Ассирийцы в Иране
ܐܬܘܪܝܐ ܕܐܝܼܪܵܢ ( Syriac ) | |
---|---|
![]() ![]() | |
Иранские ассирийцы из Урмии , Иран. | |
Общая численность населения | |
20,000 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Языки | |
Неоарамейский и персидский | |
Религия | |
Сирийское христианство |
Ассирийцы в Иране ( сирийский : ) ����������������������������������; персидский : آشوریان ایران , или иранские ассирийцы , являются этническим и языковым меньшинством в современном Иране . Ассирийцы принадлежащими Ирана говорят на ассирийском неоарамейском языке , неоарамейском языке, произошедшем от восточных диалектов старого арамейского языка с элементами аккадского языка , и являются христианами восточного обряда, в основном к Ассирийской церкви Востока , а также к Древней церкви. Востока , Ассирийская пятидесятническая церковь , Халдейская католическая церковь и Ассирийская евангелическая церковь . [ 2 ]
Они имеют общую историю и этническую идентичность, основанную на общих языковых, культурных и религиозных традициях, с ассирийцами в Ираке , ассирийцами в Турции и ассирийцами в Сирии , а также с ассирийской диаспорой . [ 2 ]
До Исламской революции 1979 года ассирийская община в Иране насчитывала около 200 000 человек. [ 3 ] проживало около 50 000 ассирийцев В 1987 году в Тегеране . [ 4 ] Однако после революции многие ассирийцы покинули страну, прежде всего в США; Иранская перепись 1996 года насчитала всего 32 000 ассирийцев. [ 5 ] Текущие оценки ассирийского населения в Иране включают 7000 членов Ассирийской церкви Востока и Халдейской католической церкви, а также менее 10 000 членов Ассирийской евангелической церкви. [ 6 ]
Столица Ирана Тегеран является домом для большинства иранских ассирийцев; однако около 15 000 ассирийцев проживают в северном Иране, в Урмии и различных ассирийских деревнях в окрестностях. [ 2 ] Следует отметить, что среди ассирийской диаспоры ассирийцы, проживающие в Калифорнии и России, как правило, являются выходцами из Ирана . [ 7 ]
Конституция Исламской Республики Иран , ратифицированная в 1979 году, признает ассирийцев религиозным меньшинством и этническим меньшинством и оставляет за ними одно место в Исламской консультативной ассамблее — иранском парламенте. [ 8 ] По состоянию на 2004 год [update]Это место занял Йонатан Бетколия , который был избран в 2000 году и переизбран на выборах в законодательные органы 2004 года . [ нужна ссылка ]
По оценкам, в 2010 году в историческом центре города Урмия осталось всего около 5000 ассирийцев. [ 9 ]
История
[ редактировать ]
Ассирийское присутствие в Иране насчитывает 4000 лет, в древние времена, а Ассирия была вовлечена в историю Древнего Ирана еще до прибытия современных иранских народов в этот регион примерно в 1000 году до нашей эры. Во времена Старой Ассирийской империи (ок. 2025–1750 гг. до н. э.) и Среднеассирийской империи (1365–1020 гг. до н. э.) ассирийцы правили частями доиранского северного и западного Ирана. Неоассирийская империя (911-605 до н.э.) видела, как Ассирия завоевала иранских персов , мидийцев и парфян в свою империю вместе с древними доиранскими эламитами , касситами , маннеями и гутиями , а также иранскими киммерийцами и Малой Азии скифами . Кавказа . [ 10 ] Родина ассирийцев в Иране традиционно располагалась вдоль западного берега озера Урмия от района Салмас до равнины Урмия. [ 11 ]
После падения Ассирии между 612 и 599 годами до нашей эры, после десятилетий гражданской войны, за которой последовало нападение союза бывших подвластных народов; мидяне персы , ( , вавилоняне , халдеи , скифы и киммерийцы , ее народ стал неотъемлемой частью империи Ахеменидов как и сама Ассирия ), занимая важные военные, гражданские и экономические позиции, и персы-ахемениды, проведя столетия под ассирийским господством , находились под сильным влиянием ассирийского искусства и архитектуры, строили свою империю по ассирийскому образцу и считали себя преемниками великого ассирийского короли. Согласно свидетельствам, ассирийцы все еще существовали на северо-западе региона во времена Парфянской империи (160 г. до н.э. – 223 г. н.э.) и империи Сасанидов (224–650 гг. н.э.), а также на протяжении всего средневековья , где семья врачей Бухтишу содержалась в большое уважение со стороны персидских царей.
