Хельсинкские соглашения
Заключительный акт Хельсинки Заключительный акт Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе | |
---|---|
Принимающая страна | Финляндия |
Дата | 30 июля - 1 августа 1975 г. |
Место(а) | Финляндия Холл |
Города | Хельсинки |
Участники | Хельмут Шмидт Эрих Хонеккер Джеральд Форд Бруно Крайски Лео Тиндеманс Тодор Живков Пьер Трюдо Макариос III Якорь Йоргенсен Карлос Ариас Наварро Урхо Кекконен Валери Жискар д'Эстен Гарольд Уилсон Константинос Караманлис Янош Кадар Лиам Косгрейв Гейр Халлгримссон Альдо Моро Уолтер Кибер Гастон Торн Дом Минтофф Андре Сен-Млё Трюгве Браттели Йооп ден Уйл Эдвард Герек Франсиско да Кошта Гомеш Николае Чаушеску Джан Луиджи Берти Агостино Казароли Улоф Пальме Пьер Грабер Густав Гусак Сулейман Демирель Леонид Брежнев Иосип Броз Тито |
Предшествует | Парижская Хартия |
Хельсинкский Заключительный акт , также известный как Хельсинкские соглашения или Хельсинкская декларация , — документ, подписанный на заключительном заседании третьего этапа Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), состоявшемся в Хельсинки , Финляндия , с 30 по 1 июля. Август 1975 года, после двух лет переговоров, известных как Хельсинкский процесс. [ 1 ] Все существовавшие тогда европейские страны, за исключением Андорры и ходжаистской Албании , а также США и Канады (всего 35 государств-участников), подписали Заключительный акт в попытке улучшить разрядку между Востоком и Западом . Однако Хельсинкские соглашения не имели обязательной силы, поскольку не имели статуса договора , который должен был быть ратифицирован парламентами. [ 2 ] Иногда термин «Хельсинкский пакт(ы)» использовался и неофициально. [ 3 ]
Статьи
[ редактировать ]В терминологии СБСЕ существовало четыре группы или корзины. В первой корзине «Декларация о принципах, регулирующих отношения между государствами-участниками» (также известная как «Декалог») перечислила следующие 10 пунктов:
- Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету
- Воздержание от угрозы силой или ее применения
- Нерушимость границ
- Территориальная целостность государств
- Мирное разрешение споров
- Невмешательство во внутренние дела
- Уважение прав человека и основных свобод , включая свободу мысли , совести, религии и убеждений.
- Равные права и самоопределение народов
- Сотрудничество между государствами
- Добросовестное выполнение обязательств по международному праву
Вторая корзина обещала экономическое, научное и технологическое сотрудничество; содействие деловым контактам и промышленной кооперации; объединение транспортных сетей; и увеличение потока информации. Третья корзина включала обязательства по улучшению человеческого контекста воссоединения семей, браков и путешествий. Он также стремился улучшить условия жизни журналистов и расширить культурные обмены. Четвертая корзина касалась процедур мониторинга реализации и планирования будущих встреч. [ 4 ]
Свобода информации
[ редактировать ]Соединенные Штаты добивались принятия положения, запрещающего глушение радио , но не смогли найти консенсус из-за противодействия Советского Союза. Несмотря на это, Запад считал, что глушение является незаконным в соответствии с согласованной формулировкой «расширение распространения информации, передаваемой по радио». Советский Союз считал, что глушение было юридически оправданным ответом на передачи, которые, как они утверждали, нарушали широкую цель Хельсинкских соглашений - «удовлетворить интересы взаимопонимания между людьми и цели, поставленные Конференцией». [ 5 ]
Администрация Форда
[ редактировать ]Когда президент Джеральд Форд вступил в должность в августе 1974 года, переговоры на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) продолжались уже почти два года. Хотя СССР стремился к быстрому урегулированию конфликта, ни одна из сторон не поспешила пойти на уступки, особенно в вопросах прав человека. На протяжении большей части переговоров лидеры США были отстранены и не были заинтересованы в этом процессе. В августе 1974 года советник по национальной безопасности и госсекретарь Генри Киссинджер сказал Форду: «Мы никогда этого не хотели, но мы согласились с европейцами [...] Это бессмысленно — это просто игра на трибуне слева. Мы идем». вместе с этим». [ 6 ]
В течение нескольких месяцев, предшествовавших завершению переговоров и подписанию Хельсинкского Заключительного акта, американская общественность, в частности американцы восточноевропейского происхождения, выражала свою обеспокоенность тем, что соглашение будет означать признание советского доминирования над Восточной Европой и принудительное присоединение Прибалтика в состав СССР . Президент Форд тоже был обеспокоен этим и запросил разъяснений по этому вопросу в Совете национальной безопасности США . [ 7 ]
