Школа Нисибиса
Часть серии о |
Восточное христианство |
---|
![]() |
Школа Нисибиса ( сирийский : ����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������”” . ” (сир ) была учебным заведением в Нисибисе (ныне Нусайбин , Турция )). Это был важный духовный центр ранней Церкви Востока , и, как и Академию Гондишапура , его иногда называют первым университетом в мире. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] В школе было три основных отделения преподавания: теологии , философии и медицины . Самым известным ее учителем был Нарсай , бывший руководитель Эдессской школы. [ нужна ссылка ]
Школа была основана в 350 году в Нисибисе. В 363 году, когда Нисибис пал перед персами, святой Ефрем Сирин в сопровождении ряда учителей покинул школу. Они пошли в Эдессскую школу, где Ефрем принял на себя руководство тамошней школой. Он был основан еще во II веке царями династии Абгар. Когда Ефрем возглавил школу, ее значение еще больше возросло. [ 4 ] После несторианского раскола , когда византийский император Зенон приказал закрыть школу из-за учения несторианского учения, которое халкидонское христианство считало школа еретическим , вернулась в Нисибис. [ 5 ]
Ранняя история
[ редактировать ]Школа была основана около 350 г. Иаковом Нисибисским (Мар Якуб). Ее образцом была школа Диодора Тарсийского в Антиохии. Это было идеальное место для сирийской школы: в центре сирийскоязычного мира , но все еще в Римской империи , которая только что приняла христианство . Большая часть Месопотамии находилась под властью Сасанидов Персии которых была древняя зороастрийская , официальной государственной религией религия.
Ссылка в Эдессу
[ редактировать ]Персы вскоре завоевали Нисибис, в 363 году, и школа была перенесена на запад, в существующую школу в Эдессе, Месопотамия , где она была известна как «Школа персов» (Эскули д-Форсойе/Эскули д-Парсай на эдесском арамейском/ сирийский). Там под руководством Ефрема оно приобрело известность далеко за пределами сироязычного мира.
Тем временем в Антиохии Феодор Мопсуестийский возглавил школу Диодора, и его сочинения вскоре стали основой сирийского богословия. Еще при его жизни они были переведены на сирийский язык и постепенно заменили труды Ефрема. Одним из его самых знаменитых учеников был Несторий , ставший патриархом Константинопольским , но учение, которое он проповедовал, привело его в противоречие с Кириллом Александрийским . Кирилл стремился заклеймить Нестория как еретика, и на Первом Эфесском соборе в 431 году он официально осудил Нестория.
Возникший конфликт привел к несторианскому расколу , который отделил Церковь Востока от западно-византийской формы христианства. Противники Нестория также напали на школу Диодора Феодора, и сирийцы ответили, предоставив защиту последователям Нестория. В 489 году византийский император Зенон приказал закрыть школу из-за ее несторианских тенденций, и она вернулась в Нисибис. [ 6 ]
Центр сирийского богословия
[ редактировать ]Вернувшись в Нисибис, школа стала еще более известной. Он привлекал студентов из всех сирийских церквей, многие из его студентов занимали важные церковные должности, а его преподавание было нормативным. Экзегетические методы школы следовали антиохийской традиции: строго буквальные, контролируемые чистым грамматико-историческим анализом. Работы Теодора занимали центральное место в богословском учении, и такие люди, как Авраам из Бет-Раббана, возглавлявший школу в середине VI века, приложили огромные усилия, чтобы сделать его работы как можно более доступными. Сочинения самого Нестория были добавлены в учебную программу всего около 530.
В конце VI века школа пережила богословский кризис, когда ее директор Хенана из Адиабены попытался пересмотреть официальную экзегетическую традицию, заимствованную у Теодора Мопсуестийского. Споры по поводу Хенаны разделили Церковь Востока и привели к уходу многих членов школы. [ 7 ] вероятно, включая Бабая Великого . В центре полемики находились дебаты между сторонниками однономной ( грубо говоря, « » ) и двухномной ипостаси христологии . [ 8 ] и раскол усугубился вмешательством западносирийских миафизитов . [ 9 ] Нападки Бабая на теологию одного- нома Хенаны были общеприняты Церковью Востока, хотя Хенана продолжала оказывать значительное влияние на последующую церковную традицию толкования. [ 10 ]
Споры по поводу Хенаны и возрождения монашества, инициированные Авраамом Кашкаром , [ 11 ] поддержанная Бабаем, уменьшила влияние школы, а распространение других школ, основанных по ее модели, по всей империи Сасанидов также снизило ее центральное положение. [ 12 ] В первой половине VII века, после смерти Хенаны в ок. В 610 году школа, похоже, вступила в окончательный упадок. [ 13 ]
Влияние на Запад
[ редактировать ]Слава этой духовной семинарии была настолько велика, что папа Агапет I и Кассиодор пожелали основать в Италии аналогичную семинарию. Смутные времена помешали осуществить их желания, но монастырь Кассиодора в Виварии был вдохновлен примером Нисибиса, которому он научился у квестора Юниллуса во время своего пребывания в Константинополе. [ 14 ]
Известные ученики и преподаватели
[ редактировать ]- Патриарх Аба I , ученик и преподаватель
- Авраам из Бет-Раббан , директор 530–569 гг.