На момент переписи 1976 года в Иране проживало около 200 000 ассирийцев. [ 11 ] Многие эмигрировали после революции 1979 года, но, по оценкам, по крайней мере 50 000 человек все еще находились в Иране в 1987 году.
В 1900 году ассирийцы насчитывали более 76 000 человек на северо-западе Ирана, составляя более четверти населения азербайджанской провинции и составляли крупнейшее немусульманское большинство в Урмии . Из 300 деревень вокруг Урмии 60 были исключительно ассирийскими, а 60 были смешанными деревнями с ассирийскими, армянскими и азербайджанскими общинами. к западу от озера Урмия было зарегистрировано более 115 ассирийских деревень. Тем не менее, до 1918 года [ 10 ]

Во время ассирийского геноцида , который произошел во время Первой мировой войны , Османская армия вместе с союзными курдскими и арабскими ополченцами вдоль персидско-турецкой и персидско-иракской границы осуществила религиозно и этнически мотивированные массовые убийства и депортации безоружных ассирийских мирных жителей (и армян ). как в горах, так и на богатых равнинах, в результате чего погибло не менее 300 000 ассирийцев. [ 12 ] Говорят, что этот геноцид, начавшийся в 1914 году, начался с объявления османами «джихада», очевидно, основанного исключительно на их этнических и религиозных различиях с ассирийцами из-за их веры в христианство, но на самом деле существовало стремление расширить свою «священную война» за пределы ассирийских территорий, чтобы распространить свое османское влияние. [ 13 ]
Османы уже устроили резню нескольких ассирийских племен с 1843 по 1845 год с целью захватить земли их предков и сделать их частью Османской империи. Этими племенами были, в частности, Тияри, Тхума, Джилу и Баз, которые отказались от османского командования. По данным британских советов, только за это время было убито 10 000 ассирийцев. Женщины и дети были взяты в плен, а ассирийские лидеры были изгнаны из османских войск. Ассирийцы чувствовали себя вынужденными принять, например, католицизм или православие, чтобы получить помощь от русских, французов или британцев. [ 13 ]
Только в 1914 году они напали на десятки деревень и прогнали всех жителей округа Гавар . Ассирийцы защищались и какое-то время успешно отражали дальнейшие атаки под предводительством Аги Петроса , захватив контроль над большей частью региона Урмия и при этом нанеся поражение османским силам и их курдским и арабским союзникам. Однако нехватка боеприпасов и припасов, вызванная главным образом выходом России из войны, а также крах союзных армянских войск привели к их падению. Ассирийцы, численно превосходящие их численностью, окруженные, испытывающие недостаток снабжения и отрезанные, подверглись ужасной резне. К ним относятся депортации ассирийцев вблизи османско-персидской границы в январе 1915 года, а также вторжение нескольких ассирийских племен, обитавших в горах Хаккари. В 1840-х годах этот район уже перенес многочисленные массовые убийства. [ 13 ]
К лету 1918 года почти все оставшиеся в живых ассирийцы бежали в Тегеран или в существующие ассирийские общины или лагеря беженцев в Ираке, такие как Бакуба . Местные курды и арабы воспользовались возможностью последнего этапа Первой мировой войны, чтобы грабить ассирийские дома, убивать мирных жителей и оставлять тех, кто остался без средств к существованию. Критическое убийство, посеявшее панику в ассирийской общине, произошло, когда 3 марта 1918 года курдские ополченцы под командованием Аги Исмаила Симко убили патриарха Шимуна XIX Биньямина под предлогом приглашения его на переговоры, хотя ассирийский лидер Малик Хошаба потребовал отомстить Симко, напав на его цитадель и разграбив ее, вынудив курдского лидера бежать, спасая свою жизнь. [ 11 ]
Религиозные общины
[ редактировать ]
Большинство ассирийцев в Иране являются последователями Ассирийской церкви Востока , а меньшинство в 3900 человек следует за халдейской католической церковью . [ 14 ] Некоторые также следуют протестантским конфессиям, таким как Ассирийская евангелическая церковь , Ассирийская пятидесятническая церковь и, возможно, русское православие из-за Русской духовной миссии в Урмии в 1900-х годах.
