Jump to content

Шейх Анта Диоп

(Перенаправлено с Шейка Анта Диопа )
Шейх Анта Диоп
Диоп во время учебы в университете в Париже, конец 1940-х годов.
Рожденный
Seex Anta Job ( на языке волоф )

( 1923-12-29 ) 29 декабря 1923 г.
Умер 7 февраля 1986 г. ) ( 1986-02-07 ) ( 62 года
Национальность Сенегальский
Род занятий Историк , антрополог , физик , политик

Шейх Анта Диоп (29 декабря 1923 — 7 февраля 1986) — сенегальский историк , антрополог , физик и политик, изучавший происхождение человечества и доколониальную африканскую культуру . [ 1 ] Работа Диопа считается основополагающей для теории афроцентризма , хотя сам он никогда не называл себя афроцентристом. [ 2 ] Задаваемые им вопросы о культурной предвзятости в научных исследованиях во многом способствовали постколониальному повороту в изучении африканских цивилизаций . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Диоп утверждал, что существует общая культурная преемственность среди африканских народов, которая более важна, чем различное развитие различных этнических групп, проявляющееся в различиях между языками и культурами с течением времени. [ 6 ] Некоторые из его идей подверглись критике как основанные на устаревших источниках и устаревшей концепции расы . [ 7 ] [ 8 ] Другие ученые защищают его работу от того, что они считают широко распространенным искажением фактов. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]

Университет Шейха Анта Диопа (ранее известный как Дакарский университет) в Дакаре, Сенегал , назван в его честь. [ 13 ] [ 14 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Диоп в средней школе в Дакаре

Диоп родился в Тьету, регион Диурбель , Сенегал . Он принадлежал к аристократической мусульманской семье волоф в Сенегале , где он получил образование в традиционной исламской школе. Семья Диопа была частью братства Муридов , единственного независимого мусульманского братства в Африке, по словам Диопа. [ 15 ] Он получил колониальный эквивалент столичного французского бакалавра в Сенегале, прежде чем переехать в Париж, чтобы получить ученую степень. [ 16 ]

Обучение в Париже

[ редактировать ]

В 1946 году в возрасте 23 лет Диоп поехал учиться в Париж. Первоначально он поступил на факультет высшей математики. [ нужна ссылка ] , но затем поступил изучать философию [ нужна ссылка ] на факультете искусств Парижского университета . Он получил свою первую степень (лицензию) по философии в 1948 году. [ нужна ссылка ] , затем поступил на факультет естественных наук, получив в 1950 году два диплома по химии. [ нужна ссылка ] .

В 1948 году Диоп редактировал совместно с Мадлен Руссо , профессором истории искусств. [ нужна ссылка ] , специальный выпуск журнала Musée vivant. [ нужна ссылка ] , опубликованный Популярной ассоциацией друзей музеев (APAM). APAM была создана в 1936 году представителями левого политического крыла с целью донести культуру до более широкой аудитории. [ нужна ссылка ] . Специальный выпуск журнала был приурочен к столетию отмены рабства во французских колониях и имел целью представить обзор проблем современной африканской культуры и общества. Диоп опубликовал в журнале статью: «Quand pourra-t-on parler d'une renaissance africaine» (Когда мы сможем говорить об африканском Возрождении?). Он рассмотрел различные области художественного творчества, обсудив африканские языки, которые, по его словам, станут источниками возрождения африканской культуры. Он предложил восстановить африканскую культуру на основе древнего Египта, точно так же, как европейская культура была построена на наследии древней Греции и Рима. [ 17 ]

В 1949 году Диоп зарегистрировал предложенное название докторской диссертации «Культурное будущее африканской мысли» под руководством профессора Гастона Башляра . [ нужна ссылка ] . В 1951 году он зарегистрировал вторую диссертацию на тему «Кто были додинастические египтяне» под руководством профессора Марселя Гриоля. [ нужна ссылка ] .

