Bukhtishu

Бухтишу Бохтишу (или ) были семьей персидских [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] или сирийский восточный христианин [ 4 ] [ 5 ] врачи седьмого, восьмого и девятого веков, охватывающие шесть поколений и 250 лет. Среднеперсидско . - сирийское имя, встречающееся еще в начале V века, относится к одноименному предку этой «сиро-персидской несторианской семьи» [ 6 ] Некоторые члены семьи служили личными врачами халифов . [ 7 ] Джурджи, сын Бухт-Ишу, был награжден аль-Мансуром 10 000 динаров после лечения его болезни в 765 году нашей эры. [ 8 ] Говорят даже, что один из членов этой семьи был принят в качестве врача к Али ибн Хусейну Зейну аль-Абидину , шиитскому имаму , во время его болезни во время событий в Кербеле . [ 9 ]
Как и большинство врачей при дворе первых Аббасидов , они были выходцами из Академии Гондишапура на территории современного юго-западного Ирана. Они хорошо разбирались в греческих и хинди науках, в том числе в науках Платона , Аристотеля , Пифагора и Галена , которые они помогали переводить, работая в Гондишапуре . [ 10 ]
В ходе интеграции в меняющееся общество после мусульманского завоевания Персии семья освоила арабский язык, сохраняя при этом персидский язык в качестве устного языка в течение примерно 200 лет. [ 6 ]
Семья родом из Ахваза , недалеко от Гондешапура, однако в конце концов они переехали в город Багдад , а затем в Нсибин в Сирии . [ 11 ] Яхья ибн Халид , визирь и наставник Харуна ар-Рашида , оказывал покровительство больнице и академии Гондешапура и помог обеспечить продвижение и рост астрономии, медицины и философии не только в Персии, но и в империи Аббасидов в целом. [ 12 ]
Этимология
[ редактировать ]Состоит из первого, среднеперсидского [ 13 ] Термин, означающий «искупленный» и сирийский компонент Иешуа / Иисуса , имя можно перевести как «Искупленный Иисусом» или «Иисус искупил». [ 6 ] Однако в своей книге «Китаб Уюн аль-анба фи табакат аль-атибба» («Книга глаз новостей в классах врачей») арабский историк XII века Ибн Аби Усайбия переводит это значение как «слуга Иисуса» (в на сирийском языке Аль-Бахт аль-Абд и Иешуа Иисус (мир ему) на сирийском языке.
Члены
[ редактировать ]О первых двух членах семьи не сохранилось никаких известных записей. А остальные записи цепочки начинаются с Джурджиса . Но генеалогическая последовательность следующая: [ нужна ссылка ]
Bukhtishu I
[ редактировать ]Джибраил I
[ редактировать ]Юрджис
[ редактировать ]Джурджис, отец Бухтишу II и дед Джибриля ибн Бухтишу, был научным писателем и директором больницы в Гондешапуре, которая поставляла врачей в суды Ирака, Сирии и Персии. [ 14 ] Его вызвали в Багдад в 765 году нашей эры для лечения болезни желудка халифа аль-Мансура . После успешного исцеления халифа ему было предложено остаться при нем в Багдаде, что он и делал, пока не заболел в 769 году нашей эры. [ 15 ] Прежде чем позволить ему вернуться в Гондешапур, халиф предложил ему принять ислам, но он отказался, заявив, что хочет быть со своим отцом, когда он умрет. Удивленный его упрямством, халиф послал с Джурджисом сопровождающего, чтобы убедиться, что он добрался до места назначения. В обмен на сопровождающего и зарплату в 10 000 динаров Джурджис пообещал отправить к халифу своего ученика Ису ибн Шахлу, поскольку его сына Бухтишу II нельзя было выписать из больницы в Гондешапуре. [ 16 ]
Bukhtishu II
[ редактировать ]Бухтишу II был сыном Джурджиса ибн Бухтишу и отцом Джибриля ибн Бухтишу. Его оставили заведующим больницей в Гондешапуре, когда его отца вызвали для лечения жалоб на желудок халифа аль-Мансура. Джурджис никогда не хотел, чтобы Бухтишу II отправился в Багдад и прислуживал халифам, и предложил послать вместо него одного из своих учеников. Тем не менее Бухтишу II в свою очередь был вызван в город для лечения халифа аль-Хади тяжело больного . Он не мог обосноваться в Багдаде до 787 года нашей эры, когда халиф Харун ар-Рашид страдал от сильных головных болей. Он успешно вылечил Харуна ар-Рашида, и в благодарность халиф назначил его главным врачом, и эту должность он занимал до своей смерти в 801 году нашей эры. [ 17 ]
Габриэль ибн Бухтишу