Распределение
[ редактировать ]- Урмия ( сирийский : ����������������) :
- Абаджалу , Абдулканди , Аде (������), Алиабад , Алиавач , Аликуми , Алькае , Анхар , Ардишай , Армутагадж , Бабаруд , Бадельбу , Бадики, Балануш , Балу , Борашан , Чамаки , Чамашаджан , Чарагуши , Чарбахш ( Чахарбахш ) (Урами) [ но ] ) , Дарбарут , Дигала ( Дигала [ но ] ) Dizataka, Diszgeri, Gawilan, Geogtapa, Lower Gniza, Upper Gniza, Gulpashin/Gulpashan, Gowzgavand, Hesar Babaganja, Ikiaghaj, Iryawa, Jamlawa, Khanishan, Kosi, Lulpa, Mushawa, Nazlu, Piqabaklu, Qala. Кара-Агадж , Караджалу , Карагоз, Касемлу , Кезель Ашук , Куртапа , Саатлу , Сайнабад , Сангар , Саралан , Сардаруд , Ширабад (����������), Сир , Сопурган , Така , Тармани , Тазаканд , Урмия , Вазирабад , Ягмиралу , Енгиджа , Зумалан (����������������������������������������������������������������������������������).
- Маргавар :
- Таргавар ( сирийский : ������������) :
- Добавьте Барадуста :
- Гангачин , Таджикистан .
- Салмас ( сирийский : ������������������) ::
Церкви
[ редактировать ]

- Церковь Святой Марии (Марти Марьям) – Урмия
- Сент-Луис Собор Святой Марии - Урмия
- Св. Церковь Кириака - Урмия
- Св. Дэниел Чёрч ( фа ) - Да
- Церковь Св. Иоанна - Аде - 1901 г.
- Св. Церковь Петра и Павла - Келисаканди
- Церковь Св. Георгия ( фа ) - Сопурган
- Св. Церковь Петра ( фа ) - Карабах
- Церковь Св. Саркиса - Сэр
- Церковь Св. Георгия ( фа ) - Гулпашан
- Св. Церковь Иоанна - Гавилан
- Церковь Святой Марии ( фа ) – Мавана
- Церковь Св. Фомы - Балоулан
- Ассирийская пятидесятническая церковь – Керманшах – 1955 г.
- Церковь Св. Иосифа (Мар Йозеп) – Тегеран (ул. Форсат) – 1950 г.
- Церковь Св. Фомы (Мар Тома) ( фа ) – Тегеран ( Амирабад ) – 1967 г.
Знаменитые ассирийцы из Ирана
[ редактировать ]- Ганнибал Алхас, поэт и художник
- Эвин Агасси , музыкальный исполнитель
- Рамона Амири , Мисс Мира Канада 2005
- Ашшурбанипал Бабилла , актер, театральный режиссер, драматург и художник.
- Стивен Бейташур , MLS игрок
- Патрик Бет-Дэвид, предприниматель, автор и ютубер
- Джордж Бит Атанус разработал нынешний ассирийский флаг в 1968 году.
- Семья Бухтишу , знаменитые врачи средневековья.
