Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2024 г. ) |
![]() | |
Родное имя | Императорский Фарфоровый Завод |
---|---|
Раньше | Ломоносовский фарфоровый завод |
Промышленность | с ручной росписью керамики Производство |
Основан | 1744 |
Основатель | Dmitry Ivanovich Vinogradov |
Штаб-квартира | Санкт-Петербург , Россия |
Обслуживаемая территория | Международный |
Владелец | Николай Цветков |
Веб-сайт | ИПМ-АО |

Императорский Фарфоровый Завод (русский Фарфоровый ) : Императорский Завод , также известный как Императорский Фарфоровый Завод (сокращенно ИПМ ), является производителем керамики с ручной росписью в Санкт-Петербурге , Россия . Он был основан Дмитрием Ивановичем Виноградовым в 1744 году и пользовался поддержкой русских царей со времен императрицы Елизаветы Петровны . Многие до сих пор называют завод по известному прежнему названию — Ломоносовский фарфоровый завод .
История
[ редактировать ]18 век
[ редактировать ]Попытки раскрыть секрет изготовления твердого фарфора предпринимались в России со времени визита Петра Великого в Саксонию в 1718 году; там он увидел мейсенский фарфор при дворе Дрездена. Дмитрий Иванович Виноградов , талантливый горный инженер, изучавший металлургию во Фрайберге, Саксония , разработал формулу первой фарфоровой мануфактуры в России, основанной в 1744 году по приказу императрицы Елизаветы , дочери Петра Великого , для «служения отечественной торговле и отечественному искусству». ." [ 1 ]
Долгое время фабрика производила изделия почти исключительно для правящей семьи Романовых и российского императорского двора, а также для их политических и дипломатических подарков. Обеденные сервизы, часто очень большие, были основным продуктом, а с 1780-х годов изображения русских крестьян и национальных меньшинств Российской империи взяты из книжных иллюстраций. Последние продолжались до революции и в значительной степени заменили репертуар пасторальных, галантных и комедийных деятелей, знакомых по фабрикам остальной Европы. С приходом неоклассического стиля фабрика стала известна своими большими и богато украшенными вазами с нарисованными сценами.
Русский фарфор Виноградова имел качества, подобные мейсенскому фарфору , а его формула (которая состояла только из русских ингредиентов) переняла стиль китайского фарфора . В начале виноградовского периода мотивы были монохромными и упрощенными; к концу этого периода развитые миниатюры были завершены на фарфоре. Сусальное золото для золочения фарфора готовилось из золотых монет Императорской казны.
«Золотой век Екатерины» – правление Екатерины II Великой – был веком расцвета прекрасного русского фарфора. В 1765 году мануфактура была переименована в Императорский фарфоровый завод (ИПМ). С самого начала правления Екатерины ИПМ был обязан производить фарфор, а также приносить прибыль. Потребность Императорского двора в фарфоре была велика, а постоянные заказы двора позволяли ИПМ поддерживать высочайшее качество.
Во время правления Павла I (1796–1801) русский фарфор продолжал развиваться в стиле неоклассицизма с возрастающим влиянием эллинских и римских мотивов.
-
Очень ранняя чаша, датированная 1749 годом.
-
Тарелка императорского сервиза, 1756–62 гг.
-
Чашка с крышкой и блюдцем, ок. 1760 г.
-
Стакан и блюдце, гр. 1775 г.
-
Чашка с крышкой из чайного сервиза, ок. 1775 г.
-
Кружка, гр. 1780 г.
-
Файл: Женщина-шаманка, ок. 1780–1800 гг.
-
Рыбак , 1780–1800 гг.
-
Лапландия , 1780–1800 гг.
-
Продавец мороженого , 1780–1800 гг.
-
Вазы, 1780–1800 гг.