В 1953 году он впервые встретил Фредерика Жолио-Кюри , Марии Кюри. зятя [ нужна ссылка ] , а в 1957 году Диоп начал специализироваться на ядерной физике. [ нужна ссылка ] в лаборатории ядерной химии Колледжа Франции, которой Фредерик Жолио-Кюри руководил до своей смерти в 1958 году. [ нужна ссылка ] и Институт Пьера и Марии Кюри в Париже. В конечном итоге он перевел части Эйнштейна теории относительности на свой родной язык волоф . [ нужна ссылка ]

По словам самого Диопа, его образование в Париже включало историю , египтологию , физику , лингвистику , антропологию , экономику и социологию . [ 18 ] [ 19 ] В Париже Диоп учился у Андре Эмара. [ нужна ссылка ] , профессор истории, а затем декан факультета литературы Парижского университета, и он сказал, что «получил понимание греко-латинского мира, будучи студентом Гастона Башляра , Фредерика Жолио-Кюри , Андре Леруа-Гурана , и другие». [ 20 ]

В своей диссертации 1954 года Диоп утверждал, что Древний Египет был населен чернокожими людьми. Он уточнил, что использовал термины «негр», «черный», «белый» и «раса» как «непосредственные данности» в бергсоновском смысле, и далее предложил оперативные определения этих терминов. [ 21 ] Он сказал, что египетский язык и культура позднее распространились на Западную Африку . Когда он опубликовал многие из своих идей в книге «Нации негров и культура» ( «Негритянские нации и культура »), это сделало его одним из самых противоречивых историков своего времени.

В 1956 году он перерегистрировал новую предложенную диссертацию на степень доктора литературы под названием «Области матриархата и патриархата в древние времена». С 1956 года он преподавал физику и химию в двух парижских лицеях в качестве помощника преподавателя, а затем перешел в Коллеж де Франс. В 1957 году он зарегистрировал свою новую диссертацию под названием «Сравнительное изучение политических и социальных систем Европы и Африки, от античности до образования современных государств». Новые темы не относились к Древнему Египту, а касались форм организации африканских и европейских обществ и того, как они развивались. Докторскую степень он получил в 1960 году. [ 16 ]

Диоп был членом Международного научного комитета ЮНЕСКО по составлению «Всеобщей истории Африки» в 1971 году и написал первую главу о происхождении древних египтян во «Всеобщей истории Африки» ЮНЕСКО. [ 22 ] В этой главе он представил антропологические и исторические данные в поддержку своей гипотезы о том, что древние египтяне имели тесное генетическое родство с этническими группами Африки к югу от Сахары, включая общую группу крови B между современными египтянами и западноафриканцами, «негроидами». [ 22 ] пропорции тела в древнеегипетском искусстве и мумиях, микроскопический анализ уровней меланина в мумиях из лаборатории Музея человека в Париже, первичные отчеты греческих историков и общие культурные связи между Египтом и Африкой в ​​​​областях тотемизма и космологии. [ 22 ] На симпозиуме выводы Диопа были встречены множеством откликов: от резких возражений до восторженной поддержки. [ 23 ] [ 24 ]

Работа Диопа получила как широкую похвалу, так и широкую критику со стороны различных ученых. [ 25 ]

Положительный прием

[ редактировать ]

Афро-американский историк Джон Хенрик Кларк назвал Диопа «одним из величайших историков, появившихся в африканском мире в двадцатом веке», отметив, что его теоретический подход основан на различных дисциплинах, включая «точные науки». Кларк далее добавил, что его работа « Африканское происхождение цивилизации: миф или реальность » бросила вызов современным взглядам «о месте африканцев в научных кругах всего мира» и опиралась на « исторические , археологические и антропологические данные в поддержку своего тезиса». Позже он резюмировал, что Диоп внес вклад в новую «концепцию африканской истории» среди африканских и афроамериканских историков. [ 26 ]

СОЙ Кейта (урожденный Дж. Д. Уокер), биологический антрополог , утверждал, что «его взгляды или некоторые из них были серьезно искажены», и утверждал, что существуют лингвистические , антропологические и археологические доказательства, подтверждающие взгляды Диопа. Автор также заявил: «Диоп, хотя и не выразил этого ясно, в своих определениях мыслил в терминах биогеографии и биоистории. Он также определял популяции этническим или этногеографическим способом. Население долины Нила впитало в себя «чужеродные гены», но это не повлияло на изменить свою африканскость». [ 27 ]

Стюарт Тайсон Смит , египтолог и профессор антропологии Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, считал свою работу « Африканское происхождение цивилизации », опубликованную в 1974 году, «весьма влиятельной работой, которая справедливо указывает на африканское происхождение египетской цивилизации, но подкрепляет методологические и теоретические основы колониалистских теорий истории, охватывающие расистское мышление и просто обращающие вспять поток диффузионистских моделей». [ 28 ]

