Бордо трамвай
Бордо трамвай | |||
---|---|---|---|
![]() | |||
Обзор | |||
Родное имя | Бордо трамвай | ||
Местный | Bordeaux , Nouvelle-Aquitaine , Франция | ||
Тип транзита | Скоростное железнодорожное перелива / трамвай | ||
Количество строк | 4 | ||
Количество станций | 130 [ 1 ] | ||
Ежегодный пассажирский центр | 96,77 миллиона (2018) [ 2 ] | ||
Веб -сайт | Infotbm | ||
Операция | |||
Начал операцию | 2003 | ||
Оператор (ы) | Тбм | ||
Количество транспортных средств | 130 [ 3 ] | ||
Технический | |||
Длина системы | 77,3 км (48,0 миль). [ 4 ] [ 5 ] | ||
Основной датчик | 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) стандартный датчик | ||
Электрификация | 750 В постоянного тока из накладного категории (за пределами города города) или APS (центр города) | ||
|
Сеть Tramway Bordeaux ( French : Tramway de Bordeaux ) состоит из четырех линий, обслуживающих город Бордо в Нулеле-Акитен на юго-западе Франции . Система имеет длину маршрута 77,5 километра (48,2 мили), что обслуживает в общей сложности 133 трамвайных остановок. [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ]
Первая линия современного трамвайного пути Bordeaux открылась 21 декабря . 2003 года Он управлялся Келисом Бордо с 1 мая 2009 года. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Оригинальный трамвай
[ редактировать ]
Первой службой общественного транспорта в Бордо была омнибусом с лошадью , представленной в 1830 году. В 1880 году был введен первый трамвай, нарисованный лошадью , и в конечном итоге 752 лошади были использованы для вытягивания 71 машины. Трамвайный путь, нарисованный лошадью, был ограничен городом Бордо, и, как следствие, первый электрический трамвай . в 1890 году в соседних пригородах был введен [ 7 ] [ 8 ]
В 1920 году различные трамваи были объединены, что позволило расширить систему. [ 7 ] К 1946 году система общественного транспорта в Бордо имел 38 трамвайных линий с общей длиной 200 километров (120 миль), в которых было 160 000 пассажиров в день. Рудиментарная система источника питания на уровне земли использовалась на некоторых участках со смешанным успехом. [ Цитация необходима ]
Как и в других французских городах в то время мэр, Жак Чабан-Делмас (впервые избранные в 1947 году), принял аргументы против TRAM и решил прекратить работу трамвая. Он обнаружил, что трамвай был старомодным по сравнению с автобусом, и его привязанность к установленным путям на земле затрудняет растущий поток автомобилей. В 1958 году последняя линия трамвая была закрыта. [ Цитация необходима ]
Без трамвая
[ редактировать ]К 1970 -м годам провал транспортной политики «все автомобиль» стал очевидным, но Хабан не был готов вернуться. Была продвинута грандиозная автоматизированная подземная железнодорожная схема с использованием системы VéhiCule Automatique Léger (VAL); Он даже получил поддержку большинства городских советников , но в конце концов стал жертвой не только на ожесточенную оппозицию местной ассоциации пользователей транспорта, но и на твердую реальность прекрасной песчаной природы земли города. Идея Вэла была сброшена. Хабан остался. [ Цитация необходима ]
Бордо пришлось ждать до 1995 года, а выборы Алена Джуппе в качестве мэра, а также полного удушения города его транспортными проблемами - до того, как ситуация была решена. После двух лет исследований городское сообщество Бордо приняло план трамваев в 1997 году. Признано центральным правительством в 2000 году в качестве проекта по общественным интересам, схема началась. [ Цитация необходима ]
Новый трамвай - фаза 1
[ редактировать ]Строительство нового трамвая началось в феврале 2000 года, с предварительными работами для трамвайного пути. В мае 2000 года был подписан контракт с Алстомом на поставку трамваев, а в октябре был заложен первый трек. Строительство и тестирование продолжалось с 2001 по 2003 год, и первая часть трамвая открылась 21 декабря 2003 года в присутствии президента Жака Чирака и мэра Бордо, Ален Джуппе . Недавно открытый раздел, известный как линия A, проходил от Лормонт-Лауриерс и Ла Морлета , до Мериадек . [ 9 ]
За открытием первого раздела строки А последовало отзывы линий B и C, 24 апреля 2004 года. На этой стадии L-линии B проходила от Quinconces в Сен-Николас , в то время как линия C, в то время как линия C бежала от Quinconces до Gare St- Джин . 3 июля 2004 года линия B была продлена от Сен-Николаса до Бугнарда . В сентябре 2005 года линия А была продлена от Мериадека до Сен-Августина . [ 9 ]
С расширением линии A до Saint-Augustin был завершен первый этап нового Bordeaux Tramwy. Система составляла 24,3 километра (15,1 миль) в длину, обслуживала 53 трамвайных остановок и стоила 690 миллионов евро . [ 9 ]
Новый трамвай - фаза 2
[ редактировать ]Подготовительная работа для второго этапа трамвая началась в 2004 году, когда строительные работы, начиная с октября 2005 года. Фаза 2 состояла из серии постепенных расширений на существующие три линии, открываясь в течение 2007 и 2008 гг.: [ 10 ]
- 27 февраля 2007 года линия A была продлена от La Morlette до Floirac Dravemont .
