Симфония № 8 (Шуберт)
Симфония № 8 | |
---|---|
Франц Шуберт | |
![]() Третья часть, первая страница, факсимиле, 1885 г., в биографии Дж. Р. фон Гербека. | |
Другое имя | Неоконченная симфония |
Ключ | Си минор (h-moll) |
Каталог | Д. 759 |
Форма | Симфония |
Составленный | 1822 |
Движения | Два завершенных фрагмента двух других частей. |
Подсчет очков | Оркестр |
Шуберта , Симфония № 8 Франца си минор D. 759 (иногда перенумерованная как Симфония № 7, [1] в соответствии с пересмотренным немецким каталогом и Neue Schubert-Ausgabe. [2] ), широко известная как Неоконченная симфония (нем. Unvollendete ), представляет собой музыкальное произведение, которое Шуберт начал в 1822 году, но оставил только две части, хотя прожил еще шесть лет. Скерцо только с двумя , почти законченное по фортепианной партитуре страницами , но оркестрованное , также сохранилось.
, предположили Некоторые музыковеды, в том числе Брайан Ньюбоулд , что Шуберт, возможно, набросал финал, который вместо этого стал большим си минор антрактом из его музыки к «Розамунде» , но все доказательства этого являются косвенными. [3] Одной из возможных причин того, что Шуберт оставил симфонию незавершенной, является преобладание одного и того же размера ( тройного метра ). Первое движение находится в 3
4 , второй в 3
8 и третье (неполное скерцо) снова в 3
4 . Три последовательные части одного размера редко встречаются в классических симфониях, сонатах или камерных произведениях .
Восьмую симфонию Шуберта иногда называют первой романтической симфонией из-за акцента на лирическом импульсе внутри драматической структуры классической сонатной формы . Более того, его оркестровка рассчитана не только на функциональность, но и на определенные комбинации инструментальных тембров , которые являются пророческими для более позднего романтического движения, с широким вертикальным интервалом, возникающим, например, в начале развития . [4]
До сих пор музыковеды расходятся во мнениях относительно того, почему Шуберту не удалось завершить симфонию. Некоторые предполагают, что осенью 1822 года он прекратил работу в середине скерцо, потому что связал это с первой вспышкой сифилиса , или что его отвлекло вдохновение для его «Фантазии о страннике» для фортепиано соло, которая отняла у него все время и силы. энергию сразу после этого. Это могло быть сочетание обоих факторов.
Ранняя история
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2016 г. ) |
В 1823 году Музыкальное общество Граца вручило Шуберту почетный диплом. Он чувствовал себя обязанным посвятить им в ответ симфонию и послал своему другу Ансельму Хюттенбреннеру , ведущему члену Общества, оркестровую партитуру, написанную им в 1822 году и состоящую из двух завершенных частей « Неоконченного» плюс, по крайней мере, первых двух страниц. начала скерцо. Это многое известно.
Что, возможно, никогда не станет известно, так это то, какую часть симфонии на самом деле написал Шуберт и сколько из того, что он написал, он передал Хюттенбреннеру. Существует следующее:
- Первые две части, исполненные в полной партитуре
- Первые две страницы скерцо в полной партитуре
Остальная часть скерцо (за исключением отсутствующей второй части трио) существует в отдельной рукописи в сокращенном виде (не отправленной Хюттенбреннеру, но найденной среди обширных рукописей Шуберта после его смерти и бережно сохраненной его преданным школьным учителем, братом Фердинандом ). вместе с полной партитурой второй части и концом первой части, но ничего из четвертой части. [5] Финал четвертой части в домашней тональности (си минор) был бы нормой для любой симфонии, написанной в то время, но прямых свидетельств того, что Шуберт когда-либо начинал над ней работу, нет. Было, однако, высказано предположение, что наиболее расширенный антракт из «Розамунды» (также си минор, в том же стиле, что и первая часть, и с той же инструментовкой, что и симфония) действительно был той четвертой частью, которую Шуберт переработал, вставив он был включен в его музыку к Розамунде, написанную в начале 1823 года, сразу после « Фантазии о страннике» .