Гайанский педагог и писатель Оскар Датрон считает Диопа «уникальным объединителем», способным противостоять «встроенным предрассудкам ученых его времени» и представить более полный взгляд на историческое развитие Африки. [ 29 ]

Бетвелл Аллан Огот , кенийский историк и редактор пятого тома «Всеобщей истории Африки » ЮНЕСКО , заявил, что «шейх Анта Диоп вырвал египетскую цивилизацию у египтологов и вернул ее в основное русло африканской истории». [ 30 ]

Эсперанса Брисуэла Гарсия, профессор истории, писала, что он «был наиболее убедительным среди интеллектуалов африканского происхождения в диаспоре» и среди афроцентрических ученых, которые критиковали отсутствие Африки в работах мировых историков. Гарсия также добавил, что его работа « Африканское происхождение цивилизации » лучше всего представляет собой «афроцентристскую критику», но «она делает это без серьезного рассмотрения разнообразия и сложности африканского опыта и предлагает лишь ограниченный вызов евроцентристским ценностям, на которые она направлена». выбить». [ 31 ]

Тойин Фалола , нигерийский историк, назвал работу Диопа «страстной, воинственной и ревизионистской» и, по его мнению, «продемонстрировал черное происхождение египетской цивилизации». [ 32 ]

Фирин Ни Креахейн, ученый в области африканской литературы, описал его как «одного из самых глубоко революционных мыслителей франкоязычной Африки» в двадцатом веке, а его радиоуглеродные методы «позволили ему доказать обратное утверждениям Европейские египтологи, многие представители правящего класса Древнего Египта, чьи достижения почитали европейцы, были чернокожими африканцами». [ 33 ]

Хелен Тилли, доцент кафедры истории Северо-Западного университета , отметила, что академические дебаты по поводу « африканского происхождения цивилизаций » все еще продолжаются, но «более общие положения, которые стремился установить Шейх Анта Диоп», «стали обычным явлением» и «никто не следует предполагать чистое происхождение» можно отнести к «любой интеллектуальной генеалогии, поскольку переплетения, присвоения, мутации и дислокации были нормой, а не исключением». [ 34 ]

Доун Ю. Карри, доцент кафедры истории и этнических исследований, заявил, что «величайший вклад Диопа в научные усилия заключается в его неутомимом поиске физиологических и генетических данных, подтверждающих его диссертацию. Использование мумий, размеров костей и групп крови для определения возраста и эволюции». Диоп произвел революцию в научных исследованиях», но она отметила, что его послание изначально не было хорошо воспринято, но «все больше и больше ученых стали поддерживать выводы Диопа, что принесло ему международное признание». [ 35 ]

Хосеп Сервелло Аутуори, доцент и преподаватель египтологии, дал оценку культурной традиции, заложенной Диопом, и отметил, что «Запад не смог принять во внимание ее вклад, иногда полностью игнорируя его, а иногда рассматривая как плоды социально-политического волнения в эпоха независимости Африки». Атуори утверждал, что академический вклад Диопа следует признать «реконтекстуализацией и переосмыслением цивилизации фараонов с африканской точки зрения» из-за продолжающихся параллелей между Египтом и Африкой. [ 36 ]

Диоп был награжден совместным призом самого влиятельного африканского интеллектуала вместе с В.Э.Б. Дюбуа на первом Всемирном фестивале черных искусств в 1966 году. [ 37 ] Он был награжден -при памяти GPLA Дакаре 2015. Университет Шейха Анта Диопа (ранее известный как Университет Дакара) в Гран , Сенегал , назван в его честь. [ 13 ] [ 14 ]

Отрицательный прием

[ редактировать ]

По словам Эндрю Фрэнсиса Кларка, доцента истории Университета Северной Каролины-Уилмингтон , и Люси Колвин Филлипс, профессора африканских исследований в Университете Мэриленда , «хотя работа Диопа имела влияние, в целом она была дискредитирована историками». [ 38 ]

