Император Вэнь Хань
Император Вэнь Хань Император Вэнь Хань | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Хуанди ( император ) | |||||||||||||
![]() Посмертное эпоху династии Сун изображение императора Вэня в свитка , фрагмент висящего «Отказ от места» | |||||||||||||
Император династии Хань | |||||||||||||
Царствование | 14 ноября 180 г. - 6 июля 157 г. до н.э. | ||||||||||||
Предшественник | Император Хоушао (при императрицы Лю ) регентстве | ||||||||||||
Преемник | Император Цзин | ||||||||||||
Рожденный | Лю Хэн 203/02 г. до н.э. Чанъань , династия Хань | ||||||||||||
Умер | 6 июля 157 г. до н. э. (46 лет) Чанъань, династия Хань | ||||||||||||
Похороны | Ba Mausoleum (霸陵) | ||||||||||||
Супруги |
| ||||||||||||
Проблема |
| ||||||||||||
| |||||||||||||
Дом | Лю | ||||||||||||
Династия | Хан ( Западная Хань ) | ||||||||||||
Отец | Император Гаозу | ||||||||||||
Мать | Императрица Гао |
Император Вэнь Хань (кит. 漢文帝 ; 203/02 - 6 июля 157 г. до н.э.), личное имя Лю Хэн ( 劉恆 ), был пятым императором династии Хань с 180 г. до своей смерти в 157 г. до н.э. Сын императора Гао и супруги Бо , его правление обеспечило столь необходимую стабильность внутри правящего клана Лю после нестабильного и жестокого регентства императрицы Лю , которая преследовала многочисленных членов клана. Процветающее правление императора Вэня и его сына императора Цзина высоко ценится историками. [ 1 ] его называют правилом Вэнь и Цзин .
Когда император Гаозу подавил восстание Дая ( 代 ), он сделал Лю Хэна принцем Дая. После смерти императора Гаозу власть находилась в руках его жены, императрицы Лю, вдовствующей императрицы. После смерти императрицы Лю чиновники ликвидировали могущественный клан Люй , а императором сознательно выбрали принца Дая, поскольку его мать, консорт Бо, не имела влиятельных родственников, а ее семья была известна своим смирением и вдумчивостью.
Правление императора Вэня принесло столь необходимую политическую стабильность, которая заложила основу для процветания при его внуке, императоре У. По мнению историков, император Вэнь доверял и советовался с министрами по государственным делам. Под влиянием своей даосской жены, императрицы Доу , император также стремился избежать расточительных расходов. Историки отмечают, что налоговые ставки находились в соотношении «1 из 30» и «1 из 60», что соответствует 3,33% и 1,67% соответственно. (Эти ставки предназначены не для подоходного налога , а для налога на имущество , поскольку единственная попытка взимания подоходного налога в древнем Китае была предпринята во времена Ван Манга .) Склады были настолько полны зерна, что часть его осталась гнить.
Жизнь
[ редактировать ]Принц Дай
[ редактировать ]В 196 году до нашей эры, после того как император Гао разбил восстание Чэнь Си в регионе Дай , он сделал Лю Хэна, своего сына от супруги Бо, принцем Дая . Столица княжества находилась в Цзиньяне ( 晉陽 , современный Тайюань , Шаньси ). [ 3 ] Дай был регионом на границе с хунну , и император Гао, вероятно, создал княжество с намерением использовать его как базу для защиты от набегов хунну. В течение первого года существования княжества Чэнь, армия которого потерпела поражение, но избежал плена, оставался угрозой, пока Чжоу Бо не убил его в бою в ноябре или декабре 196 г. до н.э. [ 4 ] Неизвестно, был ли в это время принц Хэн, которому тогда было семь лет, уже в Дае, но это кажется вероятным, поскольку его брат Лю Жуйи был единственным принцем в то время, о котором явно было записано, что он оставался в Дае. столицу Чанъань, а не быть отправленным в его княжество.
