Jump to content

Китайская диаспора во Франции

Китайская диаспора во Франции
Общая численность населения
в. 600 000 ( 2017 ) [1]
1,0% населения Франции
105 700 граждан Китайской Народной Республики ( 2017 г. ) [2]
Регионы со значительной численностью населения
Парижский регион ( Азиатский район ) [а]
Языки
Французский , китайский ( вэньчжоуский , теочью , кантонский , китайский ), немного вьетнамский.
Религия
Иррелигия , буддизм , даосизм , конфуцианство , христианство ( католицизм )
Родственные этнические группы
Заграничные китайцы
китайский французский
Традиционный китайский французский китайский
Упрощенный китайский французский китайский
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinFàguó Huárén
Yue: Cantonese
Yale RomanizationFaatgwok Wàyàn
Альтернативное китайское название
Традиционный китайский Французский заграничный китайский
Упрощенный китайский Французский заграничный китайский
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinFàguó Huáqiáo
Yue: Cantonese
Yale RomanizationFaatgwok Wàkìu

Китайская диаспора во Франции состоит из людей китайского происхождения, родившихся во Франции или иммигрировавших во Францию .

Китайцы составляют вторую по величине азиатскую группу во Франции после турок с населением около 600 000 человек по состоянию на 2017 год. [3]

Первое упоминание о китайце во Франции относится к Шэнь Фо-цуну в 1684 году, а вскоре после него — к Аркаду Хуану , также известному как Хуан Цзялюй (1679-1716). Он был возвращен миссионерами- иезуитами при Версальском дворе Людовика XIV, Короля-Солнца , в конце 17 века, и курировал коллекцию рукописей, посланных в дар императором Канси из Цинского Китая . [4]

Бель Эпок

[ редактировать ]

Открытие китайского порта в Вэньчжоу в 1876 году вскоре привело к тому, что небольшое количество купцов из этого региона прибыло в Париж, что стало первой волной китайских поселений во Франции. Перепись 1911 года насчитала во Франции 283 китайца. Это крошечное китайское население в период Прекрасной эпохи в основном состояло из студентов, журналистов, интеллектуалов, а также торговцев. Многие студенты китайской национальности во Франции были не из Китая, а из Вьетнама , который был французской колонией со значительным китайским населением.

В 1902 году Ли Шицзэн и Чжан Цзинцзян прибыли в Париж в качестве «студентов посольства», сопровождая посла во Франции Сунь Баоци . Вскоре Ли оставил эту официальную должность, чтобы изучать биологию в Практической сельскохозяйственной школе дю Шенуа [ де ] в Монтаржи , городке в 120 километрах к югу от Парижа. Он основал первую фабрику по производству творога для французского рынка. Чжан основал в Париже галерею, где продавалось китайское искусство. Вместе со своим другом У Чжихуэй они сформировали французское отделение китайского анархистского движения, черпавшее вдохновение у французских анархистов. В 1909 году эти трое организовали приезд 140 студентов из Китая для работы на творожной фабрике, чтобы поддержать их изучение французского языка и культуры. В течение следующих двух десятилетий Ли, Чжан и Ву основали ряд институтов китайско-французской дружбы, таких как Движение за прилежный труд и бережливое обучение . [5] В это же время в Париж прибыл арт-дилер К. Т. Лоо , который женился на француженке и вел там бизнес до 1950-х годов. [6]

Первая мировая война

[ редактировать ]
Вход на китайское кладбище Первой мировой войны в Нуаэль-сюр-Мер.
Могила на китайском кладбище времен Первой мировой войны в Нуаэль-сюр-Мер.

Между 1915 и 1916 годами, когда конфликт Первой мировой войны и центральными державами Германии и Австро-Венгрии был в разгаре между союзниками , британцы завербовали более 100 000 китайцев ( Китайский лейбористский корпус ), а их французские союзники — около 40 000 и отправили их. на западный фронт Франции в качестве крайне необходимой рабочей силы для устранения острой нехватки рабочей силы. [7] Они разминировали мины, ремонтировали дороги и разгружали корабли, и их вклад оставался непризнанным на протяжении десятилетий. В основном в возрасте от 20 до 35 лет, родом из северных китайских провинций Хэбэй , Цзянсу и особенно Шаньдун , а также Вэньчжоу, они служили рабочей силой в тыловых эшелонах или помогали строить склады боеприпасов, ремонтировать железные и автомобильные дороги и разгружать корабли в союзных войсках. порты. Некоторые работали на заводах по производству вооружений, другие на военно-морских верфях за гроши от трех до пяти франков в день. В то время на них смотрели как на дешевую рабочую силу, которой даже не разрешали покидать лагерь для общения на местах, и считали их простыми кули. Когда война закончилась, некоторые из них использовались для разминирования или для извлечения тел солдат и засыпки миль траншей. [7]

