Рождение трагедии
![]() Первое немецкое издание | |
Автор | Фридрих Ницше |
---|---|
Оригинальное название | Рождение трагедии из духа музыки |
Язык | немецкий |
Предметы | Афинская трагедия , противостояние Аполлона и Дионисия. |
Издатель | РЭБ Фрич |
Дата публикации | 1872 |
Тип носителя | Распечатать |
Страницы | 143 |

Die Birth der Tragedy aus dem Geiste der Musik ( нем . Рождение трагедии из духа музыки ) — работа по теории драмы немецкого философа Фридриха Ницше , написанная в 1872 году . В 1886 году оно было переиздано под названием «Рождение трагедии, или: эллинизм и пессимизм» ( нем . «Рождение трагедии, или: гречность и пессимизм» ). Более позднее издание содержало вступительное эссе « Попытка самокритики », в котором Ницше комментировал эту более раннюю книгу.
Книга
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2019 г. ) |
Ницше нашел в классической афинской трагедии форму искусства, превосходящую пессимизм и нигилизм фундаментально бессмысленного мира. Первоначально получивший образование филолога , Ницше обсуждает историю трагической формы и вводит интеллектуальную дихотомию между дионисическим и аполлоническим (очень свободно: реальность как беспорядочная и недифференцированная по формам против реальности, упорядоченной и дифференцированной посредством форм). Ницше утверждает, что жизнь всегда включает в себя борьбу между этими двумя элементами, каждый из которых борется за контроль над существованием человечества. По словам Ницше: «Везде, где преобладало дионисическое, аполлоническое было остановлено и уничтожено... везде, где первый дионисический натиск был успешно отражен, власть и величие дельфийского бога Аполлона проявлялись как более жесткие и угрожающие, чем когда-либо». И все же ни одна из сторон никогда не одерживает верх, поскольку каждая из них сдерживает другую в вечном, естественном сдерживании или равновесии.
Ницше утверждает, что трагедия Древней Греции была высшей формой искусства благодаря смешению в ней аполлонических и дионисических элементов в одно цельное целое, позволяющее зрителю ощутить весь спектр человеческого состояния . Дионисический элемент можно было найти в музыке хора , а аполлонический элемент - в диалогах, которые придавали конкретную символику, уравновешивающую дионисийское разгул. В основном аполлонические абстрактные формы смогли придать форму страстному дионисийскому опыту.
До трагедии была эпоха статичной, идеализированной пластики в форме скульптуры, отражавшей аполлонический взгляд на мир. Дионисический элемент можно было найти в диком разгуле празднеств и пьянстве, но, главное, в музыке. Соединение этих элементов в одном художественном виде породило трагедию. Он предполагает, что изначально хор всегда состоял из сатиров , людей-козлов. (Это умозрительно, хотя слово «трагедия» τραγωδία образовано от trag(o)-aoidiā = «песня козла» от tragos = «коза» и aeidein = «петь».) Таким образом, он утверждает, что это «иллюзия культура была стерта первозданным образом человека» для зрителей; они сочувственно участвовали вместе с хором и в его составе, «так что воображали себя возрожденными природными гениями, сатирами». Но в этом состоянии у них есть аполлоническое видение себя, энергии, которую они воплощают. Это видение бога Диониса, который появляется перед хором на сцене. И актеры, и сюжет являются развитием того сна-видения, суть которого — экстатическое расчленение бога и Ритуалы вакханок неразлучного экстаза и страдания человеческого существования.
После Эсхила и Софокла наступила эпоха, когда трагедия умерла. Ницше связывает это с влиянием таких писателей, как Еврипид , и появлением рациональности, представленной Сократом . Еврипид сократил использование хора и был более натуралистичным в изображении человеческой драмы, что сделало ее более отражающей реалии повседневной жизни. Сократ до такой степени подчеркивал значение разума, что распространил ценность мифов и страданий на человеческое знание. По мнению Ницше, эти два интеллектуала помогли истощить способность человека участвовать в формах искусства, потому что они видели вещи слишком трезво и рационально. Мистический аспект участия в искусстве и мифе был утерян, а вместе с ним и большая часть способности человека жить творчески в оптимистической гармонии с жизненными страданиями. Ницше заключает, что возможно восстановить баланс дионисийского и аполлонического в современном искусстве через оперы Рихарда Вагнера , в возрождении трагедии.