- 29 мая 2007 года линия B была продлена от Bougnard до центра Пессак .
- 21 июня 2007 года линия А была продлена от Сен-Августина до Центра Морьяк .
- 27 июля 2007 года линия B была продлена от Quinconces до Bassins à Flot .
- 19 ноября 2007 года линия C была продлена от Quinconces до Grand-Parc .
- 27 февраля 2008 года линия C была продлена от Grand-Parc до Les Aubiers и от Gare Saint Jean до Terres Neuves .
- 31 июня 2008 года линия A была продлена от Lormont -Lauriers до La Gardette - Bassens - Carbon Blanc .
- 20 октября 2008 года строка B была расширена от бассинских перевозок до Клаво .
После завершения фазы 2 добавили 36 новых станций и 19,6 километра (12,2 мили) дополнительных дорожек в систему трамваев. [ 10 ]
Новый трамвай - фаза 3
[ редактировать ]Планирование и консультации на этапе 3 трамвая начались в 2008 году. Публика Déclaration D'Utilité для расширения строк A, B и C была подписана Prefect 24 декабря 2010 года, а затем для новой линии D 30 ноября 2011. Подготовительная работа по расширению строк A, B и C началась в начале 2011 года, в то время как первая подготовительная работа в линии D началась в августе 2013 года с археологической службы. Были некоторые юридические задержки, когда публикация D'Utilité Publique расширение линии C на Gare de Blanquefor D и декларации линии для 21 июля 2015 года. [ 11 ]
Расширение на существующие линии в конечном итоге открылось следующим образом:
- 1 февраля 2014 года линия C была продлена от Les Aubiers до Berges du Lac . [ 12 ]
- 20 июня 2014 года линия B была продлена от Клаво до Бергес де ла Гаронна . [ 13 ]
- 24 января 2015 года линия C была продлена от Berges du Lac до Parc des Expositions . [ 12 ]
- 24 января 2015 года линия A была продлена от центра Мериньяка до Ле Хиллана-Ростанда . [ 14 ]
- В марте 2015 года линия C была продлена от Terres Neuves до Lycée Vaclav Havel . [ 15 ]
- был открыт новый отдел линии В апреле 2015 года из Бугнарда в Францию Алуэт B. [ 16 ]
- был открыт новый отдел линии 17 декабря 2016 года от Кракови в Гар -де -Бланкфорт С. [ 17 ] [ 18 ]
- 2 февраля 2019 года линия C была продлена от Lycée Vaclav Havel до Villenave Pyrénées . [ 19 ]
Новая трамвайная линия D -Line D открылась в два этапа, 14 декабря 2019 года и 29 февраля 2020 года. Эта новая линия 9,8 километра (6,1 миль) проходит от Carle Vernet Northwest от Bordeaux через Le Bouscat, брюгги и эйзины, заканчивая Eysines Cantinolle. Первые 4 километра (2,5 миль) от Карла Вернета до Quinconces совместно используются с линией C, единственной частью трамвайной системы Bordeaux, где две линии обмениваются треками. Строительство новой линии, начиная с 2017 года. [ 4 ] [ 5 ] [ 20 ]
В мае 2016 года «Стоп бассины» в линии B были переименованы в La Cité du Vin , чтобы совпадать с открытием прилегающего музея вина Cité du Vin и туристической достопримечательности. [ 21 ]
Сеть
[ редактировать ]Сеть состоит из четырех линий, с общей длиной маршрута 77,5 километра (48,2 мили). Маршруты обслуживают в общей сложности 130 трамвайных остановок, подсчитывая девять остановок на участке трека, разделяемых по линиям C и D, и три точки обмена в центре города ( Hotel de Ville , Porte de Bourgogne и Quinconces ). [ 1 ] [ 5 ]
Линия | Длина [ 6 ] [ 5 ] | Станции [ 1 ] | Маршрут [ 1 ] |
---|---|---|---|
А | 29,2 км (18,1 миль) | 51 | Le Haillan Rostand / Galant Pin / Airport ↔ La Gardette Bassens Carbon-Blanc / Floirac Dravemont |
Беременный | 19,5 км (12,1 миль) | 37 | Berges de la Garonne / La Cité du Vin ↔ France Alouette / Pessac Center |
В | 19,4 км (12,1 миль) | 35 | Бланкфорта Станция / выставочный центр ↔ Bègles / Villenave Pyrénées Station |
Дюймовый | 9,8 км (6,1 мили) | 24 | Eysines cantinolle / Hippodrome ↔ Carle Vernet |
Линия а
