Петре П. Негулеску
Петре Пауль Негулеску (18 октября 1870 — 28 сентября 1951) — румынский философ и консервативный политик, известный как ученик и продолжатель Титу Майореску . был связан с обществом Джунимеа С двадцати лет он Майореску и дебютировал как позитивист и монист , пытаясь примирить искусство ради искусства с эволюционистской философией культуры. Он был лектором и штатным профессором в Яссском университете , где он продвигал юнимистское лобби против левых конкурентов, а также официально оформил свои связи с Консервативной партией в 1901 году. С 1910 года он преподавал в Бухарестском университете , публикуя работы по Философия Возрождения и другие исторические ретроспективы.
После Первой мировой войны Негулеску был членом (позже президентом) радикально-консервативной Народной партии и сторонником реформы труда и образования. Проработав несколько сроков в парламенте , он дважды был министром народного образования в 1920-х годах, но не смог принять свой проект профессионально -ориентированного образования.
К 1934 году, будучи противником крайне правых националистов, он написал трактаты, отвергающие биологический детерминизм всех видов и научный расизм в частности. Вытесненный сторонниками этатизма в меньшинстве , Негулеску поддерживал меритократию в рамках классического либерализма . После 1940 года он был отодвинут на второй план правыми тоталитарными режимами и в конечном итоге незадолго до своей смерти запрещен коммунистическим режимом .
Биография
[ редактировать ]Ранние годы и дебют
[ редактировать ]Широко распространено мнение, что Петре Негулеску родился в Плоешти в октябре 1872 года. Однако в его ранних документах указана дата его рождения 18 октября 1870 года, дату, которую он, вероятно, скрыл и заменил из соображений тщеславия. [1] В юности он посещал среднюю школу Святых Петра и Павла в своем родном городе. [1] и впоследствии поступил на факультет естественных наук Бухарестского университета, особенно интересуясь математикой. Прослушав несколько лекций по истории философии, прочитанных Титу Майореску , он перешёл на факультет литературы и философии, который окончил в 1892 году. [2] [3] В марте 1891 года, к тому времени будучи учеником Майореску, он начал посещать собрания литературного общества Джунимеа , где познакомился с Симионом Мехединци и Михаилом Драгомиреску . [2] [4]
Еще со студенческих лет Негулеску поддерживал патриотическую активность румын в Австро-Венгрии находившейся под властью Трансильвании, . В 1890 году вместе с Мехединци он отредактировал Memoriul studençilor universitari români privitor la situaàcia românilor din Transilvania şi Ungaria («Меморандум румынских студентов университетов о положении румын в Трансильвании и Венгрии»), документ, который также появился на французском языке и был Целью было привлечь внимание европейской общественности к мадьяризации политике правительства Будапешта . Он входил в руководящий комитет Культурной лиги единства всех румын , основанной в Бухаресте в том же году. [2]
Воодушевленный своим наставником, он завершил теоретическую подготовку в университетах Берлина , Лейпцига и Парижа . В 1894 году в возрасте 22 лет он стал доцентом кафедры истории современной философии и логики Ясского университета . [2] [5] И Негулеску, и археолог Теохари Антонеску были переведены туда в попытке обеспечить контроль Джунимеа над университетом и консолидировать консервативные круги Ясс против растущей волны социалистического влияния. [6] Хотя он нашел город «отталкивающим» и «местом ссылки», Негулеску принял свое назначение в качестве политической и культурной миссии. [7] Вскоре он был разочарован местным отделением Джунимеа и его президентом Н. Воленти , которые попросили Майореску прислать им более качественные культурные материалы. [8] В эти первые годы Негулеску был во многом обязан влиянию Майореску, вплоть до ораторского искусства: он был известен (и высмеивался) тем, что копировал манеру речи Майореску. [9] Как и Майореску, он был атеистом и позитивистом , трактовавшим религию в функционалистских терминах. [10]
Публикационный дебют Негулеску состоялся в 1892 году с метафизическим эссе Critica apriorismului şi a empirismului («Критика априоризма и эмпиризма »), за что он получил премию Румынской академии философии. [5] Название указывает на два основных философских течения, отвергнутых Негулеску, который искал золотую середину между трансцендентальным идеализмом и возрождающимся антиреализмом , финализмом и теизмом . Он нашел это в «реалистическом эмпиризме», разновидности монизма , эволюционизма и сциентизма , который широко цитировал Герберта Спенсера . [11] Его монистическое мировоззрение не соответствовало классическому позитивизму и историческому материализму , поскольку оно реабилитировало метафизические исследования как законное занятие. [12] Различные авторы с сожалением отмечали, что Негулеску так и не разработал по-настоящему свою предварительную метафизическую систему, которая казалась им неубедительной. [13]
Против дидактизма и историзма