Роберт О. Коллинз, бывший профессор истории Калифорнийского университета в Санта-Барбаре , и Джеймс М. Бернс, профессор истории в Университете Клемсона , оба охарактеризовали сочинения Диопа о Древнем Египте как « ревизионистские ». [ 39 ]

Книга Диопа «Цивилизация или варварство» была описана как афроцентрическая псевдоистория профессором философии и писателем Робертом Тоддом Кэрроллом . [ 40 ] По словам Марни Хьюз-Уоррингтон , работы Диопа подверглись критике со стороны ведущих французских африканистов , выступавших против радикальных движений африканских организаций против империализма, но они (а позже и критики) отмечали ценность его работ для создания пропагандистской программы, которая будет способствовать продвижению африканских стран. единство . [ 41 ] Точно так же Сантьяго Хуан-Наварро, профессор испанского языка в Международном университете Флориды, описал Диопа как «взявшего на себя задачу поддержать этот афроцентричный взгляд на историю с столь же радикальной и «мифической» точки зрения». [ 42 ]

Историк Робин Деррикур, резюмируя наследие Диопа, заявляет, что его работа «усилила гордость франкоязычных чернокожих, хотя и оказалась в ловушке устаревших моделей расовой классификации». [ 8 ] Стивен Хоу, профессор истории колониализма в Бристольском университете , пишет, что работа Диопа построена главным образом на разногласиях с викторианской эпохи, мыслителями такими как Дж. Дж. Бахофен , Льюис Генри Морган и Фридрих Энгельс , и критикует его за «неспособность принять во внимание современные исследования». ." [ 7 ]

Кевин Макдональд, доктор археологии, [ 43 ] критически относился к тому, что он считал «бесцеремонным отношением» Диопа к «любительскому, нестатистическому сравнению языков» Западной Африки и Египта. [ 44 ] Макдональд также считал, что такое отношение свидетельствует о «неуважении к дисциплине» и «методологии лингвистики». [ 44 ] Однако он заявил, что Диоп задал «уместные и актуальные вопросы» относительно возможных отношений между Египтом и африканским континентом за пределами Нубии. [ 45 ]

Историк Кларенс Э. Уокер критикует утверждение Диопа о том, что Рамзес II был чернокожим, как не имеющее квалификации, тщетное занятие и «вероятно, единственная самая безуспешная попытка со стороны ученого определить расовое происхождение знатных египетских людей». [ 46 ]

Мэри Лефковиц , исследователь классики, обвиняет Диопа в том, что он снабжает своих читателей лишь избранной и в некоторой степени искаженной информацией. Она критикует его методологию, заявляя, что его сочинения позволяют ему игнорировать исторические свидетельства, особенно если они исходят из европейских источников. [ 47 ]

Историк и классик Фрэнк М. Сноуден-младший утверждает, что Диоп неверно истолковывает классическое использование цветных слов, искажает классические источники и опускает греческих и римских авторов, которые, как он утверждал, проводят четкое различие между египтянами и эфиопами. [ 48 ]