Ученый Шуберта Брайан Ньюбоулд, который гармонизировал, оркестровал и предположительно завершил фортепианный набросок скерцо, считал, что это правда. [ нужна ссылка ] ; но не все ученые с этим согласны. В любом случае страницы, похоже, были вырваны после начала скерцо в полной партитуре, отправленной Хюттенбреннеру. Тот факт, что Хюттенбреннер не выполнил работу и даже не сообщил обществу, что у него есть рукопись, является любопытным и породил различные теории.
Старость и приближающаяся смерть, похоже, побудили Хюттенбреннера наконец показать работу важному и любезному посетителю (в 1865 году, когда ему был 71 год и ему оставалось жить всего три года). Это был дирижер Иоганн фон Гербек ре мажор Шуберта , который представил две сохранившиеся части 17 декабря 1865 года в Вене, добавив блестяще насыщенную, но выразительно легкую последнюю часть с вечным двигателем Третьей симфонии как неадекватный финал, выразительно совершенно несовместимый с монументальные первые две части «Неоконченного» , да еще и не в правильной тональности. [ оригинальное исследование? ] Тем не менее спектакль был принят публикой с большим энтузиазмом. [6] Партитура этих двух частей не публиковалась до 1867 года.
Неоконченную . симфонию называли № 7 (недавно, например, в Новом издании Шуберта) вместо № 8, как это обычно бывает, поскольку другое произведение иногда называют 7-й Шуберта (ми мажор, завершено Феликсом Вейнгартнером) ) также остался незавершенным, но по-другому: по крайней мере фрагменты всех четырех его частей остались в руке Шуберта.
Завершенные движения
[ редактировать ]Две полные части (партитуры для 2 флейт , 2 гобоев , 2 кларнетов , 2 фаготов , 2 валторн , 2 труб , 3 тромбонов , литавр и струнных ), которые все представляют собой симфонию в том виде, в котором она исполняется в концертном репертуаре:
I. Аллегро модерато
[ редактировать ]Первая часть, си минор , открывается в форме сонаты , мягко в струнных, за которой следует тема, разделяемая соло гобоя и кларнета. Типично лаконичный шубертовский переход состоит всего из четырех тактов для двух валторн, эффективно модулирующих субдоминантную параллельную тональность соль мажор (такты 38–41).
Вторая тема начинается со знаменитой лирической мелодии в этой тональности, исполняемой сначала виолончелями, а затем скрипками (иногда забавно исполняемой на слова Зигмунда Шпета : «Это... симфонист... которого написал Шуберт». но так и не закончил») под нежный синкопированный аккомпанемент. Это прерывается драматической заключительной группой, чередующей тяжелые тутти сфорцанди с вкраплениями пауз и вариантов развития мелодии соль мажор , завершающей экспозицию .
- Вступительная мелодия (виолончель и бас)
- Первая тема (гобой и кларнет)
- Вторая тема (виолончель)
Важный момент первой части возникает в такте 109 (и повторяется в репризе в такте 327). В этих тактах Шуберт держит тонику B » во втором фаготе и первой валторне под доминирующим аккордом F ♯ , что напоминает об окончании развития Бетховена «Героической симфонии .
Что необычно для сонатной формы, раздел развития начинается с тихого повторения вступительной мелодии в субдоминанте ( ми минор ), тональности, которая обычно сохраняется ближе к концу движения сонатной формы где-то в перепросмотре или коде , и повышается до продолжительной кульминация в той же тональности, начиная с драматического варианта вступительной мелодии под звуки тромбонов под аккомпанемент полного оркестра. Ожидаемый относительный мажор (ре) тоники-минор сначала появляется только в конце этой кульминации, а затем снова для второго предмета резюмирования (вместо ожидаемой тоники си-мажор ) — вместо гораздо раньше, во второй предмет экспозиции, как обычно. Затем флейты и гобои возобновляют свою мелодическую роль в конце этого драматического взрыва, переходя к перепросмотру.