В отличие от типичного для эпохи Просвещения взгляда на древнегреческую культуру как на благородную, простую, элегантную и грандиозную, Ницше считал, что греки борются с пессимизмом. Вселенная, в которой мы живем, является продуктом взаимодействия великих сил; но мы не наблюдаем и не знаем их как таковых. Ницше считал, что то, что мы собираем как наши концепции мира, на самом деле никогда не обращается к лежащим в их основе реалиям. Это человеческая судьба – находиться под контролем самых темных универсальных реалий и в то же время жить в вымышленном мире иллюзий.
Таким образом, проблема, по крайней мере, так думал Ницше, заключается в том, как пережить и понять дионисическую сторону жизни, не разрушая при этом очевидные ценности аполлонической стороны. Для отдельного человека или для всего общества вредно быть полностью поглощенным правлением одного или другого. Самая надежная (самая здоровая) точка зрения – в обоих случаях. Теория Ницше об афинской трагической драме предполагает, как именно до Еврипида и Сократа художественно переплетались воедино дионисические и аполлонические элементы жизни. Греческий зритель оздоровился благодаря непосредственному переживанию дионисического в защитном духе трагедии на аполлонической сцене.
История
[ редактировать ]В январе и феврале 1870 года Ницше прочитал две лекции о древнегреческой драме. Получив копии лекций, его друзья Рихард и Козима Вагнеры предложили ему написать книгу на эту тему. [ 1 ] В апреле 1871 года он представил рукопись издателю Вильгельму Энгельману . Когда Энглеман не ответил, Ницше попросил вернуть рукопись в июне. Часть книги он напечатал в частном порядке под названием «Сократ и греческая трагедия» ( нем . Sokrates und griechische Tragödie ) и разослал друзьям. Рихард Вагнер получил первый экземпляр 18 июня. [ 2 ]
В октябре 1871 года Ницше представил исправленную рукопись Э. В. Фричу, опубликовавшему произведения Вагнера. Фрич принял книгу в ноябре. [ 3 ] Печать была завершена в конце декабря, и книга, которая теперь называется « Рождение трагедии из духа музыки » ( нем . Die Geburt der Tragödie aus dem Geiste der Musik ), поступила в книжные магазины 2 января 1872 года. [ 4 ] Второе издание было напечатано Фричем в 1874 году, но из-за финансовых проблем издателя оно не было переплетено до 1875 года и имело небольшой тираж. В 1878 году оставшиеся экземпляры и права на публикацию первых двух изданий были приобретены новым издателем Ницше Эрнстом Шмейцнером. [ 5 ]
К 1886 году Ницше поссорился со Шмейцнером, и Фрич оправился от финансовых трудностей. В октябре 1886 года Фрич опубликовал новое издание под новым названием « Рождение трагедии, или: эллинизм и пессимизм» ( нем . Die Geburt der Tragödie, Oder: Griechentum und Pessimismus ), с добавленным вступительным эссе Ницше под названием «Попытка самокритики». ", комментируя предыдущие выпуски. [ 6 ]
Влияния
[ редактировать ]«Рождение трагедии» — работа молодого человека, в которой видно влияние многих философов, которых изучал Ницше. Его интерес к классической Греции как в некоторых отношениях к рациональному обществу можно в некоторой степени объяснить влиянием Иоганна Иоахима Винкельмана , хотя Ницше во многом отошел от Винкельмана. Кроме того, Ницше употребляет термин «наивный» именно в том смысле, в каком его использовал Фридрих Шиллер . Большое значение имеют произведения А. Шопенгауэра , особенно «Мир как воля и представление» . Аполлонический опыт имеет большое сходство с переживанием мира как «представления» в шопенгауэровском смысле, а опыт дионисического имеет сходство с отождествлением с миром как «волей». Ницше выступал против буддийского отрицания воли Шопенгауэра. Он утверждал, что жизнь стоит того, чтобы ее прожить, несмотря на огромное количество существующей жестокости и страданий. [ 7 ]
За год до публикации « Рождения трагедии » Ницше написал фрагмент под названием « О музыке и слове» . В нем он утверждал шопенгауэровское суждение о том, что музыка есть первичное выражение сущности всего. Второстепенными являются лирическая поэзия и драма, представляющие собой лишь феноменальные проявления предметов. Таким образом, из музыки рождается трагедия.
