону был создан Комитет по денежно-кредитной политике с целью институционализации стратегий денежно-кредитной политики и механизмов принятия решений.
Режим таргетирования инфляции
[ редактировать ]В 2002 году Центральный банк принял современную стратегию денежно-кредитной политики, а именно «режим таргетирования инфляции». В ходе реализации режима скрытого таргетирования инфляции в период 2002–2005 годов Банк пытался заложить основу для этого режима, обеспечив необходимые предварительные условия, укрепив свою техническую и институциональную инфраструктуру, разработав модели оценки и расширив свой набор данных. В ходе этого процесса Департамент исследований был реструктурирован в Департамент исследований и денежно-кредитной политики, а для обеспечения эффективности коммуникационной политики был создан Департамент коммуникаций. С 2005 года Комитет по денежно-кредитной политике начал заранее объявлять даты своих заседаний в виде ежегодного календаря, чтобы повысить предсказуемость политических решений. Результатом всего этого процесса стал режим явного таргетирования инфляции , который начал применяться в 2006 году. После достижения некоторого прогресса в процессе снижения инфляции была начата двухэтапная денежная реформа, чтобы подчеркнуть решимость Банка в своих усилиях, повысить доверие к турецкой валюте и устранить различные проблемы, возникающие из-за высокой деноминации. На первом этапе из турецкой лиры было удалено шесть нулей, а из банкнот Новая турецкая лира (YTL) и монеты Нового куруша (YKr) были введены в обращение с 1 января 2005 года. 1 января 2009 года был начат второй этап реформы с удаления приставки «Новый», используемой на «Новой турецкой лире» и «Новом куруше», а банкноты и монеты турецкой лиры были введены в обращение с новым дизайном и размером. На сегодняшний день Центральный банк Турецкой Республики, как заслуживающий доверия институт, реализует свою политику благодаря своему квалифицированному персоналу и современной инфраструктуре в постоянно динамичных рамках, внимательно следя за глобальными и внутренними событиями.
Право собственности
[ редактировать ]ЦБРТ является акционерным обществом. Его капитал в 25 000 турецких лир разделен на 250 000 акций. Согласно Закону о Центральном банке Турции, эти акции разделены на четыре класса:
- Акции класса А принадлежат исключительно Министерству финансов и казначейства Турции.
- Акции класса B распределяются между национальными банками, работающими в Турции.
- Акции класса C распределяются между банками, кроме национальных банков и привилегированных компаний.
- Акции класса D выделяются турецким коммерческим учреждениям, а также физическим и юридическим лицам турецкой национальности.
По состоянию на конец 2018 года акции класса А составляли 55,12% капитала ЦБРТ, тогда как акции классов B, C и D составляли 25,74%, 0,02% и 19,12% соответственно. [ 7 ]
Закон о ЦБРТ
[ редактировать ]Текущие полномочия и обязанности CBRT определяются специальным законом (законом CBRT), принятым 14 января 1970 года.
Закон о Центральном банке Турецкой Республики № 1715 был принят 11 июня 1930 года. Согласно Закону № 1715, основной целью Банка была поддержка экономического развития страны. Для достижения этой цели на Банк были возложены следующие обязанности:
- Устанавливать коэффициенты переучета и регулировать денежные рынки.
- Для осуществления казначейских операций
- Принять совместно с правительством все меры для защиты стоимости турецкой валюты.
С введением планов экономического развития Турции в 1960-х годах в Закон о центральном банке было внесено несколько изменений. С той же целью Закон № 1211, принятый 26 января 1970 года, переопределил обязанности и ответственность Центрального банка Турецкой Республики с целью реализации денежно-кредитной политики в рамках планов развития.
Во второй половине 1980-х годов Банк открыл межбанковский денежный рынок, валютный денежный рынок и начал использовать операции на открытом рынке.
Обязанности и полномочия
[ редактировать ]«Основной целью Банка должно быть достижение и поддержание стабильности цен. Банк по своему усмотрению определяет денежно-кредитную политику, которую он будет реализовывать, и инструменты денежно-кредитной политики, которые он собирается использовать для достижения и поддержания стабильности цен. ».
Основными обязанностями Банка являются:
- осуществлять на открытом рынке операции
- защитить стоимость турецкой лиры и установить политику обменного курса
- определять резервные требования и требования к ликвидности
- управлять золотовалютными резервами страны
- регулировать объем и обращение турецкой лиры
- обеспечение стабильности финансовой системы и мониторинг финансовых рынков
Основными полномочиями Банка являются:
- Эксклюзивное право на выпуск банкнот в Турции
- Право совместно определять целевой показатель инфляции и проводить денежно-кредитную политику.
- Право на выдачу аванса в Фонд страхования сберегательных вкладов
- Роль кредитора последней инстанции
- Право запрашивать необходимую информацию у финансовых учреждений
Администрация
[ редактировать ]Генеральная Ассамблея
[ редактировать ]Общее собрание Банка состоит из акционеров, зарегистрированных в книге акций Банка. Генеральная ассамблея созывается каждый год в день, указанный в Уставе. Губернатор действует как председатель Генеральной Ассамблеи.