[ редактировать ]Негулеску продолжил работы в области эстетики, в том числе: Psihologia stilului («Психология стиля», 1892 г.), « Безличность и мораль в искусстве» («Безличность и мораль в искусстве», 1893 г.), « Религия и искусство » («Религия и искусство», 1894), Социализм и искусство («Социализм и искусство», 1895). Позже он опубликовал труды по прикладной философии: «Философия в практической жизни » («Философия в практической жизни», 1896) и Rolul ideilor en progresulsocial («Роль идей в социальном прогрессе», 1900). [2] [14] Последние работы, сериализация Майореску которых была опубликована в журнале Майореску «Convorbiri Literare» , также представляли собой нападки на социалистического литературного критика Константина Доброжану-Гереа , который критиковал Юними искусство ради идеологии искусства ради искусства с призывами к дидактизму . [15]
Драгомиреску и Негулеску остались единственными двумя учениками Майореску, которые продолжали свою работу в чистой эстетике; другие, такие как Александру Филиппиде и Константин Рэдулеску-Мотру , начинали как эстетисты, но позже перешли к более прикладной науке. [16] По словам историка З. Орнеа , Негулеску стоял дальше от Майореску не только потому, что ставил под сомнение более подробные аспекты своей программы, но и потому, что он был умеренным, тогда как Драгомиреску был человеком «жестких убеждений» и «систематического догматизма». [17]
Его полемика с социалистами, начатая в Psihologia stilului , была в значительной степени данью теориям Спенсера, Фредерика Полана и Жана-Мари Гюйо , пытаясь показать, что юнимизм больше соответствует современной литературной критике. [18] Неявной целью был Доброжану-Гереа, изображенный Негулеску бледным подражателем Пьера-Жозефа Прудона и его «социального предназначения» искусства. [19] Однако в своей работе «Religiunea şi arta » Негулеску вышел за рамки теорий Майореску и приблизился к теориям Доброжану-Гереа, предположив, что поэтическое искусство было не просто роскошью развитых обществ, но и функциональной сущностью, которая способствовала социальному прогрессу. [10] Он также предложил интерпретировать стиль и вкус как переменные, вытекающие из объективных психологических критериев, таких как «экономия внимания» и «нервное возбуждение». [20] На этом основании он предложил общую иерархию искусства по привлекательности и тематике, поставив старые египетские фрески ниже живописи итальянского Возрождения , но выше второстепенного искусства средневековых ювелиров. [21] Он считал, что искусство и религия служат одинаковым целям, возбуждая жизненные эмоции, и дополнил теорию искусства ради искусства своими идеями о «безличности», подразумевая объективность для художника, но также и субъективную, эгоцентричную значимость для его художественного творчества. создание. [22]
Негулеску провел эти годы, много путешествуя по Европе, укрепляя свою дружбу с Майореску и другими юнимистами . В 1894 году он и Думитру Эволчану были в Грефенберге , где последний лечил свою «сексуальную неврастению». [23] Именно в этом контексте Негулеску открыл и продвигал Эволчану как рассказчика, литературную надежду Джунимеи . [24] Позже Майореску взял Негулеску с собой на каникулы в Аббацию . [25] В Румынии и за рубежом Негулеску много времени проводил с Антонеску, который оставил записи об эксцентричных привычках Негулеску, включая его аскетизм , полное сексуальное воздержание и социальную неловкость. [26]
второго поколения В 1894 году Майореску уверенно писал, что сцена теперь принадлежит « Джунимеа », в которую входят Негулеску, Эволчану, Антонеску и Драгомиреску. [27] Готовясь к печати Religiunea şi arta , Негулеску оказался втянутым в конфликт с Николае Басилеску и другими неортодоксальными юнимистами , которые отвергли его теории с исторической точки зрения. Сопротивляясь Басилеску, он подтвердил свое пуристское прочтение кредо Майореску, а именно, что «истина» была универсальным художественным критерием, а формальное совершенство - объективной чертой. [28] Он подтвердил эти принципы в расширенной полемике с антиюнимистским идеологом Н. Петрашку , большая часть которой стала отдельным эссе Lucruri vechi («Старые вещи», 1898). Однако к тому времени он сам принял некоторые историцистские взгляды Басилеску на искусство как выражение цивилизации, пытаясь привести их в согласие с аргументами, почерпнутыми у Ипполита Тэна . [29] Негулеску по-прежнему утверждал, что субъективность является главной движущей силой культурных достижений, приводя крайние (и, по мнению Орнеа, ошибочные) примеры художников и интеллектуалов, которые выдерживали любое погружение в современную жизнь, от Галилея до Энгра . [30]
Подняться к известности