В феврале 181 г. до н.э. сводный брат принца Хэна, принц Лю Ю из Чжао, умер от голода в тюрьме. В ц. Март 181 г. до н.э., [ 5 ] Лю Хуэй, который раньше был принцем Ляна, стал принцем Чжао; Лю Хуэй позже покончил жизнь самоубийством из-за своих семейных проблем в июле того же года. [ 6 ] После смерти Лю Хуэя великая вдовствующая императрица Лю , которая тогда фактически контролировала имперское правительство, предложила более процветающее княжество Чжао принцу Хэну, но принц Хэн, правильно рассудив, что она намеревалась сделать принцем своего племянника Лю Лу, вежливо отказался и указал, что предпочитает оставаться на границе. Затем вдовствующая великая императрица сделала Лю Лу принцем Чжао.
В эти годы княжество Дай действительно стало ключевой позицией в защите от хунну, а принц Хэн хорошо познакомился с обычаями и военной стратегией хунну, хотя степень его собственного участия в военных действиях была неизвестна.
Присоединение
[ редактировать ]В августе 180 г. до н.э., после того, как великая вдовствующая императрица Лю умерла, а чиновники совершили государственный переворот против ее клана и убили их (во время беспорядков в клане Лю ), после некоторых раздумий чиновники предложили императорский трон принцу Хэну, а не Принц Лю Сян Ци, старший внук императора Гао. Ключом к их решению было то, что материнский клан принца Сяна был властным и мог повторять поведение клана Люй, в то время как клан материнского клана принца Хэна, Бо, считался добрым и скромным. [ нужна ссылка ] После некоторых колебаний принц Хэн, которому тогда было 23 года, принял трон императора Вэня 14 ноября 180 г. до н.э. [ 7 ] Его племянник, император Хоушао , которого считали простой марионеткой Великой вдовствующей императрицы Лю и подозревали в том, что он на самом деле не является сыном старшего брата императора Вэня, императора Хуэя , был свергнут и казнен. [ нужна ссылка ]
Раннее правление
[ редактировать ]
Император Вэнь быстро проявил способность управлять империей с усердием и, похоже, искренне заботился о благополучии народа. Под сильным влиянием своей жены императрицы Доу , которая была приверженкой даосизма , император Вэнь управлял страной, придерживаясь общей политики невмешательства в дела народа и смягчения законов. Его личная жизнь отличалась бережливостью и общей готовностью прощать. Первоначально он очень почтительно относился к Чжоу Бо, Чэнь Пину и Гуань Ину ( 灌嬰 ), которые сыграли важную роль в его вступлении на престол, и они последовательно занимали пост премьер-министров.
Примеры политики императора Вэня, проявлявшей доброту и заботу о людях, включают следующее:
- В 179 г. до н.э. он отменил закон, разрешавший арестовывать и заключать в тюрьму родителей, жен, братьев и сестер преступников, за исключением преступления государственной измены .
- В 179 г. до н.э. он создал государственную программу помощи нуждающимся. Ссуды или налоговые льготы предлагались вдовцам, вдовам, сиротам и пожилым людям без детей. Он также распорядился, чтобы ежемесячные стипендии в виде зерна, вина и мяса пожилым людям старше 80 лет, а также дополнительные стипендии в виде ткани и хлопка пожилым людям старше 90 лет.
- В 179 г. до н. э. он заключил мир с Наньюэ , чей король Чжао То, вдовствующая императрица Лю, нарушил экономическое эмбарго и поэтому участвовал в набегах на княжество Чанша (современный Хунань ) и командование Нань (современный Хубэй ). Император Вэнь добился этого, написав скромные, но настойчивые письма Чжао, предлагая достойный мир и позаботившись о родственниках Чжао, оставшихся в его родном городе Чжэндинг .
- В 178 г. до н. э., после солнечного затмения (тогда считавшегося символом божественного недовольства), он потребовал, чтобы чиновники честно критиковали его и рекомендовали способных людей на государственные должности. Он также пытался уменьшить обязательные налоги и каторжный труд.
В 179 г. до н. э., после некоторых колебаний (во время которых он, очевидно, под влиянием теории шанранга ( 禪讓 ), подумал, что, возможно, ему было бы правильнее найти самого мудрого человека в империи и предложить ему трон, или что ему следует рассмотреть возможность предложения трона своему дяде Лю Цзяо ( 劉交 ), принцу Чу; его двоюродному брату Лю Пи ( 劉濞 ), принцу У или его младшему брату Лю ; Чанг ( 劉長 ), принц Хуайнань), он сделал своего старшего сына Лю Ци наследным принцем, а мать принца Ци, супругу Доу, императрицей.
