Блэкберн Дарт
Т.2 Дротик | |
---|---|
![]() | |
Blackburn Dart T.2, N9541 , 461 Flight, HMS Furious , ок. 1930 год | |
Роль | Торпедоносец |
Производитель | Блэкберн Эйркрафт |
Первый полет | Октябрь 1921 г. |
Введение | 1922 |
Ушедший на пенсию | 1933 |
Основной пользователь | Королевские ВВС ( ВВС флота ) |
Произведено | 1922–1928 |
Количество построенных | 118 (плюс восемь экспортных моделей Swift) |
Варианты | Блэкберн Велос |
Blackburn Dart — палубный самолет- торпедоносец -биплан , разработанный и производившийся британской авиационной компанией Blackburn Aircraft . Это был стандартный одноместный бомбардировщик-торпедоносец, эксплуатировавшийся ВВС флота (FAA) с 1923 по 1933 год.
Работа над тем, что впоследствии стало Дартом, началась в 1919 году как частное предприятие. Первоначально известный как T.1 Swift , он выполнил свой первый полет в сентябре 1920 года. Три самолета были заказаны для оценки на соответствие требованиям Министерства авиации 3/20 , получившим название Dart . Первый полет состоялся в октябре 1921 года, его характеристики быстро произвели впечатление на чиновников, и от имени ФАУ компании Блэкберн был выдан заказ на производство. Название Swift было сохранено для целей экспортных продаж. Несколько «Дартс» были поставлены зарубежным операторам, включая ВМС Японии , ВМС Испании и ВМС США . Греция решила закупить модифицированный Blackburn вариант гидросамолета Velos , который эксплуатировался ВМС Греции в качестве бомбардировщика-торпедоносца.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В конце 1919 года Блэкберн приступил к проектированию того, что впоследствии стало Дартом; Первоначально оно задумывалось как частное предприятие. Примерно в это же время Министерство авиации повторно выпустило требование о новом палубном бомбардировщике-торпедоносце, который заменит Sopwith Cuckoo , стандартный торпедоносец той эпохи, летавший с авианосцев Королевского флота . [ 1 ] Усилиями Blackburn руководил их главный дизайнер, майор [[Фрэнк Арнольд Бампус|Фрэнк Бампус]. Проектирование велось в тесном сотрудничестве с британской инжиниринговой компанией D. Napier & Son . Этот новый самолет первоначально назывался T.1 Swift . [ 2 ] [ 1 ]
Это был относительно большой одноместный биплан, который во многих отношениях считался традиционной конструкцией для того времени. [ 1 ] Он был построен вокруг центрального ядра, в котором центральный фюзеляж, верхняя центральная часть, нижние корни крыла и крепления шасси представляли собой одну жесткую конструкцию, состоящую из стальных труб. Эта конструкция обеспечивала достаточную прочность, чтобы выдерживать высокие нагрузки при работе авианосца и нести тяжелую сосредоточенную полезную нагрузку, а также была относительно простой в обслуживании и ремонте. [ 3 ] Аналогичная трубчатая конструкция использовалась и в хвостовой части фюзеляжа. Фюзеляж имел необычный горбатый вид из-за резкого наклона палубы перед пилотом, обеспечивающей максимальный обзор двигателя вперед, что было особенно полезно при приземлении. [ 3 ]
У «Стрижа» были двухпролетные крылья одинакового размаха, расположенные в шахматном порядке, которые можно было сложить для хранения; эта договоренность означала, что Blackburn была первой британской компанией, которая решила проблему складной ячейки с шахматными крыльями. [ 4 ] Центральная часть конструкции крыла была стальной, а внешние секции - деревянными, причем все они были покрыты тканью. Элероны присутствовали на всех четырех крыльях. [ 4 ] Хвостовое оперение имело подкосное оперение и киль со сбалансированным рулем направления . Разделенное шасси имело основные колеса на амортизирующих (олео) стойках, что позволяло устанавливать стандартную торпеду под фюзеляжем. [ 5 ] [ 6 ]