Сенат США также был обеспокоен судьбой стран Балтии и СБСЕ в целом. Несколько сенаторов написали президенту Форду письмо с просьбой отложить заключительный этап саммита до тех пор, пока все вопросы не будут решены в благоприятной для Запада форме. [ 8 ] Форд также вызвал критику со стороны широкого круга политических кругов, когда отказался встретиться с советским диссидентом Александром Солженицыным , чтобы не повредить отношениям между Советским Союзом и Соединенными Штатами перед конференцией. [ 9 ]
Незадолго до отъезда президента Форда в Хельсинки он провел встречу с группой американцев восточноевропейского происхождения и решительно заявил, что политика США в отношении стран Балтии не изменится, но будет усилена, поскольку соглашение отрицает аннексию территорий в нарушение соглашения. международного права и допускает мирное изменение границ. [ 10 ]
В июле 1975 года Форд сообщил делегации американцев восточноевропейского происхождения, что:
Хельсинкские документы включают в себя политические и моральные обязательства, направленные на снижение напряженности и дальнейшее открытие линий связи между народами Востока и Запада. ... Мы не берем на себя никаких обязательств, выходящих за рамки того, что мы уже взяли на себя в соответствии с нашими собственными моральными и юридическими стандартами и более формальными договорными соглашениями, такими как Устав Организации Объединенных Наций и Декларация прав человека . ... Если все это потерпит неудачу, положение Европы будет не хуже, чем сейчас. Если хотя бы частично это удастся, судьба людей в Восточной Европе станет намного лучше, и дело свободы продвинется, по крайней мере, так далеко. [ 11 ]
Его заверения не имели большого эффекта. Объем негативных писем продолжал расти. [ 10 ] Американская общественность все еще не была убеждена в том, что американская политика по присоединению стран Балтии не будет изменена Хельсинкским Заключительным актом. Несмотря на протесты со стороны, Форд решил пойти дальше и подписать соглашение. [ 12 ] По мере усиления внутренней критики Форд отказался от поддержки Хельсинкских соглашений, что привело к общему ослаблению его внешнеполитического авторитета. [ 13 ]
Рональд Рейган сделал Соглашения центральным элементом своей кампании против Форда на президентских праймериз Республиканской партии 1976 года . Во время всеобщих выборов кандидат от Демократической партии Джимми Картер раскритиковал Соглашения как легитимацию «советского доминирования в Восточной Европе». Дебаты по поводу Соглашений в этом ключе во время президентских дебатов в США в 1976 году привели к печально известной президентской оплошности, в которой Форд заявил, что «советского доминирования в Восточной Европе не было и никогда не будет при администрации Форда». [ 9 ] Его ошибка в дебатах с Картером, когда он отрицал контроль Кремля над Польшей, обернулась катастрофой. [ 13 ]
Прием и воздействие
[ редактировать ]Этот документ рассматривался как значительный шаг на пути к снижению напряженности времен холодной войны , так и как серьезный дипломатический стимул для Советского Союза в то время, благодаря его положениям о нерушимости национальных границ и уважении территориальной целостности, которые, как считалось, укрепляли Территориальные завоевания СССР в Центральной Европе после Второй мировой войны . Учитывая возражения Канады , Испании , Ирландии и других государств, в Заключительном акте просто говорилось, что «границы» в Европе должны быть стабильными, но могут меняться мирными внутренними средствами. [ 14 ] : 65 Президент США Джеральд Форд также подтвердил, что политика США непризнания насильственного присоединения стран Балтии ( Литвы , Латвии и Эстонии ) к Советскому Союзу не изменилась. [ 15 ] С аналогичными заявлениями выступили лидеры других стран-членов НАТО . [ 14 ] : 65
Однако часть соглашения, посвященная гражданским правам , легла в основу работы Helsinki Watch , независимой неправительственной организации , созданной для мониторинга соблюдения Хельсинкских соглашений (которая развилась в несколько региональных комитетов, в конечном итоге сформировав федерацию и Международную Хельсинкскую Райтс Вотч ). Хотя эти положения применялись ко всем подписавшим сторонам, основное внимание уделялось их применению к Советскому Союзу и его союзникам по Варшавскому договору , включая Болгарию , Чехословакию , Германскую Демократическую Республику (Восточную Германию), Венгрию , Польшу и Румынию . Советская пропаганда представила Заключительный акт как великий триумф советской дипломатии и лично Брежнева. [ 14 ] : 65
На практике советское правительство существенно ограничило верховенство закона , гражданские свободы , защиту закона и гарантии собственности . [ 16 ] [ 17 ] которые считались образцами «буржуазной морали» советскими теоретиками права, такими как Андрей Вышинский . [ 18 ] Советский Союз подписал юридически обязательные документы по правам человека, но они не были широко известны и не были доступны людям, живущим под властью коммунистов, и не воспринимались всерьез коммунистическими властями. [ 19 ] : 117 Правозащитники в Советском Союзе регулярно подвергались преследованиям, репрессиям и арестам.