[ редактировать ]Строка A трамвайного пути Bordeaux начинается от Le Hilalan Rostand в западных пригородах Бордо или из аэропорта Бордо, первой общей остановкой является химины Quatre в Морьяке. Затем он проходит в восточном направлении к центру города, где он пересекает и имеет обмен с линией B в Hôtel de Ville , а также с линиями C и D в Porte de Bourgogne . Затем он пересекает реку Гаронн на мосту Пон де Пьер и бежит на восток к Буттинере . Здесь линия снова делится на две ветви, одну, проходящую к северо-востоку от La Gardette Bassens Carbon-Blanc , а другой на юго-востоке- Dravemont Floirac . [ 1 ] [ 22 ]
Линия составляет 29,2 км (18,1 миль) в длину и обслуживает 51 трамвайное остановки. Линия является двойной дорожкой во всем, за исключением подхода к платформе и терминальной платформе в Le Hillan Rostand и Mérignac-Aéroport , которая принимает форму заглушки с одной дорожкой. [ 5 ] [ 6 ] [ 22 ]
Большую часть дня по понедельникам по пятницу трамваи проходят не реже одного рада каждые пять минут между Pin Galant и Buttinière , с услугами каждые десять минут на филиалах и внешних участках. Услуги работают реже ранним утром, поздними вечерами, выходными и праздничными праздниками. [ 23 ]
Линия б
[ редактировать ]Линия B на трамвайном пути Bordeaux начинается в Бергес -де -ла Гаронне на севере Бордо и проходит в южном направлении в направлении города, проходя параллельно левому берегу реки Гаронн . Промежуточный термин передается в Клаво , где некоторые трамваи с юга прекращаются. В центре города он пересекает и имеет обмен с линиями C и D в Quinconces и с линией A в Hôtel de Ville . Затем он бежит на юго-запад до Бугнарда . Здесь линия делится на две ветви, одну, проходящую на север к центру Пессак , а другой на запад к Франции Алуэт . [ 1 ] [ 22 ]
Линия составляет 19,5 км (12,1 миль) в длину и обслуживает 37 трамвайных остановок. Линия представляет собой двойную дорожку между La Cité Du Vin и Bougnard , но включает в себя значительные участки двунаправленной отдельной дорожки в его ветвях и внешних участках. К La северу от du Cité . Vin Замок, если главный мост откроется. [ 5 ] [ 6 ] [ 22 ]
Большую часть дня по понедельникам по пятницу трамваи проходят не реже каждые пять минут между Клаво и Бугнардом , с услугами каждые десять минут на филиалах и внешних участках. Услуги работают реже ранним утром, поздними вечерами, выходными и праздничными праздниками. [ 24 ]
Линия c
[ редактировать ]Линия C трамвайного пути Bordeaux начинается с двух ветвей к северу от Бордо. Одна ветвь начинается в Parc Des Expositions и бежит на юг в Кракови . Другая ветвь начинается в Gare de Blanqufort и проходит вдоль линии SNCF до Пуант-де-Грейв до Ausone , откуда она следует за заброшенной железнодорожной линией до Кракови . Отсюда комбинированная линия проходит на юг в центр города. В центре города он соединяет и обменивается треками с линией D в Quinconces , где также имеет обмен с b . Линии C и D продолжают бегать на юг вместе и делиться обменом с линией A в Porte de Bourgogne и с главной железнодорожной станцией города в Gare Saint Jean . В Карле Вернете линия D заканчивается, оставляя линию C, чтобы продолжить себя. Промежуточный термин передается в Гар -де -Бедс , где некоторые трамваи с севера прекращаются, до того, как финальный термин достигнут в Вилленаве Пирене . [ 1 ] [ 22 ]
Линия составляет 19,4 км (12,1 миль) в длину и обслуживает 35 трамвайных остановок. Линия представляет собой двойную дорожку между Cracovie и Gare de Bègles , но включает в себя значительные участки двунаправленной отдельной дорожки в его ветвях и внешних участках. В частности, раздел рядом с линией до Пуант-де-Грейв , использует одно и то же право проезда, как (также (также одноцелевая) железная дорога главной линии. Этот раздел иногда называют трамвайным поездом с Médoc , хотя строго говоря, он не соответствует нормальному определению трамвайного поезда , поскольку трамвай и поезд не разделяют дорожку. [ 5 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 22 ]