Губернатор
[ редактировать ]Губернатор назначается сроком на четыре года указом президента Турции . Губернатор может быть переназначен по истечении этого срока.
Доска
[ редактировать ]Совет состоит из губернатора и шести членов, избираемых Генеральной Ассамблеей. Срок полномочий членов правления – три года. Губернатор является председателем правления. Ежегодно меняется одна треть членов правления. Члены, срок полномочий которых истек, могут быть переизбраны.
Текущие участники
[ редактировать ]- Хафизе Гайе Эркан (с июня 2023 г.) [ 8 ]
- Нурулла Генч
- Омер Думан
- Дерья Юсель
- Дева известная, но не высшая
- Мехмет Акташ
- Элиф Хайкыр Хобикоглу
- Эртан Айдын
Комитет по денежно-кредитной политике
[ редактировать ]Комитет по денежно-кредитной политике возглавляется губернатором и состоит из заместителей управляющего, члена, избираемого членами совета директоров и из их числа, и члена, назначаемого с одобрения президента Турции по рекомендации губернатора.
Текущие участники
[ редактировать ]- Хафизе Гайе Эркан
- Осман Джевдет Акчай
- Фатих Карахан
- Хатидже Карахан
- Элиф Хайкыр Хобикоглу
Ревизионная комиссия
[ редактировать ]Ревизионная комиссия состоит из четырех членов, избираемых Генеральной Ассамблеей.
Текущие участники
[ редактировать ]- Мехмет Бабаджан
- Мехмет Кая
- Хайреттин Курт
- Суат Сарыгул
Исполнительный комитет
[ редактировать ]Исполнительный комитет состоит из заместителей губернатора и возглавляется губернатором. Заместители губернатора назначаются указом Президента Республики сроком на четыре года. По истечении этого срока заместители губернатора могут быть назначены повторно.
Текущие участники
[ редактировать ]- Хафизе Гайе Эркан
- Эмра Шенер
- Мустафа Думан
- Таха Чакмак
Здание
[ редактировать ]Бывшее здание головного офиса банка было изображено на реверсе турецкой банкноты номиналом 50 куруш 1944-1947 годов. [ 9 ] и из 2 1 ⁄ лиры Банкноты номиналом выпуска 1952–1966 годов. [ 10 ] Новое здание головного офиса было изображено на реверсе банкнот номиналом 20 000 лир 1988–1997 годов. [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вайднер, Январь (2017). «Организация и структура центральных банков» (PDF) . Каталог Немецкой национальной библиотеки .
- ^ «TCMB - Международные резервы и ликвидность в иностранной валюте» (PDF) .
- ^ «Пресс-релиз о процентных ставках» (PDF) . Центральный банк Турции . Проверено 23 июля 2024 г.
- ^ «Обязанности и ответственность» , ЦБРТ. Архивировано 17 марта 2020 года в Wayback Machine .
- ^ Информационный бюллетень Центрального банка Турецкой Республики . Архивировано 25 ноября 2013 г. на Wayback Machine , официальный сайт ЦБРТ, 2012 г.
- ^ Памук, Шевкет (2023), Какридис, Андреас; Эйхенгрин, Барри (ред.), «Макроэкономическая политика и новый центральный банк в Турции, 1929–1939» , «Распространение современного центрального банка и глобальное сотрудничество: 1919–1939» , Cambridge University Press, стр. 301–319, doi. : 10.1017/9781009367578.014 , ISBN 978-1-009-36757-8
- ^ «Капитал и структура акционерного капитала» (на турецком языке) , ЦБРТ. Архивировано 25 марта 2020 года в Wayback Machine .
- ^ Батлер, Дарен; Спайсер, Джонатан (8 июня 2023 г.). «Эрдоган назначает Эркана главой центрального банка Турции, ожидается поворот в политике» . Рейтер.
- ^ Центральный банк Турецкой Республики. Архивировано 15 июня 2009 г. в Wayback Machine . Музей банкнот: 2. Эмиссионная группа — Пятьдесят Куру — I. Серия. Архивировано 17 апреля 2009 г. в Wayback Machine . - Проверено 20 апреля 2009 г.
- ^ Центральный банк Турецкой Республики. Архивировано 15 июня 2009 г. в Wayback Machine . Музей банкнот: 5. Эмиссионная группа — две с половиной турецкие лиры — I. Серия. Архивировано 4 февраля 2009 г. в Wayback Machine , II. Серия. Архивировано 4 февраля 2009 г. в Wayback Machine , III. Серия. Архивировано 4 февраля 2009 г. в Wayback Machine & IV. Серия. Архивировано 4 февраля 2009 г. в Wayback Machine . - Проверено 20 апреля 2009 г.
- ^ Центральный банк Турецкой Республики. Архивировано 15 июня 2009 г. в Wayback Machine . Музей банкнот: 7. Группа эмиссии — двадцать тысяч турецких лир — I. Серия. Архивировано 16 июня 2011 г. в Wayback Machine & II. Серия. Архивировано 16 июня 2011 г. в Wayback Machine . - Проверено 20 апреля 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Центральным банком Турецкой Республики, на Викискладе?
- Официальный сайт (на английском языке)