Китайская диаспора во Франции
Общая численность населения | |
---|---|
в. 600 000 ( 2017 ) [1] 1,0% населения Франции 105 700 граждан Китайской Народной Республики ( 2017 г. ) [2] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Парижский регион ( Азиатский район ) [а] | |
Языки | |
Французский , китайский ( вэньчжоуский , теочью , кантонский , китайский ), немного вьетнамский. | |
Религия | |
Иррелигия , буддизм , даосизм , конфуцианство , христианство ( католицизм ) | |
Родственные этнические группы | |
Заграничные китайцы |
китайский французский | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | французский китайский | ||
Упрощенный китайский | французский китайский | ||
| |||
Альтернативное китайское название | |||
Традиционный китайский | Французский заграничный китайский | ||
Упрощенный китайский | Французский заграничный китайский | ||
|
Китайская диаспора во Франции состоит из людей китайского происхождения, родившихся во Франции или иммигрировавших во Францию .
Китайцы составляют вторую по величине азиатскую группу во Франции после турок с населением около 600 000 человек по состоянию на 2017 год. [3]
История
[ редактировать ]17 век
[ редактировать ]Первое упоминание о китайце во Франции относится к Шэнь Фо-цуну в 1684 году, а вскоре после него — к Аркаду Хуану , также известному как Хуан Цзялюй (1679-1716). Он был возвращен миссионерами- иезуитами при Версальском дворе Людовика XIV, Короля-Солнца , в конце 17 века, и курировал коллекцию рукописей, посланных в дар императором Канси из Цинского Китая . [4]
Бель Эпок
[ редактировать ]Открытие китайского порта в Вэньчжоу в 1876 году вскоре привело к тому, что небольшое количество купцов из этого региона прибыло в Париж, что стало первой волной китайских поселений во Франции. Перепись 1911 года насчитала во Франции 283 китайца. Это крошечное китайское население в период Прекрасной эпохи в основном состояло из студентов, журналистов, интеллектуалов, а также торговцев. Многие студенты китайской национальности во Франции были не из Китая, а из Вьетнама , который был французской колонией со значительным китайским населением.
В 1902 году Ли Шицзэн и Чжан Цзинцзян прибыли в Париж в качестве «студентов посольства», сопровождая посла во Франции Сунь Баоци . Вскоре Ли оставил эту официальную должность, чтобы изучать биологию в Практической сельскохозяйственной школе дю Шенуа в Монтаржи , городке в 120 километрах к югу от Парижа. Он основал первую фабрику по производству творога для французского рынка. Чжан основал в Париже галерею, где продавалось китайское искусство. Вместе со своим другом У Чжихуэй они сформировали французское отделение китайского анархистского движения, черпавшее вдохновение у французских анархистов. В 1909 году эти трое организовали приезд 140 студентов из Китая для работы на творожной фабрике, чтобы поддержать их изучение французского языка и культуры. В течение следующих двух десятилетий Ли, Чжан и Ву основали ряд институтов китайско-французской дружбы, таких как Движение за прилежный труд и бережливое обучение . [5] В это же время в Париж прибыл арт-дилер К. Т. Лоо , который женился на француженке и вел там бизнес до 1950-х годов. [6]
Первая мировая война
[ редактировать ]Между 1915 и 1916 годами, когда конфликт Первой мировой войны и центральными державами Германии и Австро-Венгрии был в разгаре между союзниками , британцы завербовали более 100 000 китайцев ( Китайский лейбористский корпус ), а их французские союзники — около 40 000 и отправили их. на западный фронт Франции в качестве крайне необходимой рабочей силы для устранения острой нехватки рабочей силы. [7] Они разминировали мины, ремонтировали дороги и разгружали корабли, и их вклад оставался непризнанным на протяжении десятилетий. В основном в возрасте от 20 до 35 лет, родом из северных китайских провинций Хэбэй , Цзянсу и особенно Шаньдун , а также Вэньчжоу, они служили рабочей силой в тыловых эшелонах или помогали строить склады боеприпасов, ремонтировать железные и автомобильные дороги и разгружать корабли в союзных войсках. порты. Некоторые работали на заводах по производству вооружений, другие на военно-морских верфях за гроши от трех до пяти франков в день. В то время на них смотрели как на дешевую рабочую силу, которой даже не разрешали покидать лагерь для общения на местах, и считали их простыми кули. Когда война закончилась, некоторые из них использовались для разминирования или для извлечения тел солдат и засыпки миль траншей. [7]