Публикации

[ редактировать ]
  • Руссо, Мадлен и Шейх Анта Диоп (1948), «Отмена рабства 1848 года – свидетельства негритянской культуры 1948 года», Живой музей , выпуск 36–37. Специальный выпуск журнала, «посвященный культурным проблемам черной Африки, был учрежден Мадлен Руссо и Шейхом Антой Диопом». Париж: АПАМ, 1948.
  • (1954) Негритянские нации и культура , Париж: Éditions Africaines. Второе издание (1955 г.), Негритянские нации и культура: от негро-египетской древности к культурным проблемам черной Африки сегодня , Париж: Éditions Africaines. Третье издание (1973), Париж: Présence Africaine, ISBN   978-2-7087-0363-6 , ISBN   978-2-7087-0362-9 . Издание четвертое (1979 г.), ISBN   978-2-7087-0688-0 .
  • (1959) Культурное единство черной Африки: области патриархата и матриархата в классической античности , Париж: Présence Africaine. Второе издание ( ок. 1982 г. ), Париж: Présence Africaine, ISBN   978-2-7087-0406-0 , ISBN   978-2-7087-0406-0 . Английское издание (1959 г.), Культурное единство негритянской Африки, Париж. Последующее английское издание ( ок. 1962 г. ), Париж: Présence Africaine. Английское издание (1978 г.), Культурное единство Черной Африки: сферы патриархата и матриархата в классической древности , Чикаго: Third World Press, ISBN   978-0-88378-049-7 . Последующее английское издание (1989 г.) Лондон: Karnak House, ISBN   978-0-907015-44-4 .
  • (1960) Доколониальная черная Африка. Сравнительное исследование политических и социальных систем Европы и черной Африки, от древности до образования современных государств , Париж: Présence Africaine. Второе издание (1987 г.), ISBN   978-2-7087-0479-4 . (1987), Доколониальная Черная Африка: сравнительное исследование политических и социальных систем Европы и Черной Африки, от древности до образования современных государств . Перевод Гарольда Дж. Салемсона. Вестпорт, Коннектикут: Л. Хилл, ISBN   978-0-88208-187-8 , ISBN   978-0-88208-188-5 , ISBN   978-0-88208-187-8 , ISBN   978-0-88208-188-5 .
  • (1960) Культурные, технические и промышленные основы будущего федерального государства черной Африки , Париж. Второе исправленное и исправленное издание (1974 г.), «Экономические и культурные основы федерального государства Черной Африки» , Париж: Présence Africaine.
  • (1967) Предыстория негритянских цивилизаций: миф или историческая правда? Серия: Предыстория – Коллекция негритянско-африканских древностей, Париж: Présence Africaine. Второе издание ( ок. 1993 г. ), ISBN   978-2-7087-0562-3 , ISBN   978-2-7087-0562-3 .
  • (1968) Радиоуглеродная лаборатория ИФАН . Серия: Каталоги и документы, Французский институт Черной Африки № 21.
  • (1974) Африканское происхождение цивилизации: миф или реальность (перевод разделов Antériorité des Civilizations Négres и Nations Nègres et Culture ). Перевод с французского Мерсера Кука. Нью-Йорк: Л. Хилл, ISBN   978-0-88208-021-5 , ISBN   978-0-88208-022-2
  • (1974) Ядерная физика и абсолютная хронология . Дакар: ИФАН. Африканские инициативы и исследования нет. 31.
  • (1977) Генетическая связь египетских фараонов и негро-африканских языков: процесс семитизации , Ифан-Дакар: Les Nouvelles Éditions Africaines, ISBN   978-2-7236-0162-7 .
  • (1978) Черная Африка: экономическая и культурная основа федеративного государства. Перевод Гарольда Салемсона « Экономические и культурные основы федерального государства в черной Африке» . Вестпорт, Коннектикут: Lawrence Hill & Co, ISBN   978-0-88208-096-3 , ISBN   978-1-55652-061-7 . Новое расширенное издание (1987 г.) ISBN   978-0-86543-058-7 (Africa World Press), ISBN   978-0-88208-223-3 .