Прием
[ редактировать ]«Рождение трагедии» подверглось гневной критике со стороны многих уважаемых профессиональных исследователей греческой литературы. Особенно яростно был филолог Ульрих фон Виламовиц-Мёллендорф , который осудил работу Ницше как неряшливую и вводящую в заблуждение. По подсказке Ницше Эрвин Роде — друг, написавший положительную рецензию, вызвавшую первые уничижительные дебаты по поводу книги, — в ответ разоблачил неточные цитаты Виламовица-Мёллендорфа о работах Ницше. Рихард Вагнер также ответил на критику Виламовица-Мёллендорфа.
В своем осуждении « Рождения трагедии » Виламовиц говорит:
- Герр Н. ... является также профессором классической филологии; он рассматривает ряд очень важных вопросов истории греческой литературы. ... Вот что я хочу осветить, и легко доказать, что и здесь мнимая гениальность и наглость в изложении его притязаний стоят в прямой связи с его невежеством и нелюбием к истине. ... Его решение состоит в том, чтобы принизить историко-критический метод, ругать любое эстетическое понимание, которое отклоняется от его собственного, и приписать «полное непонимание изучения античности» эпохе, в которой филология в Германии, особенно через творчество Готфрида Германа и Карла Лахмана было поднято на небывалую высоту.
Предполагая, что у греков могли быть проблемы, Ницше отходил от научных традиций своего времени, которые считали греков счастливыми, возможно, даже наивными и простыми людьми. Работа представляет собой сеть профессиональной филологии , философских прозрений и восхищения музыкальным искусством. Как труд по филологии он был почти сразу отвергнут, фактически уничтожив академические устремления Ницше. Музыкальная тема была настолько тесно связана с Рихардом Вагнером, что стала смущать Ницше, когда он сам добился некоторой дистанции и независимости от Вагнера. Таким образом, это первая законченная опубликованная философская работа Ницше, в которой задается ряд вопросов, схематично обозначенных и дающих сомнительные ответы.
Марианна Коуэн во введении к книге Ницше «Философия в трагическую эпоху греков » описывает ситуацию следующими словами:
- «Рождение трагедии» представило взгляд на греков, настолько чуждый духу времени и идеалам его науки, что разрушил всю академическую карьеру Ницше. Это спровоцировало появление памфлетов и контрпамфлетов, нападавших на него на основании здравого смысла, учености и здравомыслия. Какое-то время у Ницше, тогда профессора классической филологии в Базельском университете , не было студентов по своей специальности. Его лекции саботировали немецкие профессора философии, которые советовали своим студентам не приходить на курсы Ницше.
К 1886 году у самого Ницше возникли сомнения по поводу этой работы, и он опубликовал предисловие к изданию 1886 года, в котором переоценил некоторые из своих основных проблем и идей в тексте. В этом постскриптуме Ницше назвал « Рождение трагедии » «невозможной книгой... плохо написанной, тяжеловесной, смущающей, обезумевшей от образов и запутанных образов, сентиментальной, слащавой до изнеженности, неравномерной по темпу». и] без стремления к логической чистоте». [ 8 ] Тем не менее, он защищал «высокомерную и восторженную книгу» за то, что она вдохновляла «товарищей-восхвалителей» и заманивала их на «новые тайные тропы и места для танцев».
