Афикоман
![]() ручной работы, Маца шмура используемая на пасхальном седере, специально для выполнения заповеди поедания мацы и афикомана. | |
Тип | Десерт |
---|
Афикоман ( Мишнаический иврит : אֲִפיקימונ ʾăpîqîqîmôn ; [ 1 ] Современное произношение: אֲפִיקוֹמָן ʾăpîqômān ) на основе греческого эпикомона [ἐπὶ κῶμον] или эпикомиона [ἐπικώμιον], что означает «то, что приходит после» или «десерт»), [ 2 ] слово, первоначально имевшее значение «закуски, съеденные после еды». [ 3 ] теперь почти строго ассоциируется с половиной куска мацы разламывают пополам , который на ранних этапах пасхального седера и оставляют на десерт после еды. [ 4 ]
Согласно Мишне в Песахим 119б, афикоман является заменой пасхальной жертвы , которая была последним, что ели во время пасхальной трапезы в эпохи Первого и Второго Храмов и в период Скинии . В Талмуде запрещено есть какую-либо другую пищу сказано, что после афикомана вкус мацы , съеденной после трапезы. , чтобы во рту участников остался [ 5 ] После разрушения Храма и прекращения Корбан Песаха евреи едят кусок мацы, ныне известный как афикомен, чтобы завершить трапезу пасхального седера. [ 4 ]
Обычаи, связанные с афикоманом, различаются, хотя часто они преследуют общую цель: держать детей бодрствующими и бдительными во время Седера, пока афикоман не будет съеден. Следуя обычаям ашкенази , глава семьи может спрятать афикоман , чтобы дети могли его найти, или, альтернативно, дети могут украсть афикоман и выкупить его обратно. Традиция Хабада не рекомендует красть афикоман , чтобы это не привело к вредным привычкам. Согласно обычаям Мизрахи , афикоман можно привязать на перевязи к спине ребенка на время седера. [ 6 ]
Этимология
[ редактировать ]Мишнаический иврит : Апикимон. [ 1 ] греческое слово, на котором основан афикоман, Согласно Вавилонскому Талмуду и Иерусалимскому Талмуду , имеет два значения. Оба Талмуда согласны с Галахой (изложенной в Пасхальной Агаде в ответе Мудрому Сыну), что никакую другую пищу нельзя есть до конца ночи после афикомана употребления . Вавилонский Талмуд объясняет, что слово «афикоман» происходит от греческого слова «десерт», последнее, что съедается за едой. Однако Иерусалимский Талмуд [ нужна ссылка ] , слово афикоман происходит от эпикомиона , что означает «развлечение после ужина» или «развлечение». был обычай У римлян и греков переходить с одного приема или банкета на другой. Поэтому Галаха , запрещающая есть что-либо еще после афикомана, предписывает евреям отличать свой пасхальный седер от языческих ритуалов других народов.
Использовать
[ редактировать ]Афикоман готовится во время четвертой части Седера, Яхаца . Во время этого ритуала руководитель Седера вынимает средний кусок мацы из стопки трех целых мацы на столе Седера. Они разламывают мацу пополам, возвращая меньший кусок в стопку и откладывая больший кусок, чтобы съесть его позже во время Цафуна («Скрытого», двенадцатой части Седера, который следует сразу за основным приемом пищи). Это афикоман , который перед тем, как спрятать, заворачивают в салфетку.
Обычай «воровать»
[ редактировать ]Обычай прятать афикоман , чтобы дети на седере «украли» его и потребовали за него вознаграждение, основан на следующей Гемаре: Рабби Элиэзер говорит, что нужно «хватать мацу», чтобы дети не упали спящий. [ 7 ]
Агада приводит Отзар Диврей ха-Мефоршим несколько других причин обычая кражи афикомана . По мнению автора произведения Мекор Хаим-Хавос Яир , этот обычай демонстрирует любовь мицве афикомана к . [ 8 ] Раввин Менаше Кляйн , Унгварский Ребе , говорит, что этот обычай является инсценировкой библейского рассказа о том, как Иаков украл благословения, которые должны были достаться его брату Исаву . Мидраш Плиа говорит, что Исаак сказал Исаву: «Твой брат пришел с хитростью» ( Бытие 27:35), добавив: «И он вынул афикоман ». Согласно Мидрашу , это событие произошло на Песах . Поэтому дети крадут афикоман , чтобы получить благословения, то есть подарок, который они просят своих отцов купить для них.
Употребление в пищу афикомана
[ редактировать ]После трапезы и традиционных десертов ведущий седера раздает кусочки афикомана каждому гостю . Если еды недостаточно, к порции афикомана на каждого человека можно добавить дополнительные кусочки мацы . [ 9 ]
Еврейский закон предписывает съедать кусок мацы размером с оливку, чтобы выполнить заповедь употребления в пищу афикомана . Многие съедают вместе с ним дополнительный кусок мацы размером с оливку. Первый кусок мацы посвящен Корбан Песаху (пасхальному ягненку), мясо которого ели в самом конце праздничной трапезы Седер в дни существования Храма. Второй фрагмент посвящен маце, которую ели вместе с мясом пасхального агнца во времена Храма, во исполнение заповеди Торы: «Пусть едят [пасхального агнца] вместе с мацой и марором » ( Исход 12: 8). [ 9 ] Как и ранее во время Седера, когда ели мацу, афикоман едят, наклонившись влево (в некоторых ортодоксальных еврейских кругах женщины и девушки не наклоняются). [ 4 ]
По еврейскому закону афикоман необходимо съесть до полуночи, так же, как Корбан Песах ели до полуночи во времена Храма в Иерусалиме. [ 10 ] Таким образом, если Седер задерживается из-за большого количества пения и обсуждения тем Исхода из Египта , семьям, возможно, придется сократить время приема пищи в Седере и быстро перейти к афикоману .
После афикомана . в оставшуюся часть ночи нельзя есть никакой другой пищи, кроме двух последних чашек вина во время седера и кофе, чая или воды [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Так пишется и озвучивается в де Росси 138 (Парма А) и Кауфманне А50; также пишется אפיקמון в Кембриджской рукописи и Джозефом Ашкенази (цитируется Адени ).
- ^ «АФИХОМЕН» . jewishencyclepedia.com . Проверено 24 октября 2012 г.
- ^ Вавилонский Талмуд ( Песахим 119 б )
- ^ Jump up to: а б с «Употребление в пищу афикомана – еврейская традиция» . yahadut.org . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ «Афикоман – Вкус мацы» . yeshiva.org.il. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 г. Проверено 31 марта 2010 г.
- ^ «Пасха: Афикоман» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 20 ноября 2017 г.
- ^ Песахим 109а.
- ^ «5 причин, почему дети крадут афикоман» . Списки Ревача. Архивировано из оригинала 27 марта 2010 года . Проверено 31 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с «Пасха – поедание афикомана в ночь на Песах» . DailyHalacha.com . Проверено 31 марта 2010 г.
- ^ Мишна Зевахим 5:8.
Источники
[ редактировать ]- Каплан, Арье (1978). МеАм Лоэз Агада . Бруклин, Нью-Йорк: Издательская корпорация Maznaim.