Супер Доум (вагон)
Супер Купол | |
---|---|
![]() Бывший Milwaukee Road Super Dome # 53 в Вайноне, Миннесота , 2010 год. | |
Гостиная нижнего уровня, 1952 год. | |
Производитель | Пуллман-Стандарт |
Построенный | 1952 |
Вступил в сервис | 1952 – настоящее время |
Количество построенных | 10 |
Емкость | 68 мест под куполом 28 мест в салоне |
Операторы |
|
Super Dome - это вагон Dome, построенный компанией Pullman-Standard для железных дорог Чикаго, Милуоки, Сент-Пол и Пасифик («Милуоки-роуд») в 1952 году. Десять Super Dome были первыми полноразмерными купольными вагонами, служившими в коммерческом секторе. эксплуатировался на Олимпийской Гайавате и в городах-побратимах Гайавата в конце 1952 года. Несмотря на неоднозначное использование пассажирами, автомобили получили широкую огласку на Милуоки-роуд, и некоторые из них до сих пор находятся в эксплуатации.
Дизайн
[ редактировать ]Первым успешным проектом купола в Соединенных Штатах стал «Виста Купол». Железная дорога Чикаго , Берлингтона и Куинси («CB&Q») перестроила вагон из нержавеющей стали, построенный Баддом, в своих магазинах в Авроре, штат Иллинойс , с дизайном Vista Dome, придуманным и набросанным Сайрусом Осборном. В зоне купола сиденья были расположены вдоль салона напротив окон с двойным остеклением, которые были разработаны для улучшения изоляции. 23 июля 1945 года машина прошла испытания в составе Twin Cities Zephyr . [ 1 ] : 197 Не менее пяти куполов, построенных Баддом, можно было найти в каждом комплекте оборудования нового California Zephyr, когда он дебютировал в 1949 году. [ 2 ] : 68 Чтобы не отставать, компания Pullman поставила свои первые четыре купола, получившие название «Astra Liners», в 1947 году для использования на железной дороге Union Pacific . [ 1 ] : 198
Места для сидения под куполом в Vista Dome были сравнительно ограничены: 24 места, плюс еще 46 стандартных мест на нижнем уровне. В начале 1950-х годов компания Pullman разработала «полноразмерный» дизайн с куполообразной зоной отдыха по всей длине автомобиля. Эта конструкция создала несколько проблем. Стеклянная крыша во всю длину (625 квадратных футов (58,1 м 2 ) 2 )) возникла необходимость в новой, мощной системе кондиционирования от выделенного дизельного мотора. Огромный вес автомобиля, 224 000 фунтов (102 000 кг), потребовал усиленных трехосных грузовиков от General Steel Castings . Большая часть этого веса была сосредоточена в стеклянном куполе, что означало новые методы обрамления, поддерживающие второй уровень над первым. В результате получился купол длиной 80 футов (24 м), вмещающий 68 человек, что почти в три раза больше, чем в Vista Dome. Холл внизу вмещает 28 кабинок. [ 3 ] : 114
История обслуживания
[ редактировать ]Милуоки Роуд
[ редактировать ]В конце 1952 года на Милуоки-Роуд начались поставки Super Domes. Они имели номера №50–59. Имя было выбрано в результате конкурса имен для сотрудников; отклоненные предложения включали Master Dome, Ultra Dome и Panorama Dome. Купола использовались на дневных городах-побратимах Гайавате и трансконтинентальной олимпийской Гайавате . Super Domes были первыми и единственными вагонами дневного поезда Гайаваты , построенными третьей стороной; все остальное оборудование Hiawatha (например, характерные залы ожидания Beaver Tail и Skytop ) было произведено компанией Milwaukee Road в ее собственных магазинах. [ 3 ] : 114
Super Domes не имели полного успеха на Милуоки-Роуд. Тяжелые автомобили ехали тяжело, а сиденья в районе купола давали плохой обзор, потому что они лежали слишком низко по сравнению с поддерживающими переборками купола. Тем не менее, слава о первом полноразмерном купольном вагоне стала хорошей рекламой для железной дороги. [ 3 ] : 112, 114 После прекращения эксплуатации Olympian Hiawatha в 1961 году Super Domes были замечены на некоторых маршрутах Милуоки-Роуд, обслуживаемых Union Pacific, включая город Денвер . В 1964 году Милуоки-Роуд продала шесть куполов Канадской национальной железной дороге вместе со спальным залом Skytop Lounges. Остальные четыре купола продолжались на Гайавате городов-побратимов . [ 3 ] : 263