[ редактировать ]Негулеску стал профессором в 1896 году, несмотря на то, что у него не было докторской степени; он извлек выгоду из влияния и интриг Майореску. [2] [31] Майореску предпочел его Рэдулеску-Мотру, который расстался с основным юнимизмом . [32] Противодействуя антиюнимистам . , Негулеску и Антонеску оказали полную поддержку Драгомиреску, когда последний представил свою кандидатуру на должность профессора в Бухаресте [33] Тем временем у Негулеску произошел личный конфликт с филологом Илие Барбулеску , из-за которого ему было отказано в работе в Яссах. [34] Его преподавание и исследования были дополнены статьями, которые он написал для различных журналов, в том числе Convorbiri Literare (редактором которого он стал в 1895 году), [35] Архив Научно-литературного общества и Румынский политический и литературный журнал . [2] Последний обзор находился в значительной степени под его контролем и ознаменовал его дистанцирование от Культурной лиги, публикуя критические статьи Овидия Денсусиану . [36]
По словам биографа Евгения Ловинеску , Негулеску был монотонным интеллектуалом, входившим в число немногих студентов, которые соответствовали требованиям Майореску о «абсолютной верности» и «моральном рабстве». [37] В конце концов Майореску даже убедил своего ученика подумать о женитьбе на более обеспеченной семье и отказаться от своего «болезненного романтизма». [38] Некоторое время в 1898 году он был помолвлен с Мариетт Дабижа, владелицей большого загородного поместья. [39] Отказавшись от таких планов, Негулеску остался затворником и «педантичным» трезвенником , также известным своим отвращением к курению. [40]
Негулеску пришел в политику в 1901 году. [2] как член Консервативной партии Майореску . Майореску считал его хорошим министром, прошедшим обучение. [41] но, по его собственным словам, он сплотился только потому, что его об этом попросил учитель; в целом он возмущался политической жизнью и не любил политический класс. [42] По сути, он следовал за юнимистской или «конституционалистской» внутриконсервативной фракцией, которая была квазинезависимой от основной партии. [43] 1902 год также ознаменовал его раскол с Культурной лигой, после того как последняя больше не приглашала его и других представителей Юнимеи на свои конгрессы. [41]
Согласно записке их бывшего студента Иоана Лупу, до 1910 года Антонеску и Негулеску были самыми популярными профессорами в Яссах, их курсы посещало больше людей, чем могли вместить залы. [44] В декабре 1910 года, после выхода Майореску на пенсию, [5] В конце концов Негулеску перевели на факультет истории и энциклопедии философии в Бухаресте; его профессорство в Яссах было передано в 1915 году другому фавориту Джунимы , Иону Петровичу . [45] В Бухаресте его ассистентом был доцент , Мирча Флориан для которого Негулеску в 1924 году создал должность преподавателя лекций. [46] Негулеску стал другом и крестным отцом Флориана, но заблокировал его академическое продвижение, отказавшись предоставить ему должность профессора. Как сообщается, это произошло потому, что он боялся, что Петрович, которого он глубоко возмущал, воспользуется этой возможностью и предъявит претензии на кресло в Бухаресте. [47]
Негулеску вернулся к философии с двумя томами Filosofia Renaşterii («Философия Возрождения»), опубликованными соответственно в 1910 и 1914 годах. [2] [48] Он продолжал маневрировать в поддержку фаворитов Юнимеа , стремясь найти Михая Раля на профессорскую кафедру в Яссах, а также поддерживая Димитрия Густи , Василе Пырвана и Иона А. Рэдулеску-Погоняну , когда они разместили аналогичные предложения в Бухаресте. [49] Он также пытался (но безуспешно) восстановить доверие между Майореску и бывшим -юнимистом драматургом Ионом Лукой Караджале . [50] На этом этапе своей карьеры Негулеску оказал влияние на новое поколение философов, в том числе на Евгения Сперантию , [51] Камил Петреску и Тудор Виану . Сообщается, что Петреску был его фаворитом и считался равным по интеллекту. [52] Хотя Петреску более известен как писатель, он всегда считал, что Негулеску оказал влияние на его собственные работы в области философии и политической теории. [53]
Первая мировая война и Народная партия
[ редактировать ]Негулеску был избран членом-корреспондентом Румынской академии в 1915 году. [2] Год спустя Румыния вступила в Первую мировую войну и пострадала от немецкого вторжения . Негулеску бежал из оккупированного Бухареста и в начале 1917 года укрылся в Российской республике , в Одессе . Именно там ему пришла в голову идея создания новой партии «Национального возрождения», чтобы бросить вызов как доминирующей Национал-либеральной партии (НЛП), так и прогерманским консерваторам, а также продвигать функциональную выборную демократию . В последующие месяцы он кооптировал членов старого истеблишмента: юнимиста Густи, консерватора Константина Аргетояну из НЛП и Константина Анжелеску . [54]
В апреле 1918 года он вступил в Александру Авереску Народную лигу, возглавляемую , после ее создания в Яссах; в 1920 году она стала Народной партией (НП), на какое-то время главной оппозиционной силой НЛП. [2] [55] Его миссия, по словам Негулеску, заключалась в том, чтобы дать юридическое выражение революционному недовольству НЛП. [56] В ноябре 1918 года, сразу после перемирия с Германией и в разгар европейских революций , в доме Негулеску в Бухаресте прошли переговоры между радикальной ПП и Социалистической партией Румынии (ПС), в ходе которых предлагалось превратить Румынию в республику. обмен на социалистическое участие в управлении государством. [57]