После перемирия китайцы, каждый из которых был идентифицирован только по безличному идентификационному номеру, были отправлены домой. Лишь от 2000 до 3000 человек остались, составив ядро ​​более поздней китайской общины в Париже. Большинство выживших вернулись в Китай в 1918 году. [8] 30 июня 1920 года Однако некоторые из них оказались в ловушке во Франции из-за краха Промышленного банка Китая . По оценкам, десять тысяч человек погибли в ходе военных действий, став жертвами обстрелов, мин, плохого обращения или всемирной эпидемии испанского гриппа 1918 года . Их останки до сих пор лежат на 30 французских кладбищах, крупнейшем из которых является Нуаэль-сюр-Мер на Сомме , где происходили одни из самых жестоких сражений. [9] На кладбище находится 842 надгробия, на каждом из которых выгравированы китайские иероглифы , их охраняют два каменных льва, подарки из Китая. [7] [10]

После десятилетий пренебрежения китайские рабочие времен Первой мировой войны были торжественно отмечены за их усилия. Ежегодная церемония чествования проводится с 2002 года на кладбище в Нуаэль-сюр-Мер каждый апрель, приуроченная к китайскому фестивалю Цинмин , на которой присутствуют представители французских ветеранских ассоциаций, посол Китая во Франции и члены китайских ассоциаций. во Франции. По французскому телевидению был показан документальный фильм 2004 года «Путешествие без возврата» (Voyage sans retour). [11]

После Первой мировой войны

[ редактировать ]
Чайнатаун, Париж

Из 2000–3000 китайцев, оставшихся во Франции после Первой мировой войны, большинство стали фабричными рабочими и поселились в регионе Иль-де-Франс , особенно в Булони-Бийанкуре . Присутствие более крупной и более авторитетной вьетнамской общины во Франции помогло китайцам обосноваться и совместно сформировать первое значительное азиатское присутствие во Франции. [12] Первая укоренившаяся китайская община в Париже сначала базировалась вокруг Лионского вокзала на востоке столицы, затем возле станции метро Arts et Métiers в 3-м округе . [13]

С 1919 года число китайцев во Франции немного увеличилось за счет притока студентов из Французского Индокитая и Китая (в том числе Чжоу Эньлая , [14] который позже станет премьер-министром Китайской Народной Республики и Дэн Сяопина , [14] позже де-факто лидер Китая), который сыграет решающую руководящую роль в организации общественных институтов для тамошних китайцев. [15]

В 1930-х и 1940-х годах китайцы из Вэньчжоу поселились в Париже (а также во многих других европейских городах, таких как Мадрид, Франкфурт, Флоренция, Милан). Они работали кожевниками недалеко от еврейского квартала в 3-м округе и открывали различные магазины и мини-маркеты. Взяв на себя оптовую торговлю, утраченную евреями во время немецкой оккупации Франции во время Второй мировой войны , китайская община продолжает существовать и сегодня. [16]

Недавняя иммиграция

[ редактировать ]

вьетнамский китайский

[ редактировать ]
Китайские и американские культурные влияния в Париже

После падения Сайгона в 1975 году этнические китайцы из Вьетнама подверглись жестоким преследованиям со стороны нового коммунистического правительства и были изгнаны из недавно воссоединенной страны. [17] Это привело к волне эмиграции во Францию, поскольку вьетнамские китайцы присоединились к другим этническим вьетнамским беженцам из Южного Вьетнама и в основном переселились в Париж и окружающий его регион Иль-де-Франс . Этнические китайцы из Лаоса и Камбоджи , двух других бывших французских колоний в Индокитае, также прибыли во Францию ​​после этого периода конфликта по тем же причинам.