1801–1825
[ редактировать ]В Санкт-Петербург были приглашены мастера Берлинской фарфоровой мануфактуры Königliche Porzellan и художники по фарфору Севрской национальной мануфактуры , а также была реконструирована печная камера. В 1806 году, с введением Наполеоном континентальной блокады , ввоз фарфора в Россию был запрещен и возникла конкуренция между множеством русских частных фарфоровых заводов. Цех по производству фарфора ИПМ был разделен на цех по производству дорогих малорентабельных царских подарков и цех по производству обычного фарфора для потребителей среди российского дворянства.
1825–1894
[ редактировать ]Со времен правления Николая I (1825–1855 гг.) привозной каолин из Лиможа стали использовать . Изготавливались фарфоровые бляшки и крупные фарфоровые изделия высокого совершенства. Был изобретен особый метод прочного огневого золочения, который можно было полировать, но впоследствии он был утерян.
Николай I принимал личное участие в управлении ИПМ. Ему были переданы на утверждение проекты фарфоровых изделий. Собственный музей мануфактуры был открыт в 1844 году. Позже была сформирована библиотека из книг по искусству, живописи и гравюры.
К началу правления Александра II (1855–1881 гг.) ИПМ работал только на привозном сырье. За год до отмены крепостного права работники ИПМ получили свободу, но многие из них продолжали работать в ИПМ. Однако количество постановлений Императорского двора уменьшилось. Фарфор производился преимущественно по старинным моделям. С начала 1870-х годов копирование знаменитых картин на фарфоре прекратилось, пейзажи писались редко. Вместо этого преобладал чисто орнаментальный декор. ИПМ начал использовать цветные глазури и украшать фарфор узорами «паштет-сюр-пашт» .
Идея закрытия «бесполезного и нерентабельного» предприятия возникла в 1881 году. В дальнейшем идея трансформировалась в подчинение ИПМ Императорской Академии художеств , но Александр III , правление которого только началось, диктовал наилучшие условия ( с технологической и художественной точки зрения) для ИПМ, чтобы ИПМ мог достойно носить свое имя «Империал» и устанавливать стандарты для всех владельцев частных фарфоровых мануфактур.
В 1889 году была изобретена новая формула темно-красной глазури сан-де-беф . С 1892 года технология подглазурного декора осваивалась с помощью датских специалистов. Российский император был женат на датской принцессе и интересовался подглазурной росписью.
1894–1917
[ редактировать ]К началу 20 века ИПМ стал одним из ведущих фарфоровых заводов Европы. Фарфор ИПМ славился своим исключительным качеством. Он изготовлен из кузова, изготовленного из ингредиентов высочайшего качества на современном оборудовании. Перед использованием в производстве этот кузов хранился в подвалах 10 лет.
Стиль модерн повлиял на формы фарфора. Фарфор выпускался причудливо изогнутых форм, украшенных стилизованными растениями, русалками и другими мотивами модерна. Как правило, вазы покрывались подглазурным декором. Каждая ваза имела уникальную форму. Подглазурный декор позволял художникам писать сменные времена года и зимние пейзажи.
ИПМ начал производить технический и химический фарфор в связи с прекращением импорта фарфора из Германии во время Первой мировой войны . Производство тонкого фарфора сократилось до минимального уровня. Все произведенные прекрасные фарфоровые изделия были проданы на благотворительных аукционах в пользу королевских больниц. Только пасхальные яйца производились в больших количествах для пасхальных солдатских торжеств.
Советский период
[ редактировать ]
С отменой российской монархии в 1917 году Императорский фарфоровый завод был переименован режимом в «Государственный фарфоровый завод» (ГФЗ — Государственный фарфоровый завод ) большевистским . [ 1 ] В первые годы существования Советского Союза ГФЗ производил так называемую пропагандистскую продукцию — от тарелок до фигурок советской элиты. [ 2 ]
В 1925 году, к 200-летию Российской академии наук, ей было присвоено имя основателя академии Михаила Ломоносова . Он стал называться Ленинградским фарфоровым заводом имени М. В. Ломоносова (ЛФЗ — Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова ). [ 3 ] Недавно названная Ломоносовская фабрика производила широкий спектр продукции, в том числе коллекционные фигурки животных и столовые сервизы.