Новинкой стала съемная опора двигателя, что облегчило его замену как целостного силового агрегата и позволило произвести замену в считанные часы. [ 3 ] Еще одной усовершенствованной особенностью было наличие огнестойкой переборки между моторным отсеком и самоуплотняющимся топливным баком в фюзеляже, в который можно было вместить до 66 имп галлонов (300 л; 79 галлонов США) топлива; В центральной верхней части находился резервуар с гравитационной подачей емкостью до 15 имп галлонов (68 л; 18 галлонов США). Не было необходимости сбрасывать колеса шасси перед выпуском торпеды , в отличие от некоторых современных самолетов, их можно было сбросить, чтобы свести к минимуму склонность самолета к крену во время вынужденной посадки на воду, для чего в фюзеляже присутствовали плавучие мешки. [ 3 ] Ходовая часть имела треугольную опорную конструкцию, длинную опорную ось и опору резинового амортизатора сжатия. Стропы, прикрепленные к верхней центральной части, использовались для подъема самолета на борт корабля. [ 3 ]
К июлю 1920 года прототип Swift был достаточно завершен, чтобы его можно было выставить в статичном виде на всеобщее обозрение на аэрошоу в Олимпии, но без радиатора и органов управления. [ 1 ] Самолет уже был внесен в секретный список британского правительства , а это означало, что его можно было демонстрировать только без специального военно-морского оборудования, такого как устройство сброса торпед. Торпеду пришлось размещать на земле между ходовой частью, а не устанавливать в боевое положение. [ 1 ]
Летные испытания
[ редактировать ]
В сентябре 1920 года прототип Swift совершил свой первый полет ; Сообщается, что он чуть не разбился во время полета из-за неправильно рассчитанного центра тяжести . [ 7 ] [ 3 ] Эту проблему решили путем отвода крыльев назад. После этой модификации Swift показал себя в целом удовлетворительно в полете; 23 декабря 1920 года он был доставлен в Королевские ВВС Мартлшем-Хит для эксплуатационных испытаний Экспериментальным институтом самолетов и вооружения . [ 8 ] Одним из запрошенных изменений, внесенных в январе 1921 года, была установка увеличенного руля направления для улучшения управления по курсу. К 20 апреля испытания были завершены. [ 8 ]
9 мая 1921 года, после установки нового двигателя, усиленного капота и стопорных устройств на поворотных кулаках, прототип был отправлен в Госпорт . [ 8 ] Вскоре после этого первую посадку этого типа на палубу совершил канадский пилот Джеральд Бойс на борту HMS Argus . [ 8 ] Произведя должное впечатление на чиновников, Блэкберн получил заказ на три самолета для проведения эксплуатационных испытаний в соответствии со спецификацией Министерства авиации 3/20 . Эти самолеты, оборудованные по требованиям Адмиралтейства , получили название «Дарт» . [ 9 ] [ 10 ]
Размах крыла Dart был уменьшен на 2 фута 11 дюймов (0,89 м), в результате чего сдвоенные законцовки приблизились к внешним межплоскостным стойкам, что было наиболее визуально отличительным изменением. [ 10 ] Другие модификации включали использование более мощных двигателей: двигателя Napier Lion IIB или V, линия тяги которого была установлена под углом вверх. Когтевой тормозной механизм, установленный экспериментально на прототипе Swift, также входил в стандартную комплектацию. [ 10 ]
В октябре 1921 года прототип «Дарт» совершил свой первый полет; 24 октября он был доставлен из Бро в Королевские ВВС Мартлшем для проведения эксплуатационных испытаний. [ 10 ] Сообщается, что он хорошо управлялся, несмотря на свои размеры, и демонстрировал замечательную скорость сваливания - всего 43 мили в час (69 км/ч). Первый прототип также участвовал в испытаниях по управлению палубой на борту «Аргуса» . Второй и третий прототипы прошли различные испытания, большая часть которых проводилась в Мартлшеме. [ 11 ] В Госпорте была проведена серия конкурсных испытаний против Хэндли Пейджа Хэнли , в ходе которых Дарт вышел победителем и стал новым стандартным торпедоносцем ВВС флота. Первоначальный контракт на производство 26 самолетов был заключен с компанией Blackburn. [ 12 ]