После перемирия китайцы, каждый из которых был идентифицирован только по безличному идентификационному номеру, были отправлены домой. Лишь от 2000 до 3000 человек остались, составив ядро более поздней китайской общины в Париже. Большинство выживших вернулись в Китай в 1918 году. [8] 30 июня 1920 года Однако некоторые из них оказались в ловушке во Франции из-за краха Промышленного банка Китая . По оценкам, десять тысяч человек погибли в ходе военных действий, став жертвами обстрелов, мин, плохого обращения или всемирной эпидемии испанского гриппа 1918 года . Их останки до сих пор лежат на 30 французских кладбищах, крупнейшем из которых является Нуаэль-сюр-Мер на Сомме , где происходили одни из самых жестоких сражений. [9] На кладбище находится 842 надгробия, на каждом из которых выгравированы китайские иероглифы , их охраняют два каменных льва, подарки из Китая. [7] [10]
После десятилетий пренебрежения китайские рабочие времен Первой мировой войны были торжественно отмечены за их усилия. Ежегодная церемония чествования проводится с 2002 года на кладбище в Нуаэль-сюр-Мер каждый апрель, приуроченная к китайскому фестивалю Цинмин , на которой присутствуют представители французских ветеранских ассоциаций, посол Китая во Франции и члены китайских ассоциаций. во Франции. По французскому телевидению был показан документальный фильм 2004 года «Путешествие без возврата» (Voyage sans retour). [11]
После Первой мировой войны
[ редактировать ]Из 2000–3000 китайцев, оставшихся во Франции после Первой мировой войны, большинство стали фабричными рабочими и поселились в регионе Иль-де-Франс , особенно в Булони-Бийанкуре . Присутствие более крупной и более авторитетной вьетнамской общины во Франции помогло китайцам обосноваться и совместно сформировать первое значительное азиатское присутствие во Франции. [12] Первая укоренившаяся китайская община в Париже сначала базировалась вокруг Лионского вокзала на востоке столицы, затем возле станции метро Arts et Métiers в 3-м округе . [13]
С 1919 года число китайцев во Франции немного увеличилось за счет притока студентов из Французского Индокитая и Китая (в том числе Чжоу Эньлая , [14] который позже станет премьер-министром Китайской Народной Республики и Дэн Сяопина , [14] позже де-факто лидер Китая), который сыграет решающую руководящую роль в организации общественных институтов для тамошних китайцев. [15]
В 1930-х и 1940-х годах китайцы из Вэньчжоу поселились в Париже (а также во многих других европейских городах, таких как Мадрид, Франкфурт, Флоренция, Милан). Они работали кожевниками недалеко от еврейского квартала в 3-м округе и открывали различные магазины и мини-маркеты. Взяв на себя оптовую торговлю, утраченную евреями во время немецкой оккупации Франции во время Второй мировой войны , китайская община продолжает существовать и сегодня. [16]
Недавняя иммиграция
[ редактировать ]вьетнамский китайский
[ редактировать ]После падения Сайгона в 1975 году этнические китайцы из Вьетнама подверглись жестоким преследованиям со стороны нового коммунистического правительства и были изгнаны из недавно воссоединенной страны. [17] Это привело к волне эмиграции во Францию, поскольку вьетнамские китайцы присоединились к другим этническим вьетнамским беженцам из Южного Вьетнама и в основном переселились в Париж и окружающий его регион Иль-де-Франс . Этнические китайцы из Лаоса и Камбоджи , двух других бывших французских колоний в Индокитае, также прибыли во Францию после этого периода конфликта по тем же причинам.