Большую часть дня по понедельникам по пятницу трамваи бегают не реже каждые пять минут между Кракови и Гэре де -Бедс , с услугами каждые десять минут на филиалах и внешних участках. Услуги работают реже ранним утром, поздними вечерами, выходными и праздничными праздниками. [ 25 ]
Линия d
[ редактировать ]Линия D трамвайного пути Bordeaux начинается в Eysines Cantinolle к северо-западу от Бордо и проходит в юго-восточном направлении к центру города. Промежуточный термин передается в гипподроме , где некоторые трамваи с юга прекращаются. В центре города он соединяет и обменивается треками с линией C в Quinconces , где также имеет обмен с b . Линии C и D продолжают бегать на юг вместе и делиться обменом с линией A в Porte de Bourgogne и с главной железнодорожной станцией города в Gare Saint Jean . Линия заканчивается в Карле Вернете , оставляя линию C, чтобы продолжить себя. [ 1 ] [ 22 ]
Линия составляет 9,8 км (6,1 миль) в длину и обслуживает 24 трамвайных остановок. Линия представляет собой двойную дорожку между гипподромом и Карлом Вернетом , но включает в себя значительные участки двунаправленной единой дорожки между Eysines Cantinolle и гипподромом . [ 5 ] [ 6 ] [ 22 ]
Большую часть дня по понедельникам по пятницу трамваи проходят не реже каждые восемь минут между ипподромом и Карлом Вернетом , с услугами каждые пятнадцать минут за пределы гипподрома . Услуги работают реже ранним утром, поздними вечерами, выходными и праздничными праздниками. [ 26 ]
Операции
[ редактировать ]Bordeaux Métropole Transport |
---|
![]() |
Трамвайные линии |
Автобусные линии |
Особая особенность новой трамвайной сети Bordeaux-это система питания на уровне земли, которая используется в центре города, чтобы избежать верхних проводов, портящих вид зданий. Это было источником многих трудностей и сбоев при первом введении. Улучшения с тех пор, однако, увеличили надежность, и сеть в настоящее время является одним из основных плюс баллов Бордо, оцениваемых не только за то, что он позволил людям из города легко, но и за его вклад в эстетику города и его качество жизнь. Новые трамваи являются неотъемлемой частью нынешней стратегии туристической повторной реснамизации Bordeaux. Три строки были продлены в 2007 и 2008 годах, чтобы достичь нескольких жилищных поместье а также пригорода Морьяка , . Вся система находится под наблюдением видео с камерой, установленной внутри каждого автомобиля. [ Цитация необходима ]
Часы работы и успехи
[ редактировать ]Трампы работают на всех линиях примерно с 4:30 до полуночи, семь дней в неделю с более поздним обслуживанием по четвергам, пятницам и субботам примерно до 1,30 утра. Все остановки имеют панели, показывающие время ожидания до следующего трамвая. В воскресенье и праздничные утра трамваи бегают каждые 30/40 минут до 1000 утра, затем каждые 20 минут. Услуги в будние дни и суббота работают каждые 10 - 12 минут с дополнительным обслуживанием в «Часе пик» и для специальных мероприятий. Тем не менее, 1 мая вообще нет услуг, праздник Дня труда. [ Цитация необходима ]
Трафик
[ редактировать ]В 2018 году трамвайная система несла 96,77 миллиона пассажиров. [ 2 ]
Электроэнергия / источник питания на уровне земли
[ редактировать ]
Спрос муниципалитета Бордо (CUB), часть системы использует систему APS APS APS с источником питания на земле . Верхней проволоки нет, а электроэнергию на трамвай поставляется центральным рельсом только с долькой непосредственно под трамвайной электрической точки зрения. [ Цитация необходима ] Правительство Франции не сообщает об отсутствии электрических услуг или несчастных случаев на электрификации ни на одном трамвае во Франции, уже в 2003 году [ 27 ] до недавнего времени, 31 декабря 2020 года. [ 27 ] [ 28 ]