В начале 1919 года Негулеску возглавлял «ревизионную комиссию» бухарестского философского факультета, которой было поручено расследовать дела коллег, обвиненных в сотрудничестве с оккупационными властями - в число таких дел входили Флориан, Рэдулеску-Мотру и Рэдулеску-Погоняну. [58] Негулеску не был в восторге от этого задания, и расследование было прервано, когда он заболел (или симулировал болезнь), а затем подал в отставку. [59] Это была эпоха союза Трансильвании с Румынией , который Негулеску полностью поддержал, подписав по крайней мере одну петицию, адресованную Парижской мирной конференции , с призывом к признанию союза. [60]
Негулеску продолжал выступать против истеблишмента и, вопреки совету Аргетояну, убедил Народную лигу воздержаться в знак протеста от участия в выборах в ноябре 1919 года . [61] Хотя переговоры 1918 года провалились, Негулеску поддержал сближение с ПС. После того, как руководство последней было арестовано за участие во всеобщей забастовке 1920 года , он выступил в качестве свидетеля защиты, утверждая, что забастовка была законным инструментом капиталистической конкуренции. [62]
Избран в Сенат в 1920 году . [2] он выиграл место для Праховой в Ассамблее депутатов в 1926 году . [63] После успешной борьбы с Петровичем за эту должность, [64] он дважды был министром народного образования при Авереску: март – декабрь 1921 г. и март – июнь 1926 г. [2] [65] В его первый срок внутри ПП возникла напряженность: Негулеску утверждал, что раскрыл хищения, совершенные его трансильванским подчиненным Иоаном Лупашем , но такие находки были скрыты по приказу Авереску. [66]
Во время своего первого срока Негулеску пытался реализовать закон о реформировании образования в Румынии , который подорвал бы проект НЛП. Однако, как заметил тогда Георге Владеску-Ракоаса , «все стояло на его пути». [67] В то время социальный теоретик Штефан Зелетин предположил, что план Негулеску был смелым и новаторским, хотя он во многом обязан германским моделям и не полностью отвечал реальным социальным потребностям. [68] Сделав вывод, что интеллектуализм потерпел неудачу, Негулеску выступил за 11-летнее доуниверситетское образование с введением унитарного профессионального образования , модернизацией нормальных школ и развитием среднего образования вокруг «гражданских школ». [69] Другой частью его программы, по которой он мог договориться с теневым министром НЛП Анжелеску, была румынизация трансильванских школ, особенно тех, которые обслуживают венгров , и секуляризация религиозных школ . [70] Негулеску писал, что считает эту меру обязательной из-за предполагаемой роли школ в распространении венгерского ирредентизма . [71] Однако он снисходительно относился к выражениям венгерского негодования, наложив вето на подавление правительством венгерских националистических протестующих и выступив в Сенате в пользу политической толерантности; он предположил, что у венгров есть основания рассматривать Трианонский договор как коллективный шок. [72]
Его партия была отстранена от власти до того, как он смог провести реформу, и Анхелеску отменил его консервативную политику. [73] Его второй срок прервался из-за смены политической власти. [5] Негулеску был назначен председателем Ассамблеи с июля 1926 года, когда Петрович занял пост министра образования, и был переизбран 14 ноября. [74] прежде чем окончательно уйти в отставку в июне 1927 года. Этот период был периодом политической неопределенности: срок полномочий Негулеску совпал с открытием того, что король Фердинанд I неизлечимо болен раком, что возобновило призывы к созданию правительства национального единства . [75] Во время его пребывания в должности в апреле 1927 года также было принято трудовое законодательство. [2] Он оставался ярым критиком Анжелеску, отмечая «головокружительное» и «хаотичное» открытие новых школ под его мандатом, утверждая, что все усилия были некачественными и, следовательно, обманчивыми. [76]
Против расизма
[ редактировать ]В эти годы Негулеску сосредоточил свои исследования на истории философии, а также на практических и политических вопросах. Как отмечал Траян Херсени , этот новый интерес был «связан», хотя и не тождественен, с социологией культуры . [77] К таким работам относятся: «Реформа образования» («Реформа образования», 1922 г.), «Политические партии » («Политические партии», 1926 г.), « Генезис культурных форм » («Генезис культурных форм», 1934 г.), « Платоническая академия Флоренции » ( « Платоническая академия во Флоренции», 1936), Николауса Кузануса (1937) и Destinul Omenirii («Судьба человечества», Том I, 1938; Том II, 1939). [2] Своей новой работой в области эстетики Негулеску расширил свою систему до психологического детерминизма , исходя из типов личности ; он также предположил, что история искусства представляет собой непрерывный диалог между «критическим анализом» и «воображением», которые сменяли и смягчали друг друга. [78] Ученый Дэн Григореску считает Geneza formelorculturalurii шедевром Негулеску, но отмечает, что ее система ссылок, включающая Жоржа Дюма , Жозефа Ястроу , Эрнста Кречмера , Теодора Липпса и Полина Малаперта , быстро устарела. [79] По сути, предполагает Григореску, Генеза была идеей эпохи Возрождения, но также схожа с современными размышлениями Альберта Эйнштейна и Лесли Уайт . [80]