Помимо императрицы Доу, император Вэнь также отдавал предпочтение супруге Шэнь ( 慎夫人 ). Однако, несмотря на ее благоприятное положение, в целях экономии она носила только простые платья, а не сложные модели.
Император Вэнь в начале своего правления часто впечатлялся предложениями молодого чиновника Цзя И , но, противодействуя высокопоставленным чиновникам, он не продвигал Цзя на особенно высокие должности; скорее, Цзя был назначен учителем различных принцев. Цзя предложил разделить более крупные княжества, управляемые ветвями императорской семьи, - предложение, с которым император Вэнь согласился, но не решался его реализовать, и на самом деле он не реализовал предложение Цзя, которое позже могло предотвратить восстание семи государств .
Среднее правление
[ редактировать ]
Инцидент, нехарактерный для императора Вэня, произошел в 176 году до нашей эры. Чжоу Бо, который сыграл важную роль в становлении императора Вэня императором и который к тому моменту удалился в свой Марш Цзяна ( 絳 , в современном Линьфэне , Шаньси ), был ложно обвинен в государственной измене. Вместо того, чтобы сначала провести первоначальное расследование, император Вэнь арестовал и заключил Чжоу в тюрьму. Только благодаря заступничеству его матери, вдовствующей императрицы Бо и его дочери принцессы Чанпин ( 昌平公主 , невестки Чжоу), Чжоу был освобожден, а обвинения против него были сняты.
В 175 г. до н.э., несмотря на возражения Цзя И, император Вэнь издал указ, разрешавший любому человеку чеканить деньги (тогда только в виде монет) из меди и олова. Основными бенефициарами этой политики были те, кто имел доступ к меди, в том числе придворный чиновник Дэн Тонг ( 鄧通 ), фаворит и, вероятно, любовник императора Вэня, [ 8 ] который подарил Дэну крупный медный рудник в Яньдао ( 嚴道 , в современном Яане , Сычуань ). Другим бенефициаром был Лю Пи, принц У, чье княжество имело крупный медный рудник в Юйчжане ( 豫章 , в современном Наньчане , Цзянси ).
В 174 г. до н. э. произошел крупный инцидент с участием Лю Чанга, принца Чэня, который к тому времени был единственным живым братом императора Вэня. Император Вэнь очень любил его и не наказывал его за использование стилей и церемоний, которые должны были использовать только императоры. Кроме того, вопреки имперским законам, принц Чанг издал указы в своем княжестве, а также назначил своего премьер-министра. Он также проводил казни и давал людям титулы — две полномочия, которые также принадлежали императору.
Император Вэнь постоянно извинял его за его неосмотрительность, включая убийство Шэнь Ицзи ( 審食其 ), маркиза Пияна, но в конце концов стал недоволен. Он попросил своего дядю Бо Чжао ( 薄昭 ) написать письмо принцу Чану, чтобы попытаться изменить его образ жизни. Вместо этого принц Чанг обиделся и спланировал восстание. Когда заговор был раскрыт, император Вэнь лишил принца Чанга титула и сослал его в Яньдао с намерением преподать ему урок, а затем призвать обратно. Однако по дороге принц Чанг умер — вероятно, покончив жизнь самоубийством. В 172 г. до н.э. император Вэнь, очень скучая по принцу Чангу и все еще оплакивая его смерть, сделал своих сыновей Лю Аня , Лю Бо ( 劉勃 ), Лю Ци ( 劉賜 ) и Лю Ляна ( 劉良 ) маркизами, снова вместо Цзя И. возражение.
Также в 174 г. до н.э., когда к власти пришел новый шаньюй Лаошанг, император Вэнь продолжил политику Хэцинь , выдав ему замуж дочь принца.
В 170 г. до н. э. дядя императора Вэня Бо Чжао, сыгравший важную роль в его администрации, убил императорского посланника. Император Вэнь заставил его покончить жизнь самоубийством. Этот инцидент вызвал критику со стороны более поздних историков, которые считали, что ему следовало ограничить силы Бо раньше и таким образом спасти ему жизнь.