Его самый известный узор, кобальтовая сетка , впервые появился в 1949 году. Дизайн основан на синем сетчатом узоре, который был нанесен на рельефные линии, отлитые на фарфоровой посуде Екатерины Великой . На фабрике имеются актуальные образцы Екатерининской посуды с таким дизайном. Новый дизайн представляет собой сочетание пересекающихся линий синего кобальта с перевернутыми каплями синего кобальта (из минерального кобальта) и акцентами из 22-каратного золота. [ 4 ] Существует также версия, что художница Анна Яцкевич, автор знаменитой кобальтовой сетки, нарисовала сервиз в память о расклеенных окнах домов и перекрестном свете прожекторов, освещавших небо блокадного Ленинграда. Эти кресты на окнах использовались как устройство, снижающее небольшие вибрации от сильной взрывной волны. [ 5 ]
Постсоветская эпоха
[ редактировать ]ЛФЗ был приватизирован в 1993 году как «Ломоносовский фарфоровый завод». В это время начался широкий экспорт в страны, незнакомые с ломоносовскими изделиями, в частности в США и Японию . KKR и Инвестиционный фонд США-Россия владели 51% акций до 1999 года, когда российское правительство национализировало компанию. [ 6 ] В 2002 году ЛФЗ был продан Николаю Цветкову , президенту компании Nikoil.
Вернуться к старому имени
[ редактировать ]29 мая 2005 года акционеры Ломоносовского фарфорового завода приняли решение вернуть ему досоветское название - Императорский фарфоровый завод. [ 7 ]
Недавно ИПМ приступил к производству ручных копий фарфора из ассортимента императорского фарфора, представленного в собрании Государственного Эрмитажа . В этот ассортимент входят столовые сервизы, коллекционные тарелки, вазы, статуэтки из знаменитой серии «Русские народы» и другие фарфоровые изделия из ассортимента фарфора, изготавливаемого здесь с момента основания мануфактуры в 1744 году.
Постсоветские штампы
[ редактировать ]Первым постсоветским экспортным штампом была красная монограмма ЛФЗ с красной надписью «Сделано в России». После 2002 года появился новый экспортный штамп, на котором была красная или синяя монограмма ЛФЗ и слова «Ручное украшение, 1744 год, Санкт-Петербург, Россия». На изделиях, выпущенных после 2005 года, стоит штамп «Императорский фарфор, 1744 год, Санкт-Петербург» вместе с двуглавым императорским орлом.
-
Задний штамп LFZ после 2002 г.
-
Штамп IFZ после 2005 г.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Ломоносовская фарфоровая история», «Ломоносовский фарфор из России» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 18 июня 2007 г. , по состоянию на 18 июня 2007 г.
- ^ После Октябрьской революции, [1] , по состоянию на 18 июня 2007 г.
- ↑ Царский фарфор, [2] Архивировано 15 ноября 2016 г. в Wayback Machine , по состоянию на 18 июня 2007 г.
- ^ О Ломоносовском фарфоре, «Русско-Американская компания» . Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 г. Проверено 18 июня 2007 г. , по состоянию на 18 июня 2007 г.
- ^ История Российского Императорского фарфорового завода. Архивировано 7 октября 2020 г. в Wayback Machine .
- ^ Банерджи, Нила (16 октября 1999 г.). «МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС; Разочарованный российский регулятор по ценным бумагам уходит в отставку» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 октября 2016 г.
Решение г-на Васильева об уходе было подтверждено решением петербургского суда в понедельник о ренационализации Ломоносовского фарфорового завода. В результате этого шага были аннулированы 51 процент акций компании, принадлежавшие руководителям компаний Kohlberg Kravis Roberts & Company и Американско-российской инвестиционной компании. Фонд.
- ↑ Архив «Пресс-релизы», Официальный сайт Ломоносовского фарфорового завода, "Императорский Фарфоровый Завод | 2005 год" . Archived from the original on 2007-05-06 . Retrieved 2007-06-18 . , accessed 18 June 2007 ( in Russian )
Внешние ссылки
[ редактировать ]