В университете Негулеску провел ряд курсов, которые позже также были опубликованы: Enciclopedia filosofiei («Энциклопедия философии», 1924–1926), Istoria filosofiei. Pozitivismul francez contemporan («История философии. Современный французский позитивизм», 1924–1925), Проблема онтологическая («Онтологическая проблема», 1927–1928), Проблема эпистемологии («Эпистемологическая проблема», 1930–1932) и Энциклопедия философии . Проблема космологии («Энциклопедия философии. Космологический вопрос», 1935–1937). [2] PP Его работы публиковались в межвоенных газетах и журналах, в первую очередь в Indretarea , Ideea Europeană и Revista de Filosofie . [2]
Негулеску получил звание титулярного члена Румынской академии в 1936 году. [2] [81] К тому времени он стал все более изолированным критиком преобладающих культурных и политических тенденций. Против протекционизма, поддерживаемого интеллектуальным классом, который чувствовал угрозу Великой депрессии , он разработал меритократическую и классически либеральную схему, изложенную в Destinul Omenirii . Он предположил, что интеллектуалы были клиентами государства, которые ожидали надежных рабочих мест в бюрократии, но не несли личной ответственности за свою судьбу; он выступал за дерегулирование и рассматривал кризис как возможность для развития. [82] Такие идеи были категорически отвергнуты молодыми правыми радикалами Мирчей Элиаде и Михаилом Полихрониадой , которые отметили, что в его время Негулеску имел неповторимый шанс на социальное продвижение. [83] Критика исходила и слева: коммунистический философ Лукрециу Пэтрэшкану утверждал, что Destinul Omenirii больше не соответствует более раннему материалистическому монизму Негулеску, а является «финалистическим» и пограничным «мистическим». [84]
Geneza formelorculturalurii , стремившаяся обнаружить естественные предпосылки отдельных философских позиций, была прежде всего критикой популярного биологического детерминизма , включая теорию вырождения и психоаналитическую теорию . Им он противопоставлял сочетание функционализма, мутационизма и экологического детерминизма . [85] В Генезе , а также в своих публичных заявлениях Негулеску выделялся как ярый антифашист и критик научного расизма . [86] У него была полемика с сотрудниками крайне правой Гандиреа , утверждая, что ни биология, ни румынский православный этос не способствуют конкретным реалиям в обосновании национальной идентичности и «национальной философии»; по его мнению, «нация» была социальной конструкцией , не имеющей биологической основы. [87] Более того, Негулеску отделил «мирный и продуктивный» либеральный национализм от его этнического аналога. [88] Прямо и косвенно Негулеску также выступил против радикально фашистской и антисемитской « Железной гвардии» . [89]
Его работа поддержала идею о том, что смешанные браки были неизбежны и наблюдаемы в румынском этногенезе . [90] и выразил скептицизм по отношению к исследованиям расовой серологии , проводимым на местном уровне Сабином Мануилэ . [91] Такие наблюдения, возможно, способствовали ограничению влияния нацистского расизма на румынских евгеников , таких как Овидиу Комша. [92] Однако Никифор Крайник из Гандиреи подтвердил расистский аргумент в 1934 году в брошюре, в которой Негулеску назывался «старым философом, сформированным идеологической школой ушедшего века». [93]
Несмотря на то, что Негулеску отмечали на официальном уровне, он терял уважение своих учеников, которые приходили к нему в салон и часами слушали его выступления. Одна из них, ведущая дневника Джени Актериан , пожаловалась, что дом Негулеску был «зловещим». Сам профессор, утверждала она, был «умным», но «сухим до костей», а его голос «хриплым и монотонным». [94] По его собственным стандартам, Негулеску настаивал на том, что работа профессора заключается в первую очередь не в передаче информации, а в «продвижении науки». [95] Элиаде, также будучи его учеником, вспоминал его как «честного» человека с большой «самодисциплиной», но в целом «бесцветного». Объектом своих насмешек против метафизики он утверждал, что сциентизм Негулеску в большей степени сформировался под влиянием популярной науки . [96] Наиболее ожесточенно они ссорились из-за изучения Элиаде индийской философии , которое Негулеску отказался разрешить в своем университете. [97]
Преследование и последние годы