  • Симпозиум ЮНЕСКО по заселению Древнего Египта и расшифровке мероитской письменности. Шейх Анта Диоп (редактор) (1978), Заселение древнего Египта и расшифровка мероитской письменности: материалы симпозиума, проходившего в Каире с 28 января по 3 февраля 1974 года , ЮНЕСКО. Последующее издание (1997), Лондон: Karnak House, ISBN   978-0-907015-99-4 .
  • ( ок. 1981 ) Цивилизация или варварство: антропология без самоуспокоенности , Африканское присутствие, ISBN   978-2-7087-0394-0 , ISBN  978-2-7087-0394-0 Английское издание ( ок. 1991 г. ), «Цивилизация или варварство: аутентичная антропология». Перевод с французского Яа-Ленги Мимы Нгеми, под редакцией Гарольда Дж. Салемсона и Марджолин де Ягер. Бруклин, Нью-Йорк: Книги Лоуренса Хилла, c1991. ISBN   978-1-55652-048-8 , ISBN   978-1-55652-048-8 , ISBN   978-1-55652-049-5 .
  • (1989) Новое исследование древнеегипетских и современных негро-африканских языков , Париж: Présence Africaine, ISBN   978-2-7087-0507-4 .
  • (1989) Древний Египет и Черная Африка . Перепечатка статьи в Бюллетене ИФАН , том. XXIV, серия Б, вып. 3–4, 1962, стр. С 449 по 574. Университет Дакара. Дакар: ИФАН.
  • ( около 1990 г. ) Тревога в тропиках: статьи 1946–1960: культура и развитие в черной Африке , Париж: Présence Africaine, ISBN   978-2-7087-0548-7 . Английское издание (1996 г.), «На пути к африканскому возрождению: очерки африканской культуры и развития, 1946–1960» . Перевод Эгбуны П. Модума. Лондон: Карнак Хаус, ISBN   978-0-907015-80-2 , ISBN   978-0-907015-85-7 .
  • Жозеф-Мари Эссомба (редактор) (1996), Шейх Анта Диоп: его последнее послание Африке и миру . Серия: Науки и знания. Яунде, Камерун: Издания AMA/COE.
  • (2006) Статьи: опубликованы в бюллетене ИФАН , Фундаментальный институт Черной Африки (1962–1977). Серия: Южные новости; № 35–36. Яунде: Флинт. ISBN   978-2-912717-15-3 , ISBN   978-2-912717-15-3 , ISBN   978-9956-444-12-0 , ISBN   978-9956-444-12-0 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Présence Africaine (редактор) (1989), Hommage à Cheikh Anta Diop - Homage to Cheikh Anta Diop , Париж: Special Présence Africaine, Новая двуязычная серия № 149–150.
  • Принц Дика-Аква нья Бонамбела (редактор) (2006), Дань Камеруна профессору Шейху Анте Диопу , Дакар: Панафрика. Дакар: Новости с Юга. ISBN   978-2-912717-35-1 , ISBN   978-2-912717-35-1 .
  1. ^ Гейтс, Генри Луи младший; Аппиа, Кваме Энтони, ред. (2010). «Диоп, Шейх Анта». Энциклопедия Африки . Оксфордский университет Пресс. ISBN  978-0-19-533770-9 .
  2. Молефи Кете Асанте, «Шейх Анта Диоп: интеллектуальный портрет» (Университет Sankore Press: 30 декабря 2007 г.)
  3. ^ Ньямнджо, Фрэнсис Б.; Дэвиш, Рене (2011). Постколониальный поворот: переосмысление антропологии и Африки . Лейден: Язык. п. 17. ISBN  978-9956-726-81-3 .
  4. ^ Гвияни-Нхома, Брайсон (2006). «К африканской исторической мысли: вклад шейха Анты Диопа» . Журнал гуманитарных наук . 20 (1): 107–123.
  5. ^ Данстан, Сара К. (2023), Манела, Эрез; Стритс-Солтер, Хизер (ред.), «Восстановление Египта шейхом Анта Диопом: африканская история как антиколониальная практика» , «Антиколониальная транснациональность: воображения, мобильность и сети в борьбе против империи» , Cambridge University Press, стр. 135–161 , дои : 10.1017/9781009359115.009 , ISBN  978-1-009-35912-2
  6. ^ Шейх, Анта Диоп, Культурное единство негритянской Африки (Париж: Présence Africaine, 1963), английский перевод: Культурное единство Черной Африки: области патриархата и матриархата в классической древности (Лондон: Карнакский дом: 1989), стр. 53–111.
  7. ^ Jump up to: а б Хау, Стивен (1999). Афроцентризм: мифическое прошлое и воображаемые дома . Версо. стр. 167–168. ISBN  978-1-85984-228-7 .
  8. ^ Jump up to: а б Деррикур, Робин (июнь 2012 г.). «Псевдоархеология: понятие и его ограничения» . Античность . 86 (332): 524–531. дои : 10.1017/S0003598X00062918 . S2CID   162643326 .