За этот период в высотном районе на юго-востоке 13-го округа городской квартал Quartier Asiatique (Азиатский квартал), наблюдался значительный рост населения. Парижа, где расположен [18] В этом районе проживает много китайцев, проживающих преимущественно в многоэтажных квартирах, а также крупные вьетнамские и лаосские общины. [19] Подобно этническому вьетнамскому населению, китайские беженцы из Вьетнама, мигрировавшие во Францию и франкоязычные регионы Канады, в среднем имели более высокий уровень достатка и лучше интегрировались в принимающую страну, чем их сверстники, мигрировавшие в Северную Америку или Австралию. [18]
Другие новые иммигранты
[ редактировать ]С 1980-х годов иммиграция неуклонно росла, причем основными странами-источниками были материковый Китай , особенно из Вэньчжоу , а также страны бывшего Французского Индокитая . Совсем недавно китайская иммиграция во Францию переместилась в сторону мигрантов с северо-востока материка. В Париже поселения разбросаны как по городским, так и по пригородным районам, особенно в 13-м округе, а также в Темплтаунах Логн , Торси , Нуази-ле-Гран . В Лионе и Марселе также проживают значительные китайские общины.
Культурный профиль
[ редактировать ]Китайскую общину во Франции можно разделить на три разные группы в зависимости от истории мигрантов и разновидностей китайского языка. [20]
Вэньчжоуский
[ редактировать ]Этнические китайцы выходцами из Вэньчжоу и прилегающей южной провинции Чжэцзян составляют самую крупную и наиболее авторитетную китайскую общину во Франции с населением около 350 000 человек по состоянию на 2010 год. [20] Первые китайские мигранты во Францию прибыли в конце 19 века и состояли из вэньчжоуских купцов, производивших китайскую керамику . Во время Первой мировой войны подавляющее большинство из 100 000 китайских рабочих, нанятых для работы во Франции, были выходцами из района Вэньчжоу, а небольшое количество осталось во Франции после окончания конфликта. [7] В 1970-х и 1980-х годах во Францию прибыла большая волна китайцев из Вэньчжоу, причем некоторые из них были привезены членами семей, уже находившимися во Франции. [20]
Китайцы Французского Индокитая
[ редактировать ]После окончания войны во Вьетнаме в 1975 году большое количество этнических китайцев из бывших французских колоний в Юго-Восточной Азии ( Вьетнам , Лаос и Камбоджа ) эмигрировали во Францию, спасаясь от коммунистического захвата своих стран и преследований со стороны новых правительств. Население этого сообщества по состоянию на 2010 год составляло около 150 000 человек. [20] Их происхождение из бывших французских колоний привело к тому, что по прибытии они приобрели прочный французский язык и культуру, а уровень их ассимиляции во французское общество был в основном быстрым и успешным, поскольку они были наиболее интегрированной китайской общиной во Франции. [21] Как и в своих бывших странах, этнические китайцы из Индокитая активно вовлечены в торговлю, особенно среди поколения иммигрантов, а средний уровень доходов превышает средний уровень по стране. [22]
Теочью - наиболее часто используемый вариант китайского языка в этом сообществе, при этом кантонский диалект также широко распространен и используется в качестве общего коммерческого и общественного языка из-за его статуса исторического лингва-франка среди китайцев в Индокитае. [23] Кроме того, знание вьетнамского языка распространено среди поколения беженцев, которые в основном происходят из бывшего Южного Вьетнама, в то время как лаосский и кхмерский язык владеют меньшим количеством беженцев, происходящих из Лаоса и Камбоджи соответственно.