За этот период в высотном районе на юго-востоке 13-го округа городской квартал Quartier Asiatique (Азиатский квартал), наблюдался значительный рост населения. Парижа, где расположен [18] В этом районе проживает много китайцев, проживающих преимущественно в многоэтажных квартирах, а также крупные вьетнамские и лаосские общины. [19] Подобно этническому вьетнамскому населению, китайские беженцы из Вьетнама, мигрировавшие во Францию ​​и франкоязычные регионы Канады, в среднем имели более высокий уровень достатка и лучше интегрировались в принимающую страну, чем их сверстники, мигрировавшие в Северную Америку или Австралию. [18]

Другие новые иммигранты

[ редактировать ]

С 1980-х годов иммиграция неуклонно росла, причем основными странами-источниками были материковый Китай , особенно из Вэньчжоу , а также страны бывшего Французского Индокитая . Совсем недавно китайская иммиграция во Францию ​​переместилась в сторону мигрантов с северо-востока материка. В Париже поселения разбросаны как по городским, так и по пригородным районам, особенно в 13-м округе, а также в Темплтаунах Логн , Торси , Нуази-ле-Гран . В Лионе и Марселе также проживают значительные китайские общины.

Культурный профиль

[ редактировать ]

Китайскую общину во Франции можно разделить на три разные группы в зависимости от истории мигрантов и разновидностей китайского языка. [20]

Вэньчжоуский

[ редактировать ]

Этнические китайцы выходцами из Вэньчжоу и прилегающей южной провинции Чжэцзян составляют самую крупную и наиболее авторитетную китайскую общину во Франции с населением около 350 000 человек по состоянию на 2010 год. [20] Первые китайские мигранты во Францию ​​прибыли в конце 19 века и состояли из вэньчжоуских купцов, производивших китайскую керамику . Во время Первой мировой войны подавляющее большинство из 100 000 китайских рабочих, нанятых для работы во Франции, были выходцами из района Вэньчжоу, а небольшое количество осталось во Франции после окончания конфликта. [7] В 1970-х и 1980-х годах во Францию ​​прибыла большая волна китайцев из Вэньчжоу, причем некоторые из них были привезены членами семей, уже находившимися во Франции. [20]

Китайцы Французского Индокитая

[ редактировать ]

После окончания войны во Вьетнаме в 1975 году большое количество этнических китайцев из бывших французских колоний в Юго-Восточной Азии ( Вьетнам , Лаос и Камбоджа ) эмигрировали во Францию, спасаясь от коммунистического захвата своих стран и преследований со стороны новых правительств. Население этого сообщества по состоянию на 2010 год составляло около 150 000 человек. [20] Их происхождение из бывших французских колоний привело к тому, что по прибытии они приобрели прочный французский язык и культуру, а уровень их ассимиляции во французское общество был в основном быстрым и успешным, поскольку они были наиболее интегрированной китайской общиной во Франции. [21] Как и в своих бывших странах, этнические китайцы из Индокитая активно вовлечены в торговлю, особенно среди поколения иммигрантов, а средний уровень доходов превышает средний уровень по стране. [22]

Теочью - наиболее часто используемый вариант китайского языка в этом сообществе, при этом кантонский диалект также широко распространен и используется в качестве общего коммерческого и общественного языка из-за его статуса исторического лингва-франка среди китайцев в Индокитае. [23] Кроме того, знание вьетнамского языка распространено среди поколения беженцев, которые в основном происходят из бывшего Южного Вьетнама, в то время как лаосский и кхмерский язык владеют меньшим количеством беженцев, происходящих из Лаоса и Камбоджи соответственно.

За последнее десятилетие новые китайские иммигранты во Франции в основном прибыли из Северо-Восточного Китая ( Дунбэй ). Их население по состоянию на 2010 год составляло около 15 000 человек. В этой китайской общине женщин значительно больше, чем мужчин, и они часто уезжают из Китая во Францию ​​в надежде наладить новую жизнь, во многом из-за неудовлетворенности жизнью на родине. Уровень образования среди дунбэй варьируется от среднего до высшего образования, что выше, чем у иммигрантов из Вэньчжоу, и немного ниже, чем у китайцев из Индокитая. [20] Сообщество только недавно начало формироваться: некоторые его члены открыли заведения и стали экономически независимыми. Тем не менее, подавляющее большинство этнических китайских проституток во Франции родом из Дунбэя, и другие этнические китайцы во Франции по-прежнему относятся к этой группе свысока. [20] Мандарин — это китайский вариант, на котором чаще всего говорят среди членов этого сообщества.