  9. ^ Уокер, доктор медицинских наук (1995). «Искажение взглядов Диопа». Журнал исследований чернокожих . 26 (1): 77–85. дои : 10.1177/002193479502600106 . ISSN   0021-9347 . JSTOR   2784711 . S2CID   144667194 .
  10. ^ МОИТТ, Бернард (1989). «Шейх Анта Диоп и африканская диаспора: историческая преемственность и социокультурный символизм». Присутствие Африки . 149–150 (149/150): 347–360. дои : 10.3917/presa.149.0347 . ISSN   0032-7638 . JSTOR   24351996 .
  11. ^ Верхарен, Чарльз К. (1997). «В Африке и за ее пределами неправильное понимание афроцентризма». Присутствие Африки . 156 (2): 163–185. дои : 10.3917/presa.156.0163 . ISSN   0032-7638 . JSTOR   24351662 .
  12. ^ Момох, Абубакар (2003). «Есть ли будущее у панафриканизма в Африке? В поисках идейной основы афропессимизма». Африканский журнал политической науки / Revue Africaine de Science Politique . 8 (1): 31–57. ISSN   1027-0353 . JSTOR   23493340 .
  13. ^ Jump up to: а б Туре, Маленн-Кегни, «Университет Шейха Анта Диопа (1957--)» , BlackPast.org.
  14. ^ Jump up to: а б «Университет Шейха Анта Диопа» , Британская энциклопедия.
  15. ^ С. Адемола Аджайи, «Шейх Анта Диоп» в книге Кевина Шиллингтона (ред.), Энциклопедия африканской истории .
  16. ^ Jump up to: а б «АНХ: египтология и африканские цивилизации» . Cheikhantadiop.net . Проверено 31 мая 2017 г.
  17. ^ Даниэль Морис (июнь 2007 г.). «Живой музей и столетие отмены рабства: за признание африканских культур» . Мемориальный консервный завод. Трансдисциплинарный обзор (№3). Память хранит, трансдисциплинарный журнал молодых исследователей . Проверено 31 мая 2017 г.
  18. ^ Джон Г. Джексон и Руноко Рашиди, Введение в африканские цивилизации (Цитадель: 2001), ISBN   978-0-8065-2189-3 , стр. 13–175.
  19. ^ Крис Грей, Концепции истории в произведениях Шейха Анта Диопа и Теофила Обенги (Карнакский дом: 1989) 11-155,
  20. ^ Диоп, Калифорния, Африканское происхождение цивилизации - миф или реальность : Чикаго, Иллинойс: Lawrence Hill Books, 1974. стр. ix.
  21. ^ Бюллетень ИФАН , Том. XXIV, стр. 3–4, 1962.
  22. ^ Jump up to: а б с Всеобщая история Африки, том 2: Древние цивилизации Африки: Древние цивилизации Африки, том 2 (Всеобщая история Африки ЮНЕСКО (сокращенное издание). Лондон [Англия]: Дж. Карри. 1990. стр. 15–32. ISBN  978-0-85255-092-2 .
  23. ^ Всеобщая история Африки, том 2: Древние цивилизации Африки: Древние цивилизации Африки, том 2 (Всеобщая история Африки ЮНЕСКО (сокращенное издание). Лондон [Англия]: Дж. Карри. 1990. стр. 32–55. ISBN  978-0-85255-092-2 .
  24. ^ Древние цивилизации Африки (Сокращенное изд.). Лондон [Англия]: Дж. Карри. 1990. стр. 31–55. ISBN  978-0-85255-092-2 .
  25. ^ Гвияни-Нхома, Брайсон (2006). «К африканской исторической мысли: вклад шейха Анты Диопа» . Журнал гуманитарных наук . 20 (1): 107–123. doi : 10.4314/jh.v20i1 (неактивен 12 сентября 2024 г.). ISSN   1016-0728 . {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на сентябрь 2024 г. ( ссылка )
  26. ^ КЛАРК, Джон Хенрик (1989). «Историческое наследие Шейха Анта Диопа: его вклад в новую концепцию африканской истории». Присутствие Африки . 149–150 (149/150): 110–120. дои : 10.3917/presa.149.0110 . ISSN   0032-7638 . JSTOR   24351980 .
  27. ^ Уокер, доктор медицинских наук (1995). «Искажение взглядов Диопа». Журнал исследований чернокожих . 26 (1): 77–85. дои : 10.1177/002193479502600106 . ISSN   0021-9347 . JSTOR   2784711 . S2CID   144667194 .
  28. ^ Смит, Стюарт Тайсон (2001). "Раса" . Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 3. п. 115.
  29. ^ ДАТХОРН, ИЛИ (1989). «Африка как предок: Диоп как объединитель». Африканское присутствие . 149–150 (149/150): 121–133. дои : 10.3917/presa.149.0121 . ISSN   0032-7638 . JSTOR   24351981 .