По словам исследователя холодной войны Джона Льюиса Гэддиса в его книге «Холодная война: новая история» (2005), « Леонид Брежнев с нетерпением ждал, вспоминает Анатолий Добрынин , «огласки, которую он получит... когда советская общественность узнает о окончательное урегулирование послевоенных границ, ради которых они так многим пожертвовали»… «[Вместо этого Хельсинкские соглашения] постепенно стали манифестом диссидентского и либерального движения»… Это означало, что люди, жившие под эти [коммунистические] системы — по крайней мере, наиболее смелые — могли требовать официального разрешения говорить то, что они думают». [ 20 ]
Тогдашняя Народная Республика Албания отказалась участвовать в Соглашении, ее лидер Энвер Ходжа заявил: «Все сателлиты Советов, за возможным исключением болгар, хотят разорвать оковы Варшавского договора , но они не могут. Тогда их единственная надежда - это то, что позволяет им Хельсинкский документ, то есть укреплять дружбу с Соединенными Штатами Америки и Западом, добиваться от них инвестиций в виде кредитов и импорта их технологий без каких-либо ограничений, позволить Церковь займет свое прежнее место, углубит нравственное вырождение, усилит антисоветизм , и Варшавский договор останется пустой яичной скорлупой». [ 21 ]
Хельсинкские соглашения послужили основой для последующей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), созданной в 1995 году в соответствии с Парижской хартией 1990 года.
Подписавшие государства
[ редактировать ]- Австрия
- Бельгия
- Болгария
- Канада
- Кипр
- Чехословакия
- Дания
- Восточная Германия
- Финляндия
- Франция
- Греция
- Святой Престол
- Венгрия
- Исландия
- Ирландия
- Италия
- Лихтенштейн
- Люксембург
- Мальта
- Монако
- Нидерланды
- Норвегия
- Польша
- Португалия
- Румыния
- Сан-Марино
- Советский Союз
- Испания
- Швеция
- Швейцария
- Турция
- Великобритания
- Соединенные Штаты
- Западная Германия
- Югославия
Главы государств или правительств
[ редактировать ]«Нижеподписавшиеся Высокие представители государств-участников», а также места на конференции были расположены в алфавитном порядке по коротким названиям стран на французском языке (таким образом, начиная с двух букв «Алемань », за которыми следовали «Америка» , и «Чекословакия» отделенная от Советского Союза Турцией , и т. д.). ). Это также повлияло на заголовки закона последовательно на немецком, английском, испанском, французском, итальянском и русском языках, которые также были рабочими языками конференции и языками самого закона. [ 22 ]
- Гельмут Шмидт , канцлер Федеративной Республики Германия
- Эрих Хонеккер , первый секретарь ЦК Социалистической единой партии Германии
- Джеральд Форд , президент США
- Бруно Крайский , канцлер Австрии
- Лео Тиндеманс , премьер-министр Бельгии
- Тодор Живков , председатель Государственного совета Болгарии
- Пьер Трюдо , премьер-министр Канады
- Макариос III , президент Кипра
- Анкер Йоргенсен , премьер-министр Дании
- Карлос Ариас Наварро , премьер-министр Испании
- Урхо Кекконен , президент Финляндии
- Валери Жискар д'Эстен , президент Франции (который также является со-принцем Андорры, однако в декларации такая функция вообще не упоминается)
- Гарольд Вильсон , премьер-министр Великобритании
- Константинос Караманлис , премьер-министр Греции