- Бенейл Дариуш , боец ММА
- Джек Дуглас , телеведущий
- Эпрайм Эшаг , член колледжа Уодэм, Оксфорд
- Александр Л. Джордж , почетный профессор политологии Грэма Х. Стюарта Стэнфордского университета
- Мар Юханнан Семаан Иссаи , архиепископ Ассиро-Халдейского митрополита Тегерана
- Джордж Малек-Йонан добился места в иранском парламенте для ассирийцев.
- Рози Малек-Йонан , актриса, писательница и активистка
- Юнан Нозарадан , ассирийско-американский врач и телеведущий (« Моя жизнь весом 600 фунтов »)
- Эндрю Дэвид Уршан , евангелист и писатель
См. также
[ редактировать ]- Христиане в Иране
- Этнические меньшинства в Иране
- Список ассирийских поселений
- Религиозные меньшинства в Иране
- Русская Духовная Миссия в Урмии
- Да'тид Бахрана
- Урмия Орточета
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Иран» . Отчет Госдепартамента США о международной религиозной свободе за 2018 год: Иран.
- ^ Jump up to: а б с Хоогланд (2008) , стр. 100–101.
- ^ «Иран: Институт ассирийской политики» . Ассирийский политический институт . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ «АССИРИЙЦЫ В ИРАНЕ i. Ассирийская община (- Энциклопедия Ираника» . www.iranicaonline.org . Проверено 20 мая 2020 г. ).
- ^ Хоогланд (2008) , стр. 100–101, 295.
- ^ «Иран» . Государственный департамент США . Проверено 20 мая 2020 г.
- ^ Нисан, Мордехай (2015). Меньшинства на Ближнем Востоке: история борьбы и самовыражения, 2-е изд . МакФарланд. п. 191. ИСБН 9780786451333 .
- ^ Хуглунд (2008) , стр. 128–129.
- ^ Николас аль-Джелоу, Свидетельства в камне и дереве: ассирийско-сирийская история и наследие региона Урмия в Иране. Parole de l'Orient 35 (2010), стр. 1–15.
- ^ Jump up to: а б «Расселение в диаспоре: история ассирийцев Урмии в Соединенных Штатах» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 января 2018 г. Проверено 7 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Иран: страновое исследование Федерального исследовательского отдела - стр. 128
- ^ Дэвид Гонт, «Ассирийский геноцид 1915 года» , Ассирийский исследовательский центр геноцида , 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Трэвис, Ганнибал (2011). «Геноцид ассирийцев, история забвения и отрицания». Забытые геноциды: забвение, отрицание и память . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. п. 125.
- ^ По состоянию на 2014 год, если объединить население всей иранской епархии, насчитывается 3900 последователей http://www.catholic-hierarchy.org/rite/dch2.html.
- ^ Йонан, Габриэле. «Ассирийцы_сегодня_Culture_Language_Nationalbew» . Academia.edu (на немецком языке).
Ссылки
[ редактировать ]- Хуглунд, Эрик (2008). «Общество и его окружающая среда» (PDF) . У Кертиса, Гленн Э.; Хуглунд, Эрик (ред.). Иран: страновое исследование . Серия региональных справочников. Библиотека Конгресса США , Отдел федеральных исследований (5-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия : Типография правительства США . стр. 81–142 . ISBN 978-0-8444-1187-3 . Проверено 13 октября 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Иден Наби, «Ассирийцы Ирана: воссоединение «Миллата», 1906–1914», Международный журнал исследований Ближнего Востока, 8. (1977), стр. 237–249.
- Иден Наби, «Иранские пограничные национальности: курды, ассирийцы, белуджи и туркмены», «Советские азиатские этнические границы», под редакцией МакКэгга и Сильвера (Нью-Йорк, Pergamon Press, 1979).
- Иден Наби, «Христианская ассирийская архитектура Ирана», Новости – Центр изучения мировых религий Гарвардского университета (весна 1998 г.), том. 5, нет. 2, с. 7, 10.
- Иден Наби, «Иштар: документирование кризиса в ассирийской иранской общине», МЕРИЯ, 4 октября (2006 г.) https://web.archive.org/web/20090124055153/http://meria.idc.ac.il/journal /2006/issue4/Naby.pdf