В марте 1922 года начались поставки: самолет был построен на заводе в Олимпии в Блэкберне и испытан в Бро. [ 12 ] В период с 1923 по 1924 год были произведены еще три партии по десять дротиков в каждой; более крупный контракт на 32 самолета был заключен в августе 1924 года. Уже в ноябре 1926 года были получены и более мелкие заказы на замену самолетов. Производство Dart подошло к концу в 1928 году, когда для ФАУ было произведено 117 самолетов. [ 13 ]
Экспортная модель Dart сохранила название Swift . Он был оснащен двигателем Napier Lion мощностью до 450 л.с. (340 кВт). Способность самолета нести до 1500 фунтов (680 кг) бомб или торпеду диаметром 18 дюймов (460 мм) была привлекательной для международных операторов. [ 14 ] Семь самолетов были построены как Swift Mk II , два для ВМС Японии, три для ВМС Испании и два для ВМС США . Самолеты ВМС США получили обозначение Swift F от Blackburn и Blackburn BST-1 от ВМС США; после конкурсных испытаний, проведенных в 1921 году, ВМС США выбрали вместо него Douglas DT-2 . Самолет какое-то время оставался в Сан-Диего и использовался в экспериментальных целях. [ 15 ]
Операционная история
[ редактировать ]В 1923 году Dart T.2 поступил на вооружение ВВС флота (FAA). Первыми подразделениями, получившими этот тип, были звенья № 460 на борту HMS Eagle, дислоцированные в Средиземном море, а также звенья 461 и 462 на HMS Furious, базирующиеся в домашних водах. Береговые тренировки проводились рейсом «Д3» в Госпорте. По словам авиационного автора Одри Джексон, «Дротик» сыграл важную роль в разработке и совершенствовании ФАУ методов торпедного бомбардировки. [ 12 ]
В 1928 году Blackburn Dart летал в составе рейсов № 463 и 464, стоявших на борту HMS Courageous Средиземноморского флота. [ 13 ] В следующем году «Дарт» был доставлен в 36-ю эскадрилью (торпедоносцев береговой обороны) Королевских ВВС сначала для испытаний дымовой завесы, а затем для формирования части состава торпедоносцев первой полностью боеспособной эскадрильи торпедоносцев Королевских ВВС . [ 16 ]
Три «Дартса» были переоборудованы в двухместные гидросамолеты для повышения квалификации в резервной школе британских ВВС в Блэкберне на реке Хамбер в период с 1925 по 1929 год. Эти преобразования привели к созданию нового варианта, T.3 Velos , который был закуплен Грецией в 1925 году для использования. как бомбардировщик-торпедоносец ВМС Греции .
Самолеты Dart продолжали находиться на вооружении Блэкбернской резервной школы вместе с несколькими T.3, переоборудованными в сухопутные самолеты, пока в 1933 году их не заменили Blackburn Ripon и Blackburn Baffin . [ 17 ]
Возможно, самое примечательное событие в карьере «Дарта» произошло 6 мая 1926 года, когда коммодор авиации Г.Х. Бойс стал первым пилотом, совершившим ночную посадку на палубу, посадив свой «Дарт» на борт «Фьюриоса» . [ 16 ] Для этой попытки кабина экипажа была освещена прожекторами, но, как сообщается, послушный Дарт с легкостью справился с задачей. Через несколько лет ночные полеты с авианосцев станут рутинной операцией. [ 16 ]
Варианты
[ редактировать ]- Т.1 Свифт
- Прототип торпедоносца, построен один.
- Дарт
- Прототип; один построен.
- Т.2 Дротик
- Исходный серийный вариант - построено 117 самолетов (три переоборудованы в двухместные учебно-тренировочные самолеты).
- Свифт Мк II
- Экспортная версия – построено семь.
- Свифт Ф
- Обозначение Swift Mk II ВМС США для оценки (в случае заказа он получил бы обозначение BST-1).
- Т.3 Вуали
- Двухместный вариант для ВМС Греции - построено 16 штук (12 по лицензии в Греции).
- Т.3А Велос
- Демонстрационный и испытательный самолет компании - построено шесть.