- Бабай Великий , студент
- Бархадбшабба Арбая , учитель
- Бархадбшабба из Хулвана , студент
- Барсаума Нисибис , учитель
- Кир Эдесский , студент
- Дадишо горы Изла , студент
- Элиша бар Кузбай , режиссер? 520-е гг.
- Энанишо , студент
- Ефрем Сирин , учитель
- Габриэль Катарский , студент (возможно)
- Григорий Кашкарский , студент
- Королева мертвых , режиссёр 571–6
- Патриарх Исояхб II , студент
- Джозеф Хузая , преподаватель
- Павел Перс , ученик и учитель
- Патриарх Сабришо I , студент
- Северус Себохт , учитель
- Фома Эдесский , ученик и преподаватель
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Йонссон, Дэвид Дж. (2002). Столкновение идеологий . Ксулон Пресс . стр. 181. ИСБН 978-1-59781-039-5 .
- ^ Спенсер, Роберт (2005). Политически некорректное руководство по исламу (и крестовым походам) . Издательство Регнери . п. 91 . ISBN 978-0-89526-013-0 .
- ^ «МОНАШСКАЯ ЖИЗНЬ В СИРИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ АНТИОХИЙСКОЙ ЦЕРКВИ» . Архивировано из оригинала 28 июля 2011 г.
- ^ «МОНАШСКАЯ ЖИЗНЬ В СИРИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ АНТИОХИЙСКОЙ ЦЕРКВИ» . Архивировано из оригинала 28 июля 2011 г.
- ^ «Школа Нисибиса – Школа» . МаршрутВы . Проверено 21 августа 2023 г.
- ^ Фостер, Джон (1939). Церковь династии Тан . Великобритания: Общество распространения христианских знаний. п. 31.
Школа закрывалась дважды, в 431 и 489 годах.
- ^ Беккер, Адам Х. (2013). Страх Божий и начало мудрости: школа Нисибиса и развитие схоластической культуры в позднеантичной Месопотамии . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. п. 2.
- ^ Беван, Джордж (2015). «Несторий Константинопольский». В Парри, Кен (ред.). Уайли Блэквелл, компаньон по патристике . Оксфорд: Уайли Блэквелл. п. 206.
- ^ Рейнинк, Геррит Дж. (2010). «Традиция и формирование «несторианской» идентичности в Ираке шестого-седьмого веков». В тер Хаар Ромени, Р. Бас (ред.). Религиозное происхождение наций?: Христианские общины Ближнего Востока . Лейден: Koninklijke Brill. стр. 230–232.
- ^ Чайлдерс, Джефф В. (2011). «Хенана» . В Броке, Себастьян П.; Кираз, Джордж А.; Ван Ромпей, Лукас (ред.). Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия: электронное издание . Горгиас Пресс . Проверено 11 июня 2019 г.
- ^ Брок, Себастьян (2006). Огонь с небес: исследования сирийского богословия и литургии . Олдершот: Эшгейт. п. 77.
- ^ Беккер, Адам Х. (2011). «Нисибис, Школа» . В Броке, Себастьян П.; Кираз, Джордж А.; Ван Ромпей, Лукас (ред.). Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия: электронное издание . Горгиас Пресс . Проверено 11 июня 2019 г.
- ^ Беккер, Адам Х. (2008). Источники по истории школы Нисибиса . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. п. 10.
- ^ MLW Лайснер, Мысль и письма в Западной Европе: 500–900 гг. н.э., второе издание (Итака: Корнельский университет, 1957), стр. 96
Библиография
[ редактировать ]- Брок, Себастьян П. (2005). «Богословские школы Антиохии, Эдессы и Нисибиса» . Христианство: история на Ближнем Востоке . Бейрут: Совет церквей Ближнего Востока. стр. 143–160. ISBN 9789953003436 .
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450–680 гг. н.э. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство семинарии Св. Владимира. ISBN 9780881410563 .
- Рейнинк, Геррит Дж. (1995). «Эдесса померкла, а Нисибис засиял: Школа Нисибиса на рубеже шестого-седьмого веков» . Центры обучения: обучение и расположение в досовременной Европе и на Ближнем Востоке . Лейден: Брилл. стр. 77–89. ISBN 9004101934 .
- Селезнев, Николай Н. (2010). «Несторий Константинопольский: осуждение, подавление, почитание: с особым акцентом на роль его имени в восточно-сирийском христианстве» . Журнал восточнохристианских исследований . 62 (3–4): 165–190.