Коммунальные отношения

[ редактировать ]

Несмотря на то, что китайская община во Франции принадлежит к одной этнической группе, она разделена на упомянутые выше лингвистические группы и группы мигрантов. Общественные организации обслуживают конкретно свою целевую группу мигрантов, а не население Китая в целом. Хотя сообщество Дунбэй в последнее время участвует в общественных группах Вэньчжоу, и многие его члены поселились в китайских районах Вэньчжоу, китайцы из Индокитая по-прежнему редко взаимодействуют со своими сверстниками из материкового Китая . [20]

Такое разделение китайской общины во Франции уходит корнями в историю, уровень ассимиляции между группами и, в меньшей степени, в политику. В то время как китайцы из Индокитая прибыли во Францию ​​в основном как беженцы из-за войны во Вьетнаме , мигранты из Вэньчжоу и Дунбэй прибыли во Францию ​​с экономическими целями, причем некоторые из них первоначально намеревались вернуться в Китай через несколько лет. Хотя вэньчжоуцы составляют старейшую китайскую группу во Франции, они наименее ассимилированы, в основном остаются в своих общинах и взаимодействуют с французским населением в основном через бизнес, а среди молодого поколения - через образование. [24] Из-за своего происхождения из Китая, а также языкового барьера, мигранты Дунбэй предпочитают общаться с вэньчжоуской общиной, а не с индокитайской. [25]

Напротив, поколение иммигрантов среди китайцев из бывшего Французского Индокитая быстро интегрировалось и за короткий период времени утвердилось во французском обществе. Китайцы из Индокитая часто разделяют негативные французские взгляды на группы материкового Китая, критикуя их довольно закрытые общины и плохие знания французского языка среди иммигрантов. Фактически, подавляющее большинство членов сообщества вместо этого обычно ассоциируют себя с вьетнамским , лаосским или камбоджийским населением во Франции (в зависимости от страны их происхождения). [26]

Политические взгляды

[ редактировать ]

Что касается политики, китайцы из Индокитая являются стойкими антикоммунистами , что отражает преимущественно беженское происхождение этой общины. Хотя они критикуют коммунистические партии в странах своего происхождения, критика иногда направлена ​​против Коммунистической партии Китая (КПК). [27] Между тем, хотя многие жители Вэньчжоу и Дунбэй эмигрировали из Китая в политических целях, эти группы в основном остаются безразличными к КПК. Несколько членов последних двух групп поддерживают КПК, обычно это спонсируемые государством студенты или бизнесмены. [25]

Более крупные политические разногласия между двумя группами касаются нелегальной иммиграции . Большинство нелегальных иммигрантов из Азии во Францию ​​прибыли из материкового Китая, особенно из региона Вэньчжоу, и меньшее количество — из северного Китая. В то время как общественные группы жителей Вэньчжоу и Дунбэй выступают за предоставление вида на жительство нелегальным китайским иммигрантам, уже находящимся во Франции, китайцы из Индокитая категорически против этой идеи и поддерживают депортацию нелегальных иммигрантов французским правительством. Лидеры общин Индокитая и французские политики обвинили нелегальных жителей материкового Китая в отмывании денег . Легальных мигрантов также обвиняют в уклонении от уплаты налогов и поддержке нелегальных китайских мигрантов. Ряд нелегалов из Вэньчжоу бежали из Франции в соседние страны, такие как Италия, о безпаспортном режиме в соответствии с Шенгенским соглашением . [28]

В целом низкий уровень интеграции иммигрантов и случаи нелегальной иммиграции среди жителей Вэньчжоу и Дунбэя привели к тому, что китайская община Индокитая стала считать эти группы «отсталыми деревенскими людьми» и отказывалась сотрудничать с лидерами своих общин. [20] Например, серия грабежей китайских предприятий и нападений на лиц, принадлежащих к первым двум группам, а также последующий марш против преступлений в районе Бельвиль в Париже вызвали чувство безразличия среди последней китайской общины. [29]

[ редактировать ]
  • Маринетт Дюпен-Ченг , главная героиня мультсериала « Чудеса: Сказки о божьей коровке и Коте Нуаре» , и ее мать по имени Сабина Ченг — студентка китайско-французского происхождения с тайной супергеройской личностью Ледибаг и эмигрантка из Китая, которая поселилась во Франции, прежде чем выйти замуж за отца бывшего соответственно.
  • Чэнь Ляопин из бельгийского комикса, Седрик — любовный интерес главной героини одноимённой в названии, вместе с её родителями — эмигрантами из Китая, обосновавшимися во Франции.