[ редактировать ]Выступая против фашизма, Негулеску также критиковал авторитарного короля Кароля II , который с 1934 года использовал чрезвычайное положение как против Железной гвардии, так и против либеральных демократов. В марте 1935 года вместе с посланниками других групп он участвовал в переговорах с Григоре Филипеску новой Консервативной партией в поисках общей платформы против цензуры и репрессий. [98] Незадолго до начала Второй мировой войны политическое видение Негулеску и Филипеску потерпело поражение из-за прихода к власти сменявших друг друга фашистских режимов. Первым из них был Фронт национального возрождения (ФРН), созданный Кэрол. Как отмечает ученый Мария Букур , это формализовало систему клиентуры, против которой выступал Негулеску. [99] В феврале 1938 года Авереску ушел с поста президента ПП и присоединился к сторонникам короля; Негулеску сменил его на посту главы умирающей партии, которая просуществовала до тех пор, пока позже в том же году не вступила в силу авторитарная конституция , и, возможно, распалась добровольно. [100]
Железной гвардии В 1940 году, в возрасте 70 лет, Негулеску был вынужден уйти в отставку из-за режима Государства Национальных легионеров , что положило начало политической чистке. [2] [101] Частично выздоровев при режиме Иона Антонеску , в марте 1941 года он работал с Густи, Михаем Чукэ , Раду Р. Розетти и Ливиу Ребреану над проектом реформы Академии. Он призвал усилить национальную пропаганду в румынском государстве, чтобы компенсировать потери Бессарабии и Северной Трансильвании за предыдущий год. [102] Его инаугурационная речь в Академии, состоявшаяся в мае, была посвящена конфликту поколений и фактору прогресса. [2] В 1942 году, когда Петрович был министром образования, Василе Нетя из журнала «Время» взял у него интервью на тему политики в области образования. [103]
Негулеску ненадолго вернулся к культурной известности в 1945 году, во время демократической паузы, наступившей после падения Антонеску . Его политические позиции раскрыл Ион Бибери в интервью, опубликованном в еженедельнике «Демократия» . [104] В июне 1948 года новый коммунистический режим лишил его членства в Академии. [2] [105] В последние годы его преследовал и заклеймил «декадентским» философом официальный идеолог Константин Ионеску Гулиан . [106]
Негулеску умер в безвестности в возрасте 80 лет. [107] и похоронен на участке 92 кладбища Беллу . [108] В 1960-х годах коммунистическая цензура его работ стала более мягкой, и к 1979 году он был фактически реабилитирован . [109] С 1969 по 1977 год тома его неопубликованных работ (включая университетские лекции) были выпущены Академией под опекой Ал. Посеску и Н. Гогоняцэ. [110]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) Летописец, «Actualitatea». Архивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , No. 32/2000
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Стэн Стойка, Дину К. Джуреску , Биографический словарь по истории Румынии , стр. 400-401. Бухарест: Издательство Meronia, 2008. ISBN 978-973-783-939-8
- ^ Ловинеску, стр. 71–72.
- ^ Орнеа (1998, I), стр. 104–105.
- ^ Перейти обратно: а б с д Багдасар и др. , стр. 114
- ^ Настаса (2007), стр. 287–288; Орнеа (1998, I), стр. 98–101.
- ^ Настаса (2007), стр. 288.
- ^ Орнеа (1998, I), стр. 99–100.
- ^ Джордж Кэлинеску , История румынской литературы от ее истоков до наших дней , стр.407. Бухарест: Издательство Минерва , 1986; Настаса (2007), стр. 73, 97–98, 475; (на румынском языке) Ливиу Папук, «Новые свидетельства юнимистов (II)». Архивировано 8 марта 2009 г. в Wayback Machine , в Literary Conversations , декабрь 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б Орнеа (1998, II), стр. 81–82.
- ^ Багдасар и др. , стр. 114–122; Патрашкану, стр. 98–99.
- ^ Патрашкану, стр. 99–100.
- ^ Багдасар и др. , стр. 121–122; Патрэшкану, стр. 99–101.
- ^ Багдасар и др. , стр. 114–115, 249.
- ^ Багдасар и др. , стр. 249; Ловинеску, стр. 47, 49, 52, 73–74, 76–78; Орнеа (1998, I), стр. 105; (1998, II), стр. 80–82, 130, 336–337, 343, 350–353, 356; Петреску, стр. 74.
- ^ Орнеа (1998, II), стр. 73–74, 79.
- ^ Орнеа (1998, II), стр. 92, 350.
- ^ Ловинеску, стр. 74–77; Орнеа (1998, II), стр. 350–352.
- ^ Орнеа (1998, II), стр. 352–354.
- ^ Багдасар и др. , стр. 249–251.
- ^ Орнеа (1998, II), с. 85
- ^ Орнеа (1998, II), стр. 80–84, 96.
- ^ Настаса (2010), стр. 68.
- ^ Ловинеску, стр. 45; Орнеа (1998, I), с. 110.
- ^ Ловинеску, стр. 45; Настаса (2010), стр. 76, 107, 245–246.
- ^ Настаса (2010), стр. 69–70, 77, 79.
- ^ Ловинеску, стр. 90–91; Орнеа (1998, I), с.
- ^ Орнеа (1998, II), стр. 84–86, 336–337.
- ^ Орнеа (1998, II), стр. 86–92.
- ^ Орнеа (1998, II), стр. 88–89.
- ^ Ловинеску, стр. 72–73, 79–80; Настаса (2007), стр. 287–288, 326, 332, 369, 370–372; Орнеа, стр. 188. См. также Bagdasar et al. , стр. 114
- ^ Ловинеску, стр. 72–73, 79–80.
- ^ Настаса (2007), стр. 327–328.
- ^ Настаса (2007), стр. 385–386.
- ^ Ловинеску, стр. 12, 19, 21, 89–90; Настаса (2007), стр. 521; Орнеа (1998, I), стр. 109, 116, 119.
- ^ Настаса (2007), стр. 516–517.
- ^ Ловинеску, стр. 244, 249.
- ^ Настаса (2010), стр. 74, 79, 81, 107.
- ^ Настаса (2010), стр. 107.
- ^ Настаса (2010), стр. 207, 439, 484.
- ^ Перейти обратно: а б Ловинеску, с. 73.
- ^ Настаса (2007), стр. 83.
- ^ Орнеа (1998, I), стр. 355–356.
- ^ Иоан Лупу, «Posta redacciai. -at, no -or!», в Magazin Istoric , декабрь 1968 г., стр. 93.