- Янош Кадар , первый секретарь ЦК Венгерской социалистической рабочей партии
- Лиам Косгрейв , премьер-министр Ирландии
- Гейр Халлгримссон , премьер-министр Исландии
- Альдо Моро , премьер-министр Италии
- Вальтер Кибер , премьер-министр Лихтенштейна
- Гастон Торн , премьер-министр Люксембурга
- Дом Минтофф , премьер-министр Мальты
- Андре Сен-Млё , государственный министр Монако
- Трюгве Браттели , премьер-министр Норвегии
- Йооп ден Уйл , премьер-министр Нидерландов
- Эдвард Герек , первый секретарь Польской объединенной рабочей партии
- Франсиско да Кошта Гомеш , президент Португалии
- Николае Чаушеску , президент Румынии
- Джан Луиджи Берти , капитан-регент Сан-Марино
- Агостино Казароли , кардинал-госсекретарь
- Улоф Пальме , премьер-министр Швеции
- Пьер Грабер , президент Швейцарской Конфедерации
- Густав Гусак , президент Чехословакии
- Сулейман Демирель , премьер-министр Турции
- Леонид Брежнев , Генеральный секретарь ЦК КПСС
- Иосип Броз Тито , президент Югославии
Международные организации
[ редактировать ]- Курт Вальдхайм , Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций (выступает со вступительной речью «как почетный гость», не подписавший)
См. также
[ редактировать ]- Хельсинкский комитет по правам человека – страновые организации
- Хартия 77 и Московская Хельсинкская группа , чехословацкие и советско-российские диссидентские инициативы, апеллирующие к Хельсинкским соглашениям.
- Хельсинкская гражданская ассамблея
Ссылки
[ редактировать ]- ^ https://www.csce.gov/sites/helsinkicommission.house.gov/files/The%20Helsinki%20Process%20Four%20Decade%20Overview.pdf . Архивировано 26 августа 2021 г. в Wayback Machine. [ только URL-адрес PDF ]
- ^ Британская энциклопедия . Хельсинкские соглашения . Доступно по адресу: https://www.britannica.com/EBchecked/topic/260615/Helsinki-Accords.
- ^ «Хельсинкский пакт: трехсторонняя битва в Мадриде» . Христианский научный монитор . 9 сентября 1980 года.
- ^ Тимоти Дж. Линч, изд., Оксфордская энциклопедия американской военной и дипломатической истории (2013) 1: 460-62.
- ^ Прайс, Рошель Б. (1984). «Гамминг и закон международной связи» . Мичиганский журнал международного права . 5 (1).
- ^ Форд, Джеральд ; Киссинджер, Генри ; Скоукрофт, Брент (15 августа 1974 г.). . Президентская библиотека Джеральда Р. Форда. п. – через Wikisource . [ сканировать ]
- ^ Запрос президента о СБСЕ / странах Балтии (дело дела)
- ↑ Просьба сенаторов об отсрочке заключительного этапа Хельсинкского заключительного акта (материалы дела) [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Виленц, Шон (2008). Эпоха Рейгана: История, 1974–2008 (1-е изд.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Харпер. ISBN 978-0-06-074480-9 . OCLC 182779124 .
- ^ Jump up to: а б Меморандум Генри Киссинджеру от А. Дениса Клифта, «Ответы на корреспонденцию с критикой СБСЕ»
- ^ Форд, Джеральд Р. (1977). Публичные документы президентов Соединенных Штатов: Джеральд Р. Форд, 1975 г. Лучшие книги о. стр. 1030–31. ISBN 9781623768485 .
- ^ Визит президента Форда в Хельсинки, 29 июля - 2 августа 1975 г., Информационная книга СБСЕ. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Сара Б. Снайдер, «Зазеркалье: Заключительный акт Хельсинки и выборы президента 1976 года». Дипломатия и государственное управление 21.1 (2010): 87-106.