Прокатный запас
[ редактировать ]
По состоянию на февраль 2020 года [update], флот состоит из 130 трамвая Alstom Citadis, доставленные в период с 2000 по 2020 год: [ 3 ] [ 6 ]
- 118 CITADIS 402 - Длина: 43 989 мм (144 фута 3,9 дюйма), ширина: 2,4 м (7 футов 10 дюймов), вес: 54,92 т (54,05 длинных тонн; 60,54 коротких тонн). 7 сегментов с 4 бодрями и 3 двигателями и 720 кВт (970 л.с.). Эти трамваи поддерживают до 300 пассажиров с 70 сидячими и используются на всех линиях. [ 29 ]
- 12 CITADIS 302 - Длина: 32,85 м (107 футов 9 дюймов), ширина: 2,4 м (7 футов 10 дюймов), вес: 41,34 т (40,69 длинных тонн; 45,57 короткие тонны). 5 сегментов с 3 бодрями и 2 двигателями и мощностью 480 кВт (640 л.с.). Эти трамваи поддерживают до 218 пассажиров с 48 сидячими и обычно используются на линии C. [ 30 ]
Все трамваи имеют кондиционер и имеют низкий пол . Рельсы составляют 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) Стандартный датчик и мощность составляет 750 В постоянного тока. Максимальная скорость составляет 60 км/ч (37 миль в час) с ускорением 1,15 м/с. 2 (3,8 фута/с 2 ) Замедление, полученное с аварийным торможением, составляет 2,85 м/с. 2 (9,4 фута/с 2 ). [ Цитация необходима ]
Депо
[ редактировать ]Есть трамвайные складки на: [ 22 ]
- Tiers Benauge , доступ к линии 500 метров (1600 футов) от Thiers-Benauge трамвайной остановки на линии A
- Rue Achard , прилегающая к Rue Achard Tram Stop On Line B
- La Jallere , Accested By 1 к километрам (0,62 мили) от выставочного парка - Stadium Matmut -Attlantic Stop Tram On Line C
Сетевая карта
[ редактировать ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я «Планируйте туристик» (PDF) (по -французски). Архивировано (PDF) из оригинала 28 ноября 2020 года . Получено 28 ноября 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Годовой отчет 2018 года о транспортных и трамвайных операционных мероприятиях» (PDF) (на французском языке). STRMTG - Техническая служба для горнолыжных подъемников и гибель -транспорта. 20 декабря 2019 г. П. 11. Архив из оригинала (PDF) 21 апреля 2021 года . Получено 2 сентября 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Алстом доставляет 130 -й трамвай Citadis в Bordeaux Métropole» . Алстом. 11 февраля 2020 года. Архивировано с оригинала 28 ноября 2020 года . Получено 28 ноября 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный в «Четвертая трамвайная линия в Бордо» . Городской транспортный журнал . 8 января 2020 года. Архивировано с оригинала 28 ноября 2020 года . Получено 28 ноября 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я «Бордо трамвайная линия D расширена» . Железнодорожный газетт International . 3 марта 2020 года. Архивировано с оригинала 28 ноября 2020 года . Получено 28 ноября 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон «Шифры» [Рисунки]. Lacub.fr (по -французски). Архивировано с оригинала 19 октября 2013 года . Получено 18 октября 2013 года .
- ^ Jump up to: а беременный Печ, Оливье; Лафон, Кэти (19 декабря 2013 г.). "1830-1958: Старая часть Бордо " Юго -Западный Эко (по -французски). , ноября 28 Получено 28 ноября
- ^ Лафон, Кэти; Печ, Оливье (22 декабря 2003 г.). «1880-2021: Великая история трамвайного пути в Бордо » Юго -запад (по -французски ) Получено 31 августа
- ^ Jump up to: а беременный в «Фаза 1: 2000 - 2004» (по -французски). Bordeaux métropole. Архивировано из оригинала 6 декабря 2020 года . Получено 6 декабря 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Фаза 2: 2004 - 2008» (по -французски). Bordeaux métropole. Архивировано из оригинала 26 сентября 2020 года . Получено 6 декабря 2020 года .