- ^ Настаса (2007), стр. 353.
- ^ Настаса (2007), стр. 27.
- ^ (на румынском языке) Сорин Лаврик , «Filosofia atifica». Архивировано 9 сентября 2015 г. в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , No. 28/2015
- ^ Григореску, стр. 232.
- ^ Настаса (2007), стр. 293, 318–321, 330, 344.
- ^ Орнеа (1998, I), стр. 118.
- ^ Настаса (2007), стр. 475.
- ^ Тудор Виану , Румынские писатели , Том II, стр. 315. Бухарест: Издательство Минерва , 1971. ОСЛК 7431692
- ^ Настаса (2007), стр. 98.
- ^ Попеску, стр. 339–340.
- ^ (на румынском языке) Георге И. Флореску, «Александру Авереску, политический деятель (II)». Архивировано 14 октября 2014 г. в Wayback Machine , в Literary Conversations , июнь 2009 г.; Попеску, стр. 340, 343, 344.
- ^ Попеску, стр. 340.
- ^ Петреску, стр. 314, 357.
- ^ Палач (2010), стр. 347–350
- ^ Буй (2010), с. 347
- ^ Настаса (2007), стр. 94–95.
- ^ Попеску, стр. 350.
- ^ Петреску, стр. 357.
- ^ «Новая комната», в Румынии Ноуа , 9 июня 1926 г., стр. 2.
- ^ (на румынском языке) Георге И. Флореску, «Александру Авереску, политический деятель (V)». Архивировано 4 января 2015 г. в Wayback Machine , в Literary Conversations , сентябрь 2009 г.
- ^ Багдасар и др. , стр. 114; Настаса (2007), стр. 82; (2010), с. 343.
- ^ Настаса (2010), стр. 373.
- ^ Елена Булгару, Георге Владеску Ракоаса. Биобиблиография , стр. 55. Бухарест: Центральная университетская библиотека , 2012. ISBN 978-973-88947-4-7
- ^ Зелетин, стр. 720, 723–724, 729–730.
- ^ Зелетин, стр. 720–723, 725–727, 729–730. См. также Багдасар и др. , стр. 789, 793–794.
- ^ Тот, стр. 109, 110–111, 122–125
- ^ Тот, с. 111
- ^ (на румынском языке) Георге Чаушеску, «Мемуары марионетки». Архивировано 1 января 2015 г. в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , No. 16/2003
- ^ Ливезяну, стр. 45–46
- ^ Константинеску, стр. 81.
- ^ Константинеску, стр. 81–82.
- ^ Ливезяну, стр. 39–40
- ^ Багдасар и др. , с. 571
- ^ Григореску, стр. 232–238.
- ^ Григореску, стр. 232–233.
- ^ Григореску, стр. 233, 238–239.
- ^ Настаса (2007), стр. 510.
- ^ Букур, стр. 135.
- ^ Орнеа (1995), стр. 187, 188.
- ^ Патрашкану, стр. 100–101.
- ^ Багдасар и др. , стр. 398–403.
- ^ Багдасар и др. , стр. 401–402; Хэппи, стр. 114; Бутару, стр. 209, 244; Орнеа (1995), стр. 79, 108.
- ^ Орнеа (1995), стр. 79, 109.
- ^ Грофшориан, с. 183
- ^ Букур, стр. 114.
- ^ Багдасар и др. , стр. 402–403; Орнеа (1995), стр. 108–109.
- ^ Грофшориан, стр. 190–191.
- ^ Бутару, стр. 244.
- ^ Орнеа (1995), с. 110
- ^ Настаса (2010), стр. 223–224.
- ^ Настаса (2007), стр. 68.
- ^ Элиаде, стр. 99–101.
- ^ Элиаде, стр. 250–251.
- ^ «Совместные действия оппозиционных партий против осадного положения и цензуры», в Адевэруле , 14 марта 1935 г., стр. 5.
- ^ Букур, стр. 136.
- ^ Георге И. Флореску, «Александру Авереску, политический деятель (IX)». Архивировано 5 марта 2016 г. в Wayback Machine , в Literary Conversations , январь 2010 г.
- ^ Бойя (2012), стр. 170; Настаса (2010), с. 414.
- ^ Джеймс, с. 266
- ^ Василе Нетя, Мемуары . Тыргу-Муреш: Издательство Нико, 2010, стр. 163. ISBN 978-606-546-049-2
- ^ Буй (2012), с. 287
- ^ Бойя (2012), стр. 300; Настаса (2007), стр. 511.
- ^ (на румынском языке) Владимир Тисмэняну , «К.И. Гулиан, истребитель румынской философии». Архивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , No. 2/2012
- ^ Настаса (2010), стр. 437, 474–475; (на румынском языке) Ион Симуц , «Достоинство румынского интеллектуала». Архивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , No. 33/2008
- ^ Георге Г. Безвичони, Necropola Capitalei , стр. 199. Бухарест: Институт истории Николае Йорги , 1972.
- ^ Джеймс, с. 264
- ^ Настаса (2007), стр. 463.