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ По данным INSEE , 70 998 человек . по состоянию на 2018 год в регионе Парижа проживает
  1. ^ Столкновения в Париже после того, как французская полиция убила китайца , BBC News , 28 марта 2017 г.
  2. ^ «Иммигранты по стране рождения» . Insee.fr (на французском языке). 28 ноября 2014 года . Проверено 1 сентября 2017 г.
  3. ^ Столкновения в Париже после того, как французская полиция убила китайца , BBC News , 28 марта 2017 г.
  4. ^ «Китайско-французско-латинский словарь, 1813 г.» (на французском языке). Средняя школа Фюстеля в Куланже. Архивировано из оригинала 19 сентября 2004 года.
  5. ^ "Ли Ши-цэн", в Бурман, Ховард Л., изд. (1968). Биографический словарь республиканского Китая, том II . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 319–321.
  6. ^ Ван, Ию (2007). Лувр из Китая: критическое исследование CT Loo и создание китайского искусства в Соединенных Штатах, 1915–1950 (Диссертация). Докторская диссертация, исторический факультет Университета Огайо.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Пикар, Пьер (2004). Китайская империя (L'Empire chinois) (на французском языке). Фавра SA ISBN  978-2-8289-0793-8 . Пикар, французский специалист по Китаю, дает описание судьбы китайских рабочих.
  8. ^ Кондлифф, Джон Белл (1928). Проблемы Тихого океана: материалы второй конференции Института тихоокеанских отношений . США: Издательство Чикагского университета. (стр. 410)
  9. ^ фр: запись в Википедии о Рождестве-на-Мере
  10. ^ ФРАНЦИЯ, Китайское кладбище Нуаэль-сюр-Мер времен Первой войны (изображения) [1] [2] [3] [4]
  11. ^ «140 000 забытых китайцев, которые помогли выиграть Первую мировую войну» . Агентство Франс-Пресс . 11 ноября 2004 г. Архивировано из оригинала 29 января 2009 г. Проверено 1 ноября 2007 г.
  12. ^ Живой Ю-Сион, китаец Франции: столетие присутствия с 1900 года по настоящее время , Ed. Mémoire Collective, 1994.
  13. ^ Рой, Ануступ (7 сентября 2007 г.). «Уровень выселения китайских нелегальных иммигрантов во Франции растет» . Сеть Европа . Архивировано из оригинала 6 января 2009 года . Проверено 1 ноября 2007 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б Бердсли, Элеонора (7 сентября 2007 г.). «Китайцы в Монтаржи» . Сеть Европа . Архивировано из оригинала 6 января 2009 г. Проверено 7 ноября 2007 г.
  15. ^ Левин, Мэрилин Авра (1993). Найденное поколение: китайские коммунисты в Европе двадцатых годов . США: Вашингтонский университет Press. стр. 116–120.
  16. ^ «Вэньчжоу: китайский город повторяет парижскую моду» . Народная газета . 25 декабря 2000 г. Архивировано из оригинала 3 января 2002 г. Проверено 1 ноября 2007 г.
  17. Straits Times , 18 сентября 1978 г., стр. 2
  18. ^ Перейти обратно: а б «Вьетнамская диаспора во Франции» (на французском языке). Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 г.
  19. ^ Смит, Крейг С. (10 мая 2005 г.). «Лицо за стойкой парижского бистро становится азиатским» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . Архивировано из оригинала 12 мая 2005 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Лоран, Аннабель (28 июня 2010 г.). « Шинуа де Франс ничего не значит» (по-французски). Slate.fr . Проверено 22 ноября 2016 г.
  21. ^ Хан (1993) , с. 32.
  22. ^ Марр и Уайт (1988) , стр. 77–89.
  23. ^ Уэст, Барбара А. (2009). Энциклопедия народов Азии и Океании . Факты в файле. стр. 289–290. ISBN  978-0816071098 . электронная книга: ISBN   978-1438119137 .
  24. ^ Винсент, Элиза (7 июля 2010 г.). «Город возчиков». Мир . п. 3.
  25. ^ Перейти обратно: а б «Китайцы Бельвиля, за пределами клише» . Крест . 23 июня 2010 г. Архивировано из оригинала 26 июня 2010 г.
  26. ^ Мари-Ева Блан. Трудность избежать «хорошей репутации»: вьетнамский иммигрант в прессе Франции и Канады. Варя, 2006. http://transtexts.revues.org/191 .
  27. ^ МакКеррас (2003) , с. 120.
  28. ^ «В Бастилии китайские иммигранты без документов сражаются бок о бок с африканцами» (на французском языке). Агентство Франс Пресс. 11 июня 2010 г.
  29. ^ «Китайцы из Бельвиля говорят, что они жертвы «фантазий» » . Ле Монд (на французском языке). 22 июня 2010 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9ab389ba726784a2cb94446f703743e1__1719806400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/e1/9ab389ba726784a2cb94446f703743e1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chinese diaspora in France - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)