В 169 г. до н.э. Чао Цо ( 晁錯 ), в то время чиновник низкого уровня, предложил императору Вэню ряд предложений по борьбе с сюнну. Император Вэнь был впечатлен и сделал его членом семьи наследного принца Ци. По предложению Чао в 168 г. до н.э. император Вэнь ввел политику, согласно которой, если люди жертвовали еду для использования северными силами обороны против хунну, они могли получить титулы или получить прощение своих преступлений.
В 167 г. до н.э. император Вэнь запретил телесные наказания в виде татуировок на лице , отрезания носа или ступни и заменил их поркой . Эти наказания больше не будут вводиться в качестве формального юридического приговора до конца китайской истории. (Однако, как было позже отмечено, это на самом деле привело к большему количеству смертей, и поэтому император Цзин в 156 г. до н.э. еще больше сократил количество порки.)
Позднее правление
[ редактировать ]
Позже во время своего правления император Вэнь стал суеверным и начал искать сверхъестественные события. В 165 г. до н.э. по наущению колдуна Синьюань Пина ( 新垣平 храм, ) он построил к северу от реки Вэй посвященный пяти богам. Затем он повысил Синьюаня и наградил его большим сокровищем. По предложению Синьюаня император Вэнь запланировал тщательный пересмотр государственной системы и строительство множества храмов. В 164 г. до н.э. Синьюань Пин попросил своего товарища поставить возле императорского дворца нефритовую чашу с таинственными надписями, а также предсказал регресс на пути Солнца. (Это явление так и не получило адекватного объяснения, но на самом деле могло быть частичным солнечным затмением.) В ответ император Вэнь радостно провозгласил общеимперский праздник, а также возобновил календарное планирование своего правления. (Поэтому годы 163 г. до н. э. и последующие годы до конца его правления были известны как поздняя эпоха его правления.) Однако зимой 164 г. до н. э. Синьюань был разоблачен как мошенник, и он и его клан были казнены. . Это положило конец периоду сверхъестественного увлечения императора Вэня.
В 158 г. до н.э., когда сюнну совершили крупное вторжение в командования Шан ( 上 , современный север Шэньси ) и Юньчжун ( 雲中 , современная западная Внутренняя Монголия , с центром в Хух-Хото ), император Вэнь посетил лагеря армий, готовившихся для защиты столицы Чанъань от потенциального нападения хунну. Именно в этом случае на него произвел впечатление сын Чжоу Бо Чжоу Яфу как военачальник; По сравнению с другими генералами, которые по прибытии императора бросили все дела и делали все возможное, чтобы император почувствовал себя желанным гостем, Чжоу оставался в боевой готовности и требовал от императорской гвардии подчиняться надлежащему военному порядку, прежде чем он позволит императору поезд, чтобы войти. Позже он оставил наследному принцу Ци инструкции о том, что в случае возникновения военной чрезвычайной ситуации он должен назначить Чжоу своим командующим вооруженными силами - инструкции, которые были учтены во время Восстания Семи Государств.
Император Вэнь умер летом 157 г. до н.э. Ему наследовал наследный принц Ци. Император Вэнь в своем завещании сократил обычный период траура до трех дней, в отличие от предыдущих длительных периодов траура, во время которых были запрещены свадьбы, жертвоприношения, питье и употребление мяса, что значительно облегчило бремя народа. Он также приказал разрешить его наложницам вернуться домой. (До и после императора Вэня, как правило, императорские наложницы без детей должны были охранять могилу императора до конца своей жизни.) [ 9 ]
Наследие
[ редактировать ]
Правление императора Вэня и его сына, императора Цзин, часто вместе называли « Правление Вэня и Цзин », известное своей общей стабильностью и смягченными законами. Его считали одним из самых великодушных правителей в истории Китая. Его правление было отмечено бережливостью и попытками снизить бремя народа, при этом была зафиксирована одна из самых низких ставок налогов в истории Китая. Через два года после его смерти ставка налога составляла всего 3,3% от личного дохода. [ 10 ] Вэнь был похоронен в мавзолее Балин , [ 11 ] на что потребовалось две группы по шестнадцать тысяч и пятнадцать тысяч рабочих. [ 12 ]
Благожелательный образ правления императора Вэня находился под влиянием философии конфуцианства . Ученый-конфуцианец Цзя И был вдохновителем политики императора Вэня. Он решительно подчеркивал важность сельского хозяйства, а также эгалитарного распределения богатства в соответствии с доктринами Конфуция. [ 13 ]
Император Вэнь также был известен своей сыновней почтительностью и был внесен в список « Двадцати четырех сыновних образцов» . Согласно одной из историй, мать императора Вэня болела три года, и император Вэнь ухаживал за ней, когда был доступен. Он также лично пробовал все супы и лекарства, которые подавались для лечения его матери, прежде чем подавать их своей матери, чтобы убедиться, что они достаточны.