Ссылки
[ редактировать ]- Николае Багдасар , Траян Херсени , С.С. Бырсэнеску, История современной философии, В. Румынская философия от ее истоков до наших дней . Бухарест: Румынское философское общество, 1941.
- Люциан Бойя ,
- «Германофилы». Румынская интеллектуальная элита в годы Первой мировой войны . Бухарест: Хуманитас , 2010. ISBN 978-973-50-2635-6
- Подводные камни истории. Румынская интеллектуальная элита между 1930 и 1950 годами . Бухарест: Хуманитас, 2012. ISBN 978-973-50-3533-4
- Мария Букур , Евгеника и модернизация в межвоенной Румынии . Питтсбург: Университет Питтсбурга , 2002. ISBN 0-8229-4172-4
- Лучиан Т. Бутару, Румынский расизм. Расовая составляющая антисемитского дискурса в Румынии до Второй мировой войны . Клуж-Напока: EFES, Клуж-Напока, 2010. ISBN 978-606-526-051-1
- Ион Константинеску, «Из заметок бывшего парламентского репортера, 1919–1939 гг. В. Маджеру: «Акулы ждут свою добычу!», в журнале «Исторический» , октябрь 1971 г., стр. 77–87.
- Мирча Элиаде , Автобиография: 1907–1937, Путешествие на Восток, Путешествие на Запад . Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета , 1990. ISBN 0-226-20407-3
- Дэн Григореску , История культуры и ее тревоги . Бухарест: Издательство Эминеску , 1992. ISBN 973-22-0212-2
- Корнел Грофшориан, Современные общественно-политические течения. Критика исторического материализма . Тимишоара: Атенеу, 1934.
- Богдан Кристиан Якоб, «Аватары румынской академии и исторического фронта: 1948 против 1955», в книге Владимира Тисмэняну (редактор), «Возвращение к сталинизму: установление коммунистических режимов в Восточно-Центральной Европе» , стр. 255–282. Будапешт: CEU Press . ISBN 978-963-9776-63-0
- Ирина Ливезяну , Культурная политика в Великой Румынии . Итака: Издательство Корнельского университета , 2000. ISBN 0-8014-8688-2
- Евгений Ловинеску , Т. Майореску и его критические потомки . Бухарест: Дом школ, 1943 год.
- Люциан Настаса,
- «Суверены» румынских университетов. Механизмы отбора и продвижения интеллектуальной элиты , Том I. Клуж-Напока: Издательство Limes , 2007. ISBN 978-973-726-278-3
- Интимность амфитеатров. Позы из частной жизни «литературных» академиков (1864–1948) . Клуж-Напока: Издательство Limes, 2010. ISBN 978-973-726-469-5
- З. Орнеа ,
- Тридцатые годы. Румынские крайне правые . Бухарест: Издательство Румынского культурного фонда , 1995. ISBN 973-9155-43-Х
- Юнимея и юнимизм , Тт. I-II. Бухарест: Издательство Минерва , 1998. ISBN 973-21-0562-3
- Лукрециу Пэтрэшкану , Течения и тенденции в румынской философии . Бухарест: Издательство Socec , 1946.
- Константин Титель Петреску , Социализм в Румынии. 1835 — 6 сентября 1940 . Бухарест: Дачия Траяна, [Нью-Йорк].
- Еуфросина Попеску, «Создание Народной лиги и ее деятельность до марта 1920 г.», в сб. Исследования. Исторический журнал , №1. 2/1968, стр. 337–354.
- Сцилард Тот, «Проблема образования венгерского меньшинства в парламентских дебатах в межвоенной Румынии», в Василе Чобану, Сорин Раду (ред.), Политические партии и национальные меньшинства в Румынии в XX веке , Том IV, стр. . 109–130. Сибиу: ТехноМедиа, 2009.
- Штефан Зелетин , «Новые принципы реформы образования», в Архиве науки и социальной реформы , No. 6/1923, стр. 718–730.
- 1870 рождений
- 1951 смертей
- Румынские философы
- Румынские историки философии
- Румынские историки XIX века
- Румынские историки ХХ века
- Философы искусства
- Метафизики
- Политические философы
- Детерминисты
- Эмпирики
- Позитивисты
- Материалисты
- Юнимисты
- Румынские эссеисты
- Редакторы румынских журналов
- Румынские теоретики образования
- Министры культуры Румынии
- Министры образования Румынии
- Председатели Палаты депутатов (Румыния)
- Члены Палаты депутатов (Румыния)
- Члены Сената Румынии
- Политики Консервативной партии (Румыния, 1880–1918)
- Политики Народной партии (межвоенная Румыния)
- Румынские политики ХХ века
- Лидеры политических партий Румынии
- Люди из Плоешти
- Румынские атеисты
- Атеисты XIX века
- Атеисты 20-го века
- Философы-атеисты
- Выпускники Бухарестского университета
- Академический состав Бухарестского университета
- Академический состав Университета Александру Иоана Кузы
- Титульные члены Румынской Академии
- Румынский народ Первой мировой войны
- Румынские эмигранты в России
- Беженцы в России
- Румынский народ Второй мировой войны
- Цензура в Румынии
- Похороны на кладбище Беллу
- Реабилитация Социалистической Республики Румыния