- ^ Jump up to: а б с Хиден, Джон; Вахур Маде; Дэвид Дж. Смит (2008). Балтийский вопрос в годы холодной войны . Рутледж. п. 209. ИСБН 978-0-415-37100-1 .
- ^ Макхью, Джеймс Т.; Джеймс С. Пейси (2001). Дипломаты без страны: балтийская дипломатия, международное право и холодная война . Издательская группа Гринвуд. п. 84. ИСБН 978-0-313-31878-8 .
- ^ Ричард Пайпс (2001) Коммунизм Вайденфельд и Николсон. ISBN 0-297-64688-5
- ^ Ричард Пайпс (1994) Россия при большевистском режиме . Винтаж. ISBN 0-679-76184-5 ., страницы 401–403.
- ^ Вышинский, Анджей (1949). Теория судебных доказательств в советском праве (PDF) . Библиотека Демократической ассоциации адвокатов. стр. 153, 162.
- ^ Томас, Дэниел К. (2005). «Идеи прав человека, крах коммунизма и конец холодной войны» . Журнал исследований холодной войны . 7 (2): 110–141. дои : 10.1162/1520397053630600 . S2CID 57570614 .
- ^ Гэддис, Джон Льюис (2005). Холодная война . Лондон: Пингвин. п. 190. ИСБН 978-0-141-02532-2 .
- ^ Энвер Ходжа. Суперсилы . Тирана: Издательство «8 ноября». 1986.
- ^ https://www.csce.gov/sites/helsinkicommission.house.gov/files/Helsinki%20Final%20Act.pdf . [ только URL-адрес PDF ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кори, Уильям. Обещания, которые мы выполняем: права человека, Хельсинкский процесс и американская внешняя политика (St. Martin's Press, 1993).
- Морган, Майкл Коти. Заключительный акт: Хельсинкские соглашения и трансформация холодной войны. (Принстон, UP, 2018).
- Нути, Леопольдо, изд. Кризис разрядки в Европе: от Хельсинки до Горбачева, 1975–1985 (Routledge, 2008).
- Снайдер, Сара Б. «Зазеркалье: Заключительный акт Хельсинки и выборы президента 1976 года». Дипломатия и государственное управление 21.1 (2010): 87-106. это помогло победить Джеральда Форда
- Томас, Дэниел К. «Хельсинкские соглашения и политические изменения в Восточной Европе». Кембриджские исследования в области международных отношений 66 (1999): 205–233.|
- Томас, Дэниел К. Эффект Хельсинки: международные нормы, права человека и упадок коммунизма . Принстон, UP, 2001. ISBN 9780691048598
- Венгер, Андреас, Войтех Мастный и Кристиан Нюнлист, ред. Истоки европейской системы безопасности: новый взгляд на Хельсинкский процесс, 1965-75 гг. (Рутледж, 2008).
- Кинингер, Стефан, Динамическая разрядка: Соединенные Штаты и Европа, 1964–1975 (Lexington Books, 2016).
- Бадаласси, Николас и Сара Б. Снайдер, ред. СБСЕ и конец холодной войны: дипломатия, общества и права человека, 1972–1990 гг. (Berghahn Books, 2018).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полный текст Заключительного акта Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.
- Хельсинкская комиссия США
- Скан оригинала с подписями. Архивировано 25 апреля 2022 г. в Wayback Machine (PDF)
- Подписание Заключительного акта 1 августа 1975 г.
- Журнал «ОБСЕ», октябрь 2005 г.: Специальный юбилейный выпуск: 30 лет Хельсинкскому Заключительному акту, 1975–2005 гг.
- Хельсинкский процесс и смерть коммунизма
- Интервью с Генри Киссинджером, посвященное Хельсинкским соглашениям во время советских репрессий в Польше, из цифрового архива иностранных дел декана Питера Крога.
- Хельсинкский Заключительный акт: ресурсы для понимания его создания, реализации и наследия (см. таблички на фото)
- Договоры холодной войны
- 1970-е годы в Хельсинки.
- 1975 год в Финляндии.
- Договоры, заключенные в 1975 г.
- 1975 г. в Европейском экономическом сообществе.
- 1975 в международных отношениях
- События июля 1975 года в Европе
- События августа 1975 года в Европе
- События в Хельсинки
- Отношения Восточной Германии и Западной Германии