  30. ^ Огот, Бетвелл (2011). АФРИКАНСКАЯ историография: от колониальной историографии к общей истории Африки ЮНЕСКО . п. 72. S2CID   55617551 .
  31. ^ Брисуэла-Гарсия, Эсперанса (20 ноября 2018 г.). «Африка в мире: история и историография» . Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки . doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.296 . ISBN  978-0-19-027773-4 .
  32. ^ Тойин Фалола (2004). Национализм и африканские интеллектуалы . Университет Рочестера Пресс. п. 224.
  33. ^ Франция, Питер (1995). Новый Оксфордский спутник литературы на французском языке . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 248. ИСБН  978-0-19-866125-2 .
  34. ^ Тилли, Хелен (20 ноября 2018 г.). «История и историография науки» . Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки . doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.353 . ISBN  978-0-19-027773-4 .
  35. ^ Доун Ю. Карри. (2010). Оксфордская энциклопедия африканской мысли . Издательство Оксфордского университета. стр. 309–312. ISBN  978-0-19-533473-9 .
  36. ^ Аутуори, Хосеп (январь 1998 г.). « Египет, Африка и древний мир». 1998 г., Эйр, К.Дж. (ред.). Материалы Седьмого Международного конгресса египтологов. Кембридж, 3-9 сентября 1995 г.» . Эйр, CJ (ред.). Материалы Седьмого международного конгресса египтологов. Кембридж, 3–9 сентября 1995 г.
  37. ^ Битти, Марио Х. (1 января 2016 г.). «ВЕБ Дюбуа и Шейх Анта Диоп о происхождении и расе древних египтян: некоторые сравнительные заметки» . Африканский журнал риторики . 8 (1): 45–67. hdl : 10520/EJC195692 .
  38. ^ Кларк, Эндрю Фрэнсис; Филлипс, Люси Колвин (1994). Исторический словарь Сенегала . Пугало Пресс. п. 111. ИСБН  978-0-8108-2747-9 .
  39. ^ Роберт О. Коллинз; Джеймс М. Бернс (8 февраля 2007 г.). История Африки к югу от Сахары . Издательство Кембриджского университета . п. 28. ISBN  978-0-521-68708-9 .
  40. ^ Роберт Кэрролл (11 января 2011 г.). Словарь скептика: собрание странных убеждений, забавных обманов и опасных заблуждений . Джон Уайли и сыновья . п. 8. ISBN  978-1-118-04563-3 .
  41. ^ Хьюз-Уоррингтон, Марни (31 октября 2007 г.). Пятьдесят ключевых мыслителей истории . Рутледж. ISBN  978-1-134-21249-1 .
  42. ^ Сантьяго Хуан-Наварро. Архивные размышления: постмодернистская фантастика Америки (саморефлексивность, исторический ревизионизм, утопия) . Издательство Бакнеллского университета. п. 151.
  43. ^ О'Коннер, Дэвид; Эндрю, Рид, ред. (2003). Древний Египет в Африке . Лондон: UCL Press. п. ix. ISBN  978-1-84472-000-2 .
  44. ^ Jump up to: а б Макдональд, Кевин (2003). «Глава 7: Шейх Анта Диоп и Древний Египет в Африке». В О'Коннере, Дэвид; Эндрю, Рид (ред.). Древний Египет в Африке . Лондон: UCL Press. п. 95. ИСБН  978-1-84472-000-2 .
  45. ^ Макдональд, Кевин (2003). «Глава 7: Шейх Анта Диоп и Древний Египет в Африке». В О'Коннере, Дэвид; Эндрю, Рид (ред.). Древний Египет в Африке . Лондон: UCL Press. п. 96. ИСБН  978-1-84472-000-2 .
  46. ^ Уокер, Кларенс Э. (14 июня 2001 г.). Мы не можем снова вернуться домой: спор об афроцентризме . Издательство Оксфордского университета, США. п. 53. ИСБН  978-0-19-509571-5 .
  47. ^ Лефковиц, М. (1997). Не из Африки . Рипол Классик. стр. 22, 160. ISBN.  978-5-87296-504-6 .
  48. ^ Сноуден, Фрэнк М. (1997). «Заблуждения об африканских чернокожих в древнем средиземноморском мире: специалисты и афроцентристы». Арион: Журнал гуманитарных наук и классики . 4 (3): 28–50. ISSN   0095-5809 . JSTOR   20163634 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 950691c1bd4f8473a9cfa10b94699709__1726141380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/95/09/950691c1bd4f8473a9cfa10b94699709.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cheikh Anta Diop - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)