Перепросмотр состоит в основном из повторения тем в ортодоксальной сонатной форме, за исключением того, что Шуберт в начале перепросмотра модулирует сначала ми минор, затем фа минор , повторяет вторую тему в относительной тональности ре мажор и модулирует обратно к параллельному лад си мажор, чтобы завершить перепросмотр. Кода в тонике си минор напоминает вступительную тему еще одной, финальной, драматической переработки, готовящей почву для выразительных заключительных аккордов.
II. Едем на мотоцикле
[ редактировать ]Вторая часть, ми мажор , чередует две контрастирующие темы в форме сонатины (сонатная форма без развития, со спокойной драматической, элегической, расширенной кодой, которую можно охарактеризовать как заключительный раздел развития). Лирическую первую тему представляют валторны, низкие струны, духовые и высокие струны, играющие в контрапункте . Жалобная вторая тема, минор, после четырех простых негармонизированных нот в переходе, тихо воспроизводящих тонический аккорд относительного до ♯ минора первыми скрипками, начинается в соло кларнета в до ♯ минор и продолжается в соло гобоя в до ♯. мажор в примере сопоставлений мажора и минора, которые являются отличительной чертой гармонического языка Шуберта.
Драматическая заключительная тема всего оркестра возвращается к до ♯ минор, но заканчивается ре ♭ мажор ( энгармонический эквивалент до ♯ мажор). Короткий переход назад к тонике ми мажор открывает перепросмотр, примечательный тем, что он повторяет вторую тему в субдоминанте ля минор (вместо ожидаемой тонической параллели ми минор ), начатую гобоем и продолжаемую кларнетом (наоборот, их роль в экспозиции).
Кода начинается с новой темы, которая является просто продолжением двухтактовой каденциальной фигуры ми мажор , открывающей движение. Это уступает место лаконичному трезвучному переходному девизу первой скрипки , который приводит к повторению первой темы деревянными духовыми инструментами в отдаленном мажоре ля , за которым следует девиз, снова ведущий к тонике ми мажор для финальной расширенной трансформации первой тема, что, в свою очередь, приводит к окончательной расширенной версии вступительной каденциальной фигуры, которая снова появляется и закрывается.
Третья и четвертая части
[ редактировать ]Фрагмент скерцо, задуманный как третья часть, возвращается к тонике си минор с трио соль мажор. Первые 30 тактов сохраняются в полной партитуре, а вся остальная часть собственно скерцо (обе линии) — только в короткой партитуре . Существует только первая линия трио, и то как простая, неукрашенная, негармонизированная единая мелодическая линия. Второй штамм полностью отсутствует.
После того, как Хюттенбреннер выпустил две завершенные части «Неоконченного к Гербеку», некоторые историки музыки и ученые приложили немало усилий, чтобы «доказать» завершенность композиции даже в усеченной двухчастной форме, и действительно, одна только эта сокращенная структура увлекла слушающую публику. считают его одним из самых любимых произведений Шуберта. Тот факт, что классическая традиция вряд ли согласилась с тем, что симфония могла закончиться в тональности, отличной от той, в которой она началась (с первой частью си минор и финалом ми мажор по умолчанию незавершенными), и еще более неоспоримый факт, что Шуберт начавший третью часть си минор (оставив ровно 30 тактов полностью оркестрованного скерцо и 112 последующих тактов в короткой партитуре), противоречит мнению, что две завершенные части могут законно существовать отдельно. [5]
Прием
[ редактировать ]Рецензируя премьеру симфонии 1865 года, музыкальный критик Эдуард Ганслик подчеркнул, что эта музыка входит в число «самых красивых» Шуберта:
Когда... кларнет и гобой в унисон начали свою нежную кантилену под спокойным ропотом скрипок... В зале прошептали «Шуберт». ... И когда после этой ностальгической кантилены минор последовала контрастная соль мажорная тема виолончелей, очаровательная песня почти лендлеровской интимности, все сердца возрадовались, словно после долгой разлуки сам композитор были среди нас лично. Все движение представляет собой мелодичный поток, настолько кристально чистый, несмотря на свою силу и гениальность, что виден каждый камешек на дне. И везде то же тепло, то же яркое, живительное солнце!