Имена эпох
[ редактировать ]Эти «названия эпох» не являются настоящими «названиями эпох», но являются ретроспективными в том смысле, что система названий эпох, установленная внуком императора Вэня, императором Ву, еще не вступила в силу. Император Вэнь, в соответствии с прежними имперскими календарными системами, просто указывал бы количество лет своего правления. Но однажды он обнулил календарь по уговорам колдуна Синьюань Пина ( 新垣平 ), поэтому историкам приходится обращаться к эпохам до и после обнуления отдельно.
- Цяньюань ( 前元 , «Бывшая эпоха») 179 г. до н.э. – 164 г. до н.э.
- Хоуюань ( 後元 , «Поздняя эпоха») 163 г. до н.э. – 157 г. до н.э.
Семья
[ редактировать ]Супруги и проблема:
- Принцесса-консорт из клана Люй
- Четыре безымянных сына
- Императрица Сяовэнь из клана Доу ( императрица Сяовэнь Доу клан ; ум. 135 до н.э.), личное имя Ифан ( 濐房 )
- Старшая принцесса Гуантао ( Guantao Princess ; 189–116 до н. э.), личное имя Пяо ( 尖 ), первая дочь [ 14 ]
- Вышла замуж за Чэнь У, маркиза Танъи ( 陳午 ; ум. 130 до н.э.), имела проблемы (два сына, императрица Чэнь ).
- Лю Ци , император Сяоцзин ( Emperor Xiaojing Liu Qi ; 188–141 до н. э.), первый сын [ 14 ]
- Лю Ву , принц Сяо Лян ( 王小王 Лю Ву ; 184–144 до н.э.), второй сын [ 14 ]
- Старшая принцесса Гуантао ( Guantao Princess ; 189–116 до н. э.), личное имя Пяо ( 尖 ), первая дочь [ 14 ]
- Фурен из клана Шэнь (клан госпожи Шэнь)
- Неизвестный
Родословная
[ редактировать ]Лю Тайгун (282–197 до н.э.) | |||||||||||
Император Хань Гаозу (256–195 до н. Э.) | |||||||||||
Императрица Чжаолин | |||||||||||
Император Вэнь Хань (203–157 до н. Э.) | |||||||||||
Императрица Гао (ум. 155 г. до н. э.) | |||||||||||
Леди Вэй | |||||||||||
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Палудан 1998 , с. 33.
- ^ Британика 2016 .
- ^ Джонстон (2017) , с. 171 .
- ↑ В томе 12 Цзыжи Тунцзяня смерть Чэнь Си приходится на 10-й месяц 12-го года правления Лю Банга (включая его пребывание на посту короля Хань). Месяц соответствует периоду с 12 ноября по 10 декабря 196 г. до н.э. по пролептическому юлианскому календарю. В модифицированном календаре Чжуаньсюй , использовавшемся в ту эпоху, 12-й год правления Лю Банга начинается с 12 ноября 196 г. до н.э. и заканчивается 1 ноября 195 г. до н.э. по предваряющему юлианскому календарю.
- ^ 2-й месяц 7-го года регентства императрицы Лю (после смерти императора Хуэя), согласно т. 13 Цзыжи Тунцзянь . Месяц соответствует с 5 марта по 3 апреля 181 г. до н.э. по пролептическому юлианскому календарю.
- ^ 6-й месяц 7-го года регентства императрицы Лю (после смерти императора Хуэя), согласно т. 13 Цзыжи Тунцзянь . Месяц соответствует с 1 по 30 июля 181 г. до н.э. по пролептическому юлианскому календарю.
- ^ Барбьери-Лоу и Йейтс 2015 , с. XIX.
- ^ Хинш, Брет (1992). Страсти с отрезанным рукавом: мужская гомосексуальная традиция в Китае . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-07869-1 . OCLC 885147257 .