Дунбэй
[ редактировать ]За последнее десятилетие новые китайские иммигранты во Франции в основном прибыли из Северо-Восточного Китая ( Дунбэй ). Их население по состоянию на 2010 год составляло около 15 000 человек. В этой китайской общине женщин значительно больше, чем мужчин, и они часто уезжают из Китая во Францию в надежде наладить новую жизнь, во многом из-за неудовлетворенности жизнью на родине. Уровень образования среди дунбэй варьируется от среднего до высшего образования, что выше, чем у иммигрантов из Вэньчжоу, и немного ниже, чем у китайцев из Индокитая. [20] Сообщество только недавно начало формироваться: некоторые его члены открыли заведения и стали экономически независимыми. Тем не менее, подавляющее большинство этнических китайских проституток во Франции родом из Дунбэя, и другие этнические китайцы во Франции по-прежнему относятся к этой группе свысока. [20] Мандарин — это китайский вариант, на котором чаще всего говорят среди членов этого сообщества.
Коммунальные отношения
[ редактировать ]Несмотря на то, что китайская община во Франции принадлежит к одной этнической группе, она разделена на упомянутые выше лингвистические группы и группы мигрантов. Общественные организации обслуживают конкретно свою целевую группу мигрантов, а не население Китая в целом. Хотя сообщество Дунбэй в последнее время участвует в общественных группах Вэньчжоу, и многие его члены поселились в китайских районах Вэньчжоу, китайцы из Индокитая по-прежнему редко взаимодействуют со своими сверстниками из материкового Китая . [20]
Такое разделение китайской общины во Франции уходит корнями в историю, уровень ассимиляции между группами и, в меньшей степени, в политику. В то время как китайцы из Индокитая прибыли во Францию в основном как беженцы из-за войны во Вьетнаме , мигранты из Вэньчжоу и Дунбэй прибыли во Францию с экономическими целями, причем некоторые из них первоначально намеревались вернуться в Китай через несколько лет. Хотя вэньчжоуцы составляют старейшую китайскую группу во Франции, они наименее ассимилированы, в основном остаются в своих общинах и взаимодействуют с французским населением в основном через бизнес, а среди молодого поколения - через образование. [24] Из-за своего происхождения из Китая, а также языкового барьера, мигранты Дунбэй предпочитают общаться с вэньчжоуской общиной, а не с индокитайской. [25]
Напротив, поколение иммигрантов среди китайцев из бывшего Французского Индокитая быстро интегрировалось и за короткий период времени утвердилось во французском обществе. Китайцы из Индокитая часто разделяют негативные французские взгляды на группы материкового Китая, критикуя их довольно закрытые общины и плохие знания французского языка среди иммигрантов. Фактически, подавляющее большинство членов сообщества вместо этого обычно ассоциируют себя с вьетнамским , лаосским или камбоджийским населением во Франции (в зависимости от страны их происхождения). [26]
Политические взгляды
[ редактировать ]Что касается политики, китайцы из Индокитая являются стойкими антикоммунистами , что отражает преимущественно беженское происхождение этой общины. Хотя они критикуют коммунистические партии в странах своего происхождения, критика иногда направлена против Коммунистической партии Китая (КПК). [27] Между тем, хотя многие жители Вэньчжоу и Дунбэй эмигрировали из Китая в политических целях, эти группы в основном остаются безразличными к КПК. Несколько членов последних двух групп поддерживают КПК, обычно это спонсируемые государством студенты или бизнесмены. [25]
Более крупные политические разногласия между двумя группами касаются нелегальной иммиграции . Большинство нелегальных иммигрантов из Азии во Францию прибыли из материкового Китая, особенно из региона Вэньчжоу, и меньшее количество — из северного Китая. В то время как общественные группы жителей Вэньчжоу и Дунбэй выступают за предоставление вида на жительство нелегальным китайским иммигрантам, уже находящимся во Франции, китайцы из Индокитая категорически против этой идеи и поддерживают депортацию нелегальных иммигрантов французским правительством. Лидеры общин Индокитая и французские политики обвинили нелегальных жителей материкового Китая в отмывании денег . Легальных мигрантов также обвиняют в уклонении от уплаты налогов и поддержке нелегальных китайских мигрантов. Ряд нелегалов из Вэньчжоу бежали из Франции в соседние страны, такие как Италия, о безпаспортном режиме в соответствии с Шенгенским соглашением . [28]
В целом низкий уровень интеграции иммигрантов и случаи нелегальной иммиграции среди жителей Вэньчжоу и Дунбэя привели к тому, что китайская община Индокитая стала считать эти группы «отсталыми деревенскими людьми» и отказывалась сотрудничать с лидерами своих общин. [20] Например, серия грабежей китайских предприятий и нападений на лиц, принадлежащих к первым двум группам, а также последующий марш против преступлений в районе Бельвиль в Париже вызвали чувство безразличия среди последней китайской общины. [29]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Маринетт Дюпен-Ченг , главная героиня мультсериала « Чудеса: Сказки о божьей коровке и Коте Нуаре» , и ее мать по имени Сабина Ченг — студентка китайско-французского происхождения с тайной супергеройской личностью Ледибаг и эмигрантка из Китая, которая поселилась во Франции, прежде чем выйти замуж за отца бывшего соответственно.