Анданте развивается более широко. Кое-где переплетаются несколько странных намеков на жалобы или раздражения... их эффект подобен музыкальным грозовым тучам... Словно не желая расставаться со своей нежной песней, композитор слишком долго откладывает конец...
Тональная красота... завораживает. С помощью нескольких фигур духовых инструментов и... соло на кларнете или гобое Шуберт достигает... эффектов, которые не могут передать никакие усовершенствования вагнеровских инструментов. [7]
Современные доработки
[ редактировать ]В 1927–28 Феликс Вайнгартнер сочинил свою Шестую симфонию «Трагика» (в память 19 ноября 1828 года, дня смерти Шуберта), как дань уважения Шуберту к столетию со дня его смерти. Вторая часть симфонии Вайнгартнера представляет собой реализацию неполного наброска скерцо Шуберта (за семьдесят лет до . независимой работы Ньюбоулда)
В 1928 году, к 100-летию со дня смерти Шуберта, Columbia Records провела всемирный конкурс на лучшее предположительное завершение « Неоконченного» . Было представлено около 100 доработок, но и гораздо большее количество оригинальных работ. Пианист Фрэнк Меррик выиграл «Английскую зону» конкурса; его скерцо и финал были позже исполнены и записаны (на лейбле Columbia), но их давно уже не издают.
Лишь некоторые из завершений (меррик в их число не входит) использовали материал из эскиза скерцо Шуберта. Первая часть Четвертой симфонии Джозефа Холбрука , одной из британских записей, представляет собой по большей части исполнительскую версию наброска (вторая часть трио которого , полностью отсутствующая в наброске, должна была быть предположительно завершена), и тема из скерцо появляется в его финале. Независимые завершения скерцо также были сделаны Джеффри Бушем в 1944 году и дирижером Денисом Воаном ок. 1960.
Совсем недавно британские музыковеды Джеральд Абрахам и Брайан Ньюбоулд также предложили завершение симфонии (скерцо и финал), используя эскиз скерцо Шуберта и расширенный антракт си минор из его музыки к пьесе, которую Розамунда Шуберт написала несколько месяцев спустя. некоторые музыковеды подозревали, что изначально он задумывался как финал « Неоконченного » . [3] (На самом деле, она даже была сыграна как финал еще во время британской премьеры симфонии 6 апреля 1867 года.) Ее первая часть, эскиз скерцо и антракт - все си минор, их инструменты одинаковы. , а антракт (как и первая часть) имеет сонатную форму (как и все симфонические финалы Шуберта) и очень похож по стилю и настроению. Если антракт действительно начал свою жизнь как финал этой симфонии, то Шуберт, очевидно, переработал его (вероятно, на этом этапе без оркестровки) из симфонии в сопутствующую музыку, предположительно оркестровав ее для пьесы и, возможно, внеся композиционные изменения.
Британский пианист и специалист по Шуберту Энтони Голдстоун подготовил новую исполнительскую версию Симфонии для фортепианного дуэта из 4 частей, используя транскрипцию первых двух частей, подготовленную Хюттенбреннером, его собственное завершение Скерцо Шуберта и антракт Розамунды в транскрипции. Фридриха Германа под редакцией Голдстоуна. Работа в этой завершенной версии была впервые записана в 2015 году Голдстоуном и его женой/партнером по дуэту Кэролайн Клеммоу в рамках их серии «Шуберт: Несанкционированные фортепианные дуэты» для Divine Art Records.