Канадский национальный/VIA
[ редактировать ]Канадская национальная железная дорога (CN) приобрела шесть Super Domes на Милуоки-роуд в 1964 году. CN окрестила эти вагоны «Sceneramic» и поставила их в эксплуатацию на Super Continental . [ 4 ] : 19 «ВИА Рейл» унаследовала все шесть и использовала их до начала 1980-х годов, когда они были проданы частным владельцам. [ 5 ] : 89
Амтрак
[ редактировать ]Компания Amtrak арендовала четыре оставшихся Super Domes на Милуоки-роуд при ее создании в 1971 году, а затем выкупила их сразу. Они обслуживались на многочисленных маршрутах, включая San Francisco Zephyr и Coast Starlight . [ 6 ] : 139 Компания Amtrak продала все четыре в конце 1970-х годов. [ 7 ] Amtrak приобрела три автомобиля у Tour Alaska в 1990 году и эксплуатировала их до 1995 года на своих автопоездах . [ 8 ] : 188 ( Министерство транспорта Северной Каролины NCDOT) приобрело бывший № 53 в 1996 году и использовало его в Пьемонте , а затем продало в 2005 году. [ 9 ] [ 10 ]
Сохранившиеся примеры
[ редактировать ]
Несколько Суперкуполов продолжают работать, в основном на исторических железных дорогах . Одним из примечательных примеров является № 52, который после десятилетий эксплуатации на линиях Милуоки, Canadian National, VIA Rail и различных частных операторов с 1995 года стал частью винного поезда долины Напа (хотя компания называет его «Виста Купол»). . [ 7 ] [ 11 ] Другой - № 53, который обычно следует за Милуоки-роуд 261 . 55 теперь называется Reading, Blue Mountain и Northern Railroad Car 4, а 59 теперь называется Reading & Northern Car 5. Кроме того, один из них находится в эксплуатации Канадской национальной железной дороги в их представительском поезде.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Уайт, Джон Х. (1985) [1978]. Пассажирский вагон американской железной дороги . Том. 1. Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса . ISBN 978-0-8018-2722-8 .
- ^ Шафер, Майк ; Уэлш, Джо (1997). Классические американские стримлайнеры . Оцеола, Висконсин: MotorBooks International . ISBN 978-0-7603-0377-1 .
- ^ Jump up to: а б с д Скриббинс, Джим (1970). История Гайаваты . Милуоки, Висконсин: Издательская компания Kalmbach . LCCN 70107874 . OCLC 91468 .
- ^ Шафер, Майк (2003). Классические американские железные дороги, Том III . Сент-Пол, Миннесота: Издательство MBI . ISBN 978-0-7603-1649-8 .
- ^ Гринлоу, Кристофер CN (2007). ВИА Рейл . Сент-Пол, Миннесота: MBI. ISBN 9780760325292 . OCLC 71286639 .
- ^ Сандерс, Крейг (2006). Амтрак в Хартленде . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы . ISBN 978-0-253-34705-3 .
- ^ Jump up to: а б «CMSP&P (Чикаго, Милуоки, Сент-Пол и Тихоокеанский регион) «Супер» купола «Милуоки-роуд»» . Проверено 28 сентября 2013 г.
- ^ Саймон, Эльберт; Уорнер, Дэвид К. (2011). Холланд, Кевин Дж. (ред.). Amtrak в цифрах: комплексный список легковых автомобилей и движущих сил – 1971–2011 гг . Канзас-Сити, Миссури: White River Productions. ISBN 978-1-932804-12-6 .
- ^ «Amtrak представляет редкий железнодорожный вагон со стеклянным куполом» . Звездные новости . 30 апреля 1998 года . Проверено 15 июля 2015 г.
- ^ «СуперКупол №53» . Друзья 261 . Проверено 15 июля 2015 г.
- ^ Винный поезд в долине Напа . «О нашем поезде: история железной дороги долины Напа» . Архивировано из оригинала 2 ноября 2013 года . Проверено 9 октября 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с автомобилями Super Dome, на Викискладе?