- ^ «Ученые нашли могилу императора после многих столетий почестей в неправильном месте» . 18 декабря 2021 г.
- ↑ Книга Хань.том.24. В возрасте тринадцати лет, на втором году правления Сяоцзин, людям было приказано сдавать в аренду половину своих сельскохозяйственных угодий и платить налог в размере от одного к тридцати.
- ^ Loewe 2010 , с. 214.
- ^ Loewe 2010 , с. 217.
- ^ Книга Хань.том.24. С древних времен и до наших дней никогда не было видно, чтобы людьми можно было управлять из-за нехватки людей. Древние говорили: «Если мужчина не пашет, он может страдать от голода; если женщина не ткет, она может страдать от холода». материальные ресурсы будут исчерпаны. В древние времена господство мира основывалось на правлении кур, поэтому у них было достаточно скота, на которого можно было положиться. Теперь, когда мы унесли свои корни и приближаемся к концу, слишком много людей едят их, что является большой инвалидностью в мире.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Лоу 2000 , с. 772.
- ^ Loewe 2000 , стр. 771–772.
Библиография
[ редактировать ]Рано
[ редактировать ]- Книга Хань , т. 4 . (на китайском языке) в «Глава IV: Анналы [Императора Сяо]-Вэня» . История бывшей династии Хань . Том. 3 тома. Перевод Дабса, Гомера Х. Балтимора: Waverly Press . 1938–1955.
- Гу Яньву (2017), Джонстон, Ян (редактор), «Запись ежедневных знаний и сборник стихов и эссе» , «Переводы из азиатской классики», Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, ISBN 9780231542678 .
- Зыжи Тунцзянь Зыжи Тунцзянь [ Комплексное зеркало в помощь управлению ] (на упрощенном китайском языке). Том. 12 , 13 , 14 , 15 . Составил Сыма Гуан (1084 г.).
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - Сыма Цянь ; и др., «Записки великого историка» , том. Том. 10 . (на китайском языке) в Watson, Burton, пер. Записки великого историка. 3 тома. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета , 1961.
Современный
[ редактировать ]- Барбьери-Лоу, Энтони Дж.; Йейтс, Робин Д.С. (2015). Закон, государство и общество в раннем имперском Китае . Синица Лейденсия. Том. 1. Лейден: Издательство Brill . ISBN 978-90-04-30053-8 .
- Кинни, Энн Бенке (2004). Представления о детстве и юности в раннем Китае . Редвуд-Сити: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-8047-4731-8 .
- Лоу, Майкл (1986). «Бывшая династия Хань». В Твитчетте, Денис; Лоу, Майкл (ред.). Кембриджская история Китая: Том I: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. – 220 г. н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 103–222. ISBN 978-0-521-24327-8 .
- Лоу, Майкл (2000). Биографический словарь периодов Цинь, Хань и Синь (221 г. до н. э. — 24 г. н. э.) . Лейден: Издательство Brill . ISBN 978-90-04-10364-1 .
- Лоу, Майкл (2004). Люди, управлявшие ханьским Китаем: компаньон к биографическому словарю периодов Цинь, бывшего Хань и Синь . Лейден: Издательство Brill . ISBN 978-90-04-13845-2 .
- Лоу, Майкл (2010). «Императорские гробницы». В Loewe, Майкл; Нилан, Майкл (ред.). Ранние империи Китая: переоценка . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-85297-5 .
- Палудан, Энн (1998). Хроника китайских императоров: история правления правителей императорского Китая . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-05090-3 .
- Сюн, Виктор Цунруи; Хаммонд, Кеннет Дж. (2019). Справочник Рутледжа по истории императорского Китая . Лондон: Рутледж . ISBN 978-0-367-58051-3 .
- Ю, Ин-ши (1986). «Ханьские международные отношения». В Твитчетте, Денис; Лоу, Майкл (ред.). Кембриджская история Китая: Том I: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. – 220 г. н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 103–222. ISBN 978-0-521-24327-8 .
- «Вэнди | император династии Хань» . Британская энциклопедия . Чикаго: Британская энциклопедия, Inc. 30 марта 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с императором Вэнь Хань, на Викискладе?
- Император Вэнь Хань в Chinaknowledge