Операторы
[ редактировать ]
- ВМС Японии (как Swift Mk II )
- ВМС Испании (как Swift Mk II )
- Североморская компания воздушного и общего транспорта (как T.3A Velos )
- Королевские ВВС ( ВВС флота )
- ВМС США (как Swift F )
Технические характеристики (Дарт Т.2)
[ редактировать ]Данные из Энциклопедии авиации Джейн , [ 18 ] Blackburn Aircraft с 1909 года. [ 19 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 35 футов 4 + 1 ⁄ 2 дюйма (10,782 м)
- Размах крыльев: 45 футов 5 + 3 ⁄ дюйма (13,862 м)
- Рост: 12 футов 11 дюймов (3,94 м)
- Площадь крыла: 654 кв. футов (60,8 м 2 )
- Пустой вес: 3599 фунтов (1632 кг)
- Полная масса: 6383 фунтов (2895 кг)
- Силовая установка: 1 поршневой двигатель Napier Lion IIB W-12 с водяным охлаждением, мощностью 450 л.с. (340 кВт)
- или 465 л.с. (347 кВт) Lion V
- Гребные винты: 2-лопастной винт фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 107 миль в час (172 км/ч, 93 узла) с макетом торпеды на высоте 3000 футов (914 м).
- Крейсерская скорость: 100 миль в час (160 км/ч, 87 узлов)
- Скорость сваливания: 43,5 миль в час (70,0 км/ч, 37,8 узлов)
- Диапазон: 410 миль (660 км, 360 миль)
- Практический потолок: 12700 футов (3900 м)
- Скорость набора высоты: 600 футов/мин (3,0 м/с)
Вооружение
- Орудия: 1 стационарный пулемет Vickers , стреляющий вперед (не Mk II), и 1 пулемет Lewis в задней кабине.
- Бомбы: 1 торпеда Mark VIII или IX, 18 дюймов (457 мм) или до 2 бомб по 520 фунтов (236 кг) под каждым крылом.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Джексон 1968, с. 139.
- ^ Вудман 1996, стр. 2–3.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джексон 1968, с. 140.
- ^ Jump up to: а б Джексон 1968, стр. 139–140.
- ↑ Рейс 7 мая 1925 г., стр. 269–272.
- ^ Вудман 1996, стр. 3–4.
- ^ Мейсон 1994, с. 130.
- ^ Jump up to: а б с д Джексон 1968, с. 141.
- ^ Вудман 1996, с. 5.
- ^ Jump up to: а б с д Джексон 1968, с. 150.
- ^ Джексон 1968, стр. 150-151.
- ^ Jump up to: а б с Джексон 1968, с. 151.
- ^ Jump up to: а б Джексон 1968, с. 152.
- ^ Джексон 1968, с. 142.
- ^ Джексон 1968, с. 143.
- ^ Jump up to: а б с Джексон 1968, с. 153.
- ^ Джексон 1968, стр. 153-154.
- ^ Тейлор 1980, с. 306.
- ^ Джексон 1968, с. 156.
Библиография
[ редактировать ]- «Двухпоплавковый гидросамолет Блэкберна». Рейс , 7 мая 1925 г., стр. 269–272.
- Джексон, Эй Джей Блэкберн Самолеты с 1909 года . Лондон: Патнэм, 1968. ISBN 0-370-00053-6 .
- Мейсон, Фрэнсис К. Британский бомбардировщик с 1914 года . Лондон: Патнэм, 1994. ISBN 0-85177-861-5 .
- Стертивант, Рэй. «Цвета авиации флота 1923–33». Масштабное моделирование самолетов , Vol. 4, № 6, март 1982 г.
- Тейлор, Майкл, Дж. Х., изд. Энциклопедия авиации Джейн . Дэнбери, Коннектикут: Образовательная корпорация Grolier, 1980. ISBN 0-7106-0710-5 .
- Вудман, Гарри. «Блэкберн Дарт: оригинальный торпедоносец авиации флота». Air Enthusiast , № 63, май – июнь 1996 г., стр. 2–11.
Внешние ссылки
[ редактировать ]