[ редактировать ]Альтернативные варианты написания: Джибрил б. Буктишу', [ 17 ] Джибриль ибн Бахтишу', [ 18 ] Джибраил ибн Бухтишу, [ 19 ] Джабраил б. Бахтишу [ 20 ]
Джибриль ибн Бухтишу был сыном Бухтишу II, который служил халифам в Багдаде с 787 года до своей смерти в 801 году нашей эры. В 791 году нашей эры Бухтишу II рекомендовал Джибриля в качестве врача Джафару Бармакиду , визирю халифа Харуна ар-Рашида. Несмотря на рекомендацию, Джибрил не стал преемником своего отца до 805 года нашей эры, после того как он успешно вылечил одного из рабов Харуна ар-Рашида, тем самым завоевав доверие халифа. [ 17 ]
Во время пребывания Джибриля в Багдаде он консультировал Харуна ар-Рашида в строительстве первой больницы. [ 21 ] Больница и связанная с ней обсерватория были созданы по образцу больницы в Гондешапуре, где Джибрил изучал медицину и работал директором. [ 22 ] Джибрил также был директором этой новой больницы, которую Харун ар-Рашид назвал в честь себя. [ 21 ]
Придворные врачи Аббасидов завоевали высокое положение и доверие после того, как были приняты и наняты халифом, о чем свидетельствует анекдот, в котором Харун ар-Рашид использовал Джибриля, чтобы попытаться смирить своего визиря Яхью аль-Бармаки в случае, когда Яхья вошел в присутствие халифа без сначала получить разрешение. В своем сборнике прозы Таалиби приводит историю, которую он услышал от аль-Баббаги:
«Бахтишу ибн Джибриль рассказывает от своего отца… Тогда ар-Рашид повернулся ко мне и сказал: «Джибриль, есть ли кто-нибудь, кто мог бы прийти к тебе без твоего разрешения в твой собственный дом?» Я сказал: «Нет, и никто не надеется на это». Он сказал: «Так что же с нами такое, что люди сюда без разрешения приходят?»»
После этого разговора Яхья умело напоминает Харуну ар-Рашиду, что ему была предоставлена привилегия войти в его присутствие без разрешения, спросив халифа, были ли внесены изменения в придворный этикет. [ 23 ]
Участвуя в таких придворных беседах, Джибрил время от времени обращался к халифу с уровнем откровенности, недопустимым для большинства присутствующих. Во время последней болезни Харуна ар-Рашида прозаичные ответы Джибриля халифу принесли ему позор, и вскоре после этого он был приговорен к смертной казни. Он был спасен от казни Фадлом ибн ар-Раби и впоследствии стал врачом аль-Амина . После того, как аль-Мамун пришел к власти, Джибрилю снова грозило тюремное заключение, но он был необходим для лечения Хасана ибн Саля и поэтому был освобожден в 817 году нашей эры. Три года спустя его заменил его зять Михаил, но он снова был вызван в Багдад в 827 году нашей эры, когда Михаил не смог вылечить халифа. Он умер в пользу халифа где-то между 827 и 829 годами нашей эры и, будучи христианином, был похоронен в монастыре Святого Сергия в Ктесифоне , который находится в современном Ираке, на восточном берегу Тигра. [ 17 ]
В девятом и десятом веках Бухтишу обладали фактической монополией на медицинскую практику в Багдаде. [ 24 ] По оценкам, карьерный доход Джибриля составляет 88 800 000 дирхамов за то, что он обслуживал Харуна ар-Рашида в течение 23 лет и Бармакидов в течение 13 лет, не считая его гонораров от менее крупных пациентов. [ 25 ]
Хунайн ибн Исхак получил рекомендацию Джибриля после нескольких лет изучения греческого языка, что позволило ему в последующие века стать известным как на Ближнем Востоке, так и в Европе благодаря своим переводам. [ 26 ]
Бхутши III
[ редактировать ]Джон ибн Бухтишу
[ редактировать ]Убейдулла ибн Бухтишу
[ редактировать ]Габриэль III
[ редактировать ]Джибраил III был сыном Убайд Аллаха ибн Бухтишу , финансового чиновника халифа аль-Муктадира. После смерти отца его мать вышла замуж за другого врача. Джибраил III начал изучать медицину исключительно в Багдаде, где остался без гроша после смерти матери. После лечения посланника из Кирмана он был вызван в Шираз правителем буидским но Адуд ад-Давлой, вскоре после этого вернулся в Багдад. Он покинул Багдад лишь для коротких консультаций, даже отклонив предложение Фатимида аль -Азиза , который хотел поселить его в Каире . Джибраил III умер 8 июня 1006 года. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фрай, Р.Н., изд. (1975). Кембриджская история Ирана (Переиздание). Лондон: Кембриджский университет, стр. 415. ИСБН 978-0-521-20093-6 .