В 1988 году американский музыковед Уильям Карраган создал собственное завершение скерцо и финала, также используя эскиз скерцо Шуберта и дополнив Антракт си минор «Розамунды». [8] Эта версия была исполнена и записана Гердом Шаллером на Филармоническом фестивале для Profil Records. [8]
Русский композитор Антон Сафронов завершил набросок скерцо и создал новый финал симфонии (некоторые темы последней основаны на темах из нескольких фортепианных произведений Шуберта), который он охарактеризовал как «попытку проникнуть в сознание композитор". [ Эта цитата нуждается в цитировании ] Его завершение было исполнено в Королевском фестивальном зале в Лондоне 6 ноября 2007 года с Оркестром эпохи Просвещения . [9] и 2 октября 2007 г. с Российским национальным оркестром (за которым последовал тур по Америке в начале 2008 г., [10] ) оба спектакля под управлением Владимира Юровского . Из-за необычного использования в финале материала из клавирных произведений Шуберта, завершение Сафронова подверглось критике от определенно положительной. [11] двойственному [10] [12] и отрицательный. [13]
Робин Холлоуэй , профессор композиции Кембриджского университета , реализовал скерцо на основе эскизов, но не обязательно; например, с двумя трио: первое по эскизу Шуберта, а второе полностью его собственного сочинения. Премьера состоялась 18 июня 2011 года на сцене Музыкального общества Кембриджского университета . [ нужна ссылка ]
В январе 2019 года китайская технологическая компания Huawei использовала искусственный интеллект для создания гипотетических мелодий для третьей и четвертой частей, на основе которых Лукас Кантор затем аранжировал оркестровую партитуру. Композиция была исполнена вживую в Cadogan Hall в Лондоне 4 февраля 2019 года. [14] Однако многие считают, что результат разочаровывает и далек от стиля Шуберта. [15] Гетц Рихтер , например, пишет: «Завершенные части тривиальны и в конечном итоге достигают свободного и недостоверного семейного сходства с Шубертом». [16]
В популярной культуре
[ редактировать ]- В фильме 1944 года «Двойная страховка » симфония исполняется в Hollywood Bowl, когда Уолтер Нефф берет Лолу Дитрихсон на окружающий холм, чтобы отвлечь ее после смерти ее отца.
- В 1957 года от Harvey Films «Каспер, дружелюбный призрак» анимационном короткометражном фильме «Бу-Боп» Каспер обнаруживает призрак Франца Шуберта, изо всех сил пытающегося «закончить» симфонию на своем оригинальном фортепиано в Музее музыки. Призрак Шуберта продолжает играть на фортепиано вторую тему (виолончель) первой части, но его постоянно отвлекает сначала Каспер, а затем внешние шумы, такие как топот лошади, тир, стройка и движение транспорта. Каспер различными способами подавляет оскорбительные звуки, а затем помогает вдохновить призрак Шуберта сочинить музыку после окончания этой темы. [17]
- В начале комикса 1979 года « Быть там » персонаж Шанс просыпается, когда удаленно включается телевизор, показывая оркестр, исполняющий симфонию. Подразумеваемая связь может быть с ненормально «незаконченной» личностью персонажа. [18] [ оригинальное исследование? ]
- В сериале 1981 года «Смурфики » первая тема первой части часто используется либо как музыкальная тема Гаргамеля , либо в сценах, где Смурфики находятся в опасности.
- Первая часть симфонии используется в качестве лейтмотива в фильме 2002 года «Особое мнение» . [19]
- Во втором сезоне , восьмой серии «Симпсонов » оркестр начальной школы Спрингфилда начинает серию субботних вечерних концертов с симфонии, хотя и с интересной оркестровкой, то есть с Лизой, играющей вторую тему на альт-саксофоне. Гомер сначала рад услышать, что работа не завершена, поэтому он может попасть на ралли грузовиков-монстров той ночью, но позже сетует: «Как долго Шерберт планировал делать этот кусок мусора?»
См. также
[ редактировать ]- Композитор и пианист Леопольд Годовский сочинил пассакалью с 44 вариациями, каденцией и фугой на вступительную тему Неоконченной симфонии Шуберта для фортепиано соло. Годовский добавил четвертную ноту F ♯ к началу темы Шуберта как анакрузис .
- Композитор Гилад Хохман сочинил современную дань уважения Симфонии Шуберта под названием «Шедун Фини» ( метатеза слова «Неоконченный») для трио кларнета, виолончели и фортепиано в форме Прелюдии и Аллегро, используя различные цитаты и стилистические влияния.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ «Франц Шуберт, Полное собрание симфоний, Роберт Каммингс» . Бамбергский симфонический оркестр , Джонатан Нотт . Проверено 24 марта 2013 г.