В 1888 году в «Ecce Homo» Ницше снова взялся за дело. Он защищает «Рождение трагедии», заявляя: «...Оно равнодушно к политике, «негерманское», если выражаться языком настоящего времени, оно отвратительно пахнет гегельянством, а трупный аромат Шопенгауэра прилипает только к несколько формул — антитеза дионисического и аполлинического — перенесенная в саму метафизическую историю как развитие этой «идеи» в трагедии; антитеза сублимируется в единство; под этой перспективой вещи, никогда прежде не сталкивавшиеся друг с другом, внезапно сопоставляются, освещают друг друга и постигаются... Опера, например, и революция. — Два решающих нововведения книги. являются, во-первых, его понимание дионисического явления у греков: впервые предлагается психологический анализ этого явления, и оно рассматривается как один корень всего греческого искусства. Другое - понимание сократиизма: Сократ впервые признается орудием греческого распада, типичным декадентом. «Рациональность» против инстинкта. «Разумность» любой ценой как опасная сила, подрывающая жизнь! — Глубокое, враждебное молчание о христианстве на протяжении всей книги. Это не аполлоническое и не дионисическое; оно отрицает все эстетические ценности — единственные ценности, которые признает «Рождение трагедии»: оно нигилистично в самом глубоком смысле, тогда как в дионисическом символе достигается крайний предел утверждения. Есть один намек [Рождение трагедии, 24] на христианских священников как на «злых карликов», находящихся «под землей»…»
В названии своего романа «Волшебная гора » Томас Манн ссылается на отрывок из «Рождения трагедии» , а влияние творчества Ницше можно увидеть в персонаже романа Минхеере Пиперкорне, который воплощает «дионисийский принцип». [ 9 ]
В контексте критического исследования «атеистического гуманизма» Ницше влиятельный католический богослов Анри де Любак счел его «гениальным произведением» и посвятил несколько страниц своего исследования объяснению связи между ранней мыслью Ницше и христианством. [ 10 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Шаберг 1995 , с. 19
- ^ Шаберг 1995 , стр. 20–22.
- ^ Шаберг 1995 , стр. 23.
- ^ Шаберг 1995 , с. 6
- ^ Шаберг 1995 , стр. 65–67.
- ^ Шаберг 1995 , стр. 131–132.
- ^ Кауфманн, 11.
- ^ Кауфманн, 18.
- ^ Ницше, Фридрих, Рождение трагедии (перевод Дугласа Смита), Oxford University Press, 2008: стр. xxxii, 28, 109, 140. ISBN 978-0-19-954014-3
- ^ Де Любак, Анри, Драма атеистического гуманизма , Ignatius Press (Сан-Франциско), 2008: стр. 74, 82. Полное обсуждение Де Любаком этой ранней работы Ницше см. там же , стр. 73–95.
Ссылки
[ редактировать ]- Де Любак, Анри, Драма атеистического гуманизма. Сан-Франциско: Игнатиус Пресс, 2008.
- Основатель, Карлфрид, изд. Спор о «Рождении трагедии» Ницше: сочинения Э. Роде, Р. Вагнера и У. фон Виламовица-Мёллендорфа . Хильдесхайм: Георг Олмс, 1969.
- Кауфманн, Вальтер изд. Основные сочинения Ницше. Нью-Йорк: Современная библиотека, 2000.
- Ницше, Фридрих. Философия в трагическую эпоху греков. Перевод с предисловием Марианны Коуэн. Вашингтон, округ Колумбия: Regnery Publishing, Inc., 1962.
- Портер, Джеймс I. Изобретение Диониса: очерк о рождении трагедии. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 2000.
- Шаберг, Уильям Х. (1995). Канон Ницше: история публикаций и библиография . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-73575-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]