Среди христиан также были люди персидского происхождения или, по крайней мере, непосредственно персидского происхождения, среди которых наиболее важными являются семьи Бухтишу и Масуя (Масаваих). Члены семьи Бухтышу* были директорами больницы Джундишапура и выпустили немало выдающихся врачей. Один из них, Джирджлс, был вызван в Багдад аббасидским халифом аль-Мансуром для лечения диспепсии.
- ^ Филип Дженкинс. Затерянная история христианства . Харпер Один. 2008. ISBN 0061472808 .
- ^ Ричард Нельсон Фрай. Наследие Персии . Издательство Мазда. 2004.
- ^ Боннер, Боннер; Энер, Майн; Певица, Эми (2003). Бедность и благотворительность в контексте Ближнего Востока . СУНИ Пресс. п. 97. ИСБН 978-0-7914-5737-5 .
- ^ Руано, Элой Бенито; Бургос, Мануэль Эспадас (1992). 17-й Международный конгресс исторических наук: Мадрид, 26 августа — 2 сентября 1990 г. Международный комитет исторических наук. п. 527. ИСБН 978-84-600-8154-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Лутц Рихтер-Бернбург. БОХТЕШУʿ . Энциклопедия Ираника. Том IV, Fasc. 3. 1990. ISBN 978-0-7100-9132-1
- ^ Исламская культура и медицинское искусство: греческое влияние
- ^ Эдвард Грэнвилл Браун , Исламская медицина , паб Goodword, 2002, ISBN 81-87570-19-9 , стр. 23.
- ^ Имам Хосейн в Иране , Забихулла Мансури . Тегеран. Также: [1]
- ^ Макс Мейерхоф, «Арабский сборник медико-философских определений», Исида 10, вып. 2 (1928): 348.
- ^ Дональд Р. Хилл, Исламская наука и инженерия . 1993. Издательство Эдинбургского университета. ISBN 0-7486-0455-3 стр.4
- ^ Маз Мейерхоф, «Арабский сборник»
- ^ DN Маккензи. Краткий словарь Пехлеви. Рутледж Керзон, 2005 г., ISBN 0-19-713559-5 .
- ^ Маджид Фахри, «Философия и теология», Оксфордская история ислама, изд. Джон Л. Эспозито. Оксфордские исламские исследования онлайн, http://www.oxfordislamicstudies.com/article .
- ^ ХАР Гибб, Дж. Х. Крамерс, Э. Леви-Провансаль и Дж. Шахт, ред. Энциклопедия ислама, новое издание, том. 1, (Лейден, Нидерланды: Э. Дж. Брилл, 1960), св «Бухтишу».
- ^ Эдвард Дж. Браун, Арабская медицина (Кембридж: University Press, 1921), 23.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ХАР Гибб, изд. Энциклопедия ислама
- ^ Андраш Хамори, «Пример приятной вежливости», StudiaИсламика, вып. 95(2002): 9.
- ^ Де Лейси О'Лири , Как греческая наука перешла к арабам (Лондон: William Clowes and Sons, Lmtd, 1957), 151.
- ^ Тимоти С. Миллер, «Рыцари Святого Иоанна и больницы Латинского Запада», Speculum 53, вып. 4 (1978): 725.
- ^ Перейти обратно: а б Тимоти С. Миллер, «Рыцари»
- ^ Маджид Фахкри, «Философия»
- ^ Андраш Хамори, «Выборка»
- ^ Премьер-министр Холт, Энн К.С. Лэмбтон и Бернард Льюис, ред. Кембриджская история ислама, том. 2, Дальние исламские земли, исламское общество и цивилизация (Кембридж: University Press, 1970), 767.
- ^ Эдвард Дж. Браун, Арабская медицина, 57 лет.
- ^ Эдвард Дж. Браун, Арабская медицина, 24 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Контадини, Анна (2011). Мир зверей: иллюстрированная арабская книга тринадцатого века о животных (Китаб Нат аль-Хаяван) в традиции Ибн Бахтишу . Лейден: Брилл. ISBN 9789004201002 .
- Британская библиотека, семейные книги Бухтишу. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Национальная медицинская библиотека США
- Иранские врачи 9 века
- Иранские христиане
- Иранские врачи VII века
- Иранские врачи VIII века
- Средневековые ассирийские врачи
- Члены Ассирийской церкви Востока
- История провинции Хузестан
- Иранский ассирийский народ
- Жители провинции Хузестан
- Ассирийские семьи
- Несториане в Аббасидском халифате
- Иранские семьи