- Чэнь Ляопин из бельгийского комикса, Седрик — любовный интерес главной героини одноимённой в названии, вместе с её родителями — эмигрантами из Китая, обосновавшимися во Франции.
Известные люди
[ редактировать ]- Дай Сидзе
- Беренис Марло
- Гао Синцзянь
- Жан Паскуалини
- Микаэль Сильвестр
- Милен Жампаной
- Энн Ченг
- Франсуа Ченг
- Зао Воу-Ки
- Фредерик Чау
- Ян Пей-Мин
- Ицин Инь
См. также
[ редактировать ]- Китайско-французские отношения
- Франция-Тайвань отношения
- Заграничные китайцы
- Китайская община в Париже
- Иммиграция во Францию
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Столкновения в Париже после того, как французская полиция убила китайца , BBC News , 28 марта 2017 г.
- ^ «Иммигранты по стране рождения» . Insee.fr (на французском языке). 28 ноября 2014 года . Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ Столкновения в Париже после того, как французская полиция убила китайца , BBC News , 28 марта 2017 г.
- ^ «Китайско-французско-латинский словарь, 1813 г.» (на французском языке). Средняя школа Фюстеля в Куланже. Архивировано из оригинала 19 сентября 2004 года.
- ^ "Ли Ши-цэн", в Бурман, Ховард Л., изд. (1968). Биографический словарь республиканского Китая, том II . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 319–321.
- ^ Ван, Ию (2007). Лувр из Китая: критическое исследование CT Loo и создание китайского искусства в Соединенных Штатах, 1915–1950 (Диссертация). Докторская диссертация, исторический факультет Университета Огайо.
- ^ Перейти обратно: а б с д Пикар, Пьер (2004). Китайская империя (L'Empire chinois) (на французском языке). Фавра SA ISBN 978-2-8289-0793-8 . Пикар, французский специалист по Китаю, дает описание судьбы китайских рабочих.
- ^ Кондлифф, Джон Белл (1928). Проблемы Тихого океана: материалы второй конференции Института тихоокеанских отношений . США: Издательство Чикагского университета. (стр. 410)
- ^ фр: запись в Википедии о Рождестве-на-Мере
- ^ ФРАНЦИЯ, Китайское кладбище Нуаэль-сюр-Мер времен Первой войны (изображения) [1] [2] [3] [4]
- ^ «140 000 забытых китайцев, которые помогли выиграть Первую мировую войну» . Агентство Франс-Пресс . 11 ноября 2004 г. Архивировано из оригинала 29 января 2009 г. Проверено 1 ноября 2007 г.
- ^ Живой Ю-Сион, китаец Франции: столетие присутствия с 1900 года по настоящее время , Ed. Mémoire Collective, 1994.