- ^ "Д-Реж.: 759, Название: Симфония №7 in b" . Новое издание Шуберта , база данных Шуберта. Архивировано из оригинала 3 января 2014 г. Проверено 24 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Ньюбоулд, 1992 , стр. 189, 294–296.
- ^ Ньюбоулд 1992 , стр. 184–186.
- ^ Jump up to: а б Ньюбоулд, 1992 , стр. 180–181.
- ^ Ханслик 1988 , 102 .
- ^ Hanslick 1988 , 101–103 (в переводе Генри Плезанца с оригинального немецкого языка Ханслика).
- ^ Jump up to: а б Уильям Карраган - Симфония №. 8 си минор, D. 759, в четырех частях
- ^ Барнетт, Лаура (11 июля 2007 г.). «Дневник искусств: Неоконченное завершается» . Хранитель . п. 27.
- ^ Jump up to: а б Стейман, Харви. «Обзор концерта – Шуберт, Брамс: Стивен Хаф, фортепиано; Российский национальный оркестр, Владимир Юровский, дирижер. Симфонический зал Дэвиса, Сан-Франциско, 14 февраля 2008 г. (HS)» . Виденное и услышанное Международное . Проверено 24 марта 2013 г.
- ^ Норрис, Джеффри (8 ноября 2007 г.). «Неоконченная симфония Шуберта подошла к удовлетворительному завершению» . «Дейли телеграф» . Проверено 24 марта 2013 г.
- ^ Диггинс, Джефф. «Обзор концерта – Вебер, Шуберт и Брамс: Стивен Хаф (фортепиано) Оркестр эпохи Просвещения: Владимир Юровский (дирижер) Королевский фестивальный зал, 6 ноября 2007 г. (GD)» . Виденное и услышанное Международное . Проверено 24 марта 2013 г.
- ^ Ширли, Хьюго. «Стивен Хаф; Оркестр эпохи Просвещения / Владимир Юровский, Вебер: Увертюра Freischütz; Шуберт: Симфония № 8 (компл. Сафронов); Брамс: Концерт для фортепиано с оркестром № 1, Королевский фестивальный зал, 6 ноября 2007 г.» . MusicalCriticism.com . Проверено 24 марта 2013 г.
- ^ «Huawei представляет «Неоконченную симфонию» » . Проверено 23 февраля 2019 г.
- ^ Пуэх, Бенджамин (07 февраля 2019 г.). «Восьмая симфония Шуберта, дополненная искусственным интеллектом» . «Фигаро» (на французском языке) . Проверено 14 октября 2019 г.
- ^ Рихтер, Гетц. «Композиторам не угрожает опасность со стороны ИИ, если ориентиром является законченная симфония Шуберта, созданная Huawei» . Разговор . Проверено 14 октября 2019 г.
- ^ «Бу-Боп» . IMDB .
- ^ «Быть там» . IMDB .
- ^ Джеймс Р., Острайх (30 июня 2002 г.). «Шубертизация кино» . Компания «Нью-Йорк Таймс» . Проверено 27 декабря 2021 г.
Источники
- Ньюбоулд, Брайан (1992). Шуберт и симфония: новый взгляд . Токката Пресс.
- Ханслик, Эдуард . 1988. Музыкальная критика Ханслика , изд. и транс. Генри Плезантс . Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 978-0-486-25739-6 (пбк).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кори Филд, редактор. Путеводитель музыканта по симфонической музыке: очерки Эйленбурга партитур . Шотт Музыка
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония № 8 : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур
- Фортепианная редукция ( Примечание: в PDF-файле показаны до-диезы в тактах 198 и 200 первой части; это должны быть до-диез.)
- О композиции: Симфония № 8 си минор, D. 759 («Неоконченная») , Центр Кеннеди, Вашингтон, округ Колумбия.
- 1937 - Сэр Томас Бичем - Запись OGG Лондонского филармонического оркестра