- ^ «Фаза 3: 2008 - 2020» (на французском языке). Bordeaux métropole. Архивировано из оригинала 8 декабря 2020 года . Получено 8 декабря 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный "Ligne C - Bordeaux -Lac" (по -французски). Bordeaux métropole. Архивировано из оригинала 10 декабря 2020 года . Получено 9 декабря 2020 года .
- ^ «Ligne B - Bordeaux Maritime» (по -французски). Bordeaux métropole. Архивировано из оригинала 9 декабря 2020 года . Получено 9 декабря 2020 года .
- ^ "Ligne A - расширение Le Haillan -Rostand" (на французском). Bordeaux métropole. Архивировано из оригинала 9 декабря 2020 года . Получено 9 декабря 2020 года .
- ^ "Ligne C - Begles" (по -французски). Bordeaux métropole. Архивировано из оригинала 10 декабря 2020 года . Получено 9 декабря 2020 года .
- ^ "Ligne B - Pessac" (по -французски). Bordeaux métropole. Архивировано из оригинала 9 декабря 2020 года . Получено 9 декабря 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Трамвай -поезде дю -мёдок» [Трамвайный поезд Medoc]. Lacub.fr (по -французски). Архивировано с оригинала 19 октября 2013 года . Получено 18 октября 2013 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Бордо -трамвайная сеть расширяется» . Железнодорожный газетт International . 3 марта 2020 года. Архивировано с оригинала 10 декабря 2020 года . Получено 10 декабря 2020 года .
- ^ "Ligne C - Villenave d'Ornon" (по -французски). Bordeaux métropole. Архивировано из оригинала 10 декабря 2020 года . Получено 9 декабря 2020 года .
- ^ «Линия D представляет собой новую линию в 9,8 км к северо -западу от агломерации, которая будет проститься в муниципалитетах Бордо, Ле -Бускат, Брюгге и Эйзины» [Линия D - новая линия в 9,8 км для северо -запада от города, которая будет бежать на города Бордо, Ле -Бускат, Брюгге и Эйзины.]. Lacub.fr (по -французски) . Получено 18 октября 2013 года .
- ^ "Это лучшая туристическая достопримечательность Франции (для взрослых)?" Полем Местный . 31 мая 2016 года. Архивировано с оригинала 1 июня 2016 года . Получено 23 августа 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я "Бордо" . Открытая железнодорожная карта . Получено 29 ноября 2020 года .
- ^ «Трамвай А» (PDF) . Келис Бордо Метрополе. Архивировано (PDF) из оригинала 29 ноября 2020 года . Получено 29 ноября 2020 года .
- ^ "Трамвай Б" (PDF) . Келис Бордо Метрополе. Архивировано (PDF) из оригинала 29 ноября 2020 года . Получено 29 ноября 2020 года .
- ^ «Трамвай С» (PDF) . Келис Бордо Метрополе. Архивировано (PDF) из оригинала 29 ноября 2020 года . Получено 29 ноября 2020 года .
- ^ «Трамвай Д» (PDF) . Келис Бордо Метрополе. Архивировано (PDF) из оригинала 29 ноября 2020 года . Получено 29 ноября 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный Техническая служба для горнолыжных подъемов и транспорта с гидом - Отдел трамваев (ноябрь 2011 г.), Авария трамваев - Анализ событий, объявленных 2010 года - Evolution 2003-2010 (PDF)
- ^ Техническая служба для горнолыжных подъемов и транспорта с гидом - Подразделение трамваев (19 октября 2021 г.), «Трамвайные пути» - Данные 2020 (PDF)
- ^ «Техника фише 302» (по -французски). Архивировано с оригинала 2 апреля 2015 года . Получено 29 декабря 2021 года .
- ^ «Техника фише 402» (по -французски). Архивировано из оригинала 8 июля 2015 года . Получено 29 декабря 2021 года .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Infotbm - официальный сайт TBM (на французском языке)
- InfotBM - официальный сайт TBM
- Планируйте Touristique TBM - карта трамвайной и автобусной сети (PDF) (на французском языке)
- Трамвай - Bordeaux Métropole (на французском языке)