- ^ Рой, Ануступ (7 сентября 2007 г.). «Уровень выселения китайских нелегальных иммигрантов во Франции растет» . Сеть Европа . Архивировано из оригинала 6 января 2009 года . Проверено 1 ноября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бердсли, Элеонора (7 сентября 2007 г.). «Китайцы в Монтаржи» . Сеть Европа . Архивировано из оригинала 6 января 2009 г. Проверено 7 ноября 2007 г.
- ^ Левин, Мэрилин Авра (1993). Найденное поколение: китайские коммунисты в Европе двадцатых годов . США: Вашингтонский университет Press. стр. 116–120.
- ^ «Вэньчжоу: китайский город повторяет парижскую моду» . Народная газета . 25 декабря 2000 г. Архивировано из оригинала 3 января 2002 г. Проверено 1 ноября 2007 г.
- ↑ Straits Times , 18 сентября 1978 г., стр. 2
- ^ Перейти обратно: а б «Вьетнамская диаспора во Франции» (на французском языке). Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 г.
- ^ Смит, Крейг С. (10 мая 2005 г.). «Лицо за стойкой парижского бистро становится азиатским» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . Архивировано из оригинала 12 мая 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Лоран, Аннабель (28 июня 2010 г.). « Шинуа де Франс ничего не значит» (по-французски). Slate.fr . Проверено 22 ноября 2016 г.
- ^ Хан (1993) , с. 32.
- ^ Марр и Уайт (1988) , стр. 77–89.
- ^ Уэст, Барбара А. (2009). Энциклопедия народов Азии и Океании . Факты в файле. стр. 289–290. ISBN 978-0816071098 . электронная книга: ISBN 978-1438119137 .
- ^ Винсент, Элиза (7 июля 2010 г.). «Город возчиков». Мир . п. 3.
- ^ Перейти обратно: а б «Китайцы Бельвиля, за пределами клише» . Крест . 23 июня 2010 г. Архивировано из оригинала 26 июня 2010 г.
- ^ Мари-Ева Блан. Трудность избежать «хорошей репутации»: вьетнамский иммигрант в прессе Франции и Канады. Варя, 2006. http://transtexts.revues.org/191 .
- ^ МакКеррас (2003) , с. 120.
- ^ «В Бастилии китайские иммигранты без документов сражаются бок о бок с африканцами» (на французском языке). Агентство Франс Пресс. 11 июня 2010 г.
- ^ «Китайцы из Бельвиля говорят, что они жертвы «фантазий» » . Ле Монд (на французском языке). 22 июня 2010 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хан, Тран (1993). Этнические китайцы и экономическое развитие Вьетнама . Институт исследований Юго-Восточной Азии. ISBN 9789813016675 . Проверено 26 апреля 2012 г.
- МакКеррас, Колин (2003). Этническая принадлежность в Азии . Рутледж-Керзон. ISBN 0415258170 . Проверено 26 апреля 2012 г.
- Марр, Дэвид Г.; Уайт, Кристин Пельцер (1988). Послевоенный Вьетнам: дилеммы социалистического развития . Выпуск 3 серии программ Юго-Восточной Азии. Публикации ПДУЭР. ISBN 0877271208 . Проверено 6 мая 2012 г.
- Лю, Дж. Эймс. «Франция» в Л. Пан Ред. (2006) Энциклопедия китайского зарубежья , Сингапур: Центр китайского наследия (переработанное издание).
- Тематическая область - Китайцы во Франции. Архивировано 7 марта 2005 г. в Wayback Machine (всего: 38). Зарубежная коллекция Китая, Коллекция библиотеки CUHK.
- Карин Пина-Герассимофф. Гендер и миграционные сети: новые подходы к исследованию китайской миграции во Францию и Европу . Журнал китайского зарубежья. Май 2006 г., третий выпуск.
- Герассимофф, Карин (сентябрь 2003 г.). «Новые китайские мигранты во Франции». Международная миграция . 41 (3): 135–154. дои : 10.1111/1468-2435.00244 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Китайцы в Париже Ма Шумин
- Китайские рабочие во Франции. Статья опубликована в журнале Échanges et Mouvement № 121, лето 2007 г.